СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 18.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по информатике ФГОС 7-9 классы

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по информатике ФГОС 7-9 классы»







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



учебного предмета «Информатика»

на уровне основного общего образования




Срок освоения программы 3 года

(с 7 по 9 класс)


Количество часов 104 Уровень базовый



Авторы - составители рабочей программы:

учителя информатики МКОУ Ордынской СОШ №2

Королев Ю.В.



Программа разработана на основе примерной программы

учебного предмета «Информатика» на уровне основного общего образования одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15), стр. 114, 369.







р.п. Ордынское, 2018 г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Информатика

Пояснительная записка

Цели и задачи учебного предмета «Информатика» на уровне основного общего образования.

Математика и информатика


Изучение предметной области "Математика и информатика" должно обеспечить:

осознание значения математики и информатики в повседневной жизни человека;

формирование представлений о социальных, культурных и исторических факторах становления математической науки;

понимание роли информационных процессов в современном мире;

формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, универсальном языке науки, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления.

В результате изучения предметной области "Математика и информатика" обучающиеся развивают логическое и математическое мышление, получают представление о математических моделях; овладевают математическими рассуждениями; учатся применять математические знания при решении различных задач и оценивать полученные результаты; овладевают умениями решения учебных задач; развивают математическую интуицию; получают представление об основных информационных процессах в реальных ситуациях.


Предметные результаты изучения предметной области "Математика и информатика" должны отражать:

Математика. Алгебра. Геометрия. Информатика:

1) формирование представлений о математике как о методе познания действительности, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления:

осознание роли математики в развитии России и мира;

возможность привести примеры из отечественной и всемирной истории математических открытий и их авторов;

2) развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений:

оперирование понятиями: множество, элемент множества, подмножество, принадлежность, нахождение пересечения, объединения подмножества в простейших ситуациях;

решение сюжетных задач разных типов на все арифметические действия;

применение способа поиска решения задачи, в котором рассуждение строится от условия к требованию или от требования к условию;

составление плана решения задачи, выделение этапов ее решения, интерпретация вычислительных результатов в задаче, исследование полученного решения задачи;

нахождение процента от числа, числа по проценту от него, нахождения процентного отношения двух чисел, нахождения процентного снижения или процентного повышения величины;

решение логических задач;

3) развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел; овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений:

оперирование понятиями: натуральное число, целое число, обыкновенная дробь, десятичная дробь, смешанное число, рациональное число, иррациональное число;

использование свойства чисел и законов арифметических операций с числами при выполнении вычислений;

использование признаков делимости на 2, 5, 3, 9, 10 при выполнении вычислений и решении задач;

выполнение округления чисел в соответствии с правилами;

сравнение чисел;

оценивание значения квадратного корня из положительного целого числа;

4) овладение символьным языком алгебры, приемами выполнения тождественных преобразований выражений, решения уравнений, систем уравнений, неравенств и систем неравенств; умения моделировать реальные ситуации на языке алгебры, исследовать построенные модели с использованием аппарата алгебры, интерпретировать полученный результат:

выполнение несложных преобразований для вычисления значений числовых выражений, содержащих степени с натуральным показателем, степени с целым отрицательным показателем;

выполнение несложных преобразований целых, дробно рациональных выражений и выражений с квадратными корнями; раскрывать скобки, приводить подобные слагаемые, использовать формулы сокращенного умножения;

решение линейных и квадратных уравнений и неравенств, уравнений и неравенств, сводящихся к линейным или квадратным, систем уравнений и неравенств, изображение решений неравенств и их систем на числовой прямой;

5) овладение системой функциональных понятий, развитие умения использовать функционально-графические представления для решения различных математических задач, для описания и анализа реальных зависимостей:

определение положения точки по ее координатам, координаты точки по ее положению на плоскости;

нахождение по графику значений функции, области определения, множества значений, нулей функции, промежутков знакопостоянства, промежутков возрастания и убывания, наибольшего и наименьшего значения функции;

построение графика линейной и квадратичной функций;

оперирование на базовом уровне понятиями: последовательность, арифметическая прогрессия, геометрическая прогрессия;

использование свойств линейной и квадратичной функций и их графиков при решении задач из других учебных предметов;

6) овладение геометрическим языком; развитие умения использовать его для описания предметов окружающего мира; развитие пространственных представлений, изобразительных умений, навыков геометрических построений:

оперирование понятиями: фигура, точка, отрезок, прямая, луч, ломаная, угол, многоугольник, треугольник и четырехугольник, прямоугольник и квадрат, окружность и круг, прямоугольный параллелепипед, куб, шар; изображение изучаемых фигур от руки и с помощью линейки и циркуля;

выполнение измерения длин, расстояний, величин углов с помощью инструментов для измерений длин и углов;

7) формирование систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, представлений о простейших пространственных телах; развитие умений моделирования реальных ситуаций на языке геометрии, исследования построенной модели с использованием геометрических понятий и теорем, аппарата алгебры, решения геометрических и практических задач:

оперирование на базовом уровне понятиями: равенство фигур, параллельность и перпендикулярность прямых, углы между прямыми, перпендикуляр, наклонная, проекция;

проведение доказательств в геометрии;

оперирование на базовом уровне понятиями: вектор, сумма векторов, произведение вектора на число, координаты на плоскости;

решение задач на нахождение геометрических величин (длина и расстояние, величина угла, площадь) по образцам или алгоритмам;

8) овладение простейшими способами представления и анализа статистических данных; формирование представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, о простейших вероятностных моделях; развитие умений извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках, описывать и анализировать массивы числовых данных с помощью подходящих статистических характеристик, использовать понимание вероятностных свойств окружающих явлений при принятии решений:

формирование представления о статистических характеристиках, вероятности случайного события;

решение простейших комбинаторных задач;

определение основных статистических характеристик числовых наборов;

оценивание и вычисление вероятности события в простейших случаях;

наличие представления о роли практически достоверных и маловероятных событий, о роли закона больших чисел в массовых явлениях;

умение сравнивать основные статистические характеристики, полученные в процессе решения прикладной задачи, изучения реального явления;

9) развитие умений применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, компьютера, пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах:

распознавание верных и неверных высказываний;

оценивание результатов вычислений при решении практических задач;

выполнение сравнения чисел в реальных ситуациях;

использование числовых выражений при решении практических задач и задач из других учебных предметов;

решение практических задач с применением простейших свойств фигур;

выполнение простейших построений и измерений на местности, необходимых в реальной жизни;

10) формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;

11) формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель - и их свойствах;

12) развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами - линейной, условной и циклической;

13) формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей - таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;

14) формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права;

15) для слепых и слабовидящих обучающихся:

владение правилами записи математических формул и специальных знаков рельефно-точечной системы обозначений Л. Брайля;

владение тактильно-осязательным способом обследования и восприятия рельефных изображений предметов, контурных изображений геометрических фигур и т.п.;

умение читать рельефные графики элементарных функций на координатной плоскости, применять специальные приспособления для рельефного черчения;

владение основным функционалом программы невизуального доступа к информации на экране ПК, умение использовать персональные тифлотехнические средства информационно-коммуникационного доступа слепыми обучающимися;

16) для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата:

владение специальными компьютерными средствами представления и анализа данных и умение использовать персональные средства доступа с учетом двигательных, речедвигательных и сенсорных нарушений;

17)умение использовать персональные средства доступа

























Выпускник научится в 7 - 9 классах:

1. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования\


Раздел

Базовый уровень

Повышенный уровень

Информатика

  • различать содержание основных понятий предмета: информатика, информация, информационный процесс, информационная система, информационная модель и др;

  • различать виды информации по способам её восприятия человеком и по способам её представления на материальных носителях;

  • раскрывать общие закономерности протекания информационных процессов в системах различной природы;

  • приводить примеры информационных процессов – процессов, связанные с хранением, преобразованием и передачей данных – в живой природе и технике;

  • классифицировать средства ИКТ в соответствии с кругом выполняемых задач;

  • узнает о назначении основных компонентов компьютера (процессора, оперативной памяти, внешней энергонезависимой памяти, устройств ввода-вывода), характеристиках этих устройств;

  • определять качественные и количественные характеристики компонентов компьютера;

  • узнает о истории и тенденциях развития компьютеров; о том как можно улучшить характеристики компьютеров;

  • узнает о том какие задачи решаются с помощью суперкомпьютеров.


  • осознано подходить к выбору ИКТ – средств для своих учебных и иных целей;

  • узнать о физических ограничениях на значения характеристик компьютера.


Математические основы информатики


  • описывать размер двоичных текстов, используя термины «бит», «байт» и производные от них; использовать термины, описывающие скорость передачи данных, оценивать время передачи данных;

  • кодировать и декодировать тексты по заданной кодовой таблице;

  • оперировать понятиями, связанными с передачей данных (источник и приемник данных: канал связи, скорость передачи данных по каналу связи, пропускная способность канала связи);

  • определять минимальную длину кодового слова по заданным алфавиту кодируемого текста и кодовому алфавиту (для кодового алфавита из 2, 3 или 4 символов);

  • определять длину кодовой последовательности по длине исходного текста и кодовой таблице равномерного кода;

  • записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 1024; переводить заданное натуральное число из десятичной записи в двоичную и из двоичной в десятичную; сравнивать числа в двоичной записи; складывать и вычитать числа, записанные в двоичной системе счисления;

  • записывать логические выражения составленные с помощью операций «и», «или», «не» и скобок, определять истинность такого составного высказывания, если известны значения истинности входящих в него элементарных высказываний;

  • определять количество элементов в множествах, полученных из двух или трех базовых множеств с помощью операций объединения, пересечения и дополнения;

  • использовать терминологию, связанную с графами (вершина, ребро, путь, длина ребра и пути), деревьями (корень, лист, высота дерева) и списками (первый элемент, последний элемент, предыдущий элемент, следующий элемент; вставка, удаление и замена элемента);

  • описывать граф с помощью матрицы смежности с указанием длин ребер (знание термина «матрица смежности» не обязательно);

  • познакомиться с двоичным кодированием текстов и с наиболее употребительными современными кодами;

  • использовать основные способы графического представления числовой информации, (графики, диаграммы).


  • познакомиться с примерами математических моделей и использования компьютеров при их анализе; понять сходства и различия между математической моделью объекта и его натурной моделью, между математической моделью объекта/явления и словесным описанием;

  • узнать о том, что любые дискретные данные можно описать, используя алфавит, содержащий только два символа, например, 0 и 1;

  • познакомиться с тем, как информация (данные) представляется в современных компьютерах и робототехнических системах;

  • познакомиться с примерами использования графов, деревьев и списков при описании реальных объектов и процессов;

  • ознакомиться с влиянием ошибок измерений и вычислений на выполнение алгоритмов управления реальными объектами (на примере учебных автономных роботов);

  • узнать о наличии кодов, которые исправляют ошибки искажения, возникающие при передаче информации.


Алгоритмы и элементы программирования


  • составлять алгоритмы для решения учебных задач различных типов ;

  • выражать алгоритм решения задачи различными способами (словесным, графическим, в том числе и в виде блок-схемы, с помощью формальных языков и др.);

  • определять наиболее оптимальный способ выражения алгоритма для решения конкретных задач (словесный, графический, с помощью формальных языков);

  • определять результат выполнения заданного алгоритма или его фрагмента;

  • использовать термины «исполнитель», «алгоритм», «программа», а также понимать разницу между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;

  • выполнять без использования компьютера («вручную») несложные алгоритмы управления исполнителями и анализа числовых и текстовых данных, записанные на конкретном язык программирования с использованием основных управляющих конструкций последовательного программирования (линейная программа, ветвление, повторение, вспомогательные алгоритмы);

  • составлять несложные алгоритмы управления исполнителями и анализа числовых и текстовых данных с использованием основных управляющих конструкций последовательного программирования и записыватьихв виде программнавыбранномязыке программирования; выполнять эти программы на компьютере;

  • использовать величины (переменные) различных типов, табличные величины (массивы), а также выражения, составленные из этих величин; использовать оператор присваивания;

  • анализировать предложенный алгоритм, например, определять какие результаты возможны при заданном множестве исходных значений;

  • использовать логические значения, операции и выражения с ними;

  • записывать на выбранном языке программирования арифметические и логические выражения и вычислять их значения.


  • познакомиться с использованием в программах строковых величин и с операциями со строковыми величинами;

  • создавать программы для решения задач, возникающих в процессе учебы и вне ее;

  • познакомиться с задачами обработки данных и алгоритмами их решения;

  • познакомиться с понятием «управление», с примерами того, как компьютер управляет различными системами (роботы, летательные и космические аппараты, станки, оросительные системы, движущиеся модели и др.);

  • познакомиться с учебной средой составления программ управления автономными роботами и разобрать примеры алгоритмов управления, разработанными в этой среде.


Использование программных систем и сервисов


  • классифицировать файлы по типу и иным параметрам;

  • выполнять основные операции с файлами (создавать, сохранять, редактировать, удалять, архивировать, «распаковывать» архивные файлы);

  • разбираться в иерархической структуре файловой системы;

  • осуществлять поиск файлов средствами операционной системы;

  • использовать динамические (электронные) таблицы, в том числе формулы с использованием абсолютной, относительной и смешанной адресации, выделение диапазона таблицы и упорядочивание (сортировку) его элементов; построение диаграмм (круговой и столбчатой);

  • использовать табличные (реляционные) базы данных, выполнять отбор строк таблицы, удовлетворяющих определенному условию;

  • анализировать доменные имена компьютеров и адреса документов в Интернете;

  • проводить поиск информации в сети Интернет по запросам с использованием логических операций.

Выпускник овладеет (как результат применения программных систем и интернет-сервисов в данном курсе и во всем образовательном процессе):

  • навыками работы с компьютером; знаниями, умениями и навыками, достаточными для работы с различными видами программных систем и интернет-сервисов (файловые менеджеры, текстовые редакторы, электронные таблицы, браузеры, поисковые системы, словари, электронные энциклопедии); умением описывать работу этих систем и сервисов с использованием соответствующей терминологии;

  • различными формами представления данных (таблицы, диаграммы, графики и т. д.);

  • приемами безопасной организации своего личного пространства данных с использованием индивидуальных накопителей данных, интернет-сервисов и т. п.;

  • основами соблюдения норм информационной этики и права;

  • познакомится с программными средствами для работы с аудио-визуальными данными и соответствующим понятийным аппаратом;

  • узнает о дискретном представлении аудио-визуальных данных.


  • узнать о данных от датчиков, например, датчиков роботизированных устройств;

  • практиковаться в использовании основных видов прикладного программного обеспечения (редакторы текстов, электронные таблицы, браузеры и др.);

  • познакомиться с примерами использования математического моделирования в современном мире;

  • познакомиться с принципами функционирования Интернета и сетевого взаимодействия между компьютерами, с методами поиска в Интернете;

  • познакомиться с постановкой вопроса о том, насколько достоверна полученная информация, подкреплена ли она доказательствами подлинности (пример: наличие электронной подписи); познакомиться с возможными подходами к оценке достоверности информации (пример: сравнение данных из разных источников);

  • узнать о том, что в сфере информатики и ИКТ существуют международные и национальные стандарты;

  • узнать о структуре современных компьютеров и назначении их элементов;

  • получить представление об истории и тенденциях развития ИКТ;

  • познакомиться с примерами использования ИКТ в современном мире;

  • получить представления о роботизированных устройствах и их использовании на производстве и в научных исследованиях.




2. Содержание курса информатики в 7–9 классах.

При реализации программы учебного предмета «Информатика» у учащихся формируется информационная и алгоритмическая культура; умения формализации и структурирования информации, способ представления данных в соответствии с поставленной задачей - таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных; представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель - и их свойствах; развивается алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе; формируются представления о том, как понятия и конструкции информатики применяются в реальном мире, о роли информационных технологий и роботизированных устройств в жизни людей, промышленности и научных исследованиях; навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в сети Интернет, умения соблюдать нормы информационной этики и права.

На предмет Информатика – 104 часа за ступень 7 – 9 кл. в соответствии с УП ООП ООО МКОУ – Ордынской СОШ №2

Предметные области

Учебные

предметы

Классы

Количество часов в неделю

VII

VIII

IX

Всего

Информатика

Информатика

1(34)

1(35)

1(35)

3(104)



Соотношение урочной и внеурочной деятельности составляет 70/30, что соответствует требованиям ФГОС ООО. 30% - 34 часа реализуются в виде элективного курса по основам информатики «Инфознайка» в 5, 6 классах, с выделением дополнительных часов в учебном плане. В соответствии с запросами родителей и возможностями учреждения.









п/п

Наименование раздела, учебного занятия за ступень

Количество часов

7 кл.

8 кл.

9 кл.


Введение

15

15




1

Информация и информационные процессы

8

8

0

0

1 + 2 (М**)

2

Компьютер – универсальное устройство обработки данных

7

7

0

0

1 + 2 (М**)

Математические основы информатики

27

11

16


2 + 4 (М**)

3

Тексты и кодирование

9

9

0

0

1 + 1 (М**)

4

Дискретизация

4

2

2

0

1 + 2 (М**)

5

Системы счисления

4

0

4

0


6

Элементы комбинаторики, теории множеств и математической логики

6

0

6

0

1 + 3 (М**)

7

Списки, графы, деревья

3

0

3

0

1 + 2 (М**)

Алгоритмы и элементы программирования

45

6

13

28

2 + 6 (М**)

8

Исполнители и алгоритмы. Управление исполнителями

10

4

3

6

1+ 5 (М**)

9

Алгоритмические конструкции

2

0

2



10

Разработка алгоритмов и программ

6

0

0

14

1 + 3 (М**)

11

Анализ алгоритмов

4

0

2

4


12

Робототехника

2

2

0

0


13

Математическое моделирование

8

0

6

4

1 + 4 (М**)

Использование программных систем и сервисов

42


4

38

2 + 4 (М**)

14

Файловая система

2

0

2

0


15

Подготовка текстов и демонстрационных материалов

2

0

2

0


16

Электронные (динамические) таблицы

12

0

0

12


17

Базы данных. Поиск информации

8

0

0

8


18

Работа в информационном пространстве. Информационно-коммуникационные технологии

18

0

0

18

4 (М**)


Входящий контроль

3

1

1

1



Промежуточная аттестация

3

1

1

1



Всего

136

34

34

68



Введение

Информация и информационные процессы

Информация – одно из основных обобщающих понятий современной науки.

Различные аспекты слова «информация»: информация как данные, которые могут быть обработаны автоматизированной системой и информация как сведения, предназначенные для восприятия человеком.

Примеры данных: тексты, числа. Дискретность данных. Анализ данных. Возможность описания непрерывных объектов и процессов с помощью дискретных данных.

Информационные процессы – процессы, связанные с хранением, преобразованием и передачей данных.

Компьютер – универсальное устройство обработки данных

Архитектура компьютера: процессор, оперативная память, внешняя энергонезависимая память, устройства ввода-вывода; их количественные характеристики.

Компьютеры, встроенные в технические устройства и производственные комплексы. Роботизированные производства, аддитивные технологии (3D-принтеры).

Программное обеспечение компьютера.

Носители информации, используемые в ИКТ. История и перспективы развития. Представление об объемах данных и скоростях доступа, характерных для различных видов носителей. Носители информации в живой природе.

История и тенденции развития компьютеров, улучшение характеристик компьютеров. Суперкомпьютеры.

Физические ограничения на значения характеристик компьютеров.

Параллельные вычисления.

Техника безопасности и правила работы на компьютере.

Математические основы информатики

Тексты и кодирование

Символ. Алфавит – конечное множество символов. Текст – конечная последовательность символов данного алфавита. Количество различных текстов данной длины в данном алфавите.

Разнообразие языков и алфавитов. Естественные и формальные языки. Алфавит текстов на русском языке.

Кодирование символов одного алфавита с помощью кодовых слов в другом алфавите; кодовая таблица, декодирование.

Двоичный алфавит. Представление данных в компьютере как текстов в двоичном алфавите.

Двоичные коды с фиксированной длиной кодового слова. Разрядность кода – длина кодового слова. Примеры двоичных кодов с разрядностью 8, 16, 32.

Единицы измерения длины двоичных текстов: бит, байт, Килобайт и т. д. Количество информации, содержащееся в сообщении.

Подход А.Н.Колмогорова к определению количества информации.

Зависимость количества кодовых комбинаций от разрядности кода. Код ASCII. Кодировки кириллицы. Примеры кодирования букв национальных алфавитов. Представление о стандарте Unicode. Таблицы кодировки с алфавитом, отличным от двоичного.

Искажение информации при передаче. Коды, исправляющие ошибки. Возможность однозначного декодирования для кодов с различной длиной кодовых слов.

Дискретизация

Измерение и дискретизация. Общее представление о цифровом представлении аудиовизуальных и других непрерывных данных.

Кодирование цвета. Цветовые модели. Модели RGBиCMYK. Модели HSB и CMY. Глубина кодирования. Знакомство с растровой и векторной графикой.

Кодирование звука. Разрядность и частота записи. Количество каналов записи.

Оценка количественных параметров, связанных с представлением и хранением изображений и звуковых файлов.

Системы счисления

Позиционные и непозиционные системы счисления. Примеры представления чисел в позиционных системах счисления.

Основание системы счисления. Алфавит (множество цифр) системы счисления. Количество цифр, используемых в системе счисления с заданным основанием. Краткая и развернутая формы записи чисел в позиционных системах счисления.

Двоичная система счисления, запись целых чисел в пределах от 0 до 1024. Перевод натуральных чисел из десятичной системы счисления в двоичную и из двоичной в десятичную.

Восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления. Перевод натуральных чисел из десятичной системы счисления в восьмеричную, шестнадцатеричную и обратно.

Перевод натуральных чисел из двоичной системы счисления в восьмеричную и шестнадцатеричную и обратно.

Арифметические действия в системах счисления.

Элементы комбинаторики, теории множеств и математической логики

Расчет количества вариантов: формулы перемножения и сложения количества вариантов. Количество текстов данной длины в данном алфавите.

Множество. Определение количества элементов во множествах, полученных из двух или трех базовых множеств с помощью операций объединения, пересечения и дополнения.

Высказывания. Простые и сложные высказывания. Диаграммы Эйлера-Венна. Логические значения высказываний. Логические выражения. Логические операции: «и» (конъюнкция, логическое умножение), «или» (дизъюнкция, логическое сложение), «не» (логическое отрицание). Правила записи логических выражений. Приоритеты логических операций.

Таблицы истинности. Построение таблиц истинности для логических выражений.

Логические операции следования (импликация) и равносильности (эквивалентность).Свойства логических операций. Законы алгебры логики. Использование таблиц истинности для доказательства законов алгебры логики. Логические элементы. Схемы логических элементов и их физическая (электронная) реализация. Знакомство с логическими основами компьютера.

Списки, графы, деревья

Список. Первый элемент, последний элемент, предыдущий элемент, следующий элемент. Вставка, удаление и замена элемента.

Граф. Вершина, ребро, путь. Ориентированные и неориентированные графы. Начальная вершина (источник) и конечная вершина (сток) в ориентированном графе. Длина (вес) ребра и пути. Понятие минимального пути. Матрица смежности графа (с длинами ребер).

Дерево. Корень, лист, вершина (узел). Предшествующая вершина, последующие вершины. Поддерево. Высота дерева. Бинарное дерево. Генеалогическое дерево.

Алгоритмы и элементы программирования

Исполнители и алгоритмы. Управление исполнителями

Исполнители. Состояния, возможные обстановки и система команд исполнителя; команды-приказы и команды-запросы; отказ исполнителя. Необходимость формального описания исполнителя. Ручное управление исполнителем.

Алгоритм как план управления исполнителем (исполнителями). Алгоритмический язык (язык программирования) – формальный язык для записи алгоритмов. Программа – запись алгоритма на конкретном алгоритмическом языке. Компьютер – автоматическое устройство, способное управлять по заранее составленной программе исполнителями, выполняющими команды. Программное управление исполнителем. Программное управление самодвижущимся роботом.

Словесное описание алгоритмов. Описание алгоритма с помощью блок-схем. Отличие словесного описания алгоритма, от описания на формальном алгоритмическом языке.

Системы программирования. Средства создания и выполнения программ.

Понятие об этапах разработки программ и приемах отладки программ.

Управление. Сигнал. Обратная связь. Примеры: компьютер и управляемый им исполнитель (в том числе робот); компьютер, получающий сигналы от цифровых датчиков в ходе наблюдений и экспериментов, и управляющий реальными (в том числе движущимися) устройствами.

Алгоритмические конструкции

Конструкция «следование». Линейный алгоритм. Ограниченность линейных алгоритмов: невозможность предусмотреть зависимость последовательности выполняемых действий от исходных данных.

Конструкция «ветвление». Условный оператор: полная и неполная формы.

Выполнение и невыполнения условия (истинность и ложность высказывания). Простые и составные условия. Запись составных условий.

Конструкция «повторения»: циклы с заданным числом повторений, с условием выполнения, с переменной цикла. Проверка условия выполнения цикла до начала выполнения тела цикла и после выполнения тела цикла: постусловие и предусловие цикла. Инвариант цикла.

Запись алгоритмических конструкций в выбранном языке программирования.

Примеры записи команд ветвления и повторения и других конструкций в различных алгоритмических языках.

Разработка алгоритмов и программ

Оператор присваивания. Представление о структурах данных.

Константы и переменные. Переменная: имя и значение. Типы переменных: целые, вещественные, символьные, строковые, логические. Табличные величины (массивы). Одномерные массивы. Двумерные массивы.

Примеры задач обработки данных:

  • нахождение минимального и максимального числа из двух,трех, четырех данных чисел;

  • нахождение всех корней заданного квадратного уравнения;

  • заполнение числового массива в соответствии с формулой или путем ввода чисел;

  • нахождение суммы элементов данной конечной числовой последовательности или массива;

  • нахождение минимального (максимального) элемента массива.

Знакомство с алгоритмами решения этих задач. Реализации этих алгоритмов в выбранной среде программирования.

Составление алгоритмов и программ по управлению исполнителями Робот, Черепашка, Чертежник и др.

Знакомство с постановками более сложных задач обработки данных и алгоритмами их решения: сортировка массива, выполнение поэлементных операций с массивами; обработка целых чисел, представленных записями в десятичной и двоичной системах счисления, нахождение наибольшего общего делителя (алгоритм Евклида).

Понятие об этапах разработки программ: составление требований к программе, выбор алгоритма и его реализация в виде программы на выбранном алгоритмическом языке, отладка программы с помощью выбранной системы программирования, тестирование.

Простейшие приемы диалоговой отладки программ (выбор точки останова, пошаговое выполнение, просмотр значений величин, отладочный вывод).

Знакомство с документированием программ. Составление описание программы по образцу.

Анализ алгоритмов

Сложность вычисления: количество выполненных операций, размер используемой памяти; их зависимость от размера исходных данных. Примеры коротких программ, выполняющих много шагов по обработке небольшого объема данных; примеры коротких программ, выполняющих обработку большого объема данных.

Определение возможных результатов работы алгоритма при данном множестве входных данных; определение возможных входных данных, приводящих к данному результату. Примеры описания объектов и процессов с помощью набора числовых характеристик, а также зависимостей между этими характеристиками, выражаемыми с помощью формул.

Робототехника

Робототехника – наука о разработке и использовании автоматизированных технических систем. Автономные роботы и автоматизированные комплексы. Микроконтроллер. Сигнал. Обратная связь: получение сигналов от цифровых датчиков (касания, расстояния, света, звука и др.

Примеры роботизированных систем (система управления движением в транспортной системе, сварочная линия автозавода, автоматизированное управление отопления дома, автономная система управления транспортным средством и т.п.).

Автономные движущиеся роботы. Исполнительные устройства, датчики. Система команд робота. Конструирование робота. Моделирование робота парой: исполнитель команд и устройство управления. Ручное и программное управление роботами.

Пример учебной среды разработки программ управления движущимися роботами. Алгоритмы управления движущимися роботами. Реализация алгоритмов "движение до препятствия", "следование вдоль линии" и т.п.

Анализ алгоритмов действий роботов. Испытание механизма робота, отладка программы управления роботом Влияние ошибок измерений и вычислений на выполнение алгоритмов управления роботом.

Математическое моделирование

Понятие математической модели. Задачи, решаемые с помощью математического (компьютерного) моделирования.Отличие математической модели от натурной модели и от словесного (литературного) описания объекта. Использование компьютеров при работе с математическими моделями.

Компьютерные эксперименты.

Примеры использования математических (компьютерных) моделей при решении научно-технических задач. Представление о цикле моделирования: построение математической модели, ее программная реализация, проверка на простых примерах (тестирование), проведение компьютерного эксперимента, анализ его результатов, уточнение модели.

Использование программных систем и сервисов

Файловая система

Принципы построения файловых систем. Каталог (директория). Основные операции при работе с файлами: создание, редактирование, копирование, перемещение, удаление. Типы файлов.

Характерные размеры файлов различных типов (страница печатного текста, полный текст романа «Евгений Онегин», минутный видеоклип, полуторачасовой фильм, файл данных космических наблюдений, файл промежуточных данных при математическом моделировании сложных физических процессов и др.).

Архивирование и разархивирование.

Файловый менеджер.

Поиск в файловой системе.

Подготовка текстов и демонстрационных материалов

Текстовые документы и их структурные элементы (страница, абзац, строка, слово, символ).

Текстовый процессор – инструмент создания, редактирования и форматирования текстов. Свойства страницы, абзаца, символа. Стилевое форматирование.

Включение в текстовый документ списков, таблиц, и графических объектов. Включение в текстовый документ диаграмм, формул, нумерации страниц, колонтитулов, ссылок и др. История изменений.

Проверка правописания, словари.

Инструменты ввода текста с использованием сканера, программ распознавания, расшифровки устной речи. Компьютерный перевод.

Понятие о системе стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Деловая переписка, учебная публикация, коллективная работа. Реферат и аннотация.

Подготовка компьютерных презентаций. Включение в презентацию аудиовизуальных объектов.

Знакомство с графическими редакторами. Операции редактирования графических объектов: изменение размера, сжатие изображения; обрезка, поворот, отражение, работа с областями (выделение, копирование, заливка цветом), коррекция цвета, яркости и контрастности. Знакомство с обработкой фотографий. Геометрические и стилевые преобразования.

Ввод изображений с использованием различных цифровых устройств (цифровых фотоаппаратов и микроскопов, видеокамер, сканеров и т. д.).

Средства компьютерного проектирования. Чертежи и работа с ними. Базовые операции: выделение, объединение, геометрические преобразования фрагментов и компонентов. Диаграммы, планы, карты.

Электронные (динамические) таблицы

Электронные (динамические) таблицы. Формулы с использованием абсолютной, относительной и смешанной адресации; преобразование формул при копировании. Выделение диапазона таблицы и упорядочивание (сортировка) его элементов; построение графиков и диаграмм.

Базы данных. Поиск информации

Базы данных. Таблица как представление отношения. Поиск данных в готовой базе. Связи между таблицами.

Поиск информации в сети Интернет. Средства и методика поиска информации. Построение запросов; браузеры. Компьютерные энциклопедии и словари. Компьютерные карты и другие справочные системы. Поисковые машины.

Работа в информационном пространстве. Информационно-коммуникационные технологии

Компьютерные сети. Интернет. Адресация в сети Интернет. Доменная система имен. Сайт. Сетевое хранение данных. Большие данные в природе и технике (геномные данные, результаты физических экспериментов, Интернет-данные, в частности, данные социальных сетей). Технологии их обработки и хранения.

Виды деятельности в сети Интернет. Интернет-сервисы: почтовая служба; справочные службы (карты, расписания и т. п.), поисковые службы, службы обновления программного обеспечения и др.

Компьютерные вирусы и другие вредоносные программы; защита от них.

Приемы, повышающие безопасность работы в сети Интернет. Проблема подлинности полученной информации. Электронная подпись, сертифицированные сайты и документы. Методы индивидуального и коллективного размещения новой информации в сети Интернет. Взаимодействие на основе компьютерных сетей: электронная почта, чат, форум, телеконференция и др.

Гигиенические, эргономические и технические условия эксплуатации средств ИКТ. Экономические, правовые и этические аспекты их использования. Личная информация, средства ее защиты. Организация личного информационного пространства.

Основные этапы и тенденции развития ИКТ. Стандарты в сфере информатики и ИКТ. Стандартизация и стандарты в сфере информатики и ИКТ докомпьютерной эры (запись чисел, алфавитов национальных языков и др.) и компьютерной эры (языки программирования, адресация в сети Интернет и др.).


Промежуточная аттестация по математике проводится в конце учебного года с учетом календарного учебного графика в форме годовой контрольной работы.

Форма промежуточной аттестации

ПА

Форма ПА по классам

7

8

9

Контрольная работа в форме тестирования

Тест

Тест

Тест





3. Содержание предмета «Информатика» с указанием часов по разделам

7 класс

п/п

Наименование раздела, учебного занятия за ступень

Количество часов

Введение

15

1

Информация и информационные процессы

8

2

Компьютер – универсальное устройство обработки данных

7

Математические основы информатики

11

3

Тексты и кодирование

9

4

Дискретизация

2

Алгоритмы и элементы программирования

6

5

Исполнители и алгоритмы. Управление исполнителями

4

6

Робототехника

2

Входящий контроль

1

Промежуточная аттестация

1

Всего

34



8 класс

п/п

Наименование раздела, учебного занятия за ступень

Количество часов

Математические основы информатики

15

1

Дискретизация

2

2

Системы счисления

4

3

Элементы комбинаторики, теории множеств и математической логики

6

4

Списки, графы, деревья

3

Алгоритмы и элементы программирования

13

5

Исполнители и алгоритмы. Управление исполнителями

3

6

Алгоритмические конструкции

2

7

Анализ алгоритмов

2

8

Математическое моделирование

6

Использование программных систем и сервисов

4

9

Файловая система

2

10

Подготовка текстов и демонстрационных материалов

2

Входящий контроль

1

Промежуточная аттестация

1

Всего

34

9 класс

п/п

Наименование раздела, учебного занятия за ступень

Количество часов

Алгоритмы и элементы программирования

28

5

Исполнители и алгоритмы. Управление исполнителями

6

6

Разработка алгоритмов и программ

14

7

Анализ алгоритмов

4

8

Математическое моделирование

4

Использование программных систем и сервисов

38

9

Электронные (динамические) таблицы

12

10

База данных. Поиск информации

8


Работа в информационном пространстве. Информационно-коммуникационные технологии

18

Входящий контроль

1

Итоговая контрольная работа (тест)

1

Всего

68



Прохождение программы

Учебный год

Класс

Количество часов

Процент выполнения

2017 – 2018

7

34


2018 – 2019

7

34


8

35


2019 - 2020

7

34


8

34


9

68


2020-2021












3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы 7 класс

Номер урока

Модуль

Наименование тем (разделов) учебных занятий

Количество часов

Введение

1.


Цели изучения курса информатики. Техника безопасности и организация рабочего места.

1

Информация и информационные процессы

2.


Информация и её свойства


1

3.


Информационные процессы. Обработка информации


1

4.

м

Информационные процессы. Хранение и передача информации


1

5.


Всемирная паутина как информационное хранилище

1

6.


Представление информации

1

7.


Дискретная форма представления информации

1

8.

м

Единицы измерения информации

1

9.


Обобщение и систематизация основных понятий темы «Информация и информационные процессы». Проверочная работа

1

Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией

10.


Основные компоненты компьютера и их функции

1

11.

м

Персональный компьютер.

1

12.


Программное обеспечение компьютера. Системное программное обеспечение

1

13.


Системы программирования и прикладное программное обеспечение

1

14.


Файлы и файловые структуры

1

15.

м

Пользовательский интерфейс

1

16.


Обобщение и систематизация основных понятий темы «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией». Проверочная работа

1

Обработка графической информации

17.


Формирование изображения на экране компьютера

1

18.

м

Компьютерная графика

1

19.


Создание графических изображений

1

20.


Обобщение и систематизация основных понятий темы «Обработка графической информации». Проверочная работа

1

Обработка текстовой информации

21.


Текстовые документы и технологии их создания

1

22.

м

Создание текстовых документов на компьютере

1

23.

м

Прямое форматирование

1

24.


Стилевое форматирование

1

25.


Визуализация информации в текстовых документах

1

26.


Распознавание текста и системы компьютерного перевода

1

27.

м

Оценка количественных параметров текстовых документов

1

28.


Оформление реферата История вычислительной техники

1

29.


Обобщение и систематизация основных понятий темы «Обработка текстовой информации». Проверочная работа.


1

Мультимедиа

30.


Технология мультимедиа.

1

31.

м

Компьютерные презентации

1

32.

м

Создание мультимедийной презентации

1

33.


Промежуточная аттестация

1

Итоговое повторение

34.


Основные понятия курса. Итоговое тестирование.

1



8 класс


Номер урока

Модуль

Наименование тем (разделов) учебных занятий

Количество часов

Введение

1.


Цели изучения курса информатики. Техника безопасности и организация рабочего места.

1

Математические основы информатики

2.


Общие сведения о системах счисления

1

3.


Двоичная система счисления. Двоичная арифметика

1

4.

м

Восьмеричная и шестнадцатеричные системы счисления. Компьютерные системы счисления

1

5.


Входящая контрольная работа

1

6.


Правило перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q

1

7

м

Представление целых чисел. Представление вещественных чисел

1

8.


Высказывание. Логические операции.

1

9.


Построение таблиц истинности для логических выражений

1

10.

м

Свойства логических операций.

1

11.

м

Решение логических задач

1

12.


Логические элементы

1

13.


Обобщение и систематизация основных понятий темы «Математические основы информатики». Проверочная работа

1

Основы алгоритмизации

14.


Алгоритмы и исполнители

1

15.


Способы записи алгоритмов

1

16.

м

Объекты алгоритмов

1

17.


Алгоритмическая конструкция следование

1

18.


Алгоритмическая конструкция ветвление. Полная форма ветвления

1

19.

м

Неполная форма ветвления

1

20.


Алгоритмическая конструкция повторение. Цикл с заданным условием продолжения работы

1

21.


Цикл с заданным условием окончания работы

1

22.

м

Цикл с заданным числом повторений

1

23.


Обобщение и систематизация основных понятий темы «Основы алгоритмизации». Проверочная работа

1

Начала программирования

24.


Общие сведения о языке программирования Паскаль

1

25.

м

Организация ввода и вывода данных

1

26.


Программирование линейных алгоритмов

1


27.


Программирование разветвляющихся алгоритмов. Условный оператор.

1

28.


Составной оператор. Многообразие способов записи ветвлений.

1

29.


Программирование циклов с заданным условием продолжения работы.

1

30.

м

Программирование циклов с заданным условием окончания работы.

1

31.


Программирование циклов с заданным числом повторений.

1

32.

м

Различные варианты программирования циклического алгоритма.

1

33.


Промежуточная аттестация

1

Итоговое повторение

34.


Основные понятия курса. Итоговое тестирование.

1



9 класс



п/п

Модуль

Наименование тем (разделов) учебных занятий


Количество часов

1


Цели изучения курса информатики. Техника безопасности и организация рабочего места. Презентация «Информатика и ИКТ»

1

Моделирование и формализация

2


Моделирование как метод познания.

1

3


презентация «Моделирование как метод познания» ЦОР «Моделирование», «Информационное моделирование»

1

4


Знаковые модели.

1

5


Презентация «Виды моделей »

1

6


Графические модели. Презентация «Виды моделей »

1

7


Практическая работа №1 «Построение графических моделей»;

1

8


Входящая контрольная работа

1

9


Табличные модели. Презентация «Виды моделей »

1

10


Практическая работа №2 «Построение табличных моделей»

1

11


База данных как модель предметной области. Реляционные базы данных.»

1

12


Презентация « Базы данных»

1

13


Практическая работа №3 Работа с готовой базой данных: добавление, удаление и редактирование записей в режиме таблицы.

1

14


Система управления базами данных. Презентация «Система управления базами данных»;

1

15


Создание базы данных.

1

16


Запросы на выборку данных.

1

17


Практическая работа №4«Проектирование однотабличной базы данных и создание БД на компьютере».

1

18


«Моделирование и формализация». Проверочная работа. Интерактивный тест «Моделирование и формализация» или тест к главе.

1

Алгоритмизация и программирование

19


Решение задач на компьютере

1

20


Практическая работа №5 «Решение задач на компьютере».

1

21


Одномерные массивы целых чисел.

1

22


Описание, заполнение, вывод массива.

1

23


Практическая работа №6 «Написание программ, реализующих алгоритмы заполнение и вывод одномерных массивов»

1

24


Вычисление суммы элементов массива

1

25


Презентация «Одномерные массивы целых чисел»

1

26


Практическая работа №7 «Написание программ, реализующих алгоритмы вычисления суммы элементов массива»

1

27-29


Последовательный поиск в массиве.

1



Презентация «Одномерные массивы целых чисел»

1



Практическая работа №8 «Написание программ, реализующих алгоритмы поиска в массиве»

1

30


Сортировка массива.

1

31


Презентация «Одномерные массивы целых чисел»

1

32


Практическая работа №9 «Написание программ, реализующих алгоритмы сортировки в массиве»

1

33


Конструирование алгоритмов.

1

34


Запись вспомогательных алгоритмов на языке Паскаль. Презентация «Запись вспомогательных алгоритмов на языке Паскаль»

1

35


Практическая работа №10 «Написание вспомогательных алгоритмов»

1

36


Алгоритмы управления. Обобщение и систематизация основных понятий темы «Алгоритмизация и программирование». Проверочная работа

1

Обработка числовой информации

37


Интерфейс электронных таблиц. Данные в ячейках таблицы. Основные режимы работы.

1

38


Презентация «Электронные таблицы»

1

39


Практическая работа №11 «Основы работы в электронных таблицах»

1

40


Организация вычислений. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки.»

1

41


Презентация «Организация вычислений

1

42


Практическая работа №12 «Вычисления в электронных таблицах»

1

43


Встроенные функции. Логические функции. Презентация «Организация вычислений»

1

44


Практическая работа №13 «Использование встроенных функций»

1

45


Сортировка и поиск данных.

1

46


Презентация «Средства анализа и визуализации данных»

1

47


Практическая работа №14 «Сортировка и поиск данных»

1

48


Построение диаграмм и графиков. Презентация «Средства анализа и визуализации данных»

1

49


Практическая работа №15 «Построение диаграмм и графиков»

1

50


Обобщение и систематизация основных понятий главы «Обработка числовой информации в электронных таблицах». Проверочная работа.

1

Коммуникационные технологии

51


Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования. Аппаратное и программное обеспечение работы глобальных компьютерных сетей. Скорость передачи данных. Понятие компьютерной сети

1

52


Практическая работа №16 «Работа в локальной сети».

1

53


Интернет Служба WorldWideWeb. Способы поиска информации в Интернете.

1

54


ЦОР «Интернет и Всемирная паутина» Практическая работа№17 Работа с WWW: использование URL-адреса и гиперссылок, сохранение информации на локальном диске.

1

55


Доменная система имён. Протоколы передачи данных.

Презентация «Всемирная компьютерная сеть Интернет»

1

56


Всемирная паутина.Файловые архивы. Презентация «Информационные ресурсы и сервисы Интернет»

1

57


Электронная почта. Сетевое коллективное взаимодействие. Сетевой этикет. Телеконференции, обмен файлами.

1

58


ЦОР«Общение и работа в Интернете»

Презентация «Электронная почта »

Практическая работа№18 «Работа с электронной почтой».

1

59


Технологии создания сайта. Презентация « Создаем сайт»

1

60


Содержание и структура сайта.

1

61


Презентация « Создаем сайт»

1

62


Практическая работа №19 «Разработка содержания и структуры сайта»

1

63


Оформление сайта.Презентация « Создаем сайт»

1

64


Практическая работа №20 «Оформление сайта»

1

65


Промежуточная аттестация

1

66


Размещение сайта в Интернете. Презентация « Создаем сайт»

1

67


Практическая работа №21

«Размещение сайта в Интернете»

1

68


Обобщение и систематизация основных понятий главы «Коммуникационные технологии». Проверочная работа. Интерактивный тест «Коммуникационные технологии»

1




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!