Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 2»
городского округа Щёлково
УТВЕРЖДЕНО
приказом по МАОУ «Гимназия № 2»
городского округа Щёлково
от 31.08.2021 № 47/1
Рабочая программа по геометрии
8 Л класс
(базовый уровень)
Составитель:
Артемьев Василий Ильич,
учитель математики высшей квалификационной категории
2021 г.
Рабочая программа учебного предмета "Геометрия" для 8 Л класса составлена на основании:
- ФГОС ООО (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г. №1897, с изменениями приказ от 31.12.2015 г. №1577);
- ООП ООО МАОУ «Гимназия № 2» ГОЩ;
- авторской программы геометрии Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. – 5-е изд.-М,: Просвещение, 2017г.
- учебник "Геометрия" для 7-9 класса, авторы: Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. – 5-е изд.-М,: Просвещение, 2017г.
Рабочая программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю, 34 недели), что соответствует Учебному плану основного общего образования МАОУ «Гимназия № 2»ГОЩ
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Изучении геометрии дает возможность достичь следующих результатов
Предметные результаты
Обучающийся научится
распознавать фигуры и их свойства;
вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов), в том числе: для углов от 0 до 180 градусов определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использование при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера;
формулировать геометрические задачи, приводить доказательства;
соотносить геометрический материал с его применением в жизни
создаст фундамент для математического развития, формирование механизмов мышления, характерных для математической деятельности;
работать с геометрическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию);
использовать навыки устных, письменных, инструментальных вычислений;
точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики;
Обучающиеся в совместной деятельности с учителем имеют возможность научиться
владеть геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
усвоить систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, а также на наглядном уровне – о простейших пространственных телах, умение применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задач;
использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
выполнять основные геометрические построения;
Метапредметные результаты
умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;
умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, общие способу работы; умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; слушать партнера; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
формирование первоначальные представления об идеях и о методах математики как универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
Личностные результаты
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении геометрических задач;
умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
Содержание тем учебного курса
Четырёхугольники (14 часов)
Изучает наиболее важные виды четырехугольников —параллелограмм, прямоугольник, ромб, квадрат, трапецию; дать представление о фигурах, обладающих осевой или центральной симметрией.
Объясняет, что такое ломаная, многоугольник, его вершины, смежные стороны, диагонали, изображать и распознавать многоугольники на чертежах; формулирует определение выпуклого многоугольника; изображает и распознает выпуклые и невыпуклые многоугольники; формулирует и доказывает утверждения о сумме углов выпуклого многоугольника и сумме его внешних углов; формулирует определения параллелограмма, трапеции, равнобедренной и прямоугольной трапеций, прямоугольника, ромба, квадрата; изображает и распознает эти четырёхугольники; формулирует и доказывает утверждения об их свойствах и признаках; объясняет, какие две точки называются симметричными относительно прямой (точки), в каком случае фигура называется симметричной относительно прямой (точки) и что такое ось (центр) симметрии фигуры; приводит примеры фигур, обладающих осевой (центральной) симметрией, а также примеры осевой и центральной симметрий в окружающей нас обстановке.
Площадь (14 часов)
Расширяет и углубляет полученные в 5 - 6 классах представления, обучающихся об измерении и вычислении площадей; выводит формулы площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции; доказывает одну из главных теорем геометрии - теорему Пифагора.
Учится объяснять, как производится измерение площадей многоугольников, какие многоугольники называются равновеликими и какие равносоставленными; формулировать основные свойства площадей и выводить с их помощью формулы площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции; формулировать и доказывать теорему об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу; формулирует и доказывает теорему Пифагора и обратную ей; выводит формулу Герона для площади треугольника; решает задачи на вычисление и доказательство, связанные с формулами площадей и теоремой Пифагора.
3. . Подобные треугольники (19 часов)
Учится объяснять понятие пропорциональности отрезков; формулирует определения подобных треугольников и коэффициента подобия; формулирует и доказывать теоремы: об отношении площадей подобных треугольников, о признаках подобия треугольников, о средней линии треугольника, о пересечении медиан треугольника, о пропорциональных отрезках в прямоугольном треугольнике; объясняет, что такое метод подобия в задачах на построение, и приводит примеры применения этого метода; объясняет, как можно использовать свойства подобных треугольников в измерительных работах на местности; объясняет, как ввести понятие подобия для произвольных фигур; формулирует определения и иллюстрирует понятия синуса, косинуса и тангенса острого угла прямоугольного треугольника; выводить основное тригонометрическое тождество и значения синуса, косинуса и тангенса для углов 30°, 45°, 60°; решает задачи, связанные с подобием треугольников, для вычисления значений тригонометрических функций использовать компьютерные программы.
4. Окружность (17 часов)
Исследует взаимное расположение прямой и окружности; формулирует определение касательной к окружности; формулирует и доказывает теоремы: о свойстве касательной, о признаке касательной, об отрезках касательных, проведённых из одной точки; формулировать понятия центрального угла и градусной меры дуги окружности; формулирует и доказывает теоремы: о вписанном угле, о произведении отрезков пересекающихся хорд; формулирует и доказывает теоремы, связанные с замечательными точками треугольника: о биссектрисе угла и, как следствие, о пересечении биссектрис треугольника; о серединном перпендикуляре к отрезку и, как следствие, о пересечении серединных перпендикуляров к сторонам треугольника; о пересечении высот треугольника; формулирует определения окружностей, вписанной в многоугольник и описанной около многоугольника; формулирует и доказывает теоремы: об окружности, вписанной в треугольник; об окружности, описанной около треугольника; о свойстве сторон описанного четырёхугольника; о свойстве углов вписанного четырёхугольника; решает задачи на вычисление, доказательство и построение, связанные с окружностью, вписанными и описанными треугольниками и четырёхугольниками.
5. Повторение. Решение задач (6 часов)
Повторяет, обобщает и систематизирует знания, умения и навыки за курс геометрии 8 класса.
Тематическое планирование
№ п/п | Изучаемый материал | Кол-во часов | Контрольные работы | Целевые приоритеты воспитания |
1. | Четырёхугольники | 14 | 1 | Формирование представлений о научной картине мира Побуждать учащихся аргументировать, отстаивать свою точку зрения. Воспитани, духовно развитого ответственного гражданина демократического общества, критическое мышление, трудолюбие, аккуратность, позволяет создать ситуацию успеха, вызывает интерес, создает мотивы к изучению темы. Побуждение обучающихся аргументировать, отстаивать свою точку зрения |
2. | Площадь | 14 | 1 | Воспитание интереса к познанию. Формирование умения проводить исследования, анализировать результаты, представлять и научно аргументировать полученные выводы Освоение практического применения научных знаний экономики в жизни Воспитывать умение придавать экологическую направленность любой деятельности, проекту, демонстрировать экологическое мышление и экологическую грамотность в разных формах деятельности |
3. | Подобные треугольники | 19 | 2 | Освоение практического применения научных знаний экономики в жизни. Воспитания, духовно развитого ответственного гражданина демократического общества. Научить учеников самим выдвигают задачи урока, что позволяет воспитывать творческое мышление, смелость своих суждений, культуру речи. |
4. | Окружность | 17 | 1 | Побуждение обучающихся соблюдать на уроке правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися) Воспитывать у обучающихся ответственность, внимательность, честность, самостоятельность, взаимоуважение Трудовое воспитание: освоение практического применения научных знаний математики в жизни Гражданско-патриотическое воспитание: факты о жизненной позиции и человеческих качествах ученых |
5. | Повторение. | 6 | 1 | Воспитание интереса к познанию. Формирование умения проводить исследования, анализировать результаты, представлять и научно аргументировать полученные выводы |
| Итого | 68 | 6 | |
Приложение к рабочей программе
по математике для 5 К класса,
утвержденной приказом № 47/1 от 31.08.2021
Календарно - тематическое планирование
68 часов, 2 часа в неделю
№ | Наименование разделов и тем | Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения |
Четырёхугольники. 14 часов |
| Многоугольник. Выпуклый многоугольник. Четырёхугольник. | 1 неделя | |
| Многоугольник. Выпуклый многоугольник. Четырёхугольник. Решение задач. | | |
| Параллелограмм | 2 неделя | |
| Решение задач. | | |
| Признаки параллелограмма. | 3 неделя | |
| Решение задач. | | |
| Трапеция | 4 неделя | |
| Решение задач. | | |
| Прямоугольник | 5 неделя | |
| Решение задач. | | |
| Ромб и квадрат. Решение задач. | 6 неделя | |
| Осевая и центральная симметрии | | |
| Решение задач. Четырехугольники | 7 неделя | |
| Контрольная работа № 1. Тема: «Четырёхугольники» | | |
Итого 14 |
Площадь 14 часов |
| Анализ к/р. Понятие о площади многоугольника. Площадь квадрата. | 8 неделя | |
| Площадь прямоугольника. Решение задач. | | |
| Площадь параллелограмма. | 9 неделя | |
| Площадь параллелограмма. Решение задач. | | |
| Площадь треугольника. | 10 неделя | |
| Площадь треугольника. Решение задач. | | |
| Площадь трапеции. | 11 неделя | |
| Площадь трапеции. Решение задач. | | |
| Теорема Пифагора. | 12 неделя | |
| Теорема Пифагора. Решение задач. | | |
| Теорема, обратная теореме Пифагора. Решение задач. | 13 неделя | |
| Теорема Пифагора. Решение задач. | | |
| Площадь. Решение задач. | 14 неделя | |
| Контрольная работа № 2. «Площадь». | | |
Итого 14 |
Подобные треугольники. 19 часов |
| Анализ к/р. Определение подобных треугольников. | 15 неделя | |
| Отношение площадей подобных треугольников. Решение задач. | | |
| Первый признак подобия треугольников. | 16 неделя | |
| Второй признак подобия треугольников. | | |
| Третий признак подобия треугольников. | 17 неделя | |
| Признаки подобия треугольников. Решение задач. | | |
| Признаки подобия треугольников. Решение задач. | 18 неделя | |
| Контрольная работа № 3. Тема: «Признаки подобия треугольников». | | |
| Анализ к/р. Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. Средняя линия треугольника. | 19 неделя | |
| Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике. | | |
| Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. Решение задач. | 20 неделя | |
| Практические приложения подобия треугольников. Решение задач. | | |
| Практические приложения подобия треугольников. Решение задач. | 21 неделя | |
| О подобии произвольных фигур. Решение задач. | | |
| Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. | 22 неделя | |
| Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника. Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника. | | |
| Значения синуса, косинуса и тангенса для углов 30°, 45° и 60°. | 23 неделя | |
| Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника. Решение задач. | | |
| Контрольная работа № 4. Тема: «Подобные треугольники». | 24 неделя | |
Итого 19 |
Окружность. 17 часов |
| Анализ к/р. Касательная к окружности. | | |
| Касательная к окружности. Решение задач. | 25 неделя | |
| Центральные и вписанные углы. Градусная мера дуги окружности. | | |
| Центральные и вписанные углы. Градусная мера дуги окружности. | 26 неделя | |
| Теорема о вписанном угле. | | |
| Теорема о вписанном угле. Решение задач. | 27 неделя | |
| Свойства биссектрисы угла и серединного перпендикуляра к окружности. | | |
| Свойства биссектрисы угла и серединного перпендикуляра к окружности. Решение задач. | 28 неделя | |
| Теорема о пересечении высот треугольника. Решение задач. Четыре замечательные точки треугольника. | | |
| Вписанная окружность. | 29 неделя | |
| Вписанная окружность. Решение задач. | | |
| Описанная окружность. | 30 неделя | |
| Описанная окружность. Решение задач. | | |
| Решение задач Вписанная и описанная окружности. | 31 неделя | |
| Контрольная работа № 5. Тема: «Окружность». | | |
Итого 17 |
Повторение. Решение задач. 6 часов |
| Решение задач на тему: «Площади многоугольников» | 32 неделя | |
| Решение задач на тему: «Теорема Пифагора» | | |
| Решение задач на тему: «Подобные треугольники» | 33 неделя | |
| Решение задач на тему: «Вписанная и описанная окружности. Касательная к окружности» | | |
| Итоговая контрольная работа. | 34 неделя | |
| Анализ итоговой контрольной работы. | | |
Итого 6 |
Итого 68 |
Лист коррекции программы на 2021-2022 учебный год
Учитель : Артемьев В. И
Предмет и класс : Геометрия, 8 Л класс
Недели | Дата | Скорректированные темы календарно- тематического планирования | Причина |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
Учитель класса ______________ Артемьев В. И.
Согласовано на заседании научно- методического совета МАОУ «Гимназия №2» ГОЩ.
Протокол заседания от «31» августа 2021г. №1
Председатель НМС________________Е.Ю. Бакланова