№ п/п | Дата | Тема урока | Тип урока | Основные виды учебной деятельности | Планируемые предметные результаты | Универсальные учебные действия |
Искусство в твоем доме (8 ч) |
1 | | Твои игрушки | Урок введения в новую тему | Уметь использовать художественные материалы (гуашь, акварель). | Характеризовать и эстетически оценивать разные виды игрушек, материалы, из которых они сделаны. Понимать и объяснять единство материала, формы и внешнего оформления игрушек (украшения). Выявлять в воспринимаемых образцах игрушек работу Мастеров Постройки, Украшения и Изображения, рассказывать о ней. Учиться видеть и объяснять образное содержание конструкции и украшения предмета. | Создавать выразительную пластическую форму игрушки и украшать ее, добиваясь целостности цветового решения. |
2 | | Красота букетов из Жостова. Твоя посуда. | Комбинированный урок | Уметь использовать художественные материалы (гуашь, акварель). Работа индивидуальная, парная, групповая | Характеризовать связь между формой, декором посуды (ее художественным образом) и ее назначением. Уметь выделять конструктивный образ (образ формы, постройки) и характер декора, украшения . | Овладевать навыками создания выразительной формы посуды и ее декорирования в лепке, а также навыками изображения посудных форм, объединенных общим образным решением. |
3 | | Обои и шторы в твоем доме. | Комбинированный урок | Уметь использовать художественные материалы (гуашь, акварель). Работа индивидуальная, парная, групповая | Понимать роль цвета и декора в создании образа комнаты. Рассказывать о роли художника и этапах его работы (постройка, изображение, украшение) при создании обоев и штор. | Обретать опыт творчества и художественно-практические навыки в создании эскиза обоев или штор для комнаты в соответствии с ее функциональным назначением. |
4 | | Мамин платок. | Комбинированный урок | Уметь использовать художественные материалы (гуашь, акварель). Работа индивидуальная, парная, групповая | Воспринимать и эстетически оценивать разнообразие вариантов росписи ткани на примере платка. Понимать зависимость характера узора, цветового решения платка от того, кому и для чего он предназначен. Знать и объяснять основные варианты композиционного решения росписи платка (с акцентировкой изобразительного мотива в центре, по углам, в виде свободной росписи), а также характер узора (растительный, геометрический). Различать постройку (композицию), украшение (характер декора), изображение (стилизацию) в процессе создания образа платка. | Обрести опыт творчества и художественно-практические навыки в создании эскиза росписи платка (фрагмента), выражая его назначение (для мамы, бабушки, сестры; праздничный или повседневный |
5 | | Иллюстрация твоей книжки. | Комбинированный урок | Уметь использовать художественные материалы (гуашь, акварель). Работа индивидуальная, парная, групповая | Понимать роль художника и Братьев-Мастеров в создании книги (многообразие форм книг, обложка, иллюстрации, буквицы и т.д.). Знать и называть отдельные элементы оформления книги (обложка, иллюстрации, буквицы). . | Создавать проект детской книжки-игрушки. Овладевать навыками коллективной работы |
6 | | Декоративная закладка. | Комбинированный урок | Индивидуальная, парная, групповая. Уметь использовать художественные материалы (гуашь, акварель). | Узнавать и называть произведения нескольких художников-иллюстраторов детской книги. | Создавать закладку для дневника или книги |
7 | | Осенний вернисаж. | Комбинированный урок | Индивидуальная, парная, групповая. Уметь использовать художественные материалы (гуашь, акварель). | Понимать и уметь объяснять роль художника и Братьев-Мастеров в создании форм открыток, изображений на них. | Приобретать навыки выполнения лаконичного выразительного изображения. |
8 | | Обобщающий урок четверти. | Урок подведение итогов | Уметь использовать художественные материалы (гуашь, акварель). | Участвовать в творческой обучающей игре, организованной на уроке, в роли зрителей, художников, экскурсоводов, Братьев-Мастеров. Осознавать важную роль художника, его труда в создании среды жизни человека, предметного мира в каждом доме. | Эстетически оценивать работы сверстников. |
Искусство на улицах твоего города (7 ч) |
9 | | Наследие предков: памятники архитектуры. | Урок комбинированный | Индивидуальная, парная, групповая. Уметь цветом передавать пространственные планы; | Учиться видеть архитектурный образ, образ городской среды. Воспринимать и оценивать эстетические достоинства старинных и современных построек родного города (села). Раскрывать особенности архитектурного образа города. Понимать, что памятники архитектуры — это достояние народа, которое необходимо беречь. | Изображать архитектуру своих родных мест, выстраивая композицию листа, передавая в рисунке неповторимое своеобразие и ритмическую упорядоченность архитектурных форм. |
10 | | Парки, скверы, бульвары, города. | Урок комбинированный | Индивидуальная, парная, групповая. Овладевать приемами коллективной творческой работы в процессе создания общего проекта. | Сравнивать и анализировать парки, скверы, бульвары с точки зрения их разного назначения и устроения (парк для отдыха, детская площадка, парк-мемориал и др.). Эстетически воспринимать парк как единый, целостный художественный ансамбль. | Создавать образ парка в технике коллажа, гуаши или выстраивая объемно-пространственную композицию из бумаги. |
11 | | Ажурные ограды. | Урок комбинированный | Индивидуальная, парная, групповая. Уметь использовать художественные материалы (гуашь, акварель . Создавать проект (эскиз) ажурной решетки | Воспринимать, сравнивать, давать эстетическую оценку чугунным оградам в Санкт-Петербурге и Москве, в родном городе, отмечая их роль в украшении города. Сравнивать между собой ажурные ограды и другие объекты (деревянные наличники, ворота с резьбой, дымники и т.д.), выявляя в них общее и особенное.. | Использовать ажурную решетку в общей композиции с изображением парка или сквера. |
12 | | Волшебные фонари. | Урок-практикум | Изображать необычные фонари, используя графические средства или | Воспринимать, сравнивать, анализировать старинные фонари Москвы, Санкт-Петербурга и других городов, отмечать особенности формы и украшений. Различать фонари разного эмоционального звучания. Уметь объяснять роль художника и Братьев-Мастеров при создании нарядных обликов фонарей. | Создавать необычные конструктивные формы фонарей, осваивая приемы работы с бумагой (скручивание, закручивание, склеивание). |
13 | | Витрины магазинов. | Урок комбинированный | Уметь использовать художественные материалы (гуашь, акварель). Работа индивидуальная, парная, групповая | Понимать работу художника и Братьев-Мастеров по созданию витрины как украшения улицы города и своеобразной рекламы товара. Уметь объяснять связь художественного оформления витрины с профилем магазина. Фантазировать, создавать творческий проект оформления витрины магазина. | Овладевать композиционными и оформительскими навыками в процессе создания образа витрины. |
14 | | Транспорт в городе. | Урок комбинированный | Обрести новые навыки в конструировании из бумаги. | Уметь видеть образ в облике машины. Характеризовать, сравнивать, обсуждать разные формы автомобилей и их украшение. Видеть, сопоставлять и объяснять связь природных форм с инженерными конструкциями и образным решением различных видов транспорта. | Фантазировать, создавать образы фантастических машин. |
15 | | Труд художника на улице твоего города (обобщение) | Урок комбинированный | Участвовать в занимательной образовательной игре в качестве экскурсоводов. | Осознавать и уметь объяснять важную и всем очень нужную работу художника и Мастеров Постройки, Украшения и Изображения в создании облика города. Овладевать приемами коллективной творческой деятельности. | Создавать из отдельных детских работ, выполненных в течение четверти, коллективную композицию. |
Художник и зрелище (11 ч) |
16 | | Цирковое представление. Художник и цирк. | Комбинированный урок | Индивидуальная, парная, групповая. Уметь использовать художественные материалы (гуашь, акварель, цветную бумагу). | Понимать и объяснять важную роль художника в цирке (создание красочных декораций, костюмов, циркового реквизита и т.д.). Учиться изображать яркое, веселое, подвижное. | Придумывать и создавать красочные выразительные рисунки или аппликации на тему циркового представления, передавая в них движение, характеры, взаимоотношения между персонажами. |
17 | | Образ театрального героя. Силуэт загадка. | Комбинированный урок | Индивидуальная, парная, групповая. Овладевать навыками создания объемно-пространственной композиции. | Сравнивать объекты, элементы театрально-сценического мира, видеть в них интересные выразительные решения", превращения простых материалов в яркие образы. Понимать и уметь объяснять роль театрального художника в создании спектакля. | Создавать «Театр на столе» — картонный макет с объемными (лепными, конструктивными) или плоскостными (расписными) декорациями и бумажными фигурками персонажей сказки для игры в спектакль |
18 | | Театр кукол (голова и костюм куклы) | Комбинированный урок | Индивидуальная, парная, групповая. Применять для работы пластилин, бумагу, нитки, ножницы, куски ткани. | Иметь представление о разных видах кукол (перчаточные, тростевые, марионетки) и их истории, о кукольном театре в наши дни. Использовать куклу для игры в кукольный спектакль. | Придумывать и создавать выразительную куклу (характерную головку куклы, характерные детали костюма, соответствующие сказочному персонажу); |
19 | | Театр кукол (голова и костюм куклы) | Комбинированный урок |
20 | | Карнавальные маски. | Комбинированный урок | Овладевать живописными навыками в процессе создания самостоятельной творческой работы. | Отмечать характер, настроение, выраженные в маске, а также выразительность формы и декора, созвучные образу. Объяснять роль маски в театре и на празднике. | Конструировать выразительные и острохарактерные маски к театральному представлению или празднику. |
21 | | Карнавальные маски. | Комбинированный урок | Индивидуальная, парная, групповая. |
22 | | Парад военной техники (к 23 февраля) | Урок - лекция, беседа, диалог. | Индивидуальная, парная, групповая. Уметь использовать художественные материалы (гуашь, акварель, цветную бумагу). | Понимать значение праздника и иметь представление о военной технике | Подготовить открытку с изображением военной техники. |
23 | | Афиша, плакат к спектаклю. | Урок - проект. | Осваивать навыки лаконичного, декоративно-обобщенного изображения (в процессе создания афиши или плаката). | Иметь представление о назначении театральной афиши, плаката (привлекает внимание, сообщает название, лаконично рассказывает о самом спектакле). Уметь видеть и определять в афишах-плакатах изображение, украшение и постройку. | Создать эскиз афиши к спектаклю или цирковому представлению; |
24 | | Афиша, плакат к спектаклю. | Урок - проект. | Осваивать навыки лаконичного, декоративно-обобщенного изображения (в процессе создания афиши или плаката). | Создать эскиз афиши к спектаклю или цирковому представлению; |
25 | | Открытка для мамы (к 8 марта). | Комбинированный урок | Индивидуальная, парная, групповая. Уметь использовать художественные материалы (гуашь, акварель, цветную бумагу). | Объяснять работу художника по созданию облика праздничного города. Фантазировать о том, как можно украсить город к празднику Победы (9 Мая), Нового года или на Масленицу, сделав его нарядным, красочным, необычным | Создавать в рисунке проект оформления открытки к 8 марта. |
26 | | Народные мастера: хохломская роспись. Обобщающий урок четверти. | Комбинированный урок | Овладевать навыками коллективного художественного творчества. | Понимать роль праздничного оформления для организации праздника. Придумывать и создавать оформление к школьным и домашним праздникам. | Участвовать в театрализованном представлении или веселом карнавале. |
Художник и музей (8 часов) |
27 | | Натюрморт. | Урок комбинированный | Индивидуальная, парная, групповая. Уметь использовать художественные материалы (гуашь, акварель, цветную бумагу). | Понимать и объяснять роль художественного музея, учиться понимать, что великие произведения искусства являются национальным достоянием. Иметь представление и называть самые значительные музеи искусств России — Государственную Третьяковскую галерею, Государственный русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина | . Иметь представление о самых разных видах музеев и роли художника в создании их экспозиций. |
28 | | Красота российских далей. Картины – пейзажи. | Урок комбинированный | Индивидуальная, парная, групповая. Уметь использовать художественные материалы (гуашь, акварель, цветную бумагу). | Иметь представление, что картина — это особый мир, созданный художником, наполненный его мыслями, чувствами и переживаниями. Рассуждать о творческой работе зрителя, о своем опыте восприятия произведений изобразительного искусства. Рассматривать и сравнивать картины-пейзажи, рассказывать о настроении и разных состояниях, которые художник передает цветом (радостное, праздничное, грустное, таинственное, нежное и т.д.). Знать имена крупнейших русских художников-пейзажистов. | Изображать пейзаж по представлению с ярко выраженным настроением. Выражать настроение в пейзаже цветом. |
29 | | Портрет друга. Картины- портреты. | Урок комбинированный | Индивидуальная, парная, групповая. Уметь использовать художественные материалы (гуашь, акварель). | Иметь представление об изобразительном жанре — портрете и несколь- ких известных картинах-портретах. Рассказывать об изображенном на портрете человеке (какой он, каков его внутренний мир, особенности его характера). | Создавать портрет кого-либо из дорогих, хорошо знакомых людей (родители, одноклассник, автопортрет) по представлению, используя выразительные возможности цвета. |
30 | | Картины исторические и бытовые. | Урок комбинированный | Индивидуальная, парная, групповая. Осваивать навыки изображения в смешанной технике (рисунок восковыми мелками и акварель). | Иметь представление о картинах исторического и бытового жанра. Рассказывать, рассуждать о наиболее понравившихся (любимых) картинах, об их сюжете и настроении. Развивать композиционные навыки.. | Изображать сцену из своей повседневной жизни (дома, в школе, на улице и т.д.), выстраивая сюжетную композицию |
31 | | Скульптуры известных мастеров. | Урок комбинированный | Индивидуальная, парная, групповая. Уметь цветом передавать пространственные планы; конструировать объемные формы. | Рассуждать, эстетически относиться к произведению скульптуры, объяснять значение окружающего пространства для восприятия скульптуры. Объяснять роль скульптурных памятников. Называть несколько знакомых памятников и их авторов, уметь рассуждать о созданных образах. | Лепить фигуру человека или животного, передавая выразительную пластику движения. |
32 | | Музеи архитектуры. | Урок комбинированный | Индивидуальная, парная, групповая. Уметь использовать художественные материалы (гуашь, акварель). | Называть виды скульптуры (скульптура в музеях, скульптурные памятники, парковая скульптура), материалы, которыми работает скульптор. |
33 | | Лоскутный коврик. Коллаж. | Урок комбинированный | Индивидуальная, парная, групповая. Уметь использовать художественные материалы (гуашь, акварель). Участвовать в организации выставки детского художественного творчества, | Проявлять творческую активность. Проводить экскурсии по выставке детских работ. | Создать эскиз лоскутного коврика |
34 | | Художественная выставка. | Обобщающий урок года. | | Понимать роль художника в жизни каждого человека и рассказывать о ней. | Сделать выставку своих работ за учебный год. |
Для характеристики количественных показателей используются следующие символические обозначения:
1.Википедия – свободная энциклопедия. – http://ru.wikipedia.org/wiki
5. Профессиональное сообщество педагогов. Методисты. –http://metodisty.ru/m/groups/view/nachalnaya_shkola