Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для 1-х подготовительных классов разработана в соответствии с:
- статьями 2, 79 Федерального закона Российской Федерации № 273-Ф3 от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 года № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
- адаптированной основной общеобразовательной программой начального общего образования (АООП НОО) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на 2024 – 2025 учебный год; авторской программой по изобразительному искусству Л. А. Неменская. Изобразительное искусство. 1 класс.
- Изобразительное искусство. Сборник примерных рабочих программ. Предметная линия учебгиков по ред. Б.М. Неменского. 1-4 класс.
- положением о рабочих программах, разрабатываемых по ФГОС Государственного бюджетного образовательного учреждения Калининградской области общеобразовательной организации для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Калининградская средняя общеобразовательная школа – интернат»;
- учебно-методическим комплектом «Школа России»;
- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (СП 2.4.3648-20)
Основные цели программы:
воспитание эстетических чувств; интереса к изобразительному искусству, обогащение нравственного опыта, представления о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов мира, готовность и способность выражать свою общественную позицию через искусство;
освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно – прикладных, архитектуре и дизайне – их роли в жизни человека и общества;
развитие воображения, желания и умения подходить к деятельности творчески, развитие способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
овладение элементарной художественной грамотой, формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах творческой деятельности, разными художественными материалами, совершенствование эстетического вкуса.
Коррекция недостатков физического развития обучающихся на уроках изобразительного искусства заключается в следующем:
коррекция ручной моторики; улучшение зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразных технических приемов рисования, лепки и выполнения аппликации;
развитие зрительной памяти, внимания, наблюдательности, образного мышления, представления и воображения.
Задачи обучения:
совершенствование эмоционально – образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
развитие способности видеть проявление художественной культуры в жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
формирование навыков работы с различными художественными материалами.
Общая характеристика учебного предмета, коррекционного курса
Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. Оно направлено на формирование эмоционально – образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной, деятельности растущей личности.
Работа по формированию графических навыков у детей с нарушением моторики рук не может быть эффективной без применения специальных упражнений для нормализации мышечного тонуса и развития мелкой моторики; такие упражнения должны предшествовать каждому занятию. Они могут проводиться в виде физкультурных минуток, пальцевой гимнастики, криотерапии, заданий, активизирующих осязательное восприятие, развивающих тактильную чувствительность и мышечно-суставное чувство. Большая роль принадлежит графическим упражнениям — специальным тренировочным заданиям, применяемым для развития манипуляционной деятельности. Такие упражнения не только способствуют формированию графических навыков, но и производят лечебный эффект: способствуют нормализации нарушенного тонуса мышц рук, служат профилактикой образования контрактур суставов пальцев и кистей.
В комплексе работы по обучению рисованию необходимо формировать у детей формообразующие движения руки на плоскости.
Для лучшего формирования графического образа изображаемого предмета у детей с тяжелым поражением рук целесообразно проводить занятие аппликацией. Такие занятия будут особенно способствовать формированию пространственных представлений. Целесообразно также использование трафарета, что способствует воспитанию правильного движения руки, развитию зрительно-моторной координации, существенно расширяет графические возможности ребенка, закрепляет знания сенсорных эталонов, корригирует нарушенное представление о величине изображаемых предметов. На занятиях по рисованию дети должны изучать основные и промежуточные цвета и использовать эти цвета для создания реалистических изображений.
Место учебного предмета, коррекционного курса в учебном плане
На изучение курса «Изобразительное искусство» выделяется 1 год обучения (подготовительный класс) 33 часа (1 час в неделю, 33 учебных недели).
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Приоритетная цель художественного образования в школе – духовно – нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребёнок постигает искусство своей Родины, а потом знакомится с искусством других народов.
В основе программы – принцип «от родного порога – в мир общечеловеческой культуры». Россия – часть многообразного и целостного мира. Ребёнок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребёнка... Об этом надо постоянно помнить при проведении уроков по данной программе.
Повторяем: предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Наблюдение и эстетическое переживание окружающей реальности являются важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности – источник развития образного мышления.
Одна из главных задач курса – развитие у ребёнка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т. е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребёнка, формируется его ценностное отношение к миру.
Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание – проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению – снова эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребёнком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета
Личностные результаты:
У обучающегося будут сформированы: интерес к русской художественной культуре; основа для восприятия художественного произведения, определение его основного настроения; эмоциональное восприятие образов природы, в том числе растительного и животного мира, отраженных в рисунке, картине; первоначальное представление о поликультурности изобразительного искусства; положительное отношение к занятиям изобразительным искусством, интерес к отдельным видам художественно-творческой деятельности; чувство гордости за свой народ через знакомство с народным творчеством; интерес к человеку, его чувствам, мыслям через восприятие портретов, в том числе детских образов, автопортретов известных художников; основа для развития чувства прекрасного через доступные для детского восприятия художественные произведения. Обучающийся получит возможность для формирования: понимания значения изобразительного искусства в жизни человека; понимания роли изобразительного искусства в собственной жизни;
первоначальной ориентации на оценку результатов собственной художественно-творческой деятельности; уважения к чувствам и настроениям другого человека, представлениям о дружбе, доброжелательном отношении к людям; представления о труде художника, его роли в жизни каждого человека; личностной идентификации на основе общего представления о творческом самовыражении, о мире профессий в изобразительном искусстве.
Метапредметные результаты:
Обучающийся научится:
принимать учебную задачу;
оценивать совместно с одноклассниками и учителем результат своей художественно-творческой деятельности;
понимать выделенные учителем ориентиры;
адекватно воспринимать предложения учителя.
Обучающийся получит возможность научиться:
принимать художественную задачу, инструкцию учителя и ход выполнения работы, предложенный в учебнике;
на первоначальном уровне понимать особенности художественного замысла и его воплощения
осуществлять под руководством учителя контроль по результату своей деятельности;
воспринимать мнение и предложения сверстников, родителей;
желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;
формирование способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.
Предметные результаты:
Обучающийся научится:
эмоционально и эстетически воспринимать художественные фотографии и репродукции картин, сравнивать их, находить сходство и различие, воспринимать и выражать свое отношение к шедеврам русского и мирового искусства;
группировать и соотносить произведения разных видов искусств по характеру, эмоциональному состоянию;
осознавать, что архитектура и декоративно-прикладные искусства во все времена украшали жизнь человека; называть ведущие художественные музеи России.
Обучающийся получит возможность научиться:
понимать содержание и выразительные средства художественных произведений;
принимать условность и субъективность художественного образа;
сопоставлять объекты и явления реальной жизни и их образы, выраженные в произведениях искусства, и объяснять разницу;
выражать в беседе свое отношение к произведению изобразительного искусства;
владеть графитными и живописными материалами в достаточном разнообразии для своего возраста.
Содержание предмета
Мир изобразительных искусств. Изобразительное искусство – диалог художника и зрителя, особенности художественного творчества. Отражение в произведениях изобразительных искусств человеческих чувств, отношений к природе, человеку на примере произведений художников. Виды изобразительных искусств: живопись, графика, декоративно – прикладное искусство Их связь с жизнью. Жанры изобразительных искусств: пейзаж, натюрморт. Виды художественной деятельности (изобразительная, декоративная) Взаимосвязи изобразительного искусства с музыкой, литературой. Патриотическая тема в произведениях отечественных художников. Расширение кругозора – знакомство с ведущими художественными музеями России.
Художественный язык изобразительного искусства. Основы изобразительного языка искусства: рисунок, цвет, композиция Элементарные основы рисунка (характер линии, штриха, соотношение черного и белого, композиция). Живописи (основные и составные, теплые и холодные цвета, изменение характера цвета); декоративно-прикладного искусства на примерах произведений отечественных и зарубежных художников. Расширение кругозора– восприятие, эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства на основе представлений о языке изобразительных искусств. Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью. Практический опыт постижения художественного языка изобразительного искусства в процессе восприятия произведений искусства и в собственной художественно-творческой деятельности. Работа в различных видах изобразительной (живопись, графика), декоративно – прикладной (орнаменты, росписи) деятельности. Первичные навыки рисования с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж). Использование в индивидуальной деятельности различных художественных техник и материалов (гуашь, акварель, графические материалы, фломастеры). Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, орнамента. Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке. Знакомство с произведениями народных художественных промыслов России, их связь с традиционной жизнью народа. Восприятие, эмоциональная оценка изделий народного искусства и выполнение работ по мотивам произведений художественных промыслов. Расширение кругозора – экскурсии в музеи.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
В результате изучения изобразительного искусства (на конец второго года обучения) ученик должен по возможности знать:
значение слов: художник, народный мастер, краски, палитра, композиция, силуэт, иллюстрация, форма, размер, линия, штрих, пятно;
некоторые жанры (пейзаж, натюрморт) и виды (графика, живопись, декоративно – прикладное искусство) произведений изобразительного искусства;
отдельные центры народных художественных ремесел России;
ведущие художественные музеи России;
отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;
основные средства выразительности графики, живописи, декоративно-прикладного искусства; – основные и смешанные цвета, элементарные правила их смешивания;
эмоциональное значение теплых и холодных цветов;
уметь:
организовывать свое рабочее место; пользоваться кистью, красками, палитрой;
применять элементарные способы работы живописными и графическими материалами для выражения замысла, настроения;
передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предметов;
составлять композиции с учетом замысла; – рисовать кистью элементы народных орнаментов: геометрические (точка, круг, прямые и волнистые линии) и растительные: (листок, травка, усики, завиток);
различать теплые и холодные цвета;
узнавать отдельные произведения выдающихся художников;
сравнивать отдельные виды изобразительного искусства (графика, живопись, декоративно-прикладное искусство);
применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для самостоятельной творческой деятельности;
обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства; проявления эмоционального отношения к произведениям искусства, к окружающему миру;
оценки произведений искусства при посещении выставок, музеев;
проявления нравственно-эстетического отношения к родной природе, Родине, защитникам отечества, к национальным обычаям и культурным традициям;
проявлениям положительного отношения к процессу и результатам труда – своего и других людей.
Тематическое планирование по «Изобразительному искусству» (33 ч.)
№ п/п | Тема | Количество часов | Характеристика деятельности обучающихся |
1 | Введение в предмет. Изображения всюду вокруг нас | 1 | Мастер Изображения учит видеть и изображать. Первичный опыт работы. |
2-3 | «Мастер Изображения учит видеть» | 2 | Работа с художественными материалами, эстетическая оценка их выразительных возможностей. Овладение первичными навыками изображения на плоскости с помощью линии, пятна, цвета. Разноцветные краски. Художники и зрители. |
4-5 | Изображать можно пятном | 2 | Первичный опыт владения художественными материалами и техниками (аппликация, бумагопластика, коллаж, монотипия). Первичный опыт коллективной деятельности. |
6-7 | Изображать можно в объеме | 2 | Украшения в природе. Красоту нужно уметь замечать. Люди радуются красоте и украшают мир вокруг себя. |
8-9 | Изображать можно линией | 2 | Мастер Украшения учит любоваться красотой. Основы понимания роли декоративной художественной деятельности в жизни человека. |
10-11 | Разноцветные краски | 2 | Мастер Украшения -мастер общения, он организует общение людей, помогая им наглядно выявлять свои роли. |
12-13 | Изображать можно и то, что невидимо (настроение) | 2 | Видеть орнаментальный характер культуры. Создавать образ на цветной бумаге или макет основных построек. Использовать материалы цветная бумагу, мелки, ножницы, клей. |
14-15 | Художники и зрители (обобщение темы) | 2 | Рассуждать о богатстве и многообразии художественных культур народов мира. |
16-18 | Мир полон украшений. Цветы | 3 | Овладение первичными навыками изображения на плоскости с помощью линии, |
19-20 | Красоту нужно уметь замечать. Узоры на крыльях. Ритм пятен | 2 | Пятно, объем, линия, цвет - основные средства изображения. Овладение первичными навыками изображения на плоскости с помощью линии, пятна, цвета. |
21-22 | Красивые рыбы. Монотипия | 2 | Первичный опыт коллективной деятельности. Овладение первичными навыками изображения на плоскости |
23-25 | Украшения птиц. Объемная аппликация | 3 | Мастер Украшения -мастер общения, он организует общение людей, помогая им наглядно выявлять свои роли. Выполнение объемной аппликации. |
26-27 | Узоры, которые создали люди | 2 | Работа с художественными материалами, эстетическая оценка их выразительных возможностей. Овладение первичными навыками изображения на плоскости с помощью линии. |
28-29 | Как украшает себя человек | 2 | Мастер Украшения -мастер общения, он организует общение людей, помогая им наглядно выявлять свои роли. |
30-31 | Мастер Украшения помогает создать праздник | 2 | Красоту нужно уметь замечать. Люди радуются красоте и украшают мир вокруг себя. |
32-33 | Обобщение темы «Ты украшаешь» | 2 | Работа с художественными материалами, эстетическая оценка их выразительных возможностей. |
Материально – техническое обеспечение
Коротеева, Е. И. Изобразительное искусство. Искусство и ты. 1- 4 классы : учеб. для общеобразоват. учреждений / Е. И. Коротеева ; под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение.
Неменский, Б. М. Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству : 1–4 классы : пособие для учителя / Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Е. И. Коротеева ; под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение.
Неменский, Б. М. Изобразительное искусство. Рабочая программа. 1–4 классы : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Б. М. Неменский [и др.]. – М.: Просвещение.
Учебное пособие для студентов сред.пед.учеб.заведений. И.Ю.Левченко, О.Г.Приходько «Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата». – М: Издат.центр «Академия», 2001 г. Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента.
Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству.
Информационно-коммуникативные средства:
электронные образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения;
произведения изобразительного искусства;
произведения народного декоративно-прикладного искусства;
таблицы, плакаты, детские работы.
9