1
1.Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты:
В ценностно-эстетической сфере – эмоционально-ценностное отношение (к семье, Родине, природе, людям); толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни.
В познавательной (когнитивной) сфере – способность к художественному познанию мира; умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности.
В трудовой сфере – навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках: живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, конструирование); стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.Метапредметные результаты:
– умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
– желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;
– активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литература, окружающий мир и др.);
– обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическим содержанием;
– формирование мотивации и умения организовывать самостоятельную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
– формирование способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.
Предметные результаты:
В познавательной сфере – понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умение различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих музеях России и художественных музеях своего региона.
В ценностно-эстетической сфере – умение различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа и других народов.В коммуникативной сфере – способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты.
В трудовой сфере – умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной деятельности; моделирование новых образов путем трансформации известных (с использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики).
В итоге освоения программы учащиеся должны:
– усвоить основы трех видов художественной деятельности: изображение на плоскости и в объеме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объеме и пространстве; украшение или декоративная художественная деятельность с использованием различных художественных материалов;
– приобрести первичные навыки художественной работы в следующих видах работы: живопись, графика, скульптура, дизайн, начало архитектуры, декоративно-прикладные и народные формы искусства;
– развить по возможности свои наблюдательные и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость на эстетические явления в природе и деятельности человека;
– развить фантазию, воображение, проявляющиеся в конкретных формах творческой художественной деятельности;– освоить выразительные возможности художественных материалов (гуашь, акварель, пастель и мелки, уголь, карандаш, пластилин, бумага для конструирования);
– овладеть опытом самостоятельной творческой деятельности, а также приобрести навыки коллективного творчества, умение взаимодействовать в процессе совместной деятельности – приобрести первичные навыки изображения предметного мира (изображение растений и животных);
– приобрести навыки общения через выражение художественного смысла, эмоционального состояния, своего отношения в творческой деятельности и при восприятии произведения искусства и творчества своих товарищей;
– приобрести знания о роли художника в различных сферах жизнедеятельности человека, в организации форм общения людей, в создании среды жизни и предметного мира.
2 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Художественный подход к предмету позволит освоить его содержание не только технологически, но и художественно, переводя акцент с обычного умения на художественно-образное воплощение идеи.
Учебный материал в примерной программе представлен тематическими блоками, отражающими деятельностный характер и субъективную сущность художественного образования: «Учимся у природы», «Учимся на традициях своего народа», «Приобщаемся к культуре народов мира». В каждый блок включены темы, направленные на решение задач начального художественного образования и воспитания, а также на получение опыта художественно-творческой деятельности, содержание которого в обобщенном виде вынесено в отдельный блок, но в практике общего художественного образования фактически входит в каждый блок.
Содержание курса «Ты изображаешь, украшаешь и строишь»
Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения. Изображения всюду вокруг нас. Мастер Изображения учит видеть. Изображать можно пятном. Изображать можно в объеме. Изображать можно линией. Разноцветные краски. Изображать можно и то, что невидимо. Художники и зрители (обобщение темы).
Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения. Мир полон украшений. Красоту надо уметь замечать. Узоры, которые создали люди. Как украшает себя человек. Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы).
Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки. Постройки в нашей жизни. Дома бывают разными. Домики, которые построила природа. Дом снаружи и внутри. Строим город. Все имеет свое строение. Строим вещи. Город, в котором мы живем (обобщение темы).
Изображение, Украшение и Постройка всегда помогают друг другу. Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе. «Сказочная страна». Создание панно. «Праздник весны». Конструирование из бумаги. Урок любования. Умение видеть. Здравствуй, лето! (обобщение темы).
VII. Календарно – тематическое планирование по ИЗО 1 класс
№ п/п Дата Коррект. Тема урока Планируемые результаты
предметные метапредметные , личностные
1. 1 неделя Все дети любят рисовать. Познакомится с учебником.
Научится составлять описательный рассказ; работать на всей плоскости листа Регулятивные: оценивает результат своего труда.
Познавательные: понимает значение и роль изобразительного искусства в жизни каждого человека и общества.
Коммуникативные: умеет обмениваться мнениями, слушать партнера по коммуникации – другого ученика и учителя; обсуждает индивидуальные результаты художественно-творческой деятельности Доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость
2. 2 неделя Изображения всюду вокруг нас. Научится составлять описательный рассказ; находить в окружающей действительности изображения, сделанные художниками Регулятивные: адекватно использовать речь.
Познавательные: рассуждать о содержании рисунков, сделанных детьми.
Коммуникативные: задавать вопросы, слушать собеседника, вести устный диалог Доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость
3. 3 неделя Мастер Изображения учит видеть Научится видеть различия в строении деревьев, форме листьев, цвете; собирать материал для гербария Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Познавательные: сравнивать различные листья на основе выявления их геометрических форм.
Коммуникативные: формулировать свои затруднения Ценностное отношение к природному миру
4. 4 неделя Изображать можно и то, что невидимо Научится использовать выразительные средства акварели Регулятивные: ставит цель предстоящей творческой работы, обдумывает замысел, использует выразительные свойства акварели, оценивает результат своего труда.
Познавательные: понимает, что настроения и чувства человека можно выразить с помощью красок; цвет может быть грустным и веселым, радостным и тревожным.
Коммуникативные: умеет обмениваться мнениями, слушать одноклассников и учителя; обсуждает индивидуальные результаты художественно-творческой деятельности, рассуждает о художественных особенностях произведений, изображающих музыку Доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость
5. 5 неделя Изображать можно пятном Научится превращать произвольно сделанное краской и кистью пятно в изображение зверюшкиРегулятивные: вносить необходимые коррективы на основе оценки сделанных ошибок.
Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации; определять общую цель и пути ее достижения.
Коммуникативные: проявлять активность для решения познавательных задачЦенностное отношение к природному миру
6. 6 неделя Изображать можно в объеме Научится превращать комок пластилина в птицу или зверушку способами вытягивания и вдавливания (работа с пластилином) Регулятивные: адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей по исправлению допущенных ошибок.
Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач.
Коммуникативные: оказывать взаимопомощь в сотрудничестве Самооценка на основе критериев успешной деятельности
7. 7 неделя Изображать можно линией Научится делать линией рисунок на тему «Расскажи нам о себе» Регулятивные: составлять план и последовательность действий.
Познавательные: сочинять и рассказывать с помощью линейных изображений сюжет из своей жизни. Коммуникативные: задавать вопросы; обращаться за помощью к одноклассникам, учителю Понимание чувства других людей и сопереживание им
8. 8 неделя Изображать можно линией Научится делать линией рисунок на тему «Расскажи нам о себе» Регулятивные: составлять план и последовательность действий.
Познавательные: сочинять и рассказывать с помощью линейных изображений сюжет из своей жизни. Коммуникативные: задавать вопросы; обращаться за помощью к одноклассникам, учителю Понимание чувства других людей и сопереживание им
9. 9 неделя Разноцветные краски Научится рисовать то, что каждая краска напоминает; радоваться общению с красками Регулятивные: предвосхищать результат.
Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.
Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию Уважительное отношение к иному мнению
10. 10 неделя Художник и зрители Научится воспринимать произведения искусства; оценивать работы товарищей Регулятивные: адекватно использовать речь.
Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации из различных источников. Коммуникативные: обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре разных народов
11. 11 неделя Посещение художественного музея Научится воспринимать произведения искусства, различать их по видам Регулятивные: адекватно использовать речь.
Познавательные: понимает значение и роль изобразительного искусства в жизни каждого человека и общества.
Коммуникативные: умеет обмениваться мнениями, слушать одноклассников и учителя; выражает свое отношение к произведениям изобразительного искусства в высказывании, рассказе; участвует в диалоге – обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства Понимание чувства других людей и сопереживание им
12. 12 неделя Мир полон украшений Научится видеть украшения в окружающих предметах; украшать – разрисовывать цветы-заготовки Регулятивные: адекватно воспринимать предложения учителя.
Познавательные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов.
Коммуникативные: формулировать свои затруднения при решении учебной задачи Эстетические потребности
13. 13 неделя Красоту надо уметь замечать Научится видеть красоту природы, многообразие узоров в природе; использовать новые художественные техники и материалы Регулятивные: преобразовывать познавательную задачу в практическую.
Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации из различных источников. Коммуникативные: проявлять активность в коллективной деятельностиОриентированный взгляд на мир в разнообразии природы
14. 14 неделя Узор на крыльях Научится рисовать бабочку крупно, на весь лист; делать симметричный узор на крыльях, передавая узорчатую красоту Регулятивные: применять установленные правила в решении задачи.
Познавательные: использовать общие приемы решения задачи.
Коммуникативные: обращаться за помощью к одноклассникам, учителю Ценностное отношение к природному миру
15. 15 неделя Красивые рыбы Научится видеть красоту разнообразных поверхностей, украшать рыбок узорами чешуи в технике монотипии Регулятивные: применять установленные правила в решении задачи.
Познавательные: использовать общие приемы решения задачи.
Коммуникативные: обращаться за помощью к одноклассникам, учителю Ценностное отношение к природному миру
16. 16 неделя Украшение птиц Научится рассматривать птиц, обращая внимание не только на цвет, но и на форму; изображать нарядную птицу в технике объемной аппликации, коллажа
Регулятивные: вносить необходимые дополнения и изменения в действия.
Познавательные: создавать модели для решения задач.
Коммуникативные: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности, соблюдать правила общения Эмоционально-нравственная отзывчивость
17. 17 неделя Узоры, которые создали люди Научится придумывать свой орнамент; образно, свободно писать красками и кистью эскиз на листе бумаги Регулятивные: составлять план, осуществлять последовательность действий.
Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач.
Коммуникативные: формировать собственную позицию Уважительное отношение к иному мнению
18. 18 неделя Как украшает себя человек Научится узнавать и изображать сказочных персонажей по свойственным им украшениям Регулятивные: вносить необходимые коррективы после завершения работы.
Познавательные: подводить под понятие на основе выделения существенных признаков.
Коммуникативные: строить понятные для партнера высказывания Эмоциональная отзывчивость
19. 19 неделя Мастер Украшения помогает сделать праздник Научится создавать праздничные украшения из цветной бумаги для новогодней елки Регулятивные: предвидеть возможности получения конкретного результата.
Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задач.
Коммуникативные: оказывать в сотрудничестве взаимопомощь Этические чувства – доброжелательность
20. 20 неделя Постройки в нашей жизни Научится придумывать и изображать сказочный дом для себя и своих друзей или сказочные дома героев детских книг Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия.
Познавательные: осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям.
Коммуникативные: слушать собеседника Уважительное отношение к иному мнению
21. 21 неделя Домики, которые построила природа Научится видеть домики в любом предмете; изображать сказочные домики в форме различных предметов Регулятивные: устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.Познавательные: осуществлять сбор информации.
Коммуникативные: формулировать свои затруднения; обращаться за помощью к одноклассникам Готовность следовать нормам природоохранного поведения
22. 22 неделя Дом снаружи и внутри Научится изображать фантазийные дома (в виде букв алфавита, бытовыхпредметов и др.), их вид снаружи и внутри Регулятивные: адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей.
Познавательные: оценивать результат деятельности.
Коммуникативные: проявлять активность в решении познавательных задач Самооценка работы
23. 23 неделя Дом снаружи и внутри Научится изображать фантазийные дома (в виде букв алфавита, бытовыхпредметов и др.), их вид снаружи и внутри Регулятивные: адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей.
Познавательные: оценивать результат деятельности.
Коммуникативные: проявлять активность в решении познавательных задач Самооценка работы
24. 24 неделя Строим город Научится строить домик путем складывания бумажного цилиндра, его сгибания и добавления необходимых частей Регулятивные: стабилизировать эмоциональное состояние.
Познавательные: узнавать, называть объекты окружающей действительности.
Коммуникативные: осуществлять взаимный контроль Навыки сотрудничества
25. 25 неделя Все имеет свое строение Научится создавать из простых геометрических форм изображения животных в технике аппликации Регулятивные: определять последовательность действий.
Познавательные: использовать знаково-символические средства для решения задачи.
Коммуникативные: обращаться за помощью к учителю, одноклассникам Уважительное отношение к иному мнению
26. 26 неделя Постройка предметов Научится конструировать из бумаги упаковки и украшать их, производя правильный порядок учебных действий Регулятивные: концентрировать волю.
Познавательные: использовать общие приемы решения задач.
Коммуникативные: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности Эстетические потребности
27. 27 неделя Город, в котором мы живем Научится создавать работу по впечатлению после экскурсии; описывать архитектурные впечатления Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; использовать речь для регуляции своего действия.
Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации.Коммуникативные: формировать собственное мнение Уважительное отношение к культуре, доброжелательность
28. 28 неделя Совместная работа трех Братьев-Мастеров Научится смотреть и обсуждать рисунки, скульптуры, выделяя в них работу каждого из Мастеров Регулятивные: адекватно использовать речь.
Познавательные: различать три вида художественной деятельности.
Коммуникативные: строить монологичное высказывание
Уважительное отношение к иному мнению
29. 29 неделя Сказочная страна. Создание панно Научится создавать изображение на заданную тему; самостоятельно подбирать материал для работы Регулятивные: предвосхищать результат.
Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задач.
Коммуникативные: предлагать помощь
Готовность следовать нормам природоохранного поведения
30. 30 неделя Весна – пробуждение природы.
Разноцветные жуки. Научится создавать коллективную работу; определять, что в работе было постройкой, украшением, изображением Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей.
Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения учебных задач.
Коммуникативные: договариваться о распределении функций в совместной деятельностиСамооценка работы
31. 31 неделя .Праздник весны. Конструирование птиц из бумаги Научится выявлять изменения в природе с приходом весны; конструировать из бумаги Регулятивные: предвосхищать результат.
Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задач.
Коммуникативные: предлагать помощь Навыки сотрудничества
32. 32 неделя .Урок любования. Умение видеть Научится наблюдать за живой природой с точки зрения трех Братьев-Мастеров Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную.
Познавательные: осуществлять анализ информации.
Коммуникативные: адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих Уважительное отношение к иному мнению
33. 33 неделя. Здравствуй, лето! Научится рассматривать произведения известных художников: картины и скульптуры; создавать композицию по впечатлениям от летней природы Регулятивные: соотносить правильность выбора и результата действия с требованиями конкретных задач.
Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации.Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии Уважительное отношение к иному мнению.
3.Тематическое планирование
| Тема урока | Кол-во ч. |
1 раз-дел | Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения. | 10 |
1 | Все дети любят рисовать .Познакомимся с учебником. Урок – путешествие, интегрированный с окружающим миром. | 1 |
2 | Изображения вокруг нас. Урок-импровизация ,интегрированный с окружающим миром.. | 1 | |
3 | Мастер Изображения учит видеть .Урок-импровизация , интегрированный с окружающим миром. | 1 | |
4 | Изображать можно и то, что невидимо. Урок-игра , интегрированный с окружающим миром. | 1 |
5 | Изображать можно пятном .Урок-импровизация ,интегрируемый с окружающим миром.. | 1 |
6 | Изображать можно в объеме. Урок-игра , интегрированный с окружающим миром. | 1 |
7 | Изображать можно линией.Урок-импровизация , интегрированный с окружающим миром. | 1 |
8 | Изображать можно линией . Урок-сказка , интегрированный с окружающим миром. | 1 |
9 | Разноцветные краски. Урок - игра, интегрированный с окружающим миром. | 1 |
10 | Художник и зрители . | 1 |
11 | Посещение художественного музея. | 1 |
2 раз-дел | Ты украшаешь .Знакомства с Мастером Украшения. | 8 |
12 | Мир полон украшений. | 1 |
13 | Красоту надо уметь замечать. | 1 |
14 | Узор на крыльях. | 1 |
15 | Красивые рыбы. | 1 |
16 | Украшения птиц. | 1 |
17 | Узоры, которые создают люди. | 1 |
18 | Как украшает себя человек. | 1 |
19 | Мастер Украшения помогает сделать праздник. | 1 |
3 Раздел | Ты строишь. Знакомство с мастером постройки. | 8 |
20 | Постройки в нашей жизни. | 1 |
21 | Домики ,которые построила природа. | 1 |
22 | Дом снаружи и внутри. | 1 |
23 | Дом снаружи и внутри. | 1 |
24 | Строим город. | 1 |
25 | .Все имеет свое строение. | 1 |
26 | Постройка предметов. | 1 |
27 | Город, в котором мы живем. | 1 |
4 раздел | Изображение, Украшение и Постройка-всегда помогают друг другу. | 5 |
29 | Совместная работа трех Братьев-мастеров. | 1 |
30 | Весна-пробуждение природы. | 1 |
31 | Праздник весны. | 1 |
32 | Урок любования. | 1 |
33 | Здравствуй лето. | 1 |
| Итого | 33 ч |