РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по изобразительному искусству
6А класс
Учитель: Лукашенко. Ю.А.
Курск -2020
Аннотация к рабочей программе по изобразительному искусству
для 6А класса
Рабочая программа по изобразительному искусству для 6А класса представляет собой целостный документ, включающий: пояснительную записку; календарно-тематический план; перечень учебно-методического обеспечения; требования к уровню подготовки учащихся; перечень контрольно-измерительных материалов. Программа по изобразительному искусству является компенсаторно-адаптационной. Программа детализирует и раскрывает содержание образования, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения изобразительного искусства, которые определены программой.
Цель – формирование эстетического отражения действительности, овладение техническими и изобразительными навыками, коррекция недостатков развития обучающихся с ограниченными возможностями, ориентация педагогического процесса на преобразование всех сторон личности ребенка.
Задачи:
Корригировать недостатки развития познавательной деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами;
развивать у учащихся аналитико-синтетической деятельность, деятельность сравнения и обобщения; совершенствовать умения ориентироваться в задании, планировании работы, последовательном выполнении рисунка;
улучшать зрительно-двигательную координацию путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразного изобразительного материала;
формировать элементарные знания основ реалистического рисунка; навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, декоративного рисования и умения применять их в учебной, трудовой и общественно полезной деятельности;
развивать у учащихся умения видеть и понимать красивое, высказывать оценочное суждение о произведениях изобразительного искусства;
расширять и уточнять словарный запас детей за счет специальной лексики, совершенствовать фразовую речь;
Виды деятельности: ценностно-ориентационная и коммуникативная деятельность (Беседы); изобразительная деятельность – рисование с натуры, тематическое рисование; декоративно прикладная деятельность.
Пояснительная записка.
Рабочая программа по изобразительному искусству для 6А класса разработана на основе типовой программы специальной (коррекционной) школы VIII вида: «Программа специальной (коррекционной) школы VIII вида 5 – 9 классы». Сборник 1 под редакцией В.В Воронковой.- М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 2010.
Рабочая программа по изобразительному искусству представляет собой целостный документ, включающий: пояснительную записку; календарно-тематический план; перечень учебно-методического обеспечения; требования к уровню подготовки учащихся; перечень контрольно-измерительных материалов. Программа по изобразительному искусству является компенсаторно-адаптационной. Программа детализирует и раскрывает содержание образования, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения изобразительного искусства, которые определены программой.
Программа для 6 А класса составлена таким образом, что уровень сложности материала опирается на ранее полученные сведения во время уроков изобразительного искусства в предыдущих классах и рассчитана на 32 часа учебного времени.
Курс изобразительного искусства направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к ИЗО.
Цель – формирование эстетического отражения действительности, овладение техническими и изобразительными навыками и коррекция недостатков развития обучающихся с ограниченными возможностями. Задачи:
корригировать недостатки развития познавательной деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами;
развивать у учащихся аналитико-синтетической деятельность, деятельность сравнения и обобщения; совершенствовать умения ориентироваться в задании, планировании работы, последовательном выполнении рисунка;
улучшать зрительно-двигательную координацию путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразного изобразительного материала;
формировать элементарные знания основ реалистического рисунка; навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, декоративного рисования и умения применять их в учебной, трудовой и общественно полезной деятельности;
развивать у учащихся эстетические чувства, умения видеть и понимать красивое, высказывать оценочное суждение о произведениях изобразительного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;
знакомить учащихся с лучшими произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, скульптуры, архитектуры, дизайна;
расширять и уточнять словарный запас детей за счет специальной лексики, совершенствовать фразовую речь;
развивать у школьников художественный вкус, аккуратность, настойчивость и самостоятельность в работе; содействовать нравственному и трудовому воспитанию. Коррекционная работа включает следующие направления.
Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
коррекция - развитие восприятия, представлений, ощущений;
коррекция - развитие памяти;
коррекция - развитие внимания;
развитие пространственных представлений и ориентации.
развитие словесно-логического мышления.
развитие умения сравнивать, анализировать; выделять сходство и различие понятий; - умение работать по инструкциям, алгоритму; планировать деятельность.
развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца;
формирование адекватности чувств;
формирование умения анализировать свою деятельность.
Коррекция - развитие речи:
Коррекция мелкой моторики.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
И ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ
РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ (9 часов)
Рисование несложного натюрморта, состоящего из фруктов (яблоко и груша). Рисование с натуры игрушки. Рисование с натуры постройки из элементов строительного материала. Рисование с натуры предметов цилиндрической формы, расположенных ниже уровня зрения (эмалированная кастрюля и кружка). Рисование с натуры объёмного предмета конической формы (кофейник). Рисование с натуры объёмного предмета сложной (комбинированной) формы (ваза, кувшин). Рисование с натуры чучело птицы. Рисование с натуры предмета шаровидной формы (глобус). Зарисовки цветов с натуры. Рисование с натуры предмета комбинированной формы.
Основные требования к знаниям и умениям.
Планируемые результаты:
Знать:
Речевой материал 1 – 6 класса;
Общую форму предмета (округлая, прямоугольная и т.д.), пропорции, связь частей между собой, цвет. Уметь:
Строить изображение в определённой последовательности (от общего к частному); Планировать свою работу;
Пользоваться простейшими вспомогательными линиями для проверки правильности рисунка;
Передавать в рисунке объёмную форму предметов доступными учащимся средствами;
Подбирать цвет в соответствии с натурой.
ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ (12 часов)
Составление сетчатого узора для детской ткани: декоративная переработка природных форм путём упрощения их рисунка (стилизация). Самостоятельное составление узора (Гжель). Рисование орденов и медалей. Узор из героической символики (составление симметричного узора). Составление эскиза для значка на предложенной учителем форме (по выбору учащихся). Составление узора (Полхов-Майдан). Рисование новогодней открытки. Изготовление карнавальных масок. Роспись петуха в хохломской технике. Декоративное оформление предмета сложной формы Декоративное оформление почтового конверта (тема рисунка – по выбору. Рисование сказочной птицы в технике «Гжель». Рисование ленточного шрифта по клеткам.
Основные требования к знаниям и умениям.
Планируемые результаты:
Знать:
Речевой материал 1 – 6 класса;
Значение работ декоративного характера;
Понятие о построении сетчатого узора с помощью механических средств. Учащиеся должны уметь:
Стилизовать природные формы;
Элементарные представления о приёмах выполнения простейшего шрифта по клеткам;
Пользоваться материалами в процессе рисования;
Подбирать гармонические сочетания цветов.
РИСОВАНИЕ НА ТЕМЫ (5 часов)
Осенний букет. Рисование на тему «Что мы видели на стройке?». Дерево зимой.
Иллюстрирование отрывка литературного произведения А. С. Пушкина «Сказка о царе
Салтане». Рисование по памяти и представлению. Тематический рисунок «Птицы – наши друзья.».
Основные требования к знаниям и умениям.
Планируемые результаты:
Знать: Речевой материал 1 – 5 класса. Уметь:
Отражать свои наблюдения в рисунке;
Продумывать и осуществлять пространственную композицию рисунка, чтобы элементы рисунка сочетались между собой и уравновешивали друг друга, передавая связанное содержание;
Отражать в рисунке своё представление об образах литературного произведения; Работать акварельными и гуашевыми красками.
БЕСЕДЫ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ (5 часов)
Беседа «Декоративно-прикладное искусство (народные игрушки: глина, дерево, скульптура)». Беседа об изобразительном искусстве «Живопись». Беседа на тему «Скульптура как вид изобразительного искусства». Беседа на тему «Прошлое нашей Родины в произведениях живописи». Беседа об изобразительном искусстве с показом репродукций картин о ВОВ.
Планируемые результаты: Знать:
Речевой материал 1 – 5 класса;
Виды изобразительного искусства: натюрморт, живопись, скульптура; Широко известные скульптурные произведения;
Виды народно-прикладного искусства.
Уметь:
Высказываться о содержании рассматриваемых произведений изобразительного искусства, выявляя основную мысль художника и отмечая изобразительные средства, которыми он пользовался.
Класс | Количество часов в неделю | | Количество часов в четверти | | Количество часов в год |
I | II | III | IV | 32 |
6 А | 1 | 8 | 7 | 10 | 7 |
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Учебно-тематическое планирование составлено с учётом возможностей учащихся по уровням педагогической дифференциации.
Учебно-тематическое планирование уроков по изобразительному искусству в 6
классе (1 час в неделю, 32 ч)
№ | Разделы (темы) | Кол-во часов | Примечания |
I. | Рисование с натуры. | 10 | |
II. | Декоративное рисование. | 12 | |
III. | Рисование на тему. | 5 | |
IV. | Беседы об изобразительном искусстве. | 5 | |
ИТОГО часов | 32 | |
Календарно-тематическое планирование
№Урока | Тема урока | | Дата. |
| 1 четверть | | |
1 | Беседа. Декоративно-прикладное искусство. | 1 | 2.09 |
2 | Составление сетчатого узора по ткани. | 1 | 9.09 |
3 | Самостоятельное составление узора. Гжель. | 1 | 16.09 |
4 | Натюрморт. | 1 | 23.09 |
5 | Составление эскиза значка. | 1 | 30.09 |
6 | Рисование орденов и медалей. | 1 | 7.10 |
7 | Узор из героической символики. | 1 | 14.10 |
8 | Беседа об изобразительном искусстве. Живопись. | 1 | 21.10 |
| 2 четверть | | |
1 | Составление узора (Полхов-Майдан). | 1 | 11.11 |
2 | Рисование с натуры игрушки. | 1 | 18.11 |
3 | Рисование постройки из строительных материалов. | 1 | 25.11 |
4 | Тематическое рисование «Что мы видели на стройке?» | 1 | 2.12 |
5 | Беседа. Скульптура –как вид изобразительного искусства. | 1 | 9.12 |
6 | Дерево зимой (барельеф). | 1 | 16.12 |
7 | Рисование новогодней открытки. Изготовление карнавальных масок. | 1 | 23.12 |
| 3 четверть | | |
1 | Беседа. Прошлое нашей Родины в произведениях художников. | 1 | 13.01 |
2 | Росписи петуха в хохломской технике. | 1 | 20.01 |
3 | Рисование с натуры предметов цилиндрической формы. | 1 | 27.01 |
4 | Рисование с натуры предметов конической формы. | 1 | 3.02 |
5 | Рисование с натуры предметов сложной формы. | 1 | 10.02 |
6 | Декоративное оформление предмета сложной формы. | 1 | 17.02 |
7 | Рисование сказочной птицы в технике «Гжель». | 1 | 24.02 |
8 | Иллюстрация отрывка к «Сказке о царе Салтане». Карандаш (цвет). | 1 | 3.03 |
9 | Рисование ленточного шрифта по клеткам. | 1 | 10.03 |
10 | Рисование с натуры предмета комбинированной формы. | 1 | 17.03 |
| 4 четверть | | |
1 | Рисование по памяти и представлению | 1 | 7.04 |
2 | Рисование с натуры, иллюстрации чучело птицы. | 1 | 14.04 |
3 | Рисование на тему «Птицы-наши друзья». | 1 | 21.04 |
4 | Рисование с натуры предмета шаровой формы (глобус). | 1 | 28.04 |
5 | Оформление почтового конверта | 1 | 5.05 |
6 | Беседа Великая Отечественная война в произведениях художников | 1 | 12.05 |
7 | Зарисовка цветов | 1 | 19.05 |
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Времена года. Пейзаж в творчестве русских художников XIX- начала XX века. М., Просвещение, 1983.
Грошенков И.А. Уроки рисования в I-VI классах вспомогательной школы- М., Просвещение, 1975.
Головина Т.Н. Изобразительная деятельность учащихся вспомогательной школы. М., Педагогика, 1974.
Кузин B.C., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство. Рабочая тетрадь. М., Дрофа, 2008.
Мозговая В.М. Основы олигофренопедагогики. - М., ACADEMA, 2006.
Народно-художественные промыслы под общ. ред. Поповой О.С. М., Легкая и пищевая промышленность, 1984.
Павлинов П.Я. Каждый может научиться рисовать. М., Совхуд, 1966.
Платонова Н.И., Синюков В.Д. Энциклопедический словарь юного художника. М., Педагогика, 1983.
Пикулев И.И. Русское изобразительное искусство.М.,1977.
Художники Ленинграда в годы Блокады. Ленинград, 1965.
Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство в школе. М., Просвещение, 1984.