Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Пригорская средняя школа Смоленского района Смоленской области
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора _________/Е.Н. Веремьева/ « » августа 2018г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ Пригорской СШ _________/В.П. Понизовцев/ Приказ от «___» ________2018г. № ___ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по истории России
6 класс
Двораковской Анны Сергеевны
РАССМОТРЕНА на заседании ШМО учителей общественно-научного цикла
Протокол № 1 «29» августа 2018г.
Руководитель ШМО _________/О.И. Трушина/
РАССМОТРЕНА на заседании методического совета
Протокол № 1 «30» августа 2018г.
Председатель МС _________/Е.Н. Веремьева/
ПРИНЯТА на заседании педагогического совета
Протокол № 1 «31» августа 2018г
с. Пригорское,
2018/2019 учебный год
Данная рабочая программа по истории России ориентирована на учащихся 6 классов общеобразовательной школы и регламентируется на основе:
- Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (с изменениями и дополнениями в приказах Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014г., 31.12.2015г.);
- приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1577»;
- приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями в приказах Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.12.2013г., 28.05.2014г., 17.07.2015г.);
- федерального перечня учебников, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
- санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в образовательном учреждении, утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (с изменениями и дополнениями);
- Устава МБОУ Пригорской СШ;
- основной образовательной программы основного общего образования МБОУ Пригорской СШ (5-9 классы);
- учебного плана МБОУ Пригорской СШ на 2018/2019 учебный год;
- календарного учебного графика МБОУ Пригорской СШ на 2018/2019 учебный год.
Рабочая программа по истории России для 6 класса ориентирована на использование УМК, в который входят:
Концепция историко-культурного стандарта;
Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России». 6-9 классы (основная школа): учеб. пособие для общеобразоват. организаций/ А.А.Данилов, О.Н.Журавлева, И.Е.Барыкина. – М. : Просвещение, 2017.
История России. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2ч. Ч. 1/ [Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, П.С. Стефанович, А.Я. Токарева] ; под ред. А.В. Торкунова. – М. : Просвещение, 2016.
История России. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2ч. Ч. 2/ [Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, П.С. Стефанович, А.Я. Токарева] ; под ред. А.В. Торкунова. – М. : Просвещение, 2016.
История России. Поурочные рекомендации. 6 класс : пособие для учителей общеобразоват. организаций / О.Н. Журавлева. – М. : Просвещение, 2015.
История России: 6 класс: контрольные измерительные материалы / Ю.А. Смирнов. – М. : Издательство «Экзамен», 2014.
История России с древнейших времён до XVI века, 6 кл. : атлас. - М. : Дрофа, 2015.
История и культура Смоленщины с древнейших времен до конца XVIII века: Учебное пособие для школ Смоленской области. – Смоленск : Комитет по образованию администрации Смоленской области, издательство Смоленского областного института усовершенствования учителей, 1997.
Учебный предмет «История России» входит в предметную область «Общественно-научных предметов».
Согласно рабочей программе по истории России предметной линии учебников А.А. Данилова, Л.Г. Косулина на изучение истории России отводится 68 часов. В рабочую программу внесены изменения, в связи с интегрированием в курс истории России изучения курса истории Смоленщины, в количестве 17 часов. История России изучается в 6 классе в количестве 40 часов. Сокращение часов происходит из-за того, что по учебному плану школы в 6 классе 34 учебные недели. В результате на изучение истории России отводится в 6 классе 57 часов (согласно календарному учебному графику МБОУ Пригорской СШ на 2018/2019 учебный год).
Срок реализации настоящей программы один год.
I. Планируемые результаты изучения учебного предмета
Изучение всеобщей истории по данной программе способствует формированию у учащихся личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Личностные результаты:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;.
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты:
1) формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта российской истории как части мировой истории, усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур;
2) овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах; приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов;
3) формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире;
4) формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества на основе изучения исторического опыта России и человечества;
5) развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать своё отношение к ней;
6) воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном Российском государстве.
Ученик научится:
применять понятийный аппарат и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений;
изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам;
давать оценку исторической личности;
применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников истории России;
Ученик получит возможность научиться:
используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие России в различные периоды;
осуществлять поиск исторической информации в учебной и дополнительной литературе, электронных материалах, систематизировать и представлять ее в виде рефератов, презентаций и др.;
проводить работу по поиску и оформлению материалов истории своей семьи, города, края.
Оценка планируемых результатов
Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знаний, учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования предполагает комплексный подход к оценке результатов образования.
Система оценки предусматривает уровневый подход к содержанию оценки и инструментарию для оценки достижения планируемых результатов, а также к представлению и интерпретации результатов измерений.
Одним из проявлений уровневого подхода является оценка индивидуальных образовательных достижений на основе «метода сложения», при котором фиксируется достижение уровня, необходимого для успешного продолжения образования и реально достигаемого большинством учащихся, и его превышение, что позволяет выстраивать индивидуальные траектории движения с учётом зоны ближайшего развития, формировать положительную учебную и социальную мотивацию.
Базовый уровень достижений — уровень, который демонстрирует освоение учебных действий с опорной системой знаний в рамках диапазона (круга) выделенных задач. Овладение базовым уровнем является достаточным для продолжения обучения на следующей ступени образования, но не по профильному направлению. Достижению базового уровня соответствует отметка «удовлетворительно» (или отметка «3», отметка «зачтено»).
Превышение базового уровня свидетельствует об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о кругозоре, широте (или избирательности) интересов. Целесообразно выделить следующие два уровня, превышающие базовый:
• высокий уровень достижения планируемых результатов, оценка «отлично» (отметка «5»);
• повышенный уровень достижения планируемых результатов, оценка «хорошо» (отметка «4»);
• пониженный уровень достижений, оценка «неудовлетворительно» (отметка «2»);
• низкий уровень достижений, оценка «плохо» (отметка «1»).
Решение о достижении или недостижении планируемых результатов или об освоении или неосвоении учебного материала принимается на основе результатов выполнения заданий базового уровня. В период введения Стандарта критерий достижения/освоения учебного материала задаётся как выполнение не менее 50% заданий базового уровня или получение 50% от максимального балла за выполнение заданий базового уровня.
Критерий оценки устного ответа:
Отметка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком: ответ самостоятельный.
Отметка «4»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
Отметка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или неполный, несвязный.
Отметка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не смог исправить при наводящих вопросах учителя.
Отметка «1»: отсутствие ответа.
Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.
Критерии выставления оценок за проверочные тесты.
1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.
Время выполнения работы: 10-15 мин.
Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.
2. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.
Время выполнения работы: 30-40 мин.
Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.
Нормы оценки знаний за выполнение теста учащихся по истории России.
% выполнения | 0-39 | 40-59 | 60-79 | 80-100 |
Отметка | «2» | «3» | «4» | «5» |
II. Содержание учебного предмета
История России 6 класс. (57 ч.)
Тематическое планирование
с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
6 класс
№ п/п | Наименование раздела | Количество часов Всего | Контрольные работы (контрольная, зачет, тест, проект, диктант, изложение, сочинение и тд.) |
1 | Введение | 1 | - |
2 | Тема 1. Народы и государства на территории нашей страны в древности | 9 | 1 |
3 | Тема 2. Русь в IX-первой половине XII в | 14 | 1 |
4 | Тема 3. Русь в середине XII-начале XIII в | 8 | - |
5 | Тема 4. Русские земли в середине XIII-XIV в. | 13 | 1 |
6 | Тема 5. Формирование единого Русского государства | 10 | - |
17 | Итоговое повторение «От Древней Руси к Российскому государству» | 2 | 1 |
ИТОГО | 57 | 4 |
Введение (1ч)
Наша Родина – Россия (1ч). Предмет отечественной истории. История России как неотъемлемая часть всемирно-исторического процесса. Источники по российской истории. Историческое пространство и символы российской истории.
Тема 1. Народы и государства на территории нашей страны в древности (9ч)
Древние люди и их стоянки на территории современной России (1ч). Появление и расселение человека на территории современной России. Древнейшие стоянки человека на территории современной России. Зарождение родового строя. Совершенствование орудий труда.
Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники (1ч). Зарождение земледелия, скотоводства и ремесла. Начало распада первобытного общества. Появление первых городов.
Образование первых государств (1ч). Греческие города-государства Северного Причерноморья. Скифское царство Упадок причерноморских царств. Великое переселение народов в судьбах народов нашей страны. Дербент. Тюркский каганат. Хазарский каганат. Великая Булгария. Жители лесной полосы Восточной Европы.
Наш край в далеком прошлом (1ч). Ледниковый период. Первобытные охотники и собиратели. Расцвет родового строя. Начало земледелия и скотоводства на Смоленщине.
Древние балты (1ч). Появление железа. Изменения в хозяйстве. Общественные отношения и верования.
Кривичи (1ч). Тушемлинская культура. Образование кривичского союза.
Гнездовское поселение (1ч). Путь «из варяг в греки». Торговые связи древнего Смоленска. Возникновение названия «Смоленск». Гнездовские курганы.
Восточные славяне и их соседи (1ч). Происхождение восточных славян. Хозяйство славян. Быт и нравы восточных славян. Духовный мир славян. Общины земледельцев.
Повторительно-обобщающий урок по теме «Народы и государства на территории нашей страны в древности». Тест (1ч)
Тема 2. Русь в IX-первой половине XII в. (14ч).
Первые известия о Руси (1ч). Происхождение народа русь. О чем говорит археология. Споры норманистов и антинорманистов.
Становление Древнерусского государства (1ч). Образование государства. Захват Киева и путь «из варяг в греки». Олег и Игорь – первые князья Древнерусского государства. Борьба с древлянами и реформы Ольги. Походы Святослава.
Первые русские князья, их политика (1ч). Олег и Игорь – первые князья Древнерусского государства. Борьба с древлянами и реформы Ольги. Походы Святослава.
Правление князя Владимира. Крещение Руси (1ч). Начало правления князя Владимира. Причины принятия христианства на Руси. Крещение Руси. Значение принятия христианства.
Русское государство при Ярославе Мудром (1ч). Борьба за власть сыновей Владимира. Внутренняя политика Ярослава Мудрого. Отношения Руси с другими государствами.
Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах (1ч). Правление Ярославичей. Княжеские усобицы. Любечский съезд князей. Киевское восстание 1113 г. Правление Владимира Мономаха в Киеве.
Общественный строй и церковная организация на Руси (1ч). Формирование древнерусской народности. Основные слои населения Древней Руси. Земельные отношения. Церковная организация. Храмы и богослужение. Монастыри. Духовные ценности. Древнерусские подвижники и святые.
Культурное пространство Европы и культура Древней Руси (1ч). Важнейшие черты культуры стран Европы в IX-XII вв. Особенности культуры Руси. Письменность и грамотность. Литература. Устное народное творчество. Зодчество и изобразительное искусство. Художественное ремесло.
Смоленская земля в IX-XI веках (1ч). Варяги. В государстве Рюрика. В подчинении Киеву. Новый Смоленск.
Смоленщина в XII веке (1ч). Смоленская земля в начале XII века. Правление Ростислава Мстиславича.
Смоленщина при сыновьях Ростислава (1ч). Княжение сыновей Ростислава Мстиславича.
Повседневная жизнь населения (1ч). Жизнь земледельцев. Жизнь горожан. Жизнь князей и бояр.
Повторительно-обобщающий урок «Место и роль Руси в Европе» (1ч). Обобщение знаний, полученных в ходе изучения темы.
Проверочная работа «Русь в IX-первой половине XII в.» (1ч). Проверка полученных знаний в ходе изучения темы.
Тема 3. Русь в середине XII-начале XIII в. (8ч)
Политическая раздробленность в Европе и на Руси (1ч). Время политической раздробленности в Европе. Формирование системы земель – самостоятельных государств на Руси. Роль церкви в условиях распада Руси. Идея единства Руси. Государственное управление в период раздробленности. Последствия раздробленности.
Владимиро-Суздальское княжество (1ч). Освоение земель северо-восточной Руси. Характер княжеской власти в северо-восточных землях. Князь Юрий Долгорукий. Андрей Боголюбский. Всеволод Большое Гнездо. Культура Владимиро-Суздальской земли.
Новгородская республика (1ч). Территория Новгородской земли. Занятия новгородцев. Основные категории населения Новгорода. Политические особенности Новгородской земли. Культура Новгородской земли.
Южные и юго-западные русские княжества (1ч). Киевское княжество. Черниговское княжество. Галицко-волынское княжество.
Княжество Смоленское в XIII веке (1ч). Города Смоленского княжества. Развитие хозяйства и торговли.
Политическая жизнь Смоленского края (1ч). Смоленщина в первой четверти XIII века. Ослабление княжества.
Культура Смоленщины. (1ч). Письменность. Зодчество. Живопись.
Повторительно-обобщающий урок «Русь в середине XII-начале XIII в.».(1ч). Повторение и обобщение знаний, полученных в ходе изучения темы.
Тема 4. Русские земли в середине XIII-XIV в. (13ч)
Монгольская империя и изменение политической картины мира (1ч). Образование державы Чингисхана. Начало завоевательных походов Чингисхана. Битва на Калке. Историческое наследие Монгольской империи.
Батыево нашествие на Русь (1ч). Вторжение в Рязанскую землю. Разгром Владимирского княжества. Поход на Новгород. Нашествие на Юго-Западную Русь и Центральную Европу.
Северо-Западная Русь между Востоком и Западом (1ч). Походы шведов. Походы крестоносцев. Князь Александр Ярославич. Невская битва. Ледовое побоище.
Золотая Орда: государственный строй, население, экономика и культура (1ч). Образование Золотой Орды. Народы Орды. Религии в Орде. Экономика Орды. Ордынское владычество на Руси. Повинности населения. Борьба русского народа против ордынского владычества. Последствия ордынского владычества.
Литовское государство и Русь (1ч). Образование нового государства в Восточной Европе. Устройство Литовско-Русского государства. Значение присоединения русских земель к Литве. Начало образования русской, белорусской и украинской народностей. Союз Литвы и Польши.
Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси (1ч). Политическое устройство Северо-Восточной Руси. Борьба за великое княжение. Правление Ивана Калиты. Москва при Иване Калите. Причины возвышения Москвы.
Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва (1ч). Москва – центр объединения северо-восточных русских земель. Поход Мамая на Русь. На поле Куликовом. Набег хана Тохтамыша. Значение Куликовской битвы.
Смоленская земля в XIV веке (1ч). Образование Великого Княжества Литовского и Русского.
Смоленское княжество между двух огней (1ч). Тяжелый период истории Смоленского княжества. Стремление Смоленского княжества установить отношения с ВКЛР.
Включение смоленской земли в состав ВКЛР (1ч). Включение в состав Великого Княжества Литовского и Русского.
Развитие культуры в Русских землях во второй половине XIII-XIV в. (1ч). Начало возрождения культуры в русских землях. Книжное дело, летописание. Устное народное творчество, литература. Зодчество. Живопись.
Повторительно-обобщающий урок «Русские земли в середине XIII-XIV в.» (1ч). Повторение и обобщение знаний, полученных в ходе изучения темы.
Проверочная работа «Русские земли в середине XIII-XIV в.» (1ч)
Тема 5. Формирование единого Русского государства (10ч)
Грюнвальдская битва (1ч). Битва народов. Конец агрессии крестоносцев на восток.
Гражданская война в ВКЛР (1ч). «На великом княжестве Русском». «Великая замятня».
Русские земли на политической карте Европы и мира в начале XVв.(1ч). Мир к началу XV в. Политическая география русских земель. Генуэзские колонии в Причерноморье. Централизация в Западной Европе и в русских землях. Упадок Византии и его последствия.
Московское княжество в первой половине XV в. (1ч). Изменения в порядке владения землей. Развитие ремесла. Развитие торговли. Василий I. Международная война второй четверти XV в.
Распад Золотой Орды и его последствия (1ч). Разгром Тимуром Золотой Орды. Образование новых государств на юго-восточных рубежах Руси. Взаимоотношения новых государств с Русью.
Московское государство и его соседи во второй половине XV в. (1ч). Присоединение Новгорода к Московскому княжеству. Ликвидация Ордынского владычества на Руси. Завершение объединения русских земель. Возвышение великокняжеской власти.
Русская православная церковь в XV-начале XVI в. (1ч). Православие в начале XV в. Флорентийская уния и Русь. Падение Византии. Независимость Русской православной церкви. Русская православная церковь в XV в.
Человек в Российском государстве второй половины XV в. (1ч). Знатные люди Российского государства. Помещики. Ограничение свободы крестьян. Городское население. Появление казачества.
Формирование культурного пространства единого Российского государства (1ч). Изменение восприятия мира. Особенности русской культуры XV- начала XVIв. Развитие общественной мысли и летописания. Литература. Зодчество. Живопись.
Повторительно-обобщающий урок «Формирование единого Русского государства» (1ч). Повторение и обобщение знаний, полученных в ходе изучения темы.
Итоговое повторение «От Древней Руси к Российскому государству» (2 ч).
Промежуточная аттестация. Тест (1ч).
Итоговый урок на тему «От Древней Руси к Российскому государству» (1ч). Подведение итогов изучения истории России c древнейших времен до конца XV в.
Календарно - тематическое планирование
по истории России в 6 классе (57ч).
Общее количество часов на предмет, курс по учебному плану 57 часов.
По 2,5 часа в неделю (совместно с курсом по всеобщей истории). Всего учебных недель 34.
Количество часов по четвертям:
I четверть ____ часов;
II четверть ____ часов;
III четверть ____ часов;
IV четверть ____ часов.
Количество контрольных работ – 4.
№п/п | Содержание учебного материала | Дата по плану | Изменения |
Введение (1ч) |
1 | Наша Родина – Россия | | |
Тема 1. Народы и государства на территории нашей страны в древности(9ч) |
2 | Древние люди и их стоянки на территории современной России | | |
3 | Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники | | |
4 | Образование первых государств | | |
5 | Наш край в далеком прошлом | | |
6 | Древние балты | | |
7 | Кривичи | | |
8 | Гнездовское поселение | | |
9 | Восточные славяне и их соседи | | |
10 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Народы и государства на территории нашей страны в древности». Тест | | |
Тема 2. Русь в IX-первой половине XII в. (14ч) |
11 | Первые известия о Руси | | |
12 | Становление Древнерусского государства | | |
13 | Первые русские князья, их политика | | |
14 | Правление князя Владимира. Крещение Руси | | |
15 | Русское государство при Ярославе Мудром | | |
16 | Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах | | |
17 | Общественный строй и церковная организация на Руси | | |
18 | Культурное пространство Европы и культура Древней Руси | | |
19 | Смоленская земля в IX-XI веках | | |
20 | Смоленщина в XII веке | | |
21 | Смоленщина при сыновьях Ростислава | | |
22 | Повседневная жизнь населения | | |
23 | Повторительно-обобщающий урок «Место и роль Руси в Европе» | | |
24 | Проверочная работа «Русь в IX-первой половине XII в.» | | |
Тема 3. Русь в середине XII-начале XIII в (8ч) |
25 | Политическая раздробленность в Европе и на Руси | | |
26 | Владимиро-Суздальское княжество | | |
27 | Новгородская республика | | |
28 | Южные и юго-западные русские княжества | | |
29 | Княжество Смоленское в XIII веке | | |
30 | Политическая жизнь Смоленского края | | |
31 | Культура Смоленщины | | |
32 | Повторительно-обобщающий урок «Русь в середине XII-начале XIII в.». | | |
Тема 4. Русские земли в середине XIII-XIV в.(13ч) |
33 | Монгольская империя и изменение политической картины мира | | |
34 | Батыево нашествие на Русь | | |
35 | Северо-Западная Русь между Востоком и Западом | | |
36 | Золотая Орда: государственный строй, население, экономика и культура | | |
37 | Литовское государство и Русь | | |
38 | Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси | | |
39 | Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва | | |
40 | Смоленская земля в XIV веке | | |
41 | Смоленское княжество между двух огней | | |
42 | Включение смоленской земли в состав ВКЛР | | |
43 | Развитие культуры в Русских землях во второй половине XIII-XIV в. | | |
44 | Повторительно-обобщающий урок «Русские земли в середине XIII-XIV в.» | | |
45 | Проверочная работа на тему «Русские земли в середине XIII-XIV в.» | | |
Тема 5. Формирование единого Русского государства (10ч) |
46 | Грюнвальдская битва | | |
47 | Гражданская война в ВКЛР | | |
48 | Русские земли на политической карте Европы и мира в начале XVв. | | |
49 | Московское княжество в первой половине XV в. | | |
50 | Распад Золотой Орды и его последствия | | |
51 | Московское государство и его соседи во второй половине XV в. | | |
52 | Русская православная церковь в XV-начале XVI в. | | |
53 | Человек в Российском государстве второй половины XV в. | | |
54 | Формирование культурного пространства единого Российского государства | | |
55 | Повторительно-обобщающий урок «Формирование единого Русского государства» | | |
Итоговое повторение «От Древней Руси к Российскому государству» (2 ч) |
56 | Промежуточная аттестация. Тест | | |
57 | Итоговый урок на тему «От Древней Руси к Российскому государству» | | |
Литература
6 класс:
Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России». 6-9 классы (основная школа): учеб. пособие для общеобразоват. организаций/ А.А.Данилов, О.Н.Журавлева, И.Е.Барыкина. – М. : Просвещение, 2017.
История России. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2ч. Ч. 1/ [Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, П.С. Стефанович, А.Я. Токарева] ; под ред. А.В. Торкунова. – М. : Просвещение, 2016.
История России. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2ч. Ч. 2/ [Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, П.С. Стефанович, А.Я. Токарева] ; под ред. А.В. Торкунова. – М. : Просвещение, 2016.
История России. Поурочные рекомендации. 6 класс : пособие для учителей общеобразоват. организаций / О.Н. Журавлева. – М. : Просвещение, 2015.
История России: 6 класс: контрольные измерительные материалы / Ю.А. Смирнов. – М. : Издательство «Экзамен», 2014.
История России с древнейших времён до XVI века, 6 кл. : атлас. - М. : Дрофа, 2015.
История и культура Смоленщины с древнейших времен до конца XVIII века: Учебное пособие для школ Смоленской области. – Смоленск : Комитет по образованию администрации Смоленской области, издательство Смоленского областного института усовершенствования учителей, 1997.
Интернет – ресурсы
Для ученика:
Историческая библиотека http://historic.ru/
Я иду на урок истории http://his.1september.ru/urok/
История России http://rhistory.ucoz.ru/
Для учителя:
Педсовет, история http://pedsovet.su/load/95
Учительский портал, история http://www.uchportal.ru/load/53
Видео-учебник по истории России http://histrf.ru/lectorium/videocoursebook