муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Зеленодольская средняя общеобразовательная школа»
Петропавловского района Алтайского края
Принято: Педагогический совет Протокол №___ от ___.___.2018г | | Утверждаю: Директор школы ________ О.И. Никифорова Приказ№______ от ___.___.2018г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по изобразительному искусству
для 4 класса
к учебнику «Изобразительное искусство.
Каждый народ - художник» Л.А.Неменской
на основе авторской программы
Б.М.Неменского.
разработана Капустиной Галиной Геннадьевной
учителем начальных классов
высшей квалификационной категории
2018-2019 учебный год
Пояснительная записка
Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с учетом изменений, внесенных приказом Министерства образования и науки РФ от 26.11.2010г. №1241) (далее - ФГОС начального общего образования);
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 № 1015 «О порядке организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.06.2015 № 576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253»;
6. Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ «Зеленодольская СОШ»
7. Учебный план МБОУ «Зеленодольская СОШ» на 2018-2019 учебный год;
8. Положение о рабочей программе по учебному предмету, курсу,
в том числе и внеурочной деятельности.
Наименование учебного предмета: «Изобразительное искусство»
Класс: 4
Срок реализации программы, учебный год: 2018-2019
Количество часов по учебному плану: 34
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
понимание образной природы искусства;
эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
Планируемые результаты
освоения учебной программы по изобразительному искусству выпускника начальной школы
Выпускник научится:
- различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приемы работы сними для передачи собственного замысла;
- различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;
- эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к ним средствами художественного образного языка;
- узнавать, воспринимать описывать и эмоционально оценивать шедевры коми, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т.д.) окружающего мира и жизненных явлений;
- приводить примеры ведущих художественных музеев России, показывать на примерах их роль и назначение;
- создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
- использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объем, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла;
- различать основные и составные, теплые и холодные цвета;
- создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно0прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;
- наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;
- использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в республике Коми и в России;
- осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественно- творческой деятельности;
- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним.
Выпускник получит возможность научиться:
- воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;
- видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины, архитектура, скульптура и т.д.), в природе, на улице, в быту;
- высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях;
- пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, использовать различные оттенки цвета при создании живописных композиций на заданные темы;
- моделировать новые формы, различные ситуации путем трансформации известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;
- выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программа Paint;
- видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;
- понимать и передавать в художественной работе разницу представление о красоте человека в разных культурах мира, проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;
- изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая к ним свое отношение;
- изображать многофигуральные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.
Содержание учебного предмета, курса.
Название раздела (темы) | Кол-во часов для изучения раздела, темы | Содержание учебной темы |
Авторская | Рабочая | Контрольные, практические работы и т.д. |
«Истоки родного искусства» | 8 | 8 | 1 | Какого цвета Родина? Осенний вернисаж Пейзаж родной земли. Характерные черты и красота разных времен года Гармония жилья с природой Деревня — деревянный мир Образ русского человека (женский образ) Образ русского человека (мужской образ) Воспевание труда в искусстве Народные праздники Ярмарка. Обобщение по теме «Истоки родного искусства» |
«Древние города нашей земли» | 7 | 7 | 1 | Древнерусский город-крепость. Древние соборы. Древний город и его жители. Древнерусские воины-защитники. Города Русской земли. Золотое кольцо России. Узорочье теремов. Праздничный пир в теремных палатах. Обобщение по теме «Древние города нашей земли» |
«Каждый народ - художник» | 11 | 11 | 1 | Праздник как элемент художественной культуры страны. Образ японских построек. Отношение к красоте природы в японской культуре. Образ человека, характер одежды в японской культуре. Искусство народов гор и степей. Образ художественной культуры Средней Азии. Образ красоты древнегреческого человека. Древнегреческая архитектура. Древнегреческий праздник. Олимпийские игры в Древней Греции. Образ готических городов средневековой Европы. Средневековая архитектура. Средневековые готические костюмы. Многообразие художественных культур в мире. Обобщение по теме «Каждый народ -художник». |
«Искусство объединяет народы» | 8 | 8 | 1 | Все народы воспевают материнство. Все народы воспевают мудрость старости. Сопереживание — великая тема искусства. Герои, борцы и защитники. Юность и надежды. Искусство народов мира. Обобщение по теме «Искусство объединяет народы». (Искусствоведческая викторина) |
Итого: | 34 | 34 | 4 | |
Календарно - тематическое планирование
№ п/п | Название разделов, тем | Кол-во часов | Виды, формы контроля | Сроки |
По плану | Фактически |
Истоки родного искусства 8ч. |
1 | Пейзаж родной земли | 1 | текущий | | |
2 | Пейзаж родной земли | 1 | текущий | | |
3 | Деревня - деревянный мир. | 1 | текущий | | |
4 | Деревня - деревянный мир. | 1 | текущий | | |
5 | Деревня - деревянный мир. | 1 | текущий | | |
6 | Красота человека | 1 | текущий | | |
7 | Красота человека | 1 | текущий | | |
8 | Народные праздники. (обобщение темы) | 1 | тематический | | |
Древние города нашей земли (7ч) |
9 | Родной угол | 1 | текущий | | |
10 | Древние соборы | 1 | текущий | | |
11 | Древний город и его жители | 1 | | | |
12 | Города Русской земли | 1 | текущий | | |
13 | Древнерусские воины защитники | 1 | текущий | | |
14 | Узорочье теремов. | 1 | текущий | | |
15 | Пир в теремных палатах. (обобщение темы) | 1 | тематический | | |
Каждый народ – художник 11ч |
16 | Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии | 1 | текущий | | |
17 | Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии | 1 | текущий | | |
18 | Народы гор и степей | 1 | текущий | | |
19 | Народы гор и степей | 1 | текущий | | |
20 | Города в пустыне | 1 | текущий | | |
21 | Искусство Индии | 1 | текущий | | |
22 | Древняя Эллада | 1 | текущий | | |
23 | Древняя Эллада | 1 | текущий | | |
24 | Европейские города Средневековья | 1 | текущий | | |
25 | Европейские города Средневековья | 1 | текущий | | |
26 | Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы) | 1 | тематический | | |
Искусство объединяет народы (8ч) |
27 | Материнство | 1 | текущий | | |
28 | Мудрость старости | 1 | текущий | | |
29 | Сопереживание | 1 | текущий | | |
30 | Герои-защитники | 1 | текущий | | |
31 | Герои-защитники | 1 | текущий | | |
32 | Юность и надежды | 1 | текущий | | |
33 | Искусство народов мира (обобщение темы) | 1 | тематический | | |
34 | Урок - закрепление | 1 | текущий | | |
Перечень приложений к программе:
Приложение №1
Лист корректировки рабочей программы по ИЗО
Дата | Причины коррекции | Что скорректировано | Подпись зам. директора по УВР |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
Приложение №2
Список литературы
Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М.Неменского. 1-4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2015г.
Уроки изобразительного искусства. Поурочные разработки.1-4 классы Под редакцией Б.М.Неменского. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2013г.
Учебник «Изобразительное искусство. Каждый народ - художник» 4 класс. М.: Просвещение.