СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по истории России, 8 класс

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по истории России, 8 класс»

Результаты освоения предмета.

К личностным результатам изучения истории в основной школе относятся следующие убеждения и качества:

  • осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

  • освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

  • осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

  • понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

  • воспитание личной гражданской идентичности, патриотизма, уважения к Отечеству как к многонациональному и мультикультурному образованию;

  • развитие личностных и духовных качеств, позволяющих уважительно и доброжелательно относится к другим людям, их мнению, мировоззрению, культуре, языку, гражданской позиции, истории, культуре;

  • формирование толерантного отношения к религии, традициям, языку и ценностям народов России.

Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующих качествах:

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;

  • владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

  • способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

  • готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

  • освоение обучающимися способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальной жизни;

  • развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего;

  • умение формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, использовать информационно-коммуникационные технологии;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве в процессе образовательной, творческой и других видов деятельности

  • умение формировать и осваивать универсальные учебные действия, ставить для себя новые задачи в познавательной деятельности;

Предметные результаты изучения истории учащимися 8 классов включают:

  • овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;

  • способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;

  • умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;

  • расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;

  • готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

  • усвоение системы исторических знаний, гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания;

  • расширение элементов социального опыта, опыта творческой деятельности;

  • приобретение опыта историко-культурного и цивилизационного подхода к оценке различных явлений;

  • освоение приемов установления причинно-следственных связей.

Выпускник научится:

  • локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события Нового времени как исторической эпохи, основные этапы отечественной и всеобщей истории Нового времени; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новое время;

  • использовать историческую карту как источник информации о границах России и других государств в Новое время, об основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений – походов, завоеваний, колонизации и др.;

  • анализировать информацию различных источников по отечественной и всеобщей истории Нового времени;

  • составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России и других странах в Новое время, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной и всеобщей истории Нового времени;

  • систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по отечественной и всеобщей истории Нового времени;

  • раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития России и других стран в Новое время; б) эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.); в) развития общественного движения («консерватизм», «либерализм», «социализм»); г) представлений о мире и общественных ценностях; д) художественной культуры Нового времени;

  • объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной и всеобщей истории Нового времени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействий между народами и др.);

  • сопоставлять развитие России и других стран в Новое время, сравнивать исторические ситуации и события;

  • давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Нового времени.

Выпускник получит возможность научиться:

  • используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие России, других государств в Новое время;

  • использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.);

  • сравнивать развитие России и других стран в Новое время, объяснять, в чем заключались общие черты и особенности;

применять знания по истории России и своего края в Новое время при составлении описаний исторических и культурных памятников своего города, края и т. д.

История Нового времени. Россия в XVI – ХIХ веках (79 класс)

Выпускник научится:

• локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события Нового времени как исторической эпохи, основные этапы отечественной и всеобщей истории Нового времени; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новое время;

• использовать историческую карту как источник информации о границах России и других государств в Новое время, об основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений – походов, завоеваний, колонизации и др.;

• анализировать информацию различных источников по отечественной и всеобщей истории Нового времени;

• составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России и других странах в Новое время, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной и всеобщей истории Нового времени;

• систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по отечественной и всеобщей истории Нового времени;

• раскрывать характерные, существенные черты:

а) экономического и социального развития России и других стран в Новоевремя;

б) эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.);

в) развития общественного движения («консерватизм», «либерализм», «социализм»);

г) представлений о мире и общественных ценностях;

д) художественной культуры Нового времени;

• объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной и всеобщей истории Нового времени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействий между народами и др.);

• сопоставлять развитие России и других стран в Новое время, сравнивать исторические ситуации и события;

• давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Нового времени.

Выпускник получит возможность научиться:

• используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие России, других государств в Новое время;

• использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.);

• сравнивать развитие России и других стран в Новое время, объяснять, в чем заключались общие черты и особенности;

• применять знания по истории России и своего края в Новое время при составлении описаний исторических и культурных памятников своего города, края и т. д.

Воспитательный компонент: на всех видах, типах уроках присутствует воспитательный компонент (в первую очередь с обучающимися спецконтенгента нашей школы, находящейся на территории ИК №6), включающий экологическое, патриотическое, валеологическое, профориентационное направления учебно-воспитательной деятельности учителя. В преподавании разных дисциплин на первое место может выдвигаться какое-то одно направления, а все остальные – сопутствующие, что делает образовательный процесс гармоничным и целостным.


Содержание предмета.

Введение (1 ч.).

Введение.

Тема 1. Рождение Российской империи (9 ч.).

Воцарение Петра I. Нарышкины и Милославские. Стрелец­кий бунт 1682 г. Провозглашение царями Ивана и Петра. Ца­ревна Софья Алексеевна. Хованщина. Регентство Софьи.

В. В. Голицын. Внешняя политика. «Вечный мир» с Речью По- сполитой. Присоединение России к антиосманской коалиции. Крымские походы. Отстранение царевны Софьи от власти. На­чало самостоятельного правления Петра I.

Начало преобразований

Обучение и воспитание Петра. Немецкая слобода. Потешное войско. Появление трехцветного флага. Начало самостоятель­ного правления. Сподвижники Петра I. Первые шаги на пути преобразований. Азовские походы. Строительство кораблей. Великое посольство и его значение. Новое летосчисление. Вве­дение европейских традиций в быту.

Северная война: от Нарвы до Полтавы

Создание Северного союза. Неудачи в начале войны и их пре­одоление. Преобразования в армии. Мобилизация экономики для ведения войны. Первые успехи русских войск. Основание Петербурга. Измена И. С. Мазепы. Битва при деревне Лесной. Б. П. Шереметев, А. Д. Меншиков.

Северная война: от Полтавы до Ништадтского мира Победа русской армии в генеральном сражении под Полта­вой. Прутский поход. Потеря Азова. Борьба за гегемонию на Балтике. Победы русского флота у мыса Гангут и острова Гренгам. Ништадтский мир и его последствия. Провозглашение России империей. Каспийский поход.

Реформы в области государственного управления Цели и характер Петровских реформ. Государственно-адми­нистративные преобразования. Сенат, коллегии, органы надзо­ра и суда. Усиление централизации и бюрократизации управле­ния. Генеральный регламент. Санкт-Петербург — новая столи­ца. Реформы местного управления (бурмистры и Ратуша), городская и губернская (областная) реформы.

Церковная и военная реформы. Социально-экономические преобразования

Церковная реформа. Упразднение патриаршества, учрежде­ние Синода. Феофан Прокопович. Военная реформа. Создание регулярной армии, военного флота. Рекрутские наборы. Введе­ние подушной подати. Перепись податного населения. Консоли­дация дворянского сословия, повышение его роли в управлении страной. Табель о рангах. Указ о единонаследии. Экономиче­ская политика. Строительство заводов и мануфактур, верфей. Создание базы металлургической индустрии на Урале. Принци­пы меркантилизма и протекционизма. Таможенный тариф 1724 г.

Общество и государство. Тяготы реформ

Цена реформ. Положение народных масс. Рост налогового гнета и других повинностей. Народные выступления. Восстание в Астрахани. Выступление под предводительством К. Булави­на. Башкирское восстание. Оппозиция реформам Петра I. Дело царевича Алексея. Семья Петра I. Указ о престолонаследии 1722 г.

Преображенная Россия

Личность царя-реформатора. Преобразования в области куль­туры. Доминирование светского начала в культурной полити­ке. Влияние культуры стран Европы. Введение гражданского шрифта. Первая газета «Ведомости». Создание школ и специ­альных учебных заведений. Развитие науки. Открытие Акаде­мии наук в Санкт-Петербурге. Кунсткамера. Светская живо­пись. Скульптура и архитектура. Строительство Петербурга. Повседневная жизнь и быт правящей элиты и основной массы населения. Перемены в образе жизни дворянства. Ассамблеи, балы, фейерверки, светские государственные праздники. Евро­пейский стиль в одежде, развлечениях, питании. Изменения в положении женщин. Итоги, последствия и значение петровских преобразований.

Повторительно-обобщающий урок

Тема 2. Россия в 1725—1762 гг. (6 ч.).

Россия после Петра I

Страна в эпоху дворцовых переворотов. Причины нестабиль­ности политического строя. Борьба за власть. Роль гвардии и дворянства в государственной жизни. Фаворитизм. Возведение на престол Екатерины I. Создание Верховного тайного совета. Император Петр II. Борьба царедворцев за влияние на импера­тора. Крушение политической карьеры А. Д. Меншикова.

Царствование Анны Иоанновны

Кондиции «верховников» и приход к власти Анны Иоаннов­ны. Отказ от Кондиций. Упразднение Верховного тайного сове­та. Внутренняя политика. Кабинет министров. «Бироновщи­на». Роль Э. Бирона, А. И. Остермана, А. П. Волынского, Б. Х. Миниха в политической жизни страны. Шляхетский кор­пус. Ограничение дворянской службы 25 годами. Внешняя по­литика. Война за польское наследство. Русско-турецкая война 1735—1739 гг. Белградский мир. Переход Младшего жуза в Ка­захстане под суверенитет России.

Елизавета Петровна и ее окружение

Иван Антонович и Анна Леопольдовна. Борьба за власть по­сле кончины Анны Иоанновны. Воцарение Елизаветы Петров­ны. Личность и образ жизни новой императрицы. А. Г. Разу­мовский, И. И. Шувалов. Явление фаворитизма.

Внутренняя политика Елизаветы Петровны

Экономическая и финансовая политика. Деятельность П. И. Шувалова. Создание Дворянского и Купеческого банков. Усиление роли косвенных налогов. Ликвидация внутренних таможен. Распространение монополий в промышленности и внешней торговле. Усиление крепостнического гнета.

Внешняя политика России в 1741—1762 гг.

Европейское направление внешней политики. Война со Шве­цией 1741 —1743 гг. Заключение мира в Або. Россия в между­народных конфликтах 1740—1750-х гг. Присоединение России к франко-австрийскому союзу.

Участие в Семилетней войне. Победы русских войск под ко­мандованием С. Ф. Апраксина, П. А. Румянцева, П. С. Салты­кова. Прекращение боевых действий Петром III.

Повторительно-обобщающий урок

Тема 3. Правление Екатерины II и Павла I (16 ч.).

Начало правления Екатерины II

Личность Екатерины II. Внутриполитические мероприятия Петра III. Переворот 1762 г. Дело В. Я. Мировича. Идеи Просве­щения. «Просвещенный абсолютизм», его особенности в Рос­сии. Поездки императрицы по стране. Начало преобразований. Реформа Сената. Секуляризация церковных земель. Генераль­ное межевание. Отмена монополий, умеренность таможенной политики. Вольное экономическое общество.

Уложенная комиссия

Цели и состав комиссии. «Наказ» императрицы для депута­тов Уложенной комиссии. Деятельность комиссии. Требования депутатов от сословий. Екатерина II и проблема крепостного права. Итоги работы Уложенной комиссии.

Восстание под предводительством Е. Пугачева

Обострение социальных противоречий в стране. Личность Е. Пугачева. Формирование повстанческой армии. Начало вос­стания. Манифесты Пугачева. Его сподвижники. Антидворян­ский и антикрепостнический характер движения. Роль каза­чества, народов Урала и Поволжья в восстании. Территория, охваченная движением. Успехи войск Пугачева. Осада Орен­бурга. Поражение под Казанью. Разгром восставших. Казнь Пугачева.

Государственные реформы в 1775—1796 гг.

Губернская реформа. Система управления в губерниях. Рост городов, благоустройство губернских центров. Национальная политика. Унификация управления на окраинах империи. По­ложение еврейского населения, формирование черты оседло­сти. Жалованные грамоты дворянству и городам. Положение сословий. Дворянство — «первенствующее сословие» империи. Привлечение представителей сословий к местному управлению. Создание дворянских обществ в губерниях и уездах. Расшире­ние привилегий гильдейского купечества в налоговой сфере и городском управлении.

Внешняя политика России на южном направлении

Внешняя политика России второй половины XVIII в., ее ос­новные задачи. Борьба России за выход к Черному морю. Вой­ны с Османской империей. П. А. Румянцев, А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков, победы российских войск под их руководством. Русское военное искусство. Присоединение Крыма и Северного Причерноморья. Организация управления Новороссией. Строи­тельство новых городов и портов. Основание Севастополя, Одес­сы и других городов. Г. А. Потемкин. Создание Черноморского флота. Георгиевский трактат.

Европейское направление внешней политики России во вто­рой половине XVIII в.

Участие России в разделах Речи Посполитой. Политика Рос­сии в Польше до начала 1770-х гг.: стремление к усилению рос­сийского влияния в условиях сохранения польского государ­ства. Участие России в разделах Польши вместе с империей Габсбургов и Пруссией. Первый, второй и третий разделы.

Вхождение в состав России украинских и белорусских земель. Присоединение Литвы и Курляндии. Борьба Польши за нацио­нальную независимость. Восстание под предводительством Т. Костюшко. Русско-шведская война. Отношение России к ре­волюционной Франции. Вступление России в союз с Англией и Австрией.

Внутренняя политика Павла I

Личность Павла I и ее влияние на политику страны. Основ­ные принципы внутренней политики Павла I. Укрепление абсо­лютизма через отказ от принципов «просвещенного абсолютиз­ма» и усиление бюрократического и полицейского характера государства и личной власти императора. Указ о престолона­следии 1797 г. Политика Павла I по отношению к дворянству, взаимоотношение со столичной знатью. Ограничение дворян­ских привилегий. Указ о трехдневной барщине.

Внешняя политика России на рубеже веков

Первые внешнеполитические шаги Павла I. Участие России в антифранцузской коалиции. Итальянский и Швейцарский походы А. В. Суворова. «Наука побеждать» А. В. Суворова. Действия флота под командованием Ф. Ф. Ушакова. Резкое из­менение внешнеполитического курса: разрыв с Англией, сбли­жение с Францией. Причины заговора против Павла I. Дворцо­вый переворот 11 марта 1801 г.

Российское общество во второй половине XVIII в.

Территория Российской империи. Европейские, азиатские и североамериканские земли. Население страны: сокращение численности в начале столетия и рост во второй половине. Сословная структура общества. Окончательное складывание сословного строя. Иерархическая соподчиненность сословий по отношению друг к другу и всех в целом — к государ­ству. Привилегированные и податные сословия. Многона­циональная империя. Процессы взаимодействия народов и культур. Религиозная политика и национальные отноше­ния.

Экономическое развитие России во второй половине XVIII в.

Экономическое развитие страны. Противоречивость эко­номической системы. Модернизация на фоне сохранения крепостничества. Многоукладный характер экономики. Сель­ское хозяйство. Освоение новых территорий, внедрение но­вых культур. Промышленность. Внутренняя и внешняя тор­говля.

Образование и наука

Образование в России в XVIII в. Основные педагогические идеи. Создание системы начального, среднего и высшего обра­зования. Основание Академии художеств, Смольного институ­та благородных девиц. Сословные учебные заведения. Москов­ский университет — первый российский университет. Россий­ская наука в XVIII в. Академия наук в Санкт-Петербурге. Изучение страны — главная задача российской науки. Геогра­фические экспедиции. Освоение Аляски и Западного побере­жья Северной Америки. Российско-американская компания. Изобретатели И. И. Ползунов и И. П. Кулибин. Исследования в области отечественной истории. Е. Р. Дашкова. М. В. Ломоно­сов и его выдающаяся роль в становлении российской науки и образования.

Развитие общественной мысли и литературы

Консервативные взгляды М. М. Щербатова. Просветитель­ские идеи и деятельность Н. И. Новикова и А. Н. Радищева. Критика самодержавия. «Путешествие из Петербурга в Мо­скву». Литература: от классицизма к сентиментализму. Обще­ственные идеи в произведениях А. П. Сумарокова, Г. Р. Держа­вина, Д. И. Фонвизина.

Архитектура. Живопись и скульптура. Театр

Русская архитектура XVIII в. Регулярный характер застрой­ки Петербурга и других городов. Барокко в архитектуре Москвы и Петербурга. Шедевры Б. Растрелли. Переход к клас­сицизму, создание архитектурных ансамблей в стиле класси­цизма в обеих столицах. В. И. Баженов, М. Ф. Казаков. Изобра­зительное искусство в России, его выдающиеся мастера и про­изведения. Расцвет жанра парадного портрета в середине XVIII в. Новые веяния в изобразительном искусстве в конце столетия. Историческая живопись. Скульптурные произведе­ния. Рождение русского театра. Ф. Г. Волков. Пьесы русских драматургов.

Быт россиян в XVIII в.

Культура и быт российских сословий. Крестьянство. Тради­ционное жилище, одежда и обувь. Питание крестьянских се­мей. Новые традиции в жизни горожан. Купечество. Ремеслен­ники. Духовенство. Благоустройство городов. Дворянство, жизнь и быт дворянской усадьбы. Роскошный быт дворянской знати. Жизнь мелкопоместного дворянства.

Итоговая контрольная работа №1 по теме «Россия в конце XVII- XVIII веке»

Заключительные уроки (2 ч.).

Итоговое повторение.









8 класс. История России.

2021-2022 учебный год

УМК: «История России. Россия в конце XVII-XVIII веке», Андреев И.Л., Фёдоров И.Н., Амосова И.В., М.: Дрофа, 2017 г.

Количество аудиторных часов в неделю – 2, часов самостоятельной работы –34;

количество аудиторных часов в учебном году – 34 (в первом полугодии – 0, во втором полугодии – 34);

количество часов самостоятельной работы в учебном году – 34(в первом полугодии – 0, во втором полугодии – 34).


п/п


Темаурока

Дата

Корр.

Дата

Корр.

Кол-воауд. час.

Кол-во час. с/р

Д/З






Введение





1

1


Введение





1

1



Тема 1. Рождение Российской империи.





9

9


Борьба за власть в конце XVII в.





1

1


Предпосылки и начало преобразований





1

1


Северная война





1

1


Северная война





1

1


Реформы в области государственного управления





1

1


Церковная и военная реформы. Социально-экономические преобразования.





1

1


Общество и государство Тяготы реформ





1

1


«НоваяРоссия». Итогиреформ





1

1


Повторительно-обобщающий урок





1

1



Тема 2. Россия в 1725—1762 гг.





6

6


Россия после Петра I





1

1


Царствование Анны Иоанновны





1

1


Елизавета Петровна и ее окружение





1

1


Внутренняя политика Елизаветы Петровны





1

1


Внешняя политика России в 1741—1762 гг.





1

1


Повторительно-обобщающий урок





1

1



Тема 3. Российская империя при Екатерине II и Павле I





16

16


Восшествие на престол Екатерины II





1

1


Уложенная комиссия





1

1


Восстание под предводительством Е.Пугачева





1

1


Государственные реформы в 1775-1796 гг.





1

1


Внешняя политика России на южном направлении





1

1


Европейское направление внешней политики России





1

1


Внутренняя политика Павла I





1

1


Внешняя политика России на рубеже веков





1

1


Российское общество во второй половине XVIII в.





1

1


Экономическое развитие России во второй половине XVIII в.





1

1


Образование и наука





1

1


Развитие общественной мысли и литературы





1

1


Архитектура, живопись и скульптура. Театр.





1

1


Быт россиян в XVIII веке





1

1


Повторительно-обобщающий урок





1

1


Итоговая контрольная работа №1 по теме «Россия в конце XVII-XVIII веке»





1

1



Заключительные уроки.





2

2


Итоговое повторение.





1

1


Итоговое повторение.





1

1