Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Пригорская средняя школа Смоленского района Смоленской области
_____________________________________________________________________________________
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора _________/Е.Н. Веремьева/ «___» __________2018 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ Пригорской СШ _________/В.П. Понизовцев/ Приказ от «___» ________2018 г. № ___ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по изобразительному искусству
2в класс
Бурлаевой Анны Юрьевны, первая квалификационная категория
РАССМОТРЕНА на заседании ШМО учителей начальных классов
Протокол № 1 «___» августа 2018г.
Руководитель ШМО _________/И.Г. Пороховая/
РАССМОТРЕНА на заседании методического совета
Протокол № 1 «____» августа 2018г.
Председатель МС _________/Е.Н. Веремьева/
ПРИНЯТА на заседании педагогического совета
Протокол № 1 «_____» августа 2018г.
с. Пригорское,
2018/2019 учебный год
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 2 класса общеобразовательной школы и реализуется на основе:
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373) (с изменениями и дополнениями в приказах Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010г., 22.09.2011г., 18.12.2012г., 29.12.2014г., 18.05.2015г., 31.12.2015г.);
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1576 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373»;
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями в приказах Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.12.2013г., 28.05.2014г., 17.07.2015г.);
- федеральным перечнем учебников, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
- санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в образовательном учреждении, утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (с изменениями и дополнениями);
- Уставом МБОУ Пригорской СШ;
- основной образовательной программой начального общего образования МБОУ Пригорской СШ (1-4 классы);
- учебным планом МБОУ Пригорской СШ на 2018/2019 учебный год;
- календарным учебным графиком МБОУ Пригорской СШ на 2018/2019 учебный год
УМК:
- Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.Н. Неменского. 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ [Б.Н. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева и др.]; под редакцией Б.Н. Неменского. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2012.
- Изобразительное искусство. Искусство и ты. Учебник для 2 класса начальной школы/ Под редакцией Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2018г..
- Твоя мастерская: Рабочая тетрадь для 2 класса начальной школы/ Под редакцией Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2018г.
Учебный предмет «Изобразительное искусство» входит в предметную область «Искусство».
Изобразительное искусство изучается во 2 классе на уровне основного начального образования за счет часов (1 ч.) обязательной части учебного плана МБОУ Пригорской СШ на 2018/2019 учебный год.
Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю (согласно календарному учебному графику МБОУ Пригорской СШ на 2018/2019 учебный год). Срок реализации настоящей программы один год.
I. Планируемые результаты изучения учебного предмета
Изучение изобразительного искусства по данной программе способствует формированию у учащихся личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Личностные результаты освоения образовательной программы:
В ценностно-эстетической сфере у второклассника будет формироваться:
- эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родина, природе, людям):
- толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций;
- художественный вкус и способность к эстетической оценке произведения искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни.
В познавательной сфере у второклассника будет развиваться:
- способность к художественному познанию мира;
- умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности.
В трудовой сфере у второклассника будет формироваться:
- навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование);
- стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.
Метапредметные результаты освоения образовательной программы:
Регулятивные УУД:
-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
-адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
Познавательные УУД:
-строить сообщения в устной и письменной форме;
-ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
Коммуникативные УУД:
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
-формулировать собственное мнение и позицию; ·задавать вопросы;
использовать речь для регуляции своего действия.
Предметные результаты освоения образовательной программы:
знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
понимание образной природы искусства;
эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
Планируемые результаты изучения изобразительного искусства во 2 классе
В результате изучения изобразительного искусства второклассник научится:
- понимать, что такое деятельность художника (что может изобразить художник – предметы, людей, события; с помощью каких материалов изображает художник – бумага, холст, картон, карандаш, кисть, краски и пр.);
- узнавать основные жанры (натюрморт, пейзаж, анималистический жанр, портрет) и виды произведений (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство и архитектура) изобразительного искусства;
- называть известные центры народных художественных ремёсел России (Хохлома, Городец, Дымково);
- узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;
- сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства, скульптуры и архитектуры);
- различать основные и составные, теплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряженность с помощью смешивания с белой и черной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;
- использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий);
- использовать художественные материалы (гуашь, акварель, цветные карандаши, восковые мелки, тушь, уголь, бумага);
- применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных работах – иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;
- пользоваться простейшими приёмами лепки (пластилин, глина);
- выполнять простейшие композиции из бумаги и бросового материала.
Второклассник получит возможность научиться:
- воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, объяснять сюжеты и содержание знакомых произведений;
- высказывать суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях;
- пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности;
- моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного; создавать новые образы природы, человека, фантастического существа средствами изобразительного искусства;
- видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;
- изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая к ним свое эмоциональное отношение.
Оценка планируемых результатов
Виды контроля:
- входной – осуществляется в начале каждого урока, актуализирует ранее изученный учащимися материал, позволяет определить их уровень подготовки к уроку;
- промежуточный – осуществляется внутри каждого урока. Стимулирует активность, поддерживает интерактивность обучения, обеспечивает необходимый уровень внимания, позволяет убедиться в усвоении обучаемым порций материала;
- проверочный – осуществляется в конце каждого урока; позволяет убедиться, что цели, поставленные на уроке достигнуты, учащиеся усвоили понятия, предложенные им в ходе урока;
- итоговый – осуществляется по завершении крупного блоки или всего курса; позволяет оценить знания и умения.
Формы контроля:
- фронтальный опрос;
- тест;
- творческая работа.
Критерии и система оценки творческой работы
Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого урока. Работы оцениваются по следующим критериям:
• качество выполнения изучаемых на уроке приемов и операций и работы в целом;
• степень самостоятельности в выполнении работы;
• уровень творческой деятельности (репродуктивный, частично продуктивный, продуктивный), найденные продуктивные технические и технологические решения.
Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамент (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.
Предпочтение следует отдавать качественной оценке деятельности каждого ребенка на уроке: его творческим находкам в процессе наблюдений, размышлений и самореализации.
Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.
Критерий оценки практического задания:
«5» ставится, если ученик выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности, проявил организационно-трудовые умения (поддерживал чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно расходовал материалы, работа аккуратная);
«4» ставится, если работа выполнена не совсем аккуратно, на рабочем месте нет должного порядка;
«3» ставится, если работа выполнена правильно только наполовину, ученик неопрятно, неэкономно расходовал материал, не уложился в отведенное время.
Критерий оценки тестовой работы:
Каждое верно выполненное задание оценивается в 1 балл.
«5» – 10 - 9 выполненных задания.
«4» – 8 - 7 выполненных заданий
«3» – 6 - 5 выполненных задания.
«2» – менее 5 выполненных задания
II. Содержание учебного предмета
№ | Наименование разделов | Количество часов всего | Контрольные работы (тест) |
1 | Как и чем работает художник? | 8 | |
2 | Реальность и фантазия | 7 | |
3 | О чём говорит искусство | 11 | |
4 | Как говорит искусство | 8 | 1 |
| Итого | 34 | |
Структура содержания учебного предмета «Изобразительное искусство» во 2 классе определена следующими тематическими блоками (разделами):
Тема 2 класса: «ИСКУССТВО И ТЫ»
Знакомство с основами образного языка изобразительного искусства. Понимание языка искусства и связей его с жизнью. Выразительные возможности художественных материалов. Введение в мир искусства, эмоционально связанный с миром личных наблюдений, переживаний людей. Выражение в искусстве чувств человека, отношения к миру, добра и зла.
Практическая творческая работа (индивидуальная, коллективная).
Раздел 1. Как и чем работает художник? (8 часов)
Представление о разнообразии художественных материалов, которые использует в своей работе художник. Выразительные возможности художественных материалов. Особенности, свойства и характер различных материалов.
Цвет: основные, составные, дополнительные цвета. Смешение красок. Роль чёрной и белой красок. Ритм линий, ритм пятен. Лепка. Моделирование из бумаги. Коллаж.
Три основные краски – красная, синяя, желтая.(1ч)
Белая и черная краски. (1ч)
Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности. (1ч)
Выразительные возможности аппликации. (1ч)
Выразительные возможности графических материалов. (1ч)
Выразительность материалов для работы в объеме. (1ч)
Выразительные возможности бумаги. (1ч)
Для художника любой материал может стать выразительным (обобщение темы). (1ч)
Раздел 2. Реальность и фантазия (7 ч)
Для изображения реальности необходимо воображение. Для создания фантастического образа необходима опора на реальность. Значение фантазии и воображения для творчества художника.
Изображение реальных и фантастических животных. Изображение узоров, увиденных в природе, и орнаментов для украшения человека. Изображение фантазийных построек.
Развитие духовной и эмоциональной сферы ребёнка через общение с природой.
Изображение и реальность. (1ч)
Изображение и фантазия. (1ч)
Украшение и реальность. (1ч)
Украшение и фантазия. (1ч)
Постройка и реальность. (1ч)
Постройка и фантазия. (1ч)
Братья-Мастера Изображения, украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы). (1ч)
Раздел 3. О чём говорит искусство (11ч)
Важнейшая тема курса. Искусство выражает чувства человека, его понимание и отношение к тому, что он изображает, украшает, строит.
Изображение состояний (настроений) в природе. Изображение доброго и злого сказочного образа. Украшения, характеризующие контрастных по характеру, по их намерениям персонажей. Постройки для добрых и злых, разных по характеру сказочных героев.
Изображение природы в различных состояниях. (1ч)
Изображение характера животных. (1ч)
Изображение характера человека: женский образ. (2ч)
Изображение характера человека: мужской образ. (2ч)
Образ человека в скульптуре. (1ч)
Человек и его украшения. (1ч)
О чём говорят украшения. (1ч)
Образ здания. (1ч)
В изображении, украшении, постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру (обобщение темы). (1ч)
Раздел 4. Как говорит искусство (8ч)
Средства образной выразительности в изобразительном искусстве.
Эмоциональное воздействие цвета: тёплое – холодное, звонкое и глухое звучание цвета. Выразительные возможности линии. Понятие ритма; ритм пятен, линий.
Язык изобразительного искусства и его выразительные средства служат выражению мыслей и чувств художника.
Цвет как средство выражения. Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного. (1ч)
Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета. (1ч)
Линия как средство выражения: ритм линий. Линия как средство выражения: характер линий. (1ч)
Ритм пятен как средство выражения. (1ч)
Пропорции выражают характер. (1ч)
Ритм линий и пятен, цвет, пропорции — средства выразительности. (1ч)
Промежуточная аттестация.Тест (1ч )
Обобщающий урок года. (1ч)
Календарно - тематическое планирование
по изобразительному искусству во 2 классе
Общее количество часов на предмет, курс по учебному плану 34 часа.
По 1 часу в неделю. Всего учебных недель 34.
Количество часов по четвертям: I четверть ____ часов; II четверть ____ часов;
III четверть ____ часов; IV четверть ____ часов.
Количество контрольных работ – __1__.
Количество практических работ – ____.
Количество лабораторных работ – ____ .
№ п/п | Содержание учебного материала | Дата по плану | Дата по факту |
| Раздел 1. Как и чем работает художник? (8 часов) | | |
-
| Три основные краски – красная, синяя, желтая. | | |
-
| Белая и черная краски. | | |
-
| Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности. | | |
-
| Выразительные возможности аппликации. | | |
-
| Выразительные возможности графических материалов. | | |
-
| Выразительность материалов для работы в объеме. | | |
-
| Выразительные возможности бумаги. | | |
-
| Для художника любой материал может стать выразительным (обобщение темы). | | |
| Раздел 2. Реальность и фантазия (7 ч) | | |
-
| Изображение и реальность. | | |
-
| Изображение и фантазия. | | |
-
| Украшение и реальность. | | |
-
| Украшение и фантазия. | | |
-
| Постройка и реальность. | | |
-
| Постройка и фантазия. | | |
-
| Братья-Мастера Изображения, украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы). | | |
| Раздел 3. О чём говорит искусство (11ч) | | |
-
| Изображение природы в различных состояниях. | | |
-
| Изображение характера животных. | | |
-
| Изображение характера человека: женский образ. | | |
-
| Изображение характера человека: женский образ. | | |
-
| Изображение характера человека: мужской образ. | | |
-
| Изображение характера человека: мужской образ. | | |
-
| Образ человека в скульптуре. | | |
-
| Человек и его украшения. | | |
-
| О чём говорят украшения. | | |
-
| Образ здания. | | |
-
| В изображении, украшении, постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру (обобщение темы). | | |
| Раздел 4. Как говорит искусство (8ч) | | |
-
| Цвет как средство выражения. Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного. | | |
-
| Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета. | | |
-
| Линия как средство выражения: ритм линий. Линия как средство выражения: характер линий. | | |
-
| Ритм пятен как средство выражения. | | |
-
| Пропорции выражают характер. | | |
-
| Ритм линий и пятен, цвет, пропорции — средства выразительности. | | |
-
| Промежуточная аттестация (тестирование). | | |
-
| Обобщающий урок года. | | |
Примечания:_______________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Литература
1. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.Н. Неменского. 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ [Б.Н. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева и др.]; под редакцией Б.Н. Неменского. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2012.
2. Изобразительное искусство. Искусство и ты. Учебник для 2 класса начальной школы/ Под редакцией Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2018г.
3. Твоя мастерская: Рабочая тетрадь для 2 класса начальной школы/ Под редакцией Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2018г.
Интернет – ресурсы:
Сайты для учащихся:
Большая детская энциклопедия. http://www.mirknig.com/;
Детские электронные презентации. http://viki.rdf.ru/;
Большая Детская Энциклопедия. Музыка. http://www.booklinks.ru/.
Сайты для учителя:
.Сайт «Я иду на урок начальной школы»: http://nsc.1september.ru/urok
Электронная версия журнала «Начальная школа»: http://nsc.1september.ru/index.php
Социальная сеть работников образования: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»: http://festival.1september.ru
Методические пособия и рабочие программы учителям начальной школы: http://www.nachalka.com.