Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 5 имени дважды Героя Советского Союза Ивана Даниловича Черняховского»
(МАОУ «СОШ № 5 им. И.Д.Черняховского»)
Рабочая программа
основной общеобразовательной программы общего образования муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 5 имени дважды Героя Советского Союза Ивана Даниловича Черняховского»
образовательная область «Математика и информатика»
предмет «Информатика»
8 класс
на 2022 – 2023 учебный год
Составитель
Миценко Л.А.,
учитель информатики
город Черняховск
2022 год
Рабочая программа по предмету «Информатика» для 8-го класса составлена на основе следующих документов:
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ;
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. №1897;
- Примерной программы «Инфориматика», входящей в состав Примерной основной образовательной программы основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 №1/15)
- учебно− методического комплекта :
1) учебник для 8 класса «Информатика» Л.Л. Босова, А.Ю. Босова, Москва, БИНОМ. Лаборатория знаний, 2020, рекомендованного Министерством образования и науки Российской Федерации и включенного в Федеральный перечень учебников.
2) Информатика. УМК для основной школы 7–9 классы (ФГОС): методическое пособие. Босова Л.Л., Босова А.Ю.. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019
3) Информатика. Программа для основной школы 7–9 классы. М Босова Л.Л., Босова А.Ю..: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019
4) Электронное приложение к учебнику «Информатика. 8 класс», Босова Л.Л., Босова А.Ю.
5)Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (metodist.lbz.ru/)
- санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ (с внесёнными изменениями в санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПин 2.4.2.2821-10, постановление от 24.11.2015 г.).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
Личностные результаты освоения информатики:
Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
Информатика, как и любая другая учебная дисциплина, формирует определенную составляющую научного мировоззрения. Она формирует представления учащихся о науках, развивающих информационную картину мира, вводит их в область информационной деятельности людей.
Формирование информационной картины мира происходит через:
-
понимание и умение объяснять закономерности протекания информационных процессов в системах различной природы, их общность и особенности;
-
умение описывать, используя понятия информатики, информационные процессы функционирования, развития, управления в природных, социальных и технических системах;
-
анализ исторических этапов развития средств ИКТ в контексте развития общества.
Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Указанный возраст характеризуется стремлением к общению и совместной полезной деятельности со сверстниками. Возможности информатики легко интегрируются с возможностями других предметов, на основе этого возможна организация:
-
целенаправленного поиска и использования информационных ресурсов, необходимых для решения учебных и практических задач, в том числе с помощью средств ИКТ;
-
анализа информационных процессов, протекающих в социотехнических, природных, социальных системах;
-
оперирования с информационными объектами, их преобразования на основе формальных правил;
Приобретение опыта выполнения с использованием информационных технологий индивидуальных и коллективных проектов, таких как разработка программных средств учебного назначения, издание школьных газет, создание сайтов, виртуальных краеведческих музеев и т. д.
Результаты совместной работы легко использовать для создания информационных объектов (текстов, рисунков, программ, результатов расчетов, баз данных и т. п.), в том числе с помощью компьютерных программных средств. Именно они станут основой проектной исследовательской деятельности учащихся.
Знакомство с основными правами и обязанностями гражданина информационного общества.
Формирование представлений об основных направлениях развития информационного сектора экономики, основных видах профессиональной деятельности, связанных с информатикой и информационными технологиями.
В контексте рассмотрения вопросов социальной информатики изучаются характеристики информационного общества, формируется представление о возможностях и опасностях глобализации информационной сферы. Учащиеся научатся соблюдать нормы информационной культуры, этики и права, с уважением относиться к частной информации и информационным правам других людей.
Формирование на основе собственного опыта информационной деятельности представлений о механизмах и законах восприятия и переработки информации человеком, техническими и социальными системами.
Освоение основных понятий информатики (информационный процесс, информационная модель, информационный объект, информационная технология, информационные основы управления, алгоритм, автоматизированная информационная система, информационная цивилизация и др.) позволяет учащимся:
-
получить представление о таких методах современного научного познания, как системно-информационный анализ, информационное моделирование, компьютерный эксперимент;
-
использовать необходимый математический аппарат при решении учебных и практических задач информатики.
Метапредметные результаты освоения информатики представляют собой:
-
развитие ИКТ-компетентности, т. е. приобретение опыта создания, преобразования, представления, хранения информационных объектов (текстов, рисунков, алгоритмов и т. п.) с использованием наиболее широко распространенных компьютерных инструментальных средств;
-
осуществление целенаправленного поиска информации в различных информационных массивах, в том числе электронных энциклопедиях, сети Интернет и т. п., анализа и оценки свойств полученной информации с точки зрения решаемой задачи;
-
целенаправленное использование информации в процессе управления, в том числе с помощью аппаратных и программных средств компьютера и цифровой бытовой техники;
-
умения самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
-
умения соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
-
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения;
-
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
-
умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы.
предметные:
-
понимание роли информационных процессов в современном мире;
-
формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
-
формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
-
развитие алгоритмического и системного мышления, необходимых для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, с ветвлением и циклической;
-
формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей (таблицы, схемы, графики, диаграммы), с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
-
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права. Большое значение в курсе имеет тема «Коммуникационные технологии», в которой учащиеся знакомятся не только с основными сервисами Интернета, но и учатся применять их на практике.
В ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность:
-
развивать представление об информации и информационных процессах; понять роль информационных процессов в современном мире, развить информационную культуру;
-
сформировать представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации;развить основные навыки и умения использования компьютерных устройств;
-
развить алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе
-
сформировать навыки и умения безопасного использования Интернета и умения соблюдать нормы информационной этики и права.
-
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
Математические основы информатики (12 ч)
Общие сведения о системах счисления. Понятие о непозиционных и позиционных системах счисления. Знакомство с двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системами счисления, запись в них целых десятичных чисел от 0 до 1024. Перевод небольших целых чисел из двоичной системы счисления в десятичную. Двоичная арифметика. Компьютерное представление целых чисел. Представление вещественных чисел.
Высказывания. Логические операции. Логические выражения. Построение таблиц истинности для логических выражений. Свойства логических операций. Решение логических задач. Логические элементы.
Аналитическая деятельность:
-
анализировать любую позиционную систему как знаковую систему;
-
определять диапазон целых чисел в n-разрядном представлении;
-
анализировать логическую структуру высказываний;
-
анализировать простейшие электронные схемы.
Практическая деятельность:
-
переводить небольшие (от 0 до 1024) целые числа из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную, шестнадцатеричную и обратно;
-
выполнять операции сложения и умножения над небольшими двоичными числами;
-
строить таблицы истинности для логических выражений;
-
вычислять истинностное значение логического выражения.
Основы алгоритмизации (10 ч)
Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Учебные исполнители (Робот, Чертёжник, Черепаха, Кузнечик, Водолей, Удвоитель и др.) как примеры формальных исполнителей. Их назначение, среда, режим работы, система команд. Понятие алгоритма как формального описания последовательности действий исполнителя при заданных начальных данных. Свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов. Алгоритмический язык – формальный язык для записи алгоритмов. Программа – запись алгоритма на алгоритмическом языке. Непосредственное и программное управление исполнителем. Линейные программы. Алгоритмические конструкции, связанные с проверкой условий: ветвление и повторение. Разработка алгоритмов: разбиение задачи на подзадачи, понятие вспомогательного алгоритма. Понятие простой величины. Типы величин: целые, вещественные, символьные, строковые, логические.
Переменные и константы. Знакомство с табличными величинами (массивами). Алгоритм работы с величинами – план целенаправленных действий по проведению вычислений при заданных начальных данных с использованием промежуточных результатов. Управление, управляющая и управляемая системы, прямая и обратная связь. Управление в живой природе, обществе и технике.
Аналитическая деятельность:
-
приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;
-
придумывать задачи по управлению учебными исполнителями;
-
выделять примеры ситуаций, которые могут быть описаны с помощью линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и циклами;
-
определять по блок-схеме, для решения какой задачи предназначен данный алгоритм;
-
анализировать изменение значений величин при пошаговом выполнении алгоритма;
-
определять по выбранному методу решения задачи, какие алгоритмические конструкции могут войти в алгоритм;
-
осуществлять разбиение исходной задачи на подзадачи;
-
сравнивать различные алгоритмы решения одной задачи.
Практическая деятельность:
-
исполнять готовые алгоритмы для конкретных исходных данных;
-
преобразовывать запись алгоритма с одной формы в другую;
-
строить цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных исходных данных для исполнителя арифметических действий;
-
строить цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных исходных данных для исполнителя, преобразующего строки символов;
-
составлять линейные алгоритмы по управлению учебным исполнителем;
-
составлять алгоритмы с ветвлениями по управлению учебным исполнителем;
-
составлять циклические алгоритмы по управлению учебным исполнителем;
-
строить арифметические, строковые, логические выражения и вычислять их значения;
-
строить алгоритм (различные алгоритмы) решения задачи с использованием основных алгоритмических конструкций и подпрограмм.
Начала программирования (10 ч)
Язык программирования. Основные правила одного из процедурных языков программирования (Паскаль, школьный алгоритмический язык и др.): правила представления данных; правила записи основных операторов (ввод, вывод, присваивание, ветвление, цикл) и вызова вспомогательных алгоритмов; правила записи программы. Этапы решения задачи на компьютере: моделирование – разработка алгоритма – кодирование – отладка – тестирование. Решение задач по разработке и выполнению программ в выбранной среде программирования.
Аналитическая деятельность:
-
анализировать готовые программы;
-
определять по программе, для решения какой задачи она предназначена;
-
выделять этапы решения задачи на компьютере.
Практическая деятельность:
-
программировать линейные алгоритмы, предполагающие вычисление арифметических, строковых и логических выражений;
-
разрабатывать программы, содержащие оператор/операторы ветвления (решение линейного неравенства, решение квадратного уравнения и пр.), в том числе с использованием логических операций;
-
разрабатывать программы, содержащие оператор (операторы) цикла;
-
разрабатывать программы, содержащие подпрограмму;
-
разрабатывать программы для обработки одномерного массива:
-
нахождение минимального (максимального) значения в данном массиве;
-
подсчёт количества элементов массива, удовлетворяющих некоторому условию;
-
нахождение суммы всех элементов массива;
-
нахождение количества и суммы всех четных элементов в массиве;
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ,
ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ
№ | Тема | Количество часов |
общее | теория | практика |
Математические основы информатики | 12 | 5 | 7 |
1 | Введение: структура курса. Правила поведения и инструкция по технике безопасности в компьютерном классе. | 1 | | |
2 | Общие сведения о системах счисления Административная контрольная работа. | 1 | | |
3 | Двоичная система счисления. Двоичная арифметика. | 1 | | |
4 | Восьмеричная и шестнадцатеричные системы счисления. «Компьютерные» системы счисления. | 1 | | |
5 | Правило перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q. | 1 | | |
6 | Представление целых чисел. | 1 | | |
7 | Представление вещественных чисел. | 1 | | |
8 | Высказывание. Логические операции. | 1 | | |
9 | Построение таблиц истинности для логических выражений. | 1 | | |
10 | Свойства логических операций. | 1 | | |
11 | Решение логических задач. | 1 | | |
12 | Логические элементы. Административная контрольная работа. | 1 | | |
Основы алгоритмизации | 10 | 4 | 6 |
13 | «Математические основы информатики». | 1 | | |
14 | Алгоритмы и исполнители | 1 | | |
15 | Способы записи алгоритмов | 1 | | |
16 | Объекты алгоритмов. Среда программирования КУМИР | 1 | | |
17 | Алгоритмическая конструкция «следование». | 1 | | |
18 | Алгоритмическая конструкция «ветвление». Полная форма ветвления. | 1 | | |
19 | Сокращённая форма ветвления. | 1 | | |
20 | Алгоритмическая конструкция «повторение». Цикл с заданным условием продолжения работы. | 1 | | |
21 | Цикл с заданным условием окончания работы. | 1 | | |
22 | Цикл с заданным числом повторений. | 1 | | |
Начало программирования | 11 | 4 | 7 |
23 | Основы алгоритмизации. | 1 | | |
24 | Общие сведения о языке программирования Паскаль. | 1 | | |
25 | Организация ввода и вывода данных. | 1 | | |
26 | Программирование линейных алгоритмов. | 1 | | |
27 | Программирование разветвляющихся алгоритмов. Условный оператор. | 1 | | |
28 | Составной оператор. Многообразие способов записи ветвлений. | 1 | | |
29 | Программирование циклов с заданным условием продолжения работы. | 1 | | |
30 | Программирование циклов с заданным условием продолжения работы. | 1 | | |
31 | Программирование циклов с заданным условием окончания работы. | 1 | | |
32 | Программирование циклов с заданным числом повторений. | 1 | | |
33 | Различные варианты программирования циклического алгоритма. | 1 | | |
Повторение и контроль | 2 | | 2 |
34 | Тестирование «Начала программирования». | 1 | | |
35 | Административная контрольная работа. | 1 | | |
| Итого: | 35 | 13 | 21 |