МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №21» г. БРЯНСКА
РАССМОТРЕНО На заседании МО Протокол №_____ от «___» августа 2020 г. | СОГЛАСОВАНО На заседании МС ШКОЛЫ Протокол №_____ от «___» августа 2020 г. | УТВЕРЖДЕНО Приказом директора МБОУ СОШ №21г. Брянска №_______ от «____» августа 2020 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ
ИСКУССТВУ
6 А КЛАСС
УЧИТЕЛЬ:
ТРИЗНА ИРАИДА ВИКТОРОВНА
2020-2021 УЧЕБНЫЙ ГОД
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для 6 А класса составлена на основе следующих документов:
1.Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 года №273-ФЗ;
2.Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ СОШ №21 г. Брянска;
3. Учебный план МБОУ СОШ №21 г. Брянска на 2020-2021 учебный год;
4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897.
5.Авторская программа Л.Г.Савенковой / Интегрированная программа: Изобразительное искусство 5-8(9)классы / [Л.Г.Савенкова, Е.А. Ермолинская, Е. С.Медкова]. – М. : «Вентана-Граф», 2014.
Учебно-методический комплект:
Ермолинская Е.А. Изобразительное искусство: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / Е.А. Ермолинская, Е. С.Медкова, Л.Г.Савенкова; [под ред. Л.Г.Савенковой].- М.: Вентана-Граф, 2017.
Программа Л.Г.Савенковой / Интегрированная программа: Изобразительное искусство 5-8(9)классы / [Л.Г.Савенкова, Е.А. Ермолинская, Е. С.Медкова]. – М. : «Вентана-Граф», 2014.
Ермолинская Е.А. Уроки изобразительного искусства. 6 класс. Методическое пособие. – М.: «Вентана-Граф», 2015.
На изучение учебного предмета «Изобразительное искусство» в 6 классе отведено 35 часов в год –1 час в неделю. С учетом учебного плана МБОУ СОШ №21 г. Брянска данная рабочая программа составлена на 35 часов.
№ п/п | Раздел | Кол-во часов по авторской программе | Кол- во часов по рабочей программе |
1 | Введение. История развития представлений человека о мироздании | 1 | 1 |
2 | Мифология в народном творчестве | 5 | 5 |
3 | Мир архитектуры | 5 | 5 |
4 | Искусство в интерьере дворянской усадьбы | 3 | 3 |
5 | Портрет в искусстве | 3 | 3 |
6 | Натюрморт | 4 | 4 |
7 | Художественно-промышленное производство в культуре России | 4 | 4 |
8 | Книга как произведение искусства | 3 | 3 |
9 | Малые формы в графике | 3 | 3 |
10 | Проекты | 2 | 2 |
11 | Великие имена в искусстве | 2 | 2 |
| Итого: | 35 | 35 |
Форма промежуточной аттестации: контрольное тестирование.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты освоения программы основного общего образования по изобразительному искусству отражают:
1) социализацию личности, формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
2) формирование понятия о национальной культуре и представления о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира;
3) развитие интереса и уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) мотивацию к учебной и творческой деятельности, формирование личностного смысла учения;
5) развитие самостоятельности и личной ответственности за принятое решение: в рисунке, творческой работе;
6) развитие творческого потенциала ученика в условиях активизации воображения и фантазии;
7) развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмоциональной отзывчивости на восприятие окружающего мира природы и произведений искусства;
8) воспитание интереса подростков к самостоятельной творческой деятельности, развитие желания привносить в окружающую действительность красоту;
9) развитие навыков сотрудничества и сотворчества в художественной деятельности;
10) бережное отношение к духовным ценностям.
Метапредметные результаты освоения программы основного общего образования по изобразительному искусству должны отражать:
1) освоение способов решения проблем поискового характера, развитие продуктивного проектного мышления, творческого потенциала личности, способности оригинально мыслить и самостоятельно решать творческие задачи;
2) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы решения;
3) развитие способности понимать причины успеха/неуспеха учебной и творческой деятельности и способности конструктивно действовать в ситуациях неуспеха на основе объективного анализа и самоанализа;
4) развитие способности откликаться на происходящее в мире, в ближайшем окружении, формирование представлений о цикличности и ритме в жизни и в природе;
5) развитие визуально-образного мышления, сознательного подхода к восприятию эстетического в действительности и искусстве, а также к собственной творческой деятельности;
6) активное использование речевых, музыкальных, знаково-символических средств, информационных и коммуникационных технологий в решении творческих коммуникативных и познавательных задач саморазвития и самовыражения;
7) развитие способности понимать и использовать в своей творческой работе художественные, поэтические, музыкальные образы в соответствии с целями и задачами урока; осознанно строить речевое высказывание и уметь передать другому своё представление об увиденном, услышанном, прочувствованном в разных видах искусства; накапливать знания и представления о разных видах искусства и их взаимосвязи;
8) формирование способности сравнивать, анализировать, обобщать и переносить информацию с одного вида художественной деятельности на другой (с одного искусства на другое); овладевать логическими действиями установления аналогий и причинно-следственных связей в построении рассуждений;
9) воспитание умения и готовности вести посильный диалог по поводу искусства и на языке искусства, способности принимать различные точки зрения, умения аргументированно излагать своё мнение, накапливать знания и представления об искусстве и его истории;
10) овладение способами ведения коллективной творческой работы; умение договариваться, распределять функции и роли в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, конструктивно разрешать возникающие конфликты;
11) развитие пространственного ощущения мира; формирование представления о природном пространстве и предметной среде разных народов; развитие интереса к искусству других стран, понимания связи народного искусства с окружающей природой, климатом, ландшафтом, традициями и особенностями региона; формирование представлений об освоении человеком пространства Земли;
12) освоение выразительных особенностей языка разных видов искусства;
13) формирование целостного, гармоничного восприятия мира, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного искусства.
Предметные результаты освоения программы основного общего образования по изобразительному искусству должны отражать:
1) сформированность представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
2) сформированность основ изобразительного искусства с опорой на особенности и своеобразие культуры и традиций родного края;
3) развитость устойчивого интереса к изобразительному творчеству; способность адекватно возрасту воспринимать, понимать, переживать и ценить произведения изобразительного и других видов искусства;
4) индивидуальное чувство формы и цвета в изобразительном искусстве, сознательное использование цвета и формы в творческих работах;
5) развитость коммуникативного и художественно-образного мышления детей в условиях полихудожественного воспитания;
6) проявление эмоциональной отзывчивости на красоту природных форм и произведений искусства;
7) развитие фантазии и воображения детей;
8) использование в собственных творческих работах разнообразия цветовых фантазий, форм, объёмов, ритмов, композиционных решений и образов;
9) сформированность представлений о видах пластических искусств, об их специфике; овладение выразительными особенностями языка пластических искусств (живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна);
10) умение воспринимать изобразительное искусство и другие виды искусства и выражать своё отношение к художественному произведению;
11) использование изобразительных, поэтических и музыкальных образов при создании театрализованных композиций, художественных событий, импровизации по мотивам разных видов искусства;
12) нравственные, эстетические, этические, общечеловеческие, культурологические, духовные аспекты воспитания на уроках изобразительного искусства.
Содержание учебного предмета изобразительное искусство
Содержание программы 6 класса направлено на развитие представлений учащихся об окружающем мире и месте в нём человека, о природе, обществе, культуре, на формирование у школьников представлений о процессах освоения человеком (обживания) окружающего природного ландшафта в разные исторические периоды. Важное место занимает история развития архитектуры (храмовая и дворцовая архитектура, дворянские усадьбы, садово-парковые ансамбли, архитектура будущего) как отражение мировоззрения человека. В тесной связи с окружающей природой, архитектурой, памятниками художественной культуры рассматриваются интерьер, костюм, предметы дворянского и крестьянского быта, а также организация окружающего пространства и его утилитарно-практическая составляющая в зависимости от назначения, в том числе литературная и музыкальная гостиные. Особое внимание уделяется становлению представлений о форме и стиле в искусстве.
Самостоятельное творчество учащихся направлено на выполнение индивидуальных и коллективных проектов, макетов, выполненных с учётом взаимосвязей между предметами в заданном пространстве, в том числе с помощью программ Paint, XnView, ASCII artwork. Используется также работа в компьютерных программах с простейшими текстовыми редакторами (Блокнот и WordPad), создание изображений (кадров диафильма) и сопроводительного текста в программе Paint.
Раздел восприятия произведений изобразительного искусства направлен на формирование представлений о глубинной взаимосвязи «человек — природа — архитектура». Раскрывается взаимообусловленность формы и характера украшения архитектурного сооружения и «вмещающего ландшафта» (Л.Н. Гумилёв), природных условий, общей экологии. Изучаемые темы дают представление об историческом жанре и изобразительном искусстве, в том числе об историческом портрете, натюрморте, символике в живописи и орнаменте. Учащиеся знакомятся с биографией и творчеством Д.Г. Левицкого, В.И. Сурикова, Дж. Моранди, Я. Вермеера Делфтского, М.К. Эшера и др.
Тематическое планирование
Название раздела (количество часов) | № урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения урока |
план | факт |
Введение – 1 ч. | 1 | Введение. История развития представлений человека о мироздании. | 1 | 02.09 | |
Глава 1. Мифология в народном творчестве – 5 ч. | 2 | Мифы творения мира | 1 | 09.09 | |
3 | Мифология и символика русской избы | 1 | 16.09 | |
4 | Фантастические звери в русском народном творчестве. | 1 | 23.09 | |
5 | Символы в орнаменте. | 1 | 30.09 | |
6 | Пермская деревянная скульптура | 1 | 07.10 | |
Глава 2. Мир архитектуры-5 ч. | 7 | Храмовая архитектура | 1 | 14.10 | |
8 | Дворцовая и замковая архитектура разных стран и народов | 1 | 21.10 | |
9 | Дворянские усадьбы России | 1 | 28.10 | |
10 | Декоративно-прикладное искусство в организации архитектурного пространства | 1 | 11.11 | |
11 | Садово-парковая архитектура | 1 | 18.11 | |
Глава 3. Искусство в интерьере дворянской усадьбы – 3 ч. | 12 | Дворянский быт, интерьер дворянского дома. | 1 | 25.11 | |
13 | Литературная гостиная и литературный салон. | 1 | 02.12 | |
14 | Музыка в пространстве интерьера. | 1 | 09.12 | |
Глава 4. Портрет в искусстве – 3 ч. | 15 | Костюм как произведение искусства | 1 | 16.12 | |
16 | Исторический портрет, парадный портрет. | 1 | 23.12 | |
17 | Графический портрет | 1 | 13.01 | |
Глава 5. Натюрморт – 4 ч. | 18 | Декоративный натюрморт | 1 | 20.01 | |
19 | Построение геометрических тел | 1 | 27.01 | |
20 | Ахроматический натюрморт | 1 | 03.02 | |
21 | Символика в живописи | 1 | 10.02 | |
Глава 6. Художественно-промышлен-ное производство в культуре России - 4 ч. | 22 | Тульский самовар | 1 | 17.02 | |
23 | Резьба по камню и кости | 1 | 24.02 | |
24 | Художественная обработка металла | 1 | 03.03 | |
25 | Павловопосадские платки | 1 | 10.03 | |
Глава 7. Книга как произведе-ние искусства – 3 ч. | 26 | Искусство оформления книги | 1 | 17.03 | |
27 | Художественный шрифт. | 1 | 31.03 | |
28 | Шрифтовая композиция | 1 | 07.04 | |
Глава 8. Малые формы в графике -3 ч. | 29 | Экслибрис | 1 | 14.04 | |
30 | Контрольное тестирование. | 1 | 21.04 | |
31 | Эмблема. Марка как произведение искусства | 1 | 28.04 | |
Глава 9. Проекты – 2 ч. | 32 | Город будущего. | 1 | 05.05 | |
33 | Архитектурный проект школы будущего. | 1 | 12.05 | |
Глава 10. Великие имена в искусстве – 2 ч. | 34 | Художник-живописец. | 1 | 19.05 | |
35 | Художник-график. | 1 | 26.05 | |
Итого: | | | 35 ч. | | |