СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по Истории России 8 класс

Категория: История
Тема: Часть 1.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая программа по истории России для 8 класса, расчитана на 2020 -2021 уч.год. Программа включает в себя: Пояснительную записку, обьяснение по каждой теме, расчисовку и планирование.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по Истории России 8 класс»


Пояснительная записка.

Учебная программа составлена на основе требований ФГОС основного общего образования, Федерального Государственного Стандарта основного общего образования (2004), примерной программы основного общего образования по истории 5-9 классов, рабочих программ по истории 6-9 классов к системе учебника Н.М. Арсентьева, А.А. Данилова «История России. 8 класс» под редакцией академика РАН А.В. Торкунова (М.: Просвещение, 2016),в соответствии с примерной программой по предмету «История», авторской программы (А.Я. Юдовской, П.А. Баранова, Л.М. Ванюшкиной) и учебного плана МБОУ «Луховицкая средняя общеобразовательная школа №9» на 2020-2021 учебный год. Основные содержательные линии примерной программы в V-IX классах реализуются в рамках двух курсов – «Истории России» и «Всеобщей истории». Предполагается их синхронно-параллельное изучение с возможностью интеграции некоторых тем из состава обоих курсов. Внутренняя периодизация в рамках этих курсов учитывает сложившиеся традиции преподавания истории и необходимость сбалансированного распределения учебного материала. С учетом психолого-возрастных особенностей учащихся и требований межпредметной интеграции.Примерная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, содействует реализации единой концепции исторического образования.

Цели обучения:

-образование, развитие и воспитание личности, повышение ее духовно-нравственной культуры; формирование способности к самоидентификации и определению ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом;

-приобретение знаний об историческом пути России с древности до наших дней в единстве общего, особенного и единичного, конкретных фактов и целостной картины исторического процесса; знаний о важных событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи с хронологической последовательности;

-воспитание гражданственности и патриотизма, развитие компетенций учащихся общеобразовательных школ в соответствии с требованиями ФГОС, формирование единого культурно-исторического пространства РФ;

-овладение методами исторического познания, умения работать с различными историческими источниками и исторической информацией;

-овладение способами деятельности: учебно-познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной, практической деятельности, необходимых для исторического познания.


Задачи обучения:


- овладение знаниями об основных этапах истории России в XVIII веке ивсеобщей истории;

- определение места и роли России во всемирно-историческом процессе;

-развитие способности анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;

-формирование умения систематизировать и соотносить информацию, полученную на уроках истории, обществознания, географии, литературы;

-освоение компетенций (учебно-познавательной, коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-смысловой, информационно-технологической).Рассмотрение истории России как неотъемлемой части мирового исторического процесса; понимание особенностей её развития, места и роли в мировой истории и в современном мире;

-определение требований к содержанию обучения и воспитания, организации образовательного процесса и внеурочной деятельности на всех уровнях образования;

-формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта российской истории как части мировой истории, усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур;овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах, приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов;воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном Российском государстве.

Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество. В процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающихся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве.

Планируемые результаты обучения и освоения содержания курса по истории 8 класса.


В результате освоения курса истории России 8 класса учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками.

Личностным результатом изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:

-формирование российской гражданской идентичности и патриотизма;

-наличие ценностных ориентиров, основанных на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству;

-опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого и историческим источникам, способам изучения и охраны;

-освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека.


Метапредметные результаты изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему;

-выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;

-составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

-работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно;

-в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.

Познавательные УУД:

-проводить наблюдение под руководством учителя;

-осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

-осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

-анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

-решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах: сообщение, эссе, презентация;

-давать определения понятиям.

Коммуникативные УУД:

-самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе;

-в дискуссии - выдвигать аргументы и контраргументы;

-научится критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;

-понимать позицию другого, различать в его речи: мнение, доказательство, факты;

-оценивать свои учебные достижения, поведение, черты своей личности с учетом мнения других людей;

-определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения.


Предметные результаты

Ученик научится:

-понимать смысл исторических терминов, понятий; применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого;

-характеризовать исторические процессы и явления, определять их последствия и значение;

-овладевать целостным представлением об историческом пути человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества, истории собственной страны;

-сравнивать основные исторические процессы и явления, происходившие в изучаемый период, делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

-соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве;

-систематизировать информацию из различных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность, читать историческую карту и ориентироваться в ней;

-расширять опыт оценочной деятельности; осмысливать историческую обусловленность и мотивацию людей предшествующих эпох.




Содержание курса обучения.

Примерная программа в VIII классе реализуются в рамках двух курсов – «Истории России» и «Всеобщей истории». Предполагается их синхронно-параллельное изучение с возможностью интеграции некоторых тем из состава обоих курсов. Внутренняя периодизация в рамках этих курсов учитывает сложившиеся традиции преподавания истории и необходимость сбалансированного распределения учебного материала. С учетом психолого-возрастных особенностей учащихся и требований межпредметной интеграции.

Историческое время – хронология и периодизация событий и процессов. Историческое пространство,историческая карта России и мира, ее динамика; отражениена исторической карте взаимодействия человека, общества и природы, основныхгеографических, экологических, этнических, социальных, геополитических характеристик развития человечества.

Историческое движение:эволюция трудовой и хозяйственной деятельности людей, развитие материальногопроизводства, техники;формирование и развитие человеческих общностей социальных, этнонациональных,религиозных и др.,образование и развитие государств, их исторические формы и типы;история познания человеком окружающего мира и себя в мире;развитие отношений между народами, государствами, цивилизациями.

Главная (сквозная) содержательная линия:человек в истории. В связи с этим особоевнимание уделяется характеристике условий жизни и быта людей в прошлом, ихпотребностям, интересам, мотивам действий, картине мира, ценностям.

Предмет «История России» дает представление об основных этапах исторического путиОтечества.

общественный, межнациональный и межкультурный консенсус;

неразрывность и взаимосвязь, последовательность и преемственность основных исторических периодов;

толерантность как необходимое условие взаимодействия государств и народов в новейшей истории.

Описание места учебного предмета в учебном плане.


В соответствии с базисным учебным планом предмет «История » относится к учебным предметам, обяза­тельным для изучения на ступени основного общего образования. Реализация рабочей программы рассчитана на 68 часов (из расчета два учебных часа в неделю). Предмет «История» в 8 классе включает два курса: курс «История России» изучается 40 часов, «Всеобщая история» (история Нового времени) 28 часов. Предполагается последовательное изучение двух курсов.

Основное содержание курса «История России»8 класс.

Глава I. Россия в конце XVII - XVIII вв.: от царства к империи.

Введение.

У истоков российской модернизации

Россия в эпоху преобразований Петра I.

Причины и предпосылки преобразований (дискуссии по этому вопросу). Россия и Европа вконце XVII века. Модернизация как жизненно важная национальная задача.

Начало царствования Петра I, борьба за власть. Правление царевны Софьи. Стрелецкие бунты.Хованщина. Первые шаги на пути преобразований. Азовские походы. Великое посольство и егозначение. Сподвижники Петра I.Экономическая политика. Строительство заводов и мануфактур, верфей. Создание базыметаллургической индустрии на Урале. Оружейные заводы и корабельные верфи. Рольгосударства в создании промышленности. Основание Екатеринбурга. Преобладание крепостного иподневольного труда. Принципы меркантилизма и протекционизма. Таможенный тариф 1724г.Введение подушной подати.Социальная политика. Консолидация дворянского сословия, повышение его роли вуправлении страной. Указ о единонаследии и Табель о рангах. Противоречия в политике поотношению к купечеству и городским сословиям: расширение их прав в местном управлении иусиление налогового гнета. Положение крестьян. Переписи населения (ревизии).Реформы управления. Реформы местного управления (бурмистры и Ратуша), городская иобластная (губернская) реформы. Сенат, коллегии, органы надзора и суда. Усилениецентрализации и бюрократизации управления. Генеральный регламент. Санкт-Петербург — новаястолица.Первые гвардейские полки. Создание регулярной армии, военного флота. Рекрутские наборы.

Церковная реформа. Упразднение патриаршества, учреждение синода. Положение конфессий.Оппозиция реформам Петра I. Социальные движения в первой четверти XVIII в. Восстания вАстрахани, Башкирии, на Дону. Дело царевича Алексея.

Внешняя политика. Северная война. Причины и цели войны. Неудачи в начале войны и их

преодоление. Битва при д. Лесной и победа под Полтавой. Прутский поход. Борьба за гегемониюна Балтике. Сражения у м. Гангут и о. Гренгам. Ништадтский мир и его последствия.Закрепление России на берегах Балтики. Провозглашение России империей. Каспийскийпоход Петра I.

Преобразования Петра I в области культуры. Доминирование светского начала в культурнойполитике. Влияние культуры стран зарубежной Европы. Привлечение иностранных специалистов.Введение нового летоисчисления, гражданского шрифта и гражданской печати. Первая газета«Ведомости». Создание сети школ и специальных учебных заведений. Развитие науки. ОткрытиеАкадемии наук в Петербурге. Кунсткамера. Светская живопись, портрет петровской эпохи.Скульптура и архитектура. Памятники раннего барокко.Повседневная жизнь и быт правящей элиты и основной массы населения. Перемены в образежизни российского дворянства. Новые формы социальной коммуникации в дворянской среде.Ассамблеи, балы, фейерверки, светские государственные праздники. «Европейский» стиль водежде, развлечениях, питании. Изменения в положении женщин.

Итоги, последствия и значение петровских преобразований. Образ Петра I в русской культуре.


Глава II. Россия при наследниках Петра I: эпоха дворцовых переворотов.

Причины нестабильности политического строя. Дворцовые перевороты. Фаворитизм. СозданиеВерховного тайного совета. Крушение политической карьеры А.Д. Меншикова. «Кондицииверховников» и приход к власти Анны Иоанновны. «Кабинет министров». Роль Э. Бирона, А.И.Остермана, А.П. Волынского, Б.Х. Миниха в управлении и политической жизни страны.Укрепление границ империи на Украине и на юго-восточной окраине. Переход Младшего жузав Казахстане под суверенитет Российской империи. Война с Османской империей.

Россия при Елизавете Петровне. Экономическая и финансовая политика. Деятельность П.И.Шувалова. Создание Дворянского и Купеческого банков. Усиление роли косвенных налогов.Ликвидация внутренних таможен. Распространение монополий в промышленности и внешнейторговле. Основание Московского университета. М.В. Ломоносов и И.И. Шувалов.Россия в международных конфликтах 1740-х – 1750-х гг. Участие в Семилетней войне.Петр III. Манифест «о вольности дворянской». Переворот 28 июня 1762 г.


Глава III. Россия в 1760-х – 1790- гг.

Российская империя при Екатерине II.

Внутренняя политика Екатерины II. Личность императрицы. Идеи Просвещения.«Просвещенный абсолютизм», его особенности в России. Секуляризация церковных земель.Деятельность Уложенной комиссии. Экономическая и финансовая политика правительства.Начало выпуска ассигнаций. Отмена монополий, умеренность таможенной политики. Вольноеэкономическое общество. Губернская реформа. Жалованные грамоты дворянству и городам.Положение сословий. Дворянство – «первенствующее сословие» империи. Привлечениепредставителей сословий к местному управлению. Создание дворянских обществ в губерниях иуездах. Расширение привилегий гильдейского купечества в налоговой сфере и городскомуправлении.

Национальная политика. Унификация управления на окраинах империи. Ликвидацияукраинского гетманства. Формирование Кубанского Оренбургского и Сибирского казачества.Основание Ростова-на-Дону. Активизация деятельности по привлечению иностранцев в Россию.Расселение колонистов в Новороссии, Поволжье, других регионах. Укрепление началтолерантности и веротерпимости по отношению к неправославным и нехристианским конфессиям.

Экономическое развитие России во второй половине XVIII века. Крестьяне: крепостные,государственные, монастырские. Условия жизни крепостной деревни. Права помещика поотношению к своим крепостным. Барщинное и оброчное хозяйство. Дворовые люди. Ролькрепостного строя в экономике страны.Промышленность в городе и деревне. Роль государства, купечества, помещиков в развитиипромышленности. Крепостной и вольнонаемный труд. Привлечение крепостных оброчныхкрестьян к работе на мануфактурах. Развитие крестьянских промыслов. Рост текстильнойпромышленности: распространение производства хлопчатобумажных тканей. Начало известныхпредпринимательских династий: Морозовы, Рябушинские, Гарелины, Прохоровы, Демидовы и др.

Внутренняя и внешняя торговля. Торговые пути внутри страны. Водно-транспортныесистемы: Вышневолоцкая, Тихвинская, Мариинская и др. Ярмарки и их роль во внутреннейторговле. Макарьевская, Ирбитская, Свенская, Коренная ярмарки. Ярмарки на Украине. ПартнерыРоссии во внешней торговле в Европе и в мире. Обеспечение активного внешнеторгового баланса.Обострение социальных противоречий. Чумной бунт в Москве. Восстание подпредводительством Емельяна Пугачева. Антидворянский и антикрепостнический характердвижения. Роль казачества, народов Урала и Поволжья в восстании. Влияние восстания навнутреннюю политику и развитие общественной мысли.

Внешняя политика России второй половины XVIII в., ее основные задачи. Н.И. Панин иА.А.Безбородко.Борьба России за выход к Черному морю. Войны с Османской империей. П.А. Румянцев, А.В.Суворов, Ф.Ф. Ушаков, победы российских войск под их руководством. Присоединение Крыма иСеверного Причерноморья. Организация управления Новороссией. Строительство новых городови портов. Основание Пятигорска, Севастополя, Одессы, Херсона. Г.А. Потемкин. ПутешествиеЕкатерины II на юг в 1787 г.Участие России в разделах Речи Посполитой. Политика России в Польше до начала 1770-хгг.: стремление к усилению российского влияния в условиях сохранения польского государства.Участие России в разделах Польши вместе с империей Габсбургов и Пруссией. Первый, второй итретий разделы. Вхождение в состав России украинских и белорусских земель. ПрисоединениеЛитвы и Курляндии. Борьба Польши за национальную независимость. Восстание подпредводительством Тадеуша Костюшко.


Глава IV. Россия при Павле I

Внутренняя и внешняя политика Павла I.

Участие России в борьбе с революционной Францией. Итальянский и Швейцарский походы

А.В. Суворова. Действия эскадры Ф.Ф. Ушакова в Средиземном море.

Культурное пространство Российской империи в XVIII в.

Определяющее влияние идей Просвещения в российской общественной мысли, публицистике илитературе. Литература народов России в XVIII в. Первые журналы. Общественные идеи впроизведениях А.П. Сумарокова, Г.Р. Державина, Д.И. Фонвизина. Н.И. Новиков, материалы оположении крепостных крестьян в его журналах. А.Н. Радищев и его «Путешествие из Петербургав Москву».

Русская культура и культура народов России в XVIII веке. Развитие новой светскойкультуры после преобразований Петра I. Укрепление взаимосвязей с культурой стран зарубежнойЕвропы. Масонство в России. Распространение в России основных стилей и жанров европейскойхудожественной культуры (барокко, классицизм, рококо и т. п.). Вклад в развитие русскойкультуры ученых, художников, мастеров, прибывших из-за рубежа. Усиление внимания к жизни икультуре русского народа и историческому прошлому России к концу столетия.Культура и быт российских сословий. Дворянство: жизнь и быт дворянской усадьбы.Духовенство. Купечество. Крестьянство.

Российская наука в XVIII веке. Академия наук в Петербурге. Изучение страны – главная задачароссийской науки. Географические экспедиции. Вторая Камчатская экспедиция. Освоение Аляскии Западного побережья Северной Америки. Российско-американская компания. Исследования вобласти отечественной истории. Изучение российской словесности и развитие литературногоязыка. Российская академия. Е.Р. Дашкова.М.В. Ломоносов и его выдающаяся роль в становлениироссийской науки и образования.

Образование в России в XVIII в. Основные педагогические идеи. Воспитание «новой породы»людей. Основание воспитательных домов в Санкт-Петербурге и Москве, Института «благородныхдевиц» в Смольном монастыре. Сословные учебные заведения для юношества из дворянства.

Московский университет – первый российский университет.Русская архитектура XVIII в. Строительство Петербурга, формирование его городского плана.Регулярный характер застройки Петербурга и других городов. Барокко в архитектуре Москвы иПетербурга. Переход к классицизму, создание архитектурных ассамблей в стиле классицизма вобеих столицах. В.И. Баженов, М.Ф. Казаков.

Изобразительное искусство в России, его выдающиеся мастера и произведения. Академияхудожеств в Петербурге. Расцвет жанра парадного портрета в середине XVIII в. Новые веяния визобразительном искусстве в конце столетия.Народы России в XVIII в. Управление окраинами империи. Башкирские восстания. Политикапо отношению к исламу. Освоение Новороссии, Поволжья и Южного Урала. Немецкиепереселенцы. Формирование черты оседлости.

Россия при Павле I. Основные принципы внутренней политики Павла I. Укреплениеабсолютизма через отказ от принципов «просвещенного абсолютизма» и усилениебюрократического и полицейского характера государства и личной власти императора. ЛичностьПавла I и ее влияние на политику страны. Указы о престолонаследии, и о «трехдневной барщине».Политика Павла I по отношению к дворянству, взаимоотношение со столичной знатью, меры вобласти внешней политики и причины дворцового переворота 11 марта.

Основное содержание курса «Новая история XIXв». (28 ч)

ГлаваI. Становление индустриального общества.

Введение. Индустриальная революция: достижения и проблемы.

Основные черты индустриального общества (классического капитализма): свобода, господство товарного производства и рыночных отношений, конкуренция, быстрая техническая модернизация. Завершение промышленного переворота.Успехи машиностроения. Переворот в средствах транспорта. Дорожное строительство. Военная техника. Новые источники энергии.

Капитализм свободной конкуренции. Экономические кризисы перепроизводства. Неравномерность развития капитализма. Усиление процесса концентрации производства и капиталов. Возрастание роли банков. Формы слияния предприятий. Корпорации и монополии. Монополистический капитализм, или империализм, его черты. Индустриальное общество: новые проблемы и новые ценности. Миграция и эмиграция населения. Аристократия старая и новая. Новая буржуазия. Средний класс. Рабочий  класс. Женский и детский труд. Женское движение за уравнение в правах. Человек в изменившемся мире: материальная культура и повседневность.Новые условия быта. Изменения моды. Новые развлечения.

Развитие науки в XIX в Открытия в области математики, физики, химии, биологии, медицины. Наука на службе у человека.Художественная культура XIX столетия.Основные художественные течения. Романтизм и критический реализм в литературе (Джордж Байрон, Виктор Гюго, Генрих Гейне, Чарлз Диккенс, Оноре де Бальзак). Натурализм. Эмиль Золя. Джозеф Редьярд Киплинг. Воплощение эпохи в литературе.

Изобразительное искусство. «Огненные кисти романтиков»: Эжен Делакруа. Реализм в живописи: Оноре Домье. Импрессионизм: Клод Моне, Камиль Писсарро, Огюст Ренуар. Скульптура: Огюст Роден. Постимпрессионизм: Поль Сезанн, Поль Гоген. Музыка: Фридерик Шопен, Джузеппе Верди, Жорж Бизе, Клод Дебюсси. Архитектура. Рождение кино.

Либералы, консерваторы и социалисты: каким должно быть общество и государство.Либерализм и консерватизм. Социалистические учения первой половины XIX в. Утопический социализм о путях переустройства общества. Революционный социализм — марксизм. Карл Маркс и Фридрих Энгельс об устройстве и развитии общества. Рождение ревизионизма. Эдуард Бернштейн. Первый интернационал.

Глава II. Строительство новой Европы.

Франция в период консульства и империи.Режим личной власти Наполеона Бонапарта. Наполеоновская империя. Внутренняя политика консульства и империи. Французский гражданский кодекс. Завоевательные войны консульства и империи. Жизнь французского общества в период империи. Причины ослабления империи Наполеона Бонапарта. Поход в Россию. Крушение наполеоновской империи. Венский конгресс. Священный союз и европейский порядок. Решение Венского конгресса как основа новой системы международных отношений.

Англия сложный путь к величию и процветанию. Политическая борьба. Парламентская реформа 1832 г. Установление законченного парламентского режима. Чартистское движение. Англия — «мастерская мира». От чартизма к «почтительности». Внешняя политика Англии.

Франция: экономическая жизнь и политическое устройство после реставрации Бурбонов. Революция 1848 г. Вторая империя.Революции 1830 г. Кризис Июльской монархии. Выступления лионских ткачей. Революция 1848 г.

Германия: на пути к единствуВильгельм I и Отто фон Бисмарк. Соперничество Пруссии с Австрией за лидерство среди немецких государств. Война с Австрией и победа при Садове. Образование Северогерманского союза.Борьба за независимость и национальное объединение Италии.Камилло Кавур. Революционная деятельность Джузеппе Гарибальди. Джузеппе Мадзини*. Национальное объединение Италии.Война, изменившая карту Европы. Парижская коммуна.Третья республика во Франции. Завершение объединения Германии и провозглашение Германской империи.Парижская коммуна. Попытка реформ. Поражение коммуны.
 Глава IIIСтраны Западной Европы на рубежеXIXXX вв.

Германская империя в конце 19-начале 20 в. Борьба за место под солнцем. Политическое устройство. Причины гегемонии Пруссии в составе империи. Быстрое экономическое развитие. Юнкерство и крестьянство. Борьба Бисмарка с внутренней оппозицией. «Исключительный закон против социалистов». Политика «нового курса» — социальные реформы. Вильгельм II — «человек больших неожиданностей». От «нового курса» к «мировой политике». Борьба за «место под солнцем». Подготовка к войне.

Великобритания конец Викторианской эпохи. Английский парламент. Черты гражданского общества. Бенджамин Дизраэли и вторая избирательная реформа 1867 г. Пора реформ. Особенности экономического развития Великобритании. Ирландский вопрос. Рождение лейбористской партии. Джеймс Рамсей Макдональд. Реформы во имя  классового мира. Дэвид Ллойд Джордж. Внешняя политика. Колониальные захваты.

Третья республика во Франции.Особенности экономического развития. От свободной конкуренции к монополистическому капитализму. Усиленный вывоз капитала. Особенности политического развития. Демократические реформы. Франция — первое светское государство среди европейских государств.  Коррупция государственного аппарата. «Дело Дрейфуса». Движения протеста. Создание колониальной империи. Реваншизм и подготовка к войне.

Италия: время реформ и колониальных захватов.Конституционная монархия. Причины медленного развития капитализма. Эмиграция — плата за отсталость страны. Движения протеста. Эра либерализма. Переход к реформам. Джованни Джолитти. Внешняя политика. Колониальные войны.

Австро-Венгрия.«Лоскутная империя». Развитие национальных культур и самосознания народа. «Национальное возрождение» славянских народов Австрийской империи. «Весна народов» в империи Габсбургов. Политическое устройство Австро-Венгрии. Национальный вопрос. Начало промышленной революции. Внешняя политика.

Глава IVДве Америки.

США в XIX в. Увеличение территории США. «Земельная лихорадка». Особенности промышленного переворота и экономическое развитие в первой половине XIX в. Сайрус Маккормик. Идеал американского общества — фермер, «человек, у которого нет хозяина». Плантационное хозяйство на Юге. Положение негров-рабов. Движения протеста. Аболиционизм. Восстание Джона Брауна.

Нарастание конфликта между Севером и Югом. Авраам Линкольн — президент, сохранивший целостность государства. Мятеж Юга. Гражданская война. Отмена рабства. Закон о гомстедах. Победа северян.

США в период монополистического капитализма.Экономическое развитие после гражданской войны. «Фермер чувствует себя покинутым». Господство трестов. Президентская республика. Структура американского общества. Нерешенные социальные проблемы. Американская федерация труда. «Прогрессивная эра». Теодор Рузвельт и политика реформ. «Доктрина Монро». Агрессивная внешняя политика США.Латинская Америка.Основные колониальные владения. Национально-освободительная борьба народов Латинской Америки. Симон Боливар. Образование и развитие независимых государств. «Век каудильо». Экономическое развитие. «Латиноамериканский плавильный котел».

Глава V. Традиционные общества вXIX в.: новый этап колониализма.

Япония. Кризис традиционализма. Насильственное «открытие» Японии европейскими державами. Революция Мэйдзи. Эпоха модернизации. Первые реформы. Новые черты экономического развития. Политическое устройство. Изменения в образе жизни общества. Поворот к национализму. Колониальная политика.

Китай. Насильственное «открытие» Китая. Движение тайпинов — попытка воплотить утопию в жизнь. Раздел Китая на сферы влияния. Курс на модернизацию страны не состоялся. Восстание 1899—1900 гг. Превращение Китая в полуколонию индустриальных держав.

Индия.Особенности колониального режима в Индии. Насильственное разрушение традиционного общества. Восстание 1857—1859 гг. Аграрное перенаселение страны, голод и эпидемии. Индийский национальный конгресс: «умеренные» и «крайние». Балгангадхар Тилак.

Африка.Традиционное общество на Африканском континенте. Занятия населения. Культы и религии. Раздел Африки европейскими державами. Независимые государства Либерия и Эфиопия. Борьба Эфиопии за независимость. Особенность колонизации Южной Африки. Создание ЮАС. Европейская колонизация Африки. Восстания гереро и готтентотов.
 (Работа в проблемных группах, связанных с особенностями развития отдельных стран Азии и Африки в XIX веке.

Глава VI. Международные отношения в концеXIX — началеXX в. 

Отсутствие системы европейского равновесия в XIX в. Начало распада Османской империи. Политическая карта мира к началу XX в. Нарастание противоречий между великими державами и основные узлы противоречий. Тройственный союз. Франко-русский союз. Англо-германское соперничество. Антанта. Первые империалистические войны. Балканские войны. Образование Болгарского государства. Независимость Сербии, Черногории и Румынии. Балканские войны — пролог Первой мировой войны. Пацифистское движение. Второй интернационал против войн и политики гонки вооружений.

Основные события и даты8 класс.

1682—1725 гг. — царствование Петра I (до 1689 г. при регентстве царевны Софьи; до 1696 г. совместно с Иваном V)

1682—1689 гг. — правление царевны Софьи

1682, 1689, 1698 гг. — восстания стрельцов в Москве

1686 г. — заключение «вечного мира» с Речью Посполитой

1686—1700 гг. — война с Османской империей

1687 г. — основание Славяно-греко-латинского училища (позднее — академия) в Москве

1687, 1689 гг. — Крымские походы В. В. Голицына

1689 г. — Нерчинский договор между Россией и Китаем

1695, 1696 гг. — Азовские походы

1697—1698 гг. — Великое посольство в Европу

1700—1721 гг. — Северная война

1700 г. — поражение под Нарвой

16 мая 1703 г. — основание Санкт-Петербурга

1705—1706 гг. — восстание в Астрахани

1707—1708 гг. — восстание под предводительством Кондратия Булавина

1708—1710 гг. — учреждение губерний

1708 г. — битва при деревне Лесной

27 июня 1709 г. — Полтавская битва

1711 г. — учреждение Сената; Прутский поход

1714 г. — указ о единонаследии

27 июля 1714 г. — Гангутское сражение

1718—1720 гг. — учреждение коллегий

1718—1724 гг. — проведение подушной переписи и первой ревизии

1720 г. — сражение у острова Гренгам

1721 г. — Ништадтский мир со Швецией

1721 г. — провозглашение России империей

1722 г. — введение Табели о рангах

1722—1723 гг. — Каспийский (Персидский) поход

1725 г. — учреждение Академии наук в Петербурге

1725—1727 гг. — правление Екатерины I

1727—1730 гг. — правление Петра II

1730—1740 гг. — правление Анны Иоанновны

1733—1735 гг. — война за польское наследство

1736—1739 гг. — русско-турецкая война

1741—1743 гг. — русско-шведская война

1740—1741 гг. — правление Иоанна Антоновича

1741—1761 гг. — правление Елизаветы Петровны

1755 г. — основание Московского университета

1756—1763 гг. — Семилетняя война

1761—1762 гг. — правление Петра III

1762 г. — Манифест о вольности дворянской

1762—1796 гг. — правление Екатерины II

1768—1774 гг. — русско-турецкая война

26 июня 1770 г. — Чесменское сражение

21 июля 1770 г. — сражение при Кагуле

1772, 1793, 1795 гг. — разделы Речи Посполитой

1773—1775 гг. — восстание под предводительством Емельяна Пугачёва

1774 г. — Кючук-Кайнарджийский мир с Османской империей

1775 г. — начало губернской реформы

1783 г. — присоединение Крыма к России

1785 г. — жалованные грамоты дворянству и городам

1787—1791 гг. — русско-турецкая война

1788 г. — указ об учреждении «Духовного собрания магометанского закона»

1788—1790 гг. — русско-шведская война

11 декабря 1790 г. — взятие Измаила

1791 г. — Ясский мир с Османской империей

1796—1801 гг. — правление Павла I

1799 г. — Итальянский и Швейцарский походы русской армии

11 марта 1801 г. — убийство Павла I

Основные понятия и термины.

Модернизация. Реформы. Меркантилизм. Гвардия. Империя. Сенат. Коллегии. Синод. Губерния. Крепостная мануфактура. Рекрутские наборы. Ревизия. Прокурор. Фискал. Прибыльщик. Ассамблея. Табель о рангах. Ратуша. Дворцовый переворот. Верховный тайный совет. Кондиции. «Бироновщина». Просвещённый абсолютизм. Секуляризация. Уложенная комиссия. Гильдия. Магистрат. Духовные управления (мусульманские).

Барокко. Рококо. Классицизм. Сентиментализм.

Основные источники.

Генеральный регламент. Воинский устав. Морской устав. Духовный регламент. Табель о рангах. Указ о единонаследии 1714 г. Ништадтский мир. «Акт поднесения государю царю Петру I титула Императора Всероссийского и наименования Великого и Отца Отечества». Указы Петра I. Походные журналы Петра Великого. «Ревизские сказки». Реляции и мемории. «Юности честное зерцало». «Слово на погребение Петра Великого» Феофана Прокоповича. Газета «Ведомости». Переписка Петра I. «Гистория свейской войны». Записки и воспоминания иностранцев о России. Кондиции Анны Иоанновны. «Наказ» Екатерины II Уложенной комиссии. Учреждение о губерниях. Жалованные грамоты дворянству и городам. Городовое положение. Манифест о вольности дворянства. Воспоминания Екатерины II. Переписка Екатерины II с Вольтером. Указы Емельяна Пугачёва. Кючук-Кайнарджийский мирный договор. Георгиевский трактат с Восточной Грузией. Ясский мирный договор. Оды М. В. Ломоносова. Журналы «Живописец» и «Всякая всячина». «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н.Радищева.

Основные исторические персоналии.

Государственные и военные деятели: Анна Иоанновна, Анна Леопольдовна, Ф. М. Апраксин, А. П. Бестужев-Рюмин, Э. И. Бирон, Я. В. Брюс, А. П. Волынский, В. В. Голицын, Ф. А. Головин, П. Гордон, Екатерина I, Екатерина II, Елизавета Петровна, Иван V, Иоанн VI Антонович, М. И. Кутузов, Ф. Я. Лефорт, И. Мазепа, А. Д. Меншиков, Б. К. Миних, А. Г. Орлов, А. И. Остерман, Павел I, Пётр I, Пётр II, Пётр III, Г. А. Потёмкин, П. А. Румянцев,царевна Софья, А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков, П. П. Шафиров, Б. П. Шереметев.

Общественные и религиозные деятели, деятели культуры, науки и образования.

 Батырша, Г. Байер, В. И. Баженов, В. Беринг, В. Л. Боровиковский, Д. С. Бортнянский, Ф. Г. Волков, Е. Р. Дашкова, Н. Д. Демидов, Г. Р. Державин, М. Ф. Казаков, А. Д. Кантемир, Дж. Кваренги, И. П. Кулибин, Д. Г. Левицкий, М. В. Ломоносов, А. К. Нартов, И. Н. Никитин, Н. И. Новиков, И. И. Ползунов, Ф. Прокопович, Е. И. Пугачёв, А. Н. Радищев,В. В. Растрелли, Ф. С. Рокотов, Н. П. Румянцев, А. П. Сумароков, В. Н. Татищев, В. К. Тредиаковский, Д. Трезини, Д. И. Фонвизин, С. И. Челюскин, Ф. И. Шубин, И. И. Шувалов, П. И. Шувалов, М. М. Щербатов, С. Юлаев, С. Яворский.















Учебно-методический комплект.

Литература:

Программно-нормативное обеспечение:

  1. ФГОС: основное общее образование // ФГОС. М.: Просвещение, 2009.

  2. Примерные программы по учебным предметам. История. 5-9 классы: проект. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2016.

  3. Концепция единого учебно-методического комплекса по отечественной истории (http://минобрнауки.рф/документы/3483).

  4. Историко-культурный стандарт (http://минобрнауки.рф/документы/3483).

  5. Данилов А.А. Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России». 6-9 кл. (основная школа) / А. А. Данилов, О. Н. Журавлева, И. Е. Барыкина. - М.: Просвещение, 2016.

  6. Рабочие программы по всеобщей истории к предметной линии учебников А.А.Вигасина – О.С.Сороко-Цюпы 5-9 классы изд-ва «Просвещение», Москва 2014 год

  • Учебник. История России. 8 класс. Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов, И.В.Курукин, А.Я.Токарева под редакцией А. В. Торкунова; М. «Просвещение», 2016 год;

  • Учебник «Всеобщая история. Новая история. 1800-1900 гг.. 8 класс», авторы: А.Я.Юдовская, П.А.Баранов, Л.М.Ванюшкина; под ред. А.А.Искендерова ; М. «Просвещение», 2014 год.

  • Поурочные рекомендации. История России. 8 класс. Журавлева О.Н.

  • Поурочные разработки. Всеобщая история. Новая история.1800-1913 гг. авторы: А.Я.Юдовская, Л.М.Ванюшкина; М.»Просвещение», 2002 г.

  • Книга для чтения. История России. 6-9 классы. Данилов А.А.

  • Атлас по истории России. Конец XVII-XVIII вв. М. «Дрофа», 2015 г.

  • Контурные карты по истории России. Конец XVII-XVIII вв. М. «Дрофа», 2015 г.

  • Хрестоматия. История России. 6–10 классы (в 2-х частях). Сост. Данилов А.А. 

  • Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России». 6–9 классы. Данилов А.А., Журавлева О.Н., Барыкина И.Е.

  • Комплект методических материалов в помощь учителю истории. Сост. Данилов А.А.

Технические средства:

1.Проектор

2.Компьютер

3.Экран.

Ресурсы Интернет

  1. http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.

  2. http://school-collection.edu.ru/  Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

  3. http://www.ug.ru/ - Официальный сайт "Учительской газеты". На сайте представлены новости образования, рассматриваются вопросы воспитания, социальной защиты, методики обучения

  4. http://pedsovet.org/ - Всероссийский интернет-педсовет

  5. http://www.1september.ru/ru/ - Газета "Первое Сентября" и ее приложения. Информация для педагогов

  6. http://www.it-n.ru/ - Сеть творческих учителей

  7. http://www.pish.ru/сайт журнала «Преподавание истории в школе» с архивом

  8. http://his.1september.ru Газета "История" и сайт для учителя "Я иду на урок истории"

  9. http://www.fipi.ru - ФИПИ

  10. http://www.uchportal.ru/ - учительский портал – по предметам – уроки, презентации, внеклассная работа, тесты, планирования, компьютерные программ

  11. http://rosolymp.ru/ - Всероссийская Олимпиада школьников

  12. http://www.zavuch.info/ - Завуч-инфо (методическая библиотека, педагогическая ярмарка, сообщество педагогов, новости…)

  13. http://www.km-school.ru/r1/media/a1.asp - Энциклопедия Кирилла и Мефодия

  14. http://www.hrono.info/biograf/index.php  - Хронос. Коллекция ресурсов по истории. Подробные биографии, документы, статьи, карты

  15. http://www.russianculture.ru/ - портал «Культура России»;

  16. http://www.historia.ru/ - «Мир истории». Электронный журнал.


Тематический план. История 8класс. 68ч.

Глава

Кол-во часов


История России. 40 часов.



1

«Россия в эпоху преобразований Петра I»


18

2

«Россия при наследниках Петра: эпоха дворцовых переворотов».

6

3

«Российская империя при Екатерине II».

11


4

«Российская империя при Павле».


5


Тематический план. Всеобщая история. 8 класс 28 часов.

5.

Становление индустриального общества. Человек в индустриальную эпоху.

8

6.

Строительство новой Европы.


8

7.

Страны Западной Европы на рубеже XIX-XX вв. Путем модернизации и социальных реформ.

5

8.

Две Америки.


3

9.

Традиционные общества в XIX в.: Новый этап колониализма.

2


10.


Международные отношения в конце XIX-XX вв.

2

Календарно-тематический план 68 часов.








8кл «А»


8кл «А»


8 кл «Б»


8 кл «Б»

Наименование разделов и тем.

Даты по плану

Даты по факту

Даты по плану

Даты по факту

1

Введение. У истоков Российскои модернизации. Т.Б на уроках истории.

1 неделя




2

Россия и Европа в конце 17 века.

1 неделя




3

Предпосылки Петровских реформ.

2 неделя




4

Начало правления Петра.

2 неделя




5

Великая Северная война (1700 – 1721 гг)

3 неделя




6

Реформы управления Петра 1

3 неделя




7

Экономическая политика Петра 1

4 неделя




8

Российское общество в Петровскую эпоху

4 неделя




9

Церковная реформа. Положение традиционных конфессий.

5 неделя




10

Социальные и национальные движения. Оппозиция реформ.

5 неделя




11

Перемены в культуре России в годы Петровских реформ.

6 неделя




12

Повседневная жизнь и быт при Петре 1

6 неделя




13

Значение Петровских преобразований в истории страны.

7 неделя




14

Повторение по теме : «Россия в эпоху преобразований Петра 1»

7 неделя




15

Эпоха дворцовых переворотов.

8 неделя




16

Эпоха дворцовых переворотов.

8 неделя




17

Внутренняя политика и экономика России в 1725 – 1762 гг.

8 неделя




18

Внешняя политика России в 1725 – 1762 гг.

9 неделя




19

Национальная и религиозная политика в 1725 – 1762 гг.

9 неделя




20

Повторение по теме:» Россия при наследниках Петра 1: «Эпоха дворцовых переворотов».

10 неделя




21

Россия в системе международных отношений.

10 неделя




22

Внутренняя политика Екатерины 11

11 неделя




23

Экономическое развитие России при Екатерине11

11 неделя




24

Социальная структура российского общества второй половины 18 века.

12 неделя




25

Восстание под предводительством Емельяна Пугачева.

12 неделя




26

Народы России. Религиозная и национальная политика Екатерины11.

13 неделя




27

Внешняя политика Екатерины 11.

13 неделя




28

Начало освоения Новороссии и Крыма.

14 неделя




29

Повторение по теме: «Российская империя при Екатерине 11».

14 неделя




30

Внутренняя политика Павла 1.

15 неделя




31

Внешняя политика Павла 1.

15 неделя




32

Общественная мысль, публицистика, литература.

16 неделя




33

Образование в России в 18 веке.

16 неделя




34

Российская наука и техника в 18 веке.

17 неделя




35

Русская архитектура в 18 веке.

17 неделя




36

Живопись и скульптура.

18 неделя




37

Музыкальное и театральное искусство.

18 неделя




38

Народы России в 18 веке.

19 неделя




39

Перемены в повседневной жизни.

19 неделя




40

Итоговое повторение за курс 8 класса.

20 неделя





История Нового времени . 28 часов.





41

От традиционного общества к обществу индустриальному.

20 неделя





Глава 2. Становление индустриального общества. 7 часов.





42

Индустриальные революции: достижения и проблемы.

21неделя




43

Индустриальное общество: новые проблемы и противоречия.

21 неделя




44

Человек в изменившемся мире: материальная культура и повседневность.

22 неделя




45

Наука: создание научной картины мира.

22 неделя




46

Литература. 19 век. в зеркале художественных исканий.

23 неделя




47

Искусство в поисках новой картины мира.

23 неделя




48

Либералы, консерваторы, социалисты: каким должно быть общество и государство.

24 неделя




49

Консульство и образование наполеоновской империи.

24 неделя




50

Разгром империи Наполеона. Венский конгресс.

25 неделя




51

Великобритания: сложный путь к величию и процветанию.

25 неделя




52

Франция Бурбонов и Орлеанов: от революции 1830г. К политическому кризису.

26 неделя




53

Франция: революция 1848г. Вторая империя.

26 неделя




54

Германия: на пути к единству.

27 неделя




55

Нужна ли нам единая и неделимая Италия.

27 неделя




56

Война, изменившая карту Европы.Парижская коммуна.

28 неделя




57

Германская империя: борьба за « место под солнцем».

28 неделя




58

Великобритания: конец Викторианской эпохи.

29 неделя




59

Франция: Третья республика.

29 неделя




60

Италия: время реформ и колониальных захватов.

30 неделя




61

От Австрийской империи к Австро – Венгрии.

30 неделя




62

США в 19 веке: отмена рабства и сохранение республики.

31 неделя




63

США: империализм и вступление в мировую политику.

31 неделя




64

Латинская Америка в 19 веке.; время перемен.

32 неделя




65

Япония. Китай.

32 неделя




66

Индия. Африка.

33 неделя





Глава 6. Международные отношения: обострение противоречий.2 часа.





67

Международные отношения: дипломатия или война. Резерв.

33 неделя




68

Итоговое повторение. Резерв.

34 неделя






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!