ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа «Изобразительное искусство» в начальной школе соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования.
Преподавание изобразительного искусства в начальной школе направлено на развитие способностей и творческого потенциала ребёнка, формирование эмоционально – образного, художественного типа мышления, что является важным условием становления растущей личности. В этот период складывается система эстетических знаний школьника, формируется его художественно – практические навыки.
Целями курса изобразительного искусства в начальной школе являются:
- Воспитание эстетических чувств. Интереса к изобразительному искусству;
- Приобщение к ценностям отечественной и зарубежной культуры, лучшим образцам народного творчества, классического и современного искусства;
- Реализация нравственного потенциала изобразительного искусства как средства формирования и развития этических принципов и идеалов личности;
- Развитие воображения, образного мышления, пространственных представлений, сенсорных навыков, способности к художественному творчеству;
- Освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно – прикладных, архитектуре и дизайне – их роли в жизни человека и общества;
- Овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно – творческой деятельности, разными художественными материалами.
Образование в начальной школе является базой, фундаментом последующего образования, поэтому важнейшая цель начального образования – сформировать у учащихся комплекс универсальных учебных действий (УУД), таких как:
- формирование социальных, учебных и познавательных мотивов
- Осознание ребенком своих физических возможностей, умений, нравственных качеств, переживаний, характера отношений к нему взрослых, развитие способности адекватно оценивать свои достижения и личностные качества
- Осознание принадлежности к сообществу граждан на общекультурной основе. Целостное отношение к социальному и природному миру.
- Освоение социальных норм проявления чувств. Способность регулировать свое поведение на основе эмоционального предвосхищения. Развитие высших чувств – нравственных переживаний (стыд, гордость), интеллектуальных чувств (радость познания), эстетических (чувство прекрасного).
- Положительное отношение к школе
- Интерес к школьному содержанию занятий
- Умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу
- Умение сохранять заданную цель
- Умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого
- Умение контролировать свою деятельность по результату
- Умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника
- Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависимости от конкретных условий;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
- синтез, как составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов;
- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
- Потребность ребенка в общении со взрослыми и сверстниками;
- овладение вербальными невербальными средствами общения;
приемлемое (эмоционально позитивное) отношение к процессу сотрудничества.
Общая характеристика курса.
Содержание программы реализует приоритетные направления художественного образования: приобщение к изобразительному искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребёнка.
В основу программы положены:
- единство воспитания, обучения и творческой деятельности учащихся;
- яркая выраженность познавательной сущности изобразительного искусства;
- система межпредметных связей с уроками музыки, литературного чтения, окружающего мира, математики, технологии;
- соблюдение преемственности в изобразительном творчестве младших школьников и дошкольников;
- направленность содержания программы на активное развитие эстетическое и нравственно – оценочного отношения к действительности, эмоционального отклика на красоту окружающего мира.
Рисование с натуры (рисунок и живопись) предполагает работу учащихся в классе. Они рассматривают предложенные учителем предметы и учатся их изображать карандашом, акварельными и гуашевыми красками, пером и кистью. Сюда также входит рисование по памяти и представлению.
Рисование на темы – это создание сюжетных композиций, иллюстраций к литературным произведениям. В процессе рисования на темы совершенствуются и закрепляются навыки грамотного изображения предметов, передачи пропорций, конструктивного строения, объёма, пространственного положения, освещённости, цвета.
В начальной школе тематическое рисование включает в себя рисование на темы окружающей жизни на основе наблюдений или по воображению, иллюстрирование различных литературных произведений.
Рисуя на темы, учащиеся знакомятся с законами композиции, узнают о художественно – выразительных средствах живописи и графики: цвет, мазок, линия, пятно, цветовой и световой контрасты, об особенностях передачи состояния покоя или движения в рисунке, об эмоциональных возможностях цвета.
Цвет является важнейшим средством выразительности в сюжетном рисунке. Учебные задания направлены на формирование у учащихся умения видеть гармоничные цветовые сочетания. Учитель знакомит детей с различными приёмами использования живописных материалов. демонстрирует последовательность выполнения изображения в цвете, особое внимание обращает на цветотональные отношения. Дети учатся называть сложные цвета объектов, на практике овладевают основами цветоведения.
Школьники знакомятся с творчеством выдающихся русских и зарубежных художников, произведениями бытового, исторического, батального и других жанров, а также с творчеством ведущих художников - иллюстраторов.
Обучение декоративной работе осуществляется в процессе выполнения творческих декоративных композиций, составления эскизов оформительских работ.
Учащиеся знакомятся с произведениями народного декоративно – прикладного искусства, изучают простейшие приёмы народной росписи, выполняют работы на основе декоративной переработки формы и цвета реальных объектов, создают декоративные композиции карандашом, кистью и т.д.
Декоративно – прикладное и народное искусство является мощным средством эстетического, патриотического и трудового воспитания. знакомство с художественными изделиями народных мастеров помогает прививать детям любовь к родному краю, учит видеть красоту природы и вещей, ценить традиции народа, уважать труд взрослых.
Лепка. Этот вид художественного творчества развивает наблюдательность, воображение, эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности. На занятиях лепкой у школьников формируется объёмное видение предметов, осмысливаются пластические особенности формы, развивается чувство цельности композиции.
Основным содержанием раздела является лепка фруктов, овощей, предметов быта, птиц и зверей с натуры, по памяти и представлению, лепка фигурок человека по памяти и на темы сюжетов быта и труда человека, литературных произведений. Учащиеся знакомятся с элементарными приёмами работы различными пластическими материалами для создания выразительного образа.
Беседы об изобразительном искусстве направлены на воспитание у детей устойчивого интереса к искусству, формируют потребность в знакомстве с произведениями отечественных и зарубежных мастеров. На уроках изобразительного искусства учащиеся знакомятся с особенностями художественного творчества, учатся понимать содержание картин. формированию представлений о богатстве и разнообразии художественной культуры способствует знакомство с ведущими художественными музеями России и мира.
Ценностные ориентиры содержания курса отражены в личностных, метапредметных и предметных результатах освоения изобразительного искусства в начальной школе и имеют следующие целевые установки:
- формирование основ гражданственности;
- формирование психологических условий развития общения, сотрудничества;
- развитие ценностно – смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма;
- развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию;
- развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации.
Реализация ценностных ориентиров на уроках изобразительного искусства в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих умений, обобщенных способов действия обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития детей.
Механизм реализации программы
Программой предусмотрены следующие виды занятий: рисование с натуры (рисунок, живопись), рисование по памяти и представлению, рисование на темы и иллюстрирование (композиция), декоративная работа, лепка, художественное конструирование и дизайн, беседы об изобразительном искусстве.
Наряду с основной формой организации учебного процесса – уроком – возможно проведение занятий – экскурсий.
Курс «Изобразительное искусство» рассчитан на 135 часов. В 1 классе на изучение отводится 33 часа (1 час в неделю, 33 учебных недель), во 2 – 4 классах по 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).
Результаты изучения курса
Личностные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе:
- становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- формирование основ гражданственности, любви к семье. Уважение к людям и своей стране; воспитание чувства гордости за свою Родину, уважения к традициям и культуре других народов;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие воображения, образного мышления, пространственных представлений, сенсорных способностей;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат. Бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные рузельтаты:
- овладение способностью понимать цели и задачи учебной деятельности;
- освоение способов решения проблем поискового и творческого характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- формирование умения понимать причины успеха/ неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- использование средств ИКТ для решения художественных и познавательных задач;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовым признакам, установления аналогий и причинно – следственных связей;
- формирование умения слушать собеседника и вести диалог, осуществлять совместную деятельность.
Предметные результаты:
- формирование первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека;
- формирование основ художественной культуры, потребности в художественной творчестве и в общении с искусством;
- овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
- овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности, а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ; развитие способности к созданию на доступном уровне сложности выразительного художественного образа.