МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРА ВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ АНГЛИЙСКОГОГО ЯЗЫКА №2»
ГОРОДА-КУРОРТА КИСЛОВОДСКА
`
Принято на педагогическом совете. Протокол от ____ августа 2019 года №_____ | Утверждаю. _________ Н.Н. Хачанова Приказ от _______ августа 2019 года №______ |
Рабочая программа
по изобразительному искусству
(предмет)
3 класс
(разработана на основе авторской программы
Б.М. Неменского,
1 час в неделю, 34 часа в год)
Составитель программы:
Нагаева И.Х.
(ФИО учителя-составителя)
город-курорт Кисловодск
2019-2020 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству для 3 класса составлена на основе требований к результатам освоения ФГОС НОО, авторской программы «Школа России» (Б.М. Неменский) - М.: Просвещение, 2016г. 2-е издание, переработанное, Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СОШ №2», с учетом планируемых к использованию учебно-методических материалов (рабочая тетрадь по предмету Изобразительное искусство: 3 класс: рабочая тетрадь для общеобразовательных организаций / Л.А. Неменская. – 8-е изд; дораб. – М.: Просвещение, 2016.) и ориентирована на использование учебника Изобразительное искусство. 3 класс. Учебник для общеобразовательных организаций / Л.А. Неменская. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2015.
Цель:
-формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.
Задачи:
- формирование у учащихся нравственно-этической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве;
- формирование художественно-творческой активности школьника;
- овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков.
Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:
— изобразительная художественная деятельность;
— декоративная художественная деятельность;
— конструктивная художественная деятельность.
Три способа художественного освоения действительности в начальной школе выступают для детей в качестве доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.
Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.
Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.
Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы, а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).
Одна из задач — постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету и является необходимым условием формирования личности каждого.
Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.
Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций.
Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.
Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.
Коллективные формы работы: работа по группам; индивидуально-коллективная работа (каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки).
Художественная деятельность: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.
Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.
В соответствии с учебным планом МБОУ «СОШ №2»на 2019-2020 учебный год на изучение изобразительного искусства в 3 классе начальной школы отводится 34 часа: 1 час в неделю, 34 учебные недели. Этот учебный план полностью соответствует количеству часов, предусмотренных авторской программой.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностные результаты
Учащиеся научатся:
-Чувства гордости за культуру и искусство Родины, своего народа.
-Уважительное отношение к культуре искусству других народов нашей страны и мира в целом.
-Понимание особой роли культуры в жизни общества и каждого отдельного человека.
-Эстетические чувства художественно-творческое мышление, наблюдательность, фантазия.
-Эстетические потребности; потребности в общении с искусством, природой, потребности в творческом отношении к окружающему миру, потребности в самостоятельной практической творческой деятельности.
-Навыки коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя.
-Умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы.
Учащиеся получат возможность :
-Понимания значения изобразительного искусства в жизни человека.
-Понимания роли искусства в собственной жизни.
-Внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к предмету «Изобразительное искусство» через освоение роли автора своих художественных работ.
-Уважения к чувствам и настроениям другого человека, представления о дружбе, доброжелательным отношениям к людям.
-Мотивации к коллективной творческой работе.
-Представления о труде художника, его роли в жизни каждого человека.
-Личностной идентификации на основе общего представления о творческом самовыражении, о мире профессий в изобразительном искусстве
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Учащиеся научатся:
-Овладеет умением творческого видения с позиции художника.
Овладеет умением вести диалог, распределять функции в роли выполнения коллективной творческой работы.
-Использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнения творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию.
-Планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач.
-Рационально строить самостоятельную творческую деятельность, организовывать место занятий.
-Осознано стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более оригинальных творческих результатов.
Учащиеся получат возможность :
-Принимать художественную задачу, инструкцию учителя и ход выполнения работы, предложенный в учебнике.
-На первоначальном уровне понимать особенности художественного замысла и его воплощения.
-Осуществлять под руководством учителя контроль по результату своей деятельности.
-Воспринимать мнение и предложения своих сверстников.
-Соотносить произведения по настроению, форме, по средствам художественной выразительности.
-Делать несложные выводы.
-Обсуждать со сверстниками ход выполнения работы и её результаты.
-Использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от произведения живописи.
-Следить за действиями других участников в совместной деятельности.
Познавательные УУД
Учащиеся научатся:
-Различать виды художественной деятельности.
-Различать виды и жанры в ИЗО.
-Понимать образную природу искусства.
-Эстетически оценивать явления природы, события окружающего мира.
-Применять художественные умения, знания и представления в процессе выполнения художественно-творческой работы.
-Узнавать, воспринимать и осмысливать несколько великих произведений русского и мирового искусства.
-обсуждать и анализировать произведения искусства.
-Усвоить названия ведущих музеев России и своего региона.
-Видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике.
-Использовать в художественно-творческой деятельности различные материалы и техники
-Компоновать на плоскости листа и в объеме, задуманный образ.
Освоить умения применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, графической грамотности.
-овладеть навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина,
Навыками изображения средствами аппликации и коллажа.
Рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную культуру.
-Эстетически воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, свидетелей нашей истории.
-Объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современников.
-Выражать в изобразительной деятельности свое отношение к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов.
-Приводить примеры произведений искусств, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека. -Использовать в художественно-творческой деятельности различные материалы и техники
-Компоновать на плоскости листа и в объеме, задуманный образ.
Освоить умения применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, графической грамотности.
-овладеть навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина,
Навыками изображения средствами аппликации и коллажа.
Рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную культуру.
-Эстетически воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, свидетелей нашей истории.
-Объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современников.
-Выражать в изобразительной деятельности свое отношение к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов.
-Приводить примеры произведений искусств, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
Учащиеся получат возможность :
-Понимать содержание и выразительные средства художественных произведений.
-Сопоставлять объекты и явления реальной жизни и их образы, выраженные в произведениях искусств, и объяснять их разницу.
-Выражать в беседе свое отношение к произведению искусства.
-Создавать графическими средствами выразительные образы природы, человека, животного.
-Выбирать характер линий для изображения того или иного образа.
-Овладеть на практике основами цветоведения.
-Использовать пропорциональные соотношения лица, фигуры человека при создании портрета.
-Создавать средствами живописи эмоционально-выразительные образы природы.
-Изображать пейзажи, натюрморты, выражая к ним свое эмоциональное отношение
Коммуникативные УУД:
Учащиеся научатся:
• Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:
а) донести свою позицию до собеседника.
б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).
• Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
• Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.
• Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.
• Учиться согласованно работать в группе:
а) учиться планировать работу в группе
б) учиться распределять работу между участниками проекта;
в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;
г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Учащиеся получат возможность :
Содержание программы (34 часа)
№ п/п | Наименование разделов | Кол-во часов | Основное содержание |
1 | Вводный урок Искусство в твоём доме | 8ч | Твои игрушки. Посуда у тебя дома. Обои и шторы у тебя дома. Мамин платок. Твои книжки. Открытки. Труд художника для твоего дома. |
2 | Искусство на улицах твоего города | 7ч | Памятники архитектуры. Парки, скверы, бульвары. Ажурные ограды. Волшебные фонари. Витрины. Удивительный транспорт. Искусство на улицах твоего города. |
3 | Художник и зрелище | 11ч | Художник в цирке. Художник в театр. Театр кукол. Театральные маски. Афиша и плакат. Праздник в городе. Школьный карнавал. |
4 | Художник и музей | 8ч | Музей в жизни города. Картина- особый мир. Картина- пейзаж. Картина- портрет. Картины исторические и бытовые. Скульптура в музее и на улице. Художник и музей. |
| Итого | 34ч | |
Тематическое планирование
№ | Содержание программного материала | Количество часов |
1 | Искусство в твоем доме | 8 ч. |
2 | Искусство на улицах твоего города | 7 ч. |
3 | Художник и зрелище | 11 ч. |
4 | Художник и музей | 8 ч. |
| Итого | 34 часа |
Практическая часть программы
Вид работы | I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть | Год |
Проверочная работа | 1 | 1 | 2 | 1 | 5 |
Контрольная работа | | 1 | | 1 | 2 |
Проект | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 |
КПТ по предмету «Изобразительное искусство»
3 класс УМК «Школа России»
№ п/п | Номер раздела и темы урока | Тема урока. | Кол-во часов | Дата (план) | Дата (факт) | Примеча-ние Причина корректировки |
I четверть |
Искусство в твоём доме (8 ч.) |
-
| -
| Твои игрушки. | 1 | | | |
-
| -
| Посуда у тебя дома. | 1 | | | |
-
| -
| Обои и шторы у тебя дома. | 1 | | | |
-
| -
| Мамин платок. | 1 | | | |
-
| -
| Твои книжки. | 1 | | | |
-
| -
| Твои книжки. | 1 | | | |
-
| -
| Открытки. | 1 | | | |
-
| -
| Труд художника. Проект | | | | |
Искусство на улицах твоего города (7ч.) |
-
| 1. | Памятники архитектуры.. | 1 | | | |
-
| 2. | Парки, скверы, бульвары. | 1 | | | |
-
| 3. | Ажурные ограды. | 1 | | | |
-
| 4. | Волшебные фонари. | 1 | | | |
-
| 5. | Витрины. | 1 | | | |
-
| 6 | Удивительный транспорт. | 1 | | | |
-
| 7. | Обобщающий урок. Проект. | 1 | | | |
Искусство на улицах твоего города (7ч.) |
-
| -
| Художник в цирке. | 1 | | | |
-
| -
| Художник в цирке. | 1 | | | |
-
| -
| Художник в театре. | 1 | | | |
-
| -
| Художник в театре. | 1 | | | |
-
| -
| Театр кукол. | 1 | | | |
-
| -
| Театр кукол. | 1 | | | |
-
| -
| Театральные маски. | 1 | | | |
-
| -
| Театральные маски. | 1 | | | |
-
| -
| Афиша и плакат. | 1 | | | |
-
| -
| Праздник в городе. | 1 | | | |
-
| -
| Школьный карнавал. Проект. | 1 | | | |
Художник и музей (8 ч.) |
-
| 1. | Музей в жизни города. | 1 | | | |
-
| 2. | Картина- особый мир. Картина-пейзаж. | 1 | | | |
-
| 3. | Картина-портрет. | 1 | | | |
-
| 4. | Картина-портрет. | 1 | | | |
-
| 5. | Картина-натюрморт | 1 | | | |
-
| 6. | Картина исторические и бытовые.. | 1 | | | |
-
| 7. | Скульптура в музее и на улице. | 1 | | | |
-
| 8. | Художник и музей. Проект. | 1 | | | |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Номер раздела и темы урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата план | Дата факт | Примечание Причина корректировки |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Искусство в твоём доме (8 ч.) |
-
| -
| Искусство в твоём доме. | 1 | | | |
-
| -
| Платок моей мамы. | 1 | | | |
-
| -
| Ткани различного назначения. | 1 | | | |
-
| -
| Обои в твоем доме. | 1 | | | |
-
| -
| Посуда в твоем доме. | 1 | | | |
-
| -
| Народные традиции декоративно-прикладного искусства и строительного мастерства. | 1 | | | |
-
| -
| Твои книги.Проект | 1 | | | |
-
| -
| Художник и диафильм. | 1 | | | |
Искусство на улицах твоего города (7ч.) |
-
| -
| Поздравительная открытка, декоративная закладка. | 1 | | | |
-
| -
| Промышленная графика. | 1 | | | |
-
| -
| Наследие предков - памятники архитектуры. | 1 | | | |
-
| -
| Витрины на улицах. Проект | 1 | | | |
-
| -
| Парки, скверы, бульвары, ажурные ограды, решетки. Проект. | 1 | | | |
-
| -
| Памятники. | 1 | | | |
-
| -
| Фонари. | 1 | | | |
Художник и зрелище (11 ч.) |
-
| -
| Театральное искусство. | 1 | | | |
-
| -
| Театральный грим. | 1 | | | |
-
| -
| Театральный костюм. | 1 | | | |
-
| -
| Декорации. | 1 | | | |
-
| -
| Занавес. | 1 | | | |
-
| -
| Афиша. Проект. | 1 | | | |
-
| -
| Художник и балет. | 1 | | | |
-
| -
| Художник и цирк. | 1 | | | |
-
| -
| Театр масок. | 1 | | | |
-
| -
| Театр кукол. | 2 | | | |
-
| -
| Театр кукол. | | | | |
Художник и музей (8 ч.) |
-
| -
| Музей искусства. | 1 | | | |
-
| -
| В музеях хранятся картины. | 1 | | | |
-
| -
| В музеях хранится скульптура. | 1 | | | |
-
| -
| Музей памятников архитектуры. | 1 | | | |
-
| -
| Музей декоративно-прикладного искусства. | 1 | | | |
-
| -
| Искусство всюду вокруг нас. | 3 | | | |
-
| -
| Искусство всюду вокруг нас. | | | | |
-
| -
| Искусство всюду вокруг нас. | | | | |