СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по изобразительной деятельности с 1 по 5 класс для детей с нарушением интеллекта Вариант !

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа разработана для детей с нарушением интеллекта с 1 по 5 класс Вариант 9.1

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по изобразительной деятельности с 1 по 5 класс для детей с нарушением интеллекта Вариант !»


ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ШКОЛА № 2124 "ЦЕНТР РАЗВИТИЯ И КОРРЕКЦИИ"




СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

Научно-методическим советом

ГКОУ «Школа № 2124»

Заместитель директора по содержанию образования

ГКОУ «Школа 2124»

Протокол № ___ от «__» ______ 2020г


_________________________________




_________________________________







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету (учебному курсу) Изобразительное искусство

в соответствии с адаптированной основной общеобразовательной программой обучающихся с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями ) - ( вариант 9.1)




(срок обучения 1-4 года) (5 лет)















СОДЕРЖАНИЕ



раздел

страница




Пояснительная записка

3-5

Планируемые результаты

5


1 класс

5-6


1 дополнительный класс

6-7


2 класс

7


3 класс

8


4 класс

8-9

Основное содержание учебного предмета

9-13

Тематическое планирование

14


1 дополнительный класс

14-18


1 класс

19-20


2 класс

21


3 класс

22


4 класс

23-24

Материально-техническое обеспечение предмета (курса)

25-26



  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по предмету (курсу) «Изобразительное искусство» предназначена для обучения школьников с интеллектуальными нарушениями и составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья ФГОС НОО ОВЗ), а именно – детей с интеллектуальными нарушениями и требованиями Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования (АООП НОО) обучающихся с умственной отсталостью , вариант 9.1.

Изучение предмета заключается во всестороннем развитии личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)в процессе приобщения его к художественной культуре и обучения умению видеть прекрасное в жизни и искусстве; формировании элементарных знаний об изобразительном искусстве, общих и специальных умений и навыков изобразительной деятельности , развитие зрительного восприятия формы, величины, конструкции, цвета предмета, его положения в пространстве, а также адекватного отображения его в рисунке, развитие умения пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни.

Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно-развивающее значение. Уроки изобразительного искусства оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности ребенка с ОВЗ, воспитанию у него положительных навыков и привычек.


Цель предмета (курса)

- формирование умений и навыков изобразительной деятельности, их применение для решения практических задач.

Задачи предмета (курса)

- воспитание интереса к изобразительному искусству;

- раскрытие значения изобразительного искусства в жизни человека;

- воспитание в детях эстетического чувства и понимания красоты окружающего мира, художественного вкуса;

- формирование элементарных знаний о видах и жанрах изобразительного искусства, расширение художественно-эстетического кругозора;

- развитие эмоционального восприятия произведений искусства, умения анализировать их содержание и формулировать свое мнение о них;

- формирование знаний элементарных основ реалистического рисунка;

- обучение изобразительным техникам и приемам с использованием различных материалов, инструментов и приспособлений, в том числе экспериментирование и работа в нетрадиционных техниках;

- развитие художественного вкуса: умения отличать «красивое» от «некрасивого»

- обучение разным видам изобразительной деятельности (рисованию, аппликации, лепке);

- обучение правилам и законам композиции, цветоведения, построения орнамента и др., применяемых в разных видах изобразительной деятельности;

- формирование умения создавать простейшие художественные образы с натуры и по образцу, по памяти, представлению и воображению;

- развитие умения выполнять тематические и декоративные композиции;

- воспитание у обучающихся умения согласовано и продуктивно работать в группах, выполняя определенный этап работы для получения результата общей изобразительной деятельности («коллективное рисование», «коллективная аппликация»).

Коррекция недостатков психического и физического развития обучающихся на уроках изобразительного искусства заключается в следующем:

- коррекции познавательной деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в изображаемом объекте существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами;

- развитии аналитических способностей, умений сравнивать, обобщать; формирование умения ориентироваться в задании; планировать художественные работы, последовательно выполнять рисунок, аппликацию, лепку предмета; контролировать свои действия;

- коррекции ручной моторики; улучшения зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразных технических приемов рисования, лепки и выполнения аппликации;

- развитие зрительной памяти, внимания, наблюдательности, образного мышления, представления и воображения.

Место курса в учебном плане

Предмет «Изобразительное искусство» входит в предметную область «Искусство» и является обязательной частью учебного плана начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Рабочая программа отражена в пяти разделах: «Подготовительный период обучения», «Обучение композиционной деятельности», «Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию»; «Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в живописи», «Обучение восприятию произведений искусства».


Рабочая программа по изобразительному искусству рассчитана на:

- 1 класс – 33часа (33 недели по 1 часу в неделю);

- 1доп. класс – 66 часов (34 недели по 2 часу в неделю);

- 2 класс – 34часа (34 недели по 1 часу в неделю);

- 3 класс – 34 часа (34 недели по 1 часу в неделю);

- 4 класс – 34 часа (34 недели по 1 часу в неделю).






  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»

Личностные:

- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

- осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру;

- целостное восприятие окружающего мира;

- развитая мотивация к учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий;

- рефлесивная самооценка, умение анализировать свои действия и управлять ими;

- навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

- установка на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.

Предметные результаты



Основные требования к знаниям и умениям учащихся 1 класса:

Минимальный уровень:

- организовывать свое рабочее место, правильно сидеть за партой (столом), правильно держать тетрадь для рисования и карандаш;

- выполняя рисунки, использовать только одну сторону листа бумаги;

- обводить карандашом шаблоны несложной формы;

- узнавать и различать в иллюстрациях изображения предметов, животных, растений, известных детям из ближайшего окружения, сравнивать их между собой.

- различать и называть цвета;

- ориентироваться на плоскости листа бумаги и в готовой геометрической форме с помощью учителя;

- рисовать от руки предметы округлой, треугольной и прямоугольной формы;

- узнавать в иллюстрациях персонажей народных сказок, проявлять эмоционально-эстетическое отношение к ним.

Достаточный уровень:

- соединять точки, проводить от руки вертикальные, горизонтальные, наклонные, округлые (замкнутые) линии;

- использовать данные учителем ориентиры (опорные точки) и в соответствии с ними размещать изображение на листе бумаги;

- ориентироваться на плоскости листа бумаги;

- закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры рисунка и направление штрихов (сверху вниз, слева направо, наискось);

- узнавать и показывать основные геометрические фигуры и тела;

- передавать в рисунках основную форму предметов, устанавливать ее сходство с известными геометрическими формами с помощью учителя;

- понимать принцип повторения или чередования элементов в узоре (по форме, по цвету).










Основные требования к знаниям и умениям учащихся 1 доп. класса:

Минимальный уровень:

- организовывать свое рабочее место, правильно сидеть за партой (столом), правильно держать тетрадь для рисования и карандаш;

- выполняя рисунки, использовать только одну сторону листа бумаги;

- обводить карандашом шаблоны несложной формы;

- узнавать и различать в иллюстрациях изображения предметов, животных, растений, известных детям из ближайшего окружения, сравнивать их между собой.

- различать и называть цвета;

- ориентироваться на плоскости листа бумаги и в готовой геометрической форме с помощью учителя;

- рисовать от руки предметы округлой, треугольной и прямоугольной формы;

- узнавать в иллюстрациях персонажей народных сказок, проявлять эмоционально-эстетическое отношение к ним.

Достаточный уровень:

- соединять точки, проводить от руки вертикальные, горизонтальные, наклонные, округлые (замкнутые) линии;

- использовать данные учителем ориентиры (опорные точки) и в соответствии с ними размещать изображение на листе бумаги;

- ориентироваться на плоскости листа бумаги;

- закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры рисунка и направление штрихов (сверху вниз, слева направо, наискось);

- узнавать и показывать основные геометрические фигуры и тела;

- передавать в рисунках основную форму предметов, устанавливать ее сходство с известными геометрическими формами с помощью учителя;

- понимать принцип повторения или чередования элементов в узоре (по форме, по цвету).


Основные требования к знаниям и умениям учащихся 2 класса:

Минимальный уровень

- свободно, без напряжения проводить от руки линии в нужных направлениях, не поворачивая при этом лист бумаги;

- ориентироваться на плоскости листа бумаги и в готовой геометрической форме в соответствии с инструкцией учителя;

- использовать данные учителем ориентиры (опорные точки) и в соответствии с ними размещать изображения, направления штрихов и равномерный характер нажима на карандаш;

- рисовать от руки предметы округлой, прямоугольной и треугольной формы;

- понимать принцип повторения или чередования элементов в узоре (по форме, цвету);

- различать и знать названия цветов;

- узнавать в иллюстрациях персонажей народных сказок, проявлять эмоционально-эстетическое отношение к ним.

Достаточный уровень

- знать названия художественных материалов, инструментов и приспособлений; их свойств, назначения, правил хранения, санитарно-гигиенических требований при работе с ними;

- знать элементарные правила композиции, цветоведения, передачи формы предмета и др.;

- уметь изображать с натуры, по памяти, представлению, воображению предметы несложной формы;

- уметь ориентироваться в пространстве листа;

- размещать изображение одного предмета в соответствии с параметрами изобразительной поверхности;

- уметь рисовать с натуры, по памяти после предварительных наблюдений и адекватно передавать все признаки и свойства изображаемого объекта.






Основные требования к знаниям и умениям учащихся 3 класса:

Минимальный уровень

-правильно располагать лист бумаги (по вертикали или горизонтали) в зависимости от пространственного расположения изображаемого предмета;
  -самостоятельно размещать изображение отдельно взятого предмета посередине листа бумаги;
  -ориентироваться на плоскости листа бумаги и в готовой геометрической форме;
  -правильно распределять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги;
-делить лист на глаз на две и четыре равные части;
-анализировать с помощью учителя строение предмета;
-изображать от руки предметы разной формы, передавая их характерные особенности;
-рисовать узоры из геометрических и растительных форм в полосе и квадрате (по образцу);

-различать и называть цвета и их оттенки;

-узнавать в иллюстрациях книг и в репродукциях художественных картин характерные признаки времен года, передаваемые средствами изобразительного искусства;
Достаточный уровень

-в рисунках на темы изображать основания более близких предметов ниже, дальних предметов — выше; изображать близкие предметы крупнее дальних, хотя и равных по величине;
 -анализировать свой рисунок, отмечать в работе достоинства и недостатки;

-уметь рисовать с натуры, по памяти после предварительных наблюдений и адекватно передавать все признаки и свойства изображаемого объекта.




Основные требования к знаниям и умениям учащихся 4 класса:

Минимальный уровень

 -правильно располагать лист бумаги (по вертикали или горизонтали) в зависимости от пространственного расположения изображаемого;
  -самостоятельно размещать изображение отдельно взятого предмета посередине листа бумаги;
  -ориентироваться на плоскости листа бумаги и в готовой геометрической форме;
  -правильно распределять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги;
  -делить лист на глаз на две и четыре равные части;
  -анализировать с помощью учителя строение предмета;
  -изображать от руки предметы разной формы, передавая их характерные особенности;
   -рисовать узоры из геометрических и растительных форм в полосе и квадрате (по образцу);

-различать и называть цвета и их оттенки;

-узнавать в иллюстрациях книг и в репродукциях художественных картин характерные признаки времен года, передаваемые средствами изобразительного искусства;
Достаточный уровень

-в рисунках на темы изображать основания более близких предметов ниже, дальних предметов — выше; изображать близкие предметы крупнее дальних, хотя и равных по величине;
 -анализировать свой рисунок, отмечать в работе достоинства и недостатки;

-уметь рисовать с натуры, по памяти после предварительных наблюдений и адекватно передавать все признаки и свойства изображаемого объекта.



  1. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.


Содержание программы отражено в пяти разделах: «Подготовительный период обучения», «Обучение композиционной деятельности», «Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию»; «Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в живописи», «Обучение восприятию произведений искусства».

Программой предусматриваются следующие виды работы:

― рисование с натуры и по образцу (готовому изображению); рисование по памяти, представлению и воображению; рисование на свободную и заданную тему; декоративное рисование;

― лепка объемного и плоскостного изображения (барельеф на картоне) с натуры или по образцу, по памяти, воображению; лепка на тему; лепка декоративной композиции;

― выполнение плоскостной и объемной аппликаций (без фиксации деталей на изобразительной поверхности («подвижная аппликация») и с фиксацией деталей на изобразительной плоскости с помощью пластилина и клея) с натуры, по образцу, представлению, воображению; выполнение предметной, сюжетной и декоративной аппликации;

― проведение беседы о содержании рассматриваемых репродукций с картины художников, книжной иллюстрации, картинки, произведения народного и декоративно-прикладного искусства.

Введение

Человек и изобразительное искусство; урок изобразительного искусства; правила поведения и работы на уроках изобразительного искусства; правила организации рабочего места; материалы и инструменты, используемые в процессе изобразительной деятельности; правила их хранения.

Подготовительный период обучения

Формирование организационных умений: правильно сидеть, правильно держать и пользоваться инструментами (карандашами, кистью, красками), правильно располагать изобразительную поверхность на столе.

Сенсорное воспитание: различение формы предметов при помощи зрения, осязания и обводящих движений руки; узнавание и показ основных геометрических фигур и тел (круг, квадрат, прямоугольник, шар, куб); узнавание, называние и отражение в аппликации и рисунке цветов спектра; ориентировка на плоскости листа бумаги.

Развитие моторики рук: формирование правильного удержания карандаша и кисточки; формирование умения владеть карандашом; формирование навыка произвольной регуляции нажима; произвольного темпа движения (его замедление и ускорение), прекращения движения в нужной точке; направления движения.

Обучение приемам работы в изобразительной деятельности (лепке, выполнении аппликации, рисовании):

Приемы лепки:

― отщипывание кусков от целого куска пластилина и разминание;

― размазывание по картону;

― скатывание, раскатывание, сплющивание;

― примазывание частей при составлении целого объемного изображения.

Приемы работы с «подвижной аппликацией» для развития целостного восприятия объекта при подготовке детей к рисованию:

― складывание целого изображения из его деталей без фиксации на плоскости листа;

― совмещение аппликационного изображения объекта с контурным рисунком геометрической фигуры без фиксации на плоскости листа;

― расположение деталей предметных изображений или силуэтов на листе бумаги в соответствующих пространственных положениях;

― составление по образцу композиции из нескольких объектов без фиксации на плоскости листа.

Приемы выполнения аппликации из бумаги:

― приемы работы ножницами;

― раскладывание деталей аппликации на плоскости листа относительно друг друга в соответствии с пространственными отношениями: внизу, наверху, над, под, справа от …, слева от …, посередине;

― приемы соединения деталей аппликации с изобразительной поверхностью с помощью пластилина;

― приемы наклеивания деталей аппликации на изобразительную поверхность с помощью клея.

Приемы рисования твердыми материалами (карандашом, фломастером, ручкой):

― рисование с использованием точки (рисование точкой; рисование по заранее расставленным точкам предметов несложной формы по образцу);

― рисование разнохарактерных линий (упражнения в рисовании по клеткам прямых вертикальных, горизонтальных, наклонных, зигзагообразных линий; рисование дугообразных, спиралеобразных линий; линий замкнутого контура (круг, овал);

- рисование по клеткам предметов несложной формы с использованием этих линий (по образцу);

― рисование без отрыва руки с постоянной силой нажима и изменением силы нажима на карандаш;

- упражнения в рисовании линий;

- рисование предметов несложных форм (по образцу);

― штрихование внутри контурного изображения; правила штрихования; приемы штрихования (беспорядочная штриховка и упорядоченная штриховка в виде сеточки);

― рисование карандашом линий и предметов несложной формы двумя руками.

Приемы работы красками:

― приемы рисования руками: точечное рисование пальцами; линейное рисование пальцами; рисование ладонью, кулаком, ребром ладони;

― приемы трафаретной печати: печать тампоном, карандашной резинкой, смятой бумагой, трубочкой и т.п.;

приемы кистевого письма: примакивание кистью; наращивание массы; рисование сухой кистью; рисование по мокрому листу и т.д.

Обучение действиям с шаблонами и трафаретами:

― правила обведения шаблонов;

― обведение шаблонов геометрических фигур, реальных предметов несложных форм, букв, цифр.

Обучение композиционной деятельности

Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию

Формирование понятий: «предмет», «форма», «фигура», «силуэт», «деталь», «часть», «элемент», «объем», «пропорции», «конструкция», «узор», «орнамент», «скульптура», «барельеф», «симметрия», «аппликация» и т.п.

Разнообразие форм предметного мира. Сходство и контраст форм. Геометрические фигуры. Природные формы. Трансформация форм. Передача разнообразных предметов на плоскости и в пространстве и т.п.

Обследование предметов, выделение их признаков и свойств, необходимых для передачи в рисунке, аппликации, лепке предмета.

Соотнесение формы предметов с геометрическими фигурами (метод обобщения).

Передача пропорций предметов. Строение тела человека, животных и др.

Передача движения различных одушевленных и неодушевленных предметов.

Приемы и способы передачи формы предметов: лепка предметов из отдельных деталей и целого куска пластилина; составление целого изображения из деталей, вырезанных из бумаги; вырезание или обрывание силуэта предмета из бумаги по контурной линии; рисование по опорным точкам, до­рисовывание, обведение шаблонов, рисование по клеткам, самостоя­тель­ное рисование формы объекта и т.п.

Сходство и различия орнамента и узора. Виды орнаментов по форме: в полосе, замкнутый, сетчатый, по содержанию: геометрический, растительный, зооморфный, геральдический и т.д. Принципы построения орнамента в полосе, квадрате, круге, треугольнике (повторение одного элемента на протяжении всего орнамента; чередование элементов по форме, цвету; расположение элементов по краю, углам, в центре и т.п.).

Практическое применение приемов и способов передачи графических образов в лепке, аппликации, рисунке.

Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в рисунке с помощью красок

Понятия: «цвет», «спектр», «краски», «акварель», «гуашь», «живопись» и т.д.

Цвета солнечного спектра (основные, составные, дополнительные). Теплые и холодные цвета. Смешение цветов. Практическое овладение основами цветоведения.

Различение и обозначением словом, некоторых ясно различимых оттенков цветов.

Работа кистью и красками, получение новых цветов и оттенков путем смешения на палитре основных цветов, отражение светлотности цвета (светло-зеленый, темно-зеленый и т.д.).

Эмоциональное восприятие цвета. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния (радость, грусть). Роль белых и черных красок в эмоциональном звучании и выразительность образа. Подбор цветовых сочетаний при создании сказочных образов: добрые, злые образы.

Приемы работы акварельными красками: кистевое письмо ― примакивание кистью; рисование сухой кистью; рисование по мокрому листу (алла прима), послойная живопись (лессировка) и т.д.

Практическое применение цвета для передачи графических образов в рисовании с натуры или по образцу, тематическом и декоративном рисовании, аппликации.

Обучение восприятию произведений искусства

Примерные темы бесед:

«Изобразительное искусство в повседневной жизни человека. Работа художников, скульпторов, мастеров народных промыслов, дизайнеров».

«Виды изобразительного искусства». Рисунок, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусства, архитектура, дизайн.

«Как и о чем создаются картины» Пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетная картина. Какие материалы использует художник (краски, карандаши и др.). Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи и графики. Художники:

И. Билибин, В. Васнецов, Ю. Васнецов, В. Канашевич, А. Куинджи, А. Саврасов, И. Остроухова, А. Пластов, В. Поленов, И Левитан, К. Юон, М. Сарьян, П. Сезан, И. Шишкин и т.д.

«Как и о чем создаются скульптуры». Скульптурные изображения (статуя, бюст, статуэтка, группа из нескольких фигур). Какие материалы использует скульптор (мрамор, гранит, глина, пластилин и т.д.). Объем – основа языка скульптуры. Красота человека, животных, выраженная средствами скульптуры. Скульпторы: В. Ватагин, А. Опекушина, В. Мухина и т.д.

«Как и для чего создаются произведения декоративно-прикладного искусства». Истоки этого искусства и его роль в жизни человека (ук­ра­шение жилища, предметов быта, орудий труда, костюмы). Какие материалы используют художники-декораторы. Разнообразие форм в природе как ос­но­ва декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стеклах). Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Ознакомление с про­изведениями народных художественных промыслов в России с учетом мес­тных условий. Произведения мастеров расписных промыслов (хохломская, городецкая, гжельская, жостовская роспись и т.д.).

















































ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



1доп. класс

РАЗДЕЛ, ТЕМА

Часы


Подготовительный период


1

Изучение правил поведения и работы на уроках изобразительное искусства

1

2

Изучение правил организации рабочего места.


1

3

Изучение материалов и инструментов , используемых в процессе изобразительной деятельности. Правила их хранения

1

4

Формирование организационных умений: правильно сидеть , правильно держать и пользоваться инструментами (карандашами, кистью, красками)

1

5

Различение формы предметов при помощи зрения, осязания и обводящих движений рук

1

6

Узнавание и показ основных геометрических фигур и тел (круг, квадрат , шар, куб).

1

7

Узнавание и показ основных геометрических фигур и тел (круг, квадрат , шар, куб).

1

8

Узнавание, называние и отражение в рисунке цветов спектра.

1

9

Узнавание, называние и отражение в рисунке цветов спектра.

1

10

Узнавание, называние и отражение в рисунке цветов спектра.

1

11

Ориентировка на плоскости листа бумаги.

1

12

Ориентировка на плоскости листа бумаги.

1

13

Формирование правильного удержания карандаша и кисточки.


1

14

Формирование умения владеть карандашом.

1

15

Формирование навыка произвольной регуляции нажима.

1

16

Формирование произвольного темпа движения (его замедление и ускорение)

1

17

Формирование навыка прекращения движения в нужной точке.

1

18

Формирование навыка направления движения.

1

19

Приемы рисования твердыми материалами (карандашом, фломастером, ручкой).

Рисование по заранее расставленным точкам предметов несложной формы по образцу.(квадрат, овал, круг )


1

20

Рисование по заранее расставленным точкам предметов несложной формы по образцу.(квадрат, овал, круг )


1

21

Упражнения в рисовании по клеткам прямых вертикальных, горизонтальных , наклонных, зигзагообразных линий. Карандашом.

1

22

Упражнения в рисовании по клеткам прямых вертикальных, горизонтальных , наклонных, зигзагообразных линий. Фломастером.

1

23

Упражнения в рисовании по клеткам прямых вертикальных, горизонтальных , наклонных, зигзагообразных линий. Ручкой.

1

24

Упражнения в рисовании дугообразных, спиралеобразных линий. Карандашом.

1

25

Упражнения в рисовании дугообразных, спиралеобразных линий. Фломастером.

1

26

Рисование линий замкнутого контура.(овал, круг)

1

27

Рисование по клеткам предметов несложной формы с использованием этих линий (по образцу). «Морозные узоры».

1

28

Рисование по клеткам предметов несложной формы с использованием этих линий (по образцу). «Морозные узоры».

1

29

Приемы работы (цветными )карандашами.

Штрихование внутри контурного изображения. Правила штрихования. Приемы штрихования (беспорядочная штриховка и упорядоченная штриховка в виде сеточки)

1

30

Приемы работы (цветными )карандашами.

Штрихование внутри контурного изображения. Правила штрихования. Приемы штрихования (беспорядочная штриховка и упорядоченная штриховка в виде сеточки)

1

31

Приемы работы (цветными )карандашами.

Штрихование внутри контурного изображения. Правила штрихования. Приемы штрихования (беспорядочная штриховка и упорядоченная штриховка в виде сеточки)

1

32

Рисование карандашом линий и предметов несложной формы двумя руками.

1

33

Рисование карандашом линий и предметов несложной формы двумя руками.

1

34

Приемы работы красками.

Приемы рисования руками: точечное рисование пальцами. «Снег идет»

1

35

Приемы работы красками.

Приемы рисования руками: точечное рисование пальцами. «Снег идет»

1

36

Приемы рисования руками: линейное рисование пальцами, ладонью, ребром ладони.

1

37

Приемы трафаретной печати: смятой бумагой, трубочкой, штампами трафаретными.

1

38

Приемы кистевого письма:(примакивание кистью). «Дождик».

1

39

Приемы кистевого письма:(примакивание кистью). «Дождик».

1

40

Обучение действиям с шаблонами и трафаретами:

Изучение правил работы с шаблонами.


1

41

Обучение действиям с шаблонами и трафаретами:

Изучение правил работы с шаблонами. Обведение шаблонов геометрических фигур.


1

42

Обучение действиям с шаблонами и трафаретами:

Изучение правил работы с шаблонами. Обведение шаблонов реальных предметов несложных форм. (букв, цифр).


1

43

Обучение действиям с шаблонами и трафаретами:

Изучение правил работы с шаблонами. Обведение шаблонов реальных предметов несложных форм. (букв, цифр).


1

44

Обучение композиционной деятельности.

Развитие умений называть и дифференцировать цвета. Выполнение рисунков по замыслу учащихся.

1

45

Обучение композиционной деятельности.

Развитие умений называть и дифференцировать цвета. Выполнение рисунков по замыслу учащихся.

1

46

Рисование по трафарету квадрата и круга.

1

47

Рисование простейших узоров в полосе. Упражнения в проведении прямых линий разной толщины.

1

48

Рисование простейших узоров в полосе. Упражнения в проведении прямых линий разной толщины.

1

49

Виды орнаментов по форме: в полосе, замкнутый, по содержанию :геометрический, растительный.

1

50

Виды орнаментов по содержанию: геометрический, растительный.

Рисование орнамента из геометрических фигур.

1

51

Виды орнаментов по содержанию: геометрический, растительный.

Рисование орнамента из геометрических фигур.

1

52

Приемы кистевого письма:(примакивание кистью). «Почки »

1

53

Приемы кистевого письма:(примакивание кистью). Листочки»

1

54

Обведение шаблонов реальных предметов несложных форм. «Листья».


1

55

Обведение шаблонов реальных предметов несложных форм. «Фрукты».

1

56

Обведение шаблонов реальных предметов несложных форм. «Фрукты».

1

57

Обведение шаблонов реальных предметов несложных форм. «Овощи».

1

58

Обведение шаблонов реальных предметов несложных форм. «Овощи».

1

59

Штрихование внутри контурного изображения. Правила штрихования. Приемы штрихования «Воздушные шары»

1

60

Штрихование внутри контурного изображения. Правила штрихования. Приемы штрихования «Фрукты»

1

61

Штрихование внутри контурного изображения. Правила штрихования. Приемы штрихования (беспорядочная штриховка )«Фрукты»

1

62

Декоративное рисование. Салфеточка прямоугольной формы.

1

63

Декоративное рисование. Салфеточка прямоугольной формы.

1

64

Декоративное рисование. Праздничные флажки.

1

65

Декоративное рисование. Праздничные флажки.

1

66

Здравствуй, лето (техника «печатание»)

1

































1 класс

РАЗДЕЛ, ТЕМА

Часы

1

Обучение композиционной деятельности.

Вводный урок. Развитие умений называть и дифференцировать цвета. Выполнение рисунков по замыслу учащихся.

1

2

Рисование по трафарету квадрата и круга.

1

3

Рисование по трафарету прямоугольника и треугольника.

1

4

Упражнение в проведении прямых вертикальных, горизонтальных линий на бумаге в клетку.

1

5

Рисование простейших узоров в полосе. Упражнения в проведении прямых линий разной толщины.

1

6

Составление в полосе узора из кругов и квадратов.

1

7

Рисование по опорным точкам несложных предметов.

1

8

Рисование квадрата по опорным точкам. Деление квадрата на равные части.

1

9

Рисование круга по трафарету. Деление круга на части.

1

10

Декоративное рисование. Салфеточка прямоугольной формы.

1

11

Рисование орнамента по образцу.

1

12

Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции и конструкцию.

Рисование с натуры папки для бумаг. Беседа по картинам.

1

13

Декоративное рисование. Праздничные флажки.

1

14

Рисование с натуры. Беседа по картинам.

1

15

Рисование в полосе узора из веточек ели.

1

16

Рисование на тему «Новогодняя елка».

1

17

Рисование с натуры зимних вещей (шарф и вязаная шапочка).

1

18

Рисование на тему «Снежная баба».

1

19



Развитие у учащихся восприятия цвета предметов и форми­рование умений передавать его в живописи. Рисование с натуры светофора.

1

20

Рисование узора из кругов и треугольников.

1

21

Рисование связки воздушных шаров. Беседа по картинкам.

1

22

Рисование узора для открытки к дню 8 Марта

1

23

Составление в полосе узора для закладки.

1

24

Рисование с натуры игрушки-кораблика.

1

25

Рисование с натуры башенки из элементов строительного материала.

1

26

Рисование на тему сказки «Колобок»

1

27

Декоративное рисование. Деление круга на равные части.

1

28

Обучение восприятию произве­дений искусства.

Рисование на тему «Спутник в полете».

1

29

Рисование с натуры носового платка.

1

30

Составление в полосе узора из треугольников. Беседа по картинам.

1

31

Декоративное рисование. Составление узора для полотенца.

1

32,33

Рисование в полосе узора из растительных форм.

2
















2 класс

/п

РАЗДЕЛ,ТЕМА

Часы

1

Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции и конструкцию.

Рисование с натуры овощей и фруктов.

1

2

Рисование с натуры грибов разных видов.

1

3

Рисование в полосе узора из листьев и ягод по образцу.

1

4

Самостоятельное составление учащимися узора в полосе.

1

5

Рисование орнамента в квадрате.

1

6

Рисование в квадрате узора из веточек с листочками.

1

7

Рисование на тему «Деревья осенью».

1

8

Рисование орнамента по образцу.

1

9

Рисование орнамента в квадрате.

1

10

Рисование в квадрате узора из веточек ели.

1

11

Рисование с натуры ветки ели.

1

12

Рисование праздничных флажков.

1

13

Рисование на тему «Ветка с ёлочными игрушками».

1

14

Рисование ёлочных украшений.

1

15

Рисование на тему «Подарки к новому году».

1

16

Развитие у учащихся восприятия цвета предметов и форми­рование умений передавать его в живописи.

Рисование на тему «Зима». Беседа по картинам.

1

17

Рисование на тему «Снежные бабы».

1

18

Рисование с натуры знакомых предметов несложной формы.

1

19

Рисование с натуры рыбки – игрушки.

1

20

Рисование на тему «Рыбки в аквариуме».

1

21

Рисование с натуры рамки для картин.

1

22

Рисование с натуры портфеля.

1

23

Рисование открытки к 8 марта.

1

24

Рисование в полосе узора из квадратов и треугольников.

1

25

Рисование в полосе из треугольников.

1

26

Рисование с натуры дорожного знака «Впереди опасность». Беседа по картинам.

1

27

Рисование узора в круге («расписная тарелка»).

1

28

Рисование геометрических форм.

1

29

Обучение восприятию произве­дений искусства.

Рисование в полосе узора из треугольников и листочков. Беседа по картинкам.

1

30,31

Рисование с натуры башенки из элементов строительного материала.

2

32,33

Рисование с натуры весенних цветов. Беседа по картинкам.

2





3 класс

/п

РАЗДЕЛ,ТЕМА

Часы


Осень

Обучение композиционной деятельности .


1

Рисование с натуры: «Осенние листья».

1

2

Декоративное рисование в полосе ветки с листьями.

1

3

Тематическое рисование «Парк осенью».

1

4

Рисование с натуры: «Овощи».

1

5

Рисование с натуры: «Фрукты».

1

6

Тематическое рисование: «Грибное лукошко».

1

7

Рисование с натуры: «Доска для резания овощей».

1

8

Декоративное рисование шахматный узор в квадрате.

1

9

Иллюстрирование сказки «Теремок».

1

10

Иллюстрирование сказки «Теремок».

1

11

Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции и конструкцию.

Рисование с натуры: «Игрушечный домик».

1

12

Иллюстрирование сказки прочитанной учителем.

1


Зима


13

Декоративное рисование. Узор в полосе из снежинок и веточек ели.

1

14

Тематическое рисование «нарядная елка».

1

15

Тематическое рисование: «ёлка зимой».

1

16

Развитие у учащихся восприятия цвета предметов и форми­рование умений передавать его в живописи .

Декоративное рисование. Узор для тарелки в стиле росписи «Гжель».

1

17

Декоративное рисование: «узор для рукавичек».

1

18

Декоративное рисование: «узор из симметрично повторяющихся элементов».

1

19

Рисование с натуры: «молоток».

1

20

Рисование с натуры: «лопатка».

1

21

Декоративное рисование: «орнамент в квадрате».

1

22

Рисование открытки к 23 февраля.

1

23

Декоративное рисование: «Открытка для мамы».

1


Весна


24

Тематическое рисование: первые весенние цветы.

1

25

Декоративное рисование: орнамент в квадрате.

1

26

Обучение восприятию произве­дений искусства

Рисование с натуры: постройка из элементов строительного материала.

1

27

Рисование с натуры: игрушка машина.

1

28

Декоративное рисование: узор в полосе из растительных форм.

1

29

Рисование с натуры: ветки весеннего дерева.

1

30

Тематическое рисование: «деревья весной».

1

32,33

Тематическое рисование: тюльпаны и нарциссы.

2

4 класс


РАЗДЕЛ,ТЕМА

Часы

1

Обучение композиционной деятельности

Рисование на тему: «Картинка про лето».

1

2

Рисование с натуры овощей и фруктов.

1

3

Рисование с натуры листа дерева.

1

4

Рисование с натуры ветки рябины.

1

5

Составление узора в квадрате из растительных форм.

1

6

Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции и конструкцию

Беседа «Декоративно-прикладное искусство».

1

7

Рисование на тему «Сказочная избушка».

1

8

Рисование с натуры предметов цилиндрической формы.

1

9

Развитие у учащихся восприятия цвета предметов и форми­рование умений передавать его в живописи

Рисование с натуры грузовика.

1

10

Рисование на тему: «Виды транспорта».

1

11

Рисование с образца геометрического орнамента.

1

12

Рисование пятиконечной звезды.

1

13

Декоративное рисование «Снежинки».

1

14

Рисование кормушек для птиц.

1

15

Рисование с натуры игрушки – автобуса.

1

16

Свободное рисование на тему: "Подарок от Деда Мороза."

1

17

Рисование с натуры раскладной пирамидки.

1

18

Рисование с натуры цветочного горшка.

1

19

Рисование с натуры: «Бумажный стаканчик».

1

20

Рисование открытки к 23 февраля.

1

21

Рисование ветки мимозы.

1

22

Декоративное рисование. Открытка к празднику 8 Марта.

1

23

Беседа по картинам. Рисование на тему: « Пришла весна».

1

24

Рисование с натуры скворечника.

1

25

Обучение восприятию произве­дений искусства

Декоративное рисование. Составление в круге узора из лепестков.

1

26

Рисование на тему: «Спутники в космосе».

1

27

Рисование с натуры: «Пила».

1

28

Декоративное рисование: «Открытка к 1 мая».

1

29

Рисование ветки с листьями.

1

30

Рисование на тему: "День Победы".

1

31

Рисование на тему: «Салют на Красной площади».

1

32

Рисование на тему: «Весенние цветы».

1

33

Рисование на тему: «Бабочка».

1












































  1. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Учебные пособия

  1. Зыкова М. А., Рау М. Ю. Изобразительное искусство. 1 класс. Учебник. Адаптированные программы. ФГОС ОВЗ

  2. Зыкова М. А., Рау М. Ю. Изобразительное искусство. 2 класс. Учебник. Адаптированные программы. ФГОС ОВЗ

  3. Зыкова М. А., Рау М. Ю. Изобразительное искусство. 3 класс. Учебник. Адаптированные программы. ФГОС ОВЗ

  4. Зыкова М. А., Рау М. Ю. Изобразительное искусство. 4 класс. Учебник. Адаптированные программы. ФГОС ОВЗ

Технические средства

1. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.

2. Магнитная доска.

3. Персональный компьютер.

4. Интерактивная доска

5. Проектор

Учебно-практическое оборудование

  1. Печатные пособия:

―портреты русских и зарубежных художников;

―таблицы по цветоведению, построению орнамента; таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта;

―схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека;

―таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству;

2. Шаблоны:

―моделей и натурального ряда (фигуры);

―муляжи фруктов и овощей (комплект);

―гербарии;

―изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов; ―гипсовые геометрические тела;

―гипсовые орнаменты;

―модель фигуры человека, животных, птиц, рыб;

―керамические изделия;

―предметы быта (кофейники, кувшины, чайный сервиз)











38