ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ШКОЛА № 2124 "ЦЕНТР РАЗВИТИЯ И КОРРЕКЦИИ"
СОГЛАСОВАНО | УТВЕРЖДАЮ |
Научно-методическим советом ГКОУ «Школа № 2124» | Заместитель директора по содержанию образования ГКОУ «Школа 2124» |
Протокол № ___ от «__» ______ 2020г _________________________________ | _________________________________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету (учебному курсу) Изобразительное искусство
в соответствии с адаптированной основной общеобразовательной программой обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями ) - ( вариант 9.1)
(срок обучения 1-4 года) (5 лет)
СОДЕРЖАНИЕ
№ | раздел | страница |
| | |
| Пояснительная записка | 3-5 |
| Планируемые результаты | 5 |
| 1 класс | 5-6 |
| 1 дополнительный класс | 6-7 |
| 2 класс | 7 |
| 3 класс | 8 |
| 4 класс | 8-9 |
| Основное содержание учебного предмета | 9-13 |
| Тематическое планирование | 14 |
| 1 дополнительный класс | 14-18 |
| 1 класс | 19-20 |
| 2 класс | 21 |
| 3 класс | 22 |
| 4 класс | 23-24 |
| Материально-техническое обеспечение предмета (курса) | 25-26 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету (курсу) «Изобразительное искусство» предназначена для обучения школьников с интеллектуальными нарушениями и составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья ФГОС НОО ОВЗ), а именно – детей с интеллектуальными нарушениями и требованиями Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования (АООП НОО) обучающихся с умственной отсталостью , вариант 9.1.
Изучение предмета заключается во всестороннем развитии личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)в процессе приобщения его к художественной культуре и обучения умению видеть прекрасное в жизни и искусстве; формировании элементарных знаний об изобразительном искусстве, общих и специальных умений и навыков изобразительной деятельности , развитие зрительного восприятия формы, величины, конструкции, цвета предмета, его положения в пространстве, а также адекватного отображения его в рисунке, развитие умения пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни.
Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно-развивающее значение. Уроки изобразительного искусства оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности ребенка с ОВЗ, воспитанию у него положительных навыков и привычек.
Цель предмета (курса)
- формирование умений и навыков изобразительной деятельности, их применение для решения практических задач.
Задачи предмета (курса)
- воспитание интереса к изобразительному искусству;
- раскрытие значения изобразительного искусства в жизни человека;
- воспитание в детях эстетического чувства и понимания красоты окружающего мира, художественного вкуса;
- формирование элементарных знаний о видах и жанрах изобразительного искусства, расширение художественно-эстетического кругозора;
- развитие эмоционального восприятия произведений искусства, умения анализировать их содержание и формулировать свое мнение о них;
- формирование знаний элементарных основ реалистического рисунка;
- обучение изобразительным техникам и приемам с использованием различных материалов, инструментов и приспособлений, в том числе экспериментирование и работа в нетрадиционных техниках;
- развитие художественного вкуса: умения отличать «красивое» от «некрасивого»
- обучение разным видам изобразительной деятельности (рисованию, аппликации, лепке);
- обучение правилам и законам композиции, цветоведения, построения орнамента и др., применяемых в разных видах изобразительной деятельности;
- формирование умения создавать простейшие художественные образы с натуры и по образцу, по памяти, представлению и воображению;
- развитие умения выполнять тематические и декоративные композиции;
- воспитание у обучающихся умения согласовано и продуктивно работать в группах, выполняя определенный этап работы для получения результата общей изобразительной деятельности («коллективное рисование», «коллективная аппликация»).
Коррекция недостатков психического и физического развития обучающихся на уроках изобразительного искусства заключается в следующем:
- коррекции познавательной деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в изображаемом объекте существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами;
- развитии аналитических способностей, умений сравнивать, обобщать; формирование умения ориентироваться в задании; планировать художественные работы, последовательно выполнять рисунок, аппликацию, лепку предмета; контролировать свои действия;
- коррекции ручной моторики; улучшения зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразных технических приемов рисования, лепки и выполнения аппликации;
- развитие зрительной памяти, внимания, наблюдательности, образного мышления, представления и воображения.
Место курса в учебном плане
Предмет «Изобразительное искусство» входит в предметную область «Искусство» и является обязательной частью учебного плана начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Рабочая программа отражена в пяти разделах: «Подготовительный период обучения», «Обучение композиционной деятельности», «Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию»; «Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в живописи», «Обучение восприятию произведений искусства».
Рабочая программа по изобразительному искусству рассчитана на:
- 1 класс – 33часа (33 недели по 1 часу в неделю);
- 1доп. класс – 66 часов (34 недели по 2 часу в неделю);
- 2 класс – 34часа (34 недели по 1 часу в неделю);
- 3 класс – 34 часа (34 недели по 1 часу в неделю);
- 4 класс – 34 часа (34 недели по 1 часу в неделю).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
Личностные:
- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
- осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру;
- целостное восприятие окружающего мира;
- развитая мотивация к учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий;
- рефлесивная самооценка, умение анализировать свои действия и управлять ими;
- навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
- установка на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.
Предметные результаты
Основные требования к знаниям и умениям учащихся 1 класса:
Минимальный уровень:
- организовывать свое рабочее место, правильно сидеть за партой (столом), правильно держать тетрадь для рисования и карандаш;
- выполняя рисунки, использовать только одну сторону листа бумаги;
- обводить карандашом шаблоны несложной формы;
- узнавать и различать в иллюстрациях изображения предметов, животных, растений, известных детям из ближайшего окружения, сравнивать их между собой.
- различать и называть цвета;
- ориентироваться на плоскости листа бумаги и в готовой геометрической форме с помощью учителя;
- рисовать от руки предметы округлой, треугольной и прямоугольной формы;
- узнавать в иллюстрациях персонажей народных сказок, проявлять эмоционально-эстетическое отношение к ним.
Достаточный уровень:
- соединять точки, проводить от руки вертикальные, горизонтальные, наклонные, округлые (замкнутые) линии;
- использовать данные учителем ориентиры (опорные точки) и в соответствии с ними размещать изображение на листе бумаги;
- ориентироваться на плоскости листа бумаги;
- закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры рисунка и направление штрихов (сверху вниз, слева направо, наискось);
- узнавать и показывать основные геометрические фигуры и тела;
- передавать в рисунках основную форму предметов, устанавливать ее сходство с известными геометрическими формами с помощью учителя;
- понимать принцип повторения или чередования элементов в узоре (по форме, по цвету).
Основные требования к знаниям и умениям учащихся 1 доп. класса:
Минимальный уровень:
- организовывать свое рабочее место, правильно сидеть за партой (столом), правильно держать тетрадь для рисования и карандаш;
- выполняя рисунки, использовать только одну сторону листа бумаги;
- обводить карандашом шаблоны несложной формы;
- узнавать и различать в иллюстрациях изображения предметов, животных, растений, известных детям из ближайшего окружения, сравнивать их между собой.
- различать и называть цвета;
- ориентироваться на плоскости листа бумаги и в готовой геометрической форме с помощью учителя;
- рисовать от руки предметы округлой, треугольной и прямоугольной формы;
- узнавать в иллюстрациях персонажей народных сказок, проявлять эмоционально-эстетическое отношение к ним.
Достаточный уровень:
- соединять точки, проводить от руки вертикальные, горизонтальные, наклонные, округлые (замкнутые) линии;
- использовать данные учителем ориентиры (опорные точки) и в соответствии с ними размещать изображение на листе бумаги;
- ориентироваться на плоскости листа бумаги;
- закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры рисунка и направление штрихов (сверху вниз, слева направо, наискось);
- узнавать и показывать основные геометрические фигуры и тела;
- передавать в рисунках основную форму предметов, устанавливать ее сходство с известными геометрическими формами с помощью учителя;
- понимать принцип повторения или чередования элементов в узоре (по форме, по цвету).
Основные требования к знаниям и умениям учащихся 2 класса:
Минимальный уровень
- свободно, без напряжения проводить от руки линии в нужных направлениях, не поворачивая при этом лист бумаги;
- ориентироваться на плоскости листа бумаги и в готовой геометрической форме в соответствии с инструкцией учителя;
- использовать данные учителем ориентиры (опорные точки) и в соответствии с ними размещать изображения, направления штрихов и равномерный характер нажима на карандаш;
- рисовать от руки предметы округлой, прямоугольной и треугольной формы;
- понимать принцип повторения или чередования элементов в узоре (по форме, цвету);
- различать и знать названия цветов;
- узнавать в иллюстрациях персонажей народных сказок, проявлять эмоционально-эстетическое отношение к ним.
Достаточный уровень
- знать названия художественных материалов, инструментов и приспособлений; их свойств, назначения, правил хранения, санитарно-гигиенических требований при работе с ними;
- знать элементарные правила композиции, цветоведения, передачи формы предмета и др.;
- уметь изображать с натуры, по памяти, представлению, воображению предметы несложной формы;
- уметь ориентироваться в пространстве листа;
- размещать изображение одного предмета в соответствии с параметрами изобразительной поверхности;
- уметь рисовать с натуры, по памяти после предварительных наблюдений и адекватно передавать все признаки и свойства изображаемого объекта.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся 3 класса:
Минимальный уровень
-правильно располагать лист бумаги (по вертикали или горизонтали) в зависимости от пространственного расположения изображаемого предмета;
-самостоятельно размещать изображение отдельно взятого предмета посередине листа бумаги;
-ориентироваться на плоскости листа бумаги и в готовой геометрической форме;
-правильно распределять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги;
-делить лист на глаз на две и четыре равные части;
-анализировать с помощью учителя строение предмета;
-изображать от руки предметы разной формы, передавая их характерные особенности;
-рисовать узоры из геометрических и растительных форм в полосе и квадрате (по образцу);
-различать и называть цвета и их оттенки;
-узнавать в иллюстрациях книг и в репродукциях художественных картин характерные признаки времен года, передаваемые средствами изобразительного искусства;
Достаточный уровень
-в рисунках на темы изображать основания более близких предметов ниже, дальних предметов — выше; изображать близкие предметы крупнее дальних, хотя и равных по величине;
-анализировать свой рисунок, отмечать в работе достоинства и недостатки;
-уметь рисовать с натуры, по памяти после предварительных наблюдений и адекватно передавать все признаки и свойства изображаемого объекта.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся 4 класса:
Минимальный уровень
-правильно располагать лист бумаги (по вертикали или горизонтали) в зависимости от пространственного расположения изображаемого;
-самостоятельно размещать изображение отдельно взятого предмета посередине листа бумаги;
-ориентироваться на плоскости листа бумаги и в готовой геометрической форме;
-правильно распределять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги;
-делить лист на глаз на две и четыре равные части;
-анализировать с помощью учителя строение предмета;
-изображать от руки предметы разной формы, передавая их характерные особенности;
-рисовать узоры из геометрических и растительных форм в полосе и квадрате (по образцу);
-различать и называть цвета и их оттенки;
-узнавать в иллюстрациях книг и в репродукциях художественных картин характерные признаки времен года, передаваемые средствами изобразительного искусства;
Достаточный уровень
-в рисунках на темы изображать основания более близких предметов ниже, дальних предметов — выше; изображать близкие предметы крупнее дальних, хотя и равных по величине;
-анализировать свой рисунок, отмечать в работе достоинства и недостатки;
-уметь рисовать с натуры, по памяти после предварительных наблюдений и адекватно передавать все признаки и свойства изображаемого объекта.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Содержание программы отражено в пяти разделах: «Подготовительный период обучения», «Обучение композиционной деятельности», «Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию»; «Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в живописи», «Обучение восприятию произведений искусства».
Программой предусматриваются следующие виды работы:
― рисование с натуры и по образцу (готовому изображению); рисование по памяти, представлению и воображению; рисование на свободную и заданную тему; декоративное рисование;
― лепка объемного и плоскостного изображения (барельеф на картоне) с натуры или по образцу, по памяти, воображению; лепка на тему; лепка декоративной композиции;
― выполнение плоскостной и объемной аппликаций (без фиксации деталей на изобразительной поверхности («подвижная аппликация») и с фиксацией деталей на изобразительной плоскости с помощью пластилина и клея) с натуры, по образцу, представлению, воображению; выполнение предметной, сюжетной и декоративной аппликации;
― проведение беседы о содержании рассматриваемых репродукций с картины художников, книжной иллюстрации, картинки, произведения народного и декоративно-прикладного искусства.
Введение
Человек и изобразительное искусство; урок изобразительного искусства; правила поведения и работы на уроках изобразительного искусства; правила организации рабочего места; материалы и инструменты, используемые в процессе изобразительной деятельности; правила их хранения.
Подготовительный период обучения
Формирование организационных умений: правильно сидеть, правильно держать и пользоваться инструментами (карандашами, кистью, красками), правильно располагать изобразительную поверхность на столе.
Сенсорное воспитание: различение формы предметов при помощи зрения, осязания и обводящих движений руки; узнавание и показ основных геометрических фигур и тел (круг, квадрат, прямоугольник, шар, куб); узнавание, называние и отражение в аппликации и рисунке цветов спектра; ориентировка на плоскости листа бумаги.
Развитие моторики рук: формирование правильного удержания карандаша и кисточки; формирование умения владеть карандашом; формирование навыка произвольной регуляции нажима; произвольного темпа движения (его замедление и ускорение), прекращения движения в нужной точке; направления движения.
Обучение приемам работы в изобразительной деятельности (лепке, выполнении аппликации, рисовании):
Приемы лепки:
― отщипывание кусков от целого куска пластилина и разминание;
― размазывание по картону;
― скатывание, раскатывание, сплющивание;
― примазывание частей при составлении целого объемного изображения.
Приемы работы с «подвижной аппликацией» для развития целостного восприятия объекта при подготовке детей к рисованию:
― складывание целого изображения из его деталей без фиксации на плоскости листа;
― совмещение аппликационного изображения объекта с контурным рисунком геометрической фигуры без фиксации на плоскости листа;
― расположение деталей предметных изображений или силуэтов на листе бумаги в соответствующих пространственных положениях;
― составление по образцу композиции из нескольких объектов без фиксации на плоскости листа.
Приемы выполнения аппликации из бумаги:
― приемы работы ножницами;
― раскладывание деталей аппликации на плоскости листа относительно друг друга в соответствии с пространственными отношениями: внизу, наверху, над, под, справа от …, слева от …, посередине;
― приемы соединения деталей аппликации с изобразительной поверхностью с помощью пластилина;
― приемы наклеивания деталей аппликации на изобразительную поверхность с помощью клея.
Приемы рисования твердыми материалами (карандашом, фломастером, ручкой):
― рисование с использованием точки (рисование точкой; рисование по заранее расставленным точкам предметов несложной формы по образцу);
― рисование разнохарактерных линий (упражнения в рисовании по клеткам прямых вертикальных, горизонтальных, наклонных, зигзагообразных линий; рисование дугообразных, спиралеобразных линий; линий замкнутого контура (круг, овал);
- рисование по клеткам предметов несложной формы с использованием этих линий (по образцу);
― рисование без отрыва руки с постоянной силой нажима и изменением силы нажима на карандаш;
- упражнения в рисовании линий;
- рисование предметов несложных форм (по образцу);
― штрихование внутри контурного изображения; правила штрихования; приемы штрихования (беспорядочная штриховка и упорядоченная штриховка в виде сеточки);
― рисование карандашом линий и предметов несложной формы двумя руками.
Приемы работы красками:
― приемы рисования руками: точечное рисование пальцами; линейное рисование пальцами; рисование ладонью, кулаком, ребром ладони;
― приемы трафаретной печати: печать тампоном, карандашной резинкой, смятой бумагой, трубочкой и т.п.;
приемы кистевого письма: примакивание кистью; наращивание массы; рисование сухой кистью; рисование по мокрому листу и т.д.
Обучение действиям с шаблонами и трафаретами:
― правила обведения шаблонов;
― обведение шаблонов геометрических фигур, реальных предметов несложных форм, букв, цифр.
Обучение композиционной деятельности
Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию
Формирование понятий: «предмет», «форма», «фигура», «силуэт», «деталь», «часть», «элемент», «объем», «пропорции», «конструкция», «узор», «орнамент», «скульптура», «барельеф», «симметрия», «аппликация» и т.п.
Разнообразие форм предметного мира. Сходство и контраст форм. Геометрические фигуры. Природные формы. Трансформация форм. Передача разнообразных предметов на плоскости и в пространстве и т.п.
Обследование предметов, выделение их признаков и свойств, необходимых для передачи в рисунке, аппликации, лепке предмета.
Соотнесение формы предметов с геометрическими фигурами (метод обобщения).
Передача пропорций предметов. Строение тела человека, животных и др.
Передача движения различных одушевленных и неодушевленных предметов.
Приемы и способы передачи формы предметов: лепка предметов из отдельных деталей и целого куска пластилина; составление целого изображения из деталей, вырезанных из бумаги; вырезание или обрывание силуэта предмета из бумаги по контурной линии; рисование по опорным точкам, дорисовывание, обведение шаблонов, рисование по клеткам, самостоятельное рисование формы объекта и т.п.
Сходство и различия орнамента и узора. Виды орнаментов по форме: в полосе, замкнутый, сетчатый, по содержанию: геометрический, растительный, зооморфный, геральдический и т.д. Принципы построения орнамента в полосе, квадрате, круге, треугольнике (повторение одного элемента на протяжении всего орнамента; чередование элементов по форме, цвету; расположение элементов по краю, углам, в центре и т.п.).
Практическое применение приемов и способов передачи графических образов в лепке, аппликации, рисунке.
Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в рисунке с помощью красок
Понятия: «цвет», «спектр», «краски», «акварель», «гуашь», «живопись» и т.д.
Цвета солнечного спектра (основные, составные, дополнительные). Теплые и холодные цвета. Смешение цветов. Практическое овладение основами цветоведения.
Различение и обозначением словом, некоторых ясно различимых оттенков цветов.
Работа кистью и красками, получение новых цветов и оттенков путем смешения на палитре основных цветов, отражение светлотности цвета (светло-зеленый, темно-зеленый и т.д.).
Эмоциональное восприятие цвета. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния (радость, грусть). Роль белых и черных красок в эмоциональном звучании и выразительность образа. Подбор цветовых сочетаний при создании сказочных образов: добрые, злые образы.
Приемы работы акварельными красками: кистевое письмо ― примакивание кистью; рисование сухой кистью; рисование по мокрому листу (алла прима), послойная живопись (лессировка) и т.д.
Практическое применение цвета для передачи графических образов в рисовании с натуры или по образцу, тематическом и декоративном рисовании, аппликации.
Обучение восприятию произведений искусства
Примерные темы бесед:
«Изобразительное искусство в повседневной жизни человека. Работа художников, скульпторов, мастеров народных промыслов, дизайнеров».
«Виды изобразительного искусства». Рисунок, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусства, архитектура, дизайн.
«Как и о чем создаются картины» Пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетная картина. Какие материалы использует художник (краски, карандаши и др.). Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи и графики. Художники:
И. Билибин, В. Васнецов, Ю. Васнецов, В. Канашевич, А. Куинджи, А. Саврасов, И. Остроухова, А. Пластов, В. Поленов, И Левитан, К. Юон, М. Сарьян, П. Сезан, И. Шишкин и т.д.
«Как и о чем создаются скульптуры». Скульптурные изображения (статуя, бюст, статуэтка, группа из нескольких фигур). Какие материалы использует скульптор (мрамор, гранит, глина, пластилин и т.д.). Объем – основа языка скульптуры. Красота человека, животных, выраженная средствами скульптуры. Скульпторы: В. Ватагин, А. Опекушина, В. Мухина и т.д.
«Как и для чего создаются произведения декоративно-прикладного искусства». Истоки этого искусства и его роль в жизни человека (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюмы). Какие материалы используют художники-декораторы. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стеклах). Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России с учетом местных условий. Произведения мастеров расписных промыслов (хохломская, городецкая, гжельская, жостовская роспись и т.д.).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1доп. класс
№ | РАЗДЕЛ, ТЕМА | Часы |
| Подготовительный период | |
1 | Изучение правил поведения и работы на уроках изобразительное искусства | 1 |
2 | Изучение правил организации рабочего места. | 1 |
3 | Изучение материалов и инструментов , используемых в процессе изобразительной деятельности. Правила их хранения | 1 |
4 | Формирование организационных умений: правильно сидеть , правильно держать и пользоваться инструментами (карандашами, кистью, красками) | 1 |
5 | Различение формы предметов при помощи зрения, осязания и обводящих движений рук | 1 |
6 | Узнавание и показ основных геометрических фигур и тел (круг, квадрат , шар, куб). | 1 |
7 | Узнавание и показ основных геометрических фигур и тел (круг, квадрат , шар, куб). | 1 |
8 | Узнавание, называние и отражение в рисунке цветов спектра. | 1 |
9 | Узнавание, называние и отражение в рисунке цветов спектра. | 1 |
10 | Узнавание, называние и отражение в рисунке цветов спектра. | 1 |
11 | Ориентировка на плоскости листа бумаги. | 1 |
12 | Ориентировка на плоскости листа бумаги. | 1 |
13 | Формирование правильного удержания карандаша и кисточки. | 1 |
14 | Формирование умения владеть карандашом. | 1 |
15 | Формирование навыка произвольной регуляции нажима. | 1 |
16 | Формирование произвольного темпа движения (его замедление и ускорение) | 1 |
17 | Формирование навыка прекращения движения в нужной точке. | 1 |
18 | Формирование навыка направления движения. | 1 |
19 | Приемы рисования твердыми материалами (карандашом, фломастером, ручкой). Рисование по заранее расставленным точкам предметов несложной формы по образцу.(квадрат, овал, круг ) | 1 |
20 | Рисование по заранее расставленным точкам предметов несложной формы по образцу.(квадрат, овал, круг ) | 1 |
21 | Упражнения в рисовании по клеткам прямых вертикальных, горизонтальных , наклонных, зигзагообразных линий. Карандашом. | 1 |
22 | Упражнения в рисовании по клеткам прямых вертикальных, горизонтальных , наклонных, зигзагообразных линий. Фломастером. | 1 |
23 | Упражнения в рисовании по клеткам прямых вертикальных, горизонтальных , наклонных, зигзагообразных линий. Ручкой. | 1 |
24 | Упражнения в рисовании дугообразных, спиралеобразных линий. Карандашом. | 1 |
25 | Упражнения в рисовании дугообразных, спиралеобразных линий. Фломастером. | 1 |
26 | Рисование линий замкнутого контура.(овал, круг) | 1 |
27 | Рисование по клеткам предметов несложной формы с использованием этих линий (по образцу). «Морозные узоры». | 1 |
28 | Рисование по клеткам предметов несложной формы с использованием этих линий (по образцу). «Морозные узоры». | 1 |
29 | Приемы работы (цветными )карандашами. Штрихование внутри контурного изображения. Правила штрихования. Приемы штрихования (беспорядочная штриховка и упорядоченная штриховка в виде сеточки) | 1 |
30 | Приемы работы (цветными )карандашами. Штрихование внутри контурного изображения. Правила штрихования. Приемы штрихования (беспорядочная штриховка и упорядоченная штриховка в виде сеточки) | 1 |
31 | Приемы работы (цветными )карандашами. Штрихование внутри контурного изображения. Правила штрихования. Приемы штрихования (беспорядочная штриховка и упорядоченная штриховка в виде сеточки) | 1 |
32 | Рисование карандашом линий и предметов несложной формы двумя руками. | 1 |
33 | Рисование карандашом линий и предметов несложной формы двумя руками. | 1 |
34 | Приемы работы красками. Приемы рисования руками: точечное рисование пальцами. «Снег идет» | 1 |
35 | Приемы работы красками. Приемы рисования руками: точечное рисование пальцами. «Снег идет» | 1 |
36 | Приемы рисования руками: линейное рисование пальцами, ладонью, ребром ладони. | 1 |
37 | Приемы трафаретной печати: смятой бумагой, трубочкой, штампами трафаретными. | 1 |
38 | Приемы кистевого письма:(примакивание кистью). «Дождик». | 1 |
39 | Приемы кистевого письма:(примакивание кистью). «Дождик». | 1 |
40 | Обучение действиям с шаблонами и трафаретами: Изучение правил работы с шаблонами. | 1 |
41 | Обучение действиям с шаблонами и трафаретами: Изучение правил работы с шаблонами. Обведение шаблонов геометрических фигур. | 1 |
42 | Обучение действиям с шаблонами и трафаретами: Изучение правил работы с шаблонами. Обведение шаблонов реальных предметов несложных форм. (букв, цифр). | 1 |
43 | Обучение действиям с шаблонами и трафаретами: Изучение правил работы с шаблонами. Обведение шаблонов реальных предметов несложных форм. (букв, цифр). | 1 |
44 | Обучение композиционной деятельности. Развитие умений называть и дифференцировать цвета. Выполнение рисунков по замыслу учащихся. | 1 |
45 | Обучение композиционной деятельности. Развитие умений называть и дифференцировать цвета. Выполнение рисунков по замыслу учащихся. | 1 |
46 | Рисование по трафарету квадрата и круга. | 1 |
47 | Рисование простейших узоров в полосе. Упражнения в проведении прямых линий разной толщины. | 1 |
48 | Рисование простейших узоров в полосе. Упражнения в проведении прямых линий разной толщины. | 1 |
49 | Виды орнаментов по форме: в полосе, замкнутый, по содержанию :геометрический, растительный. | 1 |
50 | Виды орнаментов по содержанию: геометрический, растительный. Рисование орнамента из геометрических фигур. | 1 |
51 | Виды орнаментов по содержанию: геометрический, растительный. Рисование орнамента из геометрических фигур. | 1 |
52 | Приемы кистевого письма:(примакивание кистью). «Почки » | 1 |
53 | Приемы кистевого письма:(примакивание кистью). Листочки» | 1 |
54 | Обведение шаблонов реальных предметов несложных форм. «Листья». | 1 |
55 | Обведение шаблонов реальных предметов несложных форм. «Фрукты». | 1 |
56 | Обведение шаблонов реальных предметов несложных форм. «Фрукты». | 1 |
57 | Обведение шаблонов реальных предметов несложных форм. «Овощи». | 1 |
58 | Обведение шаблонов реальных предметов несложных форм. «Овощи». | 1 |
59 | Штрихование внутри контурного изображения. Правила штрихования. Приемы штрихования «Воздушные шары» | 1 |
60 | Штрихование внутри контурного изображения. Правила штрихования. Приемы штрихования «Фрукты» | 1 |
61 | Штрихование внутри контурного изображения. Правила штрихования. Приемы штрихования (беспорядочная штриховка )«Фрукты» | 1 |
62 | Декоративное рисование. Салфеточка прямоугольной формы. | 1 |
63 | Декоративное рисование. Салфеточка прямоугольной формы. | 1 |
64 | Декоративное рисование. Праздничные флажки. | 1 |
65 | Декоративное рисование. Праздничные флажки. | 1 |
66 | Здравствуй, лето (техника «печатание») | 1 |
1 класс
№ | РАЗДЕЛ, ТЕМА | Часы |
1 | Обучение композиционной деятельности. Вводный урок. Развитие умений называть и дифференцировать цвета. Выполнение рисунков по замыслу учащихся. | 1 |
2 | Рисование по трафарету квадрата и круга. | 1 |
3 | Рисование по трафарету прямоугольника и треугольника. | 1 |
4 | Упражнение в проведении прямых вертикальных, горизонтальных линий на бумаге в клетку. | 1 |
5 | Рисование простейших узоров в полосе. Упражнения в проведении прямых линий разной толщины. | 1 |
6 | Составление в полосе узора из кругов и квадратов. | 1 |
7 | Рисование по опорным точкам несложных предметов. | 1 |
8 | Рисование квадрата по опорным точкам. Деление квадрата на равные части. | 1 |
9 | Рисование круга по трафарету. Деление круга на части. | 1 |
10 | Декоративное рисование. Салфеточка прямоугольной формы. | 1 |
11 | Рисование орнамента по образцу. | 1 |
12 | Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции и конструкцию. Рисование с натуры папки для бумаг. Беседа по картинам. | 1 |
13 | Декоративное рисование. Праздничные флажки. | 1 |
14 | Рисование с натуры. Беседа по картинам. | 1 |
15 | Рисование в полосе узора из веточек ели. | 1 |
16 | Рисование на тему «Новогодняя елка». | 1 |
17 | Рисование с натуры зимних вещей (шарф и вязаная шапочка). | 1 |
18 | Рисование на тему «Снежная баба». | 1 |
19 | Развитие у учащихся восприятия цвета предметов и формирование умений передавать его в живописи. Рисование с натуры светофора. | 1 |
20 | Рисование узора из кругов и треугольников. | 1 |
21 | Рисование связки воздушных шаров. Беседа по картинкам. | 1 |
22 | Рисование узора для открытки к дню 8 Марта | 1 |
23 | Составление в полосе узора для закладки. | 1 |
24 | Рисование с натуры игрушки-кораблика. | 1 |
25 | Рисование с натуры башенки из элементов строительного материала. | 1 |
26 | Рисование на тему сказки «Колобок» | 1 |
27 | Декоративное рисование. Деление круга на равные части. | 1 |
28 | Обучение восприятию произведений искусства. Рисование на тему «Спутник в полете». | 1 |
29 | Рисование с натуры носового платка. | 1 |
30 | Составление в полосе узора из треугольников. Беседа по картинам. | 1 |
31 | Декоративное рисование. Составление узора для полотенца. | 1 |
32,33 | Рисование в полосе узора из растительных форм. | 2 |
2 класс
№/п | РАЗДЕЛ,ТЕМА | Часы |
1 | Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции и конструкцию. Рисование с натуры овощей и фруктов. | 1 |
2 | Рисование с натуры грибов разных видов. | 1 |
3 | Рисование в полосе узора из листьев и ягод по образцу. | 1 |
4 | Самостоятельное составление учащимися узора в полосе. | 1 |
5 | Рисование орнамента в квадрате. | 1 |
6 | Рисование в квадрате узора из веточек с листочками. | 1 |
7 | Рисование на тему «Деревья осенью». | 1 |
8 | Рисование орнамента по образцу. | 1 |
9 | Рисование орнамента в квадрате. | 1 |
10 | Рисование в квадрате узора из веточек ели. | 1 |
11 | Рисование с натуры ветки ели. | 1 |
12 | Рисование праздничных флажков. | 1 |
13 | Рисование на тему «Ветка с ёлочными игрушками». | 1 |
14 | Рисование ёлочных украшений. | 1 |
15 | Рисование на тему «Подарки к новому году». | 1 |
16 | Развитие у учащихся восприятия цвета предметов и формирование умений передавать его в живописи. Рисование на тему «Зима». Беседа по картинам. | 1 |
17 | Рисование на тему «Снежные бабы». | 1 |
18 | Рисование с натуры знакомых предметов несложной формы. | 1 |
19 | Рисование с натуры рыбки – игрушки. | 1 |
20 | Рисование на тему «Рыбки в аквариуме». | 1 |
21 | Рисование с натуры рамки для картин. | 1 |
22 | Рисование с натуры портфеля. | 1 |
23 | Рисование открытки к 8 марта. | 1 |
24 | Рисование в полосе узора из квадратов и треугольников. | 1 |
25 | Рисование в полосе из треугольников. | 1 |
26 | Рисование с натуры дорожного знака «Впереди опасность». Беседа по картинам. | 1 |
27 | Рисование узора в круге («расписная тарелка»). | 1 |
28 | Рисование геометрических форм. | 1 |
29 | Обучение восприятию произведений искусства. Рисование в полосе узора из треугольников и листочков. Беседа по картинкам. | 1 |
30,31 | Рисование с натуры башенки из элементов строительного материала. | 2 |
32,33 | Рисование с натуры весенних цветов. Беседа по картинкам. | 2 |
3 класс
№/п | РАЗДЕЛ,ТЕМА | Часы |
| Осень Обучение композиционной деятельности . | |
1 | Рисование с натуры: «Осенние листья». | 1 |
2 | Декоративное рисование в полосе ветки с листьями. | 1 |
3 | Тематическое рисование «Парк осенью». | 1 |
4 | Рисование с натуры: «Овощи». | 1 |
5 | Рисование с натуры: «Фрукты». | 1 |
6 | Тематическое рисование: «Грибное лукошко». | 1 |
7 | Рисование с натуры: «Доска для резания овощей». | 1 |
8 | Декоративное рисование шахматный узор в квадрате. | 1 |
9 | Иллюстрирование сказки «Теремок». | 1 |
10 | Иллюстрирование сказки «Теремок». | 1 |
11 | Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции и конструкцию. Рисование с натуры: «Игрушечный домик». | 1 |
12 | Иллюстрирование сказки прочитанной учителем. | 1 |
| Зима | |
13 | Декоративное рисование. Узор в полосе из снежинок и веточек ели. | 1 |
14 | Тематическое рисование «нарядная елка». | 1 |
15 | Тематическое рисование: «ёлка зимой». | 1 |
16 | Развитие у учащихся восприятия цвета предметов и формирование умений передавать его в живописи . Декоративное рисование. Узор для тарелки в стиле росписи «Гжель». | 1 |
17 | Декоративное рисование: «узор для рукавичек». | 1 |
18 | Декоративное рисование: «узор из симметрично повторяющихся элементов». | 1 |
19 | Рисование с натуры: «молоток». | 1 |
20 | Рисование с натуры: «лопатка». | 1 |
21 | Декоративное рисование: «орнамент в квадрате». | 1 |
22 | Рисование открытки к 23 февраля. | 1 |
23 | Декоративное рисование: «Открытка для мамы». | 1 |
| Весна | |
24 | Тематическое рисование: первые весенние цветы. | 1 |
25 | Декоративное рисование: орнамент в квадрате. | 1 |
26 | Обучение восприятию произведений искусства Рисование с натуры: постройка из элементов строительного материала. | 1 |
27 | Рисование с натуры: игрушка машина. | 1 |
28 | Декоративное рисование: узор в полосе из растительных форм. | 1 |
29 | Рисование с натуры: ветки весеннего дерева. | 1 |
30 | Тематическое рисование: «деревья весной». | 1 |
32,33 | Тематическое рисование: тюльпаны и нарциссы. | 2 |
4 класс
№ | РАЗДЕЛ,ТЕМА | Часы |
1 | Обучение композиционной деятельности Рисование на тему: «Картинка про лето». | 1 |
2 | Рисование с натуры овощей и фруктов. | 1 |
3 | Рисование с натуры листа дерева. | 1 |
4 | Рисование с натуры ветки рябины. | 1 |
5 | Составление узора в квадрате из растительных форм. | 1 |
6 | Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции и конструкцию Беседа «Декоративно-прикладное искусство». | 1 |
7 | Рисование на тему «Сказочная избушка». | 1 |
8 | Рисование с натуры предметов цилиндрической формы. | 1 |
9 | Развитие у учащихся восприятия цвета предметов и формирование умений передавать его в живописи Рисование с натуры грузовика. | 1 |
10 | Рисование на тему: «Виды транспорта». | 1 |
11 | Рисование с образца геометрического орнамента. | 1 |
12 | Рисование пятиконечной звезды. | 1 |
13 | Декоративное рисование «Снежинки». | 1 |
14 | Рисование кормушек для птиц. | 1 |
15 | Рисование с натуры игрушки – автобуса. | 1 |
16 | Свободное рисование на тему: "Подарок от Деда Мороза." | 1 |
17 | Рисование с натуры раскладной пирамидки. | 1 |
18 | Рисование с натуры цветочного горшка. | 1 |
19 | Рисование с натуры: «Бумажный стаканчик». | 1 |
20 | Рисование открытки к 23 февраля. | 1 |
21 | Рисование ветки мимозы. | 1 |
22 | Декоративное рисование. Открытка к празднику 8 Марта. | 1 |
23 | Беседа по картинам. Рисование на тему: « Пришла весна». | 1 |
24 | Рисование с натуры скворечника. | 1 |
25 | Обучение восприятию произведений искусства Декоративное рисование. Составление в круге узора из лепестков. | 1 |
26 | Рисование на тему: «Спутники в космосе». | 1 |
27 | Рисование с натуры: «Пила». | 1 |
28 | Декоративное рисование: «Открытка к 1 мая». | 1 |
29 | Рисование ветки с листьями. | 1 |
30 | Рисование на тему: "День Победы". | 1 |
31 | Рисование на тему: «Салют на Красной площади». | 1 |
32 | Рисование на тему: «Весенние цветы». | 1 |
33 | Рисование на тему: «Бабочка». | 1 |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Учебные пособия
Зыкова М. А., Рау М. Ю. Изобразительное искусство. 1 класс. Учебник. Адаптированные программы. ФГОС ОВЗ
Зыкова М. А., Рау М. Ю. Изобразительное искусство. 2 класс. Учебник. Адаптированные программы. ФГОС ОВЗ
Зыкова М. А., Рау М. Ю. Изобразительное искусство. 3 класс. Учебник. Адаптированные программы. ФГОС ОВЗ
Зыкова М. А., Рау М. Ю. Изобразительное искусство. 4 класс. Учебник. Адаптированные программы. ФГОС ОВЗ
Технические средства
1. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.
2. Магнитная доска.
3. Персональный компьютер.
4. Интерактивная доска
5. Проектор
Учебно-практическое оборудование
Печатные пособия:
―портреты русских и зарубежных художников;
―таблицы по цветоведению, построению орнамента; таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта;
―схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека;
―таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству;
2. Шаблоны:
―моделей и натурального ряда (фигуры);
―муляжи фруктов и овощей (комплект);
―гербарии;
―изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов; ―гипсовые геометрические тела;
―гипсовые орнаменты;
―модель фигуры человека, животных, птиц, рыб;
―керамические изделия;
―предметы быта (кофейники, кувшины, чайный сервиз)
38