Планируемые результаты учебного предмета
В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны
быть достигнуты определенные результаты.
Личностные универсальные способы действий
У обучающегося будут сформированы:
ценностное отношение к своей малой родине, семейным традициям; государственной символике, родному языку, к России;
первоначальный опыт участия в межкультурной коммуникации и умение представлять родную культуру;
элементарные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, классе, школе, а также между носителями разных культур;
стремление делать правильный нравственный выбор: способность анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
элементарные представления о культурном достоянии англоязычных стран;
уважение к иному мнению и культуре других народов.
элементарные представления об эстетических и художественных ценностях родной культуры и культуры англоязычных стран;
первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, детского фольклора, памятников культуры;
ценностное отношение к труду, учёбе и творчеству, трудолюбие;
дисциплинированность, последовательность, настойчивость и самостоятельность;
любознательность и стремление расширять кругозор.
Регулятивные универсальные способы действий
Обучающийся научится:
осуществлять действие по образцу и заданной инструкции;
принимать и понимать алгоритм выполнения задания;
оценивать совместно с учителем и одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.
Обучающийся получит возможность научиться:
воспринимать оценку своей работы учителем, товарищем;
в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи.
Познавательные универсальные способы действия
Обучающийся научится:
ориентироваться в информационном материале учебника, осуществлять поиск нужной информации;
понимать различные произведения изобразительного искусства;
использовать выразительные возможности различных материалов для передачи собственного замысла;
конструировать здания из картона, бумаги, пластилина.
моделировать различные комплексы: детскую площадку, сказочный зоопарк, улицу и т.д.
выполнять простые макеты.
различать произведения ведущих народных художественных промыслов России.
называть известные центры художественных ремесел России
Обучающийся получит возможность научиться:
соотносить различные произведения по настроению, форме, по некоторым средствам изобразительного искусства (цвет, тень и др.);
строить рассуждения о доступных наглядно воспринимаемых свойствах изобразительного искусства.
Коммуникативные универсальные способы действий
Обучающийся научится:
воспринимать художественное произведение и мнение других людей об изобразительном искусстве;
- учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия изобразительного искусства;
- принимать участие в групповой работе;
- контролировать свои действия в коллективной работе.
Содержание учебного предмета
ТЫ ИЗОБРАЖАЕШЬ, УКРАШАЕШЬ И СТРОИШЬ
Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения (10 ч)
Учить видеть и изображать, рассматривать мир, учиться быть хорошим зрителем. Обучение детей первичному опыту владения доступными их возрасту материалами.
Мастер Изображения помогает увидеть, учит рассматривать
Развитие наблюдательности и аналитических возможностей глаза. Рассматриваются и изображаются фрагменты природы, животные: чем они похожи и чем отличаются друг от друга.
Изображать можно пятном
Присмотреться к разным пятнам — мху на камне, осыпи на стене, узорам на мраморе в метро — и постараться увидеть в них какие-либо изображения. Превратить пятно в изображение зверюшки. (Наклеенное или нарисованное пятно подготовлено учителем.)
Изображать можно в объеме
Превратить комок пластилина в птицу. Лепка. Посмотреть и подумать, какие объемные предметы на что похожи (например, картофелины и другие овощи, коряги в лесу или парке).
Изображать можно линией
Линией можно рассказывать. «Расскажи нам о себе»— рисунок или последовательность рисунков.
Наши краски
Проба красок. Радость общения с красками. Овладение навыками организации рабочего места и пользования красками. Названия цветов. Что в жизни напоминает каждый цвет? Игровое изображение красочного многоцветного коврика.
Изображать можно и то, что невидимо (настроение)
Изобразить радость и грусть. Рисуем музыку — выражаем в изображении образ контрастных по настроению музыкальных пьес.
Художники и зрители (обобщение темы)
Быть зрителем интересно и непросто. Этому надо учиться. Знакомство с понятием «произведение искусства». Картина. Скульптура. Цвет и краски в картинах художников. Развитие навыков восприятия. Беседа.
Ты украшаешь — знакомство с Мастером Украшения (7 ч)
Мир природы полон украшений
Развитие наблюдательности, приобретение детьми опыта эстетических впечатлений. Украшение крыльев бабочки. Бабочка дается в виде вырезанной учителем заготовки или может быть нарисована (крупно на весь лист) детьми на уроке. Многообразие и красота узоров в природе.
Изображение нарядной птицы в технике объемной аппликации, коллажа. Развитие декоративного чувства совмещения материалов, их цвета и фактуры.
Красоту надо уметь замечать
Неброская и «неожиданная» красота в природе. Рассматривание различных поверхностей: кора дерева, пена волны, капли на ветках и т. д. Развитие чувства фактуры. Накопление опыта зрительных поэтических впечатлений. Изображение, например, спинки ящерицы или коры дерева. Красота фактуры и рисунка. Знакомство с техникой одноцветной монотипии.
Как, когда, для чего украшает себя человек
Все украшения человека что-то рассказывают о своем хозяине. Что могут рассказать украшения? Рассматриваем персонажей сказок. Какие у них украшения, как они помогают нам узнавать героев? Изображения выбранных сказочных героев и их украшений.
Мастер Украшения помогает сделать праздник
Украшение комнаты. Изготовление праздничных новогодних гирлянд и звезд. Украшение класса и своего дома к новогодним праздникам. Коллективное панно «Новогодняя елка».
Ты строишь — знакомство с Мастером Постройки (10 ч)
Дом для себя
«Придумай себе дом» — изображение придуманного для себя дома. Разные дома у разных сказочных персонажей. Как можно догадаться, кто в доме живет. Разные дома для разных дел. Развитие воображения.
Какие можно придумать дома
Лепка сказочных домиков в форме овощей и фруктов. Постройка из пластилина удобных домиков для слона, жирафа и крокодила — слон большой и почти квадратный, у жирафа длинная шея, а крокодил очень длинный. Дети учатся понимать выразительность пропорций и конструкцию формы.
Мастер Постройки помогает придумать город
«Сказочный город» — создание на бумаге образа города для конкретной сказки. Конструирование игрового города. Игра в архитекторов.
Все, что мы видим, имеет конструкцию
Сделать образы разных зверей — зоопарк-конструкцию из коробочек. Сделать из коробочек веселых собак разных пород. Материал можно заменить на аппликацию: разные образы собак делаются путем наклеивания на лист одноцветных бумажных обрезков разных геометрических форм, заранее заготовленных.
Все предметы можно построить
Конструирование из бумаги упаковок, подставок, цветов и игрушек.
Дом снаружи и внутри
Дом «смотрит» на улицу, но живут внутри дома. «Внутри» и «снаружи» очень взаимосвязаны. Изображение дома в виде букв алфавита так, как будто у него прозрачные стены. Как бы могли жить в домах-буквах маленькие алфавитные человечки, как расположены там комнаты, лестницы, окна?
Город, где мы живем
Задание на тему «Я рисую любимый город». Изображение по впечатлению после экскурсии.
Обобщение темы
Задание: выставка работ, сделанных детьми. Дети учатся смотреть и обсуждать работы друг друга. Игра в художников и зрителей. Можно сделать обобщающее панно «Наш город» или «Москва».
Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу (5 ч)
Цель темы — показать детям, что на самом деле наши три Мастера неразлучны. Главное — это вспомнить с ребятами, в чем именно состоит роль каждого Мастера и чему он помог научиться.
Мастера Изображения, Украшения, Постройки всегда работают вместе
Обобщением здесь является первый урок.
Мастера помогут нам увидеть мир сказки и нарисовать его
Создание коллективного панно и индивидуальных изображений к сказке.
Уроки любования. Умение видеть
Наблюдение живой природы . Создание коллективной композиции «Здравствуй, лето!» по впечатлениям от природы
Календарно-тематическое планирование по «Изобразительное искусство»
1 класс
(1 час в неделю. 33 часа в год)
№ | Раздел программы Тема урока | Кол-во часов | Дата |
План | Факт |
1. | Введение в предмет. Изображения всюду вокруг нас. | 1 | | |
2. | Мастер изображения учит видеть. | 1 | | |
3. | Изображать можно пятном. | 1 | | |
4. | Изображать можно линией. | 1 | | |
5. | Изображать можно в объёме. | 1 | | |
6. | Разноцветные краски. | 1 | | |
7. | Изображать можно и то, что невидимо (настроение) | 1 | | |
8. | Художники и зрители. | 1 | | |
9. | Обобщение темы «Ты учишься изображать" | 1 | | |
10. | Мир полон украшений. Цветы. | 1 | | |
11. | Красоту нужно уметь замечать. Узоры на крыльях. Ритм пятен. | 1 | | |
12. | Красивые рыбы. Монотипия. | 1 | | |
13. | Украшения птиц. Объёмная аппликация. | 1 | | |
14. | Узоры, которые создали люди. | 1 | | |
15. | Как украшает себя человек. | 1 | | |
16. | Мастер Украшения помогает создать праздник. | 1 | | |
17. | Обобщение темы «Ты украшаешь» | 1 | | |
18. | Постройки в нашей жизни. | 1 | | |
19. | Дома бывают разными. | 1 | | |
20. | Домики, которые построила природа. | 1 | | |
21. | Дом снаружи и внутри. | 1 | | |
22. | Строим город. | 1 | | |
23. | Все имеет свое строение. Строим вещи | 1 | | |
24. | Изготовление сумочки. | 1 | | |
25. | Город, в котором мы живем. | 1 | | |
26. | Обобщение темы «Ты строишь» | 1 | | |
27. | Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе. «Здравствуй весна!» | 1 | | |
28. | Конструирование птиц. | 1 | | |
29. | Разноцветные жуки. Изображение божьей коровки. | 1 | | |
30. | Сказочная страна. | 1 | | |
31. | «Времена года» коллективная работа. | 1 | | |
32. | Здравствуй, лето! Урок любования | 1 | | | |
33. | Обобщение темы «Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу» | 1 | | |