ТЕМА 1. ИЗОБРАЖЕНИЕ ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА И ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА (8 ч.) Учебные задания: Образ человека в искусстве как выражение особенностей духовной культуры эпохи, ее системы нравственных и смысловых ценностей. Изображение человека в культурах Древнего Востока. Изображение человека в искусстве Древней Греции: красота и совершенство конструкции идеального тела человека. Пропорции и строение фигуры человека; лепка фигуры человека; набросок фигуры человека с натуры; понимание красоты человека в европейском и русском искусстве. Ориентировочные практические задания: Аналитические зарисовки изображений фигуры человека, характерных для разных древних культур (плоское изображение). Выполнение фризовой композиции с изображением древних шествий. Зарисовка схемы фигуры человека в движении. Лепка фигуры человека в движении на сюжетной основе (темы балета, цирка, спорта). Наброски одноклассников в разных движениях. Материалы: по выбору учителя (обучающихся), пластилин или глина, графические материалы, цветная бумага для аппликации, клей, ножницы. Межпредметные связи: фризовая композиция (история искусства), пластическая анатомия человека (биология), лепка фигуры человека (технология). ТЕМА 2. ПОЭЗИЯ ПОВСЕДНЕВНОСТИ (8 ч.) Учебные задания: Тематическая картина, бытовой и исторический жанры; сюжет и содержание в картине; жизнь каждого дня – большая тема в искусстве; жизнь в моём городе в прошлых веках (историческая тема в бытовом жанре); праздник и карнавал в изобразительном искусстве (тема праздника в бытовом жанре). Ориентировочные практические задания: Изображение мотивов из жизни разных народов в контексте традиций поэтики их искусства (изобразительное искусство Китая, Японии, Индии и др.). Композиция с доступным для наблюдения сюжетом «Завтрак», «Ужин», «Утро (или вечер) в моем доме», «Прогулка в парке». Выполнение композиционных набросков, различных по сюжету, но на одну тему; выполнение композиции на темы жизни людей своего города в прошлом; выполнение композиционных рисунков на темы «Жизнь моей семьи», «Жизнь людей на улицах моего города»; создание композиции в технике коллажа на тему «Новогодний карнавал» (групповая работа). Материалы: по выбору учителя (учащихся). Межпредметные связи: Праздник и карнавал в изобразительном искусстве, исторический жанр в искусстве (история искусств), выдающиеся события истории, жизнь в моём городе в прошлых веках (история), народные праздники (литература), слушание народной музыки (музыкальное искусство). ТЕМА 3. РЕАЛЬНОСТЬ ЖИЗНИ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ. ОТНОШЕНИЕ ХУДОЖНИКА К МИРУ ПРИРОДЫ. ЧЕЛОВЕК И МИР ПРИРОДЫ (10 ч.) Учебные задания: История возникновения анималистического жанра, пещерная живопись, художники-анималисты, образы животных и образ человека в природе и в литературных произведениях, анималистика в скульптуре. Пропорции и особенности изображения животных. Ориентировочные практические задания: Пещерная живопись. Подводный мир. Дикие и домашние птицы. Изображение домашних животных по памяти и представлению. «Кто живет в нашем доме?» Семейство диких кошек. Парнокопытные. Жаркая Африка. Лепка животного и человека по представлению с передачей характера. Создание рельефа: «Человек и лесные жители», «Человек и обитатели наших степей». Материалы: по выбору учителя (учащихся): краски, пластилин, соленое тесто, графические материалы, цв. бумага, клей, ножницы. Межпредметные связи: История возникновения анималистического жанра, пещерная живопись, (история искусств), образы животных в литературных произведениях (литература), слушание пения птиц (музыкальное искусство), строение животных (биология), ареал обитания (биология, география). ТЕМА 4. ВЕЛИКИЕ ТЕМЫ ЖИЗНИ (7 ч.) Учебные задания: Исторические и мифологические темы в искусстве разных эпох; тематическая картина в русском искусстве XIX века; процесс работы над тематической картиной; библейские темы в изобразительном искусстве; монументальная скульптура и образ истории народа; место и роль картины в искусстве XX века. Искусство иллюстрации, слово и изображение; зрительские умения и их значение для современного человека, крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре. Ориентировочные практические задания: Рисование мифологических существ Древнего Египта. Путешествие по мифам Древней Греции. Славянские мифологические существа: их символика. Выполнение витражной (смешанная техника) или мозаичной композиции (работа в малых группах) коллективной фризовой композиции «Храмы Донбасса» (рельеф из бумаги); композиции на историческую тему (групповая работа). Работа над проектом оформления книги; анализ произведений с точки зрения принадлежности их к определенному стилю, направлению; виртуальное путешествие по художественным музеям мира. эссе на тему «В чем, на ваш взгляд, сила искусства?» Материалы: по выбору учителя (учащихся), белая бумага и цветная (для фона), клей, ножницы. Межпредметные связи: Исторические и библейские темы в искусстве разных эпох, монументальная скульптура (история искусства), чтение мифов (литература), технологии художественной обработки материалов (технология), компьютерная графика (информатика), свойства и влияние света в изобразительном искусстве (физика). | Знать: жанровую систему в изобразительном искусстве и её значение для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира, а следовательно, и способов его изображения; роль и историю тематической картины в изобразительном искусстве и её жанровых видах (бытовом, и историческом жанрах, мифологической и библейской темах в искусстве). Уметь: организовать процесс работы над композицией как целостностью и образностью произведения; организовать формат, соотносить целое и детали, значение каждого фрагмента и его метафорический смысл; изображать пропорции и движения фигуры человека с натуры и по представлению в рисунке и объеме; владеть приемами аппликации; доводить до завершения практическую работу. Воспринимать: поэтическую красоту повседневности, раскрываемую в творчестве художников; роли искусства в утверждении значительности каждого момента жизни человека, понимании и ощущении человеком своего бытия и красоты мира; роли искусства в создании памятников в честь больших исторических событий; влиянии образа, созданного художником, на понимание событий истории; роли художественных образов изобразительного искусства в понимании вечных тем жизни, создании культурного контекста между поколениями, между людьми. Наблюдать: красоту форм, пропорций, силуэт, пластику, объем (единство внешней формы и внутреннего содержания). Сравнивать: жанры изобразительного искусства; разности сюжета и содержания в картине; роли конструктивного, изобразительного и декоративного начал в живописи, графики и скульптуре. Приводить примеры: великих произведений изобразительного искусства на исторические и библейские темы в европейском и отечественном искусстве. Анализировать на элементарном уровне: Знать: Уметь: владеть материалами живописи, графики, скульптуры, бумагопластики на доступном возрасту уровне; творчески использовать разные техники, инструменты и материалы; наблюдать, образно воспринимать окружающую действительность, формирующую чуткость и активность восприятия реальности; получить творческий опыт в построении тематических композиций, предполагающий сбор художественнопознавательного материала, формирования авторской позиции по выбранной теме и поиска способа её выражения; получить навыки соотнесения переживаний с контекстами художественной культуры; завершать практическую работу. Знать: алгоритм работы над тематической композицией; исторические памятники Древней Руси; Иметь представление: об историческом художественном процессе, содержательных изменениях картины мира и способах её выражения, о существовании стилей и направлений в искусстве, о роли творческой индивидуальности художника; о сложном, противоречивом и насыщенным художественными событиями пути российского и мирового изобразительного искусства в ХХ веке. Анализировать и интерпретировать произведения изобразительного искусства, их стилевую особенность. Придерживаться правил: |