МБОУ «Мухоршибирская средняя общеобразовательная школа № 2»
«Согласовано» Заместитель директора по УВР Денисова А.В. __________________ «___» ______________ 2018 г. | «Утверждаю» Директор школы Хохлова В.Н. __________________ «___» ______________ 2018 г. |
Рабочая программа учебного предмета
«Изобразительное искусство» _______________________
(наименование учебного предмета)
___________ Начальное общее, 2 класс________________
(уровень образования)
____________________ 34 часа ______________________________
(количество часов, отводимых на реализацию программы)
____учитель начальных классов Куйдина Марина Константиновна____
(Ф.И.О. учителя, составившего рабочую учебную программу)
Мухоршибирь, 2018 г.
Изобразительное искусство
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ООП МОУ Майской СОШ, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и программы «Изобразительное искусство» автора Б.М. Неменского (М.: Просвещение, 2011г.)
Планируемые результаты учебного предмета
Личностные результаты
отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны преобразование в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
• чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего города;
• уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
• понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
•сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
•сформированность эстетических потребностей (потребностей на общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;
•развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально—нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
• овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работ в команде одноклассников од руководством учителя;
•умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть рабаты с общим замыслом;
•умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;
- учиться совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему (в ходе анализа предъявляемых заданий, образцов изделий);
- учиться планировать практическую деятельность на уроке;
- с помощью учителя отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты;
- учиться предлагать свои конструкторско-технологические приёмы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий (на основе продуктивных заданий в учебнике);
- работая по совместно составленному плану, использовать необходимые средства (рисунки, инструкционные карты, приспособления и инструменты), осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью сложных по конфигурации шаблонов, чертежных инструментов);
Средством формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности.
- определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Средством формирования этих действий служит технология оценки учебных успехов.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний и умений: понимать, что нужно использовать пробно-поисковые практические упражнения для открытия нового знания и умения;
- добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике 2-го класса для этого предусмотрен словарь терминов);
- перерабатывать полученную информацию: наблюдать и самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.
Средством формирования этих действий служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – чувствовать мир, искусство.
Коммуникативные УУД:
- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни;
Средством формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности.
- договариваться сообща;
- учиться выполнять предлагаемые задания в паре, группе из 3-4 человек.
Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.
Предметные результаты
характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
• сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
• сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
• овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
•овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);
• знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайна и архитектура), декоративной (народных и прикладные виды искусства);
• знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
• понимание образной природы искусства;
• эстетическая оценка явлений природы , событий окружающего мира
• применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
• способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
• умение обсуждать и анализировать произведения искусства,
• выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
• усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
• умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
• способность использовать в художественно-творческой дельности различные художественные материалы и художественные техники;
• способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональных состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
• умение компоновать на плоскости листа и в объеме заду манный художественный образ;
• освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты;
• овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
• умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
• умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
• изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
•способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
• умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
В результате изучения предмета "Изобразительное искусство" у учащихся:
•будут сформированы основы художественной культуры: представления о специфике искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством;
• начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, творческие способности, эстетические чувства, формироваться основы анализа произведения искусства;
• формируются основы духовно-нравственных ценностей личности, будет проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру, художественный вкус;
• появится способность к реализации творческого потенциала в духовной, художественно-продуктивной деятельности, разовьется трудолюбие, открытость миру, диалогичность;
•установится осознанное уважение и принятие традиций, форм культурного -исторической, социальной и духовной жизни родного края, наполнятся конкретным содержание понятия Отечество» ,«родная земля», «моя семья и род», «мой дом», разовьется принятие культуры и духовных традиций много национального народа Российской Федерации, зародится социально ориентированный и взгляд на мир;
• будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, появится осознание своей этнической и национальной принадлежности, ответственности за общее благополучие.
Обучающиеся:
• овладеют умениями и навыками восприятия произведений искусства; смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку явлениям окружающего мира;
• получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстника научатся вести диалог, участвовать в обсуждении значимых явлений жизни и искусства;
• научатся различать виды и жанры искусства, смогут называть ведущие художественные музеи России (и своего региона);
• будут использовать выразительные средства для воплощения собственного художественно-творческого замысла; смогут выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.
Основные требования к уровню подготовки 2 класс
В результате изучения программы учащиеся:
-осваивают основы первичных представлений о трёх видах художественной деятельности: изображение на плоскости и в объёме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объёме и пространстве; украшение или декоративная художественная деятельность с использованием различных художественных материалов;
- приобретают первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живописи, графике, скульптуре, дизайне, началах архитектуры, декоративно-прикладных и народных формах искусства;
-развивают фантазию, воображение, проявляющиеся в конкретных формах творческой художественной деятельности;
-осваивают выразительные возможности художественных материалов: гуаши, акварели, пастели и мелков, угля, карандашей, пластилина, бумаги для конструирования;
-приобретают первичные навыки художественного восприятия различных видов и жанров искусства, начальное понимание особенностей образного языка разных видов искусства и их социальной роли, т. е. значение в жизни человека и общества;
-учатся анализировать произведения искусства, приобретают знания о конкретных произведениях выдающихся художников в различных видах искусства, учатся активно использовать художественные термины и понятия;
-овладевают начальным опытом самостоятельной творческой деятельности, а также приобретают навыки коллективного творчества, умение взаимодействовать в процессе совместной художественной деятельности;
-приобретают первичные навыки изображения предметного мира, растений и животных, начальные навыки изображения пространства на плоскости и пространственных построений, первичные представления об изображении человека на плоскости в объёме;
-приобретают навыки общения через выражение художественных смыслов, выражение эмоционального состояния, своего отношения к творческой художественной деятельности, а также при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей;
-приобретают знания о роли художника в различных сферах жизнедеятельности человека, в организации форм общения людей, создания среды жизни и предметного мира;
-приобретают первичные представления о деятельности художника в синтетических и зрелищных видах искусства (в театре и кино);
-приобретают первичные представления о богатстве и разнообразии художественных культур народов Земли и основах этого многообразия, о единстве эмоционально-ценностных отношений к явлениям жизни.
Содержание учебного предмета
Тема | Формы организации уч.занятий | Виды учебной деятельности |
Чем и как работают художники? – 9 часов |
Три основные краски. Изображение поляны цветов по памяти | комбинированный урок | Личностные: проявлять наблюдательность и фантазию, анализировать выполненные работы. Познавательные: участвовать в обсуждении проблемных вопросов по теме урока, выявлять особенности изображения разных птиц, применять технологическую карту для решения поставленной задачи; рассматривать репродукции картин известных художников и участвовать в их обсуждении. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действие в соответствии с поставленной задачей; рационально строить самостоятельную деятельность, осуществлять итоговый и пошаговый контроль, вносить дополнения и коррективы в работу в случае расхождения с эталоном; адекватно воспринимать оценку учителя. Коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми, выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
Пять красок – всё богатство цвета. Изображение небесных объектов и стихий | комбинированный урок |
Пастель, цветные мелки, акварель. Изображение осеннего букета. | комбинированный урок |
Выразительные возможности аппликации. Сказочная рыбка | комбинированный урок |
Выразительные возможности графических материалов. Что может линия? Изображение леса из природных материалов. | комбинированный урок |
Выразительность материалов для работы в объёме. Объёмное изображение пингвина. | комбинированный урок |
Выразительные возможности бумаги. Сооружение родного города. | комбинированный урок |
Любой материал может стать выразительным. Изображение ночного города. | комбинированный урок |
Любой материал может стать выразительным (обобщение) | обобщающий урок |
Реальность и фантазия - 7 часов |
Изображение и реальность. Изображение морозного узора на стекле в рабочей тетради. | комбинированный урок | Личностные: проявлять эстетические чувства, наблюдательность; анализировать работы. Познавательные: участвовать в обсуждении проблемных вопросов по теме урока на основе жизненного опыта, приводить примеры животных в различных состояниях, выявлять особенности изображения разных животных; рассматривать рисунки художника Е. Чарушина и участвовать в их обсуждении. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действие в соответствии с поставленной задачей; рационально строить самостоятельную деятельность, осуществлять итоговый и пошаговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя; находить варианты решения различных художественно-творческих задач. Коммуникативные: уметь участвовать в диалоге, обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. |
Изображение и фантазия. Изображение сказочных животных. Жар-птица. | комбинированный урок |
Украшение и реальность. Украшение кокошника, воротника | комбинированный урок |
Украшение и фантазия. Изображение паутинок, снежинок | комбинированный урок |
Постройка и реальность. Конструирование из бумаги подводного мира | комбинированный урок |
Постройка и фантазия. Создание макета фантастического города | комбинированный урок |
Братья-Мастера всегда работают вместе (обобщение). Елочная игрушка. | обобщающий урок |
О чём говорит искусство - 10 часов |
Выражение характера животных. Изображение животных с характером | комбинированный урок | Личностные: обсуждать и анализировать выполненные творческие работы. Познавательные: участвовать в обсуждении проблемных вопросов; рассматривать репродукции картин, делать самостоятельные выводы. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действие в соответствии с поставленной задачей; рационально строить самостоятельную деятельность, осуществлять итоговый и пошаговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя; находить варианты решения различных художественно-творческих задач. Коммуникативные: уметь слушать собеседника, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. |
Выражение характера человека. Изображение сказочного мужского образа | комбинированный урок |
Выражение характера человека. Изображение сказочного женского образа | комбинированный урок |
Выражение характера человека. Создание в объёме сказочных персонажей | комбинированный урок |
Изображение природы в разных состояниях (контрастных) Изображение погоды после дождя. | комбинированный урок |
Выражение характера через украшение. Украшение кокошников и оружия | комбинированный урок |
Выражение намерений через украшение. Украшение сказочных флотов (аппликация) | комбинированный урок |
Выражение чувств, мыслей, настроений в изображении, украшении, постройке. Образ здания. | комбинированный урок |
Создание композиций, передающих мир сказочных героев. Замок Снежной Королевы. | комбинированный урок |
Как говорить искусство - 8 часов |
Цвет как средство выражения: тихие и звонкие цвета. Весна идет. | комбинированный урок | Личностные: проявлять эстетические чувства; анализировать выполненные работы. Познавательные: участвовать в обсуждении проблемных вопросов, предлагать творческие варианты решения поставленной задачи, использовать полученные знания в самостоятельной работе. Регулятивные: уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей; рационально строить самостоятельную деятельность; находить варианты решения различных художественно-творческих задач; адекватно воспринимать оценку учителя. Коммуникативные: уметь участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. |
Линия как средство выражения: ритм линий. Изображение весенних ручьев. | комбинированный урок |
Линия как средство выражения: характер линий. Изображение ветки с характером. | комбинированный урок |
Ритм пятен как средство выражения. Ритмическое расположение летящих птиц. | комбинированный урок |
Пропорции выражают характер. Лепка людей с разными пропорциями. Смешные человечки. | комбинированный урок |
Ритм линий и пятен, цвет, пропорции (обобщение). Панно «Весна. Шум птиц» | обобщающий урок |
Обобщающий урок года. Выставка лучших работ. | обобщающий урок |
Повторение изученного за год. «Скоро лето» - коллективная открытка | обобщающий урок |
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема | К-во часов | Дата |
Чем и как работают художники? – 9 часов |
1 | Три основные краски. Изображение поляны цветов по памяти | 1ч. | |
2 | Пять красок – всё богатство цвета. Изображение небесных объектов и стихий | 1ч. | |
3 | Пастель, цветные мелки, акварель. Изображение осеннего букета. | 1ч. | |
4 | Выразительные возможности аппликации. Сказочная рыбка | 1ч. | |
5 | Выразительные возможности графических материалов. Что может линия? Изображение леса из природных материалов. | 1ч. | |
6 | Выразительность материалов для работы в объёме. Объёмное изображение пингвина. | 1ч. | |
7 | Выразительные возможности бумаги. Сооружение родного города. | 1ч. | |
8 | Любой материал может стать выразительным. Изображение ночного города. | 1ч. | |
9 | Любой материал может стать выразительным (обобщение) | 1ч. | |
Реальность и фантазия - 7 часов |
10 | Изображение и реальность. Изображение морозного узора | 1ч. | |
11 | Изображение и фантазия. Изображение сказочных животных. Жар-птица. | 1ч. | |
12 | Украшение и реальность. Украшение кокошника, воротника | 1ч. | |
13 | Украшение и фантазия. Изображение паутинок, снежинок | 1ч. | |
14 | Постройка и реальность. Конструирование из бумаги подводного мира | 1ч. | |
15 | Постройка и фантазия. Создание макета фантастического города | 1ч. | |
16 | Братья-Мастера всегда работают вместе (обобщение). Елочная игрушка. | 1ч. | |
О чём говорит искусство - 10 часов |
17 | Выражение характера животных. Изображение животных с характером | 1ч. | |
18 | Выражение характера человека. Изображение сказочного мужского образа | 1ч. | |
19 | Выражение характера человека. Изображение сказочного женского образа | 1ч. | |
20 | Изображение природы в разных состояниях Изображение погоды после дождя. | 1ч. | |
21 | Выражение характера через украшение. Украшение кокошников и оружия | 2ч. | |
22 | Выражение намерений через украшение. Украшение сказочных флотов (аппликация) | 1ч. | |
23 | Выражение чувств, мыслей, настроений в изображении, украшении, постройке. Образ здания. | 1ч. | |
24 | Создание композиций, передающих мир сказочных героев. Замок Снежной Королевы. | 1ч. | |
Как говорить искусство - 8 часов |
25 | Цвет как средство выражения: тихие и звонкие цвета. Весна идет. | 1ч. | |
26 | Линия как средство выражения: ритм линий. Изображение весенних ручьев. | 1ч. | |
27 | Линия как средство выражения: характер линий. Изображение ветки с характером. | 1ч. | |
28 | Ритм пятен как средство выражения. Ритмическое расположение летящих птиц. | 1ч. | |
29 | Пропорции выражают характер. Лепка людей с разными пропорциями. Смешные человечки. | 1ч. | |
30 | Ритм линий и пятен, цвет, пропорции (обобщение). Панно «Весна. Шум птиц» | 1ч. | |
31 | Обобщающий урок года. Выставка лучших работ. | 1ч. | |
32 | Повторение изученного за год. «Скоро лето» - коллективная открытка | 1ч. | |