СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по геометрии 10 класс УМК Атанасян

Категория: Геометрия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по  «математике (геометрия)» для 10 класса разработана  в соответствии: 

  • ФГОС ООО (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1897 от 17.12.2010 с изменениями приказ № 1577 от 31.12.2015);

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по геометрии 10 класс УМК Атанасян»

Пояснительная записка

Рабочая программа по «математике (геометрия)» для 10 класса разработана в соответствии:

  • ФГОС ООО (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1897 от 17.12.2010 с изменениями приказ № 1577 от 31.12.2015);

  • ООП ООО МОУ «Средняя школа № 31» (утверждена приказом директора школы № 01-08/164-04 от 29.08.2015 г)

  • Календарным учебным графиком МОУ «Средняя школа № 31»(утвержден приказом директора школы №01-08/136-02 от 30.08.2019

  • Приказом Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253 г. Москва «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»; с изменениями, приказ № 629 от 05.07.2017г.

  • По количеству часов, отведенных на изучение каждой конкретной темы, программа соответствует государственному стандарту основного общего образования.

  • На изучение геометрии в 10 классе отводится 2 часа в неделю. При 34 учебных неделях общее количество, отведенное на изучение предмета, составляет 68 часов.

УМК

  1. Сборник нормативных документов. Математика/сост.Э.Д.Днепров,А.Г.Аркадьев.-М.:Дрофа,2007.

  2. Геометрия 10-11: Учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый и профил. уровни/ [Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др.]- 22-е изд.-М.: Просвещение,2018.

  3. Дидактические материалы по геометрии для 10 класса/Б.Г.Зив.- 7-е изд.-М.: Просвещение, 2011.

  4. Задачи по геометрии: Пособие для учащихся 7-11 кл. общеобразоват. учреждений/Б.Г.Зив, В.М.Мейлер, А.П.Баханский.-8-е изд.-М.: Просвещение, 2013.



Содержание учебного предмета «Геометрия» 10-11класс

Повторение. Решение задач с использованием свойств фигур на плоскости. Решение задач на доказательство и построение контрпримеров. Применение простейших логических правил. Решение задач с использованием теорем о треугольниках, соотношений в прямоугольных треугольниках, фактов, связанных с четырехугольниками. Решение задач с использованием фактов, связанных с окружностями. Решение задач на измерения на плоскости, вычисления длин и площадей. Решение задач с помощью векторов и координат.

Наглядная стереометрия. Призма, параллелепипед, пирамида, тетраэдр.

Основные понятия геометрии в пространстве. Аксиомы стереометрии и следствия из них. Понятие об аксиоматическом методе.

Теорема Менелая для тетраэдра. Построение сечений многогранников методом следов. Центральное проектирование. Построение сечений многогранников методом проекций.

Скрещивающиеся прямые в пространстве. Угол между ними. Методы нахождения расстояний между скрещивающимися прямыми.

Теоремы о параллельности прямых и плоскостей в пространстве. Параллельное проектирование и изображение фигур. Геометрические места точек в пространстве.

Перпендикулярность прямой и плоскости. Ортогональное проектирование. Наклонные и проекции. Теорема о трех перпендикулярах.

Виды тетраэдров. Ортоцентрический тетраэдр, каркасный тетраэдр, равногранный тетраэдр. Прямоугольный тетраэдр. Медианы и бимедианы тетраэдра.

Достраивание тетраэдра до параллелепипеда.

Расстояния между фигурами в пространстве. Общий перпендикуляр двух скрещивающихся прямых.

Углы в пространстве. Перпендикулярные плоскости. Площадь ортогональной проекции. Перпендикулярное сечение призмы. Трехгранный и многогранный угол. Свойства плоских углов многогранного угла. Свойства плоских и двугранных углов трехгранного угла. Теоремы косинусов и синусов для трехгранного угла.

Виды многогранников. Развертки многогранника. Кратчайшие пути на поверхности многогранника.

Теорема Эйлера. Правильные многогранники. Двойственность правильных многогранников.

Призма. Параллелепипед. Свойства параллелепипеда. Прямоугольный параллелепипед. Наклонные призмы.

Пирамида. Виды пирамид. Элементы правильной пирамиды. Пирамиды с равнонаклоненными ребрами и гранями, их основные свойства.

Площади поверхностей многогранников.

Тела вращения: цилиндр, конус, шар и сфера. Сечения цилиндра, конуса и шара. Шаровой сегмент, шаровой слой, шаровой сектор (конус).

Усеченная пирамида и усеченный конус.

Элементы сферической геометрии. Конические сечения.

Касательные прямые и плоскости. Вписанные и описанные сферы. Касающиеся сферы. Комбинации тел вращения.

Векторы и координаты. Сумма векторов, умножение вектора на число. Угол между векторами. Скалярное произведение.

Уравнение плоскости. Формула расстояния между точками. Уравнение сферы. Формула расстояния от точки до плоскости. Способы задания прямой уравнениями.

Решение задач и доказательство теорем с помощью векторов и методом координат. Элементы геометрии масс.

Понятие объема. Объемы многогранников. Объемы тел вращения. Аксиомы объема. Вывод формул объемов прямоугольного параллелепипеда, призмы и пирамиды. Формулы для нахождения объема тетраэдра. Теоремы об отношениях объемов.

Приложения интеграла к вычислению объемов и поверхностей тел вращения. Площадь сферического пояса. Объем шарового слоя. Применение объемов при решении задач.

Площадь сферы.

Развертка цилиндра и конуса. Площадь поверхности цилиндра и конуса.

Комбинации многогранников и тел вращения.

Подобие в пространстве. Отношение объемов и площадей поверхностей подобных фигур.

Движения в пространстве: параллельный перенос, симметрия относительно плоскости, центральная симметрия, поворот относительно прямой.

Преобразование подобия, гомотетия. Решение задач на плоскости с использованием стереометрических методов.

Геометрия

10 класс (68 часов)


Содержание обучения.

Некоторые сведения из планиметрии-12 часов.

Углы и отрезки, связанные с окружностью. Решение треугольников. Теорема Менелая и Чевы.Эллипс, гипербола и парабола.

Введение-3 часа.

Предмет стереометрии. Аксиомы стереометрии. Некоторые следствия из аксиом.

Параллельность прямых и плоскостей-16 часов.

Параллельные прямые в пространстве. Параллельность трёх прямых. Параллельность прямой и плоскости. Скрещивающиеся прямые. Углы с сонаправленными сторонами. Угол между прямыми. Параллельные плоскости. Свойства параллельных плоскостей. Тетраэдр. Параллелепипед. Задачи на построение сечений.

Перпендикулярность прямых и плоскостей-17 часов.

Перпендикулярные прямые в пространстве. Параллельные прямые, перпендикулярные к плоскости. Признак перпендикулярности прямой и плоскости. Теорема о прямой, перпендикулярной к плоскости. Расстояние от точки до плоскости. Теорема о трёх перпендикулярах. Угол между прямой и плоскостью. Двугранный угол. Признак перпендикулярности двух плоскостей. Прямоугольный параллелепипед. Трёхгранный угол. Многогранный угол.

Многогранники-14 часов.

Понятие многогранника. Геометрическое тело. Теорема Эйлера. Призма. Пространственная теорема Пифагора. Пирамида. Правильная пирамида. Усечённая пирамида. Симметрия в пространстве. Понятие правильного многогранника. Элементы симметрии правильных многогранников.

Повторение курса геометрии 10 класса- 6 часов.


11 класс (68 часов)

Содержание обучения.

Цилиндр, конус и шар- 16 часов.

Понятие цилиндра. Площадь поверхности цилиндра. Понятие конуса. Площадь поверхности конуса. Усечённый конус. Сфера и шар. Взаимное расположение сферы и плоскости. Касательная плоскость к сфере. Площадь сферы. Взаимное расположение сферы и прямой. Сфера, вписанная в цилиндрическую поверхность. Сфера, вписанная в коническую поверхность. Сечения цилиндрической поверхности. Сечения конической поверхности.

Объёмы тел-17 часов.

Понятие объёма. Объём прямоугольного параллелепипеда. Объём прямой призмы. Объём цилиндра. Вычисление объёмов тел с помощью интегралов.

Объём наклонной призмы. Объём пирамиды. Объём конуса. Объём шара. Объём шарового сегмента, шарового слоя и шарового сектора. Площадь сферы.

Векторы в пространстве- 6 часов.

Понятие вектора. Равенство векторов. Сложение и вычитание векторов. Сумма нескольких векторов. Умножение вектора на число. Компланарные векторы. Правило параллелепипеда. Разложение вектора по трём некомпланарным векторам.

Метод координат в пространстве. Движения- 15 часов.

Прямоугольная система координат в пространстве. Координаты вектора. Связь между координатами векторов и координатами точек. Простейшие задачи в координатах. Уравнение сферы. Угол между векторами. Скалярное произведение векторов. Вычисление углов между прямыми и плоскостями. Уравнение плоскости. Центральная симметрия. Осевая симметрия. Зеркальная симметрия. Параллельный перенос. Преобразование подобия.

Повторение курса геометрии - 14 часов.





Поурочное планирование 10 класс


№ урока

Кол – во часов

Содержание учебного материала

Планируемый результат


Глава VIII. Некоторые сведения из планиметрии. (12 часов).


1/1


Угол между касательной и хордой.

- Формулировать и доказывать теоремы об угле между касательной и хордой, об отрезках пересекающихся хорд, о квадрате касательной;

- выводить формулы для вычисления углов между двумя пересекающимися хордами, между двумя секущими, проведёнными из одной точки;

- формулировать и доказывать утверждения о свойствах и признаках вписанного и описанного четырёхугольников;

- решать задачи с использованием изученных теорем и формул.


2/2


Теоремы об отрезках, связанных с окружностью.


3/3


Углы с вершинами внутри и вне круга.


4/4


Вписанный и описанный четырехугольник.


5/5


Теорема о медиане и биссектрисе треугольника.

- Выводить формулы, выражающие медиану и биссектрису треугольника через его стороны, а также различные формулы площади треугольника;

- формулировать и доказывать утверждения об окружности и прямой Эйлера;

- решать задачи, используя выведенные формулы.


6/6


Формулы площади треугольника.


7/7


Задача Эйлера.


8/8


Решение задач по теме:"Решение треугольников"


9/9


Теорема Менелая и Чевы.

- Формулировать и доказывать теоремы Менелая и Чевы, и использовать их при решении задач


10/10


Решение задач на применение теоремы.


11/11


Эллипс, гипербола и парабола основные понятия. Канонические уравнения.

- Формулировать определения эллипса, гиперболы и параболы, выводить их канонические уравнения и изображать эти кривые на рисунке.


12/12


Контрольная работа по теме :" Некоторые сведения из планиметрии".



Введение. Аксиомы стереометрии, их следствия.(3 часа)


13/1

1

Предмет стереометрии. Основные понятия стереометрии: точка, прямая, плоскость, пространство. Понятие об аксиоматическом способе построения геометрии

- Перечислять основные фигуры в пространстве (точка, прямая, плоскость), формулировать три аксиомы об их взаимном расположении и иллюстрировать эти аксиомы примерами из окружающей обстановки.


14/2

1

Аксиомы стереометрии. Некоторые следствия из аксиом.


15/3

1

Решение задач на применение аксиом стереометрии и их следствий.

- Формулировать и доказывать теорему о плоскости, проходящей через прямую и не лежащую на ней точку, и теорему о плоскости, проходящей через две пересекающиеся прямые.


Гл.1 Параллельность прямых и плоскостей (16 часов)



Глава I. Параллельность прямых и плоскостей. (16 часов).

16/ 1

1

Параллельные прямые в пространстве. Параллельность трех прямых.

- Формулировать определение параллельных прямых в пространстве, формулировать и доказывать теоремы о параллельных прямых;

- объяснять, какие возможны случаи взаимного расположения прямой и плоскости в пространстве, и приводить иллюстрирующие примеры из окружающей обстановки;

- формулировать определение параллельных прямой и плоскости, формулировать и доказывать утверждения о параллельности прямой и плоскости (свойства и признак);

- решать задачи на вычисление и доказательство, связанные со взаимным расположением прямых и плоскостей.


17/ 2

1

Параллельность прямой и плоскости. Признаки и свойства.


18-19 /3-4

2

Повторение теории, решение задач на параллельность прямой и плоскости.


20/ 5

1

Расположение прямых в пространстве. Пересекающиеся, параллельные и скрещивающиеся прямые.

- Объяснять, какие возможны случаи взаимного расположения двух прямых в пространстве, и приводить иллюстрирующие примеры;

- формулировать определение скрещивающихся прямых, формулировать и доказывать теорему, выражающую признак скрещивающихся прямых, и теорему о плоскости, проходящей через одну из скрещивающихся прямых и параллельной другой прямой;

- объяснять, какие два луча называются сонаправленными, формулировать и доказывать теорему об углах с сонаправленными сторонами;

- объяснять, что называется углом между пересекающимися прямыми углом между скрещивающимися прямыми;

- решать задачи на вычисление и доказательство, связанные со взаимным расположением двух прямых и углом между ними.


21/ 6

1

Углы с сонаправленными сторонами. Угол между прямыми в пространстве.


22/ 7

1

Решение задач на нахождение углов между прямыми в пространстве.


23/ 8

1

Решение задач на параллельность прямых. Контрольная работа №1 по теме «Следствия из аксиом. Параллельность прямых» (0.5 ч)


24/ 9

1

Анализ контрольной работы. Параллельные плоскости. Свойства параллельных плоскостей, признак.

- Формулировать определение параллельных плоскостей, формулировать и доказывать утверждения о признаке и свойствах параллельных плоскостей, использовать эти утверждения при решении задач.


25/ 10

1

Изображение пространственных фигур. Понятие о параллельном проектировании.


26/ 11

1

Тетраэдр и параллелепипед.

- Объяснять, какая фигура называется тетраэдром и какая параллелепипедом, показывать на чертежах и моделях их элементы, изображать эти фигуры на рисунках, иллюстрировать с их помощью различные случаи взаимного расположения прямых и плоскостей в пространстве;

- формулировать и доказывать утверждения о свойствах параллелепипеда;

- объяснять, что называется сечением тетраэдра (параллелепипеда), решать задачи на построение сечений тетраэдра и параллелепипеда на чертеже.


27/ 12

1

Куб. Сечения куба.


28 /13

1

Задачи на построение сечений призмы.


29 /14

1

Задачи на построение сечений пирамиды.


30 /15

1

Повторение теории, решение задач


31/16

1

Контрольная работа №2 по теме «Параллельность прямых и плоскостей».



Гл.2 Перпендикулярность прямых и плоскостей (17 часов)


32 /1

1

Анализ контрольной работы. Перпендикулярные прямые в пространстве. Параллельные прямые, перпендикулярные к плоскости.

- Формулировать определение перпендикулярных прямых в пространстве;

- формулировать и доказывать лемму о перпендикулярности двух параллельных прямых к третьей прямой;

- формулировать определение прямой, перпендикулярной к плоскости и приводить иллюстрирующие примеры из окружающей обстановки;

- формулировать и доказывать теоремы (прямую и обратную) о связи между параллельностью прямых и их перпендикулярностью к плоскости, теорему, выражающую признак перпендикулярности прямой и плоскости, и теорему о существовании и единственности прямой, проходящей через данную точку и перпендикулярной к данной плоскости;

- решать задачи на вычисление и доказательство, связанные с перпендикулярностью прямой и плоскости.


33/2

1

Перпендикулярность прямой и плоскости. Признак перпендикулярности прямой и плоскости


34/ 3

1

Теорема о прямой, перпендикулярной к плоскости


35/ 4

1

Решение задач на перпендикулярность прямой и плоскости.


36/5

1

Расстояние от точки до плоскости. Расстояние между прямой и параллельной ей плоскостью. Расстояние между скрещивающимися прямыми. Расстояние между параллельными плоскостями.


37/6

1

Перпендикуляр и наклонная. Теорема о трех перпендикулярах.

- Объяснять, что такое перпендикуляр и наклонная к плоскости, что называется проекцией наклонной, что называется расстоянием: от точки до плоскости, между параллельными плоскостями, между параллельными прямой и плоскостью, между скрещивающимися прямыми;

- формулировать и доказывать теорему о трёх перпендикулярах и применять её при решении задач;

- объяснять, что такое ортогональная проекция точки (фигуры) на плоскость, и доказывать, что проекцией прямой на плоскость, не перпендикулярную к этой прямой, является прямая;

- объяснять, что называется углом между прямой и плоскостью и каким свойством он обладает;

- объяснять, что такое центральная проекция точки (фигуры) на плоскость.


38/ 7

1

Угол между прямой и плоскостью.


39/ 8

2

Решение задач на применение теоремы о трех перпендикулярах, на угол между прямой и плоскостью.


40/9

1

Двугранный угол. Линейный угол двугранного угла.

- Объяснять, какая фигура называется двугранным углом и как она измеряется;

- доказывать, что все линейные углы двугранного угла равны друг другу;

- объяснять, что такое угол между пересекающимися плоскостями и в каких пределах он изменяется;

- формулировать определение взаимно перпендикулярных плоскостей,

формулировать и доказывать теорему о признаке перпендикулярности двух плоскостей;

- объяснять, какой параллелепипед называется прямоугольным, формулировать и доказывать утверждения о его свойствах;

- объяснять, какая фигура называется многогранным (в частности, трёхгранным) углом и как называются его элементы, какой многогранный угол называется выпуклым;

- формулировать и доказывать утверждения о том, что каждый плоский угол трёхгранного угла меньше суммы двух других плоских углов, и теорему о сумме плоских углов выпуклого многогранного угла;



41-42/ 10-11

2

Перпендикулярность плоскостей. Признак перпендикулярности двух плоскостей


43/12

1

Прямоугольный параллелепипед


44-45/13-14

2

Решение задач по теме «Перпендикулярность плоскостей».


46/15

1

Площадь ортогональной проекции многоугольника.



47/ 16

1

Урок обобщения знаний по теме «Перпендикулярность прямых и плоскостей».



48/ 17

1

Контрольная работа №3 по теме «Перпендикулярность прямых и плоскостей».



Гл.3 Многогранники (14 часов)


49/ 1

1

Анализ контрольной работы. Понятие многогранника, вершины, ребра, грани многогранника. Развертка.

- Объяснять, какая фигура называется многогранником и как называются его элементы, какой многогранник называется выпуклым, приводить примеры многогранников;

- объяснять, что такое геометрическое тело;

- формулировать и доказывать теорему Эйлера для выпуклых многогранников;

- объяснять, какой многогранник называется призмой и как называются его элементы, какая призма называется прямой, наклонной, правильной, изображать призмы на рисунке;

- объяснять, что называется площадью полной (боковой) поверхности призмы, и доказывать теорему о площади боковой поверхности прямой призмы;

- выводить формулу площади ортогональной проекции многоугольника и доказывать пространственную теорему Пифагора;

- решать задачи на вычисление и доказательство, связанные с призмой.


50/ 2

1

Призма, ее основание, боковые ребра, высота, боковая и полная поверхности.


51/ 3

1

Призма, прямая призма, наклонная призма, правильная призма.


52 /4

1

Решение задач по теме:"Призма"


53/5

1

Многогранные углы. Теорема Эйлера. Выпуклые многогранники


54 /6

1

Пирамида, ее основание, боковые ребра, высота, боковая и полная поверхности.

- Объяснять, какой многогранник называется пирамидой и как называются его элементы, что называется площадью полной (боковой) поверхности пирамиды;

- объяснять, какая пирамида называется правильной, доказывать утверждение о свойствах её боковых рёбер и боковых граней, и теорему о площади боковой поверхности правильной пирамиды;

- объяснять, какой многогранник называется усечённой пирамидой и как называются его элементы, доказать теорему о площади боковой поверхности правильной усечённой пирамиды;

- решать задачи на вычисление и доказательство, связанные с пирамидами, а также задачи на построение сечений пирамид на чертеж.


55/7

1

Треугольная пирамида.


56/ 8

1

Правильная пирамида, усеченная пирамида


57/ 9

1

Решение задач по теме:"Пирамида"


58/ 10

1

Симметрия в пространстве (центральная, осевая, зеркальная).Примеры симметрии в окружающем мире.

- Объяснять, какие точки называются симметричными относительно точки (прямой, плоскости), что такое центр (ось, плоскость) симметрии фигуры, приводить примеры фигур, обладающих элементами симметрии, а также примеры симметрии в архитектуре, технике, природе;

- объяснять, какой многогранник называется правильным, доказывать, что не существует правильного многогранника, гранями которого являются правильные n – угольники при n ≥ 6;

- объяснять, какие существуют виды правильных многогранников и какими элементами симметрии они обладают.

Использовать компьютерные программы при изучении темы «Многогранники».


59 /11


Понятие правильного многогранника. Элементы симметрии правильного многогранника.


60 /12


Симметрия в кубе, параллелепипеде, пирамиде.


61/13

1

Урок обобщения знаний по теме «Многогранники».


62/14

1

Контрольная работа №4 по теме «Многогранники».


Повторение (6часов)


61 /1

1

Анализ контрольной работы. Аксиомы стереометрии, их следствия.



62 /2

1

Параллельность прямых и плоскостей



63/ 3

1

Перпендикулярность прямых и плоскостей.



64/ 4

1

Итоговая контрольная работа за курс геометрии 10 класса.



67/ 5

1

Угол между прямой и плоскостью. Теорема о трех перпендикулярах.



68 /6

1

Заключительный урок-беседа по курсу геометрии 10 класса .





Результаты изучения предмета

ФГОС СОО предъявляет следующие требования к предметным результатам освоения курса математики:


1) сформированность представлений о математике как части мировой культуры и о месте математики в современной цивилизации, о способах описания на математическом языке явлений реального мира;

2) сформированность представлений о математических понятиях как о важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать разные процессы и явления; понимание возможности аксиоматического построения математических теорий;

3) владение методами доказательств и алгоритмов решения; умение их применять, проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;

4) использование готовых компьютерных программ, в том числе для поиска пути решения и иллюстрации решения задач;

5) сформированность представлений об основных понятиях, идеях и методах математического анализа;

6) владение основными понятиями о плоских и пространственных геометрических фигурах, их основных свойствах; сформированность умения распознавать на чертежах, моделях и в реальном мире геометрические фигуры; применение изученных свойств геометрических фигур и формул для решения геометрических задач и задач с практическим содержанием;

7) сформированность представлений о процессах и явлениях, имеющих вероятностный характер, о статистических закономерностях в реальном мире, об основных понятиях элементарной теории вероятностей; умений находить и оценивать вероятности наступления событий в простейших практических ситуациях и основные характеристики случайных величин;

8) владение навыками использования готовых компьютерных программ при решении задач.




















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!