СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по истории России для 9 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по истории России для 9 класса

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по истории России для 9 класса»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Пригорская средняя школа Смоленского района Смоленской области



СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

_________/Е.Н. Веремьева/

« » августа 2018г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ Пригорской СШ

_________/В.П. Понизовцев/

Приказ от «___» ________2018г.

№ ___








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


ПО ИСТОРИИ РОССИИ


9 КЛАСС





 

Двораковской Анны Сергеевны



РАССМОТРЕНА на заседании ШМО учителей общественно-научного цикла

Протокол № _1_ «29» августа 2018г.

Руководитель ШМО _________/О.И. Трушина/


РАССМОТРЕНА на заседании методического совета

Протокол № _1_ «30» августа 2018г.

Председатель МС _________/Е.Н. Веремьева/


ПРИНЯТА на заседании педагогического совета

Протокол № _1_ «31» августа 2018г.







с. Пригорское,

2018/2019 учебный год

Данная рабочая программа по истории России ориентирована на учащихся 9 классов общеобразовательной школы и регламентируется на основе:

  • Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (с изменениями и дополнениями в приказах Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014г., 31.12.2015г.);

  • приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1577»;

  • приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями в приказах Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.12.2013г., 28.05.2014г., 17.07.2015г.);

  • федерального перечня учебников, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

  • санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в образовательном учреждении, утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (с изменениями и дополнениями);

  • Устава МБОУ Пригорской СШ;

  • основной образовательной программы основного общего образования МБОУ Пригорской СШ (5-9 классы);

  • учебного плана МБОУ Пригорской СШ на 2018/2019 учебный год;

  • календарного учебного графика МБОУ Пригорской СШ на 2018/2019 учебный год.


Рабочая программа по истории России для 9 класса ориентирована на использование УМК, в который входят:

  • История России. Рабочие программы. Предметная линия учебников А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной. 6-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2014.

  • Программой курса "ИСТОРИЯ СМОЛЕНЩИНЫ" (с древнейших времен до настоящего времени), составители: Ластовский Г.А., Ильюхов А.А – Смоленск Траст ИМАКОМ, 1995.

  • Обязательным минимумом содержания курса «История Смоленщины» в основной школе, утвержденного в 2000 году

  • Арсентьев Н.М., Данилов А.А. и др. История России. 9 класс. Учебник для общеобразовательных организаций в 2 – х ч./ Под ред. Академика РАН А.В. Торкунова. – М.: Просвещение, 2016.

  • Горинов М.М., Данилов А.А., Моруков М.Ю. и др. История России. 10 класс. Учебник для общеобразовательных организаций в 3 – х ч./ Под ред. Академика РАН А.В. Торкунова. – М.: Просвещение, 2017.

  • Будаев Д.И., Ильюхов А.А. История Смоленщины XIX – XX вв. 8-9 класс: Учебник по истории родного края/ Под общ. ред. Д.И. Будаева. – Смоленск: Универсум, 2010.

  • Данилов А.А. История России. ХХ – начало XХI в. Поурочные разработки. 9 класс: пособие для учителей общеобразоват. организаций / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина.- М.: Просвещение, 2013.

  • Контрольно-измерительные материалы. История России 9 класс/ К.В. Волкова. – М.: ВАКО, 2014.

Учебный предмет «История России» входит в предметную область «Общественно-научных предметов.

История России изучается в 9 классе на уровне основного общего образования 3 часа за счет часов основной части и 0,5 часа за счёт часов формируемой участниками образовательных отношений учебного плана МБОУ Пригорской СШ на 2018/2019 учебный год.

Согласно рабочей программе по истории России предметной линии учебников А.А. Данилова, Л.Г. Косулина на изучение истории России отводится 68 часов. В рабочую программу внесены изменения, в связи с интегрированием в курс истории России изучения курса истории Смоленщины, в количестве 16 часов. История России изучается в количестве 65 часов. Сокращение часов происходит из-за того, что по учебному плану школы в 9 классе 33 учебные недели. В результате на изучение истории России отводится в 9 классе – 81 час (согласно календарному учебному графику МБОУ Пригорской СШ на 2018/2019 учебный год).

Срок реализации настоящей программы один год.




I. Планируемые результаты изучения учебного предмета

Изучение истории России по данной программе способствует формированию у учащихся личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Личностные результаты:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;.

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);

12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Предметные результаты:

1) формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта российской истории как части мировой истории, усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур;

2) овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах; приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов;

3) формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире;

4) формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества на основе изучения исторического опыта России и человечества;

5) развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать своё отношение к ней;

6) воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном Российском государстве.

Ученики научатся:

  • локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события новейшей эпохи, характеризовать основные этапы отечественной и всеобщей истории ХХ — начала XXI в.; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новейшее время;

  • использовать историческую карту как источник информации о территории России (СССР) и других государств в ХХ — начале XXI в., значительных социально-экономических процессах и изменениях на политической карте мира в новейшую эпоху, местах крупнейших событий и др.;

  • анализировать информацию из исторических источников  текстов, материальных и художественных памятников новейшей эпохи;

  • представлять в различных формах описания, рассказа: а) условия и образ жизни людей различного социального положения в России и других странах в ХХ — начале XXI в.; б) ключевые события эпохи и их участников; в) памятники материальной и художественной культуры новейшей эпохи;

  • систематизироватьисторический материал, содержащийся в учебной и используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие России, других государств в ХХ — начале XXI в.;

  • применять элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.);

  • проводить работу по поиску и оформлению материалов истории своей семьи, города, края в ХХ — начале XXI в. дополнительной литературе;

  • раскрывать характерные, существенные черты экономического и социального развития России и других стран, политических режимов, международных отношений, развития культуры в ХХ — начале XXI в.;

  • объяснять причины и следствия наиболее значительных событий новейшей эпохи в России и других странах (реформы и революции, войны, образование новых государств и др.);

  • сопоставлять социально-экономическое и политическое развитие отдельных стран в новейшую эпоху (опыт модернизации, реформы и революции и др.), сравнивать исторические ситуации и события;

  • давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории ХХ— начала XXI в.

Ученики получат возможность:

  • научиться применять понятийный аппарат и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения следующих событий и явлений: революция; Гражданская война; «военный коммунизм»; нэп; индустриализация; коллективизация; Великая отечественная война; «холодная война»; «оттепель»; политика гласности;

  • используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие России, других государств в ХХ — начале XXI в.;

  • применять элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.);

  • различать факты и их интерпретации, оценки; класси­фицировать факты по различным основаниям; соотносить единичные факты и общие явления;

  • давать определения важнейших исторических понятий через род и видовые отличия;

  • определять и аргументировать своё отношение к наибо­лее значительным событиям и личностям в истории России;

  • применять исторические знания для выявление и сохранения исторических и культурных памятников истории России XХ – XХI вв.


Оценка планируемых результатов

    Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знаний, учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образователь­ной программы основного общего образования предполагает комплексный подход к оценке результатов образования.

Система оценки предусматривает уровневый подход к содержанию оценки и инструмента­рию для оценки достижения планируемых результатов, а также к представле­нию и интерпретации результатов измерений.

Одним из проявлений уровневого подхода является оценка индивидуальных образователь­ных достижений на основе «метода сложения», при котором фиксируется дости­жение уровня, необходимого для успешного продолжения образования и реально достигаемого большинством учащихся, и его превышение, что позволяет выстраивать индиви­дуальные траектории движения с учётом зоны ближайшего развития, формировать положительную учебную и социальную мотивацию.

Базовый уровень достижений — уровень, который демонстрирует освоение учеб­ных действий с опорной системой знаний в рамках диапазона (круга) выделенных задач. Овладение базовым уровнем является достаточным для продолжения обучения на следую­щей ступени образования, но не по профильному направлению. Достижению базового уровня соответствует отметка «удовлетворительно» (или отметка «3», отметка «зачтено»).

Превышение базового уровня свидетельствует об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о круго­зоре, широте (или избирательности) интересов. Целесообразно выделить следующие два уровня, превышающие базовый:

• высокий уровень достижения планируемых результатов, оценка «отлично» (от­метка «5»);

• повышенный уровень достижения планируемых результатов, оценка «хорошо» (отметка «4»);

• пониженный уровень достижений, оценка «неудовлетворительно» (отметка «2»);

• низкий уровень достижений, оценка «плохо» (отметка «1»).

Решение о достижении или недостижении планируемых результатов или об освоении или неосвоении учебного материала принимается на основе результатов выполнения зада­ний базового уровня. В период введения Стандарта критерий достижения/освоения учеб­ного материала задаётся как выполнение не менее 50% заданий базового уровня или получе­ние 50% от максимального балла за выполнение заданий базового уровня.

Критерий оценки устного ответа:

Отметка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком: ответ самостоятельный.

Отметка «4»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

Отметка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или неполный, несвязный.

Отметка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не смог исправить при наводящих вопросах учителя.

Отметка «1»: отсутствие ответа. 

Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

  Критерии выставления оценок за проверочные тесты.

 1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.

Время выполнения работы: 10-15 мин.

Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.

2.  Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.

Время выполнения работы: 30-40 мин.

Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.

Нормы оценки знаний за выполнение теста учащихся по истории России.

% выполнения

0-39

40-59


60-79

80-100

Отметка

«2»

«3»

«4»

«5»
















II. Содержание учебного предмета

ИСТОРИЯ РОССИИ 9 класс (81 ч)

п/п

Наименование раздела

Количество часов всего

Контрольные работы (контрольная, зачет, тест, проект, диктант, изложение, сочинение и т.д.)

1.

Введение

1

-

2.

Тема 1. Россия на рубеже ХIХ – XX вв.

12

1

3.

Тема 2. Великая российская революция. 1917 – 1921 гг.

12

1

4.

Тема 3. СССР на путях строительства нового общества

16

1

5.

Тема 4. Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг.

9

1

6.

Тема 5. СССР в 1945 – 1964 гг.

11

1

7.

Тема 6. СССР в 1964 – 1991 гг.

10

1

8.

Тема 7. Россия в конце ХХ – начале ХХI в.

9

1

9.

Итоговое повторение

1

1

ИТОГО

81

8


Введение (1 ч)

Российское государство на рубеже веков и его место в мире (1 ч) Периодизация отечественной истории ХХ – начала XXI в. Источники по российской истории ХХ в.

Тема 1. Россия на рубеже ХIХ – XX вв. (12 ч)

Государство и российское общество в конце XIX – начале XX в. (1 ч) Территориальная структура Российской империи. Особенности процес­са модернизации в России начала XX в. Количественная и качественная (этническая и социальная) ха­рактеристика населения Российской империи. Характерис­тика политического строя Российской империи начала XX в. Образ жизни городского и сельского населения. 
Экономическое развитие страны. Экономическое развитие Смоленщины в начале ХХ века (1 ч) Особеннос­ти развития российской экономики на рубеже XIX - XX вв. Роль государства в экономике. Иностранный капитал. Российский монополистический капитализм. Сельское хозяйство. Состояние и динамика развития Смоленской губернии в 1900 - 1917 гг. Ярцевская хлопчатобумажная мануфактура. Банковская система и торговля. Транспорт и связь. Видней­шие предприниматели и купцы. Ситуация в сельском хозяйстве губернии. Характер зем­левладения. Развитие капитализма в сельском хозяйстве, тор­говая специализация. Возникновение кооперации. Столыпин­ская аграрная реформа на Смоленщине. Кризис сельского хо­зяйства губернии в 1916-1917гг.

Общественно – политическое развитие России в 1894 – 1904 гг. (1 ч) Личность Николая II. Борьба в высших эшелонах власти по вопросу преобразований. Нарастание противоречий между властью и обществом. «Зубатовский социализм». Российская социал-демократия. Создание РСДРП. Либеральные организации. Либеральные проекты. П.Д. Святополк – Мирского.

Внешняя политика. Русско-японская война 1904 – 1905 гг. (1 ч) Приори­теты и основные направления внешней политики России в начале царствования Николая II. Международная конференция в Гааге. Дальневосточная политика. Русско-японская война 1904—1905 гг.: причины войны, ход военных действий на суше и на море, причины поражения России. Окончание войны. Сближение России и Англии после войны. 
Первая российская революция. Реформы политической системы (1 ч) Причины революции. «Кровавое воскресенье» — начало революции. Основные события периода подъема революции. Всероссийская октябрьская политическая стачка. Манифест 17 октября 1905 г. и его значение. Формирование монархических и либеральных политических партий. Декабрьское вооружённое восстание. Основные законы 1906 г. Деятельность I и II Государственных дум. Итоги революции. 
Революция 1905 – 1907 гг. на Смоленщине (1 ч) Рабочее и крестьянское движение в губернии в годы ре­волюции. Участие смолян в декабрьском вооруженном вос­стании в Москве. Позиция и роль социал-демократов и эсеров в революционной борьбе. Земско-либеральная оппозиция. Смоленский совет. "Голый бунт" в Смоленской каторжной тюрьме.

Экономические реформы (1 ч) П. А. Столыпина и его программа реформ. Разрушение общины. Пе­реселенческая политика. Первые результаты реформ. Развитие кооперативного движения.
Политическая жизнь в 1907 – 1914 гг. (1 ч) Новый избирательный закон. III Государственная дума. Ужесточение национальной политики. Общество и власть в годы столыпинских реформ. Нарастание революционных настроений. IV Государственная дума.
Духовная жизнь Серебряного века (1 ч) Духовное состояние общества в начале XX в. Просвещение. Наука. Литература. Живопись. Скульптура. Архитекту­ра. Музыка. Балет. Театр. Исполнительское искусство: традиции и новаторство. Зарождение кинематографа.
Смоленщина типичная российская провинция. Новые явления в культуре (1 ч) Состояние грамотности и здравоохранения в губернии в начале XX века. Школа и просвещение. Издательское дело, "Смоленский вестник". Благотворительные культурные орга­низации. Театр. Музыкальное творчество. М.К.Тенишева и Талашкино. Художники Смоленщины. Писатели и поэты. За­рождение кинематографа. Медицинские учреждения. Спасокукоцкий. Роль земства в распространении культуры в деревне.

Россия в Первой мировой войне (1 ч) Причины и начало Первой мировой войны. Отношение народа и полити­ческих партий к войне. Военные действия на Восточном фрон­те в 1914—1916 гг. Брусиловский прорыв. Влияние воен­ного фактора на экономику. Нарастание кризиса. Война и общество.
Повторение и контроль по теме «Россия на рубеже XIXXX вв.» Тест (1 ч) Обобщение темы курса Россия на рубеже XIX – XX вв.


Тема 2. Великая российская революция. 1917 – 1921 гг. (12 ч.)

Свержение монархии (1 ч) Причины и начало Февральской революции. Образование новых органов власти. Отречение Николая II. Двоевластие. Национальный вопрос после Февраля. 
Россия весной – летом 1917 г. (1 ч) Политические партии после Февраля. Возвращение из эмиграции В. И. Ленина. «Апрельские тезисы». Апрельский и июньский кризисы Временного правительства. Июльские события в Петрограде. Государственное совещание. Выступление генерала Корнилова и его последствия. 
Октябрьская революция (1 ч) Кризис власти. Демократическое совещание. Социально – экономическая ситуация осени 1917 г. Подготовка и проведение вооруженного восстания в Петрограде. II Всероссийский съезд Со­ветов. Первые декреты советской власти, их значение. Установление новой власти в Москве и на местах.

Февральская революция 1917 г. на Смоленщине. Октябрьский переворот и становление Советской власти (1 ч) Политическая и экономическая ситуация в губернии в начале 1917г. Революционные организации. Выступление со­лдат 3 марта в Смоленске. Образование городского и губерн­ского Исполнительных комитетов и Советов. Структура но­вых органов власти в губернии. Первый губернский комиссар А.М.Тухачевский.Оформление политических партий и движений (эсеры, большевики, меньшевики, кадеты, октябристы, национальные организации). Рабочее движение, создание профсоюзов. Губе­рнские крестьянские съезды. Обострение классовой борьбы в деревне. Изменение политической ситуации после событий 4-5 июля в Петрограде. Новый губернский комиссар эсер С.Д.Ефимов. Роль смолян и Смоленска в разгроме Корниловского мятежа. Политический и экономический кризис осенью 1917 г. Роль Смоленска и Вязьмы в борьбе противоборствующих сторон. Подготовка Советом вооруженного выступления, со­здание ВРК. Вооруженная борьба в Смоленске 30-31 октября 1917 г. Установление советской власти на местах. Отношение к новой власти различных политических партий и социаль­ных групп. Политические лидеры края в 1917 г. (Смольянинов В.А., Соболев В.З., Смоленцев М.И., Гальперин С.Е., В.В.Попвицкий, Шур С.П., Якубович М.П. и др.). Политическая ситуация в губернии в ноябре - декабре 1917г. Комитет общественной безопасности. Смоленский Со­внарком. Формирование органов советской власти на местах (С.В.Иванов, Г.С.Овсяник, Н.Н.Конопацкий, Я.Е.Демидов, М.П.Ремизов, И.Т.Трофимов, И.А.Андреев и др.). Продово­льственная диктатура, красный террор, обострение классовой борьбы. Комбеды.

Формирование советской государственности (1 ч) Создание новых органов власти. Уничтожение национального и сословного неравенства. Созыв и роспуск Учредительного собрания. Брестский мир. Распад коалиции большевиков с левыми эсерами. Экономическая политика советской власти. Установление продовольственной диктатуры. Выступление левых эсеров. Конституция РСФСР 1918 г. 
Начало Гражданской войны (1 ч) Причины Гражданской войны и ее этапы. Первые выступления против советской власти. Формирование Белого движения. Создание Красной Армии, ее особенности. 
На фронтах Гражданской войны. Гражданская война на территории Смоленщины (1 ч) Выступление Чехословацкого корпуса. «Демократическая контрреволюция». Восточный фронт. Красный террор. Формирование Южного фронта. Походы генерала Н. Н. Юденича на Петро­град. Иностранная интервенция. Война с Польшей, ее итоги. Разгром П. Н. Врангеля. Формирование красногвардейских отрядов и красной армии. Смоляне на фронтах гражданской войны. Белогвар­дейское движение. Политический бандитизм, "зеленые". А.Ф.Мясников и А.Н.Тухачевский - командующий Западным фронтом.

Экономическая политика красных и белых (1 ч). Политика «военного коммунизма», ее особенности. Промышленность и сельское хозяйство в период «военного коммунизма». Экономическая политика белых правительств. Реформаторская деятельность П. Н. Вран­геля. 
«Военный коммунизм»: политика и экономика (1 ч) Передел земли в смоленской деревне. Влияние продово­льственной диктатуры на аграрный сектор экономики губер­нии. Состояние крестьянского хозяйства к концу 1920 г. "Со­циалистические хозяйства": коммуны, сельхозартели, ТОЗы. Судьба крестьянской кооперации.

Экономический и политический кризис начала 1920 – х гг. (1 ч) «Малая Гражданская война. Кронштадтское восстание: причины и последствия. Причины победы большевиков и поражения их противников. 
Повторение и контроль по теме «Великая российская революция 1917 – 1921 гг.» Проверочная работа (1 ч) Обобщение темы курса Великая российская революция 1917 – 1921 гг.

Попытки создания новой культуры (1 ч) Национализация культурных ценностей. Гибель части культурного достояния народа в деревне. Усилия новых влас­тей по ликвидации неграмотности. Развитие художественного творчества народа. Театр и кино. Местный Пролеткульт. Пе­чать. Библиотеки. Отношение интеллигенции Смоленщины к новой власти.


Тема 3. СССР на путях строительства нового общества (16 ч.)

Переход к нэпу (1 ч) Причины перехода к нэпу. Сущность нэпа и его экономические итоги. Советское общество в годы нэпа. Экономические и социальные противоречия нэпа. Хлебозаготовительный кризис.

НЭП в деревне. Промышленность в 20 – е годы (1 ч) Эффективность нэповских мероприятий для развития сельского хозяйства губернии. Успехи сельского хозяйства к середине 20-х годов. Рост хуторского хозяйства. Судьба пер­вых коллективных хозяйств. Сущность кризиса хлебозагото­вительной компании 1928 г. Развитие государственного сектора промышленности. Частное предпринимательство и торговля. Смоленские нэп­маны. Начало реконструкции промышленных предприятий.

Образование СССР (1 ч) Национальные окраины в Гражданской войне. Предпосылки объединения социалистических республик. Проекты объединения. Образование СССР. Первая Конституция СССР. Национальная политика и межнациональные отношения в 1920-е гг. 

Международное положение и внешняя политика в 20 – е гг. ХХ в. (2 ч) Преодоление дипломатической изоляции. Генуэзская кон­ференция. Рапалльский договор. «Полоса признаний». Соглашения со странами Востока. Дипломатические конфликты со странами Запада. Создание и деятельность Коминтерна.

Политическое развитие в 20 – е гг. ХХ в. (1 ч) Сращивание государственного и партийного аппарата. Формирова­ние однопартийной системы. Главное противоречие нэпа. Обострение внутрипартийных разногла­сий. Разгром «левого» и «правого» уклонов. Причины победы И. В. Сталина во внутрипартийной борьбе.

Духовная жизнь в 20 – е гг. ХХ в. (1 ч) Борьба с неграмотностью. Строительство со­ветской школы. Начало создания «новой интеллигенции». Партийный контроль над духовной жизнью. Первая волна эмиграции. «Сменовеховство». Большевики и церковь. Начало «нового искусства».

Социалистическая индустриализация (1 ч) Особенности индустриализации в СССР. Первая пятилетка: результаты, социальные проблемы. Вторая пятилетка и ее особенности. Положение рабочих. Стахановское движение. Итоги первых пятилеток.

Смоленщина в годы «Большого скачка» в социализм. Индустриальное развитие (1 ч) Образование Западной области. Бурное индустриальное развитие Смоленщины в годы первых пятилеток. Важней­шие стройки. Социалистическое соревнование. Положение рабочих. Голод 1933 г.

Коллективизация сельского хозяйства (1 ч) Причины коллективизации. Раскулачивание. «Головокружение от успехов». Результаты коллективизации. Колхозное крестьянство.

Коллективизация сельского хозяйства на Смоленщине (1 ч) Первый этап коллективизации на Смоленщине (1929 -1930 гг.). Раскулачивание. Обострение политической ситуа­ции в деревне. Создание МТС. Завершение коллективизации, ее экономические и социальные последствия. Смоленская де­ревня накануне Великой Отечественной войны.

Политическая система СССР в 30 – е гг. ХХ в. (1 ч) Роль партии и идеологии в жизни страны. Формирование культу личности И. В. Сталина. Массовые репрессии. Показательные судебные процессы. Принятие второй Конституции СССР. Национальная политика. 
Общественно – политическая жизнь Смоленщины в 20-30 – е годы (1 ч) Политическая обстановка в губернии в начале 20-х го­дов. Положение в партии большевиков. Ликвидация полити­ческого бандитизма. Борьба с пьянством и самогоноварени­ем. Отношение местных властей к церкви, изъятие церковных ценностей. "Смоленский нарыв". Политическое руководство Западной области (и Смоле­нщины) в 30-е годы. И.П.Румянцев. Борьба против различ­ных "уклонов" в партии. Развертывание репрессий. Катыньская трагедия. Борьба за ликвидацию неграмотности, школа 20 - 30-е годы. Бурный рост высшего и средне-специального образова­ния. Ликвидация Смоленского университета и создание само­стоятельных вузов. Творческая интеллигенция Смоленщины. Театр. Кино. Художественное творчество народа. Периодиче­ская печать и издательское дело.

Духовная жизнь в 30 – е гг. ХХ в. (1 ч) Развитие образования. Партийно-государственный контроль над наукой. Достижения советской науки. Утверждение метода социалистического реализма в литературе и искусстве. Советский кинематограф. Музыкальное творчество. Песенное искусство. Живопись. Литература. Театр.

Внешняя политика СССР в 1930 – е гг. (1 ч) Изменение внешнеполитического курса СССР после прихода к власти в Германии А. Гитлера. Коминтерн: курс на создание единого антифашистского фронта. СССР и война в Испании. Даль­невосточная политика СССР. Мюнхенское соглашение. Советско-англо-французские переговоры. Сближение СССР и Германии.

Повторение и контроль по теме «СССР на путях строительства нового общества». Контрольная работа (1 ч) Обобщение темы курса «СССР на путях строительства нового общества».


Тема 4. Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг. (9 ч.)

СССР накануне Великой Отечественной войны (1 ч) Начало Второй мировой войны и Советский Союз. Включение в состав СССР Западной Украины и Западной Белоруссии. Война с Финляндией и ее итоги. Включение в состав СССР Прибалтики, Бессарабии и Северной Буковины. Советско-германские отношения накануне войны. 

Начало Великой Отечественной войны (1 ч) Проблема внезапности нападения Герма­нии на СССР. Вторжение немецких войск. Силы и планы сторон. Неудачи Красной Армии летом — осенью 1941 г. Битва за Москву. Героическая оборона Ленинграда.

Немецкое наступление 1942 г. и предпосылки коренного перелома (1 ч) Зимнее наступление Красной Армии, его итоги. Летнее на­ступление немецких войск. Начало Сталинградской битвы. Нацистский «новый порядок» на оккупированной территории. Партизанское и подпольное движение. Создание антигитлеровской коалиции. Итоги первого этапа войны. 

Советский тыл в Великой Отечественной войне (1 ч) Советское общество в первый период войны. Социально-экономические предпосылки коренного перелома. Наука и образование в годы войны. Культура в годы войны.

Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны (1 ч) Битва за Кавказ. Разгром немецких войск под Сталинградом. Начало изгнания захватчиков с Советской земли. Битва на Курской дуге, ее итоги и значение. Битва за Днепр. Итоги второго периода войны.

Народы СССР в борьбе с немецким фашизмом (1 ч) Многонациональный советский народ на фронтах войны. Экономика союзных республик в годы войны. Национальные движения и национальная политика в годы войны. 

Смоленщина в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг. (1 ч) Ситуация на Смоленщине в первый месяц войны. Эва­куация. Бои за Смоленск. Смоленское сражение. Оккупация области. Героизм советских воинов на смоленской земле в на­чале войны. Сущность оккупационного периода. Партизанское и антифашистское движение в тылу врага. Западный штаб пар­тизанского движения. Герои-партизаны. Памятные места все­народной борьбы с фашизмом на Смоленщине. Бои на Смоленщине в 1943 г. Смоленская наступатель­ная операция и освобождение Смоленщины. Последствия войны и оккупации. Начало восстановительных работ в годы войны. Смоляне - Герои Советского Союза. Памятники и памя­тные места Смоленщины, посвященные героическим событи­ям Великой Отечественной войны. Трудовые подвиги смолян. Литература о Великой Отечественной войне.


СССР на завершающем этапе Второй мировой войны (1 ч) Военно-стратегическая обстановка на Восточном фронте к началу 1944 г. «Десять сталинских ударов». Крымская (Ялтинская) кон­ференция. Освобождение Европы от фашизма. Берлинская операция. Капитуляция фашистской Германии. Пот­сдамская конференция. Разгром японских войск в Маньчжурии. Причины победы Советского Союза. Итоги войны. 

Повторение и контроль по теме «Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг.» Тест (1 ч) Обобщение темы курса «Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг.»


Тема 5. СССР в 1945 – 1964 гг. (11 ч.)

Восстановление экономики (1 ч) Состояние эконо­мики страны после окончания войны. Экономические дискуссии 1945—1946 гг. Восстановление и развитие промышленности. Труд­ности и проблемы сельского хозяйства. Жизнь и быт людей. «Закручивание гаек» в экономике. 
Послевоенные годы на Смоленщине (1 ч) Материальные и людские потери Смоленщины в резу­льтате Великой Отечественной войны. Работа по восстанов­лению промышленности и транспорта. Помощь других облас­тей и республик. Народные инициативы и трудовой героизм смолян. Положение деревни после войны. Причины кризиса в се­льском хозяйстве в 1945 - 1953 гг. Влияние партийных реше­ний и проводившихся кампаний на жизнь деревни. Раскрестьянивание.

Политическое развитие страны(1 ч) Демократический им­пульс войны. Изменения в структурах власти. Новый виток репрессий. Национальная политика. 

Идеология и культура (1 ч) Восстановление «железного занавеса». Идеологические кампании в литературе, театре, кино, музыке. Развитие образования. Научные дис­куссии.

Внешняя политика (1 ч) Причины и начало «холодной войны». Укрепление статуса СССР как великой мировой державы. Противостояние СССР и США в Европе. Раскол Германии. Распространение сталинской модели. Апогей «холодной войны». СССР в

Корейской войне. 

Изменения политической системы (1 ч) Смерть Сталина и борь­ба за власть. Н. С. Хрущев. XX съезд КПСС. Кампания по реабилита­ции. Реорганизация государствен­ных органов, партийных и общественных организаций. Третья Про­грамма КПСС (1961 г.). Разработка новой Конституции СССР. Отстранение от власти Н. С. Хрущева. 
Экономика СССР в 1953 – 1964 гг. (1 ч) Экономический курс Г. М. Маленкова. Сельскохозяйственная политика Хрущева. Развитие промы­шленности. Реформа управления народным хозяйством. Научно-техническая революция в СССР. Особенности социальной политики.
Экономический подъём второй половины 50-х – 60-х годов на Смоленщине (1 ч) Сентябрьский Пленум 1953 г., и его влияние на улучше­ние положения в смоленской деревне. Хрущевские реформы в области сельского хозяйства: за и против. Первый орден Смо­ленщины. Падение сельскохозяйственного производства в 1962 - 1964 годах и его причины. Бурное промышленное строительство в 50-е годы. Но­вые города. Промышленность области в годы семилетки. Смоленский Совнархоз. Новые отрасли промышленности: ра­диотехническая, авиационная, автомобильная, химическая, электротехническая и др. Народное просвещение, школьная реформа. Высшая школа, новые вузы. Средне-специальные учебные заведения; Театр, кино, художественная самодеятельность. Творческие союзы. Печать. Начало телевещания.

«Оттепель» в духовной жизни (1 ч) Преодоление сталинизма в литературе и искусстве. Границы десталинизации в сфере культуры. Развитие науки, открытия советских ученых в важнейших областях науки. Достижения советского спорта. Развитие образования, ре­форма школы 1958 г. 

Политика мирного сосуществования: успехи и противоречия (1 ч) Выработка новых подходов во внешней политике. Возобновление диалога с Западом. Проблемы разоружения. Карибский кризис 1962 г., его преодоление. СССР и социалистический лагерь. Отношения СССР со странами «третьего мира». 

Повторение и контроль по теме «СССР в 1945 – 1964 гг.» Проверочная работа (1 ч) Обобщение темы курса «СССР в 1945 – 1964 гг.»


Тема 6. СССР в 1964 – 1991 гг. (10 ч.)

Консервация политического режима (1 ч) Усиление по­зиций партийно-государственной номенклатуры. Л. И. Брежнев. Курс на «стабиль­ность кадров». Усиление роли армии и органов безопас­ности. Конституция СССР 1977 г. 
Экономика «развитого социализма» (1 ч) Аграрная реформа 1965 г. и ее результаты. Реформы в промышленности: цели, содержание, результаты. Нарастающее отставание СССР в научно-технической сфере. Особенности социальной политики. 
Наш край в 70 – 80 – е гг. (1 ч) Интенсивное промышленное строительство во второй половине 60-х — 70-е годы (электроэнергетика, приборостро­ение, радиоэлектроника, и др.). Влияние реформы 1965 г. на экономику области. Попытка перевода сельского хозяйства области на рельсы интенсификации. Постановление партии и правительства от 10 февраля 1971 г. "О мерах по развитию се­льского хозяйства Смоленской области". Увеличение капита­ловложений в сельское хозяйство. Замедление темпов роста сельскохозяйственного производства. Общественно-политическая ситуация в области во вто­рой половине 60-х - - 80-е годы. Партийный контроль над всей общественной жизнью и культурой. Награждение города Смоленска орденом "Отечественной войны" 1 степени и при­своение ему звания "Город-герой". Энтузиазм и социальная апатия. Постепенное падение старых ценностей и идеалов. Успехи и противоречия развития культуры. Перестройка и общественно-политическая жизнь Смо­ленщины. Ситуация в области после 1991 года: политика в от­ношении собственности, религии, церкви. Социально-экономическая обстановка – современные реалии и перс­пективы.

Общественная жизнь в середине 1960-х – середине 1980 – х гг. (1 ч) Кон­цепция «развитого социализма». Достижения и противо­речия художественной культуры. Успехи советского спорта. Инакомыслие. Движение диссидентов. 
Политика разрядки: надежды и результаты (1ч) Переход к политике разрядки между­народной напряженности в отношениях с Западом. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. СССР в региональных конфликтах. Афганская война. Завершение периода разрядки. Отношения СССР со странами социализма. «До­ктрина Брежнева». 
Реформа политической системы: предыстория, цели, этапы, итоги (1 ч)  Предыстория перестройки. «Кадровая революция». Конституционная реформа 1988 – 1990 гг. Формирование российской многопартийности. Национальная политика и межнациональные отноше­ния. Августовский поли­тический кризис 1991 г. и его последствия. Распад СССР. Образование СНГ. 
Экономические реформы 1985 – 1991 гг. (1 ч) «Стратегия ускорения» социально-эко­номического развития. Экономическая реформа 1987 г. Второй этап экономической реформы. Обострение экономической ситуации, падение производства и уровня жизни. Программа «500 дней». 

Политика гласности: достижения и издержки (1 ч) Провозглашение политики гласнос­ти. Новые явления в литературе, театре, кинематографе. Возоб­новление реабилитации жертв политических репрессий. Значение, издержки и последствия политики гласности. 
Внешняя политика СССР в 1985 – 1991 гг. (1 ч) Концепция нового политического мышле­ния. Нормализация отношений с Западом. Начало разо­ружения. Разблокирование региональных конфликтов. Распад социалистической системы. Итоги и последствия политики нового мышления. 

Повторение и контроль по теме «СССР в 1964 – 1991 гг.» Контрольная работа (1 ч) Обобщение темы курса «СССР в 1964 – 1991 гг.»


Тема 7. Россия в конце ХХ – начале ХХI в. (9 ч.)

Российская экономика на пути к рынку (1 ч) Программа ради­кальных экономических реформ. «Шоковая терапия». Приватизация. Корректировка хода реформ. Первые результаты и социальная цена реформ. Финансовый кризис 17 августа 1998 г. и его последствия. Россия в мировой экономике. 

Политическая жизнь в 1992 – 1999 гг. (1 ч) Разработка новой Конституции стра­ны. Политический кризис 1993 г. Конституция России 1993 г. Российская многопартийность. Российский парламентаризм. Президентские выборы 1996 г. Отставка Президента Б.Н. Ельцина. Итоги политического развития страны в 1990-е гг. 
Духовная жизнь России (1 ч) Исторические условия развития культуры. Литература. Кинематограф. Музыка. Театр. Изобразительное ис­кусство. Средства массовой информации. Российский спорт. Традиционные религии в современной России. 

Строительство обновлённой Федерации (1 ч) Народы и регионы России накануне и после распада СССР. Феде­ративный договор 1992 г. Конституция 1993 г. о принципах феде­ративного устройства России. Нарастание противоречий между Центром и регионами. Чеченский кризис. Результаты федеративного строи­тельства в 1990-е гг. 
Геополитическое положение и внешняя политика России (1 ч) Новое место России в мире. Россия и Запад. Россия и Восток. Рос­сия и страны СНГ. Результаты внешней политики страны в 90-е гг. 

Россия в начале XXI в. Политические реформы (1 ч) Президент В. В. Путин. Укрепление российской государственности. Политические реформы. Обеспече­ние гражданского согласия и единства общества. Новые государст­венные символы России.

Россия в начале XXI в. Экономические реформы (1 ч) Экономические реформы. Экономика и социальная сфера страны в начале XXI в.

Повторение и контроль по теме «Россия в конце ХХ – начале ХХI в.» Тест (1 ч) Обобщение темы курса «Россия в конце ХХ – начале ХХI в.»

Россия в начале XXI в. Внешнеполитическая стратегия (1 ч) Усиление борьбы с тер­роризмом. Разработка новой внешнеполитической стратегии. Выборы 2003-2004 гг. и 2007-2008 гг. Избрание Президентом России Д.А. Медведева. Выборы 2011 – 2012 гг. Избрание Президентом России В.В. Путина

Повторение (1 ч).

Промежуточная аттестация. Тест (1 ч) Обобщение курса история России.
















Календарно - тематическое планирование

по истории России в 9 классе


Общее количество часов на предмет, курс по учебному плану 81 час.

По 3,5 часа в неделю (совместно с курсом по всеобщей истории).

Всего учебных недель 33.

Количество часов по четвертям:

I четверть ____ часов;

II четверть ____ часов;

III четверть ____ часов;

IV четверть ____ часов.

Контрольные работы, тестирование __8__ часов.


п/п

Тема урока

Дата проведения урока

План

Изменения

Введение (1 ч)

1.

Российское государство на рубеже веков и его место в мире



Тема 1. Россия на рубеже ХIХ – XX вв. (12 ч)

2.

Государство и российское общество в конце XIX – начале XX в.



3.

Экономическое развитие страны. Экономическое развитие Смоленщины в начале ХХ века



4.

Общественно – политическое развитие России в 1894 – 1904 гг.



5.

Внешняя политика. Русско-японская война 1904 – 1905 гг.



6.

Первая российская революция. Реформы политической системы.



7.

Революция 1905 – 1907 гг. на Смоленщине



8.

Экономические реформы



9.

Политическая жизнь в 1907 – 1914 гг.



10.

Духовная жизнь Серебряного века



11.

Смоленщина типичная российская провинция. Новые явления в культуре



12.

Россия в Первой мировой войне.



13.

Повторение и контроль по теме «Россия на рубеже XIX – XX вв.» Тест.



Тема 2. Великая российская революция. 1917 – 1921 гг. (12 ч.)

14.

Свержение монархии



15.

Россия весной – летом 1917 г.



16.

Октябрьская революция



17.

Февральская революция 1917 г. на Смоленщине. Октябрьский переворот и становление Советской власти



18.

Формирование советской государственности



19.

Начало Гражданской войны



20.

На фронтах Гражданской войны. Гражданская война на территории Смоленщины



21.

Экономическая политика красных и белых



22.

«Военный коммунизм»: политика и экономика



23.

Экономический и политический кризис начала 1920 – х гг.



24.

Повторение и контроль по теме «Великая российская революция 1917 – 1921 гг.» Проверочная работа.



25.

Попытки создания новой культуры



Тема 3. СССР на путях строительства нового общества (16 ч.)

26.

Переход к нэпу



27.

НЭП в деревне. Промышленность в 20 – е годы



28.

Образование СССР



29.

Международное положение и внешняя политика в 20–е гг. ХХ в.



30.

Международное положение и внешняя политика в 20–е гг. ХХ в.



31.

Политическое развитие в 20 – е гг. ХХ в.



32.

Духовная жизнь в 20 – е гг. ХХ в.



33.

Социалистическая индустриализация



34.

Смоленщина в годы «Большого скачка» в социализм. Индустриальное развитие



35.

Коллективизация сельского хозяйства



36.

Коллективизация сельского хозяйства на Смоленщине



37.

Политическая система СССР в 30 – е гг. ХХ в.



38.

Общественно – политическая жизнь Смоленщины в 20-30 – е годы



39.

Духовная жизнь в 30 – е гг. ХХ в.



40.

Внешняя политика СССР в 1930 – е гг.



41.

Повторение и контроль по теме «СССР на путях строительства нового общества». Контрольная работа.



Тема 4. Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг. (9 ч.)

42.

СССР накануне Великой Отечественной войны



43.

Начало Великой Отечественной войны



44.

Немецкое наступление 1942 г. и предпосылки коренного перелома



45.

Советский тыл в Великой Отечественной войне



46.

Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны



47.

Народы СССР в борьбе с немецким фашизмом



48.

Смоленщина в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.



49.

СССР на завершающем этапе Второй мировой войны.



50.

Повторение и контроль по теме «Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг.» Тест.



Тема 5. СССР в 1945 – 1964 гг. (11 ч.)

51.

Восстановление экономики



52.

Послевоенные годы на Смоленщине



53.

Политическое развитие страны.



54.

Идеология и культура.



55.

Внешняя политика.



56.

Изменения политической системы



57.

Экономика СССР в 1953 – 1964 гг.



58.

Экономический подъём второй половины 50-х – 60-х годов на Смоленщине



59.

«Оттепель» в духовной жизни



60.

Политика мирного сосуществования: успехи и противоречия



61.

Повторение и контроль по теме «СССР в 1945 – 1964 гг.» Проверочная работа



Тема 6. СССР в 1964 – 1991 гг. (10 ч.)

62.

Консервация политического режима



63.

Экономика «развитого социализма»



64.

Наш край в 70 – 80 – е гг.



65.

Общественная жизнь в середине 1960-х – середине 1980 – х гг.



66.

Политика разрядки: надежды и результаты



67.

Реформа политической системы: предыстория, цели, этапы, итоги



68.

Экономические реформы 1985 – 1991 гг.



69.

Политика гласности: достижения и издержки



70.

Внешняя политика СССР в 1985 – 1991 гг.



71.

Повторение и контроль по теме «СССР в 1964 – 1991 гг.» Контрольная работа.



Тема 7. Россия в конце ХХ – начале ХХI в. (9 ч.)

72.

Российская экономика на пути к рынку



73.

Политическая жизнь в 1992 – 1999 гг.



74.

Духовная жизнь России



75.

Строительство обновлённой Федерации



76.

Геополитическое положение и внешняя политика России



77.

Россия в начале XXI в. Политические реформы



78.

Россия в начале XXI в. Экономические реформы



79.

Повторение и контроль по теме «Россия в конце ХХ – начале ХХI в.» Тест



80.

Россия в начале XXI в. Внешнеполитическая стратегия



Повторение (1 ч).

81.

Промежуточная аттестация. Тест.

































ЛИТЕРАТУРА

  • История России. Рабочие программы. Предметная линия учебников А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной. 6-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2014.

  • Программой курса "ИСТОРИЯ СМОЛЕНЩИНЫ" (с древнейших времен до настоящего времени), составители: Ластовский Г.А., Ильюхов А.А – Смоленск Траст ИМАКОМ, 1995.

  • Обязательным минимумом содержания курса «История Смоленщины» в основной школе, утвержденного в 2000 году

  • Арсентьев Н.М., Данилов А.А. и др. История России. 9 класс. Учебник для общеобразовательных организаций в 2 – х ч./ Под ред. Академика РАН А.В. Торкунова. – М.: Просвещение, 2016.

  • Горинов М.М., Данилов А.А., Моруков М.Ю. и др. История России. 10 класс. Учебник для общеобразовательных организаций в 3 – х ч./ Под ред. Академика РАН А.В. Торкунова. – М.: Просвещение, 2017.

  • Будаев Д.И., Ильюхов А.А. История Смоленщины XIX – XX вв. 8-9 класс: Учебник по истории родного края/ Под общ. ред. Д.И. Будаева. – Смоленск: Универсум, 2010.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  • История России в схемах: учебное пособие/ А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. – М.: Проспект, 2014.

  • Соловьев, В. М. История Отечества Новая популярная энциклопедия / В. М. Соловьев, - М., 2000

  • Справочник по истории России с вопросами для самопроверки. 8 – 11 классы. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2011.

ИНТЕРНЕТ - РЕСУРСЫ

Сайты для учащихся:

http://www.fipi.ru – ФИПИ

http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.

http://museum.ru/ Портал «Музеи России».

http://school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

http://www.hist.msu.ru/ER/ сайт электронной библиотеки исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова

http://www.9may.ru/ интернет – проект «Наша Победа» (воспоминания, фотоматериалы, карты, посвящённые Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.)

http://histrf.ru/lectorium/videocoursebook история России - главный исторический портал

Сайты для учителя:

http://www.ug.ru/ - Официальный сайт "Учительской газеты".

http://pedsovet.org/ - Всероссийский интернет-педсовет

http://www.it-n.ru/ - Сеть творческих учителей

http://www.pish.ru/сайт журнала «Преподавание истории в школе»

http://his.1september.ru Газета "История" и сайт для учителя "Я иду на урок истории"

http://nsportal.ru/shkola/istoriya социальная сеть работников образования к урокам истории России