СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по изобразительному искусству. 4 класс

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа разработана на основе УМК Т.Я. Шпикаловой.

Цели курса:

- воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;

- развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по изобразительному искусству. 4 класс»

Изобразительное искусство

Авт. Шпикалова Т.Я.


  1. Пояснительная записка


Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми результатами начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:

1. Шпикалова, Т.Я. Изобразительное искусство. Рабочая программа. Предметная линия учебников под редакцией Т. Я. Шпикаловой. 1–4 классы [Текст] / Т.Я. Шпикалова, Л.В. Ершова, Г.А. Поровская. – М.: Просвещение, 2011.

2. Шпикалова, Т.Я. Изобразительное искусство и художественный труд. Программа и планирование учебного курса. 1–4 классы [Текст]: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Т.Я. Шпикалова, Л.В. Ершова, Н.Р. Макарова. – М.: Просвещение, 2011.

3. Шпикалова, Т.Я. Изобразительное искусство. 3 класс [Текст] : учеб. для общеобразоват. учреждений / Т.Я. Шпикалова, Л.В. Ершова, Г.А. Величкина. – М.: Просвещение, 2011.

4. Шпикалова, Т.Я. Изобразительное искусство. Творческая тетрадь. 3 класс [Текст]: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / Т.Я. Шпикалова, Л.В. Ершова, Н.Р. Макарова. – М.: Просвещение, 2011.

5. Шпикалова, Т.Я. Методическое пособие к учебнику «Изобразительное искусство. 3 класс» [Электронный ресурс] / Т.Я. Шпикалова. – Режим доступа: http://www.prosv.ru/ebooks/Shpikalova_risovanie3

6. Шпикалова, Т.Я. Изобразительное искусство. 4 класс [Текст]: учеб. для общеобразоват. учреждений / Т.Я. Шпикалова, Л.В. Ершова. – М.: Просвещение, 2011.

7. Шпикалова, Т.Я. Изобразительное искусство. Творческая тетрадь. 4 класс [Текст]: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / Т.Я. Шпикалова, Л.В. Ершова, Н.Р. Макарова. – М.: Просвещение, 2011.

8. Шпикалова, Т.Я. Методическое пособие к учебнику «Изобразительное искусство. 4 класс» [Электронный ресурс] / Т.Я. Шпикалова. – Режим доступа: http://www.prosv.ru/ebooks/pdf/izo_4kl.pdf


  1. Общая характеристика учебного предмета, курса

Цели и задачи курса

Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. Оно направлено на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.

Цели курса:

воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;

развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;

освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне – их роли в жизни человека и общества;

овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, с разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.

Задачи обучения:

совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;

развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

формирование навыков работы с различными художественными материалами.


  1. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

Программа основного общего образования по ИЗО составлена в соответствии с количеством часов, указанным в Базисном учебном плане образовательных учреждений общего

образования. Предмет «ИЗО» изучается в I–IV классах в объеме не менее 135 часов (33 часа в I классе, по 34 часа – во II–IV классах).


  1. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Уникальность и значимость курса определяются нацеленностью на духовно-нравственное воспитание и развитие способностей, творческого потенциала ребенка, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции. У младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания.

Доминирующее значение имеет направленность курса на развитие эмоционально-ценностного отношения ребенка к миру, его духовно-нравственное воспитание.

Овладение основами художественного языка, получение опыта эмоционально-ценностного, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.

Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству диктует необходимость экспериментирования ребенка с разными художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и техник, использованных на уроках, поддерживает интерес учащихся к художественному творчеству.


  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса

В ходе освоения предмета «Изобразительное искусство» обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностными результатами обучающихся являются:

в ценностно-эстетической сфере – эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям); толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений, окружающей жизни;

в познавательной (когнитивной) сфере – способность к художественному познанию мира; умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности;

в трудовой сфере – навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование); стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей и их украшения.

Метапредметными результатами обучающихся являются:

умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;

активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литература, окружающий мир, родной язык и др.);

обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическим содержанием;

формирование мотивации и умений организовывать самостоятельную художественно-творческую и предметно-продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;

формирование способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.

Предметными результатами обучающихся являются:

в познавательной сфере – понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умения различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих музеях России и художественных музеях своего региона;

в ценностно-эстетической сфере – умения различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношений к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа и других народов;

в коммуникативной сфере – способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности;

в трудовой сфере – умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности; моделирование новых образов путем трансформации известных (с использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики).


  1. Содержание учебного предмета, курса

Мир изобразительных (пластических) искусств

Образное содержание искусства. Отражение в произведениях изобразительных (пластических) искусств человеческих чувств, идей, отношений к природе, человеку и обществу на примере произведений отечественных и зарубежных художников.

Виды изобразительных (пластических) искусств: живопись, графика, скульптура, архитектура, дизайн, декоративно-прикладное искусство (общее представление), их связь с жизнью. Жанры изобразительных искусств: портрет (на примере произведений Леонардо да Винчи); пейзаж (на примере произведений И. А. Шишкина, И. К. Айвазовского); натюрморт и анималистический жанр (в произведениях русских и зарубежных художников – по выбору). Виды художественной деятельности (изобразительная, декоративная, конструктивная). Взаимосвязи изобразительного искусства с музыкой, литературой, театром, кино.

Богатство и разнообразие художественной культуры России (образы архитектуры, живописи, декоративно-прикладного народного искусства) и мира (образы архитектуры и живописи). Патриотическая тема в произведениях отечественных художников (на примере произведений А. А. Дейнеки и др.).

Расширение кругозора: знакомство с ведущими художественными музеями России: Русским музеем, Музеем изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.

Художественный язык изобразительного искусства

Основы изобразительного языка искусства: рисунок, цвет, объем, композиция, пропорции. Элементарные основы рисунка (характер линии, штриха; соотношение черного и белого, композиция); живописи (основные и составные, теплые и холодные цвета, изменение характера цвета); скульптуры (объем, ритм, фактура); архитектуры (объем, соотношение частей, ритм, силуэт); декоративно-прикладного искусства и дизайна (обобщение, роль ритма и цвета) на примерах произведений отечественных и зарубежных художников.

Расширение кругозора: восприятие, эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства на основе представлений о языке изобразительных (пластических) искусств.

Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью

Практический опыт постижения художественного языка изобразительного искусства в процессе восприятия произведений искусства и в собственной художественно-творческой деятельности. Работа в различных видах изобразительной (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладной (орнаменты, росписи, эскизы оформления изделий) и художественно-конструктивной (бумагопластика) деятельности.

Первичные навыки рисования с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, животные, человек). Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов, таких как: коллаж, граттаж, аппликация, бумажная пластика, гуашь, акварель, пастель, восковые мелки, тушь, карандаш, фломастеры, пластилин, глина, подручные и природные материалы.

Передача настроения в творческой работе (живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве) с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, материала, орнамента, конструирования (на примерах работ русских и зарубежных художников, изделий народного искусства, дизайна). Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, аппликации, художественном изделии.

Роль изобразительных (пластических) искусств в организации материального окружения человека (вторая природа), его повседневной жизни (архитектура зданий, планировка парков, оформление интерьера квартиры, школы; дизайн одежды, мебели, посуды, игрушек, оформление книг, роспись тканей и др.).

Знакомство с произведениями народных художественных промыслов России (основные центры) с учетом местных условий, их связь с традиционной жизнью народа. Восприятие, эмоциональная оценка изделий народного искусства и выполнение работ по мотивам произведений художественных промыслов.

Овладение разными техниками бумажной мозаики. Изготовление атрибутов новогоднего праздника (маска и т. д.).

Расширение кругозора: экскурсии к архитектурным памятникам, по улицам города, на игрушечную, посудную, текстильную фабрики или комбинат, в краеведческий музей, музей народного быта и т. д. (с учетом местных условий).





























  1. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся


урока

Тема урока

Характеристика деятельности учащихся


Восхитись вечно живым миром красоты (11 ч.).


1.

Целый мир от красоты. Пейзаж: пространство, композиционный центр, цветовая гамма, линия, пятно (1 ч)

Восприятие произведений живописцев А. Куинджи, Л. Бродской, З. Серебряковой, графика М. Ахунова и резных прялок Архангельской и Вологодской областей второй половины XIX в., запечатлевших красоту окружающего человека мира.

Основные содержательные линии. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу. Образы природы и человека в живописи. Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет,

линия, форма, ритм.

Диалог об искусстве. Средства художественной выразительности языка, живописи, графики, декоративно – прикладного и народного искусства, передающие богатство, красоту и художественный образ окружающего мира.

Творческое задание с использованием средств выразительности живописи и графики.

Материалы: акварель, фломастеры, цветные карандаши и мелки, аппликация.

Рассматривать произведения мастеров декоративно прикладного и народного искусства, пейзажи живописцев и графиков, в которых отразилась красота окружающего мира и образ пространства.

Различать средства художественной выразительности в орнаментальных композициях народных предметов быта и в произведениях живописцев и графиков. Высказывать своё мнение о том, что обозначали в узорах на старинных изделиях быта горизонтальные и вертикальные волнистые линии, кресты и перекрещивающиеся линии.

Сопоставлять изображение мира в орнаментальном узоре прялки с живописным и графическим, находить общее и различное.

Участвовать в обсуждении выразительных средства для передачи образа окружающего пространства в произведениях разных видов искусства и в живописном, графическом пейзаже.

Изображать пейзажную композицию по летним впечатлениям. Применять выразительные живописные и графические средства в работе. Выражать в творческой работе своё видение мира и отношение к нему.

Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности

2.

Дерево жизни – символ мироздания.

Наброски и зарисовки: линия, штрих, пятно, светотень (1 ч)

Восприятие символических и реалистических изображений дерева в произведениях выдающихся живописцев XIX в. И. Шишкина, А. Саврасова и современного графика А. Мунхалова, в гобелене С.Гавина, учебной работе.

Основные содержательные линии. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображении деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты, Линия, штрих, пятно и художественный образ. Пейзажи родной природы.

Диалог об искусстве. Роль живописных и графических средств художественной выразительности в создании поэтического образа дерева.

Работать по художественно-дидактической таблице.

Творческое задание с использованием графических средств выразительности (линия, штрих, пятно, светотень).

Материалы: уголь, фломастер.




Наблюдать деревья разнообразных пород природ своего родного края. Рассказывать о своих наблюдениях деревьев. Рассматривать произведения живописцев, графиков и мастеров декоративно-прикладного и народного искусства, в которых главным персонажем является образ дерева как древнейший символ-образ в искусстве, в устном народном творчестве.

Определять, какими изобразительными средствами выражают художники своё отношение к дереву как наиболее почитаемому человеком явлению природы в своих произведениях, относящихся к разным видам искусства.

Объяснять значение понятия набросок в художественной деятельности.

Участвовать в обсуждении цвета как основного выразительного средства живописи, его возможности в передаче своеобразия природы России разных географических широт, роли линии в различных видах изобразительного искусства, отражения в рисунке характерных особенностей формы.

Работа по художественно-дидактической таблице «Наброски лиственных и хвойных деревьев».

Сверять с изображениями на ней собственные наброски.

Выполнять зарисовки и наброски деревьев с натуры, по памяти, по представлению, передавая характерные признаки пород деревьев, особенности их конфигурации. Выражать в творческой работе своё отношение к природе.

Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.

3.

3. Мой край родной. Моя земля. Пейзаж: пространство, планы, цвет, свет (1 ч)

Восприятие произведений выдающихся художников И. Шишкина, А. Саврасова, И. Левитана, Н. Ромадина, И. Билибина и современного художника А. Либерова, отобразивших родную природу в живописных и графических пейзажах.

Основные содержательные линии. Выдающиеся представители изобразительного искусства народов России (по выбору). Пейзажи родной природы. Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет, линия, форма, ритм.

Диалог об искусстве. Вклад русских художников в развитие отечественного пейзажа. Средства художественного языка искусства в отображении национального пейзажа. Понятия мой край родной, моя земля, моя Родина. Образ дерева в композиции пейзажа в зависимости от замысла художника. Работа по художественно-дидактической таблице «Варианты композиционных схем пейзажа с деревьями».

Творческое задание с использованием художественных выразительных средств живописи и графики в многоплановом пейзаже, в котором дерево — главный герой композиции.

Материалы (по выбору): цветные мелки, пастель, уголь, акварель, гуашь.

Рассматривать пейзажи русских мастеров живописи и графики XIX—XX вв. Рассказывать об особенностях русского национального пейзажа. Приводить примеры.

Называть главные средства выразительности в картинах художников-пейзажистов (пространство, цвет, свет, линия, штрихи, тон).

Объяснять значения слов национальный пейзаж.

Высказывать своё мнение об отличии понятия мотив в пейзаже от понятия мотив в декоративно-прикладном искусстве.

Участвовать в обсуждении особенностей воссоздания родной природы в пейзажах живописцев и графиков, средств художественной выразительности, своеобразия композиции.

Работать по художественно-дидактической таблице.

Соотносить композиционные схемы с пейзажами, находить соответствия в передаче пространства.

Выполнять композицию пейзажа на тему «Величие

и красота могучего дерева» согласно теме и условиям творческого задания. Выражать в пейзаже своё отношение к образу дерева, к природе родного края.

Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.

4.

4. Цветущее дерево — символ жизни.

Декоративная композиция: мотив дере­ва в народной росписи (1 ч)

Восприятие произведений народных и со­временных мастеров городецкой росписи.

Основные содержательные линии. Пред­ставления о богатстве и разнообразии худо­жественной культуры (на примере культу­ры народов России). Истоки декоративно-прикладного искусства и его роль в жизни человека. Ознакомление с произведения­ми: народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий). Ис­кусство вокруг нас сегодня. Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет, линия, форма, ритм.

Диалог об искусстве. Образы цветущей природы в творчестве народного мастера и художника. Общее и различное в выявле­нии приёмов городецкой живописи и дру­гих школ народного мастерства.

Работа по художественно-дидактической таблице «Образцы декоративных разживок для цветов».

Творческое задание с применением по­следовательности и приёмов городецкой ро­списи кистью.

Материалы: кисть, гуашь, бумага.

Рассматривать изделия мастеров Городца отображающих народное восприятие мира, связь человека с при­родой, родной землёй.

Сопоставлять декоративные мотивы в изделиях городецких мастеров, выделять из них 'наиболее распро­странённые мотивы.

Рассказывать о центрах народных промыслов, в ко­торых цветы, цветущие ветки, букеты являются глав­ными мотивами.

Участвовать в обсуждении средств создания образов цветущей природы в городецкой росписи, её своеобра­зия в отличие от других школ народного мастерства.

Работать по художественно-дидактической таблице. Различать приёмы городецкой росписи - «подмалёв­ка», «разживка чёрным цветом, «разживка белила­ми». Повторяя за народным мастером приёмы чёрной и белой «разживок», рисуя кистью.

Выполнять роспись цветущей ветки с помощью «разживки чёрным цветом и белилами».


5.

Птица — символ света, счастья и до­бра. Декоративная композиция: равнове­сие красочных пятен, узорные декоратив­ные разживки, симметрия, ритм, единство колорита (1 ч.).

Восприятие образа птицы-света в творче­стве городецких мастеров конца XIX — XX вв.

Представление о роли изобразительных (пласти­ческих) искусств в повседневной жизни че­ловека, в организации его материального окружения. Ознакомление с произведени­ями народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий). Про­должение знакомства с основами художе­ственной грамоты: композиция, цвет, ли­ния, форма, ритм.

Работа по художественно-дидактическим таблицам: «Образцы декоративных разживок для птиц».

Творческое задание с использованием приёмов работы кистью (силуэт, пятно, ли­ния, «разживки белилами», выявляющие ритм оперения) в декоративном изображе­нии птиц.

Материалы: кисть, гуашь, бумага.

Советы мастера.

Подведение итогов.

Рассматривать декоративную композицию с птицами «у древа». Сопоставлять образы птиц в разных видах народного творчества. Рассказывать, что означает в на­родном искусстве образ птицы-света. Высказывать суж­дение о заполнении пространства в декоративной трёхчастной композиции в городецкой росписи прялочного донца.

Участвовать в обсуждении символики: мотива птицы в городецкой росписи и художественных выразитель­ных средств решения этой декоративной композиции.

Работать по художественно-дидактической таблице. Повторять за народным мастером ритм и форму «разживок белилами».

Выполнить кистью свой вариант росписи птиц у цве­тущей ветки с использованием: приёмов городецкой ро­списи. Выражать в творческой работе своё отношение к природе, к образу птицы-света.

Обсуждать творческие работы одноклассников и да­вать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.

6.

Конь — символ солнца, плодородия и добра. Декоративная композиция: пиния, силуэт с вариациями городецких разживок (1 ч.).

Восприятие образов вороного коня и всад­ника в изделиях городецких мастеров и произведениях художника-графика Т. Мавриной. Традиционный образ-символ коня в народном искусстве. Неразрывная связь природы и образов народного творчества.

Основные содержательные линии. Исто­ки декоративно-прикладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетичном характере народ ной культуры (украшение жилища, предметов быта, ору­дий труда, костюма; музыка, песни, хоро­воды; былины, сказания, сказки). Ознаком­ление с. произведениями народных художе­ственных промыслов в "России (с учётом местных условий).

Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет, линия, форма, ритм.

Диалог об искусстве. Глубина поэтическо­го изображения коня и всадника на коне, их синтетичность в фольклоре (конь-время, к о н ь - с в е т, к о н ь - птица, конь - богатырская сила), связанные с возрождением солнеч­ного тепла, света, жизни. Живописная ма­нера кистевой росписи в творчестве городецких мастеров.

Работа по художественно-дидактической таблице «Образцы декоративных разживок для коня».

Творческое задание с использованием средств выразительного языка народного декоративно-прикладного искусства.

Материалы: кисть, гуашь, бумага.

Различать, как образ-символ коня представлен в раз­ных видах устного народного творчества в декоративно-прикладном и народном искусстве.

Рассказывать, почему в народном искусстве мастера постоянно обращаются к образу коня, приводить при­меры из разных видов народного творчества.

Участвовать в обсуждении художественных средств в создании выразительного образа коня-символа в на­родном искусстве и называть их.

Работать по художественно-творческой таблице. Ов­ладевать живописными приёмами изображения коня. Осваивать приёмы белильных разживок для коня.

Выполнять кистью свой вариант росписи коня с ис­пользованием приёмов городецкой росписи и декора­тивного обобщения фигуры коня без карандашного ри­сунка.

Обсуждать творческие работы одноклассников и да­вать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.


7.

Связь поколений в традициях Городца. Декоративная композиция с вариациями городецких мотивов: ритм, Симметрия, динамика, статика (1 ч.).

Восприятие произведений мастеров раз­ных поколений, современных мастеров, продолжающих и paзвивающих традиции: старейших мастеров городецкой росписи И. Мазина, Ф. Красноярова, И, Лебедева и детских творческих работ.

Творческое задание с использованием средств выразительного языка народного декоративно-прикладного искусства, с при­менением традиционных приёмов декора­тивных разделок для объединения разных цветовых сочетаний.

Материалы: кисть, гуашь, бумага.

Участвовать в обсуждении художественно-эстетиче­ской ценности изделий с городецкой росписью, преем­ственности живописных традиций в творчестве масте­ров современного художественного промысла «Городец­кая роспись».

Выполнять декоративную композицию по мотивам го­родецкой росписи для украшения изделий разнообраз­ных по форме и назначению (декоративной тарелки, панно, разделочной доски, подставки для специй). Вы­ражать в творческой работе своё отношение к искус­ству городецкой росписи.

Обсуждать творческие работы одноклассников и да­вать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности


8.

Знатна Русская земля мастерами и талантами. Портрет: пропорции лица человека (1 ч.).

Восприятие произведений выдающихся портретистов XIX в. В. Тропинина, В. Ма­ковского, В. Васнецова, В. Сурикова и со­временных художников Г. Васько, П. Пав­лова, запечатлевших в своих работах обра­зы творческих людей.

Основные содержательные линии. Образ современника. Образ человека в традици­онной культуре.

Жанр портрета. Продолжение знакомства с основами худо­жественной грамоты: композиция, цвет, ли­ния, форма, ритм.

Диалог об искусстве. Искусство портре­та. Выявление характерных признаков об­раза портретируемого и его принадлежно­сти pc творческой профессии.

Работа по художественно-дидактической таблице «Композиционные схемы изобра­жения лица человека в разных ракурсах».

Творческое задание с использованием средств выразительности живописи и гра­фики, соблюдением пропорции лица чело­века.

Материалы: акварель, гуашь, пастель, фломастеры.

Рассказывать, по каким признакам мож­но определить, что на портрете изображён художник или народный мастер.

Участвовать в обсуждении образов художников и на­родных мастеров в произведениях живописи и графи­ки, особенностей передачи внешнего облика в лице, ко­стюме, в предметном окружении; выбирать положение головы и передавать её поворот, движения фигуры.

Работать по художественно-дидактической таблице. Читать пропорции лица человека во фронтальном по­ложении и вполоборота. Выполнять портрет народного мастера или художни­ка в момент создания им художественного произведе­ния. Выражать в творческой работе своё отношение к изображаемому герою.

9.



















Вольный ветер — дыхание земли. Пей­заж: линии, штрихи, точки, пятно, свет (1 ч)

Восприятие пейзажей живописцев XIX— XX вв. А. Куинджи, II. Крымова, А. Тка­чёва, З. Браговского, Е. Винокурова и гра­фика В. Фаворского, в которых едва ли не главное место занимает изображение неба.

Основные содержательные линии. Жанр пейзажа. Пейзажи родной природы. Про­должение знакомства с основами художе­ственной грамоты: композиция, цвет, ли­ния, ритм.

Диалог об искусстве. Приёмы передачи бесконечности и глубины небесных просто­ров, стремительности продвижения облаков по небу. Статика и: динамика в компози­ции пейзажа.

Работа по художественно-дидактической таблице «Варианты графического решения облачных масс». Творческое задание с использованием средств выразительного языка графики (точка, линия, штрих, светотеневое пятно).

Материалы: простой карандаш, цветные карандаши, гелиевая ручка, фломастеры.

Рассматривать живописные и графические пейзажи художников, в которых отражаются древние представ­ления человека о природных стихиях. Участвовать в обсуждении выразительных средств пе­редачи состояния природы в пейзаже (чередование рез­ких цветовых пятен, мазков, плавные и тонкие пере­ходы цвета, разбивка пространства неба неравномерно расположенными формами облаков в живописных ра­ботах).

Работать по художественно-дидактической таблице. Различать графические выразительные средства для пе­редачи планов в пейзажах. Исследовать возможности графики при передаче ветреного состояния природы.

Выполнять по памяти или по представлению изобра­жение неба с несущимися облаками в пейзаже и дере­вьев, гнущихся под ветром. Выражать в творческой ра­боте своё отношение к. разным состояниям в природе.




10.

Движение — жизни течение. Набро­ски с натуры, по памяти и представле­нию: подвижность красочных пятен, ли­ний

(1 ч)

Восприятие произведений отечественных мастеров живописи XX в. А. Дейнеки, М. Сарьяна, И. Глазунова, Б. Домапшикова, графики Л. Пахомова, В. Курчевского, М. Ахунова, Л. Киселёвой и народного ма­стера И. Маркичева из Палеха.

Основные содержательные линии. Обра­зы природы и человека в живописи. Раз­ница в изображении природы в разное вре­мя года, суток, различную погоду. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соот­ветствии с поставленными задачами. Про­должение знакомства с основами художе­ственной грамоты: композиция, цвет, ли­ния, форма, ритм.

Диалог об искусстве. Искусство как уни­версальный способ отображения изменчи­вости в природе и человеческой жизни. Жи­вописные средства художественной выразительности, передающие статичность и ди­намичность композиции произведений раз­ных видов искусства.

Творческое задание с использование средств выразительности языка живописи и графики.

Материалы: акварель, гуашь, фломасте­ры, цветные карандаши.

Наблюдать подвижность жизни природы и человека и отображение её в разных видах искусства. Рассма­тривать произведения разных видов искусства, отобра­жающих явления окружающего мира.

Сопоставлять художественные приёмы, позволяющие выразительно передавать состояние спокойствия в при­роде или её ритмов и изменений.

Участвовать в обсуждении художественных приёмов, позволяющих передавать состояние статики и динами­ки. Прослеживать, как передана подвижность цветовых пя­тен в набросках людей, деревьев. Выполнить компози­ционные схемы к понравившимся произведениям, под­черкнув направление движения главных элементов в их композициях.

Выполнять наброски с натуры деревьев, транспорт­ных средств, заводных игрушек и детей в движении. Выражать в творческой работе своё отношение" к раз­ным состояниям в природе.

Наблюдать изменчивые состояния осенней природы. Называть особые приметы осенней природы в разные периоды, приводить примеры.


11.

Осенние метаморфозы. Пейзажи: колорит, композиция (1 ч.).

Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Использование различных худо­жественных материалов и средств для соз­дания выразительных образов природы.

Творческое задание с использованием языка живописи для передачи движения в композициях.

Материалы (по выбору): акварель, гуашь, обрывная бумажная мозаика, фломастеры.



Рассматривать произве­дения изобразительного искусства, в которых живопис­цы и графики отразили изменчивость природы, её раз­личные состояния в осеннюю пору.

Сопоставлять, как по-разному художники и поэты от­ражают жизнь природы на человека осенью. Называть приёмы, которые используют художники для передачи в картине движения, яркости и мажорности' пейзажей.

Участвовать в обсуждении колорита, динамики пей­зажной картины, расположения и характера элементов композиции, гармоничного чередования цветовых пя­тен, многообразных графических и цветовых подвиж­ных элементов.

Работать по художественно-дидактической таблице. Прослеживать колористические приёмы передачи из­менчивых состояний осенней природы. Осуществлять поиск нужных цветовых оттенков для выполнения мо­тива осеннего пейзажа.

Изображать один и тот же уголок природы в пору зо­лотой и поздней осени. Дополнить композицию изобра­жениями домов, людей, техники.


Любуйся ритмами в жизни природы и человека (14 ч.).


12.

Родословное дерево – древо жизни, историческая память, связь поколений. Групповой портрет: пропорции лица человека, композиция (1 ч.).


Основные содержательные линии. Образ современника. Жанр портрета. Тема люб­ви, дружбы, семьи в искусстве. Продолже­ние знакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет, линия.

Диалог об искусстве. Уважительное отно­шение к своей родословной. Красота и гар­мония общения с людьми старшего поко­ления. Средства художественной вырази­тельности в групповом' семейном портрете.

Материалы: кисть, акварель, бумага.

Рассматривать живописные групповые портреты раз­ных семей.

Представлять родословное древо своей семьи и гор­диться своими близкими.

Участвовать в обсуждении разнообразия тем и сюжетов в изображении семьи разными художниками, осо­бенностей рисования характерных пропорций лица.

Выполнять групповой портрет своих близких с пере­дачей своего отношения к создаваемому портрету на тему «Я горжусь своей родословной». Выражать в твор­ческой работе отношение к своей семье.

13.

Двенадцать братьев друг за другом бродят... Декоративно-сюжетная компо­зиция; приём уподобления, силуэт (1 ч)


Восприятие сказки С. Маршака «Двенад­цать месяцев» и произведений живописца К. Васильева и художника-графика В. Алфеевского.

Диалог об искусстве. Книжная графика. Выразительные средства в создании худо­жественного образа в иллюстрации к сказ­ке. Приём уподобления, характерный для народного восприятия красоты каждого вре­мени года.

Творческое задание на размещение фи­гур с использованием условного, обобщён­ного силуэта.

Материалы: простой карандаш, бумага.


Участвовать в чтении по ролям фрагмента сказки и обсуждении приёма уподобления при описании образов братьев-месяцев в сказке С. Маршака.

Рассматривать поэтические произведения живописи и книжной графики как яркие образы, выбирать раз­ные сюжеты для иллюстрации. Представлять зритель­но каждый из природных циклов (зима, весна, лето, осень) в образе человека, одетого в традиционную рус­скую одежду. Сопоставлять свои представления об об­разах героев сказки с изображениями в иллюстрациях художников-иллюстраторов.

Выполнять поисковые эскизы композиции иллюстра­ции к сказке С. Маршака «Двенадцать месяцев». Вы­ражать в творческой работе своё отношение к содержа­нию и персонажам сказки.

14.



















Год не неделя двенадцать месяцев впереди. Иллюстрация к сказке: компо­зиция, цвет (1 ч)


Восприятие произведений художников, создавших сказочные сюжеты И. Билибина, В. Алфеевского, мастеров лаковой миниатюрной живописи из Палеха и Хо­луя, гравюры XVI в.

Основные содержательные линии. Ска­зочные образы в народной культуре и декоративно - прикладном искусстве. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве. Про­должение знакомства с основами художе­ственной грамоты: композиция, цвет, ли­ния, форма, ритм.

Диалог об искусстве. Цветовая гармония как средство художественной выразитель­ности, особенности старинной русской одеж­ды героев сказочных сюжетов.

Творческое задание с использованием жи­вописных и графических средств вырази­тельности,

Материалы (по выбору).

Рассматривать лаковые миниатюры и иллюстрации к сказке С. Маршака «Двенадцать месяцев». Вспом­нить цветовой круг. Называть основные и составные цвета.

Сопоставлять произведения художников и рассказы­вать, какую роль в них играет цвет в зависимости от содержания выбранных сюжетов.

Участвовать в обсуждении средств художественной выразительности - роли цвета в передаче настроения и признаков времён года, цветовой гармонии в произ­ведениях на темы сказок.

Работать по художественно-творческой таблице. Рас­сматривать примеры гармонического сочетания цветов и определять по цветовому кругу родственные и кон­трастные цвета. Исследовать возможности живописи, подбирать цвета п оттенки, передающие цветовую гам­му разного состояния природы в январе, феврале, мар­те, апреле.

Выполнить иллюстрацию к сказке С. Маршака «Две­надцать месяцев» на основе эскизов предыдущего уро­ка с учётом особенностей состояния природы в костю­ме конкретного месяца года с помощью цвета и деко­ра. Выражать в творческой работе своё отношение к содержанию, выбранным персонажам сказки.

15.

Новогоднее настроение. Колорит: гармоническое сочетание родственных цветов (1 ч)


Восприятие произведений художников А. Ставровского, П. Парухнова, О. Богаевской посвящённых празднованию Нового года.

Эмо­циональные возможности цвета. Продолже­ние знакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет, линия, форма, ритм.

Рассматривать произведения изобразительного искус­ства, воссоздающие новогоднее настроение. Называть, какими средствами и художественными приёмами пе­редано праздничное настроение в картинах. Высказы­вать своё мнение, какую роль играет цвет в работах, художников для передачи настроения новогоднего праздника.

Участвовать в обсуждении содержания и выразитель­ных средств различных жанров изобразительного ис­кусства, отображающих новогодний праздник.

16.

Твои новогодние поздравления. Про­ектирование открытки: цвет, форма, ритм, симметрия (1 ч.).


Продолжение знаком­ства с основами художественной грамоты: композиция, цвет, линия, форма, ритм.

Диалог об искусстве. История авторской открытки. Содержание и выразительные художественные средства новогодней от­крытки.

Творческое задание с использованием ма­териалов предыдущего урока и включени­ем в проект открытки поздравительной над­писи для создания праздничного новогод­него настроения.

Материалы (по выбору): альбомная бума­га, поролоновая губка, гуашь, акварель, фломастеры, гелиевая ручка.

Рассматривать поздравительную открытку как про­изведение графического искусства малых форм. Рас­сказывать об основных элементах и атрибутах поздра­вительной открытки к Новому году, объяснять их зна­чение. Приводить примеры современных конструкций новогодних открыток. Называть наиболее часто встре­чающуюся в новогодних поздравлениях цветовую гамм у.

Участвовать в обсуждении привлекательности ново­годней открытки, приёмов, которыми пользуются ху­дожники для создания праздничного, весёлого настро­ения.

Изготовить проект открытки-сюрприза с использова­нием элементов симметричного вырезывания, выполне­ния рисунка-отпечатка и разноцветного фона. Выра­жать в творческой работе своё отношение к новогодне­му празднику. Выбирать художественные материалы.

17.

Зимние фантазии. Наброски и зарисовки: цвет, пятно, силуэт, линия (1 ч)


Восприятие живописных произведений А. Саврасова, Э. Грабаря, Н. Ромадина и графических работ П. Петрова, посвящён­ных зимней природе: стихотворений рус­ских поэтов.

Образы природы и человека в живописи. Кра­сота и разнообразие природы, человека, зда­ний, предметов, выраженные средствами рисунка. Пейзажи разных географических широт. Продолжение знакомства с основа­ми художественной грамоты: композиция, цвет, линия, форма, ритм.

Творческое задание с использованием жи­вописных и графических средств вырази­тельности в передаче красоты зимы.

Материалы (по выбору); фломастеры, цветные мелки, акварель.


Рассматривать произведения изобразительного искус­ства, посвящённые зиме. Рассказывать о том, что ху­дожники, перед тем' как написать картину, подолгу на­блюдают природу, выполняют много зарисовок, эски­зов будущей картины.

Объяснять символическое значение; зимы в природе, жизни и искусстве.

Участвовать в обсуждении средств художественной выразительности, которыми художники передают при­меты зимы в разные периоды в разных видах искус­ства, называть их.

Описывать устно свои зимние впечатления и наблю­дения и использовать их в зарисовках в дальнейшей работе. Подбирать цветовые оттенки для изображения зимнего неба, снега, передавать состояние зимней при­роды. Использовать в набросках собственные впечатле­ния и наблюдения зимней природы. Выполнить бы­стрые наброски заснеженных деревьев, людей, домов по наблюдению и по памяти.

18.

Зимние картины. Сюжетная компози­ция: линия горизонта, композиционный центр, пространственные планы, ритм, динамика (1 ч.).


Восприятие произведений изобразитель­ного искусства современных художников В. Калиничевой, В. Курчевского, поэзии и музыки.

Образы природы и человека в живописи. Кра­сота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи.

Творческое задание с использованием вы­разительных средств живописи, набросков предыдущего урока.

Материалы (по выбору): белая и цветная гуашь, акварель.

Рассматривать тематические произведения современ­ных художников. Рассказывать о своих впечатлениях и наблюдениях от зимней природы, полученных во вре­мя зимних каникул, о том, как переживают зиму люди, животные, растения.

Объяснять роль цветовой гаммы в создании определённого состо­яния природы, настроения в картине. Называть цвето­вые оттенки снега, зимнего неба, подмеченные в нату­ре, и находить их в произведениях художников.

Участвовать в обсуждении композиции картин, вы­бора художником уровня горизонта и размещения ком­позиционно-сюжетного центра.

Рисовать картину зимней природы, включать в ком­позицию улицы, дома людей, использовать в изобра­жении их действий таблицу «Схемы фигуры человека в разнообразных движениях».

Выполнять творческое задание согласно условиям. Выражать в творческой работе своё отношение к кра­соте зимней природы.

19.

Ожившие вещи. Натюрморт: форма, объём предметов, их конструктивные особенности, композиция (1 ч)


Восприятие предметного мира в произ­ведениях живописцев XX в. К. Петрова-Водкина, П. Кончаловекого, И. Машкова, А. Васильева, В. Эльконина и современных графиков М. Андреева, М. Ромадина.

Чело­век, мир природы в реальной жизни: образы человека, природы в искусстве. Жанр натюрморта.

Диалог об искусстве. Старинные и современные предметы в жизни человека и искусстве. «Жизнь обычных вещей» в натюрморте. Выявление красоты старинных ве­щей в натюрморте.

Творческое задание с использованием: графических средств выразительности, с учётом пропорций и конструктивных особенностей формы предметов.

Материалы: простой карандаш, фломастеры, шариковая ручка, цветные мелки.

Рассматривать предметы старины и современные бы­товые вещи как предметный мир, окружающий чело века. Понимать, что бытовые предметы отражают мир увлечений человека, его профессию, народные традиции, и объяснять это на примерах.

Группировать предметы своего дома по их назначению, исторической и художественной ценности, месту их в повседневной жизни. Описывать их историю.

Вспомнить последовательность изображения симметричных округлых предметов на основе работы по художественно-дидактической таблице и рисовать их. Выполнять упражнения на передачу пропорций, конструктивных особенностей формы и объёма отдельных предметов с натуры.

Выполнять натюрморт, в котором предметы объединены одной темой (по выбору), — «Вещи из старого дома», «Старинные предметы из нашего школьного музея» или придумывать свой натюрморт. Выражать в творческой работе своё отношение к задуманному натюрморту.

20.

Выразительность формы предметов. Декоративный натюрморт: условность формы и цвета, чёрная линия, штрихи в обобщении формы предмета (1 ч)


Диалог об искусстве. Художественные приёмы обобщения в декоративном натюрморте: условность формы и цвета предмета, чёрная линия, штрихи в обобщении формы предмета.


Рассматривать натюрморты художников. Сопостав­лять и сравнивать реалистическое и декоративное решение натюрморта. Вспомнить приёмы создания декоративного натюрморта, изученные в 1—3 классах, и называть их.

Объяснять смысл понятия декоративность и то, какую роль играет цвет в декоративной композиции, насколько он может соответствовать цвету реального предмета или отличаться от него. Узнавать и называть при­ёмы декоративного решения натюрморта: условность формы и цвета предмета, усиление цветового контраста.

Участвовать в обсуждении средств выразительности в декоративном решении натюрмортов, художественных приёмов обобщения в декоративном натюрморте.

21.

Русское поле. Бородино. Портрет. Батальный жанр.


Основные содержательные линии. Отра­жение в произведениях пластических ис­кусств общечеловеческих идей о нравствен­ности и эстетике: отношение к природе, че­ловеку и обществу. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отражённые в искусстве. Образ защитника Отечества. Жанр портрета. Продолжение знакомства с основами художественной гра­моты: композиция, цвет, линия.

Диалог об искусстве. Герои Бородинско­го сражения в искусстве.

Творческое задание с использованием ху­дожественных приёмов и средств выразительности графики и приёма схематичного рисования фигур для определения пропор­ций и характера движения воина.

Материалы: фломастеры, пастель, шари­ковая ручка.

Рассматривать произведения портретного и батально­го жанра в искусстве как отражение героических со­бытий Отечественной войны 1812 г.

Рассказывать, что известно о Бородинском сражении, и высказывать своё мнение об образах конкретных ге­роев сражения.

Объяснять смысл понятия батальный жанр.


22.

«Недаром помнит вся Россия про день Бородина…» Сюжетная композиция: композиционный центр, колорит (1 ч.)


Диалог об искусстве. Отечественная вой­на 1812 г. в изобразительном искусстве. Созвучность образного строя произведений живописи и графики об Отечественной во­йне 1812 г. произведениям о Великой От­ечественной войне 1941 – 1945 гг.



Рассматривать произведения живописи, в которых ху­дожники отразили мужество и героизм всего русского народа. Рассказывать, какие строки из стихотворения М. Лермонтова передают героику и трагизм происхо­дящих военных событий, отображённых на фрагменте панорамы «Бородинская битва» Ф. Рубо. Называть глав­ных героев батальных композиций, их действия, детали воинского снаряжения, боевую ситуацию. Высказывать своё мнение о том, какое отношение к участникам вой­ны передал в картинах художник В. Верещагин. Участвовать в обсуждении средств выразительности языка живописи в представленных живописных про­изведениях, отображающих моменты Отечественной во­йны 1812 г.

Работать по художественно-дидактической таблице. Рассматривать возможные сюжеты военных действий.

Выполнять иллюстрацию к фрагменту стихотворения М. Лермонтова «Бородино», используя предваритель­ные зарисовки, выполненные на прошлом уроке. Вы­ражать в творческой работе своё отношение к героиз­му русского народа известными художественными при­ёмами и: средствами

23.

Образ мира в народном костюме и внешнем убранстве крестьянского дома. Образы-символы. Орнамент: ритм, сим­метрия, символика (1 ч)


Восприятие орнаментов в конструкции избы, костюма, а также образов-символов в их орнаментальном украшении.

Человек, мир природы в реальной жизни: обра­зы человека, природы в искусстве. Пред­ставление о роли изобразительных (пласти­ческих) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Продолжение знакомства с ос­новами художественной грамоты: компози­ция, цвет, линия, форма, ритм.

Диалог об искусстве. Символика народ­ного искусства, образ мира, заключённый в облике и орнаментике крестьянского жи­лища и народного костюма. Сходство этих орнаментальных композиций и их место­нахождение.

Творческое задание с использованием приёмов коллективной работы в группах. Материалы (по выбору).

Рассматривать произведения народного декоративно-прикладного искусства, в которых нашло отражение многообразие картины мира, красота и разнообразие орнаментальных украшений. Рассказывать об орнамен­тальном оформлении народного жилища и костюма, предметов быта и игрушек. Раскрывать символический смысл конструкции и декора избы и костюма.

Сравнивать орнаментальные элементы в резном деко­ре изб, домашней утвари, костюме.

Выполнять композицию «На деревенской улице празд­ник», работая в одной из творческих групп по изготов­лению праздничного женского головного убора, основ­ной части народного женского костюма, силуэтов фа­сада крестьянских домов, оконных наличников или кукол в народных костюмах. Выражать в творческой работе свои художественно-эстетические знания и ху­дожественные умения и навыки в рисунке, апплика­ции, бумагой ластике, лоскутной технике.

Обсуждать творческие работы одноклассников и да­вать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.

24.

Народная расписная картинка-лубок. Декоративная композиция: цвет, линия, штрих (1ч)


Основные содержательные линии. Пред­ставление о роли изобразительных (пласти­ческих) искусств в повседневной жизни че­ловека, в организации его материального окружения. Отражение в пластических ис­кусствах природных, географических усло­вий, традиций, религиозных верований раз­ных народов (на примере изобразительно­го и декоративно-прикладного искусства на родов России. Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: ком­позиция, цвет, линия, форма, ритм.

Творческое задание с использованием гра­фических приёмов чёрного контура, штри­хов и цветовой гаммы лубочной картинки.

Материалы: чёрная шариковая ручка и тонкие фломастеры, кисть, акварель, бу­мага.

Объяснять, чем лубочная картинка отличается от из­вестных графических произведений, что её роднит с дру­гими видами народного искусства.

Участвовать в обсуждении специфики искусства рус­ского лубка, графического решения природы (земли, травы, деревьев, животных), человека, элементов одеж­ды.

Выполнять поисковый эскиз композиции лубка, вы­брав для сюжета декоративной композиции пословицу, поговорку или слова народной песни.

25.

Народная расписная картинка-лубок. Декоративная композиция: цвет, линия, штрих (1 ч)


Основные содержательные линии. Кра­сота и разнообразие природы, человека, зда­ний, предметов, выраженные средствами рисунка. Продолжение знакомства с осно­вами художественной грамоты: композиция, цвет, линия, форма, ритм.

Диалог об искусстве. Народные лубочные картинки как своеобразные портреты одно­го, двух героев в композиции. Композици­онные, графические, декоративные и коло­ристические особенности народного лубка. Главные из них - чёткий графический ри­сунок, который часто держится на чёрном контуре с множеством разнообразных штри­хов, передача пространства, размер и ме­сто текста.

Творческое задание с использованием гра­фических приёмов чёрного контура, штри­хов и цветовой гаммы лубочной картинки.

Материалы: графические.

Рассматривать народную картинку как иносказатель­ный, часто насмешливый рассказ о людских пороках, когда народные мастера «прятали» своих героев в об­разы животных, шутов, былинно-сказочных или песен­ных героев. Высказывать своё мнение о понравившем­ся: сюжете и отношении к нему, подбирать текст к сю­жету. Объяснять смысл понятий лубок, лубочная кар­тина, народная картина,

Участвовать в обсуждении композиционных, гра­фических и колористических особенностей народного лубка.

Выполнять композицию лубка карандашом, раскра­шивая акварелью и нанося обводку чёрным фломасте­ром, тонкой кистью. Выражать в творческой работе своё-отношение к выбранному сюжету, выбирая соответству­ющие средства художественной выразительности


Восхититесь созидательными силами природы и человека (9 ч.).


26.

Вода – живительная стихия. Проект экологического плаката: композиция, ли­ния, пятно (1 ч)


Основные содержательные линии.

Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных обра­зов природы. Искусство вокруг нас сегодня. Продолжение знакомства с основами худо­жественной грамоты: композиция, цвет, ли­ния, форма, ритм.

Диалог об искусстве. Природная сти­хия – вода, раскрытие её роли в жизни че­ловека и места в искусстве. Виды и язык плакатного искусства, особенности его гра­фического, цветового и композиционного решения.

Рассматривать произведения живописи, графики, де­коративно-прикладного искусства, в которых отобра­жена живительная сила природной стихии – воды. Рассказывать о своих наблюдениях за водой в родных местах, о необходимости бережного отношения к воде.

Сравнивать произведения художников-пейзажистов и плакатистов, находить общее и различное в изображе­нии природной стихии, в передаче цвета, света формы, объёма предметов.

Подготовить материалы (вырезки из журналов, свя­занные с темой изображения, цветную бумагу, слова-заготовки) для выполнения на следующем уроке пла­ката в технике коллажа. Выполнять кистью, гуашью поисковые эскизы плаката на тему «Вода — жизнь», намечая яркими пятнами места размещения текста и общие очертания изобразительных элементов.

27.

Повернись к мирозданию. Проект экологического плаката в технике колла­жа (1 ч)


Основные содержательные линии. Искус­ство вокруг нас. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. Продолжение знакомства с основами худо­жественной грамоты: композиция, цвет, ли­ния, форма, ритм.

Диалог об искусстве. Средства художе­ственной выразительности плаката (лако­ничность, ограниченность цвета, условность и простота изобразительных элементов, чёт­кость и хорошая читаемость текста, деко­ративность).

Творческое задание с использованием под­готовленных материалов. - Материалы: цветная бумага, вырезки из журналов, газет, фотографии, маркер, фло­мастер.

Рассматривать разные варианты композиций плака­тов, размещение, содержание призывов, величину тек­ста и анализировать их. Высказывать свои впечатле­ния, чувства, которые вызвали произведения художни­ков-плакатистов.

Объяснять смысл понятий экологический плакат, коллаж.

Участвовать в обсуждении поисковых эскизов для выполнения их в технике коллажа, того, как можно использовать технику коллажа для создания проекта плаката.

Создать проект плаката на тему «Вода — жизнь» в технике коллажа на основе предварительных эскизов, выполненных на прошлом уроке. Выражать в творческой работе своё отношение к природе средствами художественного образного языка плаката.

28 – 29



































Русский мотив. Пейзаж: компо­зиция, колорит, цветовая гамма, про­странство (2 ч)


Восприятие произведений русских худож­ников-пейзажистов XIX—XX вв. А. Савра­сова, Б. Домашникова, П. Фомина и народ­ного мастера Т. Милютина из Холуя, их ко­лорит в передаче примет весны.

Диалог об искусстве. Средства вырази­тельности в передаче художниками весен­него состояния природы, характерного для среднерусской полосы и северных регионов России.




























Рассматривать произведения изобразительного искус­ства, в которых созданы образы русской весенней при­роды России разных географических широт. Расска­зывать о своих наблюдениях и впечатлениях от вос­приятия произведений искусства и красоты весенней природы в родных местах, об их цветовой гамме. На­зывать оттенки цвета, которые используют живописцы в изображении лесных далей, и объяснять, как можно добиться неясных оттенков цвета в работе акварелью, гуашью.

Участвовать в обсуждении того, какие моменты ве­сенней природы заинтересовали художников, чем они любуются и восхищаются, находить общее и различное в передаче радостного обновления всего живого, при­роды, человека, сравнивать средства художественной выразительности в передаче особых примет весенней природы в разные периоды.

Обращать внимание на приёмы заполнения простран­ства, и передачи воздушной среды, находить различия в построении композиционных схем, определять, что меняется в изображении неба, моря при изменении уровня горизонта. Определять, на каких палитрах пред­ставлена цветовая, гамма произведений вернисажа. Экс­периментировать с художественными материалами в пе­редаче определённого весеннего состояния.

Выполнять по памяти или по наблюдению эскиз ком­позиции весеннего пейзажа. Выполнять композицию «Русский мотив», выбрав художественные материалы для создания максимальной выразительности замысла.

30.

Всенародный праздник — День По­беды. Патриотическая тема в искусстве: образы защитников Отечества (1 ч)


Основные содержательные линии. Пред­ставления народа о красоте человека (внеш­ней и духовной), отражённые в искусстве. Образ защитника Отечества. Основные темы скульптуры.

Выразительность объёмных композиций. Продолжение знакомства с ос­новами художественной грамоты: компози­ция, цвет, линия, форма, объём, ритм.

Диалог об искусстве. Эстафета поколений и историческая перспектива подвига наше­го народа в Великой Отечественной войне 1941 —1945 гг. и памяти о нём.


Рассматривать произведения живописцев, скульпто­ров, соотносить их с произведениями литературы о ге­роях Великой Отечественной войны 1941 —1945 гг. и о Дне Победы. Называть произведения искусства, по­свящённые защите Отечества, из курса 1—3 классов.

Высказывать своё мнение о средствах выразительно­сти, которыми художники: и скульпторы раскрывают в произведениях эстафету поколений и историческую перспективу подвига народа и памяти о нём. Объяс­нять смысл понятия монументальное искусство.

Участвовать в обсуждении произведений искусства, посвящённых историческим событиям Великой Отече­ственной войны 1941 —1945 гг., подвигу народа.

Выполнить эскиз памятной плакетки «Слава воину-победителю». Выполнять эскиз памятника, посвящён­ного Победе в Великой Отечественной войне. Выражать в творческой работе своё отношение к всенародному празднику, ощущение радости и торжества.

31.

«Медаль за бой, за труд из одного металла льют». Медальерное искусство: образы-символы (1 ч)


Восприятие изображений орденов и ме­далей для награждения за заслуги в защи­те социалистического Отечества и другие военные заслуги в период Великой Отече­ственной войны 1941 —1945 гг.

Основ­ные темы скульптуры. Элементарные при­ёмы работы с пластическими скульптурны­ми материалами. Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: ком­позиция, цвет, линия, форма, объём, ритм.

Диалог об искусстве. Медальерное искус­ство. Особенности лаконичного решения ор­денов и медалей, применение символов, эм­блем и аллегорий.

Творческое задание с использованием из­вестных средств художественной вырази­тельности и приёмов работы с пластили­ном.

Материалы: пластилин.

Рассматривать ордена и медали, которыми отмечены

подвиги народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Рассказывать, как каждое изображение свя­зано со значением медали.

Объяснять смысл понятий медаль, орден, медальер­ное искусство.

Участвовать в обсуждении того, что изображено на медалях городов-героев «За оборону Ленинграда», «За оборону Москвы», «За оборону Севастополя», «За обо­рону Сталинграда ».

Выполнять памятную плакетку «Слава воину-победи­телю» согласно эскизу. Выражать в творческой работе своё отношение к наградам за защиту Отечества извест­ными художественными приёмами и средствами выра­зительности

32 - 34

Орнаментальный образ в веках. Орнамент народов мира: региональное разнообразие и национальные особен­ности (3 ч)


Восприятие произведений народных ма­стеров и художников декоративно-приклад­ного искусства разных стран.

Основные содержательные линии. Зна­комство с несколькими наиболее яркими культурами мира (Древняя Греция, средне­вековая Европа, Япония или Индия). Диалог об искусстве. Особенности орна­ментов народов России и мира.

Творческое задание на подбор орнамен­тов бытовых предметов, костюмов, интерье­ров разных стран мира.

Материалы: иллюстрации из журналов, фотографии, ресурсы Интернета.

Различать орнаменты известных регионов России. Рассказывать о значении знаков-символов в декоративном убранстве одежды и жилища русского человека.

Находить отличия в орнаментах России, Италии, Франции, Турции и др.

Участвовать в обсуждении художественных законо­мерностей орнаментального образа в использовании раз­личных выразительных средств разными народами мира.

Готовить презентацию орнаментальных композиций на предметах, созданных в традициях народного искус­ства в разных странах мира. Выражать в творческой работе своё отношение к красоте орнамента.

Оценивать результаты творческой работы в соответ­ствии с поставленной задачей.

Выполнять задания творческого и поискового харак­тера.

  1. Планируемые результаты

– формируются представления об основных жанрах и видах произведений изобразительного искусства; умения различать основные и составные, теплые и холодные цвета;

– узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;

– сравнивать различные виды изобразительных искусств (графика, живопись, декоративно-прикладное искусство);

– применять главные средства художественной выразительности живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства в собственной художественной творческой деятельности;

– полученные знания и умения использовать в практической и повседневной жизни для самостоятельной творческой деятельности, обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства при посещении художественных выставок и музеев изобразительного искусства и народного декоративно-прикладного творчества.


Требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих 3 класс.

В результате изучения изобразительного искусства обучающийся должен:
знать/понимать:
• доступные сведения о памятниках культуры и искусства, связанные с историей, бытом и жизнью своего народа; ведущие художественные музеи России и своего региона;

• понятия: живопись, графика, пейзаж, натюрморт, портрет, архитектура, народное декоративно-прикладное искусство;

• отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;

• приемы смешения красок для получения разнообразных теплых и холодных оттенков цвета (красный теплый и холодный, зеленый теплый и холодный, синий теплый и холодный), приемы плавного и ступенчатого растяжения цвета;

• основы орнамента (символика орнаментальных мотивов, ритмические схемы композиции, связь декора с материалом, формой и назначением вещи);

• основные правила станковой и декоративной композиции (на примерах натюрморта, пейзажа, портрета, сюжетно-тематической композиции); средства композиции: зрительный центр, статика, динамика, ритм, равновесие;

• разнообразные средства выразительности, используемые в создании художественного образа (формат, форма, цвет, линия, объем, ритм, композиция, пропорции, материал, фактура, декор);

уметь:
• организовывать свое рабочее место; пользоваться кистью, красками, палитрой, ножницами, линейкой, шилом, кистью для клея, стекой, иголкой;

• правильно определять, рисовать, исполнять в материале форму простых и комбинированных предметов, их пропорции, конструкцию, строение, цвет;

• применять способы смешения акварельных, гуашевых красок для получения разнообразных оттенков в соответствии с передаваемым в рисунке настроением;

• выбирать величину и расположение изображения в зависимости от формата и размера листа бумаги; учитывать в рисунке особенности изображения ближних и дальних планов, изменение цвета предметов по мере их удаления от зрителя;

• применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и представлению), в конструктивных работах, в сюжетно-тематических и декоративных композициях с учетом замысла;

• рисовать кистью без предварительного рисунка элементы жостовского орнамента, придерживаться последовательности исполнения росписи;

• выполнять сюжетно-тематические и декоративные композиции по собственному замыслу, по представлению, иллюстрации к литературным и фольклорным произведениям изобразительными материалами, в технике аппликации из бумаги, ткани.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности:

• выражать свое эмоционально-эстетическое отношение к произведениям изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства, к окружающему миру; чувствовать гармонию в сочетании цветов, в очертаниях, пропорциях и форме предметов;

• высказывать собственные оценочные суждения о рассматриваемых произведениях искусства при посещении художественных музеев, музеев народного декоративно-прикладного искусства;
• воспитывать нравственно-эстетическое отношение к родной природе, Родине, защитникам Отечества, национальным обычаям и культурным традициям народа своего края, своей страны и других народов мира;



  1. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

1. Дополнительная литература.

1. Каменева, Е. Н. Какого цвета радуга / Е. Н. Каменева. – М.: Детская литература, 1984.

2. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа: в 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2011.

3. Туберовская, О. М. В гостях у картин. Рассказы о живописи / О. М. Туберовская. – Л.: Детская литература, 1973.

4. Ходушина, Н. П. Ребенок и изобразительное искусство / Н. П. Ходушина // Здравствуй, музей! – СПб., 1995.

5. Энциклопедический словарь юного художника. – М.: Педагогика, 1983.

2. Интернет-ресурсы.

1. Википедия: свободная энциклопедия. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki

2. Педсовет.org. Всероссийский Интернет-педсовет. – Режим доступа: http://pedsovet.org

3. Клуб учителей начальной школы. – Режим доступа: http://www.4stupeni.ru

4. Фестиваль педагогических идей. – Режим доступа: http://festival.1september.ru

5. Педагогическое сообщество. – Режим доступа: http://www.pedsovet.su

3. Информационно-коммуникативные средства.

1. Секреты живописи для маленьких художников (CD-ROM).

2. Большая электронная энциклопедия (CD).

3. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия (CD-ROM).

4. Аудиозаписи. Классическая музыка.

4. Наглядные пособия.

Произведения изобразительного искусства.

М. Нестеров. Осенний пейзаж; Н. Присекин. Прохладно. Вид на Веледниково; А. Курнаков. Дорога на Знаменку; В. Овчаров. Осенний пейзаж; Г. Бочаров. Тайга; А. Бородин. Пейзаж с грибами; А. Герасимов. Пионы; М. Сарьян. Цветы Калаки; А. Дейнека. Гладиолусы с рябиной; А. Осьмёркин. Подсолнухи и рябина; Е. Кругликова. Георгины (монотипия); И. Машков. Натюрморт с маками и васильками; В. Серов. Яблоки на листьях; З. Серебрякова. Корзина с кабачками; З. Серебрякова. Виноград; В. Рохлин. Натюрморт с геранью; В. Стожаров. Романовский лук; И. Машков. Натюрморт. Тыква; П. Кузнецов. Цветы и дыни; Б. Кустодиев. В трактире; В. Крылов. Чайка; Б. Щербаков. Рожь поспевает; В. Шелков. За полярным кругом.

А. Кравченко. Зима; А. Бородин. Гости; В. Каневский. Снегирь. Синица-пухлячок. Синица-лазоревка; Т. Маврина. Звенигород; Т. Яблонская. Зимний день в Седневе; А. Пластов. Первый снег; А. Малетин. Родина. Мезенские берега; К. Воробьев. Февраль; Н. Гончарова. Московская зима; Т. Шувалова. Автопортрет; Б. Крылов. Вечерний натюрморт; В. Прибытков. Окраина в снегу; Д. Шмаринов. Тройка; П. Паруханов. Митя в новогоднем костюме; А. Журавлева. Зима. Екатерина-санница. Варвара. Анна зимняя. Месяцеслов; произведения местных художников.

О. Савостюк. Маша; З. Серебрякова. За завтраком; Н. Рерих. Сеча под Керженцем; В. Фонеев. Зарайский кремль; В. Астальцев. Даниловский монастырь в Переславле-Залесском; В. Федосеев. Борисоглебск; В. Фонеев. Кирилло-Белозерский монастырь; И. Билибин. Преображенный Китеж (эскиз декорации); А. Дейнека. Оборона Севастополя; Н. Присекин. Куликовская битва; О. Савостюк, Б. Успенский. Победа (плакат); Ю. Циркунов. Тревожная группа; Ю. Кугач. Дмитрий Донской; Л. Большакова. Пасхальный натюрморт; Н. Рерих. Весна священная; А. Остроумова-Лебедева. Весенний мотив; З. Шевандронова. Птицы весенние; В. Хлызов. Белые ночи под Тобольском; В. Бялыницкий-Бируля. Весенний день; Т. Маврина. Клусово; У. Тансыкбаев. Моя песня; В. Телин. Родительский день; Л. Малеева. Рязанские девочки; М. Врубель. Девочка на фоне персидского ковра; В. Суриков. Сибирская красавица; Н. Кузнецов. Текстильщицы; Б. Нурали. Портрет Хамеджи; А. Бенуа. Петербургские балаганы (эскиз декорации); М. Врубель. Царь Берендей. Морской царь. Майолика; М. Врубель. Снегурочка. Эскиз костюма; М. Врубель. Царевна Лебедь; Н. Рерих. Эскиз костюма князя Игоря; А. Головин. Портрет Ф. И. Шаляпина в роли Бориса Годунова; Н. Рерих. Эскиз костюма девушки; И. Билибин. Юноша. Эскиз костюма; И. Билибин. Царевна-Несмеяна; И. Билибин. Жар-птица; И. Билибин. Стрельчиха перед царем и свитой.

А. Рылов. Зеленый шум; А. Дейнека. Будущие летчики; А. Герасимов. После дождя; В. Поленов. Московский дворик; И. Машков. Фрукты с сельскохозяйственной выставки. Айва и персики; И. Шишкин. Дождь в дубовом лесу; Н. Дубовской. Закат солнца; Н. Крымов. Утро; И. Айвазовский. Радуга. Черное море; Р. Судковский. Бурное море; А. Рылов. В голубом просторе; Э. Калныньш. Седьмая балтийская регата; А. Алексеев. Пейзаж с чайками; Б. Кустодиев. Купчихи; В. Орешников. Розы; Н. Присекин. Салют Победы; П. Оссовский. Салют Победы. В 1945-м; А. Ушин. Салют Победы. Из серии «Блокада»; Г. Орлова. Салют (гобелен); П. Кончаловский. Сирень в корзине; П. Кончаловский. Сирень, хрустальная ваза и корзина; Д. Налбандян. Сирень.

Произведения народного декоративно-прикладного искусства.

И. Страхов. Осень (панно). Федоскино; памятники архитектуры: Преображенская церковь, Кижи; жостовские подносы: М. Митрофанов, Н. Гончарова, Н. Антипов, И. Леонтьев; воздушные змеи: Япония, Китай; лоскутные коврики; гжельская майолика.

Дом Ошевнева. Кижский музей под открытым небом; Фасад избы. Нижегородская область; Аленький цветочек. Шкатулка. Федоскино; В. Кочкин. Ростовские кружева (финифть). Ростов; меховая одежда – Ханты-Мансийский округ; вязаные варежки – Финляндия, Норвегия; изображения теремов, хором; тамбурная вышивка на предметах быта; кованые изделия – ларцы, сундуки, светцы; традиционные подвесные украшения – «пауки».

Народный костюм Русского Севера – олонецкий, новгородский, тверской, архангельский; народный костюм южнорусский – курский, орловский, тамбовский, воронежский, тульский; Б. Ермолаев. Куликовская битва. Палех; В. Липицкий. Масленица (коробочка). Федоскино; народные игрушки из Сергиева Посада, Семенова, Федосеева, Полховского Майдана, Богородского; В. Грудинин. Александр Попович и княжич Василько. Ростов; Н. Малоземов. Вид кремля города Ростова Великого (финифть). Ростов. Тканые пояса Русского Севера и Юга, украшения из бересты – вологодские, архангельские, карельские и др.; богородская динамическая игрушка.

Павловопосадские шали; ковер Зили. Дагестан; прялка. Мезень. Россия; тарелка – Мексика; лобовая доска. Городец; Гравюра. Германия; расписная дверь. Русский Север; керамика Скопина; маски – Индонезия, Китай; ваза – Корея.

5. Технические средства обучения.

1. DVD-плеер (видеомагнитофон).

2. Телевизор.

3. Компьютер.

4. Мультимедийная доска.

6. Учебно-практическое оборудование.

1. Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления картин, иллюстраций, рисунков учащихся.

2. Штатив для картин.

3. Укладка для аудиовизуальных средств (слайдов, кассет и др.).

4. Шкаф для хранения картин.

7. Специализированная учебная мебель.

Компьютерный стол













  1. Поурочное планирование по предмету «ИЗО». 4 класс. (34 часа)


урока

Тема урока

Дата

проведения

1.

Целый мир от красоты. Пейзаж: пространство, композиционный центр, цветовая гамма, линия, пятно


2.

Дерево жизни – символ мироздания. Наброски и зарисовки: линия, штрих, пятно, светотень


3 вн

Мой край родной. Моя земля. Пейзаж: пространство, планы, цвет, свет


4.

Цветущее дерево – символ жизни. Декоративная композиция: мотив дере­ва в народной росписи


5.

Птица — символ света, счастья и добра. Декоративная композиция: равновесие красочных пятен, узорные декоративные разживки, симметрия, ритм, единство колорита


6.

Конь — символ солнца, плодородия и добра. Декоративная композиция: пиния, силуэт с вариациями городецких разживок


7.

Связь поколений в традициях Городца. Декоративная композиция с вариациями городецких мотивов: ритм, Симметрия, динамика, статика


8.

Знатна Русская земля мастерами и талантами. Портрет: пропорции лица человека


9.

Вольный ветер — дыхание земли. Пейзаж: линии, штрихи, точки, пятно, свет


10.


Движение — жизни течение. Наброски с натуры, по памяти и представлению: подвижность красочных пятен, линий


11.

Осенние метаморфозы. Пейзаж: колорит, композиция.


12.

Родословное дерево – древо жизни, историческая память, связь поколений. Групповой портрет: пропорции лица человека, композиция


13.

Двенадцать братьев друг за другом бродят... Декоративно-сюжетная композиция; приём уподобления, силуэт


14.

Год не неделя — двенадцать месяцев впереди. Иллюстрация к сказке: композиция, цвет


15.


Новогоднее настроение. Колорит: гармоническое сочетание родственных цветов


16.

Твои новогодние поздравления. Проектирование открытки: цвет, форма, ритм, симметрия


17.

Зимние фантазии. Наброски и зарисовки: цвет, пятно, силуэт, линия


18.

Зимние картины. Сюжетная композиция: линия горизонта, композиционный центр, пространственные планы, ритм, динамика


19.

Ожившие вещи. Натюрморт: форма, объём предметов, их конструктивные особенности, композиция


20.

Выразительность формы предметов. Декоративный натюрморт: условность формы и цвета, чёрная линия, штрихи в обобщении формы предмета


21.

Русское поле. Бородино. Портрет. Батальный жанр


22.

«Недаром помнит вся Россия про день Бородина…» Сюжетная композиция: композиционный центр, колорит


23.

Образ мира в народном костюме и внешнем убранстве крестьянского дома. Образы-символы. Орнамент: ритм, симметрия, символика


24.

Народная расписная картинка-лубок. Декоративная композиция: цвет, линия, штрих


25.

Народная расписная картинка-лубок. Декоративная композиция: цвет, линия, штрих


26.

Вода – живительная стихия. Проект экологического плаката: композиция, линия, пятно


27 вн

Повернись к мирозданию. Проект экологического плаката в технике коллажа


28.

Русский мотив. Пейзаж: композиция, колорит, цветовая гамма, про­странство


29.

Русский мотив. Пейзаж: композиция, колорит, цветовая гамма, про­странство


30 вн

Всенародный праздник — День Победы. Патриотическая тема в искусстве: образы защитников Отечества


31.

«Медаль за бой, за труд из одного металла льют». Медальерное искусство: образы-символы


32.

Орнаментальный образ в веках. Орнамент народов мира: региональное разнообразие и национальные особенности


33.

Орнаментальный образ в веках. Орнамент народов мира: региональное разнообразие и национальные особенности


34 вн

Орнаментальный образ в веках. Орнамент народов мира: региональное разнообразие и национальные особенности