Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №10
Рассмотрено На заседании ШМО Руководитель: _______/Прудий Т.М. 28.08. 2019 Протокол № 1_____ | Согласовано Заместитель директора по УВР ____________/Заикина Н.С./ « 30 »08. 2019 | Принято Педсовет № 1 « 31»08.2019 | Утверждено Директор МБОУ СОШ №10 __________/Зеленская И.А. 31. 08. 2019 Приказ№ 134 |
Рабочая программа основного общего образования
по изобразительному искусству 5-7 классов
2019-2020 учебного года
Учитель: Прудий Т.М.
г. Красный Сулин
2
019 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-7 классов составлена на основе авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-8кл.»: прогр. /Сост. Б.М. Неменский.- М.: Просвещение, основной образовательной программой школы. Рабочая программа соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта. Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов на изучение тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор видов художественно-творческой деятельности учащихся.
Место предмета в учебном плане
Учебный план МБОУ СОШ №10 предусматривает обязательное изучение изобразительного искусства в 5-7 классах из расчета 1 час в неделю, 35 часов в год.
В соответствии с календарным учебным графиком, расписанием учебных занятий, с учетом государственных праздников, рабочая учебная программа составлена из расчета 1 час в неделю, в 5 классе 30 часов в год, в 6а,6б классах 35 часов, в 7 классе 34 часа.
Цели и особенности программы
Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру практическую художественно-творческую деятельность, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности. Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств - живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, изображения в зрелищных и экранных искусствах. Содержание курса учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания, коммуникации и профессиональной деятельности в условиях современности.
Программа «Изобразительное искусство. 5-7 классы» создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Эта программа является продуктом комплексного проекта, созданного на основе системной исследовательской и экспериментальной работы коллектива специалистов. Программа учитывает традиции российского художественного образования, современные инновационные методы, анализ зарубежных художественно-педагогических практик. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения.
Программа объединяет практические художественно-творческие задания, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности в единую образовательную структуру, образуя условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Программа построена на принципах тематической цельности и последовательности развития курса, предполагает четкость поставленных задач и вариативность их решения. Программа предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества обучающихся и уроков коллективной творческой деятельности, диалогичность и сотворчество учителя и обучающегося.
Цели и задачи обучения изобразительному искусству и художественному труду в 5-7 классах
Основная цель школьного предмета «Изобразительного искусство» - развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры. Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества.
Основные задачи предмета «Изобразительное искусство»:
формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;
освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;
формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;
развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;
формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;
развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;
овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки;
овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.
Планируемые результаты обучения.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласия позиций и учета интересов; формировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
Основное содержание программы
5 класс
Декоративно-прикладное искусство в жизни человека-
Цель: Изучение народного творчества и традиций преемственности духовной культуры России. Развитие творческих способностей и совершенствование навыков постижения средств декоративно - прикладного искусства, обогащение опыта восприятия и оценки произведений декоративно-прикладного искусства, формирование ценностно-смысловой компетенции.
«Древние корни народного искусства» ( 8 ч)
Знакомятся с традиционными образами в народном искусстве (мать-земля, древо жизни, конь-лось-олень, птица, солнечные знаки), крестьянским домом, казачьим куренем, рассматривается как художественный образ, отражающий взаимосвязь большого космоса (макрокосма) и мира человека, жизненно важные участки казачьего интерьера, освоении языка орнамента на материале русской народной вышивки, знакомство с костюмом казаков Ростовской области и народно-праздничными обрядами.
Древние образы в народном искусстве.
Декор русской избы, казачьего куреня.
Внутренний мир казачьего куреня.
Конструкция, декор предметов народного быта и труда.
Образы и мотивы в орнаментах народной вышивки Ростовской области.
Народный праздничный костюм донских казаков и казачек.
Народные праздничные обряды на Дону.
«Связь времен в народном искусстве» (8ч)
Включение детей в поисковые группы по изучению традиционных народных художественных промыслов России (Жостово, Хохломы, Городца). При знакомстве учащихся с филимоновской, дымковской, каргопольской народными глиняными игрушками, следует обратить внимание на живучесть в них древнейших образов: коня, птицы, бабы. Направить усилия учащихся на восприятие и создание художественного образа игрушки в традициях донского промысла. При изучении Семикаракорской керамики обратить внимание на разнообразие скульптурных форм посуды, мелкой пластики; на органическое единство формы и декора; на орнаментальные и декоративно-сюжетные композиции росписи; на главные отличительные элементы.
Древние образы в современных народных игрушках. Донская игрушка.
Искусство хохломы. Истоки и современное развитие промысла.
Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла.
Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла.
Искусство Семикаракорской керамики. Истоки и современное развитие промысла.
Роль народных художественных промыслов в современной жизни.
«Декор – человек, общество, время» 10ч
Проявлять эмоциональный отклик, интерес к многообразию форм и декора в классическом декоративно-прикладном искусстве разных народов, стран, времен; видеть в его произведениях социальную окрашенность. Акцентировать внимание на социальной функции этого искусства, обостряя представления о его роли в организации жизни общества, в формировании и регулировании человеческих отношений, в различении людей по социальной и профессиональной принадлежности. Разговор о социальной роли декоративного искусства следует замкнуть на современности, чтобы показать учащимся, что костюм, его декор и сегодня сообщает информацию, закрепленную в форме знаков-отличий. Эти знаки имеют общественно-символическое значение. Знакомясь с образом художественной культуры древних египтян Древней Греции, Востока на примере Японии, Западной Европы периода Средневековья основной акцент переносится на декоративно-знаковую, социальную роль костюма и, кроме того, закрепляется эмоциональный интерес учащихся к образному, стилевому единству декора одежды, предметов быта, интерьера, относящихся к определенной эпохе.
Ознакомление с гербами и эмблемами Ростовской области, о символическом характере языка герба как отличительного знака, о его составных частях, о символическом значении изобразительных элементов и цвета в искусстве геральдики, о символах и эмблемах в современном обществе.
Введение в проблематику: «Зачем людям украшения».
Декор и положение человека в обществе.
Одежда говорит о человеке.
Костюмы древних цивилизаций.
Коллективная работа «Бал в интерьере дворца».
О чем рассказывают гербы и эмблемы.
О чём рассказывают гербы Ростовской области.
Роль декоративного искусства в жизни человека и общества.
«Декоративное искусство в современном мире» 4 часа
Знакомясь на уроках с богатством разновидностей керамики, художественного стекла, металла и т. д., всматриваясь в образный строй произведений, учащиеся воспринимают их с точки зрения единства формы (способ существования содержания, его конкретное воплощение и выражение) и содержания («функция» и «идея», здесь функция может быть не только утилитарно-практической, но и эстетической), выявляют средства, используемые художником в процессе воплощения замысла (умение превратить мысленный образ в плоть, в «тело» предмета).
Современное выставочное искусство.
Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства. Создание декоративной работы в материале (выполнение вазы, игрушки, витража, мозаики.
Народные художники нашего края.
6 класс
1 Раздел «Виды изобразительного искусства и основы образного языка» (9ч)
Тема. Изобразительное искусство в семье пластических искусств
Беседа об искусстве и его видах. Пластические или пространственные виды искусства и их деление на три группы: изобразительные, конструктивные и декоративные. Общие основы и разное назначение в жизни людей. Виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура. Художественные материалы и их выразительность в изобразительном искусстве.
Тема. Рисунок — основа изобразительного творчества
Рисунок — основа мастерства художника. Творческие задачи рисунка.
Виды рисунка. Подготовительный рисунок как этап в работе над произведением любого вида пластических искусств. Зарисовка. Набросок с натуры. Учебный рисунок. Рисунок как самостоятельное графическое произведение. Графические материалы и их выразительные возможности.
Тема. Линия и ее выразительные возможности
Выразительные свойства линии, виды и характер линии. Условность и образность линейного изображения. Ритм линий, ритмическая организация листа. Роль ритма в создании образа. Линейные графические рисунки известных художников.
Тема. Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен
Пятно в изобразительном искусстве. Роль пятна в изображении и его выразительные возможности.
Понятие силуэта. Тон и тональные отношения: темное — светлое. Тональная шкала. Композиция листа. Ритм пятен. Доминирующее пятно. Линия и пятно.
Тема. Цвет. Основы цветоведения
Основные и составные цвета. Дополнительные цвета. Цветовой круг. Теплые и холодные цвета. Цветовой контраст. Насыщенность цвета и его светлота. Изучение свойств цвета.
Тема. Цвет в произведениях живописи
Понятия «локальный цвет», «тон», «колорит», «гармония цвета». Цветовые отношения. Живое смешение красок. Взаимодействие цветовых пятен и цветовая композиция. Фактура в живописи. Выразительность мазка. Выражение в живописи эмоциональных состояний: радость, грусть, нежность и т. д.
Тема. Объемные изображения в скульптуре
Выразительные возможности объемного изображения. Связь объема с окружающим пространством и освещением. Художественные материалы в скульптуре: глина, камень, металл, дерево и др.— и их выразительные свойства.
Тема. Основы языка изображения
Беседа. Обобщение материала темы: виды изобразительного искусства, художественные материалы и их выразительные возможности, художественное творчество и художественное восприятие, зрительские умения.
«Мир наших вещей. Натюрморт» (8ч)
Тема. Реальность и фантазия в творчестве художника
Беседа. Во все времена человек создавал изображения окружающего его мира. Изображение как познание окружающего мира и отношение к нему человека. Условность и правдоподобие в изобразительном искусстве. Реальность и фантазия в творческой деятельности художника. Выражение авторского отношения к изображаемому. Выразительные средства и правила изображения в изобразительном искусстве. Почему люди хранят произведения изобразительного искусства и высоко ценят, передавая из поколения в поколение?
Тема. Изображение предметного мира — натюрморт
Многообразие форм изображения мира вещей в истории искусства. О чем рассказывают изображения вещей. Появление жанра натюрморта. Натюрморт в истории искусства. Натюрморт в живописи, графике, скульптуре.
Плоскостное изображение и его место в истории искусства. Повествовательные, рассказывающие свойства плоских рисунков. Знаковость и декоративность плоского изображения в древности и в XX веке.
Тема. Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.
Многообразие форм в мире. Понятие формы. Линейные, плоскостные и объемные формы. Плоские геометрические тела, которые можно увидеть в основе всего многообразия форм. Формы простые и сложные. Конструкция сложной формы. Правила изображения и средства выразительности. Выразительность формы.
Тема. Изображение объема на плоскости и линейная перспектива
Плоскость и объем. Изображение как окно в мир. Когда и почему возникли задачи объемного изображения? Перспектива как способ изображения на плоскости предметов в пространстве. Правила объемного изображения геометрических тел. Понятие ракурса.
Тема. Освещение. Свет и тень
Освещение как средство выявления объема предмета. Источник освещения. Понятия «свет», «блик», «полутень», «собственная тень», «рефлекс», «падающая тень». Богатство выразительных возможностей освещения в графике и живописи. Свет как средство организации композиции в картине.
Тема. Натюрморт в графике
Графическое изображение натюрмортов. Композиция и образный строй в натюрморте: ритм пятен, пропорций, движение и покой, случайность и порядок. Натюрморт как выражение художником своих переживаний и представлений об окружающем его мире. Материалы и инструменты художника и выразительность художественных техник.
Гравюра и ее виды. Выразительные возможности гравюры. Печатная форма (матрица) и оттиски.
Тема. Цвет в натюрморте
Цвет в живописи и богатство его выразительных возможностей. Собственный цвет предмета (локальный) и цвет в живописи (обусловленный). Цветовая организация натюрморта — ритм цветовых пятен. Разные видение и понимание цветового состояния изображаемого мира в истории искусства. Выражение цветом в натюрморте настроений и переживаний художника.
Тема. Выразительные возможности натюрморта (обобщение темы)
Итоговая беседа. Предметный мир в изобразительном искусстве. Выражение в натюрморте переживаний и мыслей художника, его представлений и представлений людей его эпохи об окружающем мире и о самих себе. Жанр натюрморта и его развитие. Натюрморт в искусстве XIX—XX веков. Натюрморт и выражение творческой индивидуальности художника.
«Вглядываясь в человека. Портрет» (10 ч)
Тема. Образ человека — главная тема искусства
Беседа. Изображение человека в искусстве разных эпох. История возникновения портрета. Портрет как образ определенного реального человека. Портрет в искусстве Древнего Рима, эпохи Возрождения и в искусстве Нового времени. Парадный портрет и лирический портрет. Проблема сходства в портрете. Выражение в портретном изображении характера человека, его внутреннего мира.
Портрет в живописи, графике, скульптуре. Великие художники-портретисты.
Тема. Конструкция головы человека и ее пропорции
Закономерности в конструкции головы человека. Большая цельная форма головы и ее части. Пропорции лица человека. Средняя линия и симметрия лица. Величина и форма глаз, носа, расположение и форма рта. Подвижные части лица, мимика.
Тема. Изображение головы человека в пространстве
Повороты и ракурсы головы. Соотношение лицевой и черепной частей головы, соотношение головы и шеи. Большая форма и детализация. Шаровидность глаз и призматическая форма носа. Зависимость мягких подвижных тканей лица от конструкции костных форм. Закономерности конструкции и бесконечность индивидуальных особенностей и физиономических типов.
Тема. Графический портретный рисунок и выразительность образа человека
Образ человека в графическом портрете. Рисунок головы человека в истории изобразительного искусства.
Индивидуальные особенности, характер, настроение человека в графическом портрете. Выразительные средства и возможности графического изображения. Расположение на листе. Линия и пятно. Выразительность графического материала.
Тема. Портрет в скульптуре
Человек — основной предмет изображения в скульптуре. Скульптурный портрет в истории искусства. Выразительные возможности скульптуры. Материал скульптуры. Характер человека и образ эпохи в скульптурном портрете.
Тема. Сатирические образы человека
Правда жизни и язык искусства. Художественное преувеличение. Отбор деталей и обострение образа. Сатирические образы в искусстве. Карикатура. Дружеский шарж.
Тема. Образные возможности освещения в портрете
Изменение образа человека при различном освещении. Постоянство формы и изменение ее восприятия. Свет, направленный сбоку, снизу, рассеянный свет, изображение против света, контрастность освещения.
Тема. Портрет в живописи
Роль и место живописного портрета в истории искусства. Обобщенный образ человека в живописи Возрождения, в XVII— XIX веках, в XX веке. Композиция в парадном и лирическом портрете. Роль рук в раскрытии образа портретируемого.
Тема. Роль цвета в портрете
Цветовое решение образа в портрете. Цвет и тон. Цвет и освещение. Цвет как выражение настроения и характера героя портрета. Цвет и живописная фактура.
Тема. Великие портретисты (обобщение темы)
Выражение творческой индивидуальности художника в созданных им портретных образах. Личность художника и его эпоха. Личность героя портрета и творческая интерпретация ее художником. Индивидуальность образного языка в произведениях великих художников.
« Человек и пространство в изобразительном искусстве» (6ч.)
Тема. Жанры в изобразительном искусстве
Беседа. Предмет изображения и картина мира в изобразительном искусстве. Изменения видения мира в разные эпохи. Жанры в изобразительном искусстве. Портрет. Натюрморт. Пейзаж. Тематическая картина: бытовой и исторический жанры.
Тема. Изображение пространства
Беседа о видах перспективы в изобразительном искусстве. Вид перспективы как средство выражения, вызванное определенными задачами. Отсутствие изображения пространства в искусстве Древнего Египта, связь персонажей общим действием и сюжетом. Движение фигур в пространстве, ракурс в искусстве Древней Греции и отсутствие изображения глубины. Пространство иконы и его смысл. Потребность в изображении глубины пространства и открытие правил линейной перспективы в искусстве Возрождения. Понятие точки зрения. Перспектива как изобразительная грамота. Нарушение правил перспективы в искусстве XX века и его образный смысл.
Тема. Правила линейной и воздушной перспективы
Перспектива — учение о способах передачи глубины пространства. Плоскость картины. Точка зрения. Горизонт и его высота. Уменьшение удаленных предметов — перспективные сокращения. Точка схода. Правила воздушной перспективы, планы воздушной перспективы и изменения контрастности.
Т
ема. Пейзаж — большой мир. Организация изображаемого пространства
Пейзаж как самостоятельный жанр в искусстве. Превращение пустоты в пространство. Древний китайский пейзаж. Эпический и романтический пейзаж Европы.
Огромный и легендарный мир в пейзаже. Его удаленность от зрителя. Организация перспективного пространства в картине. Роль выбора формата. Высота горизонта в картине и его образный смысл.
Тема. Пейзаж-настроение. Природа и художник
Пейзаж-настроение как отклик на переживания художника. Многообразие форм и красок окружающего мира. Изменчивость состояний природы в течение суток. Освещение в природе. Красота разных состояний в природе: утро, вечер, сумрак, туман, полдень. Роль колорита в пейзаже-настроении.
Тема. Городской пейзаж
Разные образы города в истории искусства и в российском искусстве XX века.
Работа над графической композицией «Городской пейзаж». Желательны предварительные наброски с натуры. Возможен вариант коллективной работы путем создания аппликации из отдельных изображений (общая композиция после предварительного эскиза). При индивидуальной работе тоже может быть использован прием аппликации. Необходимо обратить внимание на ритмическую организацию листа.
Тема. Выразительные возможности изобразительного искусства.
Беседа. Обобщение материала учебного года. Значение изобразительного искусства в жизни людей. Виды изобразительного искусства. Средства выразительности, основы образно-выразительного языка и произведение как целостность. Конструктивная основа произведения изобразительного искусства.
Уровни понимания произведения искусства. Понимание искусства — труд души.
Эпоха, направление в искусстве и творческая индивидуальность художника.
Основное содержание программы
Дизайн и архитектура в жизни человека
7 класс - 34ч.
Архитектура и дизайн – конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Мир, который создал человек.Художник –дизайн - архитектура. Искусство композиции- основа дизайна и архитектуры (8ч.)
Тема. Основы композиции и в конструктивных искусствах
Гармония, контраст и выразительность плоскостной композиции.
Объемно-пространственная и плоскостная композиция. Основные типы композиций: симметричная и асимметричная, фронтальная и глубинная. Гармония и контраст, баланс масс и динамическое равновесие, движение и статика, ритм, замкнутость и разомкнутость композиции - все вариации рассматриваются на примере простейших форм.
Тема. Прямые линии и организация пространства.
Решение с помощью простейших композиционных элементов художественно-эмоциональных задач. Ритм и движение, разреженность и сгущенность. Прямые линии: соединение элементов композиции и членение плоскости. Образно-художественная осмысленность простейших плоскостных композиций. Монтажность соединений элементов, порождающая новый образ.
Тема. Цвет - элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и пятна.
Функциональные задачи цвета в конструктивных искусствах. Применение локального цвета. Сближенность цветов и контраст. Цветовой акцент, ритм цветовых форм, доминанта. Выразительность линии и пятна, интонационность и многоплановость.
Тема. Буква - строка - текст. Искусство шрифта.
Буква как изобразительно-смысловой символ звука. Буква и искусство шрифта, «архитектура» шрифта, шрифтовые гарнитуры. Шрифт и содержание текста. Понимание печатного слова, типографской строки как элементов плоскостной композиции.
Тема. Когда текст и изображение вместе. Композиционные основы макетирования в графическом дизайне.
Синтез слова и изображения в искусстве плаката, монтажность их соединения, образно-информационная цельность. Стилистика изображения и способы их композиционного расположения в пространстве плаката и поздравительной открытки.
Тема. В бескрайнем мире книг и журналов. Многообразие форм графического дизайна.
Многообразие видов полиграфического дизайна: от визитки до книги. Соединение текста и изображения. Элементы, составляющие конструкцию и художественное оформление книги, журнала.
Коллажная композиция: образность и технология. Художественно – творческое задание
В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств. (8ч)
Тема. Объект и пространство. От плоскостного изображения к объемному макету.
Композиция плоскостная и пространственная. Прочтение плоскостной композиции как схематического изображения объемов в пространстве при виде на них сверху. Композиция пятен и линий как чертеж объектов в пространстве. Понятие чертежа как плоскостного изображения объемов, когда точка - вертикаль, круг цилиндр или шар, кольцо - цилиндр и т. д. Формирование понимания учащихся проекционной природы чертежа.
Тема. Взаимосвязь объектов в архитектурном макете.
Прочтение по рисунку простых геометрических тел, а также прямых, ломаных, кривых линий. Конструирование их в объеме и применение в пространственно-макетных композициях. Вспомогательные соединительные элементы в пространственной композиции. Понятие рельефа местности и способы его обозначения на макете. Дизайн проекта: введение монохромного цвета.
Тема. Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объемных форм. Понятие модуля.
Про слеживание структур зданий различных архитектурных стилей и эпох. Выявление простых объемов, образующих дом. Взаимное влияние объемов и их сочетаний на образный характер постройки. Баланс функциональности и художественной красоты здания. Деталь и целое. Достижение выразительности и целесообразности конструкции. Модуль как основа эстетической цельности постройки и домостроительной индустрии.
Тема. Важнейшие архитектурные элементы здания.
Рассмотрение различных типов зданий, выявление горизонтальных, вертикальных, наклонных элементов, входящих в их структуру. Возникновение и историческое развитие главных архитектурных элементов здания (перекрытия, стены, окна, двери, крыша, а также арки, купола, своды, колонны и др.). Использование элементов здания в макете проектируемого объекта.
Тема. Красота и целесообразность. Вещь как сочетание объемов и материальный образ времени.
Многообразие мира вещей. Внешний облик вещи. Выявление сочетающихся объемов. Функция вещи и целесообразность сочетаний объемов.
Дизайн вещи как искусство и социальное проектирование. Вещь как образ действительности и времени. Сочетание образного и рационального. Красота - наиболее полное выявление функции вещи.
Тема. Форма и материал.
Взаимосвязь формы и материала. Влияние функции вещи на материал, из которого она будет создаваться. Роль материала в определении формы. Влияние развития технологий и материалов на изменение формы вещи (например, бытовая аудиотехника - от деревянных корпусов к пластиковым обтекаемым формам и т. д.).
Тема. Цвет в архитектуре и дизайне. Роль цвета в формотворчестве. Эмоциональное и формообразующее значение цвета в дизайне и архитектуре. Влияние цвета на восприятие формы объектов архитектуры и дизайна. Отличие роли цвета в живописи от его назначения в конструктивных искусствах. Цвет и окраска. Преобладание локального цвета в дизайне и архитектуре. Психологическое воздействие цвета. Влияние на восприятие цвета: его нахождение в пространстве архитектурно-дизайнерского объекта, формы цветового пятна, а также мягкого или резкого его очертания, яркости цвета. Специфика влияния различных цветов спектра и их тональностей. Фактура цветового покрытия
Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека-12ч.
Тема. Город сквозь времена и страны. Образы материальной культуры прошлого.
Образ и стиль. Смена стилей как отражение эволюции образа жизни, сознания людей и развития производственных возможностей. Художественно-аналитический обзор развития образно-стилевого языка архитектуры как этапов духовной, художественной и материальной культуры разных народов и эпох. Архитектура народного жилища. Храмовая архитектура. Частный дом.
Тема. Город сегодня и завтра. Пути развития современной архитектуры и дизайна. Архитектурная и градостроительная революция 20 века. Ее технологические и эстетические предпосылки и истоки. Социальный аспект «перестройки» в архитектуре. Отрицание канонов и одновременно использование наследия с учетом нового уровня материально-строительной техники. Приоритет функционализма.
Проблема урбанизации ландшафта, безликости и агрессивности среды современного города. Современные поиски новой эстетики архитектурного решения в градостроительстве.
Тема. Живое пространство города. Город, микрорайон, улица.
Исторические формы планировки городской среды и их связь с образом жизни людей. Различные композиционные виды планировки города: замкнутая, радиальная, кольцевая, свободно-разомкнутая, асимметричная, прямоугольная и др. Схема-планировка и реальность. Организация и проживание пространственной среды как понимание образного начала в конструктивных искусствах. Роль цвета в формировании пространства. Цветовая среда.
Тема. Вещь в городе и дома. Городской дизайн. Неповторимость старинных кварталов и кварталы жилья. Роль малой архитектуры и архитектурного дизайна в эстетизации и индивидуализации городской среды, в установке связи между человеком и архитектурой. Создание информативного комфорта городской среды: устройство пешеходных зон в городах, установка городской мебели (скамьи, «диваны» и пр.), киосков, информационных блоков, блоков локального озеленения и т. д.
Тема. Интерьер и вещь в доме. Дизайн - пространственно-вещной среды интерьера.
Архитектурный «остов» интерьера. Историчность и социальность интерьера. Отделочные материалы, введение фактуры и цвета в интерьер. От унификации к индивидуализации подбора вещного наполнения интерьера. Мебель и архитектура: гармония и контраст. Дизайнерские детали интерьера. Зонирование интерьера. Интерьеры общественных мест (театр, кафе, вокзал, офис, школа и пр.).
Тема. Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства.
Город в единстве с ландшафтно-парковой средой. Развитие пространственно-конструктивного мышления. Обучение технологии макетирования путем введения в технику бумагопластики различных материалов и фактур (ткань, проволока, фольга, древесина, стекло и т. д.) для создания архитектурно-ландшафтных объектов (лес, водоем, дорога, газон и т. д.).
Тема. Ты - архитектор. Замысел архитектурного проекта и его осуществление.
Единство эстетического и функционального в объемно-пространственной организации среды жизнедеятельности людей. Природно-экологические, историко-социальные и иные параметры, влияющие на композиционную планировку города. Реализация в коллективном макетировании чувства красоты и архитектурно-смысловой логики.
Художественно- творческое задание
Человек в зеркале дизайна и архитектуры.образ человека и индивидуальное проектирование -7 ч.
Тема. Мой дом - мой образ жизни. Скажи мне, как ты живешь, и я скажу, какой у тебя дом.
Мечты и представления, учащихся о своем будущем жилище, реализующиеся в их архитектурно-дизайнерских проектах. Принципы организации и членения пространства на различные функциональные зоны: для работы, отдыха, спорта, хозяйства, для детей и т. д. Мой дом - мой образ жизни. Учет в проекте инженерно-бытовых и санитарно-технических задач.
Тема. Интерьер, который мы создаем. Дизайн интерьера. Роль материалов, фактур и цветовой гаммы. Стиль и эклектика. Отражение в проекте дизайна интерьера образно-архитектурного замысла и композиционно-стилевых начал. Функциональная красота или роскошь предметного наполнения интерьера (мебель, бытовое оборудование).
Тема. Пугало в огороде… или под шепот фонтанных струй. Сад (английский, французский, восточный) и традиции русской городской и сельской усадьбы.
Планировка сада, огорода, зонирование территории. Организация палисадника, садовых дорожек. Малые архитектурные формы сада: беседка, бельведер, пергола, ограда и пр. Водоемы и мини пруды. Сомасштабные сочетания растений сада. Альпийские горки, скульптура, керамика, садовая мебель, кормушка для птиц ит. д. Спортплощадка и многое другое в саду мечты. Искусство аранжировки. Икебана как пространственная композиция в интерьере.
Тема. Мода, культура и ты. Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды.
Соответствие материала и формы в одежде. Технология создания одежды. Целесообразность и мода. О психологии индивидуального и массового. Мода - бизнес и манипулирование массовым сознанием. Законы композиции в одежде. Силуэт, линия, фасон.
Тема. Встречают по одежке.
О психологии индивидуального и массового. Мода - бизнес и манипулирование массовым сознанием. Возраст и мода. Молодежная субкультура и подростковая мода. «Быть или казаться»? Самоутверждение и знаковость в моде. Философия «стаи» и ее выражение в одежде. Стереотип и кич.
Тема. Автопортрет на каждый день.
Лик или личина? Искусство грима и прически. Форма лица и прическа. Макияж дневной, вечерний и карнавальный. Грим бытовой и сценический. Лицо в жизни, на экране, на рисунке и на фотографии. Азбука визажистики и парикмахерскогостилизма. Боди-арт и татуаж как мода.
Тема. Имидж: лик или личина? Сфера имидж-дизайна.
Человек как объект дизайна. Понятие имидж-дизайна как сферы деятельности, объединяющей различные аспекты моды и визажистику, искусство грима, парикмахерское дело (или стилизм), ювелирную пластику, фирменный стиль и т. д., определяющей форму поведения и контактов в обществе. Связь имидж-дизайна с «паблик рилейшенс», технологией социального поведения, рекламой, общественной деятельностью и политикой. Материализация в имидж-дизайне психосоциальных притязаний личности на публичное моделирование желаемого облика.
Тема. Моделируя себя - моделируешь мир
Человек - мера вещного мира. Он или его хозяин, или раб. Создавая «оболочку» - имидж, создаешь и «душу». Моделируя себя, моделируешь и создаешь мир и свое завтра.
Заключительное занятие года, которое проводится в свободной форме на примере выставки сделанных учащимися работ. Занятие демонстрирует понимание учащимися роли дизайна и архитектуры в современном обществе как важной формирующей его социокультурного облика, показывает понимание места этих искусств и их образного языка в ряду пластических искусств. Выставка учащихся.
Тематическое планирование 5 класс
№ | Тема раздела | Примерное количество часов | Проверочные мероприятия |
контрольные | практические | лабораторные | тесты | зачёты |
1 | «Древние корни народного искусства» | 8 | | 5 | | | |
2 | «Связь времен в народном искусстве» | 8 | | 4 | | | |
3 | «Декор – человек, общество, время» | 10 | | 4 | | | |
4 | «Декоративное искусство в современном мире» | 4 | | 2 | | | |
| итого | 30ч | | 15 | | | |
Тематическое планирование 6а,6б классы
№ | Тема раздела | Примерное количество часов | Проверочные мероприятия |
контрольные | практические | лабораторные | тесты | зачёты |
1 | Виды изобразительного искусства и основы образного языка | 9 | | 2 | | | |
2 | Мир наших вещей. Натюрморт. | 8 | | 4 | | | |
3 | Вглядываясь в человека. Портрет. | 11 | | 4 | | | |
4 | Человек и пространство в изобразительном искусстве. | 7 | | 2 | | | |
| итого | 35 | | 10 | | | |
Тематическое планирование 7 класс
№ | Тема раздела | Примерное количество часов | Проверочные мероприятия |
контрольные | практические | лабораторные | тесты | зачёты |
1 | Художник — дизайн — архитектура. Искусство композиции —основа дизайна и архитектуры | 8 | | 2 | | | |
2 | Художественный язык конструктивных искусств | 8 | | 3 | | | |
3 | Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека | 11 | | 3 | | | |
4 | Образ человека и индивидуальное проектирование | 8 | | 2 | | | |
| | 35 | | 10 | | | |
Календарно-тематическое планирование в 5 классе
№ | Датаплан | Дата факт | Наименование раздела или Тема урока | Кол часов |
| Древние корни народного искусства | 8ч |
1. | 02.09 | | Древние образы в народном искусстве. Символы цвета и формы | 1 |
2. | 09.09 | | Орнамент как основа декоративного украшения | 1 |
3 4. | 16.09 23.09 | | Конструкция, декор предметов народного быта и труда | 2 |
5. | 30.09 | | Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки Образы и мотивы в орнаментах народной вышивки Ростовской области. | 1 |
6. | 07.10 | | Народный праздничный костюм казаков и казачек | 1 |
7 | 14.10 | | Убранство казачьего куреня. Внутренний мир казачьего куреня | 1 |
8 | 21.10 | | Народные казачьи праздничные обряды, праздники донского края | 1 |
| Связь времен в народном искусстве | 8ч |
9 10 | 11.11 18.11 | | Древние образы в современных народных игрушках Единство формы и декора в донских народных игрушках | 2 |
1112 | 25.11 02.12 | | Искусство Хохломы. Истоки и современное развитие народных промыслов | 2 |
13. | 09.12 | | Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла | 1 |
14 15 | 16.12 23.12 | | Истоки и современное развитие семикаракорской керамики. | 2 |
16 | 30.12 | | Роль народных промыслов в современной жизни | 1 |
| «Декор – человек, общество, время» | 10ч |
17. | 13.01 | | Зачем людям украшения | 1 |
18. | 20.01 | | Украшения в жизни древних обществ | 1 |
19 20 | 27.0103.02 | | Украшения в жизни древних обществ. Греческая вазопись | 2 |
2122 | 10.02 17.02 | | Одежда выражает принадлежность человека к различным слоям общества | 2 |
23 24. | 02.0316.03 | | О чем рассказывают гербы и эмблемы | 2 |
25 | 06.04 | | Символы и эмблемы в современном обществе. Герб и флаг Ростова, Ростовской области | 1 |
26 | 13.04 | | Роль декоративного искусства в жизни человека и общества | 1 |
| | Декоративное искусство в современном мире | 4ч |
27 | 20.04 | | Современное выставочное искусство | 1 |
28 | 27.04 | | Древние образы в современном декоративном искусстве. Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства (Витраж) | 1 |
29 | 18.05 | | Ты сам -мастер декоративно-прикладного искусства (ваза) | 1 |
30 | 25.05 | | Ты сам мастер декоративно-прикладного искусства мозаичное панно. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. | 1 |
Календарно – тематическое планирование 6а, 6б классы
№ | Дата план | Дата факт | Наименование раздела или тема урока | Кол часов |
| | | 9ч |
Виды изобразительного искусства и основы образного языка |
|
1. | 04.09 | | Виды изобразительного искусства и основы их образного языка | 1 |
2. | 11.09 | | Рисунок -основа изобразительного искусства | 1 |
3. | 18.09 | | Линия и ее выразительные возможности | 1 |
4-5 | 25.09 02.10 | | Черное и белое – основа языка графики | 2 |
6 | 09.10 | | Цвет основа языка живописи | 1 |
7 | 16.10 | | Цвет в произведениях живописи | 1 |
8-9 | 23.10 06.11 | | Объем – основа языка скульптуры | 2 |
| Мир наших вещей. Натюрморт. | 8ч |
10 | 13.11 | | Реальность и фантазия в творчестве художника | 1 |
11 | 20.11 | | Изображение предметного мира – натюрморт Отношение художника к миру вещей | 1 |
12 | 27.11 | | Понятие формы, Многообразие форм окружающего мира | 1 |
13 | 04.12 | | Изображение объёма на плоскости и линейная перспектива | 1 |
14 | 11.12 | | Освещение. Свет и тень | 1 |
15 | 18.12 | | Натюрморт в графике. | 1 |
16 | 25.12 | | Цвет в натюрморте | 1 |
17 | 15.01 | | Выразительные возможности натюрморта | 1 |
| Вглядываясь в человека. Портрет. | 11ч |
18 | 22.01 | | Образ человека -главная тема искусства | 1 |
19 | 29.01 | | Конструкция Головы человека и её пропорции | 1 |
20 | 05.02 | | Изображение головы человека в пространстве | 1 |
21 22 | 12.02 19.02 | | Графический портретный рисунок и выразительность образа человека | 1 1 |
23 | 26.02 | | Сатирические образы человека | 1 |
24 | 04.03 | | Портрет в графике. Образные возможности освещения в портрете | 1 |
25 | 11.03 | | Портрет в живописи | 1 |
26 | 18.03 | | Портрет в живописи | 1 |
27 | 01.04 | | Роль цвета в портрете | 1 |
28 | 08.04 | | Обобщение темы. Великие портретисты. Государственная Третьяковская галерея | 1 |
| | Человек и пространство в изобразительном искусстве. | 7ч |
29 | 15.04 | | Пейзаж-сфера искусства, в которой формируется отношение к природе | 1 |
30 | 22.04 | | Анималистический жанр и жанр пейзажа | 1 |
31 | 29.04 | | Пейзаж в графике | 1 |
32 | 06.05 | | Художник выражает свое понимание красоты природы | 1 |
33 34 | 13.05 20.05 | | Построение пространства в пейзаже | 1 1 |
35 | 27.05 | | Роль колорита в пейзаже. Пейзаж, портрет. Натюрморт в музеях искусств | 1 |
Календарно – тематическое планирование 7 класс
№ урока | Дата план | Дата факт | Наименование раздела или тема урока | Кол - во часов |
| | Художник — дизайн — архитектура. Искусство композиции —основа дизайна и архитектуры | 8ч |
1. | 06.09 | | Основы композиции в конструктивных искусствах. | 1ч |
2. | 13.09 | | Основы композициив конструктивныхискусствах. Гармония, контраст, выразительность | 1ч |
3 | 20.09 | | Прямые линии и организация пространства | 1ч |
4. | 27.09 | | Цвет — элемент композиционного творчества. | 1ч |
5 | 04.10 | | Свободные формы: линии и тоновые пятна. | 1ч |
6. | 11.10 | | Буква — строка —текст. Искусствошрифта. | 1ч |
7. | 18.10 | | Когда текст и изображение вместеКомпозиционные основы макетирования в графическом дизайне. | 1ч |
8. | 25.10 | | В бескрайнем мире книг и журналов. Графический дизайн | 1ч |
| | | Художественный язык конструктивных искусств | 8ч |
9. | 08.11 | | Объект и пространство | 1ч |
10. | 15.11 | | Взаимосвязь объектов в архитектурном макете | 1ч |
11. | 22.11 | | Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объёмов. Понятие модуля. | 1ч |
12. | 29.11 | | Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объёмов. Понятие модуля | 1ч |
13. | 06.12 | | Важнейшие архитектурные элементыЗдания. | 1ч |
14. | 13.12 | | Красота и целесообразность. Вещь каксочетание объёмов и образ времени. | 1ч |
15. | 20.12 | | Форма и материал. | 1ч |
16. | 27.12 | | Цвет в архитектуре и дизайне. Роль цветав формотворчестве. | 1ч |
| | | Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека | 11ч |
17. | 10.01 | | Город сквозь времена и страны. Образыматериальнойкультуры прошлого. | 1ч |
18. | 17.01 | | Город сегодня и завтра. Пути развития современной архитектуры и дизайна | 1ч |
19. | 24.01 | | Живое пространство города. Город, микрорайон, улица | 1ч |
20. | 31.01 | | Вещь в городе и дома. Городской дизайн. | 1ч |
21. | 07.02 | | Вещь в городе и дома. Городской дизайн. | 1ч |
22. | 14.02 | | Интерьер и вещь в доме. Дизайн пространственно-вещной среды интерьера | 1ч |
23. | 21.02 | | Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства | 1ч |
24. | 28.02 | | Организация архитектурно-ландшафтного пространства | 1ч |
25. | 06.03 | | Ты — архитектор!Замысел архитектурного проекта и его осуществление. | 1ч |
26. | 13.03 | | Ты — архитектор!Замысел архитектурного проекта и его осуществление | 1ч |
27. | 20.03 | | Ты — архитектор!Замысел архитектурного проекта и его осуществление | 1ч |
| | | Образ человека и индивидуальное проектирование | 8ч |
28. | 03.04 | | Мой дом — мой образ жизни. | 1 |
29. | 10.04 | | Интерьер, который мы создаем | 1 |
30 | 17.04 | | Пугало в огороде, или… Под шёпот фонтанных струй. | 1 |
31 | 24.04 | | Мода, культура и ты. Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды. | 1 |
32 | 08.05 | | Встречают по одёжке. | 1 |
33 | 15.05 | | Автопортрет на каждый день. | 1 |
34 35 | 22.05 29.05 | | Моделируя себя —моделируешь мир (обобщение темы). | 2 |