СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по истории России

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по истории России»

муниципальное бюджетное образовательное учреждение города Новосибирска

«Средняя общеобразовательная школа № 105 имени героя России Ивана Шелохвостова»



ПРИНЯТО

Решением методического объединения

учителей естественнонаучного цикла

протокол № 1 от ­­­­­30. 08. 2019

СОГЛАСОВАНО

Зам. дир. по УВР

__________Бердюгина Ю. С.






Рабочая программа

по истории России

6-9 класс

для основного общего образования
























Составители:

Георгиевская И.И., учитель истории и обществознания, 1 категории

Форина Н.Б.учитель истории и обществознания, 1 категории




2019 г.

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по предмету «История России» для основного общего образования разработана на основе нормативных документов:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 г. №1897 в редакции от 29.12.2014 ).

  2. Примерная основная образовательная программа основного общего образования МБОУ СОШ № 105.

  3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (статья 11, 12, 28), от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ.

  4. Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории.

  5. История России. Рабочая программа с 6 по 9 класс к новому УМК по истории России под ред. А.В. Торкунова (6-10 кл)

Цель изучения предмета:

  • Достижение обучающимися результатов изучения предмета в соответствии с требованиями, утвержденными Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.

  • Освоение межпредметных понятий, универсальных учебных действий, обеспечивающих успешное изучение данного и других учебных предметов на уровне среднего общего образования.

  • Создание условий для достижения личностных результатов основного общего образования.

Задачи изучения истории в основной школе:

  • формировать у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;

  • усваивать знания об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;

  • воспитывать учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;

  • развивать способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;

  • формировать у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.

В процессе изучения курса «История России» создаются условия:

  • для развития личности, ее духовно-нравственного и эмоционального совершенствования;

  • для развития способностей, удовлетворения познавательных интересов, самореализации обучающихся, в том числе лиц, проявивших выдающиеся способности;

  • для формирования социальных ценностей обучающихся, основ их гражданской идентичности и социально-профессиональных ориентаций;

  • для включения обучающихся в процессы преобразования социальной среды, формирования у них лидерских качеств, опыта социальной деятельности, реализации социальных проектов и программ;

  • для знакомства обучающихся с методами научного познания;

  • для формирования у обучающихся опыта самостоятельной образовательной, общественной, проектно-исследовательской и художественной деятельности.

2. Общая характеристика учебного предмета

В соответствии с Концепцией нового учебно-методического комплекса по отечественной истории базовыми принципами школьного исторического образования являются:

  • идея преемственности исторических периодов, в т.ч. непрерывности процессов становления и развития российской государственности, формирования государственной территории и единого многонационального российского народа, а также его основных символов и ценностей;

  • рассмотрение истории России как неотъемлемой части мирового исторического процесса, понимание особенностей ее развития, места и роли в мировой истории и в современном мире;

  • ценности гражданского общества – верховенство права, социальная солидарность, безопасность, свобода и ответственность;

  • воспитательный потенциал исторического образования, его исключительная роль в формировании российской гражданской идентичности и патриотизма;

  • общественное согласие и уважение как необходимое условие взаимодействия государств и народов в новейшей истории.

  • познавательное значение российской, региональной и мировой истории;

  • формирование требований к каждой ступени непрерывного исторического образования на протяжении всей жизни.

Предмет «История России» сочетает историю государства, населяющих его народов, историю родного края. Данный предмет дает представление об основных этапах исторического пути Отечества, при этом внимание уделяется целостной и выразительной характеристике основных исторических эпох — от прослеживания хода наиболее значительных общественных процессов до описания поворотных, драматических событий и их участников.

Важная мировоззренческая задача предмета «История России» заключается в раскрытии как своеобразия и неповторимости российской истории.

При изучении истории России предполагается обращение учащихся к материалу по региональной истории, в котором представлен пласт исторического знания, богатый наглядной и яркой информацией и потому выразительный и интересный для школьников. Следует подчеркнуть, что  в целом речь идет о многоуровневом рассмотрении истории государства и населяющих его народов, истории региона, города, села, семьи. Это способствует решению приоритетных образовательных и воспитательных задач. Данный предмет играет важную роль в осознании школьниками исторической обусловленности многообразия окружающего их мира, создает предпосылки для понимания и уважения ими других людей и культур

Патриотическая основа исторического образования имеет цель воспитать у молодого поколения гордость за свою страну, осознание ее роли в мировой истории. При этом важно акцентировать внимание на массовом героизме в освободительных войнах, прежде всего Отечественных 1812 и 1941-1945 гг., раскрыв подвиг народа как пример гражданственности и самопожертвования во имя Отечества. Вместе с тем, позитивный пафос исторического сознания должна создавать не только гордость военными победами предков. Самое пристальное внимание следует уделить достижениям страны в других областях. Предметом патриотической гордости, несомненно, является великий труд народа по освоению громадных пространств Евразии с ее суровой природой, формирование российского общества на сложной многонациональной и поликонфессиональной основе.

В школьном курсе должен преобладать пафос созидания, позитивный настрой в восприятии отечественной истории. Тем не менее, у учащихся не должно сформироваться представление, что история России – это череда триумфальных шествий, успехов и побед. В историческом прошлом нашей страны были и трагические периоды (смуты, революции, гражданские войны, политические репрессии и др.), без освещения которых представление о прошлом во всем его многообразии не может считаться полноценным. Трагедии нельзя замалчивать, но необходимо подчеркивать, что русский и другие народы нашей страны находили силы вместе преодолевать выпавшие на их долю тяжелые испытания. Россия – крупнейшая многонациональная и поликонфессиональная страна в мире. В связи с этим необходимо расширить объем учебного материала по истории народов России, делая акцент на взаимодействии культур и религий, укреплении экономических, социальных, политических и других связей между народами. Следует подчеркнуть, что присоединение к России и пребывание в составе Российского государства имело положительное значение для народов нашей страны: безопасность от внешних врагов, прекращение внутренних смут и междоусобиц, культурное и экономическое развитие, распространение просвещения, образования, здравоохранения и др.

3. Место учебного курса «История России» в учебном плане

Структурно учебный предмет «История России. Всеобщая история» состоит из двух синхронизированных между собой курсов, на изучение которых в учебном плане отводится 2 часа в неделю в каждом классе.

На курс «История России» в основной школе отводится 196 часов.

Часы распределяются следующим образом:

Год обучения

Количество часов в неделю

Количество учебных недель

Всего часов за учебный год

6 класс

2

20

40

7 класс

2

21

44

8 класс

2

22

44

9 класс

3

22,5

68




196 часов

4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «История России»

Методической основой изучения курса отечественной истории в основной школе является системно-деятельностный подход, обеспечивающий достижение личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов посредством организации активной познавательной деятельности школьников.

Личностные результаты изучения учебного предмета «История России» включают в себя:

  • представление о видах идентичности, актуальных для становления человечества и

общества, для жизни в современном поликультурном мире;

  • осознание своей идентичности как гражданина страны, этнической и религиозной

группы, локальной и религиозной общности;

  • приобщение к истокам культурно-исторического наследия человечества, интерес к

его познанию за рамками учебного курса и школьного обучения;

  • освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества,

уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов;

  • опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого и

историческим источникам, способам изучения и охраны.

  • осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений,

  • способность к определению своей позиции и ответственному поведению в

современном обществе;

  • понимание культурного многообразия своей страны и мира, уважение к культуре

своего и других народов, толерантность.

Метапредметные  результаты:

Регулятивные УУД.

1.Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:

  • выдвигать версии решения проблемы;

  • ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

  • обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.

2.Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

  • обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;

  • составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);

3.Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий. Обучающийся сможет:

  • находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;

  • работая по своему плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно, вносить коррективы;

  • сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

4.Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:

  • свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;

5.Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:

  • наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;

  • соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;

  • принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;

  • в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.

Познавательные УУД

6.Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение. Обучающийся сможет:

  • подбирать слова, соподчиненные ключевому понятию, определяющие его признаки и свойства;

  • давать определения понятий;

  • выделять общий признак двух или нескольких событий и объяснять их сходство;

  • анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

  • строить рассуждение от общих закономерностей к частным событиям и от частных событий к общим закономерностям;

  • строить рассуждение на основе сравнения событий и явлений, выделяя при этом общие признаки;

  • излагать полученную информацию;

  • осуществлять расширенный поиск информации, с использованием ресурсов библиотек и Интернета.

  • объяснять события, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности, выполнения проектов;

  • выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;

  • делать вывод на основе критического анализа исторических источников, разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.

7.Смысловое чтение. Обучающийся сможет:

  • находить в документе, тексте учебника требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

  • ориентироваться в содержании текста учебника, документа;

  • устанавливать взаимосвязь описанных в тексте учебника, документа событий, явлений, процессов;

  • резюмировать главную идею исторического источника;

  • критически оценивать содержание исторического документа.

8. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:

  • осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;

  • формировать множественную выборку из поисковых источников для

объективизации результатов поиска;

Коммуникативные УУД.

9. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:

  • самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе

(определять общие цели, договариваться друг с другом);

  • в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;

  • учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать

ошибочность своего мнения и корректировать его;

  • понимать позицию другого, различать в его речи мнение (точку зрения),

доказательства (аргументы), факты;

  • уметь взглянуть на ситуацию иной позиции и договариваться с людьми

иной позиции;

  • оценивать свои учебные достижения, поведения, черты своей личности с

учётом мнения других людей;

  • определять собственное отношение к явлениям современной жизни,

формулирования своей точки зрения.

10.Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:

  • целенаправленно искать и использовать информационные

ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;

  • использовать компьютерные технологии для написания докладов, рефератов,

создание презентаций и др.;

  • использовать информацию с учетом этических и правовых норм;

  • создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий,

соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.

Предметные результаты освоения курса истории на уровне основного общего образования предполагают, что у учащегося сформированы:

  • целостные представления об историческом пути человечества, разных народов

как необходимой основы миропонимания и познания современного общества; о преемственности исторических эпох и непрерывности исторических процессов;

  • базовые исторические знания об основных этапах и закономерностях развития

человеческого общества с древности до наших дней;

  • способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы

исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;

  • способность применять исторические знания для осмысления общественных событий и явлений прошлого и современности;

  • умение искать, анализировать, систематизировать и оценивать историческую информацию различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; способность определять и аргументировать свое отношение к ней;

  • умение работать с письменными, изобразительными и вещественными историческими источниками, понимать и интерпретировать содержащуюся в них информацию;

  • уважение к отечественному историческому наследию, культуре своего и других народов; готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны.

6 класс

От Древней Руси к Российскому государству (VIIIXV вв.)

Ученик научится:

• локализовать этапы становления и развития Российского государства; соотносить хронологию истории Руси ;

• использовать историческую карту как источник информации о территории, об экономических и культурных центрах Руси , о направлениях крупнейших передвижений людей – походов, завоеваний, колонизаций и др.;

• проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических памятниках;

• составлять описание образа жизни различных групп населения в обществах на Руси, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях истории;

• раскрывать характерные, существенные черты: а) экономических и социальных отношений и политического строя на Руси; б) ценностей, господствовавших в обществах, религиозных воззрений;

• объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной истории ;

• сопоставлять развитие Руси , показывать общие черты и особенности (в связи с понятиями «политическая раздробленность», «централизованное государство» и др.);

• давать оценку событиям и личностям отечественной истории .

Ученик получит возможность научиться:

• сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;

• составлять на основе информации учебника и дополнительной литературы описания памятников культуры Руси, объяснять, в чем заключаются их художественные достоинства и значение.

7 класс

Россия в XVI – ХIХ веках.

Ученик научится:

• локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события ;

• использовать историческую карту как источник информации о границах России , об основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений – походов, завоеваний, колонизации и др.;

• анализировать информацию различных источников;

• составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной истории ;

• сопоставлять развитие России, сравнивать исторические ситуации и события;

• давать оценку событиям и личностям отечественной истории.

Ученик получит возможность научиться:

• используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие России;

• использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.);

• сравнивать развитие России , объяснять, в чем заключались общие черты и особенности;

• применять знания по истории России и своего края при составлении описаний исторических и культурных памятников своего города, края и т. д.

8 класс

Россия в XVII – ХVIII веках.

Ученик научится:

• локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события, основные этапы отечественной истории Нового времени;

• анализировать информацию различных источников по отечественной истории Нового времени;

• использовать историческую карту как источник информации о границах России в Новое время, об основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших событий;

• систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по отечественной истории Нового времени;

• составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России в Новое время, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной истории Нового времени;

• давать оценку событиям и личностям отечественной истории Нового времени.

Ученик получит возможность научиться:

• используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие России;

• использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.);

• сравнивать развитие России, объяснять, в чем заключались общие черты и особенности;

• применять знания по истории России и своего края при составлении описаний исторических и культурных памятников своего города, края и т. д.

9 класс

Российская империя в XIX– ХX вв.

Ученик научится:

• анализировать информацию различных источников по отечественной истории;

• составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной истории ;

• систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по отечественной истории;

• объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной истории (социальных движений, реформ и революций, взаимодействий между народами и др.);

• сопоставлять развитие России , сравнивать исторические ситуации и события;

• давать оценку событиям и личностям отечественной истории;

• составлять простой и сложный план, хронологические таблицы;

• участвовать в проектной деятельности.

Ученик получит возможность научиться:

• используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие России;

• использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.);

• сравнивать развитие России, объяснять, в чем заключались общие черты и особенности; применять знания по истории России и своего края при составлении описаний исторических и культурных памятников своего города, края и т. д.


5. Содержание учебного предмета

6класс.

История России.

От Древней Руси к Российскому государству.(40ч.)

Введение. (1ч)

Предмет отечественной истории. История России как не-

отъемлемая часть всемирно-исторического процесса. Факторы самобытности российской истории. Природный фактор в отечественной истории. Источники по российской

истории. Историческое пространство и символы российской истории.

Народы и государства на территории нашей страны в древности. (5ч.)

Появление и расселение человека на территории современной России. Первые культуры и общества. Малые государства Причерноморья в эллинистическую

эпоху.Евразийские степи и лесостепь. Народы Сибири и Дальнего Востока.

Хуннский каганат. Скифское царство. Сарматы. Финские племена. Аланы.

Восточная Европа и евразийские степи в середине I тысячелетия н. э.

Великое переселение народов. Гуннская держава Аттилы. Гуннское царство в предгорном Дагестане. Взаимодействие кочевого и оседлого мира в эпоху Великого переселения народов. Дискуссии о славянской прародине и происхождении

славян. Расселение славян, их разделение на три ветви — восточных, западных и южных славян. Славянские общности Восточной Европы. Их соседи — балты, финно-угры,

кочевые племена.

Хозяйство восточных славян, их общественный строй и политическая организация. Возникновение княжеской власти. Традиционные верования славян. Страны и народы Восточной Европы, Сибири и Дальнего Востока. Объединения древнетюркских племён тюрков, огузов, киргизов и кыпчаков. Великий Тюркский каганат; Восточный Тюркский каганат и Западный Тюркский каганат. Уйгурский каганат. Великий киргизский каганат. Киргизский каганат. Киданьское государство. Аварский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария. Этнокультурные контакты славянских, тюркских и финно-угорских народов к концу I тыс. н. э. Появление первых христианских, иудейских, исламских общин.

Региональный компонент.

Образование государства Русь. Русь в IX — первой половине XII в. (11ч.)Политическое развитие Европы в эпоху раннего Средневековья. Норманнский фактор в образовании европейских государств. Предпосылки и особенности складывания государства Русь. Формирование княжеской власти (князь и дружи-

на, полюдье). Новгород и Киев — центры древнерусской государственности. Князь Олег. Образование государства. Перенос столицы в Киев.Первые русские князья, их внутренняя и внешняя политика. Формирование территории государства Русь.

Социально-экономический строй ранней Руси. Земельные отношения. Свободное и зависимое население. Крупнейшие русские города, развитие ремёсел и торговли Отношения Руси с соседними народами и государствами: Византией, странами Северной и Центральной Европы, кочевниками. Святослав и его роль в формировании системы геополитических интересов Руси.Европейский христианский мир. Крещение Руси: причины и значение. Владимир I Святой. Зарождение ранней русской культуры, её специфика и достижения. Былинный эпос. Возникновение письменности. Начало летописания. Литература и её жанры (слово, житие, поучение, хожение). Деревянное и каменное зодчество. Монументальная живопись, мозаики, фрески. Иконы. Декоративно-прикладное искусство. Быт и образ жизни разных слоёв населения. Ярослав Мудрый. Владимир Мономах. Древнерусское право: Русская Правда, церковные уставы.Социально-экономический уклад. Земельные отношения. Уровень социально-экономического развития русских земель.Дискуссии об общественном строе. Основные социальные слои древнерусского общества. Зависимые категории населения. Православная церковь и её роль в жизни общества.Развитие международных связей Русского государства, укрепление его международного положения. Развитие культуры. Летописание. «Повесть временных лет». Нестор. Просвещение. Литература. Деревянное и каменное зодчество, скульптура, живопись, прикладное искусство. Комплексный характер художественного оформления архитектурных сооружений. Значение древнерусской культуры в развитии европейской культуры.Ценностные ориентации русского общества. Повседневная жизнь, сельский и городской быт. Положение женщины. Дети и их воспитание. Картина мира древнерусского человека.Изменения в повседневной жизни с принятием христианства. Нехристианские общины на территории Руси.

Русь в середине ХII — начале XIII в. (5ч.)

Эпоха политической раздробленности в Европе. Причины, особенности и последствия политической раздробленности на Руси. Формирование системы земель —

самостоятельных государств.Изменения в политическом строе.Эволюция общественного строя и права. Территория и население крупнейших русских земель. Рост и расцвет

городов.Консолидирующая роль православной церкви в условиях политической децентрализации. Международные связи русских земель.Развитие русской культуры: формирование региональных центров. Летописание и его центры. Даниил Заточник. «Слово о полку Игореве».

Региональный компонент.

Русские земли в середине XIII — XIV в. (10ч.)

Возникновение Монгольской державы. Чингисхан и его завоевания. Формирование Монгольской империи и её влияние на развитие народов Евразии. Великая Яса. Завоевательные походы Батыя на Русь и Восточную Европу и их последствия. Образование Золотой Орды.Русские земли в составе Золотой Орды. Политико-государственное устройство страны. Система управления. Армия и вооружение. Налоги и повинности населения. Города. Международная торговля. Влияние Орды на политическую традицию русских земель, менталитет, культуру и быт населения.

Золотая Орда в системе международных связей.Южные и западные русские земли. Возникновение Литовского государства и включение в его состав части русских земель.Северо-западные земли: Новгородская и Псковская. Борьба с экспансией крестоносцев на западных границах Руси. Александр Невский. Политический строй Новгорода и Пскова. Княжества Северо-Восточной Руси. Борьба за великое княжение Владимирское. Противостояние Твери и Москвы. Усиление Московского княжества. Иван Калита.Народные выступления против ордынского господства. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Закрепление первенствующего положения московских князей.

Религиозная политика в Орде и статус православной церкви. Принятие ислама и его распространение. Русская православная церковь в условиях ордынского господства.

Сергий Радонежский.Культура и быт. Летописание. «Слово о погибели Русской земли». «Задонщина». Жития. Архитектура и живопись. Феофан Грек. Андрей Рублёв.

Ордынское влияние на развитие культуры и повседневную жизнь в русских землях.

Региональный компонент.

Формирование единого Русского государства. (8ч.)

Политическая карта Европы и русских земель в начале XV в.Борьба Литовского и Московского княжеств за объединение русских земель.Распад Золотой Орды и его влияние на политическое

развитие русских земель. Большая Орда, Крымское, Казанское, Сибирское ханства, Ногайская Орда и их отношения с Московским государством. Междоусобная война в Московском княжестве во второй четверти XV в. Василий Тёмный. Новгород и Псков. в XV в. Иван III. Присоединение Новгорода и Твери к Москве. Ликвидация зависимости от Орды. Принятие общерусского Судебника. Государственные символы единого

государства. Характер экономического развития русских земель.Установление автокефалии Русской православной церкви. Внутрицерковная борьба. Ереси.

Расширение международных связей Московского государства.

Культурное пространство единого государства. Летописание общерусское и региональное. «Хожение за три моря» Афанасия Никитина. Архитектура и живопись. Московский Кремль.

Повседневная жизнь и быт населения. Региональный компонент.

Тематика учебных проектов:

1. Памятники культуры и быта родного края.

2. Как жили наши предки в далёком прошлом.

3. Путешествие в Древний Киев.

4. Противостояние Руси монгольским завоевателям.

5. Борьба Руси с немецкими рыцарями.

6. Великие князья Киевской Руси.

7. Культура Русского государства.

8. Реформы Ивана Грозного.


7 класс

Россия в XVI – XVII вв.: от великого княжества к царству. (44ч.)

Россия в конце XVI в. Опричнина, дискуссия о ее причинах и характере. Опричный террор. Разгром Новгорода и Пскова. Московские казни 1570 г. Результаты и последствия опричнины. Противоречивость личности Ивана Грозного и проводимых им преобразований. Цена реформ.

Царь Федор Иванович. Борьба за власть в боярском окружении. Правление Бориса Годунова. Учреждение патриаршества. Тявзинский мирный договор со Швецией:восстановление позиций России в Прибалтике. Противостояние с Крымским ханством. Отражение набега Гази-Гирея в 1591 г. Строительство российских крепостей и засечных черт. Продолжение закрепощения крестьянства: указ об «Урочных летах». Пресечение царской династии Рюриковичей.

Смута в России. Династический кризис. Земский собор 1598 г. и избрание на царство Бориса Годунова. Политика Бориса Годунова, в т.ч. в отношении боярства. Опала семейства Романовых. Голод 1601-1603 гг. и обострение социально-экономического кризиса.

Смутное время начала XVII в., дискуссия о его причинах. Самозванцы и самозванство. Личность Лжедмитрия I и его политика. Восстание 1606 г. и убийство самозванца.

Царь Василий Шуйский. Восстание Ивана Болотникова. Перерастание внутреннего кризиса в гражданскую войну. Лжедмитрий II. Вторжение на территорию России польско-литовских отрядов. Тушинский лагерь самозванца под Москвой. Оборона Троице-Сергиева монастыря. Выборгский договор между Россией и Швецией. Поход войска М.В. Скопина-Шуйского и Я.-П. Делагарди и распад тушинского лагеря. Открытое вступление в войну против России Речи Посполитой. Оборона Смоленска.

Свержение Василия Шуйского и переход власти к «семибоярщине». Договор об избрании на престол польского принца Владислава и вступление польско-литовского гарнизона в Москву. Подъем национально-освободительного движения. Патриарх Гермоген. Московское восстание 1611 г. и сожжение города оккупантами. Первое и второе ополчения. Захват Новгорода шведскими войсками. «Совет всей земли». Освобождение Москвы в 1612 г.

Земский собор 1613 г. и его роль в укреплении государственности. Избрание на царство Михаила Федоровича Романова. Борьба с казачьими выступлениями против центральной власти. Столбовский мир со Швецией: утрата выхода к Балтийскому морю. Продолжение войны с Речью Посполитой. Поход принца Владислава на Москву. Заключение Деулинского перемирия с Речью Посполитой. Итоги и последствия Смутного времени.

Россия в XVII веке.Россия при первых Романовых. Царствование Михаила Федоровича. Восстановление экономического потенциала страны. Продолжение закрепощения крестьян. Земские соборы. Роль патриарха Филарета в управлении государством.

Царь Алексей Михайлович. Укрепление самодержавия. Ослабление роли Боярской думы в управлении государством. Развитие приказного строя. Приказ Тайных дел. Усиление воеводской власти в уездах и постепенная ликвидация земского самоуправления. Затухание деятельности Земских соборов. Правительство Б.И. Морозова и И.Д. Милославского: итоги его деятельности. Патриарх Никон. Раскол в Церкви. Протопоп Аввакум, формирование религиозной традиции старообрядчества.

Царь Федор Алексеевич. Отмена местничества. Налоговая (податная) реформа.

Экономическое развитие России в XVII в. Первые мануфактуры. Ярмарки. Укрепление внутренних торговых связей и развитие хозяйственной специализации регионов Российского государства. Торговый и Новоторговый уставы. Торговля с европейскими странами, Прибалтикой, Востоком.

Социальная структура российского общества. Государев двор, служилый город, духовенство, торговые люди, посадское население, стрельцы, служилые иноземцы, казаки, крестьяне, холопы. Русская деревня в XVII в. Городские восстания середины XVII в. Соляной бунт в Москве. Псковско-Новгородское восстание. Соборное уложение 1649 г. Юридическое оформление крепостного права и территория его распространения. Русский Север, Дон и Сибирь как регионы, свободные от крепостничества. Денежная реформа 1654 г. Медный бунт. Побеги крестьян на Дон и в Сибирь. Восстание Степана Разина.

Внешняя политика России в XVII в. Возобновление дипломатических контактов со странами Европы и Азии после Смуты. Смоленская война. Поляновский мир. Контакты с православным населением Речи Посполитой: противодействие полонизации, распространению католичества. Контакты с Запорожской Сечью. Восстание Богдана Хмельницкого. Переяславская рада. Вхождение Украины в состав России. Война между Россией и Речью Посполитой 1654-1667 гг. Андрусовское перемирие. Русско-шведская война 1656-1658 гг. и ее результаты. Конфликты с Османской империей. «Азовское осадное сидение». «Чигиринская война» и Бахчисарайский мирный договор. Отношения России со странами Западной Европы. Военные столкновения с манчжурами и империей Цин.

Культурное пространство.Эпоха Великих географических открытий и русские географические открытия. Плавание Семена Дежнева. Выход к Тихому океану. Походы Ерофея Хабарова и Василия Пояркова и исследование бассейна реки Амур. Коч – корабль русских первопроходцев. Освоение Поволжья, Урала и Сибири. Калмыцкое ханство. Ясачное налогообложение. Переселение русских на новые земли. Миссионерство и христианизация. Межэтнические отношения. Формирование многонациональной элиты.

Изменения в картине мира человека в XVI–XVII вв. и повседневная жизнь. Жилище и предметы быта. Семья и семейные отношения. Религия и суеверия. Синтез европейской и восточной культур в быту высших слоев населения страны.

Архитектура. Дворцово-храмовый ансамбль Соборной площади в Москве. Шатровый стиль в архитектуре. Антонио Солари, Алевиз Фрязин, Петрок Малой. Собор Покрова на Рву. Монастырские ансамбли (Кирилло-Белозерский, Соловецкий, Новый Иерусалим). Крепости (Китай-город, Смоленский, Казанский, Тобольский Астраханский, Ростовский кремли). Федор Конь. Приказ каменных дел. Деревянное зодчество.

Изобразительное искусство. Симон Ушаков. Ярославская школа иконописи. Парсунная живопись.

Летописание и начало книгопечатания. Лицевой свод. Домострой. Переписка Ивана Грозного с князем Андреем Курбским. Публицистика Смутного времени. Усиление светского начала в российской культуре. Симеон Полоцкий. Немецкая слобода как проводник европейского культурного влияния. Посадская сатира XVII в.

Развитие образования и научных знаний. Школы при Аптекарском и Посольском приказах. «Синопсис» Иннокентия Гизеля - первое учебное пособие по истории.

Региональный компонент. Наш регион в XVIXVII вв.


Тематика учебных проектов:

1.Наш край в ХVII веке.

2.Освоение Сибири и Дальнего Востока.

3.Как и чему учились наши предки?

4.Культура России ХVII в.

5.Смутное время: события, личности.

6.Первые Романовы.

7.Внешняя политика ХVII в.


8 класс

Россия в конце XVII - XVIII ВЕКАХ: от царства к империи. (44ч.)

Россия в эпоху преобразований Петра I.Причины и предпосылки преобразований (дискуссии по этому вопросу). Россия и Европа в конце XVII века. Модернизация как жизненно важная национальная задача.

Начало царствования Петра I, борьба за власть. Правление царевны Софьи. Стрелецкие бунты. Хованщина. Первые шаги на пути преобразований. Азовские походы. Великое посольство и его значение. Сподвижники Петра I.

Экономическая политика.Строительство заводов и мануфактур, верфей. Создание базы металлургической индустрии на Урале. Оружейные заводы и корабельные верфи. Роль государства в создании промышленности. Основание Екатеринбурга. Преобладание крепостного и подневольного труда. Принципы меркантилизма и протекционизма. Таможенный тариф 1724 г. Введение подушной подати.

Социальная политика.Консолидация дворянского сословия, повышение его роли в управлении страной. Указ о единонаследии и Табель о рангах. Противоречия в политике по отношению к купечеству и городским сословиям: расширение их прав в местном управлении и усиление налогового гнета. Положение крестьян. Переписи населения (ревизии).

Реформы управления. Реформы местного управления (бурмистры и Ратуша), городская и областная (губернская) реформы. Сенат, коллегии, органы надзора и суда. Усиление централизации и бюрократизации управления. Генеральный регламент. Санкт-Петербург — новая столица.

Первые гвардейские полки. Создание регулярной армии, военного флота. Рекрутские наборы.

Церковная реформа. Упразднение патриаршества, учреждение синода. Положение конфессий.

Оппозиция реформам Петра I.Социальные движения в первой четверти XVIII в. Восстания в Астрахани, Башкирии, на Дону. Дело царевича Алексея.

Внешняя политика. Северная война. Причины и цели войны. Неудачи в начале войны и их преодоление. Битва при д. Лесной и победа под Полтавой. Прутский поход. Борьба за гегемонию на Балтике. Сражения у м. Гангут и о. Гренгам. Ништадтский мир и его последствия.

Закрепление России на берегах Балтики. Провозглашение России империей. Каспийский поход Петра I.

Преобразования Петра I в области культуры. Доминирование светского начала в культурной политике. Влияние культуры стран зарубежной Европы. Привлечение иностранных специалистов. Введение нового летоисчисления, гражданского шрифта и гражданской печати. Первая газета «Ведомости». Создание сети школ и специальных учебных заведений. Развитие науки. Открытие Академии наук в Петербурге. Кунсткамера. Светская живопись, портрет петровской эпохи. Скульптура и архитектура. Памятники раннего барокко.

Повседневная жизнь и быт правящей элиты и основной массы населения. Перемены в образе жизни российского дворянства. Новые формы социальной коммуникации в дворянской среде. Ассамблеи, балы, фейерверки, светские государственные праздники. «Европейский» стиль в одежде, развлечениях, питании. Изменения в положении женщин.

Итоги, последствия и значение петровских преобразований. Образ Петра I в русской культуре.

После Петра Великого: эпоха «дворцовых переворотов».Причины нестабильности политического строя. Дворцовые перевороты. Фаворитизм. Создание Верховного тайного совета. Крушение политической карьеры А.Д.Меншикова. «Кондиции верховников» и приход к власти Анны Иоанновны. «Кабинет министров». Роль Э.Бирона, А.И.Остермана, А.П.Волынского, Б.Х.Миниха в управлении и политической жизни страны.

Укрепление границ империи на Украине и на юго-восточной окраине. Переход Младшего жуза в Казахстане под суверенитет Российской империи. Война с Османской империей.

Россия при Елизавете Петровне. Экономическая и финансовая политика. Деятельность П.И.Шувалова. Создание Дворянского и Купеческого банков. Усиление роли косвенных налогов. Ликвидация внутренних таможен. Распространение монополий в промышленности и внешней торговле. Основание Московского университета. М.В. Ломоносов и И.И. Шувалов.

Россия в международных конфликтах 1740-х – 1750-х гг. Участие в Семилетней войне. Петр III. Манифест «о вольности дворянской». Переворот 28 июня 1762 г.

Россия в 1760-х – 1790- гг. Правление Екатерины II и Павла I .Внутренняя политика Екатерины II. Личность императрицы. Идеи Просвещения. «Просвещенный абсолютизм», его особенности в России. Секуляризация церковных земель. Деятельность Уложенной комиссии. Экономическая и финансовая политика правительства. Начало выпуска ассигнаций. Отмена монополий, умеренность таможенной политики. Вольное экономическое общество. Губернская реформа. Жалованные грамоты дворянству и городам. Положение сословий. Дворянство – «первенствующее сословие» империи. Привлечение представителей сословий к местному управлению. Создание дворянских обществ в губерниях и уездах. Расширение привилегий гильдейского купечества в налоговой сфере и городском управлении.

Национальная политика. Унификация управления на окраинах империи. Ликвидация украинского гетманства. Формирование Кубанского Оренбургского и Сибирского казачества. Основание Ростова-на-Дону.Активизация деятельности по привлечению иностранцев в Россию. Расселение колонистов в Новороссии, Поволжье, других регионах. Укрепление начал толерантности и веротерпимости по отношению к не православным и нехристианским конфессиям.

Экономическое развитие России во второй половине XVIII века. Крестьяне: крепостные, государственные, монастырские. Условия жизни крепостной деревни. Права помещика по отношению к своим крепостным. Барщинное и оброчное хозяйство. Дворовые люди. Роль крепостного строя в экономике страны.

Промышленность в городе и деревне. Роль государства, купечества, помещиков в развитии промышленности. Крепостной и вольнонаемный труд. Привлечение крепостных оброчных крестьян к работе на мануфактурах. Развитие крестьянских промыслов.Рост текстильной промышленности: распространение производства хлопчатобумажных тканей. Начало известных предпринимательских династий: Морозовы, Рябушинские, Гарелины, Прохоровы, Демидовы и др.

Внутренняя и внешняя торговля. Торговые пути внутри страны. Водно-транспортные системы: Вышневолоцкая, Тихвинская, Мариинская и др. Ярмарки и их роль во внутренней торговле. Макарьевская, Ирбитская, Свенская, Коренная ярмарки. Ярмарки на Украине. Партнеры России во внешней торговле в Европе и в мире. Обеспечение активного внешнеторгового баланса.

Обострение социальных противоречий. Чумной бунт в Москве. Восстание под предводительством Емельяна Пугачева. Антидворянский и антикрепостнический характер движения. Роль казачества, народов Урала и Поволжья в восстании. Влияние восстания на внутреннюю политику и развитие общественной мысли.

Внешняя политика России второй половины XVIII в., ее основные задачи. Н.И. Панин и А.А.Безбородко.

Борьба России за выход к Черному морю. Войны с Османской империей. П.А.Румянцев, А.Суворов, Ф.Ф.Ушаков, победы российских войск под их руководством. Присоединение Крыма и Северного Причерноморья. Организация управления Новороссией. Строительство новых городов и портов. Основание Пятигорска, Севастополя, Одессы, Херсона. Г.А.Потемкин. Путешествие Екатерины II на юг в 1787 г.

Участие России в разделах Речи Посполитой. Политика России в Польше до начала 1770-х гг.: стремление к усилению российского влияния в условиях сохранения польского государства. Участие России в разделах Польши вместе с империей Габсбургов и Пруссией. Первый, второй и третий разделы. Вхождение в состав России украинских и белорусских земель. Присоединение Литвы и Курляндии. Борьба Польши за национальную независимость. Восстание под предводительством Тадеуша Костюшко.

Участие России в борьбе с революционной Францией. Итальянский и Швейцарский походы А.В.Суворова. Действия эскадры Ф.Ф.Ушакова в Средиземном море.

Культурное пространство Российской империи в XVIII в. Определяющее влияние идей Просвещения в российской общественной мысли, публицистике и литературе. Литература народов России в XVIII в. Первые журналы. Общественные идеи в произведениях А.П.Сумарокова, Г.Р.Державина, Д.И.Фонвизина. Н.И.Новиков, материалы о положении крепостных крестьян в его журналах. А.Н.Радищев и его «Путешествие из Петербурга в Москву».

Русская культура и культура народов России в XVIII веке. Развитие новой светской культуры после преобразований Петра I. Укрепление взаимосвязей с культурой стран зарубежной Европы. Масонство в России. Распространение в России основных стилей и жанров европейской художественной культуры (барокко, классицизм, рококо и т. п.). Вклад в развитие русской культуры ученых, художников, мастеров, прибывших из-за рубежа. Усиление внимания к жизни и культуре русского народа и историческому прошлому России к концу столетия.

Культура и быт российских сословий. Дворянство: жизнь и быт дворянской усадьбы. Духовенство. Купечество. Крестьянство.

Российская наука в XVIII веке. Академия наук в Петербурге. Изучение страны – главная задача российской науки. Географические экспедиции. Вторая Камчатская экспедиция. Освоение Аляски и Западного побережья Северной Америки. Российско-американская компания. Исследования в области отечественной истории. Изучение российской словесности и развитие литературного языка. Российская академия. Е.Р.Дашкова.

М.В. Ломоносов и его выдающаяся роль в становлении российской науки и образования.

Образование в России в XVIII в. Основные педагогические идеи. Воспитание «новой породы» людей. Основание воспитательных домов в Санкт-Петербурге и Москве, Института «благородных девиц» в Смольном монастыре. Сословные учебные заведения для юношества из дворянства. Московский университет – первый российский университет.

Русская архитектура XVIII в. Строительство Петербурга, формирование его городского плана. Регулярный характер застройки Петербурга и других городов. Барокко в архитектуре Москвы и Петербурга. Переход к классицизму, создание архитектурных ассамблей в стиле классицизма в обеих столицах. В.И. Баженов, М.Ф.Казаков.

Изобразительное искусство в России, его выдающиеся мастера и произведения. Академия художеств в Петербурге. Расцвет жанра парадного портрета в середине XVIII в. Новые веяния в изобразительном искусстве в конце столетия.

Народы России в XVIII в. Управление окраинами империи. Башкирские восстания. Политика по отношению к исламу. Освоение Новороссии, Поволжья и Южного Урала. Немецкие переселенцы. Формирование черты оседлости.

Россия при Павле I.Основные принципы внутренней политики Павла I. Укрепление абсолютизма через отказ от принципов «просвещенного абсолютизма» и усиление бюрократического и полицейского характера государства и личной власти императора. Личность Павла I и ее влияние на политику страны. Указы о престолонаследии, и о «трехдневной барщине».

Политика Павла I по отношению к дворянству, взаимоотношение со столичной знатью, меры в области внешней политики и причины дворцового переворота 11 марта 1801 года. Внутренняя политика. Ограничение дворянских привилегий.

Региональный компонент. Наш регион в XVIII в.


Тематика учебных проектов:

1.Наш край в истории России XVIII век: события и люди.

2.Культурное наследие родного края.

3.Реформы Петра I.

4.Внешняя политика Петра I.

5.Образ Петра I в искусстве.

6.Почему о Петре I спорят уже третий век?

7. Дворцовые перевороты: личности, события.

8.Культура России ХVIII в.


9 класс

Российская империя в XIX – начале XX вв. (68ч.)

Россия на пути к реформам (1801–1861гг.)

Александровская эпоха: государственный либерализм.

Проекты либеральных реформ Александра I. Внешние и внутренние факторы. Негласный комитет и «молодые друзья» императора. Реформы государственного управления. М.М. Сперанский.

Отечественная война 1812 г. Эпоха 1812 года. Война России с Францией 1805-1807 гг. Тильзитский мир. Война со Швецией 1809 г. и присоединение Финляндии. Война с Турцией и Бухарестский мир 1812 г. Отечественная война 1812 г. – важнейшее событие российской и мировой истории XIX в. Венский конгресс и его решения. Священный союз. Возрастание роли России после победы над Наполеоном и Венского конгресса.

Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике. Польская конституция 1815 г. Военные поселения. Дворянская оппозиция самодержавию. Тайные организации: Союз спасения, Союз благоденствия, Северное и Южное общества. Восстание декабристов 14 декабря 1825 г.

Николаевское самодержавие: государственный консерватизм. Реформаторские и консервативные тенденции в политике Николая I. Экономическая политика в условиях политической консервации. Государственная регламентация общественной жизни: централизация управления, политическая полиция, кодификация законов, цензура, попечительство об образовании. Крестьянский вопрос. Реформа государственных крестьян П.Д.Киселева 1837-1841 гг. Официальная идеология: «православие, самодержавие, народность». Формирование профессиональной бюрократии. Прогрессивное чиновничество: у истоков либерального реформаторства.

Расширение империи: русско-иранская и русско-турецкая войны. Россия и Западная Европа: особенности взаимного восприятия. «Священный союз». Россия и революции в Европе. Восточный вопрос. Распад Венской системы в Европе. Крымская война. Героическая оборона Севастополя. Парижский мир 1856 г.

Крепостнический социум. Деревня и город.Сословная структура российского общества. Крепостное хозяйство. Помещик и крестьянин, конфликты и сотрудничество. Промышленный переворот и его особенности в России. Начало железнодорожного строительства. Москва и Петербург: спор двух столиц. Города как административные, торговые и промышленные центры. Городское самоуправление.

Культурное пространство империи в первой половине XIX в. Национальные корни отечественной культуры и западные влияния. Государственная политика в области культуры. Основные стили в художественной культуре: романтизм, классицизм, реализм. Ампир как стиль империи. Культ гражданственности. Золотой век русской литературы. Формирование русской музыкальной школы. Театр, живопись, архитектура. Развитие науки и техники. Географические экспедиции. Открытие Антарктиды. Деятельность Русского географического общества. Школы и университеты. Народная культура. Культура повседневности: обретение комфорта. Жизнь в городе и в усадьбе. Российская культура как часть европейской культуры.

Пространство империи: этнокультурный облик страны.Народы России в первой половине XIX в. Многообразие культур и религий Российской империи. Православная церковь и основные конфессии (католичество, протестантство, ислам, иудаизм, буддизм). Взаимодействие народов. Особенности административного управления на окраинах империи. Царство Польское. Польское восстание 1830–1831 гг. Присоединение Грузии и Закавказья. Кавказская война. Движение Шамиля.

Формирование гражданского правосознания. Основные течения общественной мысли.Западное просвещение и образованное меньшинство: кризис традиционного мировосприятия. «Золотой век» дворянской культуры. Идея служения как основа дворянской идентичности. Эволюция дворянской оппозиционности. Формирование генерации просвещенных людей: от свободы для немногих к свободе для всех. Появление научных и литературных обществ, тайных политических организаций. Распространение либеральных идей. Декабристы – дворянские революционеры. Культура и этика декабристов.

Общественная жизнь в 1830 – 1850-е гг. Роль литературы, печати, университетов в формировании независимого общественного мнения. Общественная мысль: официальная идеология, славянофилы и западники, зарождение социалистической мысли. Складывание теории русского социализма. А.И.Герцен. Влияние немецкой философии и французского социализма на русскую общественную мысль. Россия и Европа как центральный пункт общественных дебатов.

Россия в эпоху реформ.

Преобразования Александра II: социальная и правовая модернизация Реформы 1860-1870-х гг. – движение к правовому государству и гражданскому обществу. Крестьянская реформа 1861 г. и ее последствия. Крестьянская община. Земская и городская реформы. Становление общественного самоуправления. Судебная реформа и развитие правового сознания. Военные реформы. Утверждение начал всесословности в правовом строе страны. Конституционный вопрос.

Многовекторность внешней политики империи. Завершение Кавказской войны. Присоединение Средней Азии. Россия и Балканы. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. Россия на Дальнем Востоке. Основание Хабаровска.

«Народное самодержавие» Александра III.Идеология самобытного развития России. Государственный национализм. Реформы и «контрреформы». Политика консервативной стабилизации. Ограничение общественной самодеятельности. Местное самоуправление и самодержавие. Независимость суда и администрация. Права университетов и власть попечителей. Печать и цензура. Экономическая модернизация через государственное вмешательство в экономику. Форсированное развитие промышленности. Финансовая политика. Консервация аграрных отношений.

Пространство империи. Основные сферы и направления внешнеполитических интересов. Упрочение статуса великой державы. Освоение государственной территории.

Пореформенный социум. Сельское хозяйство и промышленность.

Традиции и новации в жизни пореформенной деревни. Общинное землевладение и крестьянское хозяйство. Взаимозависимость помещичьего и крестьянского хозяйств. Помещичье «оскудение». Социальные типы крестьян и помещиков. Дворяне-предприниматели.

Индустриализация и урбанизация. Железные дороги и их роль в экономической и социальной модернизации. Миграции сельского населения в города. Рабочий вопрос и его особенности в России. Государственные, общественные и частнопредпринимательские способы его решения.

Культурное пространство империи во второй половине XIX в.

Культура и быт народов России во второй половине XIX в. Развитие городской культуры. Технический прогресс и перемены в повседневной жизни. Развитие транспорта, связи. Рост образования и распространение грамотности. Появление массовой печати. Роль печатного слова в формировании общественного мнения. Народная, элитарная и массовая культура. Российская культура XIX в. как часть мировой культуры. Становление национальной научной школы и ее вклад в мировое научное знание. Достижения российской науки. Создание Российского исторического общества. Общественная значимость художественной культуры. Литература, живопись, музыка, театр. Архитектура и градостроительство.

Этнокультурный облик империи.Основные регионы Российской империи и их роль в жизни страны. Поляки. Евреи. Армяне. Татары и другие народы Волго-Уралья. Кавказские народы. Народы Средней Азии. Народы Сибири и Дальнего Востока. Народы Российской империи во второй половине XIX в. Правовое положение различных этносов и конфессий. Процессы национального и религиозного возрождения у народов Российской империи. Национальная политика самодержавия: между учетом своеобразия и стремлением к унификации. Укрепление автономии Финляндии. Польское восстание 1863 г. Еврейский вопрос. Национальные движения народов России. Взаимодействие национальных культур и народов.

Формирование гражданского общества и основные направления общественных движений. Общественная жизнь в 1860 – 1890-х гг. Рост общественной самодеятельности. Расширение публичной сферы (общественное самоуправление, печать, образование, суд). Феномен интеллигенции. Общественные организации. Благотворительность. Студенческое движение. Рабочее движение. Женское движение.

Идейные течения и общественное движение. Влияние позитивизма, дарвинизма, марксизма и других направлений европейской общественной мысли. Консервативная мысль. Национализм. Либерализм и его особенности в России. Русский социализм. Русский анархизм. Формы политической оппозиции: земское движение, революционное подполье и эмиграция. Народничество и его эволюция. Народнические кружки: идеология и практика. Большое общество пропаганды. «Хождение в народ». «Земля и воля» и ее раскол. «Черный передел» и «Народная воля». Политический терроризм. Распространение марксизма и формирование социал-демократии. Группа «Освобождение труда». «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». I съезд РСДРП.

Кризис империи в начале ХХ века.На пороге нового века: динамика и противоречия развития Экономический рост. Промышленное развитие. Новая география экономики. Урбанизация и облик городов. Новониколаевск (Новосибирск) – пример нового транспортного и промышленного центра. Отечественный и иностранный капитал, его роль в индустриализации страны. Россия – мировой экспортер хлеба. Аграрный вопрос.

Демография, социальная стратификация. Разложение сословных структур. Формирование новых социальных страт. Буржуазия. Рабочие: социальная характеристика и борьба за права. Средние городские слои. Типы сельского землевладения и хозяйства. Помещики и крестьяне. Положение женщины в обществе. Церковь в условиях кризиса имперской идеологии. Распространение светской этики и культуры.

Имперский центр и регионы. Национальная политика, этнические элиты и национально-культурные движения. Россия в системе международных отношений. Политика на Дальнем Востоке. Русско-японская война 1904-1905 гг. Оборона Порт-Артура. Цусимское сражение.

Первая российская революция 1905-1907 гг. Начало парламентаризма. Николай II и его окружение. Деятельность В.К. Плеве на посту министра внутренних дел. Оппозиционное либеральное движение. «Союз освобождения». «Банкетная кампания».

Предпосылки Первой российской революции. Формы социальных протестов. Борьба профессиональных революционеров с государством. Политический терроризм.

«Кровавое воскресенье» 9 января 1905 г. Выступления рабочих, крестьян, средних городских слоев, солдат и матросов. «Булыгинская конституция». Всероссийская октябрьская политическая стачка. Манифест 17 октября 1905 г.

Формирование многопартийной системы. Политические партии, массовые движения и их лидеры. Неонароднические партии и организации (социалисты-революционеры). Социал-демократия: большевики и меньшевики. Либеральные партии (кадеты, октябристы). Национальные партии. Правомонархические партии в борьбе с революцией. Советы и профсоюзы. Декабрьское 1905 г. вооруженное восстание в Москве. Особенности революционных выступлений в 1906-1907 гг.

Избирательный закон 11 декабря 1905 г. Избирательная кампания в I Государственную думу. Основные государственные законы 23 апреля 1906 г. Деятельность I и II Государственной думы: итоги и уроки.

Общество и власть после революции. Уроки революции: политическая стабилизация и социальные преобразования. П.А.Столыпин: программа системных реформ, масштаб и результаты. Незавершенность преобразований и нарастание социальных противоречий. III и IV Государственная дума. Идейно-политический спектр. Общественный и социальный подъем. Национальные партии и фракции в Государственной Думе.

Обострение международной обстановки. Блоковая система и участие в ней России. Россия в преддверии мировой катастрофы.

«Серебряный век» российской культуры. Новые явления в художественной литературе и искусстве. Мировоззренческие ценности и стиль жизни. Литература начала XX века. Живопись. «Мир искусства». Архитектура. Скульптура. Драматический театр: традиции и новаторство. Музыка. «Русские сезоны» в Париже. Зарождение российского кинематографа.

Развитие народного просвещения: попытка преодоления разрыва между образованным обществом и народом.

Открытия российских ученых. Достижения гуманитарных наук. Формирование русской философской школы. Вклад России начала XX в. в мировую культуру.

Региональный компонент. Наш регион в XIX в.

Тематика учебных проектов:

1.Война 1812года: основные события.

2.Сыны Отечества – «Кто рядом славных дел свой век украсил быстротечный»

3.Декабристы в оценках наших современников: герои или антигерои?

4.Декабристы в Сибири.

5.Реформы Александра II.

6.Передвижники: «хождение в народ» русских художников.

7.«Серебряный век» русской культуры.

8.Политические партии России: программы, лидеры.

9.Реформы П.А.Столыпина: направления, значения.

10.Реформы П.А.Столыпина и Сибирь.

6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

п.п.

Раздел, кол-во часов

Тема

Виды деятельности обучающихся

6 класс

От Древней Руси к Российскому государству (с древности до конца XV в.) (40ч.)

1.

Введение. (1ч)

1. Наша Родина — Россия


2











Тема I. Народы и государства

на территории нашей страны в древности

(5 ч)



2.Древние люди и их стоянки

на территории современной России


Давать определения понятий.

Подбирать слова, соподчиненные ключевому понятию, определяющие его признаки и свойства.

Обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач.

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом).

3.Неолитическая революция.

Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники.

4.Образование первых государств

5.Восточные славяне и их соседи

6.История заселения территории родного края в древности.

Повторительно-обобщающий урок по теме I

3

Тема II. Русь в IX — первой половине XII в.

(11 ч)

7.Первые известия о Руси

Строить рассуждение от общих закономерностей к частным событиям и от частных событий к общим закономерностям.

Работать по своему плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно, вносить коррективы.

Оценивать свои учебные достижения, поведения, черты своей личности с учётом мнения других людей.

8-9.Становление Древнерусского государства (2ч)

10.Правление князя Владимира. Крещение Руси

11.Русское государство при Ярославе Мудром

12.Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах

13.Общественный строй и церковная организация на Руси

14.Культурное пространство Европы и культура Древней Руси

15.Повседневная жизнь населения

16.Место и роль Руси в Европе. Повторительно -обобщающий

урок по теме II

17.История и культуры родного края в древности

4

Тема III. Русь в середине ХII - начале XIII в.

(5 ч)

18.Политическая раздробленность в Европе и на Руси

Находить в документе, тексте учебника требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности).

Ориентироваться в содержании текста учебника, документа.

Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий.

Уметь взглянуть на ситуацию иной позиции и договариваться с людьми иной позиции.

19.Владимиро-Суздальское княжество

20.Новгородская республика

21.Южные и юго-западные русские княжества

22.Повторительно-обобщающий урок по теме III

5















Тема IV. Русские земли в середине XIII-XIV в.

(10 ч)

23.Монгольская империя и изменение политической картины мира

Находить в документе, тексте учебника требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности).

Ориентироваться в содержании текста учебника, документа.

Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий.

Уметь взглянуть на ситуацию иной позиции и договариваться с людьми иной позиции.

24.Батыево нашествие на Русь

25.Северо-Западная Русь между Востоком и Западом

26.Золотая Орда: государственный строй, население, экономика и культура

27.Литовское государство и Русь

28.Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси

29.Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва

30.Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII — XIV в.

31.Родной край в истории и культуре Руси

32.Повторительно-обобщающий урок по теме IV

6

ТемаV. Формирование единого Русского государства

(8 ч)

33.Русские земли на политической карте Европы и мира в начале XV в.

Находить в документе, тексте учебника требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности).

Ориентироваться в содержании текста учебника, документа.

Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий.

Уметь взглянуть на ситуацию иной позиции и договариваться с людьми иной позиции.

34.Московское княжество в первой половине XV в.

35.Распад Золотой Орды и его последствия

36. Московское государство и его соседи во второй половине XV в.

37.Русская православная церковь в XV — начале XVI вв.

38.Человек в Российском государстве второй половины XV в.

39.Диагностическая работа


40.Формирование культурного пространства единого Российского государства

7 класс

Россия в XVI – XVII вв.: от великого княжества к царству. (44ч.)

1.

Тема I. Россия в XVI в.(20ч.)

1. Мир и Россия в

начале эпохи Великих географических открытий.

2.Территория, население и хозяйство России в начале XVI в.

3.Формирование единых государств в Европе и России.

4.Российское государство в первой трети XVI в.

5.Внешняя политика Российского государства в первой трети XVI в.

6.Начало правления Ивана IV.

7.Реформы Избранной рады.

8-9. Государства Поволжья, Северного Причерноморья, Сибири в середине XVI в.

10-11.Внешняя политика России во второй половине XVI в.

12-13.Российское общество XVI в.: «служилые» и «тяглые»

14-15. Опричнина .

16. Россия в конце XVI в.

17. Церковь и государство в XVI в.

18-19. Культура и повседневная жизнь народов России в XVI в.

20.Повторительно-обобщающий урок.

Выделять общий признак двух или нескольких событий и объяснять их сходство.

Соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы.

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом).

Находить в документе, тексте учебника требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности).

Ориентироваться в содержании текста учебника, документа.

Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий.

Уметь взглянуть на ситуацию иной позиции и договариваться с людьми иной позиции.

2.

ТемаII. Смутное время.

Россия при первых Романовых

(20ч.)


21. Внешнеполитические связи России с Европой и Азией в конце XVI - начале XVII в.

22-23. Смута в Российском государстве

24. Окончание Смутного времени

25. Экономическое развитие России в XVII в.

26. Россия при первых Романовых: перемены в государственном устройстве .

27. Изменения в социальной структуре российского общества.

28. Народные движения в XVII в.

29-30.Россия в системе международных отношений .

31.«Под рукой» российского государя: вхождение Украины в состав России

32. Русская православная церковь в XVII в.

33. Русская православная церковь в XVII в. Реформа патриарха Никона и раскол.

34.Русские путешественники и первопроходцы XVII в.

35-36.Культура народов России в XVII в.

37. Народы России в XVII в. Cословный быт и картина мира русского человека в XVII в.

38.Повседневная жизнь народов Украины, Поволжья, Сибири и Северного Кавказа в XVII в.

39-40.Повторительно - обобщающий урок .

Выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ.

В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.

Оценивать свои учебные достижения, поведения, черты своей личности с учётом мнения других людей.

Находить в документе, тексте учебника требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности).

Ориентироваться в содержании текста учебника, документа.


3.

Диагностичекая работа (1ч.)

41. Россия в XVI – XVII вв.: от великого княжества к царству.


4.

Региональный компонент (3ч.)

42-44. Сибирь в XVI – XVII вв.


8 класс

Россия в конце XVII - XVIII ВЕКАХ: от царства к империи. (44ч.)

1.Введение (1 ч) У истоков российской модернизации

2.


Тема I.Россия в эпоху преобразований

Петра I. (13ч.)

2.Россия и Европа в конце XVII в.

3.Предпосылки Петровских реформ .

4.Начало правления Петра I

5.Великая Северная война 1700—1721 гг.

6.Реформы управления Петра I.

7.Экономическая политика Петра I.

8.Российское общество в Петровскую эпоху.

9.Церковная реформа. Положение традиционных конфессий.

10.Социальные и национальные движения. Оппозиция реформам.

11.Перемены в культуре России в годы Петровских реформ.

12.Повседневная жизнь и быт при Петре I.

13.Значение петровских преобразований.

14. Повторительно-обобщающий урок по теме I.

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.

Строить рассуждение от общих закономерностей к частным событиям и от частных событий к общим закономерностям.

Ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей.

Оценивать свои учебные достижения, поведения, черты своей личности с учётом мнения других людей.

3.

Тема II. Россия при наследниках Петра I:

эпоха дворцовых переворотов

(6ч.)

15-16.Эпоха дворцовых переворотов (1725-1762).

17.Внутренняя политика и экономика России в 1725-1762 гг.

18. Внешняя политика России в 1725-1762 гг.

19.Национальная и религиозная политика в 1725-1762 гг.

20. Повторительно-обобщающий урок теме II.

Выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ.

Выдвигать версии решения проблемы.

Использовать компьютерные технологии для написания докладов, рефератов, создание презентаций и др.

4.

Тема III. Российская империя при Екатерине II

(9ч.)

21.Россия в системе международных отношений.

22. Внутренняя политика Екатерины II.

23. Экономическое развитие России при Екатерине II.

24. Социальная структура российского общества второй половины XVIII в.

25. Восстание под предводительством Е. И. Пугачёва

26. Народы России. Религиозная и национальная политика Екатерины II

27. Внешняя политика Екатерины II

28. Начало освоения Новороссии и Крыма

29. Повторительно-обобщающий урок по теме III.

Делать вывод на основе критического анализа исторических источников, разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.

Составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования).

Использовать информацию с учетом этических и правовых норм.

5.

Тема IV. Россия при Павле I

(2ч.)

30. Внутренняя политика Павла I.

31. Внешняя политика Павла I.

Ориентироваться в содержании текста учебника, документа.

Принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность.

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом).

6.

ТемаV. Культурное пространство

Российской империи в XVIII в.

(9ч.)




32.Общественная мысль, пуб- лицистика, литература

33. Образование в России в XVIII в

34. Российская наука и тех- ника в XVIII в.

35. Русская архитектура XVIII в. 1 ч

36. Живопись и скульптура 1 ч

37. Музыкальное и театраль- ное искусство

38. Народы России в XVIII в. 1 ч

39. Перемены в повседневной жизни российских сословий

40. Повторительно-обобщающий урок по теме V.

Формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска.

Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий.

В дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы.

7.

Диагностическая работа(1ч.)

41.Россия в конце XVII – XVIII вв.


8.

Региональный компонент (3ч.)

42-44. Сибирь в конце XVII - XVIII веках.


9 класс

Российская империя в XIX – начале XX вв. (68ч.)

1.

Тема I. Россия в первой четверти XIX в.

(17ч.)


1. Россия и мир на рубеже XVIII—XIX вв.

2-3.Александр I: начало правления. Реформы М. М. Сперанского

4-5. Внешняя политика Александра I в 1801—1812 гг.

6-7. Отечественная война 1812 г.

8-9. Заграничные походы русской армии. Внешняя политика Александра I в 1813—1825 гг.

10.Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике Александра I в 1815— 1825 гг.

12-13. Национальная политика Александра I. Население Сибири.

14-15.Социально-экономическое развитие страны в первой четверти XIX в.

16-17.Общественное движение при Александре I. Выступление де- кабристов.

Делать вывод на основе критического анализа исторических источников, разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.

Ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей

Понимать позицию другого, различать в его речи мнение (точку зрения), доказательства (аргументы), факты.

2.

Тема II. Россия во второй четверти XIX в.

(13ч)

18.Реформаторские и консервативные тенденции во внутренней политике Николая I.

19-20.Социально-экономическое развитие страны во второй четвер- ти XIX в.

21-22.Общественное движение при Николае I.

23-24.Национальная и религиозная политика Николая I. Этнокультурный облик страны.

25.Внешняя политика Николая I. Кавказская война 1817-1864 гг.

26-27. Крымская война 1853-1856 гг.

28-29. Культурное пространство империи в первой половине XIX в.

30. Повторительно-обобщающий урок по темам I и II.

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.

В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.

Использовать компьютерные технологии для написания докладов, рефератов, создание презентаций и др.

3.

Тема III. Россия в эпоху Великих реформ.(12 ч)

31. Европейская индустриализация и предпосылки реформ в России

32-33. Александр II: начало правления. Крестьянская реформа 1861 г.

34-35. Реформы 1860—1870-х гг.: социальная и правовая модернизация

36-37. Социально-экономическое развитие страны в пореформенный период

38-39. Общественное движение при Александре II и политика пра- вительства

40. Национальная и религиозная политика Александра II. На- циональный вопрос в России и Европе

41-42. Внешняя политика Александра II. Русско-турецкая война 1877—1878 гг.

Делать вывод на основе критического анализа исторических источников, разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.

Выдвигать версии решения проблемы.

4.

Тема IV. Россия в 1880—1890-е гг.(12ч)

43-44. Александр III: особенности внутренней политики.

45-46. Перемены в экономике и социальном строе.

47-48. Общественное движение при Александре III .

49-50. Национальная и религиозная политика Александра III .

51. Внешняя политика Александра III .

52-53. Культурное пространство империи во второй половине XIX в. Повседневная жизнь разных слоёв населения в XIX в.

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.

Ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей.

Оценивать свои учебные достижения, поведения, черты своей личности с учётом мнения других людей.

54. Повторительно-обобщающий урок по темам III и IV.

5.

Тема V. Россия в начале XX в.

(12ч)

55. Россия и мир на рубеже XIX—XX вв.: динамика и противоречия развития

56-57. Социально-экономическое развитие страны на рубеже XIX— XX вв.

58. Николай II: начало правления. Политическое развитие страны в 1894—1904 гг.

59-60. Внешняя политика Николая II. Русско-японская война 1904—1905 гг.

61-62. Первая российская революция и политические реформы 1905—1907 гг.

63-64. Социально-экономические реформы П. А. Столыпина

65. Политическое развитие страны в 1907—1914 гг.

66. Серебряный век русской культуры

Осуществлять расширенный поиск информации, с использованием ресурсов библиотек и Интернета.

Составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования).

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом).

6.

Диагностическая работа (1ч)

67.Российская империя в XIX – начале XX вв.


7.

Региональный компонент(1ч.)

68. Наш регион в XIX в.



7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Учебно-методическое обеспечение

Учебники

класс

Авторы учебника

Предмет

Издательство

6 класс

Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Стефанович П.С. и др. / Под ред. А. В. Торкунова

История России

Издательство "Просвещение"2013г.

7 класс

Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Курукин И.В.. и др. / Под ред. А. В. Торкунова

История России

Издательство "Просвещение"2013г.

8 класс

Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Курукин И.В.. и др. / Под ред. А. В. Торкунова

История России

Издательство "Просвещение"2013г.

9 класс

Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Левандовский А.А.. и др. / Под ред. А. В. Торкунова

История России

Издательство "Просвещение"2013г.

    1. Материально-техническое обеспечение.

Учебное оборудование и компьютерная техника

1. Аудиоколонки.

2. Видеопроектор.  

3. Персональный компьютер.

4. Принтер.

5. Экран.

8. Планируемые результаты изучения учебного предмета «История России»:

Выпускник научится:

• локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события, основные этапы отечественной истории; знать хронологию истории России ;

• использовать историческую карту как источник информации о границах России , об основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений – походов, завоеваний, колонизации и др.;

• анализировать информацию различных источников по отечественной истории;

• составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной истории ;

• систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по отечественной истории;

• раскрывать характерные, существенные черты:

а) экономического и социального развития России;

б) эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.);

в) развития общественного движения («консерватизм», «либерализм», «социализм»);

г) представлений о мире и общественных ценностях;

д) художественной культуры;

• объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной истории (социальных движений, реформ и революций, взаимодействий между народами и др.);

• сопоставлять развитие России, сравнивать исторические ситуации и события;

• давать оценку событиям и личностям отечественной истории.

Выпускник получит возможность научиться:

• используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие России;

• использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.);

• сравнивать развитие России, объяснять, в чем заключались общие черты и особенности;

• применять знания по истории России и своего края при составлении описаний исторических и культурных памятников своего города, края и т. д.