СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по изобразительному искусству 1-4 классы УМК "Начальная школа XXI века"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по изобразительному искусству составлена для проведения уроков в начальной школе.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по изобразительному искусству 1-4 классы УМК "Начальная школа XXI века"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЛИЦЕЙ №12»


Рассмотрена «Согласована» «Утверждаю»

на заседании МО Заместитель директора по УВР Директор МОУ «Лицей №12»

______/Захарова Р. А./ _______/О. Н. Селиванова/ ________/И. Н. Солохина/

Протокол №1 от 29 августа 2018 г. Приказ № 1 – 268

от 28 августа 2018 г. от 31 августа 2018 г.



Принята

на заседании Педагогического совета

Протокол №1

от 30 августа 2018 г.






Рабочая программа

по изобразительному искусству

на 2018 – 2019 учебный год


Класс: 1 – 4


Составители :

Силакова Светлана Валентиновна

учитель начальных классов,

I квалификационная категория;

Богатова Ирина Евгеньевна

учитель начальных классов,

12 квалификационный разряд.



УМК «Начальная школа XXI века»









г. Железногорск

2018 год


АННОТАЦИЯ

К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

МОУ «ЛИЦЕЙ №12»

Нормативно-методические материалы

  • Программы составлены на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования от 6 октября 2009г.№273,с изменениями и дополнениями от 26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011г.,18 декабря 2012г.,29 декабря 2014 г.,31 декабря 2015г.;

  • Примерной основной образовательной программы начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (от 8 апреля 2015г.,протокол от №1\15;

  • Приказа Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014г.№253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации и имеющих государственную аккредитацию образовательных программ НОО, ООО,СОО»;

  • Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013г №1015;

  • Учебного плана МОУ «Лицей №12» на 2018-2019 учебный год;

  • Положения о рабочей программе МОУ «Лицей №12»


Цели и задачи обучения

Изучение курса «Изобразительное искусство» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

• воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважение к культуре народов многонациональной России и других стран;

• развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески; способности к восприятию искусства и окружающего мира; умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;

• освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне – их роли в жизни человека и общества;

• овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.

Задачи изучения предмета «Изобразительное искусство»:

воспитание устойчивого интереса к изобразительному творчеству; уважения к культуре и искусству разных народов, обогащение нравственных качеств; способности про­явления себя в искусстве; а также формирование художественных и эстетических предпоч­тений;

развитие творческого потенциала ребенка в условиях активизации воображения и фантазии, способности к эмоционально-чувственному восприятию окружающего мира при­роды и произведений разных видов искусства; развитие желания привносить в окружающую действительность красоту; навыков сотрудничества в художественной деятельности;

освоение разных видов пластических искусств: живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;

овладение выразительными средствами изобразительного искусства, языком гра­фической грамоты и разными художественными материалами с опорой на возрастные инте­ресы и предпочтения детей, их желание выразить в творчестве свои представления об ок­ружающем мире;

развитие опыта художественного восприятия произведений искусства.


Срок реализации программы: 4 года


Формы и методы, технологии обучения

На уроках изобразительного искусства  используются различные формы и методы работы по развитию наблюдательности и развитию умения «читать» художественные произведения. Основной из форм являются занятия, цель которых – развитие умственной активности и творческого воображения обучающихся. Научится воспроизводить увиденное и услышанное из наблюдения.

Для развития наблюдательности используют следующие методы:

-наблюдение явлений, передающих общее содержание произведения;

-беседу о средствах выразительности произведения с последующим обсуждением рисунка;

-рассматривание картин, иллюстраций, отражающих рассматриваемые образы;

-рисование только на основе восприятия литературного или музыкального произведения;

-рисование с натуры картин, описанных в произведении.

Наиболее часто используемые формы работы на уроках ИЗО:

-применение нетрадиционных форм проведения уроков (экскурсия, семинар, викторина, выставка,.);

-использование нетрадиционных форм учебных занятий (интегрированные, комбинированные, проектные, творческие мастерские,…);

-использование ИТК;

-использование игровых форм;

-диалогическое взаимодействие;

-проблемно-задачный подход (проблемные вопросы, проблемные ситуации,.);

-использование различных форм работы (групповые, парные, совместно-индивидуальные, совместно-последовательные, совместно-взаимодействующие, коллективные,.);

-интерактивные методы обучения (репродуктивный, частично-поисковый, творческий…);

-использование дидактических средств(тесты, терминологические кроссворды);

-внедрение развивающих дидактических приемов (речевых оборотов типа «Хочу спросить…»;

-использование всех методов мотивации (эмоциональных, познавательных, социальных…);

-различные виды домашней работы (групповые, творческие, дифференцированные.);

-деятельностный подход в обучении.

Современные технологии, используемые на уроках ИЗО:

  • Технология развивающего обучения.

  • Обучение в сотрудничестве.

  • Дифференцированное обучение. 

  • Технологии личностно-ориентированного обучения.

  • Игровые технологии; информационные технологии обучения.

  • Технология интегрированного обучения.

  • Метод учебного проекта.

  • Разноуровневое обучение.

  • Проблемное обучение.

  • Технология развивающего обучения. 


Способы и средства проверки и оценки результатов обучения

Критерии оценивания предметных умений

Высокий уровень

- поставленные задачи выполнены быстро и хорошо, без ошибок; работа выразительна и интересна.

Повышенный уровень

- поставленные задачи выполнены быстро, но работа не выразительна, хотя и не имеет грубых ошибок.

Средний уровень

- поставленные задачи выполнены частично, работа не выразительна, в ней можно обнаружить грубые ошибки.

Уровень ниже среднего

- поставленные задачи не выполнены.


Критерии оценивания практических работ по искусству (ИЗО)

Критерии оценивания предметных умений

Оценка « 5 »
-учащийся полностью справляется с поставленной целью урока;
-правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практике;
-верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
-умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.

Оценка « 4 »
-учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его -допускает неточности второстепенного характера;
-гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
-умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее характерное.

Оценка « 3»
учащийся слабо справляется с поставленной целью урока;
допускает неточность в изложении изученного материала.

Оценка « 2 »
учащийся допускает грубые ошибки в ответе; не справляется с поставленной целью урока;


Реализуемый учебно-методический комплекс

Для реализации программы используется УМК «Начальная школа XXI века»:

Учебники:

Изобразительное искусство: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Л. Г. Савенкова, Е. А. Ермолинская.- М.:Вентана – Граф, 2016.

Изобразительное искусство: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Л. Г. Савенкова, Е. А. Ермолинская.- М.:Вентана – Граф, 2016.

Изобразительное искусство: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Л. Г. Савенкова, Е. А. Ермолинская.- М.:Вентана – Граф, 2016.

Изобразительное искусство: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Л. Г. Савенкова, Е. А. Ермолинская.- М.:Вентана – Граф, 2018.

Учебники включены в федеральный перечень. Соответствуют федеральному компоненту государственных образовательных стандартов начального общего образования (2012г). Рекомендованы Министерством образования Российской Федерации.

Рабочие тетради:

Изобразительное искусство: 1 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений/ Л. Г. Савенкова, Е. А. Ермолинская.- М.:Вентана – Граф, 2018.

Изобразительное искусство: 2 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений/ Л. Г. Савенкова, Е. А. Ермолинская.- М.:Вентана – Граф, 2018.

Изобразительное искусство: 3 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений/ Л. Г. Савенкова, Е. А. Ермолинская.- М.:Вентана – Граф, 2018.

Изобразительное искусство: 4 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений/ Л. Г. Савенкова, Е. А. Ермолинская.- М.:Вентана – Граф, 2018.

Рабочие тетради соответствуют федеральному компоненту государственных образовательных стандартов начального общего образования.

Наличие методических пособий для учителя:

Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская, Н.В. Богданова. Методическое пособие для учителя. 1 класс. – М.: Вентана-Граф, 2011г.

Изобразительное искусство. Интегрированная программа. 1-4 классы.+CD\ Савенкова Л. Г. Ермолинская Е. А. – М.:Вентана – Граф, 2013.

Рабочие программы. Начальная школа 1, 2, 3, 4 класс УМК «Начальная школа XXI века » методическое пособие с электронным интерактивным приложением.


Место учебного предмета «Изобразительное искусство» в учебном плане.

Программа учебного предмета «Изобразительное искусство » рассчитана на обучение с 1 по 4 класс по 1 часу в неделю: в 1 классе 33 учебные недели (33 часа в год); 2 - 4 класс 34 учебных недели (34 часа в год).


Результаты освоения учебного предмета:

Личностные результаты:

- целостное, гармоничное восприятие мира;

- интерес к окружающей природе, к наблюдениям за природными явлениями;

- умение формулировать, осознавать, передавать своё настроение, впечатление от увиденного в природе, в окружающей действительности;

- способность выражать свои чувства, вызванные состоянием природы;

- способность различать звуки окружающего мира (пение птиц, шум ветра и деревьев, стук дождя, жужжание насекомых, уличный гул, различные звуки машин, голоса людей в доме, в школе, в лесу);

- представление о том, что у каждого живого существа своё жизненное пространство;

- самостоятельная мотивация своей деятельности, определение цели работы (задания) и выделение её этапов;

- умение доводить работу до конца;

- способность предвидеть результат своей деятельности;

- адекватная оценка результатов своей деятельности;

- способность работать в коллективе;

- умение работать индивидуально и в малых группах;

- готовность слушать собеседника, вести диалог, аргументировано отстаивать собственное мнение.




Метапредметные результаты:

- постановка учебной задачи и контроль её выполнения (умение доводить дело до конца);

- принятие и удержание цели задания в процессе его выполнения;

- самостоятельная мотивация учебно-познавательного процесса;

- самостоятельная мотивация своей деятельности, определение цели работы (задания) и выделение её этапов;

- умение проектировать (планировать) самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей;

- умение критически оценивать результат своей работы и работы одноклассников на основе приобретённых знаний;

- умение применять приобретённые знания по одному предмету при изучении других общеобразовательных дисциплин;

- умение выполнять по образцу и самостоятельно действовать при решении отдельных учебно-творческих задач;

- умение проводить самостоятельные исследования;

- умение проектировать (планировать) самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей;

- умение критически оценивать результат своей работы и работы одноклассников на основе приобретённых знаний;

- умение находить нужную информацию в Интернете;

- участие в тематических обсуждениях и выражение своих предложений;

- умение формулировать ответ на вопрос в соответствии с заданным смысловым (логическим) содержанием;

- обогащение словарного запаса, развитие умения описывать словами характер звуков, которые «живут» в различных уголках природы, понимать связь между звуками в музыкальном произведении, словами в поэзии и прозе;

- умение пересказывать небольшие тексты (сказки, рассказы), вычленять сюжет, сочинять собственный сюжет, создавать мини-рассказы по своему сюжету;

- понимание и передача своих впечатлений от услышанного, увиденного, прочитанного (в музыке, литературе, народной речи, разных видах и жанрах искусства);

- умение сопоставлять события, о которых идёт речь в произведении, с собственным жизненным опытом, выделение общего и различного между ними;

- умение объяснить, чем похожи и чем различаются традиции разных народов в сказках, орнаменте, оформлении жилища, в обустройстве в целом.

Предметные результаты:

- сформированность представлений об искусстве, о связи искусства с действительностью и умение объяснить это на доступном возрасту уровне;

- умение анализировать и сравнивать произведения искусства по настроению, которое они вызывают, элементарно оценивать их с точки зрения эмоционального содержания;

- умение сравнивать описания, произведения искусства на одну тему;

- способность обосновывать своё суждение, подбирать слова для характеристики своего эмоционального состояния и героя произведения искусства;

- умение высказывать предположения о сюжете по иллюстрации (самостоятельное развитие сюжета), рассказывать о своём любимом произведении искусства, герое, картине, спектакле, книге;

- умение фиксировать своё эмоциональное состояние, возникшее во время восприятия произведения искусства;

- сформированность представлений о природном пространстве и архитектуре разных народов;

- сформированность представлений о связи архитектуры с природой, знаний архитектурных памятников своего региона, их истории;

- активное участие в обсуждении роли искусства в жизни общества и человека;

- понимание влияния природного окружения на художественное творчество и понимание природы как основы всей жизни человечества;

- понимание зависимости народного искусства от природных и климатических особенностей местности, его связи с культурными традициями, мировоззрением народа;

- умение объяснить , чем похожи и чем различаются традиции разных народов в сказках, орнаменте, оформлении жилища, в обустройстве дома в целом;

- умение создавать образный портрет героя в разных видах и жанрах искусства – словесном, изобразительном, пластическом, музыкальном;

- умение развивать предложенную сюжетную линию (сочинение общей сказки, пьесы и т.п.);

- сформированность навыков использования средств компьютерной графики в разных видах творческой деятельности;

- умение выражать в беседе своё отношение к произведениям разных видов искусства (изобразительного, музыкального, хореографии, литературы), понимать специфику выразительного языка каждого из них;

- умение выбирать выразительные средства для реализации творческого замысла;

- умение сравнивать произведения на одну тему, относящиеся к разным видам и жанрам искусства;

- умение распознавать выразительные средства, использованные автором для создания художественного образа, выражения идеи произведения;

- умение использовать элементы импровизации для решения творческих задач.


Планируемые результаты обучения

1 КЛАСС

В конце 1 класса учащиеся должны знать:

три способа художественной деятельности: изобразительную, декоративную и конструктивную.

названиями главных цветов (красный, жёлтый, синий, зелёный, фиолетовый, оранжевый, голубой);

правильно работать акварельными красками, ровно закрывать ими нужную поверхность;

элементарные правила смешивания цветов (красный + синий = фиолетовый;

синий + жёлтый = зелёный) и т. д.

простейшие приёмы лепки.

В конце 1 класса учащиеся должны уметь:

верно держать лист бумаги, карандаш; правильно пользоваться инструментами и материалами ИЗО; выполнять простейшие узоры в полосе, круге из  декоративных форм растительного мира; передавать в рисунке простейшую форму, общее пространственное положение, основной цвет предметов; применять элементы декоративного рисования кистью;  применять простейшие приёмы лепки.  

2 КЛАСС

К концу обучения во втором классе учащиеся и уметь

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

- решать творческие задачи на уровне комбинаций и импровизаций, проявлять оригинальность при их решении, создавать творческие работы на основе собственного замысла;

- различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;

- создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;

- использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).

- сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).

3 КЛАСС

К концу обучения в третьем классе учащиеся должны :

- различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, ДПИ) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;

- различать основные виды жанра пластических искусств;

- эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного образного языка;

- узнавать и воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны окружающего мира и жизненных явлений;

- приводить примеры одного-двух ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;

- создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;

- использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного  художественного замысла;

- различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; использовать их для передачи художественного замысла в собственной  учебно-творческой деятельности;

- наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;

- использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта, использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России;

- выбирать  художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта - природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т.д. – в живописи, графике и скульптуре, выражая своё отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия.


Третьеклассник получит возможность научиться:

- воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;

- видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины, архитектура, скульптура и т.д. в природе, на улице, в быту);

- высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, природу и человека в различных эмоциональных состояниях;

- пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики,  скульптуры, ДПИ, художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;

- моделировать новые формы, различные ситуации путём трансформации известного, создавать новы образы природы. Человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства;

- видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;

- изображать пейзажи, натюрморты, выражая к ним своё отношение;

- изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы;

- применять художественные умения, знания и представления о пластических искусствах для выполнения учебных и художественно-практических задач, использовать в творчестве различные ИКТ-средства.


4 КЛАСС

Выпускник научится:

• различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;

• различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;

• эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного образного языка;

• узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры своего национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;

• приводить примеры ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона, показывать на примерах их роль и назначение.

Выпускник получит возможность научиться:

• воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;

• видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины, архитектура, скульптура и т. д. в природе, на улице, в быту);

• высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.


Азбука искусства. Как говорит искусство?

Выпускник научится:

• создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;

• использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла;

• различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать

их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;

• создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ  человека: передавать на плоскости и в объёме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;

• наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания

выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;

• использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).

Выпускник получит возможность научиться:

• пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной  художественно-творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;

• моделировать новые формы, различные ситуации путём трансформации известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;

• выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.

Значимые темы искусства. О чём говорит искусство?

Выпускник научится:

• осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности;

• выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта — природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д. — в живописи, графике и скульптуре, выражая своё отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия.

Выпускник получит возможность научиться:

• видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;

• понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира, проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;

• изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая к ним своё отношение;

• изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.

Содержание учебного предмета

1 класс

        Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир)-16 ч.

        Наблюдение окружающего предметного мира и мира природы, явлений природы и создание на основе этого наблюдения художественного образа. Создание цветовых композиций на передачу характера светоносных стихий в природе. Приёмы работы  красками и кистью. Использование в работе тонированной бумаги и разнообразных материалов. Выбор материалов и инструментов для изображения. Передача в цвете своего настроения, впечатления от увиденного в природе, окружающей действительности. Изображение по памяти и представлению. Гармоничное заполнение всей изобразительной плоскости. Обсуждение картин, выполненных детьми: особенности работы на листе бумаги. Передача в рисунке направления: вертикально, горизонтально, наклонно. Проведение различных линий графическими материалами. Наблюдение за разнообразием цвета, форм и настроений в природе и окружающей действительности и передача их в рисунке. Использование элементарных правил композиции: главный элемент, его выделение цветом и формой. Представление о том, что у каждого живого существа своё жизненное пространство, передача его в рисунке. Представление о набросках и зарисовках. Получение сложных цветов путём смешения двух красок. Выполнение этюдов в пластилине или глине по памяти и наблюдению. Создание коллективных композиций из вылепленных игрушек. Изображение предметов в рельефном пространстве: ближе – ниже, дальше – выше. Передача простейшей плановости пространства и динамики (лепка в рельефе с помощью стеки). Освоение техники лепки из целого куска (глины, пластилина). Передача в объёме характерных форм игрушек по мотивам народных промыслов. Создание коллективных композиций. Работа с готовыми формами. Овладение графическими материалами: карандашом, фломастером и др. Создание несложного орнамента из элементов, подсмотренных в природе. Работа с палитрой и гуашевыми красками.

        Развитие фантазии и воображения - 11 ч.

        Импровизация в цвете, линии, объёме в процессе восприятия музыки, поэтического слова. Отображение контраста и нюанса в рисунке. Создание цветовых композиций по ассоциации с музыкой. Передача в слове характера звуков, которые «живут» в данном уголке природы. Передача движения и настроения в рисунке. Наблюдения за объектами окружающего мира. Создание творческих работ по фотоматериалам и на основе собственных наблюдений. Импровизация на темы контраста и нюанса (сближенные цветовые отношения). Сравнение с контрастом и нюансом в музыке и танце, слове. Проведение самостоятельных исследований на тему «Цвет и звук». Передача динамики, настроения, впечатления в цветовых композициях без конкретного изображения. Связь между звуками в музыкальном произведении, словами в поэзии и прозе. Звуки природы (пение птиц, шум ветра и деревьев, стук дождя, падающей воды, жужжание насекомых и др.) и окружающего мира (шум на улице, различные звуки машин, голоса людей в доме, в школе, в лесу). Передача в слове своих впечатлений, полученных от восприятия скульптурных форм. Работа с крупными формами. Конструирование замкнутого пространства с использованием больших готовых форм. Конструирование из бумаги и создание народной игрушки из ниток и ткани. Создание композиции по мотивам литературных произведений.

        Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика) - 6 ч.   

        Представление об изобразительном искусстве, связи искусства с действительностью. Участие в обсуждении тем «Какие бывают художники – живописцы, скульпторы, графики?», «Что и как изображает художник-живописец и художник-скульптор?». Материалы и инструменты разных художников – живописца, графика, прикладника, архитектора, художника. Различие жанров изобразительного искусства. Эмоциональная оценка и образная характеристика произведений художника. Выражение своего эстетического отношения к работе. Наблюдение, восприятие и эмоциональная оценка картины, рисунка, скульптуры, декоративных украшений изделий прикладного искусства. Проведение коллективных исследований по творчеству художников. Представление об особенностях работы скульптора, архитектора, игрушечника, дизайнера. Понятия «форма», «силуэт», «пропорции», «динамика в скульптуре». Роль и значение музея. Комментирование видеофильмов, книг по искусству. Выполнение зарисовок по впечатлению от экскурсий, создание композиций по мотивам увиденного.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1 КЛАСС

п\п

Содержание программного материала

Количество часов

1

Кто такой художник?

8

2

Искусство видеть и творить

10

3

Какие бывают картины

6

4

Природа – великий художник

7

5

Музей в твоей книжке

2


Итого

33 часа


2 класс

        Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир) -17 ч.

        Работа различными художественными материалами: гуашью, акварелью, карандашом, пастелью, тушью, пером, цветными мелками, в технике аппликации.

        Создание этюдов, быстрые цветовые  зарисовки на основе впечатлений. Передача изменения цвета, пространства и формы в природе в зависимости от освещения: солнечно, пасмурно. Выражение в  картине своих чувств, вызванных состоянием природы. Представление о художественных средствах изображения. Использование в своих работах тёплой и холодной гаммы цвета. Работа по представлению и воображению. Изображение предметов  с натуры и передача в рисунке формы, фактуры, рефлекса. Представление о композиционном центре, предметной плоскости, первом и втором плане. Освоение и изображение в рисунке замкнутого пространства. Передача наглядной перспективы. Изображение (размещение) предметов в открытом пространстве. Представление о том, почему у каждого народа своё природное пространство и своя архитектура: изба, хата, юрта, яранга и др. Поиск в Интернете необходимой информации по искусству. Изображение по представлению и наблюдению человека в движении кистью от пятна без предварительного прорисовывания. Работа в разных художественных техниках – графике, живописи, аппликации. Передача в рисунке планов, композиционного центра, динамики, контраста и нюанса цвета и формы. Освоение компьютерной графики (линия, пятно, композиция). Использование готовых геометрических форм (коробок, упаковок) для создания интерьера комнаты. Представление об архитектурном проекте, создание своего архитектурного проекта. Сотворчество в коллективной деятельности. Использование цветной бумаги, готовых геометрических форм. Использование выразительных средств декоративно-прикладного искусства. Проведение коллективных исследований. Применение в работе равновесия в композиции, контраста крупных и мелких форм в объёме. Цветная бумага, аппликация. Использование в работе симметрии, стилизации форм и цвета. Конструирование и создание симметричных изделий путём складывания бумаги, способами примакивания и вырезания из бумаги. Выполнение композиций без конкретного изображения в технике компьютерной графики с использованием трёх-четырёх цветов (передача симметрии, линии, пятна).

        Развитие фантазии и воображения  - 11 ч.

        Работа с литературными произведениями при создании композиций по мотивам былин. Сочинение сюжетных композиций и иллюстрирование былин. Поиск необходимых литературных текстов через поисковую систему Интернет, в периодических изданиях, книгах. Использование в работе знаний о замкнутом пространстве. Передача в работе волшебства сказки. Создание объёмно-пространственной композиции в технике бумажной пластики или лепки. Выполнение рабочих эскизов в графическом редакторе. Работа индивидуально и в малых группах. Конструирование несложных форм предметов в технике бумажной пластики. Использование созданных игрушек в театральном и кукольном представлении. Трансформация литературно-сказочных и образно-цветовых словесных описаний и музыкальных образов в зрительно-цветовые образы. Создание плоскостных или глубинно-пространственных композиций – карт достопримечательностей родного села, города, местности возле школы. Передача своих впечатлений от услышанного, увиденного, прочитанного – музыке, художественном слове и народной речи (в графике, цвете или форме).

        Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика) - 6 ч.   

        Участие в обсуждении тем «Искусство вокруг нас», «Красота форм в архитектуре». Поиск в Интернете знаменитых архитектурных объектов разных стран мира. Объяснение понятия «средства художественной выразительности». Сравнение творческих манер, «языков» разных художников. Разнообразие оттенков цвета природных объектов (растений, зверей, птиц, насекомых). Преставление о работе художника-иллюстратора. Участие в обсуждениях на темы и внесение своих предложений. Передача в словесных образах выразительности форм и цвета глиняной и деревянной игрушки. Представление об особенностях работы художника в театре балета, в музыкальном, кукольном, драматическом театрах. Общее и индивидуальное в работе разных художников.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

2 КЛАСС

п\п

Содержание программного материала

Количество часов

1

Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму

17 часов

2

Развитие фантазии и воображения

11 часов

3

Художественно – образное восприятие изобразительного искусства

6 часов


Итого

34 часа


3 класс

        Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир) -17 ч.

        Овладение основами языка живописи и графики. Передача разнообразия и красоты природы средствами живописи, графики. Изображение природного пейзажа в жанровых сценах, натюрморте, иллюстрациях. Передача ритмического разнообразия природного ландшафта с помощью выразительных средств изобразительного искусства. Создание цветовых графических композиций в технике компьютерной графики. Запечатление объектов природы с помощью фотоаппарата. Понимание и изображение природного ритма. Отделение главного от второстепенного. Выделение композиционного центра. Создание композиции на плоскости на заданную тему. Выбор формата в зависимости от темы и содержания. Выбор художественных материалов. Создание эскизов будущей работы с помощью компьютерной графики. Передача воздушной перспективы графическими средствами. Выбор и освоение картинной плоскости в зависимости от творческого замысла. Использование в работе средств компьютерной графики. Эксперименты с цветом: выполнение растяжек, получение новых неожиданных цветов. Создание плавных переходов цвета. Овладение приёмами самостоятельного составления натюрморта. Изображение с натуры предметов конструктивной формы. Сознательный выбор формата, преодоление измельчённости изображения. Передача смысловой связи предметов в натюрморте. Передача движения. Работа с натуры и по наблюдению. Выполнение кратких зарисовок (набросков) фигуры человека с натуры и по представлению в разных положениях. Работа в одной цветочной гамме. Передача объёма графическими средствами. Передача формы предмета с помощью штриха. Передача контраста и нюанса в объёме (лепка из глины или пластилина). Освоение профессиональной лепки. Создание объёмно-пространственной композиции. Передача ритма и динамики при создании художественного образа. Создание эскизов архитектурных сооружений на основе природных форм (по описанию в сказках). Выражение замысла в рельефных эскизах. Работа в группах по три – пять человек. Поиск в Интернете музейных экспозиций. Освоение техники бумажной пластики. Создание эскизов одежды по мотивам растительных форм.

        Развитие фантазии и воображения  - 11 ч.

        Передача настроения и ритма музыкального и поэтического произведения графическими средствами. Использование цветового разнообразия оттенков. Композиционный центр и ритмическое изображение пятен и линий. Передача индивидуальной манеры письма. Передача контрастных  отношений в разных пространствах с помощью цвета, линии, штриха, в том числе в технике компьютерной графики. Передача смысловой зависимости между элементами изображения путём выбора формата, материала изображения. Передача содержания художественного произведения в графической иллюстрации. Соотнесение содержания книги с иллюстрациями и художественным оформлением шрифта текста. Создание своих буквиц для сказочных произведений, оригинальных вариантов заглавной буквы своего имени, отражение в образе буквы своего характера и интересов. Оформление сцены к спектаклю (игровому или кукольному). Работа в коллективе, распределение обязанностей. Использование музыкального материала для передачи настроения и эстетического образа пространства. Создание игрушки по мотивам народных художественных промыслов. Использование в украшении игрушек мотивов растительного и животного мира. Соотнесение характера украшения, орнамента и его расположения в зависимости от декоративной формы. Раскрытие символики цвета и изображений в народном искусстве. Коллективное исследование на тему «Знаки и символы русского народа». Передача равновесия в изображении, выразительность формы в декоративной композиции: обобщённость, силуэт.

        Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика)  - 6 ч.    

        Выражение в словесной форме своих представлений о видах изобразительного искусства. Участие  в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства. Коллективное исследование  по данной теме. Поиск и объяснение общего и различного в языке разных видов искусства. Выражение в беседе своего отношения к произведениям разных видов искусства. (изобразительного, музыкального; хореографии, литературы), понимание специфики художественного языка каждого из них. Классификация произведений изобразительного искусства по видам и жанрам. Ведущие художественные музеи России и своего региона. Объяснение символики в народном и декоративно-прикладном искусстве, функциональности, практической значимости произведений декоративно-прикладного искусства. Представление о связи архитектуры с природой. Архитектурные памятники региона, их история.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

3 КЛАСС

п\п

Содержание программного материала

Количество часов

1

Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму

17 часов

2

Развитие фантазии и воображения

11 часов

3

Художественно – образное восприятие изобразительного искусства

6 часов


Итого

34 часа



4 класс

        Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир) - 17 ч.

        Выполнение графических зарисовок, этюдов, небольших живописных работ с натуры в технике «а-ля прима». Представление об особенностях освоения окружающего пространства людьми. Запечатление уголков природы в пейзаже с помощью разных графических материалов. Создание композиции в технике компьютерной графики с помощью линии и цвета. Представление о природных пространствах разных народов: горах, степях, пустынях, песках, лесах, озёрах, равнинах, реках, полях и др. Выполнение зарисовок, этюдов, живописных и графических работ разными техниками и материалами. Особенности народной архитектуры разных регионов земли, зависимость народной архитектуры от природных условий местности. Участие в обсуждении тем, связанных с ролью искусства в жизни общества, в жизни каждого человека. Активное использование в обсуждении своих представлений об искусстве и его роли в жизни общества, в жизни каждого человека. Передача в творческих работах с помощью цвета определённого настроения с использованием нужной цветовой гаммы. Создание проекта своего дома, находящегося в конкретной природной среде. Передача в работе воздушной перспективы; первого, второго и третьего планов; пространственные отношения между предметами в конкретном формате. Создание сюжетных композиций, передача в работе смысловых связей между объектами изображения, колорита, динамики с помощью цвета, пятен, линий. Освоение графических компьютерных программ. Поиск нужного формата, выделение композиционного центра. Выполнение набросков с натуры (изображения одноклассников). Составление тематического натюрморта из бытовых предметов. Передача в натюрморте смысловой зависимости между предметами и их национального колорита. Самостоятельное решение творческих задач при работе над композицией. Передача пропорций, характерных черт человека (формы головы, лица, причёски, одежды) графическими средствами. Нахождение общих для разных народов интонаций, мотивов, настроения. Создание небольших этюдов. Проведение самостоятельных исследований, в том числе с помощью Интернета. Выполнение набросков, зарисовок на передачу характерной позы и характера человека. Лепка фигуры человека по наблюдению. Представление о народном декоративном орнаменте, создание своего орнамента с использованием элементов орнамента конкретного региона (народности). Передача симметрии и асимметрии в природной форме. Передача на плоскости и в объёме характерных особенностей предмета. Зависимость народного искусства от природных и климатических особенностей местности; его связь с культурными традициями.  

         Развитие фантазии и воображения - 11 ч.

        Размышления на темы «Родной язык», «Звучащее слово орнамента», «Поэзия декоративно-прикладного искусства». Раскрытие понятия «устное народное творчество», «литературная сказка (авторская)». Освоение поисковой системы Интернет. Выполнение графических работ по результатам обсуждения. Создание коллективных композиций В технике коллажа. Отображение в работе колорита, динамики в соответствии с темой и настроением. Выполнение цветовых и графических композиций на тему, создание из них коллективной композиции или книги. Участие в коллективной творческой работе в реальной пространственной среде (интерьере школы). Отображение характера традиционной игрушки в современной пластике. Создание коллективных объёмно-пространственных композиций из выполненных работ. Участие в подготовке «художественного события» на темы сказок. Роспись силуэтов предметов быта (утвари) по мотивам народных орнаментов. Объяснение сходства и различий в традициях разных народов (в сказках, орнаменте, оформлении жилища, в обустройстве дома в целом). Изучение произведений народного и декоративно-прикладного искусства. Объяснение выбора использованных мастером материала, формы и декоративного украшения предмета. Создание композиции по мотивам народного декоративно-прикладного промысла. Проведение под руководством взрослого исследования по материалам народного искусства своего региона. Участие в коллективных проектах по материалам народных ремёсел. Изготовление творческого продукта как составной части проектной работы.

        Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика) -  6 ч.   

        Представление об особенностях композиции в разных видах изобразительного искусства: в живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве (ритм, динамика, цветовая гармония, смысловой композиционный центр). Определение особенностей творческой манеры разных мастеров. Подражание манере исполнения понравившегося мастера при создании собственной композиции. Представление о народном декоративно-прикладном искусстве. Нахождение особенного в каждом виде народного искусства. Создание эскизов, проектов архитектурных объектов в зависимости от рельефа местности. Орнаментальные символы разных народов и значение этих символов. Создание посильных декоративных композиций с использованием солярных знаков в эскизах росписи и декоративном орнаменте. Передача формы, динамики (движения), характера и повадок животных в объёме (лепке), графике (линией), живописи (способом от пятна).


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

4 КЛАСС

п\п

Содержание программного материала

Количество часов

1

Форма

11 часов

2

Цвет

9 часов

3

Композиция

6 часов

4

Фантазия

8 часов


Итого

34 часа








КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1 КЛАСС


№ п/п

Название раздела, темы урока

Количество часов

Дата

По плану

По факту


Кто такой художник?

8



1

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ.

1



2

Чем работает художник?

Материалы и инструменты

Освоение техники работы кистью и красками.

Работа на плоскости.

1



3

Палитра

Создание своих цветов и оттенков. Работа на плоскости.

1



4

Времена года. Краски осени

1



5

Как появилось изобразительное искусство?

1



6

Гуашь

Создание своих цветов и оттенков. Работа на плоскости.


1



7

Кисть в руке художника

1



8

Придумываем, сочиняем, творим

1




Искусство видеть и творить

10



9

Искусство видеть и творить

1



10

Художник – живописец

Первые представления о композиции. Работа на плоскости.

1



11

Художник-график

Знакомство с разными художественными материалами.

1



12

Фломастеры.

Придумываем, сочиняем, творим.

Работа на плоскости.

1



13

Художник-скульптор.

Скульптуры в музее и вокруг нас.

1



14

Пластилин и глина.

1



15

Аппликация.

Освоение техники бумажной пластики. Декоративно- прикладное искусство.

1



16

Аппликация. Художник- архитектор.

Конструирование замкнутого пространства. Работа в объеме и на плоскости.

1



17

Художник- прикладник.

Работа на плоскости.

1



18

Делаем игрушки сами.

Работа в объеме.

1




Какие бывают картины

6



19

Какие бывают картины.

1



20

Пейзаж.

Работа на плоскости.

1



21

Портрет.

Работа на плоскости.

1



22

Сюжет.

Работа на плоскости.

1



23

Натюрморт.

Работа на плоскости.

1



24

Иллюстрация: рисунок в книге.

Работа на плоскости.

1




Природа – великий художник

7



25

Природа – великий художник.

Работа на плоскости.

1



26

Акварель.

Работа на плоскости.

1



27

Рассказываем сказку с помощью линии.

Работа на плоскости.

1



28

Рисуем животных из кляксы.

Работа на плоскости.

1



29

Лепим животных.

Работа в объеме.

1



30

Наблюдаем за птицами. Изготовляем птицу из бумаги.

Декоративно-прикладная деятельность.

1



31

Разноцветный мир природы.

Работа на плоскости.

1




Музей в твоей книжке

2



32

Состояния природы.

Деревья. Цветы.

1



33

Итоговый урок.

Как я хочу провести летние каникулы.






2 КЛАСС


п/п

Название раздела, темы урока

Количество часов

Дата

По плану

По факту


Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму

17



1

Что значит быть худож­ником. Свободное рисо­вание на тему «За леса­ми, за горами». Инструктаж по ТБ.

1



2

Предметный мир.Фактура предметов. Сни­маем отпечаток фактуры с предметов. «Ковер-самолет».

1



3

Снимаем отпечаток фак­туры с предметов. «Живые листья».

1



4

Рисуем натюрморт.

1



5

Что могут рассказать ве­щи о своем хозяине. «Интерьер жилища сказочного героя».

1



6

Многообразие открыто­го пространства.

Открытое пространство и архитектура. «Я путешествую».

1



7

«Моя улица утром и вечером»

1



8

«Дом и окружающий его мир природы».

1



9

«Куда ты, тропинка, меня привела».

1



10

«Сказочное пространство».

1



11

«Город на сказочной планете».

1



12

«Комната сказочного героя».

1



13

Проект «Детская площадка».

1



14

Волшебство искусства.

«Мой первый кукольный театр»

1



15

«Фантастический замок» (пластилин, камни, ра­кушки, проволока и др. материалы).

1



16

«Фантазии снежинок» (жуки, стрекозы, бабочки из бумаги).

1



17

«Подражание мастеру. Лепим игрушки».

1




Развитие фантазии и воображения


11



18

О чем и как рассказыва­ет искусство? Художе­ственно-выразительные средства.

«Заколдованный лес» (живопись и графика).

1



19

О чем говорят на картине цвета?

«Настроение», «Зимние игры», «Из теплой комнаты смотрю на падающий снег».

1



20

Учимся рисовать с нату­ры. «Разговор двух пред­метов».

1



21

«Моя мама».

1



22

«Карнавальные маски».

1



23

Графическая иллюстра­ция к любимой сказке. «Огниво».

1



24

«Черно-белая планета» (контраст).

1



25

«Тучки небесные» (пятно и тон как средства выра­зительности).

1



26

Штрих как средство выра­зительности в графике. «Вальс».

1



27

«Ветер на равнине».

1



28

Передаем движение в аппликации. Коллективная работа «На переменке».





Художественно-образное восприятие изобразительного искусства

6



29

Виртуальная экскурсия «Музеи мира».

1



30

Бумажная пластика «Дерево».

1



31

«Мое любимое живот­ное». Лепим по наброску. Лепим сюжетную композицию.

1



32

Коллективная работа «Весенние ручьи».

1



33

Коллективная работа «Весенние ручьи» (завершение работы).

1



34

Итоговый урок. Выставка лучших работ.

1






3 КЛАСС

Тематическое планирование по изобразительному искусству - 3 класс



п/п

Название раздела, темы урока

Количество часов

Дата

По плану

По факту


Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму

17



1

Освоение человеком природного про­странства (среда и населяющие её зве­ри, птицы). Инструктаж по ТБ.

1



2

Форма, ритм, цвет, композиция, динами­ка, пространство.

1



3

Разнообразие при­родных объектов в творчестве художника.

1



4

Ритм и орнамент в природе и в искусстве

1



5

Композиционное размещение предме­тов на листе при ри­совании с натуры.

1



6

Перспектива как спо­соб передачи про­странства на картине с помощью планов.

1



7

Изображение с нату­ры предметов конст­руктивной формы.

1



8

Изображение с нату­ры предметов конст­руктивной формы.

1



9

Передача движения.

1



10

Передача объёма в живописи и графике.

1



11

Понятие стилизации.

1



12

Контраст и нюанс в скульптуре (форма, размер, динамика, настроение, харак­тер, фактура, материал).

1



13

Передача динамики в объёмном изображе­нии.

1



14

Лепка объёмно-­пространственной композиции из одно­цветного пластилина или из глины.

1



15

Создание эскизов архитектурных со­оружений на основе природных форм в технике рельефа.

1



16

Равновесие в изо­бражении и вырази­тельность формы в декоративном искус­стве: обобщённость, силуэт.

1



17

Выявление декора­тивной формы: рас­тительные мотивы в искусстве. Кораллы - одно из чудес под­водного мира: бурые, зелёные, жёлтые, малиновые

1




Развитие фантазии и воображения


11



18

Раскрытие взаимо­связи элементов в композиции (музы­кальной, предметной, декоративной).

1



19

Зарождение замысла на основе предло­женной темы.

1



20

Разнообразие худо­жественно- выразительного язы­ка различных ис­кусств.

1



21

Взаимосвязь содер­жания художествен­ного произведения и иллюстрации.

1



22

Взаимосвязь содер­жания книги (литера­турного произведе­ния) с иллюстрация­ми и художественным оформлением шриф­та текста.

1



23

Художник в театре.

1



24

Изменение простран­ственной среды (ви­зуальное, звуковое оформление) в зави­симости от ситуации.

1



25

Передача настроения в форме.

1



26

Знакомство с народ­ными художествен­ными промыслами России в области игрушки.

1



27

Освоение разнообра­зия форм в архитек­туре.

1



28

Разнообразие художественно-выразительного языка в де­коративно-приклад­ном искусстве.





Художественно-образное восприятие изобразительного искусства

6



29

Выразительные средства изобрази­тельного искусства (живописи, графики, скульптуры, архитек­туры, декоративно- ­прикладного искусст­ва): форма, объём, цвет, ритм, компози­ция, мелодика, кон­струкция.

1



30

Использование музыкального и литературного материала.

1



31

Художественная форма произведения изобразительного искусства (общая конструкция: формат, композиция, ритм, динамика, колорит, сюжет).

1



32

Жанры изобрази­тельного искусства: пейзаж, портрет; анималистический, исторический, быто­вой; натюрморт; мифологический.

1



33

Красота и своеобра­зие произведений народного декоративно-прикладного искусства.

1



34

Красота архитектур­ных сооружений. Уникальность памят­ников архитектуры.

Выставка рисунков.

1







4 КЛАСС


№ п/п

Название раздела, темы урока

Количество часов

Дата

По плану

По факту


Форма

11



1

Пейзаж с элементами традиционной народной архитектуры «Песня природы твоего родного края». Инструктаж по ТБ.

1



2

Эскиз крыльца деревянного терема и окна, из которого смотрела Царевна Несмеяна.

1



3

Подражание мастеру. Уголок родной природы в технике цветной графики в стиле японских или китайских художников

1



4

Природные формы Жостовский поднос.

1



5

Природные формы. Хохломская роспись.

1



6

Природные мотивы в национальной одежде.

Эскиз японского национального костюма.

1



7

Коллективное исследование «Чайная церемония в Китае»

1



8

Растительные и зооморфные формы. Ритм, симметрия и соотношение величин в узоре полотенца в технике «вышивка крестом»

1



9

Национальная посуда. Натюрморт.

1



10

Конструкция здания, природные условия и уклад жизни. Здание в пейзаже.

1



11

Головной убор сказочного персонажа.

1




Цвет

9



12

Цвета и оттенки. Гонки (парусные или

велосипедные)

1



13

Теплая и холодная гамма цветов и их

оттенки. Горы в лучах заходящего солнца. Жанровая композиция.

1



14

Интерьер народного жилища.

1



15

Украшение класса к Новому году.

1



16

Изображение человека средствами разных видов изобразительного искусства.

1



17

Народная одежда. «Детские народные игры». Жанровая композиция.

1



18

Цветовое решение (колорит) и художественный образ. Сюжетная композиция, передающая движение.

1



19

Художники-анималисты. Изображение животного в естественной среде обитания.

1



20

«Рябиновая гроздь на подоконнике»

1




Композиция


6



21

Трехмерность пространства. Законы воздушной и линейной перспективы. Тематическая композиция «Старая площадь», «Торговые ряды», «Старые улицы».

1



22

Композиция в портретном жанре. Любимый литературный герой.

1



23

Бытовой жанр. Композиция «Дети на реке»,

«Играем с собакой», «Мои домашние друзья»

1



24

Гармония и равновесие в композиции натюрморта. Единая смысловая группа. «Овощи и фрукты на кухонном столе».

1



25

Стилизация. «Из жизни деревни», «Летние воспоминания»

1



26

Коллективная творческая работа «Базарный день»

1




Фантазия

8



27

Мировое древо. Лист Мирового древа.

1



28

Объекты и явления окружающего мира и архитектура. Фантастический дом.

1



29

Художники-иллюстраторы. Иллюстрация к волшебной сказке.

1



30

Сто лет тому вперед. Иллюстрация к фантастическому произведению.

1



31

Диковинки. Дымковская игрушка.

1



32

Преданья старины глубокой. Иллюстрация к былине.

1



33

Подготовка «художественного события» на темы сказок или на такие, как «Жизнь на Земле через 1000 лет», «Космическая музыка»

1



34

Коллективная творческая работа «Жизнь на земле через 1000 лет». Выставка рисунков.

1