СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по химии для 11 класса

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по химии для 11 класса

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по химии для 11 класса»


МКОУ «Бодеевская СОШ»



принято

на заседании методического

объединения учителей

гуманитарного цикла

Протокол №________

от «____»________________2017 г.


Руководитель МО________________


согласовано

Заместитель директора по учебно – воспитательной работе

______________________________


«____»__________________2017 г.

утверждаю

Директор

________________________________

И. Н. Воронина


Приказ №_______

от «____»________________2017 г.
















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по ________________химии___________________

учебный предмет

______________2017 – 2018 уч. год______________

учебный год

____________11 класс (1 часа в неделю)_____________

класс, количество часов в неделю






Составил:

Учитель_химии

Зайчиков В.В.










с. Бодеевка- 2017



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Программа разработана на основе Федерального компонен­та государственного стандарта общего образования по химии (Часть П. Среднее (полное) общее образование) в соответствии с существующей концепцией химического образования и реа­лизует принцип концентрического построения курса. Она оп­ределяет содержание общеобразовательного и базового уров­ней курса химии и предназначается для использования в 11 классах профильных и общеобразовательных школ.

Цели и задачи рабочей программы:

Освоение системы знаний о фундаментальных законах, теориях, фактах химии,

необходимых для понимания научной картины мира.

Овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов.

Развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями.

Воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде.


В основу программы положен принцип развивающего обучения. Программа опирается на материал, изученный в 8-9 классах, поэтому некоторые темы курса химии рассмат­риваются повторно, но уже на более высоком теоретическом уровне. Такой подход позволяет углублять и развивать поня­тие о веществе и химическом процессе, закреплять пройден­ный материал в активной памяти учащихся, а также сохра­нять преемственность в процессе обучения.

Программа обеспечивает сознательное усвоение учащими­ся важнейших химических законов, теорий и понятий; фор­мирует представление о роли химии в развитии разнообраз­ных отраслей производства; знакомит с веществами, окружа­ющими человека. При этом основное внимание уделяется сущности химических реакций и методам их осуществления, а также способам защиты окружающей среды.

Курс химии 10 класса обобщает, углубляет и расширяет знания о строении и свойствах неорганических веществ. В нем излагаются основы общей химии: современные представле­ния о строении атома, природе и свойствах химической свя­зи, основные закономерности протекания химических про­цессов, в том числе электролиза, коррозии, общие свойства сложных неорганических веществ, неметаллов и металлов, научные принципы химического производства, некоторые аспекты охраны окружающей среды.

Программа составлена с учетом ведущей роли химического эксперимента, причем не только в реализации принципа наглядности, но и в создании проблемных ситуаций на уроках. Предусматриваются все виды школьного химическо­го эксперимента — демонстрации, лабораторные опыты и практические работы, а также сочетание эксперимента с дру­гими средствами обучения. Опыты, указанные в практиче­ских работах, выполняются с учетом возможностей химиче­ского кабинета (наличия вытяжных шкафов, реактивов и обо­рудования) и особенностей класса. Возможна также замена указанных в программе опытов другими, имеющими равную познавательную и методическую ценность.

Программный мате­риал может быть рассчитан на:

34 ч, по 1 ч в неделю (базовый уровень для непрофильных классов профилированных школ), из их на практические работы- 2 часа; на контрольные работы – 2.

Распределение времени по темам является примерным. Учитель может обоснованно увеличивать или уменьшать ко­личество часов на изучение отдельных тем, включать допол­нительный материал в зависимости от уровня подготовки и интересов учащихся.

В результате изучения предусмотренного программой учеб­ного материала по общей химии учащиеся должны овладеть знаниями, умениями и навыками, перечисленными в требо­ваниях Федерального компонента государственного стандар­та общего образования по химии к уровню подготовки выпуск­ников, которые приведены далее.

Учебно – методический комплект:

1. И.И. Новошинский, Н. С. Новошинская. Химия 10 класс: учебник для

общеобразовательных учреждений [Текст] / И.И. Новошинский, Н. С.

Новошинская. – Москва «Русское слово», 2007..

2. И.И. Новошинский, Н. С. Новошинская. 10 класс: сборник

самостоятельных работ по химии [Текст] / И.И. Новошинский, Н. С.

Новошинская. – Краснодар, 2006.

3. И.И. Новошинский, Н. С. Новошинская. 8 – 11классы: типы химических

задач и способы их решения [Текст] / И.И. Новошинский, Н. С.

Новошинская. – Москва ОНИКС Мир и образование, 2006.

4. И.И. Новошинский, Н. С. Новошинская. Программа. Тематическое и

поурочное планирование [Текст] / И.И. Новошинский, Н. С.

Новошинская. – Москва «Русское слово», 2008.



Учебно-тематический план



Тема

Количество часов.

1

Строение атома. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева в свете теории строения атома.

2

2

Химическая связь.

5

3

Химические реакции и закономерности их протекания.

3

4

Растворы. Электролитическая диссоциация

4

5

Реакции с изменением степеней окисления атомов химических элементов.

5

6

Вещества и их свойства

5

7

Простые вещества

6

8

Химическая технология. Охрана окружающей среды.

4






СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ. ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

(1ч в неделю; всего 34 ч,)

I. СТРОЕНИЕ ВЕЩЕСТВА

Тема 1

Строение атома. Периодический закон и Периоди­ческая система химических элементов Д. И. Менделе­ева в свете теории строения атома (2 ч)

Атом. Обобщение ранее полученных знаний об атоме. Состав атома: ядро (протоны и нейтроны), электроны, их заряд и масса. Заряд ядра — важнейшая характеристика атома. Изотопы. Электронная схема атома*.

Развитие представлений о сложном строении атома. Состо­яние электронов в атоме. Двойственная природа электрона. Атомная орбиталь и электронное облако. Форма орбиталей (§-, р-, с?-орбитали). Максимальное число электронов на энер­гетических уровнях и подуровнях. Распределение электронов по энергетическим уровням и подуровням в атомах элемен­тов первых четырех периодов. Электронная классификация элементов: 8-, р-, й-семейства. Валентные электроны з-, р- и с?-элементов.

Периодический закон и Периодическая система химиче­ских элементов Д. И. Менделеева в свете теории строения ато­ма. Современная формулировка периодического закона. Фи­зический смысл номеров периода и группы. Причины перио­дичности изменения характеристик и свойств атомов элемен­тов и их соединений на примерах малых и больших периодов, главных подгрупп. Физический смысл периодического зако­на. Общая характеристика элемента и свойств его соединений на основе положения элемента в Периодической системе. Предсказание свойств веществ на основе периодического за­кона. Значение периодического закона для развития науки и понимания научной картины мира.

Тема 2

Химическая связь (5ч)

Ковалентная химическая связь, механизмы ее образова­ния: обменный и донорно-акцепторный. Полярная и непо­лярная ковалентная связь.

Валентность и валентные возможности атома в свете теории строения атома. Основное и возбужденное состояние атома. Степень окисления. Сравнение понятий «валентность» и «степень окисления».

Количественные характеристики химической связи: энер­гия связи, длина связи. Свойства ковалентной связи: насы­щаемость, направленность. сг-Связи и тт-связи.

Понятие о гибридизации атомных орбиталей. Виды гибри­дизации атомных орбиталей. Зависимость пространствен­ного строения молекул от вида гибридизации (линейная, треугольная и тетраэдрическая форма молекул)*.

Ионная связь как предельный случай ковалентной поляр­ной связи. Сравнение свойств ковалентной и ионной связей.

Водородная связь. Механизм образования водородной свя­зи: электростатическое и донорно-акцепторное взаимодей­ствие. Сравнение свойств ковалентной и водородной связи. Влияние водородной связи на свойства веществ.

Типы кристаллических решеток; ионные, атомные, молекулярные и металлические кристаллические решетки.

Металлическая связь, ее особенности. Зависимость свойств веществ от типа связи между частицами в кристаллах. Вещества молекулярно­го и немолекулярного строения.

Демонстрации

1. Модели электронных облаков разной формы.

2. Модели молекул различной геометрической формы.

3. Модели кристаллических решеток, коллекция кристаллов.

4. Опыты, раскрывающие взаимосвязь строения вещества с его свойствами (возгонка иода; нагревание кварца, серы и по­варенной соли).

5. Кинофильм «Жизнь и научная деятельность Д. И. Мен­делеева».

II. ХИМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

Тема 3

Химические реакции и закономерности их протекания (3 ч)

Сущность химической реакции: разрыв связей в реагента: и образование новых связей в продуктах реакции. Энергетик; химических реакций. Экзо- и эндотермические реакции. Теп ловой эффект реакции. Термохимические уравнения.

Скорость реакции. Гомогенные и гетерогенные реакции Факторы, влияющие на скорость реакции: природа реагиру ющих веществ, концентрация, температура (правило Вант Гоффа). Площадь поверхности соприкосновения реагирую щих веществ. Энергия активации. Катализаторы. Гомоген ный и гетерогенный катализ. Роль катализаторов в природе v интенсификации технологических процессов.

Обратимые и необратимые реакции. Понятие химическогс равновесия. Химическое равновесие в гомо- и гетерогенных реакциях. Факторы, влияющие на смещение равновесия (концентрация реагентов, температура и давление). Принцип Ле Шателье. Роль смещения равновесия в увеличении выхода продукта в химической промышленности.

Демонстрации

1. Экзо- и эндотермические реакции (гашение извести и разложение дихромата аммония).

2. Зависимость скорости реакции от природы реагирующих веществ, концентрации, температуры (взаимодействие цинка с соляной и уксусной кислотами при разных концентрациях и температурах).

3. Действие катализаторов и ингибиторов на скорость хи­мической реакции.

4. Влияние площади поверхности соприкосновения реаги­рующих веществ на скорость химической реакции (взаимо­действие гранул и порошка цинка или мела с соляной кисло­той одинаковой концентрации).

Лабораторный опыт 1

Смещение химического равновесия при изменении концен­трации реагирующих веществ.

1. Определение скорости реакции по изменению концент­рации реагирующих веществ.

2. Решение задач с использованием правила Вант-Гоффа.

Тема 4

Растворы. Электролитическая диссоциация (4 ч)

Дисперсные системы. Понятие о дисперсных системах. Дисперсионная среда и дисперсная фаза. Классификация дисперсных систем. Золи, гели, понятие о коллоидах. Истин­ные растворы.

Образование растворов. Механизм и энергетика растворе­ния. Химическое равновесие при растворении. Раствори­мость веществ в воде. Насыщенный раствор. Влияние на раст­воримость природы растворяемого вещества и растворителя, температуры и давления.

Способы выражения состава растворов: массовая доля раст­воренного вещества, молярная концентрация.

Электролитическая диссоциация. Зависимость механизма диссоци­ации от характера химических связей в электролитах. Слабые и силь­ные электролиты.

Среда водных растворов: кислотная, нейтральная, щелочная. Водо­родный показатель (рН) раствора. Индикаторы. Значение среды растворов для химических и биологических процессов.

Реакции ионного обмена в водном растворе. Условия протекания ре­акций: выпадение осадка, выделение газа, образование слабого элект­ролита.

Демонстрации

1. Образцы дисперсных систем с жидкой средой.

2. Образцы пищевых, косметических, биологических и ме­дицинских золей и гелей.

3. Эффект Тиндаля.

4. Получение насыщенного раствора.

5. Окраска индикаторов в различных средах.

Лабораторный опыт 2

Тепловые явления при растворении.

Лабораторный опыт 3

Реакции ионного обмена в растворе. Расчетные задачи

Расчет массовой доли растворенного вещества.

Тема 5

Реакции с изменением степеней окисления атомов химических элементов (5 ч)

Окислительно-восстановительные реакции. Процессы окисления и восстановления. Восстановители и окислители. Окислительно-восста­новительная двойственность. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций. Метод электронного баланса.

Окислительно-восстановительные реакции в природе, производ­ственных процессах и жизнедеятельности организмов.

Электролиз. Электролиз расплавов и водных растворов электролитов с инертными электродами. Применение элект­ролиза в промышленности.

Коррозия металлов. Уще^б от коррозии. Виды коррозии (химическая и электрохимическая). Способы защиты метал­лов от коррозии: легирование, антикоррозионные покрытия (неметаллические, химические и металлические — анодные и катодные), протекторная защита, ингибирование.

Демонстрации

1. Примеры окислительно-восстановительных реакций.

2. Электролиз растворов хлорида меди(П) и сульфата нат­рия или калия.

Лабораторный опыт 4

Окислительно-восстановительные реакции. Расчетные задачи

Решение задач по теме «Электролиз».

III. ВЕЩЕСТВА И ИХ СВОЙСТВА

Тема 6

Сложные неорганические вещества (5ч)

Классификация неорганических соединений. Обобщение свойств не­органических соединений важнейших классов.

Оксиды. Классификация оксидов по химическим свойствам, физи­ческие и химические свойства. Гидроксиды:

• основания, их диссоциация и химические свойства;

• кислоты, их диссоциация и химические свойства;

• амфотерные гидроксиды, их химические свойства. Соли:

• средние соли, их диссоциация и химические свойства;

• кислые соли, способы их получения, диссоциация, пере­вод кислых солей в средние;

• основные соли, их состав, номенклатура, способы получе­ния, диссоциация, перевод основных солей в средние.

Генетическая связь между классами неорганических соединений.

Гидролиз солей. Понятие о гидролизе. Гидролиз солей раз­личных типов (исключая полный гидролиз солей). Степень гидролиза. Влияние температуры и концентрации на степень гидролиза. Смещение равновесия гидролиза.

Демонстрации

1. Реакции, характерные для основных, кислотных и амфо-терных оксидов и гидроксидов.

2. Получение и свойства средних, кислых и основных со­лей.

3. Гидролиз солей различных типов.

Лабораторный опыт 5

Распознавание оксидов.

Расчетные задачи

Решение задач по материалу темы.

Тема 7

Простые вещества (6ч)

Неметаллы. Общий обзор неметаллов. Положение элемен­тов, образующих простые вещества — неметаллы, в Периоди­ческой системе. Особенности строения их атомов. Строение простых веществ — неметаллов. Аллотропия. Способы полу­чения неметаллов. Физические и химические свойства неме­таллов. Окислительно-восстановительная двойственность не­металлов. Окислительные свойства: взаимодействие с метал­лами и водородом, неметаллами, атомы которых имеют более низкое значение электроотрицательности, некоторыми слож­ными веществами. Восстановительные свойства в реакциях с кислородом, фтором и оксидами (углерод, водород). Реакция диспропорционирования: взаимодействие галогенов (кроме фтора) и серы со щелочами, хлора и брома с водой. Роль неме­таллов в природе и технике.

Металлы. Общий обзор металлов. Положение элементов, образующих простые вещества — металлы, в Периодиче­ской системе. Особенности строения их атомов. Нахождение металлов в природе и способы их получения. Физические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов. Химические свойства металлов: взаимодействие с простыми веществами — неметаллами, со сложными веще­ствами: с водой, растворами щелочей и кислот, кислотами-окислителями (азотная и концентрированная серная), раст­ворами солей.

Применение металлов, их сплавов и соединений в промыш­ленности и современной технике. Роль металлов в природе и жизни организмов.

Демонстрации

1. Модели кристаллических решеток иода, алмаза и графита.

2. Взаимодействие серы с кислородом, водородом и раство­ром щелочи.

3. Вытеснение менее активных галогенов из их соединений (галогенидов) более активными галогенами.

4. Коллекция металлов с различными физическими свой­ствами.

5. Взаимодействие металлов с неметаллами и водой.

6. Взаимодействие алюминия или цинка с растворами сер­ной и азотной кислот.

Практическая работа 1

Экспериментальные задачи по разделу «Вещества и их свойства».

Практическая работа 2

Идентификация неорганических соединений.

Расчетные задачи

Решение задач по материалу темы.

IV. ХИМИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ И ЭКОЛОГИЯ

Тема 8

Химическая технология. Охрана окружающей среды (4 ч)

Производство серной кислоты контактным способом: зако­номерности химических реакций, выбор оптимальных усло­вий их осуществления.

Общие научные принципы химического производства. Со­временные методы оптимизации химических производств. Промышленное получение веществ и охрана окружающей среды от загрязнений. Необходимость экологической экспер­тизы новых технологий.

Охрана атмосферы. Состав атмосферы Земли. Озоновый щит Земли. Основные источники загрязнения атмосферы. Изменение свойств атмосферы в результате ее загрязнения: парниковый эффект, кислотные дожди, фотохимический смог. Понятие о предельно допустимых концентрациях (ПДК) вредных веществ. Охрана атмосферы от загрязнения.

Охрана гидросферы. Вода в природе. Вода — универсаль­ный растворитель. Роль воды в круговороте веществ в природе.

Источники и виды загрязнения воды. Охрана водных ресур­сов от загрязнения.

Охрана почвы. Почва — основной источник обеспечения растений питательными веществами. Источники и основ­ные загрязнители почвы. Способы снижения загрязненности почвы.

общая химия)

В результате изучения химии на базовом уровне ученик должен:

знать/понимать

важнейшие химические понятия; вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молеку­лярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молеку­лярного и немолекулярного строения, раствор, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эф­фект реакции, скорость химической реакции, катализ, хими­ческое равновесие;

основные законы химии; сохранения массы веществ, по­стоянства состава, периодический закон;

основные теории химии', химической связи, электроли­
тической диссоциации; *

важнейшие вещества и материалы; основные металлы и сплавы, серная, соляная, азотная и уксусная кислоты, ще­лочи, аммиак, минеральные удобрения;

уметь

называть изученные вещества по тривиальной или меж­дународной номенклатуре;

определять валентность и степень окисления химичес­ких элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических со­единений, окислитель и восстановитель;

характеризовать элементы малых периодов по их поло­жению в Периодической системе Д. И. Менделеева, общие хи­мические свойства металлов, неметаллов, основные классы неорганических соединений;

объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения, природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической ре­акции и положения химического равновесия от различных факторов;

выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических веществ;

проводить самостоятельный поиск химической информа­ции с использованием различных источников (научно-попу­лярные издания, компьютерные базы данных, ресурсы сети Интернет); использовать компьютерные технологии для обра­ботки и передачи химической информации и ее представле­ния в различных формах;

проводить расчеты на основе формул и уравнений реак­ций;

использовать приобретенные знания и умения в практи­ческой деятельности и повседневной жизни для

• объяснения химических явлений, происходящих в приро­де, быту и на производстве;

• определения возможности протекания химических пре­вращений в различных условиях и оценки их последствий;

• экологически грамотного поведения в окружающей среде;

• оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;

• безопасного обращения с горючими и токсичными вещест­вами, лабораторным оборудованием;

• приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;

• критической оценки достоверности химической информа­ции, поступающей из разных источников.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!