СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 25.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по истории России. 8 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по истории России. 8 класс»

17


Рабочая программа по истории России для

Рабочая программа учебного предмета «История России» для обучающихся 8 –х классов составлена на основе следующих нормативных документов:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования

2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012г. с изменениями

3. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «Гимназия № 30 им. Железной Дивизии»

4.Федеральный перечень учебников, рекомендуемых (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных организациях, реализующих программы общего образования соответствующего уровня.

5.Программа воспитания МБОУ «Гимназия № 30 им. Железной Дивизии»

Рабочая программа по истории  составлена из расчета 68 часов в год, 2 часа в неделю. Предмет «История» в 8 классе включает два курса: история Нового времени и истории России (согласно Примерной программы основного общего образования по истории). Предполагается последовательное изучение двух курсов.

Рабочая программа по истории ориентирована на использование УМК:

«История России. 8 класс» в двух частях, авторы: Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов, И. В. Курукин, А.Я. Токарева под редакцией А. В. Торкунова; М. «Просвещение», 2016 год.













ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ (ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ) ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ РОССИИ»

Личностные:

- первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом Отечества (период от Петра I до начала XIX в.), эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;

- изложение своей точки зрения, её аргументация в соответствии с возрастными возможностями;

- формулирование ценностных суждений и/или своей позиции по изучаемой проблеме, проявляя доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, сопереживание;

- расширение опыта конструктивного взаимодействия в школьном и социальном общении.

Метапредметные:

- формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учёбе и познавательной деятельности;

- планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, оценивать правильность выполнения действий;

- соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи;

- работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать графическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную и другую информацию, обобщать факты, составлять таблицы, план, тезисы, формулировать и обосновывать выводы и т. д.);

- собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную, критически оценивать её достоверность (с помощью учителя);

- использовать современные источники информации — материалы на электронных носителях: находить ин- формацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, в федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и контролируемом Интернете (под руководством педагога);

- использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач;

- ставить репродуктивные вопросы (на воспроизведение материала) по изученному материалу;

- определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать, с помощью учителя выбирать основания и критерии для классификации и обобщения;

- логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно);

- применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;

- решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных видах публичных выступлений, в том числе с использованием наглядности (высказывания, монолог, беседа, сообщение, презентация, участие в дискуссии, дебатах), а также в виде творческих работ (сочинение, эссе, реферат и др.);

- использовать ИКТ-технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации информации, в том числе во внеурочной деятельности;

- планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности, отслеживать продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения работы;

- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;

- определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат.

Предметные:

1. Знание хронологии, работа с хронологией:

—называть даты важнейших событий отечественной истории XVIII в.; определять их принадлежность к историческому периоду, этапу;

—устанавливать синхронность событий отечественной истории XVIII в.

2. Знание исторических фактов, работа с фактами:

—указывать (называть) место, обстоятельства, участников, результаты важнейших событий отечественной истории XVIII в.;

—группировать, систематизировать факты по заданному признаку (по принадлежности к историческим процессам и др.); составлять систематические таблицы, схемы.

3. Работа с исторической картой:

—выявлять и показывать на карте изменения, произошедшие в результате значительных социально-экономических и политических событий и процессов отечественной истории XVIII в.

4. Работа с историческими источниками:

—различать источники официального и личного происхождения, публицистические произведения (называть их основные виды, информационные особенности);

—объяснять назначение исторического источника, раскрывать его информационную ценность;

—извлекать, сопоставлять и систематизировать информацию о событиях отечественной и всеобщей истории XVIII в. из взаимодополняющих письменных, визуальных и вещественных источников.

5. Историческое описание (реконструкция):

—рассказывать о ключевых событиях отечественной истории XVIII в., их участниках;

—составлять характеристику (исторический портрет) известных деятелей отечественной истории XVIII в. на основе информации учебника и дополнительных материалов;

—составлять описание образа жизни различных групп населения в России в XVIII в.;

—представлять описание памятников материальной и художественной культуры изучаемой эпохи (в виде сообщения, аннотации).

6. Анализ, объяснение исторических событий, явлений:

—раскрывать существенные черты: а) экономического, социального и политического развития России в XVIII в.; б) изменений, происшедших в XVIII в. в разных сферах жизни российского общества; в) промышленного переворота в европейских странах; г) абсолютизма как формы правления; д) идеологии Просвещения; е) революций XVIII в.

ж) внешней политики Российской империи в системе международных отношений рассматриваемого периода;

—объяснять смысл ключевых понятий, относящихся к данной эпохе отечественной истории, конкретизировать их на примерах исторических событий, ситуаций;

—объяснять причины и следствия важнейших событий отечественной истории XVIII в.: а) выявлять в историческом тексте суждения о причинах и следствиях событий; б) систематизировать объяснение причин и следствий событий, представленное в нескольких текстах;

—проводить сопоставление однотипных событий и процессов отечественной и всеобщей истории XVIII в.: а) раскрывать повторяющиеся черты исторических ситуаций; б) выделять черты сходства и различия.

7. Рассмотрение исторических версий и оценок, определение своего отношения к наиболее значимым событиям и личностям прошлого:

—анализировать высказывания историков по спорным вопросам отечественной истории XVIII в. (выявлять обсуждаемую проблему, мнение автора, приводимые аргументы, оценивать степень их убедительности);

—различать в описаниях событий и личностей XVIII в. ценностные категории, значимые для данной эпохи (в том числе для разных социальных слоев), выражать свое отношение к ним.

8. Применение исторических знаний:

—раскрывать (объяснять), как сочетались в памятниках культуры России XVIII в. европейские влияния и национальные традиции, показывать на примерах;

—выполнять учебные проекты по отечественной и всеобщей истории XVIII в. (в том числе на региональном материале).

2. Содержание учебного предмета «История России».

РОССИЯ В КОНЦЕ XVII — XVIII в. (42 ч)

Россия в конце XVII — первой четверти XVIII в.

Политическая карта мира к началу XVIII в. Новые формы организации труда в передовых странах. Формирование мировой торговли и предпосылок мирового разделения труда. Новый характер взаимоотношений между Востоком и Западом. Политика колониализма. Роль и место России в мире Предпосылки масштабных реформ. А. Л. Ордин- Нащокин. В. В. Голицын. Начало царствования Петра I. Азовские походы. Великое посольство.

Особенности абсолютизма в Европе и России. Преобразования Петра I. Реформы местного управления: городская и областная (губернская) реформы. Реформы государственного управления: учреждение Сената, коллегий, органов надзора и суда. Реорганизация армии: создание флота, рекрутские наборы, гвардия. Указ о единонаследии.

Церковная реформа. Упразднение патриаршества, учреждение Синода. Старообрядчество при Петре I. Положение протестантов, мусульман, буддистов, язычников. Оппозиция реформам Петра I. Дело царевича Алексея.

Развитие промышленности. Мануфактуры и крепостной труд. Денежная и налоговая реформы. Подушная подать. Ревизии. Особенности российского крепостничества в XVIII в. и территория его распространения. Российское общество в Петровскую эпоху. Изменение социального статуса сословий и групп: дворянство, духовенство, купечество, горожане, крестьянство, казачество.

Зарождение чиновничье-бюрократической системы. Табель о рангах. Правовой статус народов и территорий империи: Украина, Прибалтика, Поволжье, Приуралье, Северный Кавказ,

Сибирь, Дальний Восток. Социальные и национальные движения в первой четверти XVIII в. Восстания в Астрахани, Башкирии, на Дону.

Религиозные выступления. Россия в системе европейских и мировых международных связей. Внешняя политика России в первой четверти XVIII в. Северная война: причины, основные события, итоги. Ништадтский мир. Прутский и Каспийский походы.

Провозглашение России империей. Формирование системы национальных интересов Российской империи на международной арене, рост её авторитета и влияния на мировой арене.

Культурное пространство империи в первой четверти XVIII в.

Культура и нравы. Повседневная жизнь и быт правящей элиты и основной массы населения. Нововведения, европеизация, традиционализм. Просвещение и научные знания. Введение гражданского шрифта и книгопечатание. Новое летоисчисление. Первая печатная газета «Ведомости». Ассамблеи, фейерверки.

Санкт-Петербург — новая столица. Кунсткамера. Создание сети школ и специальных учебных заведений. Основание Академии наук и университета. Развитие техники. Строительство городов, крепостей, каналов.

Литература, архитектура и изобразительное искусство. Петровское барокко.

Итоги, последствия и значение петровских преобразований. Образ Петра I в русской истории и культуре. Человек в эпоху модернизации. Изменения в повседневной жизни сословий и народов России.

После Петра Великого: эпоха дворцовых переворотов.

Изменение места и роли России в Европе. Отношения с Османской империей в политике европейских стран и России.

К/работа №1

Дворцовые перевороты: причины, сущность, последствия. Фаворитизм. Усиление роли гвардии. Екатерина I.

Пётр II. «Верховники». Анна Иоанновна. Кондиции — попытка ограничения абсолютной власти. Иоанн Антонович.

Елизавета Петровна. Пётр III. Внутренняя политика в 1725—1762 гг. Изменение системы центрального управления. Верховный тайный совет. Кабинет министров. Конференция при высочайшем дворе. Расширение привилегий дворянства. Манифест о вольности дворянства. Ужесточение политики в отношении крестьянства, казачества, национальных окраин. Изменения в системе городского управления.

Начало промышленного переворота в Европе и экономическое развитие России. Экономическая и финансовая политика. Ликвидация внутренних таможен. Развитие мануфактур и торговли. Учреждение Дворянского и Купеческого банков.

Национальная и религиозная политика в 1725—1762 гг. Внешняя политика в 1725—1762 гг. Основные направления внешней политики. Россия и Речь Посполитая. Русско-турецкая война 1735—1739 гг. Русско-шведская война 1741—1742 гг. Начало присоединения к России казахских земель. Россия в Семилетней войне 1756—1763 гг. П. А. Румянцев. П. С. Салтыков. Итоги внешней политики. К/тест №1

Российская империя в период правления Екатерины II

Россия в системе европейских и международных связей. Основные внешние вызовы. Научная революция второй половины XVIII в. Европейское Просвещение и его роль в формировании политики ведущих держав и России. Внутренняя политика Екатерины II. Просвещённый абсолютизм. Секуляризация церковных земель. Проекты реформирования России. Уложенная комиссия. Вольное экономическое общество. Губернская реформа. Жалованные грамоты дворянству и городам. Экономическая и финансовая политика правительства. Рост городов. Развитие мануфактурного производства. Барщинное и оброчное крепостное хозяйство. Крупные предпринимательские династии. Хозяйственное освоение Новороссии, Северного Кавказа, Поволжья, Урала.

Социальная структура российского общества. Сословное самоуправление. Социальные и национальные движения. Восстание под предводительством Емельяна Пугачёва.

Народы Прибалтики, Польши, Украины, Белоруссии, Поволжья, Новороссии, Северного Кавказа, Сибири, Дальнего Востока, Северной Америки в составе Российской империи. Немецкие переселенцы. Национальная политика. Русская православная церковь, католики и протестанты. Положение мусульман, иудеев, буддистов.

Основные направления внешней политики. Восточный вопрос и политика России. Русско-турецкие войны. Присоединение Крыма. «Греческий проект». Участие России в разделах Речи Посполитой. Воссоединение Правобережной Украины с Левобережной Украиной. Вхождение в состав России Белоруссии и Литвы.

Формирование основ глобальной внешней политики России. Отношения с азиатскими странами и народами. Война за независимость в Северной Америке и Россия. Французская революция конца XVIII в. и политика противостояния России революционным движениям в Европе. Расширение территории России и укрепление её международного положения. Россия — великая европейская держава. К/работа №2

Россия при Павле I.

Изменение порядка престолонаследия. Ограничение дворянских привилегий. Ставка на мелкопоместное дворянство. Политика в отношении крестьян. Комиссия для составления законов Российской империи. Внешняя политика Павла I. Участие России в антифранцузских коалициях. Итальянский и Швейцарский походы А. В. Суворова. Военные экспедиции Ф. Ф. Ушакова. Заговор 11 марта 1801 г. и убийство императора Павла I. К/тест №2

Культурное пространство империи. Повседневная жизнь сословий в XVIII в.

Образование и наука в XVIII в. Влияние идей Просвещения на развитие образования и науки в России. Зарождение общеобразовательной школы. Основание Московского университета и Российской академии художеств. Смольный институт благородных девиц. Кадетский (шляхетский) корпус.

Деятельность Академии наук. И. И. Шувалов. М. В. Ломоносов. Развитие естественных и гуманитарных наук. Становление русского литературного языка. Географические экспедиции. Достижения в технике. Литература. Живопись. Театр. Музыка. Архитектура

и скульптура. Начало ансамблевой застройки городов.

Перемены в повседневной жизни населения Российской империи. Сословный характер культуры и быта. Европеизация дворянского быта. Общественные настроения.

Жизнь в дворянских усадьбах. Крепостные театры. Одежда и мода. Жилищные условия разных слоёв населения, особенности питания. К/тест №2

Региональный компонент. Наш край в XVIII веке.

Итоговое обобщение, повторение курса «История России. 18-нач.19вв» 1 час К/тест №3








Тематический план.

Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся на уровне основного общего образования.

Основные направления воспитательной деятельности:

  1. Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности;

  2. Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей;

  3. Приобщение детей к культурному наследию (эстетическое воспитание);

  4. Популяризация научных знаний среди детей (ценности научного познания);

  5. Физическое воспитание и формирование культуры здоровья;

  6. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение;

  7. Экологическое воспитание. Гражданское воспитание.


Цифровые образовательные ресурсы и ресурсы сети Интернет:


  1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (school – collection.edu.ru);

  2. Российская электронная школа ;

  3. «Учи.ру» -интерактивная образовательная онлайн платформа

  4. Корпорация российский учебник;

  5. http://statehistory.ru – история России

  6. http://www.krugosvet.ru- онлайн-энциклопедия «Кругосвет»

  7. http://www.temples.ru- проект «Храмы России»

  8. http://history.sgu.ru- российская история в зеркале ИЗО

  9. http://www.eliseev.ru/istor/h020.htm- книги по истории России

  10. http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/index.html- исторические источники в интернете

  11. http://www.lants.tellur.ru/history/index.ru-сайт материалов по отечественной истории



п/п

Тема/ Раздел

Кол-во часов, отводимых на освоение темы

Практическая часть

Учёт рабочей программы воспитания

Электронные образоват. ресурсы

1

Введение.

1




1.

Тема 1. Россия в эпоху преобразований Петра I

13

К/р №1

123467

1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11

2.

Тема 2. Россия при наследниках Петра I: эпоха дворцовых переворотов

6

К/т №1


1234567

1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11

3.

Тема 3. Российская империя при Екатерине II

9

К/р №2

1237

3,5,10

4.

Тема 4. Россия при Павле I

3

К/т№2

1257

3,5,9,10,11

5.

Тема 5. Культурное пространство Российской империи в XVIII в

9

К/р №3

12347

2,3,6,7,10

6.

Итоговое повторение, обобщение курса «История России»

1

К/т№3

1234567

3,5,6,7,8


Итого

42

6




















Приложение к рабочей программе.

4.Календарно-тематическое планирование по Истории России

8 класс (42 ч.)

урока

Дата план

Дата

факт.

Тема урока

Виды/формы контроля

1

1 нед.09


У истоков российской модернизации.

Вводный. Эвристическая беседа.

Тема 1. Россия в эпоху преобразований Петра I. 13 часов

2

1 нед.09


Россия и Европа в конце XVII века.

Текущий. Работа с картой. Выполнение задания №4 из рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем» на стр.13. составить развернутый план на тему «Россия и Речь Посполитая». Найти информацию из доп. источников

3

2 нед.09


Предпосылки Петровских реформ.

Текущий. Работа с историческим документом на стр.18; выполнение заданий к документу. Заполнить таблицу «Современники». Написать короткий биографический очерк либо мини-сочинение из рубрики «Историки спорят».

4

2нед.

09


Начало правления Петра I.

Текущий. Работа с картой. Работа с документом. Написание мини-эссе. Проверка знания изученных дат, понятий, терминов. Исторический диктант.

5

3нед.

09


Великая Северная война 1700-1721 гг.

Работа в группах: выполнение заданий на стр.33 из рубрики «Работаем с картой».

Работа с документом. Презентация «Военная форма времен Петра»

6

3нед.

09


Реформы управления Петра I.

Работа с рубрикой «Запоминаем новые слова» на стр. 40 учебника; индивидуальные задания.

Работа с документом. Составит рассказ по документу «Рабочая неделя Петра 1»

7

4нед.

09


Экономическая политика Петра I.

Дискуссия на основе отрывка из исторического документа «Экономическая политика Петра I» на стр. 47 учебника.

Написание эссе. Словарная работа.

8

4 нед.

09


Российское общество в Петровскую эпоху.

Выполнение задания №3 на стр. 53 из рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем». Словарная работа. Описание картин.

9

5нед.

09


Церковная реформа. Положение традиционных конфессий.

Составление развёрнутого плана по тексту параграфа на стр.55-56

Составить схему «Церковная иерархия при Петре1»

10

1нед.10


Социальные и национальные движения. Оппозиция реформам.

Составление таблицы «Народные движения в России XVII в.»

Работа с картой.

11

1нед.10


Перемены в культуре России в годы Петровских реформ.

Работа в группах. Отчет о работе групп в форме презентаций, выступлений, вопросы викторины. Выполнение заданий №1-3 из рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем» на стр. 69 учебника

12

2нед.10


Повседневная жизнь и быт при Петре I.


Дифференцированное задание. Составление мини-проектов на заранее выбранные темы.

Подготовка презентации «Мода Петровской эпохи».

13

3нед.10


Значение Петровских преобразований в истории страны.


Текущий. Написание эссе. Сравнительная характеристика Петра 1 и гос. деятеля другой страны.

14

3нед.

10


Повторение по теме «Россия в эпоху преобразований Петра I»

Тематический. Контрольная работа №1

Тема 2. Россия при наследниках Петра I: эпоха дворцовых переворотов. 6 часов

15-16

4нед.10


Эпоха дворцовых переворотов

Ответ на вопросы №1-5 на стр.90 учебника; составление портретов изученных императоров

17

5нед.10


Внутренняя политика и экономика России в 1725-1762гг.

Текущий. Вопросы и задания на стр.96 учебника. Работа с документом. Ответы на вопросы к док-ту.

18

1нед.11


Внешняя политика России в 1725-1762гг.

Составление развёрнутого плана параграфа; составление схем войн по заданному алгоритму

19

1нед.11


Национальная и религиозная политика в 1725-1762гг.

Составление генеалогической таблицы. Работа с картой.

20

2нед.11


Урок повторения, обобщения по теме «Россия при наследниках Петра 1»

Тематический. Контрольный тест №1 в форме ОГЭ

Тема 3. Российская империя при Екатерине II. 9 часов

21

2нед.11


Россия в системе международных отношений

Работа в группах. Отчет работы групп в форме викторины, презентаций, Вопросы и задания на стр. 8 учебника

22

3нед.11


Внутренняя политика Екатерины 2

Работа с текстом учебника и документом на стр.14-15 учебника.

23

4нед.11


Экономическое развитие России при Екатерине 2

Составление схем. Выступления с докладами. Словарная работа

24

4нед.11


«Благородные» и «подлые»: социальная структура российского общества 2 пол.18в

Составить сообщение о развитии транспортных путей, торговли и денежной системы. Написание исследования. Работа с картой.

25

1нед.12


Восстание под предвод. Е.И. Пугачева

Подготовить сообщения, презентации о восстании Е.И. Пугачёва.

26

1нед.12


Народы России. Национальная и религиозная политика

Создание мини-проектов

27

2 нед.12


Внешняя политика Екатерины 2

Работа с картой. Составление схем войн по заданному алгоритму.

Описание картины стр.42

Словарная работа

28

2нед.12


Начало освоения Новороссии

Составление развёрнутого плана по тексту на стр.52

29

3нед.

12


Урок повторения, обобщения по теме «Российская империя при Екатерине 2»

К/работа №2

Тема 4. Россия при Павле I. 3 часа

30

3нед.

12


Внутренняя политика Павла 1

Составление генеалогической схемы «Правители России 18в». Выполнение заданий №1-2 на стр.63 учебника

Написание сочинения.

31

4нед.12


Внешняя политика Павла 1

Работа в группах: составление вопросов для взаимопроверки.

32

4 нед.12


Урок повторения, обобщения по теме «Российская империя при Павле 1»

Тематический. Контрольный тест №2 в форме ОГЭ

Тема 5. Культурное пространство Российской империи в XVIII в. 9 часов

33

2нед.01


Общественная мысль, публицистика, литература, пресса.

Подготовка сообщений на заданные темы. Работа с парах (группах). Взаимоконтроль

34

3нед.01


Образование в России в 18в.

Подготовка мини-проектов на заданные темы.

35

4нед.01


Российская наука и техника в 18в

Написание эссе. Работа в группах. Подготовка вопросов для взаимопроверки.

36

4нед.01


Русская архитектура 18в

Составление мини-проектов.

Составление презентации, таблицы «Памятники архитектуры 18в».

37

4нед.01


Живопись и скульптура

Самостоятельная работа. Проектная деят-ть.

38

5 нед.01


Музыкальное и театральное искусство

Самостоятельная работа. Проектная деят-ть.

Выполнение заданий №1, 4 на стр.101 учебника.

39

1 нед.02


Народы России в 18в.

Работа с картой. Работа творческих групп. Создание презентаций на заданные темы.

40

1 нед.02


Перемены в повседневной жизни российских сословий

Работа в группах. Творческие отчеты работы групп

41

2 нед.02


Урок повторения, обобщения по теме «Культурное пространство Российской империи в 18в»

Тематический. Контрольная работа №3

Итоговое повторение, обобщение курса «История России». 1час

42

2нед.02


Итоговое повторение, обобщение курса «История России в 18-нач.19вв»

Итоговый. Контрольный тест №3 в форме ОГЭ








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя