Изобразительное искусство
Результаты обучения
В конце 3 класса учащиеся должны иметь представление:
• о творчестве художников – иллюстраторов детских книг;
• о художественных промыслах: хохломской росписи посуды, дымковской глиняной игрушке, филимоновской игрушке;
Обучающиеся должны знать:
• новые термины: прикладное искусство, книжная иллюстрация, искусство книги, живопись, скульптура, натюрморт, пейзаж, портрет;
• разные типы музеев: художественные, архитектурные, музеи-мемориалы;
• что в создании разнообразных предметов и вещей важную роль играет выбор материалов, форм, узоров, конструкций.
Обучающиеся должны научиться:
• работать с пластилином, конструировать из бумаги макеты;
• выразительно использовать гуашь, мелки, аппликацию;
• использовать элементарные приемы изображения пространства;
• передавать пропорции человеческого тела, движения человека;
• правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
На уроках изобразительного искусства формируются умения:
- воспринимать окружающий мир и произведения искусства;
- выявлять с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых художественных произведений;
- анализировать результаты сравнения;
-объединять произведения по видовым и жанровым признакам;
-работать с простейшими знаковыми и графическими моделями для выявления характерных особенностей художественного образа;
-решать творческие задачи на уровне импровизаций, проявлять оригинальность при их решении;
- создавать творческие работы на основе собственного замысла;
- формировать навыки учебного сотрудничества в коллективных художественных работах (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат);
- работать с пластилином, глиной, бумагой, гуашью, мелками;
- участвовать в создании «проектов» изображений, украшений, построек для улиц родного города;
- конструировать из бумаги макеты детских книжек;
- складывать бумагу в несколько слоев, соединять простые объемные бумажные формы в более сложные бумажные конструкции (создание игрушечного транспорта);
- передавать на доступном уровне пропорции человеческого тела, движения человека.
Содержание
В программе представлены следующие направления художественной деятельности учащихся:
1. освоение графической грамоты и выразительных средств изобразительного искусства;
2. развитие художественного сознания: восприятие искусства и действительности;
3. формирование художественного образного мышления «хоровод искусств»;
4. компьютерный проект.
Освоение графической грамоты и выразительных средств изобразительного искусства
Графическая грамота и выразительные средства изобразительного искусства: форма, цвет, линия, пятно; художественный язык изобразительного искусства осваиваются через проблемы: композиция, пространство, ритм, динамика, симметрия, асимметрия. (Основные темы работы с учащимися направлены на формирование умения композиционной организации изобразительной плоскости, определения собственной манеры изображения, цветовое и пространственное решение работы, осознанный отбор объектов изображения). Разбираются общее законы построения композиции рисунка и композиционные закономерности в изобразительном искусстве, рассматриваются вопросы соответствия содержания, формы, материала сюжетному изображению. Развитие художественного восприятия как основы прочтения выразительных возможностей и освоения языка изобразительного искусства.
Развитие художественного сознания: восприятия искусства и действительности
Формирование представление о мире как единой и взаимосвязанной данности, об искусстве как форме художественного отражения действительности (А.В. Бакушинский), о роли и значении искусства в развитии общества. Рассмотрение мировоззренческих основ искусства, охватывающих все стороны проявления личности и взаимоотношение человека с обществом, государством в историческом и культурном аспектах, взаимоотношения человека и природы, существование разных культурных, географических, климатических пространств и многообразия культур и 3 класс. Развитие художественного восприятия на основе знакомства с произведениями искусства и окружающей действительности. Восприятие художественных произведений разных видов искусства. Выделение эмоционально-образных характеристик произведений музыки, поэзии, живописи, графики. Воспринимать, находить, объяснять общее и различие в языке разных видах искусства.
Формирование художественного образа средствами разных видов искусства «Хоровод искусств»
Развитие представлений о художественном образе в разных видах искусства и о выразительных средствах искусства слова, музыки, живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства, танца, театра, кино (звучание русского слова в поэзии, былине, песне, слово и цвет, интонация, форма, звук, характер, образ). Звук и мелодия в музыкальном произведении, краски и линии в живописи и графике, объем и пластика в скульптуре. Отображение природы в музыкальных, литературных произведениях, в живописи, графике.
Компьютерный проект
Предлагаемый раздел программы «Компьютерный проект» построен в соответствии с данной закономерностью в освоении компьютерных технологий и сочетает в себе тенденцию усложнения материала с периодическим возвращением к полученным навыкам на новых этапах. Курс синтезирует в себе практическую деятельность по освоению компьютерных технологий и художественное развитие учащихся, осуществляемое в контексте широкого культурологического материала. Раздел организован с учетом того, что компьютерные технологии предлагают значительный набор средств выражения, которые при этом имеют единое общее свойство — алгоритмизацию деятельности. В соответствии с этим для эффективного освоения компьютерных технологий выбрана организация художественной деятельности в форме последовательно выстроенной проектной организации.
Работа с текстом, разнообразными шрифтами, символами, изменение их размеров и стиля написания. Работа в компьютерных программах с простейшими текстовыми редакторами («Word»).
Виды художественной деятельности
Работа на плоскости — направлена на освоение всей поверхности листа, выбор формата для творческой работы, овладение композиционными навыками, обогащение цветовидения и цветовой палитры, работы с художественными материалами: гуашевыми и акварельными красками, цветными мелками, пастелью, карандашами, тушью.
Декоративно-прикладная деятельность — решает задачи освоением декоративных форм, ритмов, цвета, принципами стилизации, сочинением орнаментов, декоративных композиций, использования элементов украшения на основе обобщения природных форм и объектов (представители флоры, фауны, насекомых и т.д.), работа с природным и поделочным материалом, глиной, пластилином, освоение навыков работы в бумажной пластике, выполнение коллажей, аппликаций с использованием разного по текстуре и фактуре материала.
Работа в объеме и в пространстве — создание творческих работ в объеме (скульптура) из глины или пластилина, бумаги; развитие навыков художественного конструирования, знакомство с дизайном как видом изобразительного и конструкторского искусства и выполнение несложных дизайнерских работ из бумаги, природного и другого поделочного материала — создание несложных геометрических форм из бумаги, готовых геометрических форм (упаковка разных видов и величины и формы).
Художественное восприятие произведений изобразительного искусства — рассматривается одним из творческих видов деятельности, который реализуется в беседах по искусству, восприятии произведений разных видов и жанров искусства, обсуждение произведений искусства с творческих работ одноклассников, организации экспозиции из работ учащихся, проведения исследований по проблемам искусства (творчество художника, история создания одной картины, экспозиция музей в родном городе, селе, знание главных музеев мира, знакомство с творчеством известных художников, участие в экскурсиях, выполнение групповых и индивидуальных проектов и исследований.
В 3 классе - тема года «Пространство мира в творчестве художников»
Главная тема этого года — Земля — колыбель человечества и его родной дом. На уроках должно сложиться понимание зависимости человека от природы и зависимость сохранения природы от человека. Многообразие природных ландшафтов, объектов природы, природных форм и явлений являются основным источником эмоционально-образных впечатлений человека искусства. Формирование копилки образов, связанных
с освоением разных пространств земли позволит ребенку создавать свои, фантастические, сказочные, необычные мири. Такие способствует развитию пространственного и образного мышления, порождению сюжета, как основы композиционного решения собственного рисунка. Наполнение созданного пространства образами, звуками, цветом, ритмом, формой активизируют работу с форматом, освоение графических навыков, техник, обдуманного выбору художественных материалов и инструментов.
Основные направления деятельности:
Познание и преобразование действительности в художественные образы в разных видах художественного творчества (архитектуре, живописи, прозе, поэзии, в музыке, театре, танцам). Развитие пространственного восприятия и представлений о пространстве в искусстве. Развитие пространственного ощущения мира (многомерность историческая, культурная, национальная, географическая): архитектура, быт, праздники, одежда.
Развитие фантазии и воображения: полифонические возможности воображения в искусстве. Разные виды фантазий, литературная фантазия, музыкальная, изобразительная
Индивидуальность композиционной организации творческой работы учащимися: манера, цветовое и пространственное решение, осознанный отбор объектов изображения.
Общее построение композиционные закономерности в изобразительном искусстве. Соответствие сюжета и выбранной формы и материала изображения.
Формирование навыков работы в разных компьтерных программах.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов |
1, 2 | Природа глазами художника. Цвет, линия, форма. Создание акварельных этюдов. Входное тестирование. | 2 |
3, 4 | Архитектура и природная среда. Коллективное создание композиции «Мой город через 100 лет». Интерьер. Экскурсия по городу. Зарисовки зданий и интерьеров. | 2 |
5 | О чём рассказывает интерьер. Создание интерьера, в котором я хотел бы жить. | 1 |
6 | Линейная перспектива. Создание композиции «Улица, на которой я живу». | 1 |
7 | Воздушная перспектива. Создание композиции «Цветущие поля». | 1 |
8 | Художник и пейзаж. Вернисаж. Путешествие в виртуальный музей изобразительного искусства. | 1 |
9 | Манера письма картины. Колорит. Создание картины «Планета, которую придумал я». | 1 |
10 | Многообразие объёмных фигур. Лепка по воображению овощей и фруктов. | 1 |
11 | Объём в рисунке. Свет. Тень. Рисование натюрморта «Фрукты и шар». | 1 |
12 | Колорит и настроение картины. Оттенок. Изображаем мозаику. | 1 |
13 | На вернисаже. Художественные образы в искусстве. Изображаем музыкальное произведение. | 1 |
14 | Цвет и форма. Создание коллективной работы «Зимний лес» (аппликация). | 1 |
15 | Силуэт. Создание композиции «Птицы моего края». | 1 |
16 | Декоративный знак - символ. Создание своего символа - знака. | 1 |
17 | Города и время. Коллективная композиция «Фантастический город». | 1 |
18 | Композиция в скульптуре. Создание двухфигурной композиции по выбору (лепка). | 1 |
19 | Рельеф. Архитектура. Лепка рельефа по мотивам народной сказки. | 1 |
20 | Особенности парадного интерьера «Картина для интерьера». | 1 |
21 | Книга и ее оформление. Создание буквицы для первой буквы своего имени. | 1 |
22 | Искусство шрифта «Шрифт в плакате». | 1 |
23 | Наши космические приключения «Создаем свою книгу путешествий» | 1 |
24 | Библиотека как центр культуры. «Экскурсия в сельскую библиотеку». | 1 |
25 | Секреты портретного жанра. «Портрет и характер человека». | 1 |
26 | В поисках композиции. «Формат пространства листа». | 1 |
27 | Хоровод искусств в театре. «Эскизы костюмов к собственному сценарию спектакля». | 1 |
28 | Музеи изобразительного искусства. «Экскурсии в музей». | 1 |
29 | Шрифты – их прошлое и настоящее. «Ваза. (компьютерный проект) | 1 |
30, 31 | Еще раз о силуэте. «Силуэт сказочной рыбы», «Цифровое море». (компьютерный проект) | 2 |
32 | Игры с буквами. «Портрет сказочного героя». (компьютерный проект) | 1 |
33 | Монограммы. (компьютерный проект) | 1 |
34 | Экслибрисы. «Мой экслибрис». (компьютерный проект) | 1 |