СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии 5 класс Алексеев "Полярная звезда" учебник 2019 года

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии 5 класс Алексеев "Полярная звезда" учебник 2019 года»

1.Пояснительная записка

1.1.Обоснование выбора программы

Настоящая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по географии и соответствует федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования. Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебниках по географии для 5 – 9 классов линии «Полярная звезда» под редакцией профессора А.И. Алексеева.

Рабочая программа по географии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и на основе:

• Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения.

• Примерной программы основного общего образования по географии как инвариантной (обязательной) части учебного курса;

• Программы развития и формирования универсальных учебных действий.

• Программы духовно – нравственного развития и воспитания личности.

• Рабочей программы. Предметная линия учебников «Полярная звезда». 5-9 классы. Авторы В.В. Николина, А.И. Алексеев, Е.К. Липкина.

Выбранная Примерная программа основного общего образования по географии соответствует возрастным особенностям обучающихся 5 класса, поэтому рабочая программа, составленная на её основе, обеспечивает мотивацию обучающихся к освоению базового уровня и обеспечивает освоение базовых понятий курса географии.

1.2. Нормативно-правовое основание разработки программы

- Федеральный закон от 29.12.2012 № 27Э-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования;

- основная образовательная программа основного общего образования Гильчинского филиала МБОУ «Раздольненская СОШ им. Г.П.Котенко»;

- учебный план Гильчинского филиала МБОУ «Раздольненская СОШ им. Г.П.Котенко»;

Положение о рабочей программе по предмету, курсу, дисциплине педагогов Гильчинского филиала МБОУ «Раздольненская СОШ им. Г.П.Котенко» 

1.3. Количество учебных часов.

Учебный план Гильчинского филиала МБОУ «Раздольненская СОШ им. Г.П.Котенко» на изучение географии в 5 классе отводит 1 час в неделю в течение всего года обучения.

1.4. Формы организации учебной деятельности

Формы урочной деятельности: урок-практикум, урок-деловая игра, урок- соревнование, урок-общение, урок-конференция, интегрированный урок, традиционный комбинированный урок

Технологии обучения: технологии традиционного обучения, технологии дифференцированного обучения, личностно-ориентированная, информационно-коммуникативные.

Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся:

Исследовательская деятельность, проектная деятельность.

1.5. Формы и виды контроля

Формы: проверочная работа, тест, контрольная работа. Виды: индивидуальный, групповой, фронтальный, входной, текущий, тематический, итоговый.

1.6. Учебно-методический комплект

Предметная линия учебников «Полярная звезда». 5-9 классы. Авторы В.В. Николина, А.И. Алексеев, Е.К. Липкина.

Атлас и контурные карты с заданиями. 5,6 класс.








II. Содержание программы

2.1. Содержание программы учебного курса в 5 классе


Введение. (1 час)

Зачем нам география и как мы будем ее изучать.

На какой Земле мы живём. ( 6 час.)

(Древний Китай, Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим). Появление первых географических карт.

География в эпоху Средневековья: путешествия и открытия викингов, древних арабов, русских землепроходцев. Путешествия Марко Поло и Афанасия Никитина.

Эпоха Великих географических открытий (открытие Нового света, морского пути в Индию, кругосветные путешествия). Значение Великих географических открытий.

Географические открытия XVII-XIX вв. (исследования и открытия на территории Евразии (в том числе на территории России), Австралии и Океании, Антарктиды). Первое русское кругосветное путешествие (И.Ф. Крузенштерн и Ю.Ф. Лисянский).

Географические исследования в ХХ веке (открытие Южного и Северного полюсов, океанов, покорение высочайших вершин и глубочайших впадин, исследования верхних слоев атмосферы, открытия и разработки в области Российского Севера). Значение освоения космоса для географической науки.

Географические знания в современном мире. Современные географические методы исследования Земли.

Планета Земля. ( 5 час.)

Движения Земли и их следствия.

Земля - часть Солнечной системы. Земля и Луна. Влияние космоса на нашу планету и жизнь людей. Форма и размеры Земли. Наклон земной оси к плоскости орбиты. Виды движения Земли и их географические следствия. Движение Земли вокруг Солнца. Смена времен года. Тропики и полярные круги. Пояса освещенности. Календарь - как система измерения больших промежутков времени, основанная на периодичности таких явлений природы, как смена дня и ночи, смена фаз Луны, смена времен года. Осевое вращение Земли. Смена дня и ночи, сутки, календарный год.


План и карта. ( 11 час.)

Виды изображения земной поверхности: план местности, глобус, географическая карта, аэрофото- и аэрокосмические снимки. Масштаб. Стороны горизонта. Азимут. Ориентирование на местности: определение сторон горизонта по компасу и местным признакам, определение азимута. Особенности ориентирования в мегаполисе и в природе. План местности. Условные знаки. Как составить план местности. Составление простейшего плана местности/учебного кабинета/комнаты. Географическая карта - особый источник информации. Содержание и значение карт. Топографические карты. Масштаб и условные знаки на карте. Градусная сеть: параллели и меридианы. Географические координаты: географическая широта. Географические координаты: географическая долгота. Определение географических координат различных объектов, направлений, расстояний, абсолютных высот по карте.


Литосфера – твердая оболочка Земли. (12 час.)

Земная кора. Горные породы, минералы и полезные ископаемые. Движения земной коры. Рельеф земли.


2.2 Учебно-тематический план


Перечень и название раздела и тем курса

Кол-во часов

Введение. Зачем нам география и как мы будем ее изучать

1

Раздел 1.На какой Земле мы живем.

6

Раздел 2. Планета Земля

5

Раздел 3.План и карта

11

Раздел 4.Литосфера – твердая оболочка Земли

12

Итого

35




2.3 Требования к уровню подготовки обучающихся.


Содержание и методический аппарат учебников данной линии направлены на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов обучения при изучении курса «География». Достижение предметных результатов обеспечивается следующими линиями развития:

1-я линия развития – осознание роли географии в познании окружающего мира:

– объяснять роль различных источников географической информации.

2-я линия развития – освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:

– объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли;

– формулировать природные и антропогенные причины изменения окружающей среды;

– выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений.

3-я линия развития – использование географических умений:

– находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;

– составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации;

– применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы.

4-я линия развития – использование карт как моделей:

– определять на карте местоположение географических объектов.

5-я линия развития – понимание смысла собственной действительности:

– определять роль результатов выдающихся географических открытий;

– использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

– приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды.


Достижение метапредметных результатов обучения: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности; умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; умение определять понятия, создавать обобщения, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебных и познавательных задач; умение организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в группе; умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей;

формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ;

формирование и развитие экологического мышления, умение применять его на практике.

Авторы уделили большое значение заданиям, направленным на достижение личностных результатов обучения: воспитание российской гражданской идентичности; формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и учитывающего

многообразие современного мира; формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; формирование основ экологической культуры;

уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира и России. В учебнике 5 класса дается материал о выдающихся путешественниках и ученых мира и нашей страны, что дает возможность учителю формировать у учащихся чувство патриотизма при изучении достижений отечественной науки.

















3. Календарно-тематическое планирование



п/п

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Форма контроля

Домашнее задание

Дата проведения

план

факт

Введение ( 1час)

1

Зачем нам география и как мы её будем изучать.

1 час

Урок изучения нового материала


Индивидуальные ответы

П.1



На какой Земле мы живём. ( 6 час.)

2

Как люди открывали Землю (1)

1 час

Комбинированный урок: ознакомление с новым материалом и закрепление полученных знаний

Индивидуальные ответы.

Защита реферата о путешественнике.

П.2Подготовить сообщение



3

Как люди открывали Землю (2)

1 час

Комбинированный урок: ознакомление с новым материалом и закрепление полученных знаний

Оценка за таблицу

П.3




4

Российские путешественники.

1 час

Комбинированный урок: ознакомление с новым материалом и закрепление полученных знаний


П.4



5

География сегодня

1 час

Комбинированный урок

Групповая работа

П.4



6

Практическая работа № 1. «Географические открытия 10–17 век. Карта путешествий 17–20 век.

1 час


Практическая работа

Практическая работа.



7

Контрольная работа № 1

1 час


Индивидуальные ответы

Повторение.



Планета Земля.(5 час.)

8

Мы во Вселенной

1 час

Урок изучения нового материала

Фронтальный, индивидуальный

П.5



9

Движения Земли

1 час

Урок изучения нового материала

Составление и оценивание схемы.

П.6, ответить на вопросы



10

Солнечный свет на Земле

1 час

Комбинированный урок: ознакомление с новым материалом и закрепление полученных знаний

индивидуальные устные ответы

П.7



11

Обобщающее повторение по темам «На какой Земле мы живем. Планета Земля».

1 час

Комбинированный урок: обобщение полученных ЗУН.

Тест




12

Контрольная работа № 2. «На какой земле мы живем. Планета Земля»

1 час

Урок проверки ЗУН

Индивидуальная работа. Оценка за КР





План и карта. (11 час.)

13

Ориентирование на местности

1 час

Комбинированный урок: ознакомление с новым материалом и закрепление полученных знаний на прошедших уроках и в начальной школе по данной теме (опорные знания).

Фронтальный опрос

П.8, рис.20, начертить план местности



14

Земная поверхность на плане и карте (1)

1 час

Урок изучения нового материала

Фронтально. Индивидуальные ответы

П.9



15

Земная поверхность на плане и карте (2)



1 час

Комбинированный урок

Оценивание плана территории школы.

П.10, ответить на вопросы 1-3



16

Учимся с звездой» Практическая работа №2 «Построение плана местности» «Полярной

1 час

Комбинированный урок: обобщение полученных ЗУН и применение их на практике

Групповая работа. Оценка за ПР

П.11



Закончить работу по построению плана местности в тетради



17

Географическая карта

1 час

Урок изучения нового материала

Индивидуальные ответы

П.12

Подготовить сообщение, ответить на вопросы после параграфа




18

Градусная сетка

1 час

Урок изучения нового материала

Фронтально.

Индивидуальные ответы

П.13

Заполнить таблицу



19

Практическая работа №3 Градусная сетка.

1 час

Практическая работа.


Практическая работа.



20

Географические координаты (1)

1 час

Урок изучения нового материала

Индивидуальные ответы

П.14, рис.30,

вопросы 1-3



21

Географические координаты (2)

1 час

Комбинированный урок

Индивидуальные ответы Письменная работа по определению координат

П.15, ответить на вопросы 4-6



22

Учимся с «Полярной звездой"

Практическая работа №4 «Определение географических координат, расстояний и направлений»

1 час

Комбинированный урок: обобщение полученных ЗУН и применение их на практике

Оценка за ПР

П.16


Закончить работу по определению географических координат в тетради



23

Контрольная работа № 2. «План и карта»

1 час

Урок закрепления ЗУН

Оценка за контрольную работу по теме «План и карта»




Литосфера – твердая оболочка Земли.( 14 час.)

24

Земная кора – верхняя часть литосферы

1 час

Урок изучения нового материала

Индивидуальные ответы

П.20



25

Горные породы, минералы и полезные ископаемые. Практическая работа № 5. Заполни таблицу «Как человек использует горные породы и минералы. Указать на контурной карте основные месторождения полез. ископаемых.»

1 час

Комбинированный урок: ознакомление с новым материалом и закрепление полученных ЗУН на прошедших уроках и в начальной школе по данной теме (опорные знания).

Фронтальный опрос, работа в группах

П.21


Составить и заполнить таблицу «Горные породы»



26

Движения земной коры (1)

1 час

Урок изучения нового материала

Фронтальный

П.22



27

Движения земной коры (2)

1 час

Комбинированный урок

Оценивание сообщений по теме из материалов СМИ.

П.23



28

Рельеф Земли. Равнины.

1 час

Урок изучения нового материала

Фронтальный опрос. Работа в малых группах

П.24, выполнить работу на контурной карте



29

Рельеф Земли. Горы


1 час

Урок изучения нового материала

Фронтальный опрос

П.25



30

Учимся с «Полярной звездой» Практическая работа №4 « Скульптурный портрет Земли» Решение практических задач по карте.


1 час

Комбинированный урок: обобщение полученных ЗУН и применение их на практике

Оценка за ПР


П.26



Закончить практическую работу на контурной карте



31

Литосфера и человек.

1 час

Комбинированный урок

Работа в группах

П.27



32

Контрольная работа №3. «Литосфера – твердая оболочка Земли».

1 час

Урок

Контроль ЗУН

Тест «Литосфера»




33

Обобщающее и повторение изученного материала за курс география 5 класс.

1 час

Урок повторения и закрепления ЗУН





34

Итоговое тестирование за курс географии 5 класс.№ 4

1 час


Урок Контроль ЗУН

Итоговый тест




35

Анализ итогового теста.

Повторение. Решение задач по карте. Анализ физических карт.

1 час

Комбинированный урок: обобщение полученных ЗУН и применение их на практике






Контроль планируемых результатов изучения

учебного предмета.


Перечень вопросов для итогового контроля по изучаемой дисциплине:


1. Что изучает география

2. Как люди изучали Землю

3. Планета Земля

4.План и карта

5. Литосфера – твердая оболочка Земли



Источники контрольно-измерительных материалов



п/п

Название

Автор

Выходные данные

1.

География 5 класс

Мой тренажер

В.В. Николина

М.: Просвещение 2017

2.

География. Тесты

5 класс

Барабанов В.В.

М.: Дрофа

2016

3.

«Конструктор» текущего контроля

5 класс

Е.Е. Гусева

М.: Просвещение 2017

4.

География. Тесты для итогового контроля.

5 класс

Петрова О.О.

М.: Дрофа

2016






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!