СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по изобразительному искусству для 6 класса была на основании учебника  

Неменская Л.А. "Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека", программа:  5-9 классы, ФГОС,  М.: Просвещение, 2015 г.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс»

Цимлянский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 города Цимлянска





УТВЕРЖДАЮ


Директор

МБОУ СОШ № 2 г. Цимлянска


Приказ от «30» августа 2018 года №133-о

__________________ Л.П. Перфилова

м.п.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету «Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека».

(указать учебный предмет, курс)


Уровень общего образования (класс)

Основное общее образование 6 А; 6 Б класс

(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)


Количество часов: 6 А – 32 ; 6 Б - 32

Учитель: Талпа Г.В.



Программа разработана на основе: Неменская Л.А.

Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека.

Программа: 5-9 классы, ФГОС, М.: Просвещение, 2015 г.




указать примерную программу/ программы, издательство, год издания)



2018 -2019 учебный год









Планируемые результаты освоения изобразительного искусства

«Искусство в жизни человека»

6 А и 6 Б класс 2018-2019 учебный год

Изучение курса «Изобразительное искусство» в основной школе обеспечивает определенные результаты:

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:

— чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества;

— осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;

— целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; — ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

— уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им;

— компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;

— коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

— участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учетом региональных и этнокультурных особенностей;

— признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

— принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

— эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности изобразительно- эстетического характера.

— готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению на основе мотивации к обучению и познанию;

— готовность и способность обучающихся к формированию ценностно-смысловых установок: формированию осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению и мировоззрению; формированию коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной и творческой деятельности; осознание значения семьи в жизни человека и общества.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий, проявляющихся в познавательной и практической деятельности учащихся:

— умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;

— умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

— умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;

— владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

— умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;

—умение устанавливать причинно- следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы;

— смысловое чтение текстов различных стилей и жанров;

— умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

— умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе;

— формирование и развитие компетентности в области использования информационно- коммуникационных технологий; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.

Предметные результаты обеспечивают успешное обучение на следующей ступени общего образования и отражают:

— сформированность основ художественной культуры школьника как неотъемлемой части его общей духовной культуры;

— сформированность потребности в общении с лучшими образцами мировой художественной культуры и искусства для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли различных направлений ИЗО в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;

— развитие общих художественных способностей, а так же образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного образа;

— сформированность мотивационной направленности на продуктивную художественно-творческую деятельность (живопись, графика, лепка, различные виды ДПИ, дизайн и др.);

— воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия информации, развитие творческих способностей в многообразных видах деятельности в рамках предмета ИЗО, связанной с театром, кино, литературой, музыкой;

— расширение художественного и общего культурного кругозора; воспитание художественного вкуса, устойчивого интереса к творчеству своего народа и других народов мира, классическому и современному мировому художественному наследию;

— овладение основами изобразительной грамотности: способностью эмоционально воспринимать различные произведения искусства как взаимосвязь с жизнью, с мировой историей разных эпох; со специальной терминологией и ключевыми понятиями изобразительного искусства, элементарной грамотой в рамках изучаемого курса ИЗО;

— приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной художественно-прикладной деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии;

— сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных художественных задач.

Критерии и нормы оценивания в результате учебной деятельности учащихся (ФГОС).



Практическая творческая работа оценивается по нескольким показателям:

а) соответствие задачам, завершенность, аккуратность;

б) графические выразительные особенности, композиционное решение, живописное решение.

Оценка «5» ставится, когда ученик:

  • уровень художественной грамотности вполне соответствует этапу обучения, и учебная задача по методу полностью выполнена;

  • полностью овладел программным материалом, связывает графическое и цветовое решение с основным замыслом изображения;

  • правильно решает композицию, правила перспективы, передачу пропорций и объема, отражает в своих рисунках единство формы и декора;

  • интересуется учебным предметом, творчески подходит к выполнению задания, своевременно выполняет задания;

  • отстаивает свое мнение по поводу рассматриваемого произведения, ведет поисковую работу по подбору иллюстративного материала;

  • ошибок в изображении не делает, но допускает неточности.

Оценка «4» ставится, когда ученик:

  • уровень художественной грамотности соответствует этапу обучения (допускаются незначительные отклонения), и учебная задача по методу выполнена;

  • полностью овладел программным материалом, связывает графическое и цветовое решение с основным замыслом изображения, допуская затруднения в решении композиции, построения перспективы, передачи пропорций и объема;

  • проявляет интерес к учебному предмету, своевременно выполняет задания;

  • допускает ошибки второстепенного порядка, исправление которых требует периодической помощи учителя.



Оценка «3» ставиться, когда ученик:

  • уровень художественной грамотности в основном соответствует этапу обучения, и учебная задача по методу в основном выполнена (или выполнена не полностью);

  • основной материал знает нетвердо, при выполнении задания нуждается в помощи учителя и частичного применения средств наглядности;

  • обнаруживает незнание или непонимание большей или наиболее важной части учебного материала.

Оценка «2» ставится, когда ученик:

уровень художественной грамотности не соответствует этапу обучения, и учебная задача не выполнена.

Устные ответы во время беседы:

При оценке устных ответов учитываются:

— активное участие в беседе;

— умение собеседника прочувствовать суть вопроса;

— умение найти нужное, выразительное слово;

— искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность;

— умение высказывать свое суждение;

— умение делать выводы;

— использование в беседе домашних наблюдений.

Устный ответ:

Оценка "5" ставится, если ученик:

  1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала;

  2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ;

  3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.

Оценка "4" ставится, если ученик:

1) Показывает знания всего изученного программного материала, материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

2) Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи, использовать научные термины;

3) Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно).

Оценка "3" ставится, если ученик:

1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

3.Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

4.Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте.

Оценка "2" ставится, если ученик:

1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

2. Не делает выводов и обобщений.

3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

4. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

По окончанию устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.



Критерии, определяющие степень усвоения базовых знаний, умений, навыков в области изобразительного искусства

Для рисунка с натуры:

  1. Композиционное расположение изображения: изображение не выходит за пределы листа бумаги, рисунок хорошо компонуется на листе бумаги).

  2. Изображение общего пространственного положения объекта в рисунке: правильное изображение, соответствующее действительному общему пространственному положению объекта, его направлению в пространстве.

  3. Передача в рисунке пропорций объекта изображения: правильная передача пропорций (пропорции на изображении соответствуют реальным пропорциям натуры в зависимости от конкретной точки зрения).

  4. Передача в рисунке конструктивного строения объекта (объектов) изображения: правильная передача в рисунке конструктивного строения объекта изображения (в рисунке выявлены геометрическая основа строения натуры).

  5. Передача в рисунке перспективного сокращения объекта изображения: правильная передача в рисунке перспективного сокращения объекта (рисунок выполнен в угловой или фронтальной перспективе, правильно определены линия горизонта, точки схода, степень перспективного сокращения плоскостей).

  6. Передача в рисунке цвета натуры: правильная передача цвета (цвет изображения соответствует действительному цвету натуры), отношений цветовых тонов, которые являются результатом восприятия действительного цвета натуры, обусловленного особенностями освещения, воздушной перспективы, окраской окружающих предметов и т.д.

  7. Передача светотени в рисунке: правильная передача светотени (наличие в рисунке градаций светотени – света, тени, полутени, рефлексов, бликов, соответствующих действительным градациям светотени в натуре).

  8. Передача в рисунке объема изображаемого объекта: объем изображаемого объекта передается с помощью светотени, перспективного сокращения формы в пространстве, с использованием закономерностей воздушной перспективы.



Для рисунков на темы и эскизов иллюстраций:

Композиционное решение темы:

  1. Правильное композиционное решение темы (в рисунке выражена смысловая связь элементов композиции, выявлен сюжетнокомпозиционный центр, действие компонуется в заданном формате листа бумаги).

  2. Изображение пространства в рисунке: правильное изображение пространства (в рисунке основание более близких предметов изображаются ниже, дальних предметов – выше относительно нижнего края листа бумаги, передние предметы изображаются крупнее равных по размерам, но удаленных предметов).

  3. Передача в рисунке конструктивного строения объектов изображения: правильная передача в рисунке конструктивного строения объектов изображения (в рисунке выявлены геометрическая основа строения изображаемых объектов).

  4. Передача в рисунке перспективного сокращения изображаемых объектов: правильная передача в рисунке перспективного сокращения изображаемых объектов (в рисунке правильно определены линия горизонта, точка схода, степень перспективного сокращения плоскостей изображаемых объектов).

  5. Передача в рисунке пропорций изображаемых объектов: правильная передача пропорций (пропорции изображаемых в тематической композиции объектов соответствуют пропорциям этих объектов в действительности).

  6. Передача в рисунке цвета объектов: правильная передача цвета (цветовая окраска изображенных в тематическом рисунке объектов соответствует действительному цвету этих объектов, в композиции наблюдается цветовая гармония, единство и цельность цветовых пятен).

  7. Передача в рисунке светотени: правильная передача светотени (наличие на изображаемых объектах градаций светотени – света, тени, полутени, рефлексов, бликов, соответствующих действительным градациям светотени на этих объектах).

  8. Передача в рисунке объема изображаемых объектов: объем изображаемых объектов передается с помощью светотени, использования закономерностей линейной и воздушной перспективы.

Для декоративных рисунков:

  1. Композиционное решение орнамента (узора): правильное композиционное решение орнамента (в рисунке выражена смысловая связь всех частей композиции, подчеркнуто общее движение элементов узора).

  2. Умение перерабатывать реальные формы растительного и животного мира в декоративные.

  3. Умение стилизовать реальный цвет объектов в декоративный.

  4. Умение использовать в декоративном рисунке необходимые элементы узора – линию симметрии и ритм.

Общими критериями для всех видов рисунков являются:

  1. Самостоятельность в выполнении рисунка.

  2. Выразительность рисунка.

  3. Способ выполнения рисунка: правильный (эффективный) способ выполнения рисунка – от общего к частному и от частного снова к общему; выполнение предварительного эскиза, использование схем, линий построения рисунка.

  4. Эмоционально-эстетическое отношение к процессу рисования и рисунку.







Критерии оценки изделия по лепке

Лепка с натуры: изделие должно соответствовать натуре, отражать самые существенные её черты: общий характер предмета и его строение.

Лепка на основе представления и фантазии: оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления назначению изделия.

Лепка сюжетной композиции: образное представление, смысловая связь сюжета, решение композиции в пространстве.

Лепка по мотивам народных игрушек: характерная особенность мотива народной глиняной игрушки

Общая оценка работы обучающегося складывается из совокупности следующих компонентов:

  1. Владение композицией: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).

  2. Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.

  3. Общее впечатление от работы. Творческий подход учащегося. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.

















Содержание тем учебного курса (блоков) по изобразительному искусству

«Искусство в жизни человека»

6 А и 6 Б класс 2018 – 2019 учебный год


№ п/п

Тема учебного курса

Содержание темы учебного курса

1.

Виды изобразительного искусства и основы образного языка

(9 часов)

Пространственные виды искусств, художественные материалы, рисунок – основа изобразительного творчества, линия и ее выразительные возможности, ритм линий, пятно как средство выражения, ритм пятен, цвет, основы цветоведения, цвет в произведениях живописи, объемные изображения в скульптуре, основы языка изображения.

2.

Мир наших вещей. Натюрморт

(7 часов)

Реальность и фантазия в творчестве художника, изображение предметного мира – натюрморт, понятие формы, многообразие форм окружающего мира, изображение объема на плоскости и линейная перспектива, освещение, свет и тень, натюрморт в графике, цвет в натюрморте, выразительные возможности натюрморта.

3.

Вглядываясь в человека. Портрет (9часов)

Образ человека в искусстве, конструкция головы человека и ее основные пропорции, изображение головы человека в пространстве, портрет в скульптуре, графический портретный рисунок, сатирические образы человека, образные возможности освещения в портрете, роль цвета в портрете, великие портретисты прошлого, портрет в изобразительном искусстве XX века.

4.

Человек и пространство. Пейзаж. (7 часов)

Жанры в изобразительном искусстве, изображение пространства, правила построения перспективы, воздушная перспектива, пейзаж – большой мир, пейзаж – настроение, пейзаж – природа и художник, пейзаж в русской живописи, пейзаж в графике, городской пейзаж, выразительные возможности изобразительного искусства, язык и смысл.

Тематическое планирование учебного курса «Изобразительное искусство»

6 А и 6 Б класс 2018-2019 уч. год

Наименование раздела программы

Содержание по темам

Характеристика видов деятельности ученика (на уровне учебных действий)

УУД

Виды изобразительного искусства и основы образного языка

(9 часов)

Пространственные виды искусств, художественные материалы, рисунок – основа изобразительного творчества, линия и ее выразительные возможности, ритм линий, пятно как средство выражения, ритм пятен, цвет, основы цветоведения, цвет в произведениях живописи, объемные изображения в скульптуре, основы языка изображения.

Уметь разделить пластические (пространственные) искусства на три группы: изобразительные, конструктивные и декоративные. Сравнивать, сопоставлять, анализировать различные художественные материалы и их значение в создании художественного образа той, или иной группы искусств. Группировать предложенные фото и репродукции произведений по видам изобразительных (пластических) искусств. Осваивать навыки художественного обобщения в процессе практической творческой работы. Понимать и объяснять значение графических художественных материалов в создании художественного образа. Раскрывать значение рисунка, как основы мастерства художника. Осваивать выразительные возможности графических материалов при работе с натуры (карандаш, фломастер) Отмечать характерные черты, свойственные разным художникам-графикам. Сравнивать, сопоставлять рисунки Ф. Васильева, И. Левитана; черно-белую графику А. Остроумовой- Лебедевой. Находить в них черты своеобразной манеры художника. Овладевать приемами создания рисунка на основе пятна. Уметь использовать выразительные средства графики (тон, линия, ритм, пятно) в собственной художественно- творческой деятельности. Сравнивать, находить общее и особенное между цветами. Рассуждать о свойстве цвета (контраст, насыщенность, светлота). Отмечать характерные черты, свойственные тёплым и холодным цветам. Выполнять цветовые растяжки по заданному свойству, владеть навыками механического смешения цветов. Анализировать и понимать особенности образного языка цветовой палитры. Овладевать приемами создания эмоционально- выразительных состояний в опоре на фактуру, мазок, взаимодействие цветовых пятен. Осваивать навыки механического смешения цветов. Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников с точки зрения колористической выразительности и цветовой гармонии. Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, давать эстетическую оценку произведениям русских художников. Понимать и анализировать связь объема с окружающим пространством и освещением. Соотносить особенности художественных материалов в скульптуре: глина, металл, дерево и др., с их выразительными возможностями. Объяснять принцип использования разных материалов в скульптуре. Осознать значение Скульптуры в ряде пластических искусств. Создавать собственные скульптурные миниатюры на основе различных пластических материалов. Характеризовать виды изобразительного искусства, виды графики, художественные материалы и их выразительные возможности. Участвовать в художественной жизни класса, школы. Создать атмосферу живого общения и красоты. Проявлять себя в роли знатоков искусства, экспертов, называть имена художников и скульпторов, творчество которых рассматривалось на уроке. Уметь воспринимать и анализировать знакомые произведения искусства.

Л. осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих усвоению, применение на практике и последующее повторение нового материала;

Р. умеет организовывать своё рабочее место и работу, принимает и сохраняет учебную задачу; преобразовывает познавательную задачу в практическую

П. развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности.

К.задавать вопросы, формулировать свои затруднения;

Мир наших вещей. Натюрморт

(7 часов)

Реальность и фантазия в творчестве художника, изображение предметного мира – натюрморт, понятие формы, многообразие форм окружающего мира, изображение объема на плоскости и линейная перспектива, освещение, свет и тень, натюрморт в графике, цвет в натюрморте, выразительные возможности натюрморта.

Размышлять, рассуждать о изображении как об отношении к познанию окружающего мира человеком. Выявлять и объяснять, в чем заключается реалистичность и вымысел в произведениях искусства, взаимосвязь реальной действительности и ее художественного изображения. Участвовать в диалоге о средствах и приёмах изображения. Осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы изображаемого предмета. Овладевать приемами создания выразительной формы в опоре на правила изображения. Эмоционально воспринимать многообразие форм изображения мира вещей в истории искусства. Формировать представления об эмоциональном восприятии предметов в произведениях искусства и их художественного языка. Выявлять и называть характерные особенности натюрморта в различных направлениях изобразительного искусства (графика, живопись, скульптура), уметь рассуждать о месте натюрморта в истории искусства. Создавать натюрморт из плоских изображений знакомых предметов с акцентом на композицию, ритм. Сравнивать и анализировать принципы построения геометрических фигур. Уметь соотнести объёмные фигуры с плоскими формами. Определять характерные особенности построения разных геометрических тел. Создавать объёмные геометрические тела. Характеризовать понятия плоскость и объём. Выявлять и объяснять, в чем заключается принцип изображения в перспективе. Овладевать навыками построения объёмного изображения геометрических тел на плоскости. Высказываться о многообразии световых нюансов. Апеллировать понятиями: «свет», «блик», «полутень», «собственная тень», «рефлекс», «падающая тень». Иметь представление о свете, как о средстве организации композиции в картине. Создавать зарисовку композиции из геометрических тел, используя в качестве средства выражения характер освещения. Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, давать эстетическую оценку произведениям художников А. Дюрера, В. Фаворского. Сравнивать выразительные возможности разных видов гравюры. Овладевать навыками печатной графики в процессе выполнения практической творческой работы. Освоить составление натюрмортной композиции на плоскости, применяя язык изобразительного искусства и выразительные средства. Объяснять важность цвета в живописи и богатство его выразительных возможностей. Выявлять цветовую организацию натюрморта - ритм цветовых пятен, выражение цветом в натюрморте настроений и переживаний художника. Различать и называть локальные и обусловленные цвета в произведениях живописи. Участвовать в групповой работе по созданию натюрморта в заданном эмоциональном состоянии. Участвовать в презентации выставочных работ. Анализировать свои творческие работы и работы своих товарищей, созданные по теме «Цвет в натюрморте». Высказываться о многообразии форм предметного мира в изобразительном искусстве. Эмоционально воспринимать, различать по характерным признакам выражение переживаний и мыслей художника в натюрморте его представлений и представлений людей его эпохи об окружающем мире и о самих себе. Передавать цветом, формой, пластикой линий выражение творческой индивидуальности в своей работе.

Л. осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих усвоению, применение на практике и последующее повторение нового материала; целостный взгляд на мир в единстве и разнообразии художественных произведений;

Р. умеет организовывать своё рабочее место и работу, принимает и сохраняет учебную задачу.

П. развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности, слушают вопросы учителя, отвечают на вопро­сы учителя, осуществляют оценку деятельности

К.обсуждать и анализировать работы художников.

Вглядываясь в человека. Портрет

(9 часов)

Образ человека в искусстве, конструкция головы человека и ее основные пропорции, изображение головы человека в пространстве, портрет в скульптуре, графический портретный рисунок, сатирические образы человека, образные возможности освещения в портрете, роль цвета в портрете, великие портретисты прошлого, портрет в изобразительном искусстве XX века.

Активно воспринимать произведения портретного жанра. Характеризовать изображение человека в искусстве разных эпох. Определять проблему сходства в портрете. Отобразить в своей творческой работе характер человека, его внутренний мир. Выявлять закономерности в конструкции головы человека, цельной формы головы и её частей. Создавать аппликативную работу, основываясь на пропорциях строения лица человека. Овладевать навыками создания характерного портрета в процессе выполнения практической творческой работы. Характеризовать образ человека и образ эпохи в скульптурном портрете. Участвовать в диалоге о скульптурных материалах. Передать характер героя в скульптурном портрете, используя выразительные возможности скульптуры. Определять пропорции головы и лица человека. Передавать в творческой работе с натуры выразительные средства графики (линия, пятно). Эмоционально воспринимать сатирические образы в произведениях искусства. Распознавать и систематизировать зрительный материал по различным направлениям и систематизировать его по социально-стилевым признакам: карикатура, дружеский шарж, сатирические рисунки. Использовать приёмы художественного преувеличения в своей работе. Выявлять изменение образа человека при различном освещении. Соотносить постоянство формы и изменение её восприятия при изменении освещения. Создавать набросок головы при различном освещении: свет, направленный сверху, снизу, сбоку, рассеянный свет, изображение против света, контрастность освещения. Активно воспринимать и анализировать произведения портретного жанра. Указывать на неразрывную связь новой культуры с культурой предшествовавшей, античной. Характеризовать изображение человека эпохи Возрождения (поиски обобщённого героического образа человека) Выявлять социокультурные характеристики в искусстве периода европейского Возрождения. Систематизировать зрительный материал внутри хронологических рамок Ренессанса в разных странах (со второй половины XIII в. до начала XVII в.) на разных этапах: Раннее Возрождение, включая проторенессанс (2я половина XIII – XV в.); высокое Возрождение (конец XV – первая треть XVI в.); позднее Возрождение (до начала XVII в.). Работать в технике коллажа. Понимать и объяснять цветовое решение образа в портрете. Анализировать цветовой строй произведения живописи. Раскрывать решение художественного образа картины через цвет, тон, освещение. Определять и характеризовать цвет как средство выражения настроения и характера героя. Выделять и сравнивать живописную фактуру в работах разных мастеров. Понимать и анализировать выражение творческой индивидуальности художника в созданных им портретных образах. Личность художника и его эпоха. Личность героев портрета и творческая интерпретация её художником. Проявлять себя в роли знатоков искусства, экспертов, мастеров портретного жанра через выявление индивидуальности образного языка в их произведениях в презентации рефератов на тему «Художники-портретисты и их произведения».

Л. Осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих усвоению, применение на практике и последующее повторение нового материала.

Р. умеет организовывать своё рабочее место и работу, принимает и сохраняет учебную задачу; составлять план последовательности действий

П. развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности; осуществлять поиск и выделять необходимую информацию; К. формирование компетенции в общении, включая сознательную ориентацию учащихся на позицию других людей как партнеров в общении и совместной деятельности.

Человек и пространство. Пейзаж.

(7 часов)

Жанры в изобразительном искусстве, изображение пространства, правила построения перспективы, воздушная перспектива, пейзаж – большой мир, пейзаж – настроение, пейзаж – природа и художник, пейзаж в русской живописи, пейзаж в графике, городской пейзаж, выразительные возможности изобразительного искусства, язык и смысл.

Рассуждать о предмете изображения и картине мира в изобразительном искусстве. Анализировать изменения видения мира в разные эпохи. Сравнивать и называть жанры в изобразительном искусстве (портрет, натюрморт, пейзаж.) Ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства. Формировать представление об историческом характере художественного процесса. Определять и характеризовать отличительные особенности в тематической картине: бытовой и исторический жанры. Анализировать и понимать особенности в изображении глубины пространства и правил линейной перспективы в искусстве. Соотносить понятие точки зрения (ракурс) с понятием перспектива, определяя их как основу изобразительной грамоты. Объяснять нарушение правил перспективы в искусстве XX века и его образный смысл. Перспектива – учение о способах передачи глубины пространства. Понимать и объяснять основные принципы перспективного построения в картине: плоскость, точка зрения, горизонт и его высота, точка схода. Осваивать правила линейной и воздушной перспективы на основе своих работ. Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, давать эстетическую оценку произведениям художников – пейзажистов. Иметь представление о пейзаже как самостоятельном жанре в искусстве. Осознавать, что художественное решение превращения пустоты в пространство происходит через правила организации выстраивания перспективного плана, высоты горизонта в картине, выбора формата. Осваивать и применять приёмы построения и организации перспективного пространства на примере собственной работы. Пейзаж-настроение как отклик на переживания художника. Освещение в природе. Красота разных состояний в природе: утро, вечер, сумрак, туман, полдень. Роль колорита в пейзаже-настроении. Объяснять колористическую художественную палитру. Определять, называть многообразие форм и красок окружающего мира. Находить в рассматриваемых картинах изменчивость состояний природы в течение суток. Пользоваться языком линейной и воздушной перспективы при выполнении практической творческой работы. Совершенствовать умения в работе с гуашью, с опорой на основные средства художественной изобразительности (композиция, цвет, светотень, перспектива) в творческой работе по памяти и по представлению. Размышлять, рассуждать о разнообразии образов города в истории искусства и в российском искусстве XX века. Осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием графической композиции на заданную тему. Владеть практическими навыками в использовании графических материалов, выразительным использованием формы, объема, и других средств в процессе создания композиции. Выделять основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств; виды графики. Называть выдающихся художников и их произведения, изученные в течение года. Пользоваться художественным языком при выявлении основных средств художественной выразительности; Выявлять и анализировать содержание, образный язык произведений портретного, натюрмортного и пейзажного жанров. Владеть разными художественными материалами, художественными техниками объясняя и их значение при выборе для создания своего художественного образа.

Л. осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих усвоению, применение на практике и последующее повторение нового материала.

Р. применять установленные правила в решении задачи.

П. ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, осуществлять поиск и выделение необходимой информации.

К. формирование компетенции в общении, включая сознательную ориентацию учащихся на позицию других людей как партнеров в общении и совместной деятельности.















Календарно – тематическое планирование по изобразительному искусству

6 А и 6 Б класс 2018-2019 учебный год



п/п

Дата проведения урока


Тема урока


Кол-во часов



1



07.09.18

I ЧЕТВЕРТЬ

Виды изобразительного искусства и основа образного языка.

Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств.



1


2


14.09.18


Художественные материалы.


1


3


21.09.18


Рисунок – основа изобразительного творчества.


1


4


28.09.18

Линия и ее выразительные возможности. Ритм линий.


1


5


05.10.18


Пятно как средство выражения. Ритм пятен.


1


6


12.10.18


Цвет. Основы цветоведения.


1


7


19.10.18


Цвет в произведениях живописи.


1


8


26.10.18

Объемные изображения в скульптуре. Основы языка изображения.


1


9


09.11.18

II ЧЕТВЕРТЬ

Объемное изображение в скульптуре.


1



10



16.11.18

Мир наших вещей. Натюрморт.

Реальность и фантазия в творчестве художника. Изображение предметного мира – натюрморт.


1


11


23.11.18


Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.


1


12


30.11.18

Изображение объема на плоскости и линейная перспектива.


1


13


07.12.18


Освещение. Свет и тень.


1


14


14.12.18


Натюрморт в графике.


1


15


21.12.18


Цвет в натюрморте.


1


16


28.12.18


Выразительные возможности натюрморта.


1


17


11.01.19


III ЧЕТВЕРТЬ

Вглядываясь в человека. Портрет.

Образ человека – главная тема в искусстве.


1


18


18.01.19


Конструкция головы человека и ее основные пропорции.


1


19


25.01.19


Изображение головы человека в пространстве.


1


20


01.02.19


Портрет в скульптуре.


1


21


08.02.19


Графический портретный рисунок.


1


22


15.02.19


Сатирические образы человека.


1


23


22.02.19

Образные возможности освещения в портрете. Роль цвета в портрете.


1


24


01.03.19


Великие портретисты прошлого.


1


25


15.03.19


Портрет в изобразительном искусстве XX века.


1


26


22.03.19

Человек и пространство. Пейзаж.

Жанры в изобразительном искусстве.


1


27


05.04.19

IV ЧЕТВЕРТЬ

Изображение пространства.


1


28


12.04.19

Правила построения перспективы. Воздушная перспектива.


1


29


19.04.19


Пейзаж – большой мир. Пейзаж настроения.


1


30


26.04.19


Природа и художник. Пейзаж в русской живописи.


1


31


17.05.19


Пейзаж в графике. Городской пейзаж.


1


32


24.05.19


Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл.


1








СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания методического совета МБОУ СОШ № 2 г. Цимлянска от «29» августа 2018 года №4

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

____________________ Е.Б. Кузнецова

от «29» августа 2018 года

____________________________ Е.А. Добрынина Подпись руководителя МС