Пояснительная записка
Рабочая программа по «Изобразительному искусству» для 1 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования и авторской программы Б.М. Неменского «Изобразительное искусство», с учетом особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся, воспитанников с нарушениями зрения, нарушениями опорно-двигательного аппарата и задержками психического развития.
Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе — формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.
В основу программы положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: изобразительных — живопись, графика, скульптура; конструктивных — архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства — традиционного крестьянского и народных промыслов, а также постижение роли художника в синтетических (экранных) искусствах — искусстве книги, театре, кино и т.д. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:
— изобразительная художественная деятельность;
— декоративная художественная деятельность;
— конструктивная художественная деятельность.
Три способа художественного освоения действительности — изобразительный, декоративный и конструктивный — в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.
Эти три вида художественной деятельности и являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на виды: изобразительные искусства, конструктивные искусства, декоративно-прикладные искусства. Одновременно каждый из трех видов деятельности присутствует при создании любого произведения искусства и поэтому является основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, членимую не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу выделения того и иного вида художественной деятельности. Выделение принципа художественной деятельности акцентирует внимание не только на произведении искусства, но и на деятельности человека, на выявлении его связей с искусством в процессе ежедневной жизни.
Общая характеристика учебного предмета, курса.
Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом, его уникальность и значимость определяется нацеленностью на развитие способностей и творческого потенциала ребенка, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции. У младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной деятельности растущей личности.
Доминирующее значение имеет направленность программы на развитие эмоционально-ценностного отношения ребенка к миру. Овладение основами художественного языка, получение опыта эмоционально-ценностного, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, к окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.
Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству диктует необходимость экспериментирования ребенка с разными художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и техник, используемых на уроках, будет поддерживать интерес к художественному творчеству.
Цели курса:
воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважение к культуре народов многонациональной России и других стран;
развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески; способности к восприятию искусства и окружающего мира; умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне – их роли в жизни человека и общества;
овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
Перечисленные цели реализуются в конкретных задачах обучения:
совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
формирование навыков работы с различными художественными материалами.
Описание места учебного предмета в учебном плане.
На изучение изобразительного искусства в 1 классе начальной школы отводится по 1 часу в неделю. Курс рассчитан на 33 часа (33 учебных недели) в соответствии с учебным планом ГБУ КО «Школа-интернат».
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Приоритетная цель художественного образования в школе — духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего, ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.
В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.
Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.
Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса.
В процессе изучения изобразительного искусства обучающийся достигнет следующих личностных результатов:
в ценностно-эстетической сфере – эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям); толерантное принятие разнообразия культурных явлений; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства и явлений окружающей жизни;
в познавательной (когнитивной) сфере – способность к художественному пониманию мира, умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности;
в трудовой сфере – навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках; стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.
Метапредметные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе проявляются в:
- умении видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
- желании общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;
- активном использовании языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литературы, окружающего мира, родного языка и др.);
- обогащении ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическим содержанием;
- умении организовывать самостоятельную художественно-творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
- способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.
Предметные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе проявляются в следующем:
в познавательной сфере – понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умение различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих музеях России и художественных музеях своего региона;
в ценностно-эстетической сфере – умение различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего и других народов;
в коммуникативной сфере - способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности;
в трудовой сфере - умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности; моделирование новых образов путем трансформации известных (с использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики).
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Восприятие произведений искусства
Особенности художественного творчества: художник и зритель. Отражение в произведениях пластических искусств отношения к природе, человеку и обществу. Человек, мир природы в реальной жизни: образ человека, природы в искусстве. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения.
Виды художественной деятельности
Рисунок. Материалы для рисунка (карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т.д). Приёмы работы с различными графическими материалами. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты.
Живопись. Живописные материалы. Цвет — основа языка живописи. Образы природы и человека в живописи.
Скульптура. Материалы скульптуры. Элементарные приёмы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина — раскатывание, набор объёма, вытягивание формы).
Художественное конструирование и дизайн.Элементарные приёмы работы с различными материалами для создания выразительного образа (пластилин — раскатывание, набор объёма, вытягивание формы; бумага и картон — сгибание, вырезание).
Декоративноприкладное искусство. Истоки декоративно
прикладного искусства и его роль в жизни человека. Сказочные образы в народной культуре и декоративноприкладном искусстве. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т. д.). Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).
Азбука искусства. Как говорит искусство?
Композиция .Элементарные приёмы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. Пропорции Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции.
Цвет. Основные и дополнительные цвета. Тёплые и холодные цвета. Смешение цветов. Практическое овладение навыками работы с цветом. Линия. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закруглённые спиралью) и их знаковый характер.
Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм.
Объём. Объём в пространстве и объём на плоскости. Способы передачи объёма.
Ритм. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.). Особая роль ритма в декоративноприкладном искусстве.
Значимые темы искусства. О чём говорит искусство?
Земля — наш общий дом. Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы.
Родина моя — Россия. Пейзажи родной природы. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. Связь изобразительного искусства с музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками.
Искусство дарит людям красоту. Искусство вокруг нас. Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Художественное конструирование и оформление посуды, мебели и одежды, книг и игрушек.
Опыт художественнотворческой деятельности
Участие в различных видах изобразительной, декоративноприкладной и художественноконструкторской деятельности.
Овладение навыками работы различными графическими инструментами, приемами работы изобразительными материалами.
Овладение навыками изучения предметов на основе зрительного восприятия (анализ, соотнесение с сенсорными эталонами формы, выделение характерных признаков, сходство и различие с другими предметами, цвет, фактура) с использованием информации, полученной с помощью всех анализаторов.
Анализ цветных, контурных, силуэтных рисунков.
Освоение основ реалистического рисунка, живописи, скульптуры, декоративноприкладного искусства. Изображение с натуры, по памяти и воображению (пейзаж, животные, растения). Сходство и различие натуральной и декоративной формы.
Овладение основами художественной грамоты: композицией, формой, линией, цветом.
Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение элементарными навыками лепки и бумагопластики.
Использование в индивидуальной и коллективной деятельности некоторых художественных техник и материалов (аппликация, бумажная пластика, гуашь, акварель, восковые мелки, карандаш, фломастер, пластилин, глина, подручные и природные материалы).
Использование нетрадиционных изобразительных техник.
Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
Количество часов: всего 33 часа; в неделю 1 час
№ урока | Тема урока. Основное содержание | Виды деятельности |
1 | Изображения всюду вокруг нас. Экскурсия в парке Изображения в жизни человека. Предмет «Изобразительное искусство». Чему мы будем учиться на уроках изобразительного искусства. | Наблюдение явлений и процессов в окружающем мире. |
2 | Мастер Изображения учит видеть. Красота и разнообразие окружающего мира природы. Знакомство с понятием «форма». | Чтение изображений предметов, игрушек, природных материалов. |
3 | Изображать можно пятном. Пятно как способ изображения на плоскости. Образ на плоскости. Роль воображения и фантазии при изображении на основе пятна. Тень как пример пятна, которое помогает увидеть обобщенный образ формы. Метафорический образ пятна в реальной жизни (мох на камне, осыпь на стене, узоры на мраморе в метро и т. д.). Образ на основе пятна в иллюстрациях художников к детским книгам о животных. | Практическое овладение способами изображения на плоскости. |
4 | Изображать можно в объеме. Объемные изображения. Отличие изображения в пространстве от изображения на плоскости. Объем, образ в трехмерном пространстве. Выразительные, объемные объекты в природе. Целостность формы. | Обследование и сравнение натуральных объемных предметов с их изображением на плоскости. |
5 | Изображать можно линией. Знакомство с понятиями «линия» и «плоскость». Линии в природе. Линейные изображения на плоскости. Повествовательные возможности линии (линия - рассказчица). | Практическое овладение приемами линейного изображения на плоскости. |
6 | Разноцветные краски. Знакомство с цветом. Краски гуашь. Цвет. Эмоциональное и ассоциативное звучание цвета (что напоминает цвет каждой краски?) | Восприятие различных цветов и их дифференциация. |
7 | Изображать можно и то, что невидимо (настроение) Выражение настроения в изображении. Эмоциональное и ассоциативное звучание цвета. | Рассматривание изображения различных эмоций. |
8- 9 | Художники и зрители (обобщение темы). Первоначальный опыт художественного творчества и опыт восприятия искусства. Восприятие детской изобразительной деятельности. Цвет и краски в картинах художников. | Участие в беседе о художниках. Рассматривание репродукций картин по теме урока. |
10 | Мир полон украшений. Украшения в окружающей действительности. Разнообразие украшений (декор). Мастер Украшения учит любоваться красотой, развивать наблюдательность; он помогает сделать жизнь красивей; он учится у природы. Цветы — украшение Земли. Разнообразие цветов, их форм, окраски, узорчатых деталей. | Восприятие, анализ и сравнение украшений (декора). |
11 | Красоту надо уметь замечать. Мастер Украшения учится у природы и помогает нам увидеть ее красоту. Яркая и неброская, тихая и неожиданная красота в природе. Соотношение пятна и линии. | Рассматривание репродукций картин, высказывание своих ощущений и чувств. |
12 | Узоры на крыльях Многообразие и красота форм, узоров, расцветок и фактур в природе. Графические материалы, фантазийный графический узор. Выразительность фактуры. | Изучение графических узоров. Упражнения в создании графических узоров. |
13 | Украшения птиц | Овладение на практике приемами украшения птиц . |
14 | Узоры, которые создали люди Красота узоров (орнаментов), созданных человеком. Разнообразие орнаментов и их применение в предметном окружении человека. Мастер Украшения — мастер общения. Природные и изобразительные мотивы в орнаменте. Образные и эмоциональные впечатления от орнаментов. | Расширение представлений об орнаментах. Создание орнаментов. |
15 | Как украшает себя человек. Украшения человека рассказывают о своем хозяине. Украшения могут рассказать окружающим, кто ты такой, каковы твои намерения. | Выполнение творческой работы: создание украшения. |
16 | Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы) Без праздничных украшений нет праздника. Подготовка к Новому году. | Изготовление праздничных украшений. |
17 | Постройки в нашей жизни Первичное знакомство с архитектурой и дизайном. Постройки в окружающей нас жизни. Постройки, сделанные человеком. Строят не только дома, но и вещи, создавая для них нужную форму — удобную и красивую. | Обследование макетов архитектурных сооружений и построек человека. |
18 | Постройки в нашей жизни Первичное знакомство с архитектурой и дизайном. Постройки в окружающей нас жизни. Постройки, сделанные человеком. Строят не только дома, но и вещи, создавая для них нужную форму — удобную и красивую. | Обследование макетов архитектурных сооружений и построек человека, анализ их украшений.. |
19 | Дома бывают разными Многообразие архитектурных построек и их назначение. Соотношение внешнего вида здания и его назначения. Составные части дома и разнообразие их форм. | Изображения архитектурных построек. |
20 | Домики, которые построила природа. Природные постройки и конструкции. Многообразие природных построек, их формы и конструкции. Мастер Постройки учится у природы, постигая формы и конструкции природных домиков. Соотношение форм и их пропорций. Какие можно придумать дома | Выполнение творческой работы по теме урока. |
21 | Какие можно придумать дома | Выполнение творческой работы по теме урока. |
22 | Дом снаружи и внутри. Соотношение и взаимосвязь внешнего вида и внутренней конструкции дома. Назначение дома и его внешний вид. Внутреннее устройство дома, его наполнение. Красота и удобство дома. | Работа с иллюстрациями по теме урока. Конструирование внутреннего устройства дома. |
23 24 | Строим город Мастер Постройки помогает придумать город. Архитектор. Роль конструктивной фантазии и наблюдательности в работе архитектора. | Конструирование игрового города. |
25 | Все имеет свое строение. Любое изображение — взаимодействие нескольких простых геометрических форм. | Конструкция предмета. |
26 | Строим вещи. Конструирование предметов быта. Как наши вещи становятся красивыми и удобными? | Практическое овладение конструирование предметов быта. 1 |
27 | Город, в котором мы живем (обобщение темы) Создание образа города. Разнообразие городских построек. Малые архитектурные формы, деревья в городе. Первоначальные навыки коллективной работы над панно. | Изготовление различных деталей панно на основе замысла и распределения работы. |
28 | Город, в котором мы живем (обобщение темы) Создание образа города. Разнообразие городских построек. Малые архитектурные формы, деревья в городе. Первоначальные навыки коллективной работы над панно. | Продолжение работы над созданием панно. |
29 | Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе. Взаимодействие трех видов художественной деятельности. Последовательность создания произведения; у каждого своя социальная функция. В конкретной работе один из Мастеров всегда главный, он определяет назначение работы. | Участие в процессе создания практической работы и в анализе произведений искусства. |
30 | «Сказочная страна». Изображение сказочного мира. Мастера помогают увидеть мир сказки и воссоздать его. Выразительность размещения элементов коллективного панно. | Создание панно по теме урока (коллективная работа). |
31 | «Праздник весны». Приемы конструирование из бумаги. | Конструирование из бумаги |
32 | Урок любования. Умение видеть. Восприятие красоты природы. Братья Мастера помогают рассматривать объекты природы: конструкцию (как построено), декор (как украшено). | Восприятие на бисенсорной основе (зрение и осязание) объектов природы. Анализ особенностей; формы, величины, цвета, светотени, материальной фактуры, расположения его в пространстве. |
33 | Здравствуй, лето! (обобщение темы) Красота природы восхищает людей, ее воспевают в своих произведениях художники. Образ лета в творчестве российских художников. | Восприятие картин художников. |
Тематическое планирование учебного материала
№ п/п | Наименование темы | Всего часов | Из них |
Проекты, экскурсии | Контрольные работы |
1. | Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения | 9 | 1 | 0 |
2. | Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения | 7 | 1 | 0 |
3. | Ты строишь. Знакомство с мастером Постройки | 9 | 1 | 0 |
4. | Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу | 8 | 1 | 0 |
| Итого | 33 | 4 | 0 |
Материально-техническое обеспечение.
Учебно–методическое обеспечение
1. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для слабовидящих учащихся. – М., 2015.
2. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата. – М., 2015.
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция). Л. А. Неменская. изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 1 класс;
1. Учебно-методические комплекты (программы, учебники, дидактические материалы).
2. Методические пособия и книги для учителя.
3. Методические журналы по искусству.
4. Учебно-наглядные пособия.
5. Справочные пособия, энциклопедии по искусству.
6. Альбомы по искусству.
7. Книги о художниках и художественных музеях, по стилям изобразительного искусства и архитектуры.
8. Научно-популярная литература по искусству.
2. Печатные пособия.
1. Портреты русских и зарубежных художников.
2. Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента.
3. Таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта.
4. Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека.
5. Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству.
6. Альбомы с демонстрационным материалом.
7. Дидактический раздаточный материал.
3. Компьютерные и информационно-коммуникационные средства.
1. Мультимедийные (цифровые) инструменты и образовательные ресурсы, обучающие программы по предмету.
2. Электронные библиотеки по искусству.
4. Технические средства обучения.
3. Персональный компьютер.
4. Образовательные ресурсы (диски).
5. Учебно-практическое оборудование.
1. Краски акварельные, гуашевые.
2. Тушь.
3. Бумага А4.
4. Бумага цветная.
5. Фломастеры.
6. Восковые мелки.
7. Кисти беличьи, кисти из щетины.
8. Емкости для воды.
9. Пластилин.
10. Клей.
11. Ножницы.
6. Модели и натурный фонд.
1. Муляжи фруктов и овощей.
2. Гербарии.
3. Изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов.
4. Керамические изделия.
5. Предметы быта.
7. Оборудование класса.
1. Ученические столы одноместные с комплектом стульев.
2. Стол учительский с тумбой.
3. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.
4. Стенды для вывешивания иллюстративного материала.
Дополнительные обобщающие материалы
Интернет – ресурсы
Интернет-ресурсы, которые могут быть использованы учителем и учащимися для подготовки уроков, сообщений, докладов и рефератов.
- http://ru.wikipedia.org/wiki
- http://www.artsait.ru
Поурочное календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема урока. Основное содержание | Виды деятельности |
1 | Изображения всюду вокруг нас. Экскурсия в парке Изображения в жизни человека. Предмет «Изобразительное искусство». Чему мы будем учиться на уроках изобразительного искусства. | Наблюдение явлений и процессов в окружающем мире. |
2 | Мастер Изображения учит видеть. Красота и разнообразие окружающего мира природы. Знакомство с понятием «форма». | Чтение изображений предметов, игрушек, природных материалов. |
3 | Изображать можно пятном. Пятно как способ изображения на плоскости. Образ на плоскости. Роль воображения и фантазии при изображении на основе пятна. Тень как пример пятна, которое помогает увидеть обобщенный образ формы. Метафорический образ пятна в реальной жизни (мох на камне, осыпь на стене, узоры на мраморе в метро и т. д.). Образ на основе пятна в иллюстрациях художников к детским книгам о животных. | Практическое овладение способами изображения на плоскости. |
4 | Изображать можно в объеме. Объемные изображения. Отличие изображения в пространстве от изображения на плоскости. Объем, образ в трехмерном пространстве. Выразительные, объемные объекты в природе. Целостность формы. | Обследование и сравнение натуральных объемных предметов с их изображением на плоскости. |
5 | Изображать можно линией. Знакомство с понятиями «линия» и «плоскость». Линии в природе. Линейные изображения на плоскости. Повествовательные возможности линии (линия - рассказчица). | Практическое овладение приемами линейного изображения на плоскости. |
6 | Разноцветные краски. Знакомство с цветом. Краски гуашь. Цвет. Эмоциональное и ассоциативное звучание цвета (что напоминает цвет каждой краски?) | Восприятие различных цветов и их дифференциация. |
7 | Изображать можно и то, что невидимо (настроение) Выражение настроения в изображении. Эмоциональное и ассоциативное звучание цвета. | Рассматривание изображения различных эмоций. |
8- 9 | Художники и зрители (обобщение темы). Первоначальный опыт художественного творчества и опыт восприятия искусства. Восприятие детской изобразительной деятельности. Цвет и краски в картинах художников. | Участие в беседе о художниках. Рассматривание репродукций картин по теме урока. |
10 | Мир полон украшений. Украшения в окружающей действительности. Разнообразие украшений (декор). Мастер Украшения учит любоваться красотой, развивать наблюдательность; он помогает сделать жизнь красивей; он учится у природы. Цветы — украшение Земли. Разнообразие цветов, их форм, окраски, узорчатых деталей. | Восприятие, анализ и сравнение украшений (декора). |
11 | Красоту надо уметь замечать. Мастер Украшения учится у природы и помогает нам увидеть ее красоту. Яркая и неброская, тихая и неожиданная красота в природе. Соотношение пятна и линии. | Рассматривание репродукций картин, высказывание своих ощущений и чувств. |
12 | Узоры на крыльях Многообразие и красота форм, узоров, расцветок и фактур в природе. Графические материалы, фантазийный графический узор. Выразительность фактуры. | Изучение графических узоров. Упражнения в создании графических узоров. |
13 | Украшения птиц | Овладение на практике приемами украшения птиц . |
14 | Узоры, которые создали люди Красота узоров (орнаментов), созданных человеком. Разнообразие орнаментов и их применение в предметном окружении человека. Мастер Украшения — мастер общения. Природные и изобразительные мотивы в орнаменте. Образные и эмоциональные впечатления от орнаментов. | Расширение представлений об орнаментах. Создание орнаментов. |
15 | Как украшает себя человек. Украшения человека рассказывают о своем хозяине. Украшения могут рассказать окружающим, кто ты такой, каковы твои намерения. | Выполнение творческой работы: создание украшения. |
16 | Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы) Без праздничных украшений нет праздника. Подготовка к Новому году. | Изготовление праздничных украшений. |
17 | Постройки в нашей жизни Первичное знакомство с архитектурой и дизайном. Постройки в окружающей нас жизни. Постройки, сделанные человеком. Строят не только дома, но и вещи, создавая для них нужную форму — удобную и красивую. | Обследование макетов архитектурных сооружений и построек человека. |
18 | Постройки в нашей жизни Первичное знакомство с архитектурой и дизайном. Постройки в окружающей нас жизни. Постройки, сделанные человеком. Строят не только дома, но и вещи, создавая для них нужную форму — удобную и красивую. | Обследование макетов архитектурных сооружений и построек человека, анализ их украшений.. |
19 | Дома бывают разными Многообразие архитектурных построек и их назначение. Соотношение внешнего вида здания и его назначения. Составные части дома и разнообразие их форм. | Изображения архитектурных построек. |
20 | Домики, которые построила природа. Природные постройки и конструкции. Многообразие природных построек, их формы и конструкции. Мастер Постройки учится у природы, постигая формы и конструкции природных домиков. Соотношение форм и их пропорций. Какие можно придумать дома | Выполнение творческой работы по теме урока. |
21 | Какие можно придумать дома | Выполнение творческой работы по теме урока. |
22 | Дом снаружи и внутри. Соотношение и взаимосвязь внешнего вида и внутренней конструкции дома. Назначение дома и его внешний вид. Внутреннее устройство дома, его наполнение. Красота и удобство дома. | Работа с иллюстрациями по теме урока. Конструирование внутреннего устройства дома. |
23 24 | Строим город Мастер Постройки помогает придумать город. Архитектор. Роль конструктивной фантазии и наблюдательности в работе архитектора. | Конструирование игрового города. |
25 | Все имеет свое строение. Любое изображение — взаимодействие нескольких простых геометрических форм. | Конструкция предмета. |
26 | Строим вещи. Конструирование предметов быта. Как наши вещи становятся красивыми и удобными? | Практическое овладение конструирование предметов быта. 1 |
27 | Город, в котором мы живем (обобщение темы) Создание образа города. Разнообразие городских построек. Малые архитектурные формы, деревья в городе. Первоначальные навыки коллективной работы над панно. | Изготовление различных деталей панно на основе замысла и распределения работы. |
28 | Город, в котором мы живем (обобщение темы) Создание образа города. Разнообразие городских построек. Малые архитектурные формы, деревья в городе. Первоначальные навыки коллективной работы над панно. | Продолжение работы над созданием панно. |
29 | Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе. Взаимодействие трех видов художественной деятельности. Последовательность создания произведения; у каждого своя социальная функция. В конкретной работе один из Мастеров всегда главный, он определяет назначение работы. | Участие в процессе создания практической работы и в анализе произведений искусства. |
30 | «Сказочная страна». Изображение сказочного мира. Мастера помогают увидеть мир сказки и воссоздать его. Выразительность размещения элементов коллективного панно. | Создание панно по теме урока (коллективная работа). |
31 | «Праздник весны». Приемы конструирование из бумаги. | Конструирование из бумаги |
32 | Урок любования. Умение видеть. Восприятие красоты природы. Братья Мастера помогают рассматривать объекты природы: конструкцию (как построено), декор (как украшено). | Восприятие на бисенсорной основе (зрение и осязание) объектов природы. Анализ особенностей; формы, величины, цвета, светотени, материальной фактуры, расположения его в пространстве. |
33 | Здравствуй, лето! (обобщение темы) Красота природы восхищает людей, ее воспевают в своих произведениях художники. Образ лета в творчестве российских художников. | Восприятие картин художников. |