СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по истории России. 7 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по истории России. 7 класс»

10





УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «Гимназия №30

им. Железной Дивизии»

______________ Н.А. Чирковская

приказ № 110 от 31.08.2023 г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


По предмету История России на 2023-2024 уч. год

Класс 7АБВГ

Учитель Щемилкина Л.А. категория высшая

Количество часов:

На учебный год 42 часа, в неделю 2 часа.

Рабочая программа составлена на основе программы: А. А. Данилов, О.Н.Журавлева, И.Е. Барыкина «История России. 6-9 классы». М., Просвещение, 2016

Учебник: Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Стефанович П.С. под ред. Торкунова А.В. «История России. 7 класс» в 2 частях, М., «Просвещение», 2018











СОГЛАСОВАНО РАССМОТРЕНО на заседании МО

Заместитель директора о УВР Руководитель МО

___________С.В. Зверева Ахметшина Г.Ф.

Протокол №119

31. 08. 2022 От 31.08. 2023 г.










Рабочая программа по истории России для учащихся 7 – Рабочая программа учебного предмета «История России» для обучающихся 7 –х классов составлена на основе следующих нормативных документов:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования

2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012г. с изменениями

3. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «Гимназия № 30 им. Железной Дивизии»

4.Федеральный перечень учебников, рекомендуемых (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных организациях, реализующих программы общего образования соответствующего уровня.

5.Программа воспитания МБОУ «Гимназия № 30 им. Железной Дивизии»


1. Рабочая программа составлена из расчета 42 часов в год, 2 часа в неделю, ориентирована на использование УМК:

Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Стефанович П.С. / под редакцией Торкунова А.В. История России. 7 класс. В 2 частях. М.: Просвещение, 2016

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностными результатами изучения отечественной истории являются:

 • первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом Отечества (период до XVII в.), эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;

 • уважение и принятие культурного многообразия народов России и мира, понимание важной роли взаимодействия народов;

• изложение своей точки зрения, её аргументация (в соответствии с возрастными возможностями);

 • следование этическим нормам и правилам ведения диалога;

• формулирование ценностных суждений и/или своей позиции по изучаемой проблеме;

• проявление доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;

• соотнесение своих взглядов и принципов с исторически возникавшими мировоззренческими системами (под руководством учителя);

• обсуждение и оценивание собственных достижений, а также достижений других обучающихся (под руководством педагога);

• навыки конструктивного взаимодействия в социальном общении.

Метапредметные результаты:  

 • осуществлять постановку учебной задачи (при поддержке учителя);

• планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, оценивать правильность выполнения действий;

• соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи;

 • работать с дополнительной информацией, анализировать графическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную информацию, обобщать факты, составлять план, тезисы, формулировать и обосновывать выводы и т. д.;

 • критически оценивать достоверность информации (с помощью педагога), собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную;

 • использовать в учебной деятельности современные источники информации, находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и Интернете под руководством педагога;

• использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач;

• ставить репродуктивные вопросы по изученному материалу;

 • определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать явления, с помощью учителя выбирать основания и критерии для классификации и обобщения;

 • логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно);

 • применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;

• решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных видах публичных выступлений (высказывание, монолог, беседа, сообщение, презентация, дискуссия и др.), а также в форме письменных работ;

• использовать ИКТ-технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации информации;

• планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности, отслеживать продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения работы;

 • организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;

• определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат;

 Предметные результаты изучения истории включают:

 1. Знание хронологии, работа с хронологией:

—называть этапы отечественной истории Нового времени, их хронологические рамки

—локализовать во времени ключевые события отечественной истории XVI—XVII вв.; определять их принадлежность к части века (половина, треть, четверть);

—устанавливать синхронность событий отечественной истории XVI—XVII вв.

2. Знание исторических фактов, работа с фактами:

—указывать (называть) место, обстоятельства, участников, результаты важнейших событий отечественной истории XVI—XVII вв.;

—группировать, систематизировать факты по заданному признаку (группировка событий по их принадлежности к историческим процессам, составление таблиц, схем).

3. Работа с исторической картой:

—использовать историческую карту как источник информации о границах России и других государств, важнейших исторических событиях и процессах отечественной и всеобщей истории XVI—XVII вв.;

—устанавливать на основе карты связи между географическим положением страны и особенностями ее экономического, социального и политического развития.

4. Работа с историческими источниками:

—различать виды письменных исторических источников (официальные, личные, литературные и др.);

—характеризовать обстоятельства и цель создания источника, раскрывать его информационную ценность;

—проводить поиск информации в тексте письменного источника, визуальных и вещественных памятниках эпохи;

—сопоставлять и систематизировать информацию из нескольких однотипных источников.

5. Историческое описание (реконструкция):

—рассказывать о ключевых событиях истории XVI—XVII вв., их участниках;

—составлять краткую характеристику известных персоналий отечественной и всеобщей истории XVI—XVII вв. (ключевые факты биографии, личные качества, деятельность);

—рассказывать об образе жизни различных групп населения в России в раннее Новое время;

—представлять описание памятников материальной и художественной культуры изучаемой эпохи.

6. Анализ, объяснение исторических событий, явлений:

—раскрывать существенные черты: а) экономического, социального и политического развития России и других стран в XVI—XVII вв.; б) европейской реформации; в) новых веяний в духовной жизни общества, культуре; г) революций XVI—XVII вв. в европейских странах;

—объяснять смысл ключевых понятий, относящихся к данной эпохе отечественной истории, конкретизировать их на примерах исторических событий, ситуаций;

—объяснять причины и следствия важнейших событий отечественной истории XVI—XVII вв.: а) выявлять в историческом тексте и излагать суждения о причинах и следствиях событий; б) систематизировать объяснение причин и следствий событий, представленное в нескольких текстах;

—проводить сопоставление однотипных событий и процессов отечественной и всеобщей истории: а) раскрывать повторяющиеся черты исторических ситуаций; б) выделять черты сходства и различия.

7. Рассмотрение исторических версий и оценок, определение своего отношения к наиболее значимым событиям и личностям прошлого:

—излагать альтернативные оценки событий и личностей отечественной истории XVI—XVII вв., представленные в учебной литературе; объяснять, на чем основываются отдельные мнения;

—выражать отношение к деятельности исторических личностей XVI—XVII вв. с учетом обстоятельств изучаемой эпохи и в современной шкале ценностей.

8. Применение исторических знаний:

—раскрывать на примере перехода от средневекового общества к обществу Нового времени, как меняются со сменой исторических эпох представления людей о мире, системы общественных ценностей;

—объяснять значение памятников истории и культуры России XVI—XVII вв. для времени, когда они появились, и для современного общества;

—выполнять учебные проекты по отечественной истории XVI—XVII вв. (в том числе на региональном материале).


2.Содержание учебного предмета «История России 16в -17вв». «История России с древнейших времен до 16в» (42 часа)

Глава 1 Россия в XVI в. (21 ч)

Мир после Великих географических открытий. Модернизация как главный вектор европейского развития. Формирование централизованных

государств в Европе и зарождение европейского абсолютизма. Завершение объединения русских земель вокруг Москвы и формирование

единого Российского государства. Центральные органы государственной власти. Приказная система. Боярская дума. Система местничества.

Местное управление. Наместники. Принятие Иваном IV царского титула. Реформы середины XVI в. Избранная рада. Появление Земских

соборов. Специфика сословного представительства в России. Отмена кормлений. «Уложение о службе». Судебник 1550 г. «Стоглав».

Земская реформа. Опричнина, дискуссия о её характере. Противоречивость фигуры Ивана Грозного и проводимых им преобразований.

Экономическое развитие единого государства. Создание единой денежной системы. Начало закрепощения крестьянства. Перемены в

социальной структуре российского общества в XVI в.  К/тест №1

Внешняя политика России в XVI в.  Присоединение Казанского и Астраханского ханств, Западной Сибири как факт победы оседлой цивилизации над кочевой. Многообразие системы управления многонациональным государством. Приказ Казанского дворца. Начало освоения Урала и Сибири. Войны с Крымским ханством. Ливонская война.

Полиэтнический характер населения Московского царства. Православие как основа государственной идеологии. Теория «Москва — Третий

Рим». Учреждение патриаршества. Сосуществование религий. Россия в системе европейских международных отношений в XVI в.

Культурное пространство

Культура народов России в XVI в. Повседневная жизнь в центре и на окраинах страны, в основных сословий. К/работа №1

Глава 2 Россия в XVII в. (20 ч)

Россия и Европа в начале XVII в. Смутное время, дискуссия о его причинах. Пресечение царской династии Рюриковичей. Царствование

Бориса Годунова. Самозванцы и самозванство. Борьба против интервенции сопредельных государств. Подъём национально-

освободительного движения. Народные ополчения. Прокопий Ляпунов. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Земский собор 1613 г. и его роль в развитии сословно-представительской системы. Избрание на царство Михаила Фёдоровича Романова. Итоги Смутного времени.

Россия при первых Романовых. Михаил Фёдорович, Алексей Михайлович, Фёдор Алексеевич. Восстановление экономики страны. Система

государственного управления: развитие приказного строя. Соборное уложение 1649 г. Юридическое оформление крепостного права и

территория его распространения. Укрепление самодержавия. Земские соборы и угасание соборной практики. Отмена местничества. Новые

явления в экономической жизни в XVII в. в Европе и в России. Постепенное включение России в процессы модернизации. Начало

формирования всероссийского рынка и возникновение первых мануфактур. Социальная структура российского общества. Государев двор,

служилый город, духовенство, торговые люди, посадское население, стрельцы, служилые иноземцы, казаки, крестьяне, холопы. Социальные

движения второй половины XVII в. Соляной и Медный бунты. Псковское восстание. Восстание под предводительством Степана Разина.

Вестфальская система международных отношений. Россия как субъект европейской политики.  К/тест №2

Внешняя политика России в XVII в.

Смоленская война. Вхождение в состав России Левобережной Украины. Переяславская рада. Войны с Османской империей, Крымским

ханством и Речью Посполитой. Отношения России со странами Западной Европы и Востока. Завершение присоединения Сибири. Народы

Поволжья и Сибири в XVI—XVII вв. Межэтнические отношения. Православная церковь, ислам, буддизм, языческие верования в России в

XVII в. Раскол в Русской православной церкви. К/работа №2

Культурное пространство

Культура народов России в XVII в. Архитектура и живопись. Русская литература. «Домострой». Начало книгопечатания. Публицистика в

период Смутного времени. Возникновение светского начала в культуре. Немецкая слобода. Посадская сатира XVII в. Поэзия. Развитие

образования и научных знаний. Газета «Вести-Куранты». Русские географические открытия XVII в. Быт, повседневность и картина мира

русского человека в XVII в.

Итоговое повторение, обобщение курса «История России.16-17вв»- 1час. К/работа №3


Тематический план.

Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся на уровне основного общего образования.

Основные направления воспитательной деятельности:

  1. Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности;

  2. Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей;

  3. Приобщение детей к культурному наследию (эстетическое воспитание);

  4. Популяризация научных знаний среди детей (ценности научного познания);

  5. Физическое воспитание и формирование культуры здоровья;

  6. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение;

  7. Экологическое воспитание. Гражданское воспитание.


Цифровые образовательные ресурсы и ресурсы сети Интернет:


  1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (school – collection.edu.ru);

  2. Российская электронная школа ;

  3. «Учи.ру» -интерактивная образовательная онлайн платформа

  4. Корпорация российский учебник;

  5. http://statehistory.ru – история России

  6. http://www.krugosvet.ru- онлайн-энциклопедия «Кругосвет»

  7. http://www.temples.ru- проект «Храмы России»

  8. http://history.sgu.ru- российская история в зеркале ИЗО

  9. http://www.eliseev.ru/istor/h020.htm- книги по истории России

  10. http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/index.html- исторические источники в интернете

  11. http://www.lants.tellur.ru/history/index.ru-сайт материалов по отечественной истории



п/п

Тема/ Раздел

Кол-во часов, отводимых на освоение темы

Практическая часть

Учёт рабочей программы воспитания

Электронные образоват. ресурсы

1.

Глава 1. Россия в 16в.

21

К/т №1

К/р №1

123467

1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11

2.

Глава 2. Россия в 17в.

20

К/т №2

К/р №2

1234567

1.2.3,4,5,6,7,8,9,10,11

3.

Контроль знаний /промежуточный, итоговый/

1

К/р №3

1237

3,5,10



42







Приложение к рабочей программе.

Календарно-тематическое планирование по Истории России

7 класс (42 часа)

№ урока

Дата план

Дата факт

Тема урока

Виды/формы контроля

Глава 1. Россия в 16в. 21 час

1-2

2нед.09


Мир и Россия в начале эпохи Великих географически х открытий

Работа с документами. Изложение факт. Материала по плану. Описание кораблей

3

3нед.09


Территория, население и хозяйство России в начале X V I в .

Опис. рассказ с опорой на наглядный образ. Инд. письм. задания. Составление схем

4

3нед.09


Формирование единых государств в Европе и России

Фронтальный опрос. Схемы. Работа с документами.

5-6

4нед.09

4нед.09


Российское государство в первой трети XVI в.


7-8

5нед.09

1нед.10


Внешняя политика Российского государства в первой трети XVI в.

Работа с картой, документами. решение проблемных задач.

9-10

1нед.10


Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной Рады

Работа с понятиями. Заполнение таблицы. Сообщения.

К/т №1

11-12

2нед.10

3нед.10


Внешняя политика России во 2 пол.17в.

Работа с картой. Решение проблемных задач. Заполнение таблицы.

13

3нед.10


Российское общество XVI в.: «служилые» и «тяглые»»

Работа с понятиями. Сравнит. анализ «избы русских крестьян»

14

4нед.10


Государства Поволжья, Северного Причерноморья, Сибири в середине XVI в. Народы России во второй половине XVI в.

.

15-16

4нед.10

5нед.10


Опричнина

Групповая работа. Работа с доп.материалом. дискуссия

17

1нед.11


Россия в конце XVI в.

Дискуссия. Эссе.

18

2нед.11


Церковь и государство в XVI в

Сообщения. Опрос. Сравнит. Анализ.

19

2нед.11


Культура и повседневная жизнь народов России в XVI в

Мини-проекты. презентация. сообщение.


20-21

3нед.11


Урок обобщения по теме: «Россия в XVI»

К/р №1

Глава 2. Россия в 17в. 20часов

22

4нед.11


Внешнеполитические связи России с Европой и Азией в конце XVI – начале XVII в.

Работа с картой, документом. Составление опорного конспекта.

23-24

4нед.11

1нед.12


Смута в Российском государстве

Работа с документом, картой. Дискуссия о причинах смуты.

25-26

1нед.12

2нед.12


Окончание Смутного времени

Сообщения «Памятник Минину и Пожарскому в Москве» по плану. Работа с документом. Сочинение-рассуждение.

27

2нед.12


Экономическое развитие России в XVII в

Развернутый план ответа. Словарная работа. Работа с картой.

28-29

3нед.12


Россия при первых 1 Романовых: перемены в государственном устройстве.

Сообщения. Сравнит анализ первых Романовых.

30

3нед.12


Изменения в социальной структуре российского общества.

Словарная работа. Составление схем. Фронтальный опрос

31

4нед.12


Народные движение в XVII в

К/т №2

32-33

4нед.12

2нед.01


Россия в системе международных отношений

Работа с картой. Решение проблемных задач. Заполнение таблицы по плану.

34

3нед.01


«Под рукой» российского государя: вхождение Украины в состав России

Опрос. Сообщения с обсуждением.

35

3нед.01


Русская Православная церковь в XVII в. Реформа патриарха Никона и раскол.

Творческие индвид. Задания на сравнение «Религии мира»

36

4нед.01


Русские путешественники и первопроходцы.

Игра-путешествие

37

4нед.01


Культура народов России в XVII в.

Словарная работа. Презентация. Творческий отчет

38

5нед.01


Народы России в XVII в

Мини-проекты. Работа в группах

39

1нед.02


Сословный быт и картина мира русского человека в XVII в

Презентация. Работа в парах. взаимоконтроль

40

1нед.02


Повседневная жизнь народов Украины, Поволжья, Сибири и Северного Кавказа России в XVII в

Работа в группах. Отчет групп.

41

2нед.02


Урок обобщения по теме «Россия в 17в»

К/р№2

42

2нед.02


Повторительно- обобщающий урок по курсу истории России 7 класса.

К/р №3