СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по изобразительному искусству 5-7 классы

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

рабочая программа по изобразительному искусству 5 - 7 классы составлена на основе авторской программы Б.Н.Неменского, соответствует требованиям ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по изобразительному искусству 5-7 классы»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №10

Рассмотрено

На заседании ШМО

Руководитель:

_______/Прудий Т.М.

28.08. 2019

Протокол № 1_____

Согласовано

Заместитель директора по УВР

____________/Заикина Н.С./

« 30 »08. 2019


Принято

Педсовет № 1

« 31»08.2019


Утверждено

Директор МБОУ СОШ №10

__________/Зеленская И.А.

31. 08. 2019

Приказ№ 134







Рабочая программа основного общего образования

по изобразительному искусству 5-7 классов

2019-2020 учебного года

Учитель: Прудий Т.М.

















г. Красный Сулин

2 019 год


Пояснительная записка

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-7 классов составлена на основе авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-8кл.»: прогр. /Сост. Б.М. Неменский.- М.: Просвещение, основной образовательной программой школы. Рабочая программа соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта.      Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов на изучение тем и разделов учебного предмета с учетом  межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей  учащихся, определяет минимальный набор видов художественно-творческой деятельности  учащихся.

Место предмета в учебном плане

Учебный план МБОУ СОШ №10 предусматривает обязательное изучение изобразительного искусства в 5-7 классах из расчета 1 час в неделю, 35 часов в год.

В соответствии с календарным учебным графиком, расписанием учебных занятий, с учетом государственных праздников, рабочая учебная программа составлена из расчета 1 час в неделю, в 5 классе 30 часов в год, в 6а,6б классах 35 часов, в 7 классе 34 часа.

Цели и особенности программы


Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в еди­ную образовательную структуру практическую художественно-творчес­кую деятельность, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности. Изобразительное ис­кусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных ис­кусств - живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, на­родного и декоративно-прикладного искусства, изображения в зрелищ­ных и экранных искусствах. Содержание курса учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания, коммуникации и про­фессиональной деятельности в условиях современности.

Программа «Изобразительное искусство. 5-7 классы» создана в со­ответствии с требованиями Федерального государственного образова­тельного стандарта основного общего образования, Концепции духов­но-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Эта программа является продуктом комплексного проекта, созданного на основе системной исследовательской и экспериментальной работы коллектива специалистов. Программа учитывает традиции российского художественного образования, современные инновационные методы, анализ зарубежных художественно-педагогических практик. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целост­ность учебного процесса и преемственность этапов обучения.

Программа объединяет практические художественно-творческие за­дания, художественно-эстетическое восприятие произведений искус­ства и окружающей действительности в единую образовательную струк­туру, образуя условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Программа построена на принципах тематической цельности и последовательности развития курса, предполагает чет­кость поставленных задач и вариативность их решения. Программа предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества обучающихся и уроков коллективной творческой дея­тельности, диалогичность и сотворчество учителя и обучающегося.

Цели и задачи обучения изобразительному искусству и художественному труду в 5-7 классах

Основная цель школьного предмета «Изобразительного искусство» - развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры. Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества.

Основные задачи предмета «Изобразительное искусство»:

  1. формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;

  2. освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;

  3. формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;

  4. развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;

  5. формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;

  6. воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;

  7. развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;

  8. овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки;

  9. овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.

Планируемые результаты обучения.

 Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;

  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласия позиций и учета интересов; формировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

  • формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;

  • развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;

  • освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);

  • воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;

  • приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);

  • приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);

  • развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;

  • осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;

  • развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.

Основное содержание программы

5 класс

Декоративно-прикладное искусство в жизни человека-

Цель: Изучение народного творчества и традиций преемственности духовной культуры России. Развитие творческих способностей и совершенствование навыков постижения средств декоративно - прикладного искусства, обогащение опыта восприятия и оценки произведений декоративно-прикладного искусства, формирование ценностно-смысловой компетенции.

«Древние корни народного искусства» ( 8 ч)

Знакомятся с традиционными образами в народном искусстве (мать-земля, древо жизни, конь-лось-олень, птица, солнечные знаки), крестьянским домом, казачьим куренем, рассматривается как художественный образ, отражающий взаимосвязь большого космоса (макрокосма) и мира человека, жизненно важные участки казачьего интерьера, освоении языка орнамента на материале русской народной вышивки, знакомство с костюмом казаков Ростовской области и народно-праздничными обрядами.

  1. Древние образы в народном искусстве.

  2. Декор русской избы, казачьего куреня.

  3. Внутренний мир казачьего куреня.

  4. Конструкция, декор предметов народного быта и труда.

  5. Образы и мотивы в орнаментах народной вышивки Ростовской области.

  6. Народный праздничный костюм донских казаков и казачек.

  7. Народные праздничные обряды на Дону.

«Связь времен в народном искусстве» (8ч)

Включение детей в поисковые группы по изучению традиционных народных художественных промыслов России (Жостово, Хохломы, Городца). При знакомстве учащихся с филимоновской, дымковской, каргопольской народными глиняными игрушками, следует обратить внимание на живучесть в них древнейших образов: коня, птицы, бабы. Направить усилия учащихся на восприятие и создание художественного образа игрушки в традициях донского промысла.  При изучении Семикаракорской керамики обратить внимание на разнообразие скульптурных форм посуды, мелкой пластики; на органическое единство формы и декора; на орнаментальные и декоративно-сюжетные композиции росписи; на главные отличительные элементы.

  1. Древние образы в современных народных игрушках. Донская игрушка.

  2. Искусство хохломы. Истоки и современное развитие промысла.

  3. Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла.

  4. Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла.

  5. Искусство Семикаракорской керамики. Истоки и современное развитие промысла.

  6. Роль народных художественных промыслов в современной жизни.

«Декор – человек, общество, время» 10ч

Проявлять эмоциональный отклик, интерес к многообразию форм и декора в классическом декоративно-прикладном искусстве разных народов, стран, времен; видеть в его произведениях социальную окрашенность. Акцентировать внимание на социальной функции этого искусства, обостряя представления о его роли в организации жизни общества, в формировании и регулировании человеческих отношений, в различении людей по социальной и профессиональной принадлежности.   Разговор о социальной роли декоративного искусства следует замкнуть на современности, чтобы показать учащимся, что костюм, его декор и сегодня сообщает информацию, закрепленную в форме знаков-отличий. Эти знаки имеют общественно-символическое значение. Знакомясь с образом художественной культуры древних египтян Древней Греции, Востока на примере Японии, Западной Европы периода Средневековья основной акцент переносится на декоративно-знаковую, социальную роль костюма и, кроме того, закрепляется эмоциональный интерес учащихся к образному, стилевому единству декора одежды, предметов быта, интерьера, относящихся к определенной эпохе.

Ознакомление с гербами и эмблемами Ростовской области, о символическом характере языка герба как отличительного знака, о его составных частях, о символическом значении изобразительных элементов и цвета в искусстве геральдики, о символах и эмблемах в современном обществе.

  1. Введение в проблематику: «Зачем людям украшения».

  2. Декор и положение человека в обществе.

  3. Одежда говорит о человеке.

  4. Костюмы древних цивилизаций.

  5. Коллективная работа «Бал в интерьере дворца».

  6. О чем рассказывают гербы и эмблемы.

  7. О чём рассказывают гербы Ростовской области.

  8. Роль декоративного искусства в жизни человека и общества.

«Декоративное искусство в современном мире» 4 часа

 Знакомясь на уроках с богатством разновидностей керамики, художественного стекла, металла и т. д., всматриваясь в образный строй произведений, учащиеся воспринимают их с точки зрения единства формы (способ существования содержания, его конкретное воплощение и выражение) и содержания («функция» и «идея», здесь функция может быть не только утилитарно-практической, но и эстетической), выявляют средства, используемые художником в процессе воплощения замысла (умение превратить мысленный образ в плоть, в «тело» предмета).

  1. Современное выставочное искусство.

  2. Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства. Создание декоративной работы в материале (выполнение вазы, игрушки, витража, мозаики.

  3. Народные художники нашего края.

6 класс

1 Раздел «Виды изобразительного искусства и основы образного языка» (9ч)

Тема. Изобразительное искусство в семье пластических искусств

Беседа об искусстве и его видах. Пластические или пространственные виды искусства и их деление на три группы: изобразительные, конструктивные и декоративные. Общие основы и разное назначение в жизни людей. Виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура. Художественные материалы и их выразительность в изобразительном искусстве.

Тема. Рисунок — основа изобразительного творчества

Рисунок — основа мастерства художника. Творческие задачи рисунка.

Виды рисунка. Подготовительный рисунок как этап в работе над произведением любого вида пластических искусств. Зарисов­ка. Набросок с натуры. Учебный рисунок. Рисунок как самосто­ятельное графическое произведение. Графические материалы и их выразительные возможности.

Тема. Линия и ее выразительные возможности

Выразительные свойства линии, виды и характер линии. Условность и образность линейного изображения. Ритм линий, ритмическая организация листа. Роль ритма в создании образа. Линейные графические рисунки известных художников.

Тема. Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен

Пятно в изобразительном искусстве. Роль пятна в изображе­нии и его выразительные возможности.

Понятие силуэта. Тон и тональные отношения: темное — свет­лое. Тональная шкала. Композиция листа. Ритм пятен. Домини­рующее пятно. Линия и пятно.

Тема. Цвет. Основы цветоведения

Основные и составные цвета. Дополнительные цвета. Цвето­вой круг. Теплые и холодные цвета. Цветовой контраст. Насыщен­ность цвета и его светлота. Изучение свойств цвета.

Тема. Цвет в произведениях живописи

Понятия «локальный цвет», «тон», «колорит», «гармония цве­та». Цветовые отношения. Живое смешение красок. Взаимодейст­вие цветовых пятен и цветовая композиция. Фактура в живопи­си. Выразительность мазка. Выражение в живописи эмоциональ­ных состояний: радость, грусть, нежность и т. д.

Тема. Объемные изображения в скульптуре

Выразительные возможности объемного изображения. Связь объема с окружающим пространством и освещением. Художественные материалы в скульптуре: глина, камень, металл, дерево и др.— и их выразительные свойства.

Тема. Основы языка изображения

Беседа. Обобщение материала темы: виды изобразительного искусства, художественные материалы и их выразительные воз­можности, художественное творчество и художественное воспри­ятие, зрительские умения.

«Мир наших вещей. Натюрморт» (8ч)

Тема. Реальность и фантазия в творчестве художника

Беседа. Во все времена человек создавал изображения окру­жающего его мира. Изображение как познание окружающего ми­ра и отношение к нему человека. Условность и правдоподобие в изобразительном искусстве. Реальность и фантазия в творчес­кой деятельности художника. Выражение авторского отношения к изображаемому. Выразительные средства и правила изображе­ния в изобразительном искусстве. Почему люди хранят произве­дения изобразительного искусства и высоко ценят, передавая из поколения в поколение?

Тема. Изображение предметного мира — натюрморт

Многообразие форм изображения мира вещей в истории ис­кусства. О чем рассказывают изображения вещей. Появление жа­нра натюрморта. Натюрморт в истории искусства. Натюрморт в живописи, графике, скульптуре.

Плоскостное изображение и его место в истории искусства. Повествовательные, рассказывающие свойства плоских рисунков. Знаковость и декоративность плоского изображения в древности и в XX веке.

Тема. Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.

Многообразие форм в мире. Понятие формы. Линейные, плоскостные и объемные формы. Плоские геометрические тела, которые можно увидеть в основе всего многообразия форм. Фор­мы простые и сложные. Конструкция сложной формы. Правила изображения и средства выразительности. Выразительность формы.

Тема. Изображение объема на плоскости и линейная перспектива

Плоскость и объем. Изображение как окно в мир. Когда и по­чему возникли задачи объемного изображения? Перспектива как способ изображения на плоскости предметов в пространстве. Правила объемного изображения геометрических тел. Понятие ра­курса.

Тема. Освещение. Свет и тень

Освещение как средство выявления объема предмета. Источ­ник освещения. Понятия «свет», «блик», «полутень», «собствен­ная тень», «рефлекс», «падающая тень». Богатство выразительных возможностей освещения в графике и живописи. Свет как сред­ство организации композиции в картине.

Тема. Натюрморт в графике

Графическое изображение натюрмортов. Композиция и образ­ный строй в натюрморте: ритм пятен, пропорций, движение и по­кой, случайность и порядок. Натюрморт как выражение художни­ком своих переживаний и представлений об окружающем его ми­ре. Материалы и инструменты художника и выразительность художественных техник.

Гравюра и ее виды. Выразительные возможности гравюры. Печатная форма (матрица) и оттиски.

Тема. Цвет в натюрморте

Цвет в живописи и богатство его выразительных возможно­стей. Собственный цвет предмета (локальный) и цвет в живопи­си (обусловленный). Цветовая организация натюрморта — ритм цветовых пятен. Разные видение и понимание цветового состоя­ния изображаемого мира в истории искусства. Выражение цветом в натюрморте настроений и переживаний художника.

Тема. Выразительные возможности натюрморта (обобщение темы)

Итоговая беседа. Предметный мир в изобразительном искус­стве. Выражение в натюрморте переживаний и мыслей художни­ка, его представлений и представлений людей его эпохи об ок­ружающем мире и о самих себе. Жанр натюрморта и его разви­тие. Натюрморт в искусстве XIX—XX веков. Натюрморт и выражение творческой индивидуальности художника.

«Вглядываясь в человека. Портрет» (10 ч)

Тема. Образ человека — главная тема искусства

Беседа. Изображение человека в искусстве разных эпох. Ис­тория возникновения портрета. Портрет как образ определенного реального человека. Портрет в искусстве Древнего Рима, эпохи Возрождения и в искусстве Нового времени. Парадный портрет и лирический портрет. Проблема сходства в портрете. Выражение в портретном изображении характера человека, его внутреннего мира.

Портрет в живописи, графике, скульптуре. Великие художни­ки-портретисты.

Тема. Конструкция головы человека и ее пропорции

Закономерности в конструкции головы человека. Большая цельная форма головы и ее части. Пропорции лица человека. Средняя линия и симметрия лица. Величина и форма глаз, носа, расположение и форма рта. Подвижные части лица, мимика.

Тема. Изображение головы человека в пространстве

Повороты и ракурсы головы. Соотношение лицевой и череп­ной частей головы, соотношение головы и шеи. Большая форма и детализация. Шаровидность глаз и призматическая форма носа. Зависимость мягких подвижных тканей лица от конструкции кост­ных форм. Закономерности конструкции и бесконечность инди­видуальных особенностей и физиономических типов.

Тема. Графический портретный рисунок и выразительность образа человека

Образ человека в графическом портрете. Рисунок головы че­ловека в истории изобразительного искусства.

Индивидуальные особенности, характер, настроение человека в графическом портрете. Выразительные средства и возможности графического изображения. Расположение на листе. Линия и пят­но. Выразительность графического материала.

Тема. Портрет в скульптуре

Человек — основной предмет изображения в скульптуре. Скульптурный портрет в истории искусства. Выразительные воз­можности скульптуры. Материал скульптуры. Характер человека и образ эпохи в скульптурном портрете.

Тема. Сатирические образы человека

Правда жизни и язык искусства. Художественное преувеличе­ние. Отбор деталей и обострение образа. Сатирические образы в искусстве. Карикатура. Дружеский шарж.

Тема. Образные возможности освещения в портрете

Изменение образа человека при различном освещении. Посто­янство формы и изменение ее восприятия. Свет, направленный сбоку, снизу, рассеянный свет, изображение против света, конт­растность освещения.

Тема. Портрет в живописи

Роль и место живописного портрета в истории искусства. Обобщенный образ человека в живописи Возрождения, в XVII— XIX веках, в XX веке. Композиция в парадном и лирическом пор­трете. Роль рук в раскрытии образа портретируемого.

Тема. Роль цвета в портрете

Цветовое решение образа в портрете. Цвет и тон. Цвет и ос­вещение. Цвет как выражение настроения и характера героя пор­трета. Цвет и живописная фактура.

Тема. Великие портретисты (обобщение темы)

Выражение творческой индивидуальности художника в создан­ных им портретных образах. Личность художника и его эпоха. Личность героя портрета и творческая интерпретация ее художни­ком. Индивидуальность образного языка в произведениях великих художников.

« Человек и пространство в изобразительном искусстве» (6ч.)

Тема. Жанры в изобразительном искусстве

Беседа. Предмет изображения и картина мира в изобразитель­ном искусстве. Изменения видения мира в разные эпохи. Жанры в изобразительном искусстве. Портрет. Натюрморт. Пейзаж. Тема­тическая картина: бытовой и исторический жанры.


Тема. Изображение пространства

Беседа о видах перспективы в изобразительном искусстве. Вид перспективы как средство выражения, вызванное определен­ными задачами. Отсутствие изображения пространства в искусст­ве Древнего Египта, связь персонажей общим действием и сюже­том. Движение фигур в пространстве, ракурс в искусстве Древ­ней Греции и отсутствие изображения глубины. Пространство иконы и его смысл. Потребность в изображении глубины прост­ранства и открытие правил линейной перспективы в искусстве Возрождения. Понятие точки зрения. Перспектива как изобрази­тельная грамота. Нарушение правил перспективы в искусстве XX века и его образный смысл.

Тема. Правила линейной и воздушной перспективы

Перспектива — учение о способах передачи глубины прост­ранства. Плоскость картины. Точка зрения. Горизонт и его высо­та. Уменьшение удаленных предметов — перспективные сокраще­ния. Точка схода. Правила воздушной перспективы, планы воз­душной перспективы и изменения контрастности.

Т ема. Пейзаж — большой мир. Организация изображаемого пространства

Пейзаж как самостоятельный жанр в искусстве. Превращение пустоты в пространство. Древний китайский пейзаж. Эпический и романтический пейзаж Европы.

Огромный и легендарный мир в пейзаже. Его удаленность от зрителя. Организация перспективного пространства в картине. Роль выбора формата. Высота горизонта в картине и его образ­ный смысл.

Тема. Пейзаж-настроение. Природа и художник

Пейзаж-настроение как отклик на переживания художника. Многообразие форм и красок окружающего мира. Изменчивость состояний природы в течение суток. Освещение в природе. Кра­сота разных состояний в природе: утро, вечер, сумрак, туман, полдень. Роль колорита в пейзаже-настроении.

Тема. Городской пейзаж

Разные образы города в истории искусства и в российском ис­кусстве XX века.

Работа над графической композицией «Городской пейзаж». Желательны предварительные наброски с натуры. Возможен ва­риант коллективной работы путем создания аппликации из от­дельных изображений (общая композиция после предварительно­го эскиза). При индивидуальной работе тоже может быть исполь­зован прием аппликации. Необходимо обратить внимание на ритмическую организацию листа.

Тема. Выразительные возможности изобразительного искусства.

Беседа. Обобщение материала учебного года. Значение изоб­разительного искусства в жизни людей. Виды изобразительного искусства. Средства выразительности, основы образно-вырази­тельного языка и произведение как целостность. Конструктивная основа произведения изобразительного искусства.

Уровни понимания произведения искусства. Понимание искус­ства — труд души.

Эпоха, направление в искусстве и творческая индивидуаль­ность художника.

Основное содержание программы

Дизайн и архитектура в жизни человека

7 класс - 34ч.

Архитектура и дизайн – конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Мир, который создал человек.Художник –дизайн - архитектура. Искусство композиции- основа дизайна и архитектуры (8ч.)

Тема. Основы композиции и в конструктивных искусствах

Гармония, контраст и выразительность плоскостной композиции.

Объемно-пространственная и плоскостная композиция. Основ­ные типы композиций: симметричная и асимметричная, фронталь­ная и глубинная. Гармония и контраст, баланс масс и динамиче­ское равновесие, движение и статика, ритм, замкнутость и разомкнутость композиции - все вариации рассматриваются на примере простейших форм.

Тема. Прямые линии и организация пространства.

Решение с помощью простейших композиционных элементов художественно-эмоциональных задач. Ритм и движение, разрежен­ность и сгущенность. Прямые линии: соединение элементов композиции и членение плоскости. Образно-художественная ос­мысленность простейших плоскостных композиций. Монтажность соединений элементов, порождающая новый образ.

Тема. Цвет - элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и пятна.

Функциональные задачи цвета в конструктивных искусствах. Применение локального цвета. Сближенность цветов и контраст. Цветовой акцент, ритм цветовых форм, доминанта. Выразитель­ность линии и пятна, интонационность и многоплановость.

Тема. Буква - строка - текст. Искусство шрифта.

Буква как изобразительно-смысловой символ звука. Буква и искусство шрифта, «архитектура» шрифта, шрифтовые гарнитуры. Шрифт и содержание текста. Понимание печатного слова, типо­графской строки как элементов плоскостной композиции.

Тема. Когда текст и изображение вместе. Композиционные основы макетирования в графическом дизайне.

Синтез слова и изображения в искусстве плаката, монтаж­ность их соединения, образно-информационная цельность. Стили­стика изображения и способы их композиционного расположения в пространстве плаката и поздравительной открытки.

Тема. В бескрайнем мире книг и журналов. Многообразие форм графического дизайна.

Многообразие видов полиграфического дизайна: от визитки до книги. Соединение текста и изображения. Элементы, составляю­щие конструкцию и художественное оформление книги, журнала.

Коллажная композиция: образность и технология. Художественно – творческое задание

В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств. (8ч)

Тема. Объект и пространство. От плоскостного изображения к объемному макету.

Композиция плоскостная и пространственная. Прочтение пло­скостной композиции как схематического изображения объемов в пространстве при виде на них сверху. Композиция пятен и линий как чертеж объектов в пространстве. Понятие чертежа как плос­костного изображения объемов, когда точка - вертикаль, круг­ цилиндр или шар, кольцо - цилиндр и т. д. Формирование пони­мания учащихся проекционной природы чертежа.

Тема. Взаимосвязь объектов в архитектурном макете.

Прочтение по рисунку простых геометрических тел, а также прямых, ломаных, кривых линий. Конструирование их в объеме и применение в пространственно-макетных композициях. Вспомо­гательные соединительные элементы в пространственной компо­зиции. Понятие рельефа местности и способы его обозначения на макете. Дизайн проекта: введение монохромного цвета.

Тема. Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объемных форм. Понятие модуля.

Про слеживание структур зданий различных архитектурных стилей и эпох. Выявление простых объемов, образующих дом. Взаимное влияние объемов и их сочетаний на образный характер постройки. Баланс функциональности и художественной красоты здания. Деталь и целое. Достижение выразительности и целесо­образности конструкции. Модуль как основа эстетической цель­ности постройки и домостроительной индустрии.

Тема. Важнейшие архитектурные элементы здания.

Рассмотрение различных типов зданий, выявление горизон­тальных, вертикальных, наклонных элементов, входящих в их структуру. Возникновение и историческое развитие главных архи­тектурных элементов здания (перекрытия, стены, окна, двери, крыша, а также арки, купола, своды, колонны и др.). Использо­вание элементов здания в макете проектируемого объекта.

Тема. Красота и целесообразность. Вещь как сочетание объемов и материальный образ времени.

Многообразие мира вещей. Внешний облик вещи. Выявление сочетающихся объемов. Функция вещи и целесообразность соче­таний объемов.

Дизайн вещи как искусство и социальное проектирование. Вещь как образ действительности и времени. Сочетание образно­го и рационального. Красота - наиболее полное выявление функ­ции вещи.

Тема. Форма и материал.

Взаимосвязь формы и материала. Влияние функции вещи на материал, из которого она будет создаваться. Роль материала в определении формы. Влияние развития технологий и материалов на изменение формы вещи (например, бытовая аудиотехника - от деревянных корпусов к пластиковым обтекаемым формам и т. д.).

Тема. Цвет в архитектуре и дизайне. Роль цвета в формотворчестве. Эмоциональное и формообразующее значение цвета в дизай­не и архитектуре. Влияние цвета на восприятие формы объектов архитектуры и дизайна. Отличие роли цвета в живописи от его назначения в конструктивных искусствах. Цвет и окраска. Пре­обладание локального цвета в дизайне и архитектуре. Психологи­ческое воздействие цвета. Влияние на восприятие цвета: его на­хождение в пространстве архитектурно-дизайнерского объекта, формы цветового пятна, а также мягкого или резкого его очерта­ния, яркости цвета. Специфика влияния различных цветов спект­ра и их тональностей. Фактура цветового покрытия

Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека-12ч.

Тема. Город сквозь времена и страны. Образы материальной культуры прошлого.

Образ и стиль. Смена стилей как отражение эволюции образа жизни, сознания людей и развития производственных возможнос­тей. Художественно-аналитический обзор развития образно-стиле­вого языка архитектуры как этапов духовной, художественной и материальной культуры разных народов и эпох. Архитектура на­родного жилища. Храмовая архитектура. Частный дом.

Тема. Город сегодня и завтра. Пути развития современной архитектуры и дизайна. Архитектурная и градостроительная революция 20 века. Ее технологические и эстетические предпосылки и истоки. Социальный аспект «перестройки» в архитектуре. Отрицание канонов и одновременно использование наследия с учетом нового уровня материально-строительной техники. Приоритет функционализма.

Проблема урбанизации ландшафта, безликости и агрессивности среды современного города. Современные поиски новой эстетики архитектурного решения в градостроительстве.

Тема. Живое пространство города. Город, микрорайон, улица.

Исторические формы планировки городской среды и их связь с образом жизни людей. Различные композиционные виды плани­ровки города: замкнутая, радиальная, кольцевая, свободно-разомк­нутая, асимметричная, прямоугольная и др. Схема-планировка и реальность. Организация и проживание пространственной среды как понимание образного начала в конструктивных искусствах. Роль цвета в формировании пространства. Цветовая среда.

Тема. Вещь в городе и дома. Городской дизайн. Неповторимость старинных кварталов и кварталы жилья. Роль малой архитектуры и архитектурного дизайна в эстетизации и ин­дивидуализации городской среды, в установке связи между чело­веком и архитектурой. Создание информативного комфорта город­ской среды: устройство пешеходных зон в городах, установка городской мебели (скамьи, «диваны» и пр.), киосков, информаци­онных блоков, блоков локального озеленения и т. д.

Тема. Интерьер и вещь в доме. Дизайн - пространственно-вещной среды интерьера.

Архитектурный «остов» интерьера. Историчность и социаль­ность интерьера. Отделочные материалы, введение фактуры и цвета в интерь­ер. От унификации к индивидуализации подбора вещного напол­нения интерьера. Мебель и архитектура: гармония и контраст. Ди­зайнерские детали интерьера. Зонирование интерьера. Интерьеры общественных мест (театр, кафе, вокзал, офис, школа и пр.).

Тема. Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства.

Город в единстве с ландшафтно-парковой средой. Развитие пространственно-конструктивного мышления. Обучение техноло­гии макетирования путем введения в технику бумагопластики раз­личных материалов и фактур (ткань, проволока, фольга, древеси­на, стекло и т. д.) для создания архитектурно-ландшафтных объ­ектов (лес, водоем, дорога, газон и т. д.).

Тема. Ты - архитектор. Замысел архитектурного проекта и его осуществление.

Единство эстетического и функционального в объемно-прост­ранственной организации среды жизнедеятельности людей. При­родно-экологические, историко-социальные и иные параметры, влияющие на композиционную планировку города. Реализация в коллективном макетировании чувства красоты и архитектурно­-смысловой логики.

Художественно- творческое задание

Человек в зеркале дизайна и архитектуры.образ человека и индивидуальное проектирование -7 ч.

Тема. Мой дом - мой образ жизни. Скажи мне, как ты живешь, и я скажу, какой у тебя дом.

Мечты и представления, учащихся о своем будущем жилище, реализующиеся в их архитектурно-дизайнерских проектах. Прин­ципы организации и членения пространства на различные функ­циональные зоны: для работы, отдыха, спорта, хозяйства, для де­тей и т. д. Мой дом - мой образ жизни. Учет в проекте инже­нерно-бытовых и санитарно-технических задач.

Тема. Интерьер, который мы создаем. Дизайн интерьера. Роль материалов, фактур и цветовой гаммы. Стиль и эклектика. Отражение в проекте дизайна интерьера об­разно-архитектурного замысла и композиционно-стилевых начал. Функциональная красота или роскошь предметного наполнения интерьера (мебель, бытовое оборудование).

Тема. Пугало в огороде… или под шепот фонтанных струй. Сад (английский, французский, восточный) и традиции рус­ской городской и сельской усадьбы.

Планировка сада, огорода, зонирование территории. Организа­ция палисадника, садовых дорожек. Малые архитектурные формы сада: беседка, бельведер, пергола, ограда и пр. Водоемы и мини пруды. Сомасштабные сочетания растений сада. Альпийские гор­ки, скульптура, керамика, садовая мебель, кормушка для птиц ит. д. Спортплощадка и многое другое в саду мечты. Искусство аранжировки. Икебана как пространственная композиция в интерьере.

Тема. Мода, культура и ты. Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды.

Соответствие материала и формы в одежде. Технология созда­ния одежды. Целесообразность и мода. О психологии индивидуального и массового. Мода - бизнес и манипулирование массовым сознанием. Законы композиции в одежде. Силуэт, линия, фасон.

Тема. Встречают по одежке.

О психологии индивидуального и массового. Мода - бизнес и манипулирование массовым сознанием. Возраст и мода. Молодеж­ная субкультура и подростковая мода. «Быть или казаться»? Самоутверждение и знаковость в моде. Философия «стаи» и ее вы­ражение в одежде. Стереотип и кич.

Тема. Автопортрет на каждый день.

Лик или личина? Искусство грима и прически. Форма лица и прическа. Макияж дневной, вечерний и карнавальный. Грим бы­товой и сценический. Лицо в жизни, на экране, на рисунке и на фотографии. Азбука визажистики и парикмахерскогостилизма. Боди-арт и татуаж как мода.

Тема. Имидж: лик или личина? Сфера имидж-дизайна.

Человек как объект дизайна. Понятие имидж-дизайна как сфе­ры деятельности, объединяющей различные аспекты моды и ви­зажистику, искусство грима, парикмахерское дело (или стилизм), ювелирную пластику, фирменный стиль и т. д., определяющей форму поведения и контактов в обществе. Связь имидж-дизайна с «паблик рилейшенс», технологией социального поведения, рек­ламой, общественной деятельностью и политикой. Материализа­ция в имидж-дизайне психосоциальных притязаний личности на публичное моделирование желаемого облика.

Тема. Моделируя себя - моделируешь мир

Человек - мера вещного мира. Он или его хозяин, или раб. Создавая «оболочку» - имидж, создаешь и «душу». Моделируя себя, моделируешь и создаешь мир и свое завтра.

Заключительное занятие года, которое проводится в свободной форме на примере выставки сделанных учащимися работ. Занятие демон­стрирует понимание учащимися роли дизайна и архитектуры в современном обществе как важной формирующей его социокуль­турного облика, показывает понимание места этих искусств и их образного языка в ряду пластических искусств. Выставка учащихся.


Тематическое планирование 5 класс




Тема раздела

Примерное

количество часов

Проверочные мероприятия

контрольные

практические

лабораторные

тесты

зачёты

1

«Древние корни народного искусства»

8


5




2

«Связь времен в народном искусстве»

8


4




3

«Декор – человек, общество, время»

10


4




4

«Декоративное искусство в современном мире»

4


2





итого

30ч


15




Тематическое планирование 6а,6б классы





Тема раздела

Примерное

количество часов

Проверочные мероприятия

контрольные

практические

лабораторные

тесты

зачёты

1

Виды изобразительного искусства

и основы образного языка

9


2




2

Мир наших вещей. Натюрморт.

8


4




3

Вглядываясь в человека. Портрет.

11


4




4

Человек и пространство в изобразительном искусстве.

7


2





итого

35


10




Тематическое планирование 7 класс




Тема раздела

Примерное

количество часов

Проверочные мероприятия

контрольные

практические

лабораторные

тесты

зачёты

1

Художник — дизайн — архитектура. Искусство композиции —основа дизайна и архитектуры

8


2




2

Художественный язык конструктивных искусств

8


3




3

Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека

11


3




4

Образ человека и индивидуальное проектирование

8


2






35


10














Календарно-тематическое планирование в 5 классе

Датаплан

Дата факт

Наименование раздела или Тема урока

Кол часов


Древние корни народного искусства


1.

02.09


Древние образы в народном искус­стве. Символы цвета и формы

1

2.

09.09


Орнамент как ос­нова декоратив­ного украшения

1

3

4.

16.09

23.09


Конструкция, де­кор предметов на­родного быта и труда

2

5.

30.09


Образы и мотивы в орнаментах рус­ской народной вышивки

Образы и мотивы в орнаментах народной вышивки Ростовской области.

1

6.


07.10



Народный празд­ничный костюм казаков и казачек


1

7

14.10


Убранство казачьего куреня. Внутренний мир казачьего куреня

1

8

21.10


Народные казачьи праздничные обряды, праздники донского края

1


Связь времен в народном искусстве

9

10

11.11

18.11


Древние образы в современных на­родных игрушках

Единство формы и декора в донских народных игрушках

2

1112

25.11

02.12


Искусство Хохломы. Истоки и совре­менное развитие народных промыслов

2

13.

09.12



Искусство Городца. Истоки и со­временное разви­тие промысла

1

14

15

16.12

23.12


Истоки и современное развитие семикаракорской керамики.

2

16

30.12


Роль народных промыслов в со­временной жизни

1


«Декор – человек, общество, время»

10ч

17.

13.01


Зачем людям украшения

1

18.

20.01


Украшения в жизни древних обществ

1

19

20

27.0103.02


Украшения в жизни древних обществ. Греческая вазопись

2

2122

10.02

17.02


Одежда выражает принадлежность человека к различным слоям общества

2

23

24.

02.0316.03


О чем рассказы­вают гербы и эмблемы

2


25


06.04


Символы и эмб­лемы в совре­менном общест­ве. Герб и флаг Ростова, Ростовской области

1

26

13.04


Роль декоратив­ного искусства в жизни человека и общества

1



Декоративное искусство в современном мире

27

20.04


Современное выставочное ис­кусство

1

28


27.04



Древние образы в современном декоративном искусстве. Ты сам - мастер декоративно-прикладного ис­кусства (Витраж)

1

29

18.05


Ты сам -мастер декоративно-прикладного ис­кусства (ваза)

1

30

25.05



Ты сам мастер декоративно-прикладного ис­кусства мозаичное панно. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека.

1









Календарно – тематическое планирование 6а, 6б классы

Дата план

Дата факт

Наименование раздела или тема урока

Кол часов




Виды изобразительного искусства

и основы образного языка


1.

04.09


Виды изобразительного искусства и основы их образного языка

1

2.

11.09


Рисунок -основа изобрази­тельного искусства

1

3.

18.09


Линия и ее выра­зитель­ные возможности

1

4-5

25.09

02.10


Черное и белое – основа языка графики

2

6

09.10


Цвет основа языка живописи

1

7

16.10


Цвет в произведениях живописи

1

8-9

23.10

06.11


Объем – основа языка скульптуры

2


Мир наших вещей. Натюрморт.

10

13.11


Реальность и фантазия в творчестве художника

1

11

20.11


Изображение предметного мира – натюрморт Отношение художника к миру вещей

1

12

27.11


Понятие формы, Многообразие форм ок­ружающего мира

1

13

04.12


Изобра­жение объёма на плоско­сти и ли­нейная перспек­тива

1

14

11.12


Освеще­ние. Свет и тень

1

15

18.12


Натюрморт в графике.

1

16

25.12


Цвет в натюрморте

1

17

15.01


Вырази­тельные возмож­ности на­тюрморта

1


Вглядываясь в человека. Портрет.

11ч

18

22.01


Образ че­ловека -главная тема ис­кусства

1

19

29.01


Конст­рукция Головы человека и её про­порции

1

20

05.02


Изображение головы человека в пространстве

1

21

22

12.02

19.02


Графиче­ский портрет­ный ри­сунок и выразительность образа человека

1

1

23

26.02


Сатирические образы человека

1

24

04.03


Портрет в графике. Образные возможности освещения в портрете

1

25

11.03


Портрет в живописи

1

26

18.03


Портрет в живописи

1

27

01.04


Роль цве­та в порт­рете

1

28

08.04


Обобщение темы. Великие портретисты. Государственная Третьяковская галерея

1



Человек и пространство в изобразительном искусстве.

29

15.04


Пейзаж-сфера искусства, в которой формируется отношение к природе

1

30

22.04


Анималистический жанр и жанр пейзажа

1

31

29.04


Пейзаж в графике

1

32

06.05


Художник выражает свое понимание красоты природы

1

33

34

13.05

20.05


Построение пространства в пейзаже

1

1

35

27.05


Роль колорита в пейзаже. Пейзаж, портрет. Натюрморт в музеях искусств

1





Календарно – тематическое планирование 7 класс


урока

Дата план

Дата факт

Наименование раздела или тема урока

Кол - во часов



Художник — дизайн — архитектура. Искусство композиции —основа дизайна и архитектуры

8ч

1.

06.09


Основы композиции в конструктивных искусствах.

2.

13.09


Основы композициив конструктивныхискусствах. Гармония, контраст, выразительность

3

20.09


Прямые линии и организация пространства

4.

27.09


Цвет — элемент композиционного творчества.

5

04.10


Свободные формы: линии и тоновые пятна.

6.

11.10


Буква — строка —текст. Искусствошрифта.

7.

18.10


Когда текст и изображение вместеКомпозиционные основы макетирования в графическом дизайне.

8.

25.10


В бескрайнем мире книг и журналов. Графический дизайн




Художественный язык конструктивных искусств

9.

08.11


Объект и пространство

10.

15.11


Взаимосвязь объектов в архитектурном макете

11.

22.11


Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных

объёмов. Понятие модуля.

12.

29.11


Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных

объёмов. Понятие модуля

13.

06.12


Важнейшие архитектурные элементыЗдания.

14.

13.12



Красота и целесообразность. Вещь каксочетание объёмов и

образ времени.

15.

20.12


Форма и материал.

16.

27.12


Цвет в архитектуре и дизайне. Роль цветав формотворчестве.




Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека

11ч

17.

10.01


Город сквозь времена и страны. Образыматериальнойкультуры прошлого.

18.

17.01


Город сегодня и завтра. Пути развития современной архитектуры и дизайна

19.

24.01


Живое пространство города. Город, микрорайон, улица

20.

31.01


Вещь в городе и дома. Городской дизайн.

21.

07.02


Вещь в городе и дома. Городской дизайн.

22.

14.02


Интерьер и вещь в доме. Дизайн пространственно-вещной среды интерьера

23.

21.02


Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства

24.

28.02


Организация архитектурно-ландшафтного пространства

25.

06.03


Ты — архитектор!Замысел архитектурного проекта и его осуществление.

26.

13.03


Ты — архитектор!Замысел архитектурного проекта и его осуществление

27.

20.03


Ты — архитектор!Замысел архитектурного проекта и его осуществление




Образ человека и индивидуальное проектирование

28.

03.04


Мой дом — мой образ жизни.

1

29.

10.04


Интерьер, который мы создаем

1

30

17.04


Пугало в огороде, или… Под шёпот фонтанных струй.

1

31

24.04


Мода, культура и ты.

Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды.

1

32

08.05


Встречают по одёжке.

1

33

15.05


Автопортрет на каждый день.

1

34

35

22.05

29.05


Моделируя себя —моделируешь мир (обобщение темы).

2