17
Рабочая программа по истории России для
Рабочая программа учебного предмета «История России» для обучающихся 8 –х классов составлена на основе следующих нормативных документов:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012г. с изменениями
3. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «Гимназия № 30 им. Железной Дивизии»
4.Федеральный перечень учебников, рекомендуемых (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных организациях, реализующих программы общего образования соответствующего уровня.
5.Программа воспитания МБОУ «Гимназия № 30 им. Железной Дивизии»
Рабочая программа по истории составлена из расчета 68 часов в год, 2 часа в неделю. Предмет «История» в 8 классе включает два курса: история Нового времени и истории России (согласно Примерной программы основного общего образования по истории). Предполагается последовательное изучение двух курсов.
Рабочая программа по истории ориентирована на использование УМК:
«История России. 8 класс» в двух частях, авторы: Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов, И. В. Курукин, А.Я. Токарева под редакцией А. В. Торкунова; М. «Просвещение», 2016 год.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ (ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ) ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ РОССИИ»
Личностные:
- первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом Отечества (период от Петра I до начала XIX в.), эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
- изложение своей точки зрения, её аргументация в соответствии с возрастными возможностями;
- формулирование ценностных суждений и/или своей позиции по изучаемой проблеме, проявляя доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, сопереживание;
- расширение опыта конструктивного взаимодействия в школьном и социальном общении.
Метапредметные:
- формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учёбе и познавательной деятельности;
- планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, оценивать правильность выполнения действий;
- соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи;
- работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать графическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную и другую информацию, обобщать факты, составлять таблицы, план, тезисы, формулировать и обосновывать выводы и т. д.);
- собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную, критически оценивать её достоверность (с помощью учителя);
- использовать современные источники информации — материалы на электронных носителях: находить ин- формацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, в федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и контролируемом Интернете (под руководством педагога);
- использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач;
- ставить репродуктивные вопросы (на воспроизведение материала) по изученному материалу;
- определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать, с помощью учителя выбирать основания и критерии для классификации и обобщения;
- логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно);
- применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;
- решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных видах публичных выступлений, в том числе с использованием наглядности (высказывания, монолог, беседа, сообщение, презентация, участие в дискуссии, дебатах), а также в виде творческих работ (сочинение, эссе, реферат и др.);
- использовать ИКТ-технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации информации, в том числе во внеурочной деятельности;
- планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности, отслеживать продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения работы;
- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;
- определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат.
Предметные:
1. Знание хронологии, работа с хронологией:
—называть даты важнейших событий отечественной истории XVIII в.; определять их принадлежность к историческому периоду, этапу;
—устанавливать синхронность событий отечественной истории XVIII в.
2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
—указывать (называть) место, обстоятельства, участников, результаты важнейших событий отечественной истории XVIII в.;
—группировать, систематизировать факты по заданному признаку (по принадлежности к историческим процессам и др.); составлять систематические таблицы, схемы.
3. Работа с исторической картой:
—выявлять и показывать на карте изменения, произошедшие в результате значительных социально-экономических и политических событий и процессов отечественной истории XVIII в.
4. Работа с историческими источниками:
—различать источники официального и личного происхождения, публицистические произведения (называть их основные виды, информационные особенности);
—объяснять назначение исторического источника, раскрывать его информационную ценность;
—извлекать, сопоставлять и систематизировать информацию о событиях отечественной и всеобщей истории XVIII в. из взаимодополняющих письменных, визуальных и вещественных источников.
5. Историческое описание (реконструкция):
—рассказывать о ключевых событиях отечественной истории XVIII в., их участниках;
—составлять характеристику (исторический портрет) известных деятелей отечественной истории XVIII в. на основе информации учебника и дополнительных материалов;
—составлять описание образа жизни различных групп населения в России в XVIII в.;
—представлять описание памятников материальной и художественной культуры изучаемой эпохи (в виде сообщения, аннотации).
6. Анализ, объяснение исторических событий, явлений:
—раскрывать существенные черты: а) экономического, социального и политического развития России в XVIII в.; б) изменений, происшедших в XVIII в. в разных сферах жизни российского общества; в) промышленного переворота в европейских странах; г) абсолютизма как формы правления; д) идеологии Просвещения; е) революций XVIII в.
ж) внешней политики Российской империи в системе международных отношений рассматриваемого периода;
—объяснять смысл ключевых понятий, относящихся к данной эпохе отечественной истории, конкретизировать их на примерах исторических событий, ситуаций;
—объяснять причины и следствия важнейших событий отечественной истории XVIII в.: а) выявлять в историческом тексте суждения о причинах и следствиях событий; б) систематизировать объяснение причин и следствий событий, представленное в нескольких текстах;
—проводить сопоставление однотипных событий и процессов отечественной и всеобщей истории XVIII в.: а) раскрывать повторяющиеся черты исторических ситуаций; б) выделять черты сходства и различия.
7. Рассмотрение исторических версий и оценок, определение своего отношения к наиболее значимым событиям и личностям прошлого:
—анализировать высказывания историков по спорным вопросам отечественной истории XVIII в. (выявлять обсуждаемую проблему, мнение автора, приводимые аргументы, оценивать степень их убедительности);
—различать в описаниях событий и личностей XVIII в. ценностные категории, значимые для данной эпохи (в том числе для разных социальных слоев), выражать свое отношение к ним.
8. Применение исторических знаний:
—раскрывать (объяснять), как сочетались в памятниках культуры России XVIII в. европейские влияния и национальные традиции, показывать на примерах;
—выполнять учебные проекты по отечественной и всеобщей истории XVIII в. (в том числе на региональном материале).
2. Содержание учебного предмета «История России».
РОССИЯ В КОНЦЕ XVII — XVIII в. (42 ч)
Россия в конце XVII — первой четверти XVIII в.
Политическая карта мира к началу XVIII в. Новые формы организации труда в передовых странах. Формирование мировой торговли и предпосылок мирового разделения труда. Новый характер взаимоотношений между Востоком и Западом. Политика колониализма. Роль и место России в мире Предпосылки масштабных реформ. А. Л. Ордин- Нащокин. В. В. Голицын. Начало царствования Петра I. Азовские походы. Великое посольство.
Особенности абсолютизма в Европе и России. Преобразования Петра I. Реформы местного управления: городская и областная (губернская) реформы. Реформы государственного управления: учреждение Сената, коллегий, органов надзора и суда. Реорганизация армии: создание флота, рекрутские наборы, гвардия. Указ о единонаследии.
Церковная реформа. Упразднение патриаршества, учреждение Синода. Старообрядчество при Петре I. Положение протестантов, мусульман, буддистов, язычников. Оппозиция реформам Петра I. Дело царевича Алексея.
Развитие промышленности. Мануфактуры и крепостной труд. Денежная и налоговая реформы. Подушная подать. Ревизии. Особенности российского крепостничества в XVIII в. и территория его распространения. Российское общество в Петровскую эпоху. Изменение социального статуса сословий и групп: дворянство, духовенство, купечество, горожане, крестьянство, казачество.
Зарождение чиновничье-бюрократической системы. Табель о рангах. Правовой статус народов и территорий империи: Украина, Прибалтика, Поволжье, Приуралье, Северный Кавказ,
Сибирь, Дальний Восток. Социальные и национальные движения в первой четверти XVIII в. Восстания в Астрахани, Башкирии, на Дону.
Религиозные выступления. Россия в системе европейских и мировых международных связей. Внешняя политика России в первой четверти XVIII в. Северная война: причины, основные события, итоги. Ништадтский мир. Прутский и Каспийский походы.
Провозглашение России империей. Формирование системы национальных интересов Российской империи на международной арене, рост её авторитета и влияния на мировой арене.
Культурное пространство империи в первой четверти XVIII в.
Культура и нравы. Повседневная жизнь и быт правящей элиты и основной массы населения. Нововведения, европеизация, традиционализм. Просвещение и научные знания. Введение гражданского шрифта и книгопечатание. Новое летоисчисление. Первая печатная газета «Ведомости». Ассамблеи, фейерверки.
Санкт-Петербург — новая столица. Кунсткамера. Создание сети школ и специальных учебных заведений. Основание Академии наук и университета. Развитие техники. Строительство городов, крепостей, каналов.
Литература, архитектура и изобразительное искусство. Петровское барокко.
Итоги, последствия и значение петровских преобразований. Образ Петра I в русской истории и культуре. Человек в эпоху модернизации. Изменения в повседневной жизни сословий и народов России.
После Петра Великого: эпоха дворцовых переворотов.
Изменение места и роли России в Европе. Отношения с Османской империей в политике европейских стран и России.
К/работа №1
Дворцовые перевороты: причины, сущность, последствия. Фаворитизм. Усиление роли гвардии. Екатерина I.
Пётр II. «Верховники». Анна Иоанновна. Кондиции — попытка ограничения абсолютной власти. Иоанн Антонович.
Елизавета Петровна. Пётр III. Внутренняя политика в 1725—1762 гг. Изменение системы центрального управления. Верховный тайный совет. Кабинет министров. Конференция при высочайшем дворе. Расширение привилегий дворянства. Манифест о вольности дворянства. Ужесточение политики в отношении крестьянства, казачества, национальных окраин. Изменения в системе городского управления.
Начало промышленного переворота в Европе и экономическое развитие России. Экономическая и финансовая политика. Ликвидация внутренних таможен. Развитие мануфактур и торговли. Учреждение Дворянского и Купеческого банков.
Национальная и религиозная политика в 1725—1762 гг. Внешняя политика в 1725—1762 гг. Основные направления внешней политики. Россия и Речь Посполитая. Русско-турецкая война 1735—1739 гг. Русско-шведская война 1741—1742 гг. Начало присоединения к России казахских земель. Россия в Семилетней войне 1756—1763 гг. П. А. Румянцев. П. С. Салтыков. Итоги внешней политики. К/тест №1
Российская империя в период правления Екатерины II
Россия в системе европейских и международных связей. Основные внешние вызовы. Научная революция второй половины XVIII в. Европейское Просвещение и его роль в формировании политики ведущих держав и России. Внутренняя политика Екатерины II. Просвещённый абсолютизм. Секуляризация церковных земель. Проекты реформирования России. Уложенная комиссия. Вольное экономическое общество. Губернская реформа. Жалованные грамоты дворянству и городам. Экономическая и финансовая политика правительства. Рост городов. Развитие мануфактурного производства. Барщинное и оброчное крепостное хозяйство. Крупные предпринимательские династии. Хозяйственное освоение Новороссии, Северного Кавказа, Поволжья, Урала.
Социальная структура российского общества. Сословное самоуправление. Социальные и национальные движения. Восстание под предводительством Емельяна Пугачёва.
Народы Прибалтики, Польши, Украины, Белоруссии, Поволжья, Новороссии, Северного Кавказа, Сибири, Дальнего Востока, Северной Америки в составе Российской империи. Немецкие переселенцы. Национальная политика. Русская православная церковь, католики и протестанты. Положение мусульман, иудеев, буддистов.
Основные направления внешней политики. Восточный вопрос и политика России. Русско-турецкие войны. Присоединение Крыма. «Греческий проект». Участие России в разделах Речи Посполитой. Воссоединение Правобережной Украины с Левобережной Украиной. Вхождение в состав России Белоруссии и Литвы.
Формирование основ глобальной внешней политики России. Отношения с азиатскими странами и народами. Война за независимость в Северной Америке и Россия. Французская революция конца XVIII в. и политика противостояния России революционным движениям в Европе. Расширение территории России и укрепление её международного положения. Россия — великая европейская держава. К/работа №2
Россия при Павле I.
Изменение порядка престолонаследия. Ограничение дворянских привилегий. Ставка на мелкопоместное дворянство. Политика в отношении крестьян. Комиссия для составления законов Российской империи. Внешняя политика Павла I. Участие России в антифранцузских коалициях. Итальянский и Швейцарский походы А. В. Суворова. Военные экспедиции Ф. Ф. Ушакова. Заговор 11 марта 1801 г. и убийство императора Павла I. К/тест №2
Культурное пространство империи. Повседневная жизнь сословий в XVIII в.
Образование и наука в XVIII в. Влияние идей Просвещения на развитие образования и науки в России. Зарождение общеобразовательной школы. Основание Московского университета и Российской академии художеств. Смольный институт благородных девиц. Кадетский (шляхетский) корпус.
Деятельность Академии наук. И. И. Шувалов. М. В. Ломоносов. Развитие естественных и гуманитарных наук. Становление русского литературного языка. Географические экспедиции. Достижения в технике. Литература. Живопись. Театр. Музыка. Архитектура
и скульптура. Начало ансамблевой застройки городов.
Перемены в повседневной жизни населения Российской империи. Сословный характер культуры и быта. Европеизация дворянского быта. Общественные настроения.
Жизнь в дворянских усадьбах. Крепостные театры. Одежда и мода. Жилищные условия разных слоёв населения, особенности питания. К/тест №2
Региональный компонент. Наш край в XVIII веке.
Итоговое обобщение, повторение курса «История России. 18-нач.19вв» 1 час К/тест №3
Тематический план.
Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся на уровне основного общего образования.
Основные направления воспитательной деятельности:
-
Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности;
-
Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей;
-
Приобщение детей к культурному наследию (эстетическое воспитание);
-
Популяризация научных знаний среди детей (ценности научного познания);
-
Физическое воспитание и формирование культуры здоровья;
-
Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение;
-
Экологическое воспитание. Гражданское воспитание.
Цифровые образовательные ресурсы и ресурсы сети Интернет:
-
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (school – collection.edu.ru);
-
Российская электронная школа ;
-
«Учи.ру» -интерактивная образовательная онлайн платформа
-
Корпорация российский учебник;
-
http://statehistory.ru – история России
-
http://www.krugosvet.ru- онлайн-энциклопедия «Кругосвет»
-
http://www.temples.ru- проект «Храмы России»
-
http://history.sgu.ru- российская история в зеркале ИЗО
-
http://www.eliseev.ru/istor/h020.htm- книги по истории России
-
http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/index.html- исторические источники в интернете
-
http://www.lants.tellur.ru/history/index.ru-сайт материалов по отечественной истории
№ п/п | Тема/ Раздел | Кол-во часов, отводимых на освоение темы | Практическая часть | Учёт рабочей программы воспитания | Электронные образоват. ресурсы |
1 | Введение. | 1 | | | |
1. | Тема 1. Россия в эпоху преобразований Петра I | 13 | К/р №1 | 123467 | 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11 |
2. | Тема 2. Россия при наследниках Петра I: эпоха дворцовых переворотов | 6 | К/т №1 | 1234567 | 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11 |
3. | Тема 3. Российская империя при Екатерине II | 9 | К/р №2 | 1237 | 3,5,10 |
4. | Тема 4. Россия при Павле I | 3 | К/т№2 | 1257 | 3,5,9,10,11 |
5. | Тема 5. Культурное пространство Российской империи в XVIII в | 9 | К/р №3 | 12347 | 2,3,6,7,10 |
6. | Итоговое повторение, обобщение курса «История России» | 1 | К/т№3 | 1234567 | 3,5,6,7,8 |
| Итого | 42 | 6 | | |
| | | | | |
Приложение к рабочей программе.
4.Календарно-тематическое планирование по Истории России
8 класс (42 ч.)
№ урока | Дата план | Дата факт. | Тема урока | Виды/формы контроля |
1 | 1 нед.09 | | У истоков российской модернизации. | Вводный. Эвристическая беседа. |
Тема 1. Россия в эпоху преобразований Петра I. 13 часов |
2 | 1 нед.09 | | Россия и Европа в конце XVII века. | Текущий. Работа с картой. Выполнение задания №4 из рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем» на стр.13. составить развернутый план на тему «Россия и Речь Посполитая». Найти информацию из доп. источников |
3 | 2 нед.09 | | Предпосылки Петровских реформ. | Текущий. Работа с историческим документом на стр.18; выполнение заданий к документу. Заполнить таблицу «Современники». Написать короткий биографический очерк либо мини-сочинение из рубрики «Историки спорят». |
4 | 2нед. 09 | | Начало правления Петра I. | Текущий. Работа с картой. Работа с документом. Написание мини-эссе. Проверка знания изученных дат, понятий, терминов. Исторический диктант. |
5 | 3нед. 09 | | Великая Северная война 1700-1721 гг. | Работа в группах: выполнение заданий на стр.33 из рубрики «Работаем с картой». Работа с документом. Презентация «Военная форма времен Петра» |
6 | 3нед. 09 | | Реформы управления Петра I. | Работа с рубрикой «Запоминаем новые слова» на стр. 40 учебника; индивидуальные задания. Работа с документом. Составит рассказ по документу «Рабочая неделя Петра 1» |
7 | 4нед. 09 | | Экономическая политика Петра I. | Дискуссия на основе отрывка из исторического документа «Экономическая политика Петра I» на стр. 47 учебника. Написание эссе. Словарная работа. |
8 | 4 нед. 09 | | Российское общество в Петровскую эпоху. | Выполнение задания №3 на стр. 53 из рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем». Словарная работа. Описание картин. |
9 | 5нед. 09 | | Церковная реформа. Положение традиционных конфессий. | Составление развёрнутого плана по тексту параграфа на стр.55-56 Составить схему «Церковная иерархия при Петре1» |
10 | 1нед.10 | | Социальные и национальные движения. Оппозиция реформам. | Составление таблицы «Народные движения в России XVII в.» Работа с картой. |
11 | 1нед.10 | | Перемены в культуре России в годы Петровских реформ. | Работа в группах. Отчет о работе групп в форме презентаций, выступлений, вопросы викторины. Выполнение заданий №1-3 из рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем» на стр. 69 учебника |
12 | 2нед.10 | | Повседневная жизнь и быт при Петре I. | Дифференцированное задание. Составление мини-проектов на заранее выбранные темы. Подготовка презентации «Мода Петровской эпохи». |
13 | 3нед.10 | | Значение Петровских преобразований в истории страны. | Текущий. Написание эссе. Сравнительная характеристика Петра 1 и гос. деятеля другой страны. |
14 | 3нед. 10 | | Повторение по теме «Россия в эпоху преобразований Петра I» | Тематический. Контрольная работа №1 |
Тема 2. Россия при наследниках Петра I: эпоха дворцовых переворотов. 6 часов |
15-16 | 4нед.10 | | Эпоха дворцовых переворотов | Ответ на вопросы №1-5 на стр.90 учебника; составление портретов изученных императоров |
17 | 5нед.10 | | Внутренняя политика и экономика России в 1725-1762гг. | Текущий. Вопросы и задания на стр.96 учебника. Работа с документом. Ответы на вопросы к док-ту. |
18 | 1нед.11 | | Внешняя политика России в 1725-1762гг. | Составление развёрнутого плана параграфа; составление схем войн по заданному алгоритму |
19 | 1нед.11 | | Национальная и религиозная политика в 1725-1762гг. | Составление генеалогической таблицы. Работа с картой. |
20 | 2нед.11 | | Урок повторения, обобщения по теме «Россия при наследниках Петра 1» | Тематический. Контрольный тест №1 в форме ОГЭ |
Тема 3. Российская империя при Екатерине II. 9 часов |
21 | 2нед.11 | | Россия в системе международных отношений | Работа в группах. Отчет работы групп в форме викторины, презентаций, Вопросы и задания на стр. 8 учебника |
22 | 3нед.11 | | Внутренняя политика Екатерины 2 | Работа с текстом учебника и документом на стр.14-15 учебника. |
23 | 4нед.11 | | Экономическое развитие России при Екатерине 2 | Составление схем. Выступления с докладами. Словарная работа |
24 | 4нед.11 | | «Благородные» и «подлые»: социальная структура российского общества 2 пол.18в | Составить сообщение о развитии транспортных путей, торговли и денежной системы. Написание исследования. Работа с картой. |
25 | 1нед.12 | | Восстание под предвод. Е.И. Пугачева | Подготовить сообщения, презентации о восстании Е.И. Пугачёва. |
26 | 1нед.12 | | Народы России. Национальная и религиозная политика | Создание мини-проектов |
27 | 2 нед.12 | | Внешняя политика Екатерины 2 | Работа с картой. Составление схем войн по заданному алгоритму. Описание картины стр.42 Словарная работа |
28 | 2нед.12 | | Начало освоения Новороссии | Составление развёрнутого плана по тексту на стр.52 |
29 | 3нед. 12 | | Урок повторения, обобщения по теме «Российская империя при Екатерине 2» | К/работа №2 |
Тема 4. Россия при Павле I. 3 часа |
30 | 3нед. 12 | | Внутренняя политика Павла 1 | Составление генеалогической схемы «Правители России 18в». Выполнение заданий №1-2 на стр.63 учебника Написание сочинения. |
31 | 4нед.12 | | Внешняя политика Павла 1 | Работа в группах: составление вопросов для взаимопроверки. |
32 | 4 нед.12 | | Урок повторения, обобщения по теме «Российская империя при Павле 1» | Тематический. Контрольный тест №2 в форме ОГЭ |
Тема 5. Культурное пространство Российской империи в XVIII в. 9 часов |
33 | 2нед.01 | | Общественная мысль, публицистика, литература, пресса. | Подготовка сообщений на заданные темы. Работа с парах (группах). Взаимоконтроль |
34 | 3нед.01 | | Образование в России в 18в. | Подготовка мини-проектов на заданные темы. |
35 | 4нед.01 | | Российская наука и техника в 18в | Написание эссе. Работа в группах. Подготовка вопросов для взаимопроверки. |
36 | 4нед.01 | | Русская архитектура 18в | Составление мини-проектов. Составление презентации, таблицы «Памятники архитектуры 18в». |
37 | 4нед.01 | | Живопись и скульптура | Самостоятельная работа. Проектная деят-ть. |
38 | 5 нед.01 | | Музыкальное и театральное искусство | Самостоятельная работа. Проектная деят-ть. Выполнение заданий №1, 4 на стр.101 учебника. |
39 | 1 нед.02 | | Народы России в 18в. | Работа с картой. Работа творческих групп. Создание презентаций на заданные темы. |
40 | 1 нед.02 | | Перемены в повседневной жизни российских сословий | Работа в группах. Творческие отчеты работы групп |
41 | 2 нед.02 | | Урок повторения, обобщения по теме «Культурное пространство Российской империи в 18в» | Тематический. Контрольная работа №3 |
Итоговое повторение, обобщение курса «История России». 1час |
42 | 2нед.02 | | Итоговое повторение, обобщение курса «История России в 18-нач.19вв» | Итоговый. Контрольный тест №3 в форме ОГЭ |