
Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству для 3 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, примерной программы по русскому языку и авторской программы Б.М. Неменского «Изобразительное искусство. 1-4 классы» (учебно-методический комплект «Школа России»), основной образовательной программой начального общего образования МАОУ «СОШ №1 г. Немана», с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.
Учебник «Изобразительное искусство» Б.М. Неменского для 3 класса входит в федеральный перечень учебников (приказ № 253 от 31.03.2014 г. МО РФ «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования») и является составной частью системы учебников «Школа России», издательство «Просвещение», где концептуальной основой является духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России, оптимальное развитие каждого ребёнка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, интересов, склонностей, развития) в условиях специально организованной учебной деятельности.
Цели и задачи курса
Курс «Изобразительное искусство» направлен на достижение следующих целей:
• воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;
• развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески; способности к восприятию искусства и окружающего мира; умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
• освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне - их роли в жизни человека и общества;
• овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, с разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
Задачи курса
• Совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира.
• Развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.).
• Формирование навыков работы с различными художественными материалами.
• Формирование у учащихся способности к организации своей учебной деятельности посредством освоения личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий, определённых ФГОС НОО
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Личностные УУД
Обучающиеся научатся:
• эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям);
• с гордостью относиться к произведениям искусства выдающихся художников толерантному принятию разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций;
Обучающиеся получат возможность научиться:
• с гордостью и уважением относиться к творчеству великих художников, рассказывающих в своих произведениях о Родине, о красоте природы.
• оценивать свои и чужие поступки, явления окружающей жизни.
• применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности.
• использовать различные художественные материалы для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование);
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Обучающиеся научатся
• видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптур и др.);
• общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;
• использовать язык изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов;
• ключевым компетенциям художественно-эстетического содержания;
• организовывать самостоятельную художественно-творческую и предметно-продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
Обучающиеся получат возможность научиться:
• формулировать учебную задачу урока в мини-группе (паре), принимать её, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей;
• читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.);
• составлять план работы по решению учебной задачи урока в мини-группе или паре, предлагать совместно с группой (парой) план изучения темы урока;
• выбирать вместе с группой (в паре) форму оценивания результатов, вырабатывать совместно с группой (в паре) критерии оценивания результатов;
•оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания (с помощью шкал, лесенок, баллов и пр.);
• определять границы коллективного знания и незнания по теме самостоятельно (Что мы уже знаем по данной теме? Что мы уже умеем?), связывать с целевой установкой урока;
• фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «−», «?»);
• анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой системы («+» и «−», «?»);
• фиксировать причины неудач в устной форме в группе или паре;
• предлагать варианты устранения причин неудач на уроке;
• оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.
Познавательные УУД
Обучающиеся научатся:
• использовать различные художественные материалы, приёмы и техники;
отвечать на вопросы учителя и учебника, придумывать свои собственные вопросы;
• изображать предметный мир, мир природы и человека в процессе работы с натуры, по памяти, по представлению и на основе фантазии;
• передавать характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу;
• выражать настроение художественными средствами;
Обучающиеся получат возможность научиться:
• компоновать на плоскости листа и в объеме задуманного художественного образа;
• использовать в художественно-творческой деятельности основы цветоведения;
• использовать знания графической грамоты;
• моделировать из бумаги, лепки из пластилина, навыков изображения средствами аппликации и коллажа;
Коммуникативные УУД
Обучающиеся научатся:
• вступать в общение в паре или группе, задавать вопросы на уточнение;
• прислушиваться к партнёру по общению (деятельности), фиксировать его основные мысли и идеи, аргументы, запоминать их, приводить свои;
• не конфликтовать, использовать вежливые слова;
• в случае спорной ситуации проявлять терпение, идти на компромиссы, предлагать варианты и способы разрешения конфликтов;
• употреблять вежливые формы обращения к участникам диалога;
Обучающиеся получат возможность научиться:
• принимать и сохранять цель деятельности коллектива или малой группы (пары), участвовать в распределении функций и ролей в совместной деятельности;
• определять совместно критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать достижения сверстников по выработанным критериям;
Предметные
Обучающиеся научатся:
• понимать цели изучения темы
• ориентироваться в учебной книге, её элементах;
Обучающиеся получат возможность научиться:
• понимать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осуществлять подготовку к праздникам; и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников, делиться впечатлениями о праздниках с друзьями;
• элементарным практическим умениям и навыкам в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);
• коллективной деятельности в процессе совместной работы в команде одноклассников под руководством учителя;
•сотрудничеству с товарищами в процессе совместного воплощения общего замысла.
Содержание курса «Изобразительное искусство»
3 класс (34ч)
Тема 1. Искусство в твоем доме (8 ч)
Твои игрушки. Посуда у тебя дома. Мамин платок. Обои и шторы в твоем доме. Твои книжки. Поздравительная открытка.Что сделал художник в нашем доме (обобщение темы). В создании всех предметов в доме принял участие художник. Ему помогали наши "Мастера Изображения, Украшения и Постройки".
Проект: « Твои книжки».
Тема 2. Искусство на улицах твоего города (7 ч)
Памятники архитектуры – наследие веков. Парки, скверы, бульвары. Ажурные ограды. Фонари на улицах и в парках. Витрины магазинов. Транспорт в городе. Что сделал художник на улицах моего города (обобщение темы)
Проект: « Ажурные ограды», «Витрины».
Тема 3. Художник и зрелище (10 ч)
Театральные маски. Художник в театре. Театр кукол. Театральный занавес. Афиша, плакат. Художник и цирк. Как художники помогают сделать праздник. Художник и зрелище (обобщающий урок)
Проект: «Праздник в городе»
Тема 4. Художник и музей (8 ч)
Музеи в жизни город.Искусство, которое хранится в этих музея. Картина-пейзаж. Картина-портрет. В музеях хранятся скульптуры известных мастеров. Исторические картины и картины бытового жанра. Музеи сохраняют историю художественной культуры, творения великих художников (обобщение темы). "Экскурсия" по выставке лучших работ за год, праздник искусств со своим собственным сценарием. Подвести итог: какова роль художника в жизни каждого человека.
Промежуточная аттестация обучающихся
Промежуточная аттестация обучающихся проводится в конце учебного года в форме творческой работы. Отметки за работу в рамках промежуточной аттестации учитываются в ходе итогового оценивания выпускника начальной школы.
Тематическое планирование
№ урока | Тема (раздел) | Кол-во часов | Предметные результаты | Методическое обеспечение | Коррекционная работа с обучающимися по АООП НОО с ЗПР |
1 | Раздел 1. Искусство в твоем доме Твои игрушки (создание формы, роспись). | 8 1 | Понимать, что создание вещи - это большая работа, в которой участвуют рабочие, инженеры и художники. | Учебник с. 3-8 | |
2 | Твои игрушки (лепка из пластилина). | 1 | Понимать и объяснять единство материала, формы и внешнего оформления игрушек (украшения). Учиться видеть и объяснять образное содержание конструкции и украшения предмета. Называть народные игрушки: дымковские, филимоновские, городецкие, богородские. Создавать игрушки из любых подручных материалов. | Учебник с. 12-17 | |
3 | Посуда у тебя дома. | 1 | Понимать зависимость формы и декора посуды от материала (фарфор, фаянс, дерево, металл, стекло). Узнавать образцы посуды, созданные мастерами промыслов (Гжель, Хохлома). Выполнять лепку посуды с росписью по белой грунтовке. | Учебник с. 18-25 | |
4 | Обои и шторы у тебя дома. | 1 | Понимать роль цвета и декора в создании образа комнаты. Создавать эскизы обоев или штор для комнаты, имеющей чёткое назначение (спальня, гостиная, детская). Понимать значение слова «ритм». | Учебник с. 26-29 | |
5 | Мамин платок. | 1 | Воспринимать и эстетически оценивать разнообразие вариантов росписи ткани на примере платка. Различать постройку (композицию), украшение (характер декора), изображение (стилизацию) в процессе создания образа платка. Создавать эскиз платка для мамы, девочки или бабушки (праздничного или повседневного). | Учебник с. 30-33 | |
6 | Проект. Твои книжки. | 1 | Понимать роль художника и Братьев-Мастеров в создании книги (многообразие форм книг, обложка, иллюстрации, буквицы и т.д.). Узнавать и называть произведения нескольких художников-иллюстраторов детской книги. Создавать проект детской книжки- игрушки. | Учебник с. 34-39 | |
7 | Поздравительная открытка (декоративная закладка). | 1 | Создавать эскиз открытки или декоративной закладки (возможно исполнение в технике граттажа, гравюры наклейками или графической монотипии). | Учебник с. 40-42 | |
8 | Труд художника для твоего дома. Обобщение темы. | 1 | Представлять любой предмет с точки зрения участия в его создании волшебных Братьев- Мастеров. Участвовать в выставке и обсуждении детских работ. | Учебник с. 43-45 | |
9 | Искусство на улицах твоего города Памятники архитектуры | 7 1 | Учиться видеть архитектурный образ, образ городской среды. Изучать и изображать один из архитектурных памятников своих родных мест. Понимать значение слов «памятники архитектуры». | Учебник с. 46-51 | |
10 | Парки, скверы, бульвары | 1 | Называть разновидности парков. Изображать парк, сквер (возможен коллаж) или строить игровой парк из бумаги. | Учебник с. 52-55 | |
11 | Проект. Ажурные ограды. | 1 | Понимать назначение и роль ажурных оград в украшении города. Создавать проект ажурной решетки или ворот. | Учебник с. 56-59 | |
12 | Волшебные фонари | 1 | Графически изображать или конструировать формы фонаря из бумаги. | Учебник с. 60-63 | |
13 | Проект. Витрины | 1 | Объяснять связь художественного оформления витрины с профилем магазина. Создавать проект оформления витрины любого магазина. | Учебник с. 64-67 | |
14 | Удивительный транспорт | 1 | Видеть образ в облике машины. Придумать, нарисовать или построить из бумаги образы фантастических машин (наземных, водных, воздушных). | Учебник с. 68-72 | |
15 | Труд художника на улицах твоего города (села) (обобщение темы) | 1 | Создавать коллективное панно «Наш город (село)» в технике коллажа, аппликации(панорама улицы из нескольких склеенных в полосу рисунков, с включением в них ажурных оград, фонарей, транспорта, дополненных фигурками людей). | Учебник с. 73-76 | |
16 | Художник и зрелище Художник в цирке | 11 1 | Понимать и объяснять важную роль художника в цирке (создание красочных декораций, костюмов, циркового реквизита и т.д.). Выполнять рисунок или аппликацию на тему циркового представления. | Учебник с. 77-79 | |
17 | Художник в театре | 1 | Понимать и уметь объяснять роль театрального художника в создании спектакля. Понимать значения слов «декорация», «макет». | Учебник с. 80-87 | |
18 | Театр кукол | 1 | Создавать театр на столе: картонный макет и персонажей сказки для игры в спектакль. Строить свою работу с разной последовательностью, делать выводы на основе личного опыта и наблюдений. | Учебник с. 88-93 | |
19 | Театр кукол | 1 | Иметь представление о разных видах кукол (перчаточные, тростевые, марионетки) и их истории, о кукольном театре в наши дни. | Учебник с. 88-93 | |
20 | Театральные маски. | 1 | Понимать значение слова «грим». Называть виды масок: театральные, обрядовые, карнавальные. | Учебник с. 94-97 | |
21 | Конструирование масок. | 1 | Конструировать выразительные и острохарактерные маски. Пользоваться, различными материалами. | Учебник с. 94-97 | |
22 | Афиша и плакат | 1 | Понимать значение театральной афиши и плаката как рекламы и приглашения в театр. Осваивать навыки лаконичного, декоративно обобщенного изображения (в процессе создания афиши или плаката). Создавать эскиз-плакат к спектаклю или цирковому представлению. | Учебник с. 98-101 | |
23 | Афиша и плакат | 1 | Учебник с. 98-101 | |
24-25 | Проект. Праздник в городе | 2 | Объяснять работу художника по созданию облика праздничного города. Выполнять рисунок проекта оформления праздника. | Учебник с. 102-103 | |
26 | Школьный карнавал (обобщение темы) | 1 | Понимать, какую роль играет праздничное оформление для организации праздника. | Учебник с. 104-107 | |
27 | Художник и музей Музей в жизни города Музеи Калининградской области. | 8 1 | Понимать значения слов «музей», «экспозиция», «коллекция». Понимать и объяснять роль художественного музея, учиться понимать, что великие произведения искусства являются национальным достоянием. | Учебник с. 108-109 | |
28 | Картина — особый мир. Картина-пейзаж | 1 | Понимать значение словосочетания «музей искусства». Иметь представление о том, что картина - это особый мир, созданный художником, наполненный его мыслями, чувствами и переживаниями. | Учебник с. 110-111 | |
29 | Картина — особый мир. Картина-пейзаж | 1 | Называть имена крупнейших русских художников- пейзажистов. Изображать пейзаж по представлению. Выражать настроение в пейзаже цветом. Понимать значение словосочетаний «настроение природы», «оттенки цвета». | Учебник с. 114-120 | |
30 | Картина-портрет | 1 | Иметь представление об изобразительном жанре - портрете и нескольких известных картинах-портретах. Создавать портрет кого-либо из дорогих, хорошо знакомых людей или автопортрет (по представлению). | Учебник с. 121-125 | |
31 | Картина-натюрморт | 1 | Понимать значение слова «натюрморт». Понимать, что в натюрморте важную роль играет настроение, которое художник передаёт цветом. Называть имена нескольких художников, работавших в жанре натюрморта. Создавать натюрморт по представлению с выражением настроения. | Учебник с. 126-129 | |
32 | Картины исторические и бытовые | 1 | Иметь представление о картинах исторического и бытового жанра. Создавать в рисунке сцены из своей повседневной жизни в семье, в школе, на улице или изображать яркое общезначимое событие. | Учебник с. 130-131 | |
33 | Скульптура в музее и на улице | 1 | Называть несколько знакомых памятников и их авторов, уметь рассуждать о созданных образах. Называть виды скульптуры (скульптуры в музеях, скульптурные памятники, парковая скульптура), материалы, которыми работает скульптор. Вылепливать фигуру человека или животного (в движении) для парковой скульптуры. | Учебник с. 132-137 | |
34 | Промежуточная аттестация | 1 | | | |
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Учебно-методическая литература
Неменский Б. М., Неменская Л. А., Горяева Н. А., Питерских А. С. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвящение, 2011
Неменский Б. М., Неменская Л. А., Коротеева Е. И. Изобразительное искусство. 1-4 кл.: методическое пособие. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011
Коротеева Е. И. Изобразительное искусство. Искусство и ты. 3 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2012
Неменская Л. А. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 3 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2013
Учебно – практическое оборудование:
Краски акварельные или гуашевые.
Кисти беличьи № 3,5,10.
Кисти из щетины № 3, 10 ,13.
Емкости для воды.
Стеки.
Пластилин.
Ножницы

7