Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Трубчевская средняя общеобразовательная школа № 2 им. А.С.Пушкина
УТВЕРЖДЕНО
директором школы
приказ №
от «» августа 2021 г.
Принята на заседании МО
учителей начальных классов
Протокол № от августа 2021 г.
Рук. ШМО: __________________
Гришина Л.А.
СОГЛАСОВАНО
заместитель директора
по учебно-воспитательной
работе
_______________
Климовцева В.А.
«» августа 2021 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
1 класс
Савченко Олеся Владимировна,
высшая квалификационная категория
Трубчевск
2021 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса разработана в соответствии с Положением о порядке разработки и утверждения рабочей программы по учебным предметам, курсам, модулям в соответствии с ФГОС НОО МБОУ Трубчевской СОШ № 2 им. А.С.Пушкина на основании Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ Трубчевской СОШ №2 им. А.С.Пушкина.
Планируемые результаты освоения учебного курса:
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций;
художественный вкус и способность к эстетической оценке произведения искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни;
уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности.
Метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» в первом классе является формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные универсальные учебные действия:
определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;
совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему (в ходе анализа предъявляемых заданий, образцов изделий);
планировать практическую деятельность на уроке;
с помощью учителя отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты;
предлагать свои конструкторско-технологические приёмы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий (на основе продуктивных заданий в учебнике);
работая по совместно составленному плану, использовать необходимые средства (рисунки, инструкционные карты, приспособления и инструменты), осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью сложных по конфигурации шаблонов, чертёжных инструментов);
определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Познавательные универсальные учебные действия:
активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов;
стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения;
ориентироваться в своей системе знаний и умений: понимать, что нужно использовать пробно-поисковые практические упражнения для открытия нового знания и умения;
добывать новые знания: находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
перерабатывать полученную информацию: наблюдать и самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы;
умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
слушать и понимать речь других;
вступать в беседу и обсуждение на уроке ив жизни;
готовность слушать собеседника и вести диалог;
готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
Для достижения планируемых результатов освоения учебного курса «Изобразительное искусство. 1 класс» используется:
Б.М. Неменский. Изобразительное искусство. Рабочая программа. 1-4 классы : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Б. М. Неменский [и др.]. – М. : Просвещение, 2012.
Л.А. Неменская. Изобразительное искусство. «Ты изображаешь, украшаешь и строишь».1 класс. - Учебник для общеобразовательных организаций – 8-е издание – М. : Просвещение, 2018 г.
Содержание рабочей программы полностью соответствует содержанию примерной программы учебного предмета, рекомендованной Минобрнауки России, авторской программы курса, учебно – методической системы Б. Неменского, имеет несущественные изменения, связанные с изменением количества часов.
На изучение курса отводится 1 ч. в неделю, 33 ч. в год.
Форма годовой промежуточной аттестации - защита проекта.
В связи с фактическим количеством учебных дней, на основании календарного учебного графика на 2021 - 2022 учебный год, с учетом расписания занятий выполнение рабочей программы в полном объеме будет обеспечено за счет уплотнения тем программы.
Содержание учебного предмета
Ты учишься изображать(9 ч.)
Мастер Изображения учит видеть и изображать. Первичный опыт работы художественными материалами, эстетическая оценка их выразительных возможностей. Пятно, объем, линия, цвет - основные средства изображения.
Овладение первичными навыками изображения на плоскости с помощью линии, пятна, цвета. Разноцветные краски.
Художники и зрители.
Ты украшаешь (9 ч.)
Украшения в природе. Красоту нужно уметь замечать. Люди радуются красоте и украшают мир вокруг себя. Мастер Украшения учит любоваться красотой. Основы понимания роли декоративной художественной деятельности в жизни человека. Мастер Украшения -мастер общения, он организует общение людей, помогая им наглядно выявлять свои роли.
Первичный опыт владения художественными материалами и техниками (аппликация, бумагопластика, коллаж, монотипия). Первичный опыт коллективной деятельности.
Ты строишь (8 ч.)
Первичные представления о конструктивной художественной деятельности и ее роли в жизни человека. Художественный образ в архитектуре и дизайне.
Мастер Постройки - олицетворение конструктивной художественной деятельности. Умение видеть конструкцию формы предмета лежит в основе умения рисовать.
Разные типы построек. Первичные умения видеть конструкцию, т.е. построение предмета. Первичный опыт владения художественными материалами и техниками конструирования. Первичный опыт коллективной работы.
Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу (7 ч.)
Общие начала всех пространственно-визуальных искусств - пятно, линия, цвет в пространстве и на плоскости. Различное использование в разных видах искусства этих элементов языка.
Изображение, украшение и постройка - разные стороны работы художника и присутствуют в любом произведении, которое он создает.
Наблюдение природы и природных объектов. Эстетическое восприятие природы. Художественно-образное видение окружающего мира.
Навыки коллективной творческой деятельности.
Тематическое планирование
1- а класс
№ п/п | Название разделов, тем | Кол-во часов | Дата | Примечание |
по плану | по факту |
| Ты изображаешь | 9 | | | |
1. | Все дети любят рисовать. Рисунки на асфальте. | 1 | 02.09 | | |
2. | Изображения всюду вокруг нас. Урок-экскурсия. | 1 | 09.09 | | |
3. | Мастер Изображения учит видеть. Урок-путешествие. | 1 | 16.09 | | |
4. | Изображать можно пятном. Урок-игра. | 1 | 23.09 | | |
5. | Изображать можно в объеме. Урок-сказка. | 1 | 30.09 | | |
6. | Изображать можно линией. Урок-соревнование. | 1 | 14.10 | | |
7. | Разноцветные краски. Урок-прогулка. | 1 | 21.10 | | |
8. | Изображать можно и то, что невидимое. (Настроение). Урок-импровизация. | 1 | 28.10 | | |
9. | Художники и зрители. Обобщение по теме. Урок-театрализация. | 1 | 11.11 | | |
| Ты украшаешь | 9 | | | |
10. | Мир полон украшений. | 1 | 25.11 | | |
11. | Красоту надо уметь замечать. | 1 | 02.12 | | |
12. | Цветы. | 1 | 09.12 | | |
13. | Узоры на крыльях. | 1 | 16.12 | | |
14. | Красивые рыбы. | 1 | 23.12 | | |
15. | Украшение птиц. | 1 | 30.12 | | |
16. | Узоры, которые создали люди. | 1 | 13.01 | | |
17. | Как украшает себя человек. | 1 | 20.01 | | |
18. | Мастер Украшения помогает сделать праздник. Обобщение по теме. | 1 | 27.01 | | |
| Ты строишь | 8 | | | |
19. | Постройки в нашей жизни. | 1 | 03.02 | | |
20. | Дома бывают разными. | 1 | 24.02 | | |
21. | Домики, которые построила природа. | 1 | 03.03 | | |
22. | Дом снаружи и внутри. | 1 | 10.03 | | |
23. | Строим город. | 1 | 17.03 | | |
24. | Все имеет свое строение. | 1 | 24.03 | | |
25. | Строим вещи. | 1 | 07.04 | | |
26. | Город, в котором мы живем. Обобщение по теме. | 1 | 14.04 | | |
| Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу | 7 | | | |
27. | Три Брата - Мастера всегда трудятся вместе. | 1 | 21.04 | | |
28. | Праздник весны. Начало работы над проектом «Сказочная страна». | 1 | 28.04 | | |
29. | Разноцветные жуки. Продолжение работы над проектом. | 1 | 05.05 | | |
30. | Времена года. | 1 | 12.05 | | |
31 | Здравствуй, лето! Обобщение по теме. | 1 | 12.05 | | |
32. | Защита проекта «Сказочная страна» в рамках годовой промежуточной аттестации. | 1 | 19.05 | | |
33. | Итоговый урок. | 1 | 19.05 | | |
| Итого: | 33 | | | |
Календарно - тематическое планирование
1- а класс
№ п/п | Название тем | Дата | Примечание |
по плану | по факту |
1. | Все дети любят рисовать. Рисунки на асфальте. | 02.09 | | |
2. | Изображения всюду вокруг нас. Урок-экскурсия. | 09.09 | | |
3. | Мастер Изображения учит видеть. Урок-путешествие. | 16.09 | | |
4. | Изображать можно пятном. Урок-игра. | 23.09 | | |
5. | Изображать можно в объеме. Урок-сказка. | 30.09 | | |
6. | Изображать можно линией. Урок-соревнование. | 14.10 | | |
7. | Разноцветные краски. Урок-прогулка. | 21.10 | | |
8. | Изображать можно и то, что невидимое. (Настроение). Урок-импровизация. | 28.10 | | |
9. | Художники и зрители. Обобщение по теме. Урок-театрализация. | 11.11 | | |
10. | Мир полон украшений. | 25.11 | | |
11. | Красоту надо уметь замечать. | 02.12 | | |
12. | Цветы. | 09.12 | | |
13. | Узоры на крыльях. | 16.12 | | |
14. | Красивые рыбы. | 23.12 | | |
15. | Украшение птиц. | 30.12 | | |
16. | Узоры, которые создали люди. | 13.01 | | |
17. | Как украшает себя человек. | 20.01 | | |
18. | Мастер Украшения помогает сделать праздник. Обобщение по теме. | 27.01 | | |
19. | Постройки в нашей жизни. | 03.02 | | |
20. | Дома бывают разными. | 24.02 | | |
21. | Домики, которые построила природа. | 03.03 | | |
22. | Дом снаружи и внутри. | 10.03 | | |
23. | Строим город. | 17.03 | | |
24. | Все имеет свое строение. | 24.03 | | |
25. | Строим вещи. | 07.04 | | |
26. | Город, в котором мы живем. Обобщение по теме. | 14.04 | | |
27. | Три Брата - Мастера всегда трудятся вместе. | 21.04 | | |
28. | Праздник весны. Начало работы над проектом «Сказочная страна». | 28.04 | | |
29. | Разноцветные жуки. Продолжение работы над проектом. | 05.05 | | |
30. | Времена года. | 12.05 | | |
31 | Здравствуй, лето! Обобщение по теме. | 12.05 | | |
32. | Защита проекта «Сказочная страна» в рамках годовой промежуточной аттестации. | 19.05 | | |
33. | Итоговый урок. | 19.05 | | |