Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Свердловская средняя общеобразовательная школа им. М.П. Марченко
городского округа Лосино-Петровский Московской области
УТВЕРЖДАЮ
Директор Л.В. Дуняшина
30 августа 2021 г.
Рабочая программа
по изобразительному искусству
для 7 класса
(ФГОС)
Составитель: Валынкина Н.А.,
учитель ИЗО и технологии
первая категория
2021 г.
Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе:
- Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ Свердловской СОШ им. М.П.Марченко г.о. Лосино – Петровский МО на 2020 – 2025 учебный год с учетом рабочей программы воспитания
- Примерной программы основного общего образования по предмету «Изобразительное искусство», рекомендованной Министерством образования РФ М.: Просвещение, 2018 г.
- Учебного пособия для общеобразовательных организаций /(Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских). – М.: Просвещение, 2018 г.
Согласно программе и учебному плану на изучение учебного предмета «Изобразительное искусство» в 7 классе отводится 35 часов (1 час в неделю), 35 учебных недель.
В связи с переходом школы на обучение по триместрам и согласно учебному плану школы на 2021-2022 учебный год на изучение предмета отводится 34 часа в год, из расчета 1 час в неделю, 34 учебных недели.
Количество часов на прохождение основных тем предмета не изменено.
Последовательность прохождения тем соответствует авторской программе.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование 7 нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
предмета:
формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей
духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации
общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения
окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к
сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного
вкуса и творческого воображения;
развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-
ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и
нравственном пространстве культуры;
освоение художественной культуры во всём многообразии её видов, жанров и
стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощённых в
пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных
народов, классические произведения
отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в
архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-
материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах
визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика,
скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне;
приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах
(театр и кино);
приобретение опыта работы различными художественными материалами и в
разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в
специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся
на ИКТ (цифровая фотография,
видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства,
освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки
произведений искусства; формирование активного отношения к традициям
художественной
культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;
осознание значения искусства и творчества в личной и культурной
самоидентификации личности;
развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование
устойчивого интереса к творческой деятельнос
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
освоение художественной культуры во всём многообразии её видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощённых в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения
отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография,
видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной
культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;
осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся
- характеризовать сюжетно-тематическую картину как обобщенный и целостный образ, как результат наблюдений и размышлений художника над жизнью;
- объяснять понятия "тема", "содержание", "сюжет" в произведениях станковой живописи;
- изобразительным и композиционным навыкам в процессе работы над эскизом;
- узнавать и объяснять понятия "тематическая картина", "станковая живопись";
- перечислять и характеризовать основные жанры сюжетно-тематической картины;
- характеризовать исторический жанр как идейное и образное выражение значительных событий в истории общества, как воплощение его мировоззренческих позиций и идеалов;
- узнавать и характеризовать несколько классических произведений и называть имена великих русских мастеров исторической картины;
- характеризовать значение тематической картины XIX века в развитии русской культуры;
- рассуждать о значении творчества великих русских художников в создании образа народа, в становлении национального самосознания и образа национальной истории;
- называть имена нескольких известных художников объединения "Мир искусства" и их наиболее известные произведения;
- творческому опыту по разработке и созданию изобразительного образа на выбранный исторический сюжет;
- творческому опыту по разработке художественного проекта - разработки композиции на историческую тему;
- творческому опыту создания композиции на основе библейских сюжетов;
- представлениям о великих, вечных темах в искусстве на основе сюжетов из Библии, об их мировоззренческом и нравственном значении в культуре;
- называть имена великих европейских и русских художников, творивших на библейские темы;
- узнавать и характеризовать произведения великих европейских и русских художников на библейские темы;
- характеризовать роль монументальных памятников в жизни общества;
- рассуждать об особенностях художественного образа советского народа в годы Великой Отечественной войны;
- описывать и характеризовать выдающиеся монументальные памятники и ансамбли, посвященные Великой Отечественной войне;
- творческому опыту лепки памятника, посвященного значимому историческому событию или историческому герою;
- анализировать художественно-выразительные средства произведений изобразительного искусства XX века;
- культуре зрительского восприятия;
- характеризовать временные и пространственные искусства;
- понимать разницу между реальностью и художественным образом;
- представлениям об искусстве иллюстрации и творчестве известных иллюстраторов книг. И.Я. Билибин. В.А. Милашевский. В.А. Фаворский;
- опыту художественного иллюстрирования и навыкам работы графическими материалами;
- собирать необходимый материал для иллюстрирования (характер одежды героев, характер построек и помещений, характерные детали быта и т.д.);
- представлениям об анималистическом жанре изобразительного искусства и творчестве художников-анималистов;
- опыту художественного творчества по созданию стилизованных образов животных;
- систематизировать и характеризовать основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна;
- распознавать объект и пространство в конструктивных видах искусства;
- понимать сочетание различных объемов в здании;
- понимать единство художественного и функционального в вещи, форму и материал;
- иметь общее представление и рассказывать об особенностях архитектурно-художественных стилей разных эпох;
- понимать тенденции и перспективы развития современной архитектуры;
- различать образно-стилевой язык архитектуры прошлого;
- характеризовать и различать малые формы архитектуры и дизайна в пространстве городской среды;
- понимать плоскостную композицию как возможное схематическое изображение объемов при взгляде на них сверху;
- осознавать чертеж как плоскостное изображение объемов, когда точка - вертикаль, круг - цилиндр, шар и т.д.;
- применять в создаваемых пространственных композициях доминантный объект и вспомогательные соединительные элементы;
- применять навыки формообразования, использования объемов в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина);
- создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;
- создавать практические творческие композиции в технике коллажа, дизайн-проектов;
- получать представления о влиянии цвета на восприятие формы объектов архитектуры и дизайна, а также о том, какое значение имеет расположение цвета в пространстве архитектурно-дизайнерского объекта;
Содержание разделов и тем учебного курса:
Содержание программы под редакцией Б.М. Неменского для 7 классов в течение года школьники осваивают основы изобразительного искусства: виды, образный язык, жанры. В содержание программы добавлены темы, в том числе из Стандарта основного общего образования по изобразительному искусству: Изображение фигуры человека в истории скульптуры; Творчество художественных объединений (Товарищество Передвижников, «Мир искусства»); Живопись, графика скульптура и архитектура России 18-20 вв.; Художественная культура Древней Руси, ее символичность и обращенность к внутреннему миру человека; Красота и своеобразие архитектуры и живописи Древней Руси; Стили и направления в русском изобразительном искусстве и архитектуре нового времени (Барокко, Классицизм, Реализм, Символизм, Модерн); Зарубежное изобразительное искусство и архитектура; Синтез изобразительных искусств и архитектуры; Этапы развития зарубежного искусства (виды, жанры, стили); Представители зарубежного изобразительного искусства и архитектуры, своеобразие их творчества; Монументальная живопись; Вечные темы и великие исторические события в русском искусстве; Тема Великой Отечественной войны в станковом и монументальном искусстве; Плакат и его виды. Шрифты; Живопись, графика скульптура и архитектура России 18-20 вв.; Современное изобразительное искусство. Традиции и новаторство в искусстве (НРК на примере художников г. Тюмени); ( Художественные направления в искусстве ХХ в. (Реализм, модерн, Авангард, Сюрреализм, проявления Постмодернизма); Смысл деятельности художника в современном мире Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества; Вкус и мода.
Виды занятий: рисование с натуры (рисунок, живопись), рисование на темы и иллюстрирование (композиция), декоративная работа, лепка, аппликация с элементами дизайна, беседы об изобразительном искусстве и красоте окружающего мира.
Методические приемы: освоение возможностей художественных материалов, деловые игры на уроке, отработка изобразительных техник, коллективное творчество, домашние задания (рисование, просмотр телевизионных передач, подбор и чтение литературы, работа с интернетом), беседы, восприятие и запоминание работ художников, обсуждение иллюстративного материала и работ учащихся, межпредметные и метапредметные связи. Индивидуально выполняются фрагменты общей работы, коллективно – их организация в единое целое.
Контроль: тестирование, выставки, поисковые задания, игровые формы проверки знаний, творческие проекты.
Знакомятся с мировоззрением народа, его обычаями, обрядами, бытом, религиозными традициями на примерах первобытных изображений наскальной живописи и мелкой пластики, произведений народного декоративно-прикладного искусства, музыкального фольклора, храмового синтеза искусств, классических и современных образцов профессионального художественного творчества в литературе, музыке, изобразительном искусстве, театре, кино. Синтез искусств в архитектуре. Виды архитектуры (культовая, светская, ландшафтная, градостроительство). Эстетическое формирование архитектурой окружающей среды и выражение общественных идей в художественных образах (композиция, тектоника, масштаб, пропорции, ритм, пластика, объемов, фактура и цвет материалов). Связь архитектуры и дизайна (промышленный, рекламный, ландшафтный, дизайн интерьера и др.) в современной культуре.
Образы природы, человека, окружающей жизни в произведениях русских и зарубежных мастеров.
Раздел: Великие темы жизни (8 часов): Художественная культура Древней Руси, ее символичность и обращенность к внутреннему миру человека. Красота и своеобразие архитектуры и живописи Древней Руси. Стили и направления в русском изобразительном искусстве и архитектуре нового времени (Барокко, Классицизм, Реализм, Символизм, Модерн). Зарубежное изобразительное искусство и архитектура. Синтез изобразительных искусств и архитектуры. Этапы развития зарубежного искусства (виды, жанры, стили). Представители зарубежного изобразительного искусства и архитектуры, своеобразие их творчества. Монументальная живопись. Вечные темы и великие исторические события в русском искусстве. Библейские темы в станковой живописи. Монументальная скульптура и образ истории народа. Мемориальные ансамбли (НРК на примере мемориалов г. Москвы). Тема Великой Отечественной войны в станковом и монументальном искусстве.
Раздел: Реальность жизни и художественный образ. (9 часов): Искусство иллюстрации. Слово и изображение. Плакат и его виды. Шрифты. Современное изобразительное искусство. Традиции и новаторство в искусстве (НРК на примере художников г. Москвы). Художественные направления в искусстве ХХ в. (Реализм, модерн, Авангард, Сюрреализм, проявления Постмодернизма). Смысл деятельности художника в современном мире. Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. Вкус и мода. История искусства и история человечества.
Раздел: Дизайн и архитектура в жизни человека. (5 часов): Синтез искусств в архитектуре. Виды архитектуры (культовая, светская, ландшафтная, градостроительство). Связь архитектуры и дизайна (промышленный, рекламный, ландшафтный, дизайн интерьера и др.) в современной культуре; Эстетическое формирование архитектурой окружающей среды и выражение общественных идей в художественных образах (композиция, тектоника, масштаб, пропорции, ритм, пластика, объемов, фактура и цвет материалов); Объект и пространство. От плоскостного изображения к объёмному макету. Соразмерность и пропорциональность; Архитектура – композиционная организация пространства. (Деревянное зодчество Московской области); Взаимосвязь объектов в архитектурном макете (Деревянное зодчество Московской области).
Раздел: Художественный язык конструктивных искусств. В мире вещей и зданий. (4 часа): Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объёмных форм. Понятие модуля. Важнейшие архитектурные элементы здания (Архитектура города Москвы). Вещь как сочетание объёмов и материальный образ времени. Вещь: красота и целесообразность. Единство художественного и функционального в вещи. Роль и значение материала в конструкции. Цвет в архитектуре и дизайне.
Раздел: Город и человек, Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека. (9 часов): Город сквозь времена и страны. Образно-стилевой язык архитектуры прошлого. Город сегодня и завтра. Тенденции и перспективы развития современной архитектуры. (на примере городов Московской области). Живое пространство города. Город, микрорайон, улица. Вещь в городе. Роль архитектурного дизайна в формировании городской среды. Интерьер и вещь в доме. Дизайн – средство создания пространственно-вещной среды интерьера. Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства. (парки, скверы города Москвы). Ты – архитектор. Проектирование города: архитектурный замысел и его осуществление. Мой дом – мой образ жизни. Функционально-архитектурная планировка своего дома.
Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству
в 7 «А», 7 «Б» классе на 2021-2022 учебный год
№ п/п | Наименование разделов и тем | Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения |
7 А | 7Б | 7А | 7Б |
РАЗДЕЛ 1: Великие темы жизни (8 часов) |
1 | Художественная культура Древней Руси, ее символичность и обращенность к внутреннему миру человека. Красота и своеобразие архитектуры и живописи Древней Руси | | | | |
2 | Изобразительное искусство и архитектура России. Стили и направления в русском изобразительном искусстве и архитектуре нового времени (Барокко, Классицизм, Реализм, Символизм, Модерн) | | | | |
3 | Зарубежное изобразительное искусство и архитектура. Синтез изобразительных искусств и архитектуры. Этапы развития зарубежного искусства (виды, жанры, стили). Представители зарубежного изобразительного искусства и архитектуры, своеобразие их творчества | | | | |
4 | Монументальная живопись | | | | |
5 | Вечные темы и великие исторические события в русском искусстве | | | | |
6 | Библейские темы в станковой живописи | | | | |
7 | Монументальная скульптура и образ истории народа. Мемориальные ансамбли (НРК на примере мемориалов г. Москвы) | | | | |
8 | Тема Великой Отечественной войны в станковом и монументальном искусстве | | | | |
Раздел 2: Реальность жизни и художественный образ (9 часов) |
9 | Современное изобразительное искусство. Традиции и новаторство в искусстве (НРК на примере художников г. Москвы) | | | | |
10 | Художественные направления в искусстве ХХ в. (Реализм, модерн, Авангард, Сюрреализм, проявления Постмодернизма). Смысл деятельности художника в современном мире | | | | |
11 | История искусства и история человечества. | | | | |
12 | Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. Вкус и мода | | | | |
13-14 | Искусство иллюстрации. Слово и изображение | | | | |
15 | Массовость и общедоступность полиграфического изображения. Цвет – элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и пятна. Плакат и его виды. Шрифты | | | | |
16 | Формы полиграфической продукции: книги, журналы, плакаты, афиши, буклеты, открытки и др. Искусство книги. Буква – строка – текст. Искусство шрифта. | | | | |
17 | Композиционные основы макетирования в полиграфическом дизайне. Стилевое единство изображения и текста. Типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, фотографическое, компьютерное). | | | | |
18 | Многообразие форм полиграфического дизайна (известные писатели Московского края) Компьютерная графика и ее использование в полиграфии, дизайне. | | | | |
Раздел 3: «Дизайн и архитектура в жизни человека» (5 часов) |
19 | Синтез искусств в архитектуре. Виды архитектуры (культовая, светская, ландшафтная, градостроительство). Связь архитектуры и дизайна (промышленный, рекламный, ландшафтный, дизайн интерьера и др.) в современной культуре. | | | | |
20 | Эстетическое формирование архитектурой окружающей среды и выражение общественных идей в художественных образах (композиция, тектоника, масштаб, пропорции, ритм, пластика, объемов, фактура и цвет материалов). | | | | |
21 | Объект и пространство. От плоскостного изображения к объёмному макету. Соразмерность и пропорциональность. | | | | |
22 | Архитектура – композиционная организация пространства. (Деревянное зодчество Московской области) | | | | |
23 | Взаимосвязь объектов в архитектурном макете. Деревянное зодчество Московской области) | | | | |
Раздел 4: «Художественный язык конструктивных искусств в мире вещей и зданий» (4 часа) |
24 | Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объёмных форм. Понятие модуля. Важнейшие архитектурные элементы здания (Архитектура города Москвы) | | | | |
25 | Вещь как сочетание объёмов и материальный образ времени. Вещь: красота и целесообразность. Единство художественного и функционального в вещи. | | | | |
26 | Роль и значение материала в конструкции. | | | | |
27 | Цвет в архитектуре и дизайне. | | | | |
Раздел 5: «Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека»(8 часов) |
| Город сквозь времена и страны. Образно-стилевой язык архитектуры прошлого. | | | | |
| Город сегодня и завтра. Тенденции и перспективы развития современной архитектуры. (на примере городов Московской области) | | | | |
| Живое пространство города. Город, микрорайон, улица. | | | | |
| Вещь в городе. Роль архитектурного дизайна в формировании городской среды. | | | | |
| Интерьер и вещь в доме. Дизайн – средство создания пространственно-вещной среды интерьера. | | | | |
| Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства. (парки, скверы города Москвы) | | | | |
| Ты – архитектор. Проектирование города: архитектурный замысел и его осуществление. | | | | |
| Мой дом – мой образ жизни. Функционально-архитектурная планировка своего дома. | | | | |
| Итого: | 34 часа | | | |
Лист коррекции в 7 «А» классе
№ | Дата внесения изменения | Основание для внесения изменения | Описание внесенного изменения | Лицо, вносящее изменение | Подпись |
1. | | | | | |
2. | | | | | |
3. | | | | | |
4. | | | | | |
5. | | | | | |
Лист коррекции в 7 «Б» классе
№ | Дата внесения изменения | Основание для внесения изменения | Описание внесенного изменения | Лицо, вносящее изменение | Подпись |
1. | | | | | |
2. | | | | | |
3. | | | | | |
4. | | | | | |
5. | | | | | |
6. | | | | | |
Согласовано: Согласовано:
Протокол заседания ШМО Зам.директора по УВР
учителей № 1 В.В.Филиппова
Руководитель ШМО
от «26» августа 2021г. от «26» августа 2021г.