ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе следующих нормативных документов:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
3. Образовательная программа начального общего образования МБОУ «Средняя школа им. Я.М.Вадина п. Дивный»
4. Учебный план МБОУ «Средняя школа им. Я.М.Вадина п. Дивный»
Цель: формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.
Данные цели реализуются в конкретных задачах обучения:
- совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
- развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и пр.);
- формирование навыков работы с различными художественными материалами.
2. ПЛАНИРУМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
• проговаривать последовательность действий на уроке.
• учиться работать по предложенному учителем плану.
• учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
• учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД
• ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
• делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
• добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
• перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
• сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).
• преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.
Коммуникативные УУД
• уметь пользоваться языком изобразительного искусства:
а) донести свою позицию до собеседника;
б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).
• уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
• уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.
• совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.
• учиться согласованно работать в группе.
Предметные результаты
знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
понимание образной природы искусства;
эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человек.
3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Как и чем работает художник? (8ч)
Три основные краски – красная, синяя, желтая.
Пять красок — все богатство цвета и тона.
Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности.
Выразительные возможности аппликации.
Выразительные возможности графических материалов.
Выразительность материалов для работы в объеме.
Выразительные возможности бумаги.
Для художника любой материал может стать выразительным (обобщение темы).
Реальность и фантазия (7ч)
Изображение и реальность.
Изображение и фантазия.
Украшение и реальность.
Украшение и фантазия.
Постройка и реальность.
Постройка и фантазия.
Братья-Мастера Изображения, украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы).
О чём говорит искусство (11ч)
Выражение характера изображаемых животных.
Выражение характера человека в изображении: мужской образ.
Выражение характера человека в изображении: женский образ.
Образ человека и его характер, выраженный в объеме.
Изображение природы в различных состояниях.
Выражение характера человека через украшение.
Выражение намерений через украшение.
В изображении, украшении, постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру (обобщение темы).
Как говорит искусство (9ч)
Цвет как средство выражения. Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного.
Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета.
Линия как средство выражения: ритм линий.
Линия как средство выражения: характер линий.
Ритм пятен как средство выражения.
Пропорции выражают характер.
Ритм линий и пятен, цвет, пропорции — средства выразительности.
4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема раздела | Количество часов |
1. | Как и чем работает художник? | 8 |
2. | Реальность и фантазия | 7 |
3. | О чём говорит искусство | 11 |
4. | Как говорит искусство | 9 |
Итого: | | 35 |
Приложение
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата |
план | факт |
Как и чем работает художник? (8 ч) |
1 | Три основных цвета — желтый, красный, синий | 1 | 1 неделя | |
2 | Белая и черная краски | 1 | 2 неделя | |
3 | Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности | 1 | 3 неделя | |
4 | Выразительные возможности аппликации | 1 | 4 неделя | |
5 | Выразительные возможности графических материалов | 1 | 5 неделя | |
6 | Выразительность материалов для работы в объёме | 1 | 6 неделя | |
7 | Выразительные возможности бумаги | 1 | 7 неделя | |
8 | Неожиданные материалы (обобщение темы) | 1 | 8 неделя | |
Реальность и фантазия (7 ч) |
9 | Изображение и реальность | 1 | 9 неделя | |
10 | Изображение и фантазия | 1 | 10 неделя | |
11 | Украшение и реальность | 1 | 11 неделя | |
12 | Украшение и фантазия | 1 | 12 неделя | |
13 | Постройка и реальность | 1 | 13 неделя | |
14 | Постройка и фантазия | 1 | 14неделя | |
15 | Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы) | 1 | 15 неделя | |
О чем говорит искусство (11 ч) |
16 | Изображение природы в различных состояниях | 1 | 16 неделя | |
17 | Изображение характера животных | 1 | 17 неделя | |
18-19 | Изображение характера человека: женский образ | 2 | 18 неделя 19 неделя | |
20-21 | Изображение характера человека: мужской образ | 2 | 20 неделя 21 неделя | |
22 | Образ человека в скульптуре | 1 | 22 неделя | |
23 | Человек и его украшения | 1 | 23 неделя | |
24 | О чём говорят украшения | 1 | 24 неделя | |
25 | Образ здания | 1 | 25 неделя | |
26 | В изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру (обобщение темы) | 1 | 26 неделя | |
Как говорит искусство (9 ч) |
27 | Тёплые и холодные цвета. Борьба тёплого и холодного. | 1 | 27 неделя | |
28 | Тихие и звонкие цвета | 1 | 28 неделя | |
29 | Ритм пятен | 1 | 29 неделя | |
30 | Что такое ритм линий? | 1 | 30 неделя | |
31 | Характер линий | 1 | 31 неделя | |
32 | Пропорции выражают характер | 1 | 32 неделя | |
33 | Ритм линий и пятен, цвет, пропорции – средства выразительности | 1 | 33 неделя | |
34 | Обобщающий урок года | 1 | 34 неделя | |
35 | Резерв | | 35 неделя | |
Лист коррекции
№ объед. уроков | Дата по плану | Дата по факту | Темы | Причина коррекции уроков |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |