СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по химии для 8-9 классов

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая программа по химии для 8-9 классов составлена на основе УМК Журина А.А,

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по химии для 8-9 классов»

Негосударственная общеобразовательная автономная

некоммерческая организация

«ПАВЛОВСКАЯ ГИМНАЗИЯ»


УТВЕРЖДЕНО

Приказ № 212.2 – АДМ

от ___ августа 2019 г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ХИМИИ

учителя химии Веселовой Л.А.

для 8 - 9 классов







«РАССМОТРЕНО»

на заседании МО


Протокол №1 от 27.08. 2019 г.


«СОГЛАСОВАНО»

Зам. директора АНО «Павловская гимназия»


_______________ /Е.Ю. Васюкова /

29 августа 2019 г.














2019 г.

Пояснительная записка

В 2019-2021 учебных годах представленная программа реализуется в 8-9 классах.

Рабочая программа составлена на основе:

Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 31.12. 2014, с изм. от 02.05. 2015) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 5. 07. 2017);

Основной образовательной программы основного общего образования АНО «Павловская гимназия»;

Авторской программы Журина А.А.

УМК «Сфера» Просвещение Журина А.А. 8-9 класс

Учебного плана АНО «Павловская гимназия» на 2019-2020 учебный год;

Учебного плана АНО «Павловская гимазия» на 2020-2021 учебный год;

Устава АНО «Павловская гимназия».

Место учебного предмета в учебном плане

Особенности содержания курса «Химия» являются главной причиной того, что в базисном учебном (образовательном) плане этот предмет появляется последним в ряду естественнонаучных дисциплин, поскольку для его освоения школьники должны обладать не только определенным запасом предварительных естественно-научных знаний, но и достаточно хорошо развитым абстрактным мышлением. В образовательной программе по химии на изучение химии в 8 и 9 классах отводится 136 часов (2 часа в неделю, 68 часов в год). Реализация данной программы способствует использованию разнообразных форм организации учебного процесса, внедрению современных методов обучения и педагогических технологи. Срок реализации программы – 2 года.

Условия реализации

Обучение производится в специально оборудованных аудиториях и лабораториях, что позволяет полноценно проводить процесс обучения, в т.ч. химический эксперимент. Имеются кабинет для занятий с классом, оснащенный вытяжным шкафом для проведения демонстрационных экспериментов, и два кабинета-лаборатории для групповых занятий. Кабинеты оснащены проекционным техническим оборудованием, компьютером, средствами наглядности и необходимым химическим оборудованием.

АНО «Павловская гимназия» является школой полного дня, что даёт возможность повысить эффективность освоения образовательной программы и достичь планируемых результатов.

Цели изучения

Изучение химии в 8–9 классах вносит значительный вклад в достижение главных целей основного общего образования, способствуя:

- освоению системы важнейших химических знаний: понятий, фактов, основных законов и теорий, химического языка, сведений по истории развития химии;

- ознакомлению с глобальными проблемами человечества, их химическими аспектами и возможными путями решения;

- изучению методов познания природы, таких как наблюдение, анализ, синтез, химический эксперимент, моделирование, типология, класcификация;

- приобретению умений производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;

- овладению умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, их систематизации и классификации, сущности химического производства, а также для предсказания химических фактов;

- формированию экологически грамотного обращения с веществами и химическими реакциями, а также способности предупреждать явления, наносящие вред здоровью человека и окружающей среде;

- развитию положительной мотивации изучения химии, познавательных интересов, мыслительных способностей, необходимых для успешного освоения химических знаний, характеризующихся значительным уровнем абстракции;

- воспитанию убежденности в познаваемости окружающего мира, потребности гуманного отношения к среде обитания, ведения здорового образа жизни, уважения к инструкциям, сопутствующим химическим препаратам, используемым в быту, сельском хозяйстве и на производстве, а также способностей к сотрудничеству между собой и учителем.

Общая характеристика курса химии 8-9 класса

Основное содержание курса химии первого года обучения составляют сведения о веществах и их превращениях, об использовании веществ и химических реакций, о сущности процесса познания, о Периодическом законе и систематизации химических элементов, а также о строении атома.

Основными вопросами химии являются изучение состава и строения веществ, зависимости их свойств от строения, получение веществ с заданными свойствами, исследование закономерностей химических реакций и путей управления ими в целях получения веществ, материалов, энергии. Поэтому в рабочей программе нашли отражение основные содержательные линии:

а) вещество — знания о составе и строении веществ, их важнейших физических и химических свойствах, биологическом действии;

б) химическая реакция — знания об условиях, в которых проявляются химические свойства веществ, способах управления химическими процессами;

в) применение веществ — знания и опыт практической деятельности с веществами, которые наиболее часто употребляются в повседневной жизни, широко используются в промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте;

г) язык химии — система важнейших понятий химии и терминов, в которых они описываются, номенклатура неорганических веществ, т. е. их названия (в том числе и тривиальные), химические формулы и уравнения, а также правила перевода информации с естественного языка на язык химии и обратно.

Изучение химии в восьмом классе в основном осуществляется на уровне атомно-молекулярной теории. В связи с этим, целесообразно раскрыть обучающимся историю возникновения атомистики. При изучении первой темы «Введение» формируются первоначальные понятия о веществах и химической реакции, как о процессе образования нового вещества из атомов, входивших в состав исходных веществ. Важно то, что обучающиеся знакомятся с развитием представлений о веществе в культурно-историческом аспекте.

Рассмотрению сущности химической формулы предшествует изучение химических реакций, позволяющих установить массовую долю химических элементов в веществе. Это создает фактологическую основу для обсуждения постоянства состава вещества, а также для вывода химической формулы, как модели, отражающей экспериментальные данные о составе вещества.

Целесообразно у школьников формировать понятие о валентности химических элементов. Они должны понимать, что представление о валентности является теоретической моделью, объясняющей причину постоянства состава веществ. Составление химической формулы по валентности элементов рассматривается, как прогноз состава вещества на основе теоретических знаний.

Сформированное понятие о химических формулах в дальнейшем позволит формировать представления о химическом уравнении как о модели химической реакции.

Данная рабочая программа предусматривает некоторые изменения, в т.ч. и перестановку тем. Так тема «Количественные отношения в химии» будет рассматриваться сразу после темы о первоначальных понятиях. Это обусловлено тем, что такие понятия как «количество вещества», «моль», «молярная масса» и другие также являются важными в понятийном аппарате школьника и позволяют производить определенные вычисления, которые используются при решении задач.

Третья тема “Важнейшие классы неорганических соединений” направлена на ознакомление обучающихся как с составом и строением , так и со свойствами веществ простых (кислород, водород) и сложных (вода, оксиды, гидроксиды, кислоты, соли), имеющих большое практическое значение. Изучение этой темы позволяет раскрыть взаимосвязь состава и свойств веществ и возможности их применения.

Заключительная четвертая тема «Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева» представляет собой важное знакомство с историей открытия данного закона. Оно иллюстрирует закономерности естественнонаучного познания: объективные условия открытия, выявление проблемы систематизации химических элементов.

Данная тема также посвящена изучению строения атомов, тесно связана с обучением моделированию. Ученики знакомятся с фактами, которые существенно повлияли на эволюцию моделей строения атома. Распределение электронов по энергетическим уровням рассматривается как модель, позволяющая объяснить явление периодичности. Заполнение электронами предвнешнего слоя у некоторых элементов объясняет факт удлинения периодов, начиная с четвертого. В процессе моделирования рассматривается отличие строение атома элементов, образующих металлы и неметаллы.

Химия IX класса начинается с темы «Строение вещества». Ученики знакомятся с фактом электропроводности растворов и расплавов солей и щелочей. Эти факты объясняются существованием ионной связи.

Учащимся хорошо известны простые вещества, образованные неметаллами. Возникает проблема объяснения причин образования молекул у таких веществ. Объясняет этот факт новая модель – модель ковалентной связи. При рассмотрении модели образования ковалентной связи между атомами разных химических элементов возникает необходимость введения понятия об электроотрицательности химических элементов. Металлическая связь позволяет объяснить общие свойства металлов.

Завершается тема «Строение вещества» рассмотрением физических свойств веществ со связями различного типа. Обучающиеся сталкиваются с тем, что некоторые свойства веществ, например, температуру плавления, можно объяснить образованием ионной молекулярной или атомной кристаллической решеткой. Такие новые модельные представления о строении вещества позволяют сделать вывод о том, что не все вещества состоят из молекул. Для этого вывода создаются объективные предпосылки, поэтому он является личностно значимым

Вторая тема «Многообразие химических реакций» предусматривает изучение окислительно-восстановительных реакций. Обучающиеся вспоминают кислородную теорию горения Лавуазье, в соответствии с которой восстановление рассматривается как получение металлов из оксидов. Ученикам раскрывается эволюция представлений об окислении и восстановлении. После чего они знакомятся с фактами, которые невозможно объяснить с позиции теории Лавуазье. Например, образование простого вещества под действием электрического тока, получение электрического тока с помощью химической реакции. При объяснении этих фактов формируется представление об окислении и восстановлении на новом уровне.

Такое изучение окислительно-восстановительных реакций позволяет создавать у школьников познавательные переживания, связанные с перестроением теоретической модели. Показательно и то, что предыдущая модель оказывается частным случаем новой, более совершенной модели.

В данной теме также рассматриваются вопросы, касающиеся свойств растворов.

Например, почему одни вещества проводят электрический ток, а другие – нет. Почему температуры плавления и кипения растворов электролитов и неэлектролитов (имеющих одинаковую молярную концентрацию1) различаются? Почему для щелочей, кислот и солей характерна реакция обмена? Объяснить эти факты может модель об электролитической диссоциации кислот, щелочей и солей.

В конце темы на качественном уровне рассматриваются факторы, влияющие на скорость химической реакции и обсуждаются причины протекания химических реакций.

Завершается курс неорганической химии изучением химии элементов в темах «Многообразие веществ. Неметаллы и их соединения» и «Многообразие веществ. Металлы и их соединения». Обучающиеся учатся использовать теоретические модели для объяснения фактов, с которыми они сталкиваются, а также для построения прогнозов свойств веществ, образованных различными химическими элементами.

Обучение методам познания, реализованное в предлагаемом курсе, можно рассматривать как направление формирования у школьников субъективного познавательного опыта. Этот опыт характеризуется способностью к познанию сущности явлений, скрытой от непосредственного восприятия. В связи с этим у них формируется важное представление о том, что результат познания может быть не окончательным, он находится в постоянном развитии. Представление о незавершенности познания также является важным результатом обучения.

Предлагаемая структура курса химии позволяет создать объективные предпосылки для организации на уроках глубоких познавательных переживаний у учеников. В процессе переживаний затрагивается их личностная сфера, так как построение и перестроение моделей происходит в условиях внутриличностных проблемно-конфликтных ситуаций. Выход из таких ситуаций осуществляется, как правило, через активизацию рефлексивно-личностных и рефлексивно-коммуникативных психологических функций в условиях сотрудничества учащихся между собой и учителем.

Планируемые результаты освоения программы

Предметные результаты

Обучающийся научится:

• описывать свойства твердых, жидких, газообразных веществ, выделяя их существенные признаки;

• характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;

• раскрывать смысл основных химических понятий: атом, молекула, химический элемент, простое вещество, сложное вещество, валентность, используя знаковую систему химии;

• изображать состав простейших веществ с помощью химических формул и сущность химических реакций с помощью химических уравнений;

• вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ, а также массовую долю химического элемента в соединениях;

• сравнивать по составу оксиды, основания, кислоты, соли;

• классифицировать оксиды и основания по свойствам, кислоты и соли – по составу;

• описывать состав, свойства и значение (в природе и практической деятельности человека) простых веществ – кислорода и водорода;

• пользоваться лабораторным оборудованием и химической посудой;

• проводить несложные химические опыты и наблюдения за изменением свойств веществ в процессе их превращений; соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;

• различать экспериментально кислоты и щелочи, пользуясь индикаторами; осознать необходимость соблюдения мер безопасности при обращении с кислотами и щелочами. • Классифицировать многообразие химических реакций

• Изучит свойства металлов, неметаллов и их соединений

Обучающийся получит возможность:

• грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни;

• осознавать необходимость соблюдения правил экологически безопасного поведения в окружающей природной среде;

• понимать смысл и необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др.;

• использовать приобретенные ключевые компетентности при выполнении исследовательских проектов по изучению свойств, способов получения и распознавания веществ;

• развивать коммуникативную компетентность, используя средства устного и письменного общения, проявлять готовность к уважению иной точки зрения при обсуждении результатов выполненной работы;

• объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах, критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе, касающейся использования различных веществ.

Метапредметные результаты

Обучающийся научится:

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

  • уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;

  • уметь задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

  • уметь оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

  • уметь задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

  • уметь оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

  • основам проектно-исследовательской деятельности;

  • давать определение понятиям;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений, ограничения понятия;

  • обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом;

  • осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

  • учитывать мнения и интересы и уметь обосновывать собственную позицию;

  • уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • уметь брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);

  • оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;

  • ставить проблему, аргументировать ее актуальность;

  • делать умозаключения и выводы на основе аргументации;

  • умениям самостоятельно контролировать свое время и управлять им;

  • умениям соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения цели;

  • принимать решения в проблемной ситуации;

  • при планировании достижения целей самостоятельно учитывать средства их достижения;

  • овладению основами саморегуляции эмоциональных состояний;

  • прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.


Личностные результаты

В рамках когнитивного компонента будут сформированы:

  • ориентация в системе моральных норм и ценностей;

  • основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий;

  • экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях; знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; правил поведения в чрезвычайных ситуациях.

В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы:

  • эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;

  • уважение к личности и ее достоинствам, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;

  • уважение ценностей семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;

  • потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;

  • потребность в соблюдении здорового образа жизни;

  • позитивная моральная самооценка и моральные чувства.

В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы:

- умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;

- готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении сверстников в школе;

- устойчивый познавательный интерес.

Обучающийся получит возможность для формирования:

- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интересов учения;

- готовности к самообразованию и самовоспитанию;

- адекватной позитивной самооценки и Я-концепции;

- компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

- устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

- эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам другим, выражающегося в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Планируемые предметные результаты оцениваются в ходе тематического контроля по завершении раздела или темы. Промежуточный контроль позволяет осуществлять формирующее оценивание и корректировать работу по достижению обучающимися планируемых результатов. Итоговый контроль осуществляется по завершении каждого года обучения. Формы контроля в 8-ом и 9-ом классе: тестирование, проверочная работа, практическая и контрольная работа.

Оценка метапредметных и личностных результатов осуществляется в ходе наблюдения за деятельностью учеников при выполнении групповой работы, проектных работ, презентации результатов своей работы или работы группы в рамках урочной деятельности и участии в школьных мероприятиях.


Учебно-тематический план


Название темы (раздела)

Количество часов

общее

теория

Пр.раб.

8 класс

1.

Введение в химию

18

15

3

2.

Количественные отношения в химии

9

9

-

3.

Важнейшие классы неорганических веществ

27

24

3

4.

Периодический закон и периодическая система Д.И. Менделеева

14

13

1

Итого:

68

61

7



СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ХИМИИ VIII класс

(2 в неделю; всего 68 из них 2 резервное время)

Тема 1. Введение в химию (18 ч)

Предмет химии. Химия и другие естественные науки. Научное наблюдение как один из методов химии. Химический эксперимент — основной метод изучения свойств веществ.

Химическая лаборатория. Оборудование химической лаборатории. Правила безопасного поведения в химической лаборатории. Ознакомление с простейшими манипуляциями с лабораторным оборудованием: штативом, нагревательным прибором. Чистые вещества. Смеси веществ. Гетерогенные и гомогенные смеси. Приёмы разделения смесей. Физические и химические явления. Признаки химических реакций: изменение окраски, образование газа, выделение света и тепла, появление запаха, выпадение осадка, растворение осадка. Химический элемент. Знаки химических элементов. Состав веществ. Качественный и количественный состав. Химическая формула. Индекс. Чтение химических формул. Простые вещества. Сложные вещества. Бинарные соединения. Номенклатура бинарных соединений. Составление названий бинарных соединений по известной формуле вещества. Эталон. Относительность изменений. Масса, относительная атомная масса и относительная молекулярная масса. Массовая доля химического элемента в сложном веществе. Валентность. Определение валентности по формуле вещества. Уточнение правил составления названий бинарных соединений. Составление формул бинарных соединений по их названиям. Закон постоянства состава веществ. Границы применимости закона. Химические уравнения. Коэффициенты. Атомно-молекулярное учение. Зарождение и возрождение атомистики. Роль М.В. Ломоносова в разработке атомно-молекулярного учения.

Демонстрации:

Чистые вещества и смеси. Сохранение свойств веществ в смесях. Разделение гетерогенных смесей фильтрованием. Разделение гомогенных смесей перегонкой. Физические явления и химические явления. Признаки химических реакций. Опыты, иллюстрирующие закон сохранения массы веществ при химических реакциях.

Практические занятия:

  1. Ознакомление с правилами ТБ. Химическая посуда и нагревание веществ.

  2. Разделение смеси.

  3. Признаки хим. реакций.

Лабораторные опыты:

1.Описание внешнего вида веществ и составление их формул по известному составу.

2. Описание внешнего вида простых и сложных веществ. 3. Составление моделей молекул бинарных соединений. 4. Прокаливание медной проволоки в пламени спиртовки. 5. Практические занятия. 6. Ознакомление с простейшими манипуляциями с лабораторным оборудованием: штативом, нагревательным прибором. 7. Разделение гетерогенной смеси. 8. Признаки химических реакций.

Расчётные задачи

Массовая доля химического элемента в сложном веществе.

Тема 2. Количественные отношения в химии (9 ч)

Единица количества вещества. Число Авогадро. Физический смысл коэффициентов в уравнениях химических реакций. Чтение уравнений химических реакций. Масса одного моля вещества. Молярная масса. Молярный объём газов. Закон Авогадро. Объёмные отношения газов при химических реакциях.

Демонстрации:

Образцы твёрдых и жидких веществ количеством 1 моль.

Расчётные задачи:

Расчёт количества вещества по известному числу частиц. Расчёт количества вещества по уравнению химической реакции. Расчёт молярной массы вещества по его формуле. Расчёты массы вещества по известному его количеству и обратные расчёты. Расчёты по химическим уравнениям массы одного из участников химической реакции по известной массе другого участника. Расчёт плотности газа по его молярной массе и молярному объёму. Расчёты по химическим уравнениям массы одного из участников химической реакции по известному объёму другого участника, находящегося в газообразном состоянии. Расчёты по химическим уравнениям с использованием объёмных отношений газов.

Требования к предметным результатам освоения темы I и темы 2

Обучающийся научится:

• давать название 20 химическим элементам по их символу; простым веществам, оксидам, сульфидам, хлоридам по их химическим формулам;

• составлять формулы веществ изученных классов по валентности атомов химических элементов; уравнения изученных химических реакций, если формулы исходных веществ и продуктов реакции учащимся известны;

• определять признаки чистого вещества и смеси; условия и признаки протекания изучаемых реакций; качественный и количественный составы веществ по их формулам, валентность атомов химических элементов по формулам (в бинарных соединениях); явления, сущность которых может быть объяснена с позиции атомно-молекулярной теории; различие между фактом и умозаключением; реакции разложения и соединения;

• объяснять различие между явлением и моделью, описывающей это явление; сущность изученных методов разделения и очистки веществ; отличие химических явлений от физических;

• раскрывать сущность относительной атомной и молекулярной масс; химической формулы вещества; химической реакции на основе атомно-молекулярных представлений; закона сохранения массы веществ;

• пояснять, что химическое уравнение на микро-уровне показывает соотношение молекул исходных веществ и продуктов реакции, а на макро-уровне – мольное соотношение исходных веществ и продуктов реакции;

Обучающийся получит возможность:

• пояснять различие между фактом и умозаключением; истинность изученных химических законов и теоретических представлений на основании знаний о результатах экспериментов.

• проводить расчеты: массовой доли химического элемента в веществе по результатам химической реакции, а также по химической формуле вещества, относительную молекулярную массу, молярную массу вещества по его химической формуле; количества вещества, зная массу или объем (газа) и наоборот; количества реагирующего вещества или продукта реакции по уравнению реакции;

• проводить экспериментально нагревание, отстаивание, фильтрование и выпаривание; очистку растворимого в воде вещества от содержащихся в нем не-растворимых в воде примесей; растворение веществ;

• соблюдать правила техники безопасности при работе с веществами, лабораторной посудой и оборудованием.

Тема 3. Важнейшие классы неорганических веществ

Классификация. Основания классификации. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Металлы и неметаллы. Первоначальное представление об аллотропии на примере простых веществ, образованных кислородом и углеродом. Химический элемент кислород. Кислород в природе. Простое вещество кислород: химическая формула, относительная молекулярная масса. Физические свойства кислорода. Взаимодействие кислорода с металлами (на примере кальция, магния, меди), с неметаллами (на примере серы, углерода, фосфора сложными веществами (на примере метана). Горение. Первоначальное представление о реакциях окисления. Кислород как окислитель. Оксиды. Оксиды как бинарные соединения. Физические свойства оксидов. Химический элемент водород. Водород в природе. Простое вещество водород: химическая формула, относительная молекулярная масса. Получение водорода в лаборатории. Принципы действия аппарата Киппа и прибора Д.М. Кирюшкина. Собирание водорода методом вытеснения воды. Меры безопасности при работе с водородом. Взаимодействие водорода с кислородом, серой, хлором, азотом, натрием, кальцием, оксидом железа(III), оксидом меди(II). Первоначальные представления о восстановлении. Водород как восстановитель. Вода. Состав воды. Физические свойства воды. Растворимость веществ. Таблица растворимости. Массовая доля растворённого вещества в растворе. Ненасыщенные, насыщенные и пересыщенные растворы. Получение чистой воды. Взаимодействие воды с металлами. Первоначальное представление о ряде активности металлов. Взаимодействие воды с оксидами металлов. Индикаторы. Окраска метилоранжа, лакмуса и фенолфталеина в нейтральной и щелочной среде. Первоначальное представление об основаниях. Прогнозирование возможности взаимодействия воды с оксидами металлов с помощью таблицы растворимости. Гидроксиды. Гидроксиды металлов и неметаллов. Взаимодействие воды с оксидами углерода, фосфора(V), серы(VI). Изменение окраски метилоранжа, лакмуса, фенолфталеина в кислой среде. Номенклатура гидроксидов металлов и неметаллов. Кислоты. Гидроксиды неметаллов как представители кислородсодержащих кислот. Бескислородные кислоты. Состав кислот. Кислотный остаток. Номенклатура кислотных остатков. Основность кислот и валентность кислотного остатка. Общие свойства кислот: изменение окраски индикаторов, взаимодействие с металлами, оксидами металлов, гидроксидами металлов. Особые свойства концентрированной серной кислоты: растворение в воде; взаимодействие с медью, обугливание органических веществ. Особые свойства концентрированной азотной кислоты и её раствора: взаимодействие с медью. Классификации оснований: однокислотые и двухкислотные, нерастворимые и растворимые (щёлочи). Общие свойства оснований: взаимодействие с кислотами. Реакция нейтрализации. Взаимодействие щелочей с кислотными оксидами. Разложение нерастворимых оснований при нагревании. Амфотерность. Свойства амфотерных гидроксидов на примера гидроксида цинка и гидроксида алюминия (без записи уравнений химических реакций). Соли. Номенклатура солей. Генетический ряд. Генетический ряд типичного металла на примерах кальция и свинца. Получение соединений типичных металлов. Генетический ряд типичного неметалла на примерах углерода и кремния. Возможности получения соединений неметаллов из веществ других классов. Генетический ряд металла, образующего амфотерный гидроксид.

Демонстрации:

Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Металлы. Неметаллы. Графит как пример простого вещества, имеющего название, которое отличается от названия химического элемента. Получение кислорода из перманганата калия и собирание методом вытеснения воды. Горение в кислороде магния, серы, фосфора. Работа аппарата Киппа. Наполнение мыльных пузырей смесью водорода с воздухом и их поджигание. Проверка водорода на чистоту. Горение водорода на воздухе и в кислороде. Взаимодействие водорода с серой. Горение водорода в хлоре. Восстановление водородом оксида меди(II). Неустойчивость пересыщенного раствора тиосульфата натрия. Автоматический дистиллятор.

Отношение воды к натрию, магнию, меди. Отношение воды к оксидам бария и железа. Испытание растворов щелочей метилоранжем, лакмусом, фенолфталеином. Взаимодействие оксидов углерода(IV) и фосфора(V) с водой и испытание полученных растворов метилоранжем, лакмусом, фенолфталеином. Отсутствие химической реакции воды с оксидом кремния. Серная, азотная, фосфорная кислоты как представители кислородсодержащих кислот. Соляная кислота как представитель бескислородных кислот. Образцы солей. Отношение металлов к раствору соляной кислоты. Взаимодействие оксида меди(II) с раствором серной кислоты. Взаимодействие гидроксида меди(II) с раствором соляной кислоты. Взаимодействие концентрированной серной кислоты с куриным белком (сахаром).

Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью. Ксантопротеиновая реакция. Взаимодействие твёрдого гидроксида натрия с оксидом углерода(IV).

Лабораторные опыты:

1. Ознакомление с образцами металлов и неметаллов. 2. Получение кислорода из пероксида водорода. 3. Описание внешнего вида природных оксидов и составление их формул. 4. Получение водорода в приборе Д.М. Кирюшкина. 5. Собирание водорода методом вытеснения воздуха. 6. Проверка водорода на чистоту. 7. Взаимодействие оксида кальция с водой. 8. Изменение окраски индикаторов в растворах кислот и щелочей. 9. Сравнение окраски индикаторов в соляной и серной кислотах. 10. Описание внешнего вида и растворимости разных солей. 11. Реакция нейтрализации. 12. Разложение гидроксида меди(II) при нагревании. 13. Амфотерность. 14. Получение соединений магния. 15. Получение соединений углерода.

Практические занятия:

  1. Химические свойства кислорода.

  2. Химические свойства водорода.

  3. Химические свойства кислот.

Обучающийся научится:

- давать название оксидам, кислотам, основаниям и солям по их химическим формулам;

- составлять формулы веществ изученных классов по валентности атомов химических элементов и валентности кислотных остатков; уравнения химических реакций с участием простых веществ, оксидов, оснований и солей; уравнения химических реакций, соответствующие генетическим рядам металлов и неметаллов.

- давать характеристику простым веществам металлам и неметаллам (кислорода, водорода); кислотным и основным оксидам, кислотам, щелочам и нерастворимым в воде основаниям, солям; генетическим рядам металлов и неметаллов.

-принадлежность изученных веществ к различным классам по их свойствам и по их формулам;

- определять валентность атомов химических элементов по формулам изученных классов химических веществ; признаки, характерные для растворов;

- использовать индикаторы для определения кислой, нейтральной и щелочной среды;

- иллюстрировать уравнениями химических реакций генетические ряды металлов и неметаллов; примерами явления, сущность которых не может быть объяснена с позиции атомно-молекулярной теории;

- объяснять различие свойств веществ, как следствие различия их состава; общность состава и свойств веществ принадлежностью к одному классу; невозможность понять сущность некоторых явлений (например, различий у химических элементов атомных масс, валентности, способности одних элементов образовывать металлы, а других  неметаллы) несовершенством атомно-молекулярной теории.

Обучающийся получит возможность:

- проводить распознавание растворов кислот и щелочей с помощью индикаторов; химические реакции, характеризующие свойства представителей изученных классов неорганических веществ;

- давать классификацию веществ по различным признакам; типологию химических реакций по составу исходных веществ и продуктов.

- соблюдать правила техники безопасности при работе с веществами, лабораторной посудой и оборудованием;

- уметь оказывать помощь пострадавшим от неумелого обращения с изученными веществами.

- проводить вычисления массы или объема газа (исходного вещества или продукта реакции) по уравнению реакции; массы раствора и массы растворенного вещества с использованием данных о массовой доли растворенного вещества в растворе.


Тема 4. Периодический закон и периодическая система химических элементов

Д.И. Менделеева. Строение атома

Атом — сложная частица. Опыты А.А. Беккереля. Планетарная модель атома Э. Резерфорда. Основные частицы атомного ядра: протоны и нейтроны. Изотопы и изотопия. Уточнение понятия «химический элемент». Электронейтральность атома. Первоначальное представление об электронном слое. Ёмкость электронного слоя. Понятие о внешнем электронном слое. Устойчивость внешнего электронного слоя. Изменение числа электронов на внешнем электронном слое с увеличением заряда ядра атомов элементов I–III периодов. Классификация химических элементов. Основания классификации. Периодическая система как естественно-научная классификация химических элементов на основе зарядов их атомных ядер. Периодическая система и периодические таблицы. Период. Физический смысл номера периода. Большие и малые периоды. Периоды в разных формах периодической таблицы. Группы в короткой и длинной форме периодической таблицы. Главные и побочные подгруппы. А- и В-группы. Физический смысл номера группы для элементов главных подгрупп (А-групп). Физический смысл порядкового номера химического элемента. Изменение свойств химических элементов в периодах и группах. Периодическое изменение числа электронов на внешнем электронном слое и периодическое изменение свойств химических элементов и их соединений. Современная формулировка периодического закона.

Характеристика химического элемента по его положению в периодической системе. Основные вехи в жизни Д. И. Менделеева. Классификация химических элементов и открытие периодического закона. Научный подвиг Д.И. Менделеева.

Практические занятия

  1. Изменение свойств гидроксидов с увеличением зарядов атомных ядер химических элементов.

Обучающийся научится:

- классифицировать химические элементы на металлы, неметаллы, элементы, оксиды и гидроксиды которых амфотерны, и инертные элементы (газы) для осознания важности упорядоченности научных знаний;

- раскрывать смысл периодического закона Д.И. Менделеева;

- описывать и характеризовать табличную форму периодической системы химических элементов;

- характеризовать состав атомных ядер и распределение числа электронов по электронным слоям атомов химических элементов малых периодов периодической системы, а также калия и кальция;

- различать виды химической связи: ионную, ковалентную полярную, ковалентную неполярную и металлическую;

- изображать электронные формулы веществ, образованных химическими связями разного вида;

- выявлять зависимость свойств вещества от строения его кристаллической решетки (ионной, атомной, молекулярной, металлической);

- характеризовать химические элементы и их соединения на основе положения элементов в периодической системе и особенностей строения их атомов;

- описывать основные предпосылки открытия Д.И. Менделеевым периодического закона и периодической системы химических элементов и многообразную научную деятельность ученого;

- характеризовать научное и мировоззренческое значение периодического закона и периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева;

- осознавать научные открытия как результат длительных наблюдений, опытов, научной полемики, преодоления трудностей и сомнений.

Обучающийся получит возможность:

- осознавать значение теоретических знаний для практической деятельности человека;

- описывать изученные объекты как системы, применяя логику системного анализа;

- применять знания о закономерностях периодической системы химических элементов для объяснения и предвидения свойств конкретных веществ;

- развивать информационную компетентность посредством углубления знаний об истории становления химической науки, ее основных понятий, периодического закона как одного из важнейших законов природы, а также о современных достижениях науки и техники.


Учебно-тематический план


Название темы (раздела)

Количество часов

общее

теория

Пр.раб.

9 класс

1.

Повторение курса химии за 8 класс

5

5

-

2.

Строение вещества

6

6

-

3.

Многообразие хим. реакций

12

10

2

4.

Многообразие веществ. Неметаллы и их соединения

27

23

4

5.


Многообразие веществ. Металлы и их соединения

15

13

2

6.

Резерв

3

3

-

Итого:

68

60

8



СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ХИМИИ IX класса

(2 в неделю; всего 68 из них 2 резервное время)

Повторение курса химии за 8 класс (5 часов)

Строение атома и электронной оболочки. Грфические и электронные формулы атомов химических элементов.

Химические реакции, типы.

Решение задач. Нахождение количества вещества, массы, объема проуктов или реагентов хим. реакции по известным количеству вещества, массе или объему. Решение задач на «растворы», на «избыток-недостаток». Нахождение массовой доли выхода продукта.

Тема 1. Строение вещества (6 часов)

Химическая связь. Образование молекул водорода, азота. Ковалентная связь. Электронные и графические формулы. Уточнение понятия «валентность». Валентные возможности атома. Относительная электроотрицательность атомов. Ряд электроотрицательности. Полярность связи. Частичный заряд. Ковалентная неполярная и ковалентная полярная связь. Ионы. Ионная связь. Границы применимости понятия «валентность». Степень окисления. Максимальная и минимальная степени окисления. Определение степени окисления по электронной формуле вещества. Определение степени окисления по молекулярной формуле бинарного соединения. Валентность, заряд иона и степень окисления. Кристаллы. Типы кристаллических решёток: атомная, ионная, молекулярная. Зависимость физических свойств веществ от типа кристаллической решётки.

Демонстрации:

Модели кристаллических решёток воды, хлорида натрия, алмаза, графита.

Лабораторные опыты:

Составление моделей молекул. Описание физических свойств веществ с разным типом кристаллической решётки.

Обучающийся научится:

- составлять схемы образования веществ с ионной, ковалентной (полярной и неполярной) связями;

- объяснять причины электропроводности расплавов солей и щелочей; сущность ионной, ковалентной и металлической связей; причины различий свойств веществ с различным типом химической связи и с различной кристаллической решеткой; причины общности физических свойств металлов.

Обучающийся получит возможность:

- определять возможный тип химической связи между атомами на основании на основании состава вещества; тип кристаллической решетки на основании физических свойств вещества


Тема 2. Многообразие химических реакций (12 часов)

Окисление, восстановление, окислитель, восстановитель с точки зрения изменения степеней окисления атомов. Окислительно-восстановительные реакции.

Молярная концентрация. Скорость химической реакции. Зависимость скорости химической реакции от условий её проведения: нагревание, увеличение концентрации исходных веществ (для гомогенных реакций) или поверхности соприкосновения (для гетерогенных реакций), использование катализатора. Прямая и обратная химические реакции. Обратимые химические реакции. Изменение скорости химической реакции во времени. Химическое равновесие. Электропроводность растворов. Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация. Сильные и слабые электролиты.

Уравнения электролитической диссоциации. Реакции ионного обмена. Молекулярные и ионные уравнения химических реакций. Химические свойства кислот и оснований с точки зрения теории электролитической диссоциации. Определение кислот и щелочей как электролитов. Общие свойства кислот. Общие свойства оснований. Взаимодействие растворов солей с растворами кислот и щелочей. Взаимодействие растворов солей друг с другом. Первоначальное представление о качественных реакциях на катионы и анионы. Основания классификации химических реакций. Химические реакции соединения, разложения, замещения, обмена, экзотермические, эндотермические, окислительно-восстановительные, каталитические, обратимые и необратимые.

Демонстрации:

Горение меди в хлоре. Горение водорода в хлоре. Изменение скорости химической реакции при нагревании веществ. Смещение химического равновесия в системе «2NO2 N2O4». Изучение электропроводности веществ и растворов. Взаимодействие растворов: а) гидроксида натрия и азотной кислоты; б) серной кислоты и гидроксида калия; в) карбоната натрия и соляной кислоты; г) сульфата меди(II) и гидроксида калия. Растворение гидроксида железа(III) в растворе серной кислоты. Эндотермические реакции. Экзотермические реакции.

Лабораторные опыты:

1.Окисление меди кислородом воздуха. 2. Восстановление оксида меди(II) водородом. 3. Влияние концентрации на скорость химической реакции. 4. Влияние поверхности соприкосновения на скорость химической реакции. 5. Влияние катализатора на скорость химической реакции. 6. Изучение возможности взаимодействия пар растворов: а) гидроксида натрия и азотной кислоты; б) хлорида железа(III) и азотной кислоты; в) гидроксида натрия и хлорида железа(III). 7. Общие свойства кислот. 8. Общие свойства щелочей. 9. Свойства растворов солей. 10. Химические реакции разных типов.

Практические занятия:

1.Условия течения реакций в растворах электролитов до конца.

Обучающийся научится:

- составлять уравнения электролитической диссоциации солей, щелочей и кислот; уравнения реакций ионного обмена в молекулярной, полной ионной и краткой ионной формах; схемы электронного баланса окислительно-восстановительных реакций; уравнения окислительно-восстановительных реакций.

- давать характеристику влияния различных факторов на скорость химической реакции.

- объяснять возможность протекания реакции ионного обмена; степени окисления химических элементов в бинарных соединениях; существенные признаки окислительно-восстановительных реакций; окислитель и восстановитель в окислительно-восстановительных реакциях; процесс окисления и восстановления; тип химической реакции по различным основаниям.

Обучающийся получит возможность:

- объяснять причины влияния различных факторов на скорость химической реакции; причины протекания реакции ионного обмена до конца; причины протекания окислительно-восстановительной реакции; возможность самопроизвольного протекания химической реакции.

- проводить экспериментально реакции ионного обмена в растворах; изученные окислительно-восстановительные реакции в растворе.

- соблюдать правила работы с растворами кислот и щелочей.


Тема 3. Многообразие веществ. Неметаллы и их соединения (27 часов)

Положение неметаллов в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Электронное строение атомов неметаллов. Простые вещества – неметаллы как окислители и восстановители. Расширение представлений об аллотропии на примерах простых веществ фосфора и серы.

Положение галогенов в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, строение атомов и молекул. Взаимодействие хлора с водородом, фосфором, натрием, железом, медью, метаном. Получение хлора электролизом раствора хлорида натрия; взаимодействием кристаллического перманганата калия с концентрированным раствором соляной кислоты. Хлороводород. Растворение хлороводорода в воде, окисление хлороводорода в присутствии хлорида меди(II), взаимодействие с ацетиленом. Соляная кислота как сильный электролит: взаимодействие с металлами, оксидами и гидроксидами металлов, с солями. Хлориды в природе. Получение хлороводорода и соляной кислоты в промышленности (синтез) и в лаборатории из кристаллического хлорида натрия и концентрированной серной кислоты. Физические свойства фтора, брома и иода. Сравнение простых веществ как окислителей. Общие свойства галогеноводородов как электролитов. Галогениды в природе. Биологическое действие галогенов.

Положение кислорода и серы в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, строение их атомов. Аллотропия кислорода и серы. Сравнение химических свойств кислорода и серы на примерах взаимодействия с водородом, алюминием, железом. Восстановительные свойства серы. Получение серы. Сероводород. Восстановительные и окислительные свойства сероводорода. Сероводородная кислота. Сульфиды в природе. Биологическое действие сероводорода. Качественная реакция на сульфидион. Получение сероводорода в промышленности и в лаборатории. Оксид серы(IV). Получение оксида серы(IV) из серы, сероводорода, природных сульфидов. Окислительно-восстановительные свойства оксида серы(IV): взаимодействие с кислородом, оксидом углерода(II). Взаимодействие оксида сера(IV) с водой, растворами щелочей. Сульфиты и гидросульфиты. Оксид серы(VI): взаимодействие с водой. Окислительные свойства: реакция с фосфором, иодом калия. Получение оксида серы(VI). Физические свойства серной кислоты. Растворение серной кислоты в воде. Свойства серной кислоты как электролита. Особенности свойств концентрированной серной кислоты. Сульфаты и гидросульфаты. Качественная реакция на сульфат-ион. Кислоты в промышленности. Сравнение свойств неметаллов VI–VII групп и их соединений.

Азот как химический элемент и как простое вещество: строение атома и молекулы азота. Физические свойства азота. Азот как окислитель (реакции с литием и водородом) и восстановитель (реакция с кислородом). Аллотропия фосфора: красный и белый фосфор. Сравнение химической активности аллотропных модификаций фосфора. Окислительные свойства фосфора (реакция с калием), восстановительные свойства фосфора (реакции с кислородом и хлором). Получение азота и фосфора. Аммиак: строение молекулы, физические свойства. Растворение аммиака в воде. Донорно-акцепторный механизм образования ковалентной связи в ионе аммония. Аммиачная вода. Химические свойства аммиака: взаимодействие с кислотами, горение, каталитическое окисление. Соли аммония. Качественная реакция на ион аммония. Оксид азота(I). Восстановительные свойства (реакция с раствором перманганата калия в кислой среде); восстановительные свойства (реакции с водородом, углём). Оксид азота(I) как несолеобразующий оксид. Оксид азота(II): окисление кислородом воздуха, термическое разложение. Оксид азота(IV): взаимодействие с водой, горение угля в атмосфере оксида азота(IV). Сравнительная характеристика оксидов азота. Оксиды азота как одна из причин возникновения кислотных дождей. Азотная кислота. Физические свойства азотной кислоты. Особые химические свойства азотной кислоты — взаимодействие с металлами. Сравнение реакций железа с растворами серной и азотной кислот. Взаимодействие меди с концентрированной азотной кислотой и с раствором азотной кислоты. Нитраты. Разложение нитратов при нагревании. Применение азотной кислоты и нитратов.

Важнейшие соединения фосфора. Оксид фосфора(V): получение, взаимодействие с водой. Ортофосфорная кислота: физические свойства, диссоциация, свойства раствора фосфорной кислоты как электролита. Три ряда фосфатов. Применение солей фосфорной кислоты. Эвтрофикация водоёмов.

Углерод. Простые вещества немолекулярного строения, образованные углеродом: алмаз и графит, их строение и физические свойства. Адсорбция. Химические свойства простых веществ, образованных углеродом: горение, взаимодействие с металлами (кальцием и алюминием), водой, оксидом железа(III).

Водородные соединения углерода. Метан: физические свойства, горение, пиролиз. Этен: полимеризация. Этин: горение, присоединение водорода, реакция Н.Д. Зелинского. Бензол: химическая формула, области применения. Оксид углерода(II): получение, горение, взаимодействие с водой, восстановление железа из оксида железа(III). Оксид углерода(IV): реакция с магнием, углеродом, твёрдым гидроксидом натрия. Биологическое действие оксидов углерода. Нестойкость угольной кислоты. Карбонаты: разложение нерастворимых карбонатов при нагревании, взаимодействие с растворами сильных кислот; превращение в гидрокарбонаты. Гидрокарбонаты: разложение при нагревании, взаимодействие с растворами щелочей. Карбонаты в природе. Применение карбонатов. Кремний. Аллотропия кремния. Взаимодействие кремния с кислородом и углеродом. Карборунд. Оксид кремния: взаимодействие со щелочами, карбонатом натрия и углём. Разложение кремниевой кислоты. Природные силикаты. Стекло, фарфор, фаянс, керамика, цемент как искусственные силикаты. Сравнение свойств неметаллов IV–V групп и их соединений.

Демонстрации:

Физические свойства неметаллов (сера, иод, бром, кислород). Модели кристаллических решёток алмаза и графита. Получение хлора и его физические свойства. Горение в хлоре водорода, фосфора, натрия, железа, меди. Получение хлороводорода из кристаллического хлорида натрия и концентрированной серной кислоты. «Хлороводородный фонтан». Образцы природных хлоридов. Физические свойства брома и иода. Взаимодействие брома и иода с алюминием. Получение пластической серы. Горение водорода в парах серы. Взаимодействие серы с железом.

Горение серы в кислороде. Получение сероводорода. Горение сероводорода. Окисление сероводорода хлоридом железа(III). Растворение оксида серы(IV) в воде и испытание раствора индикатором. Растворение серной кислоты в воде. Обугливание концентрированной серной кислотой органических веществ. Взаимодействие концентрированной серной кислоты с медью. Горение фосфора в кислороде. Горение фосфора в хлоре. Получение аммиака. «Аммиачный фонтан». Возгонка хлорида аммония. Получение оксида азота(II) и его окисление на воздухе. Получение оксида азота(IV) и горение угля в нём. Сравнение химических реакций железа с растворами серной и азотной кислот. Взаимодействие меди с раствором и с концентрированной азотной кислотой. Разложение нитрата калия при нагревании. Горение угля и серы в селитре. Кристаллические решётки алмаза и графита. Адсорбция углём газов; горение угля в кислороде. Модели молекул метана, этена, этина. Горение метана. Горение оксида углерода(II). Горение магния в углекислом газе. Взаимодействие твёрдого гидроксида натрия с углекислым газом. Кристаллические решётки кремния и оксида кремния. Выщелачивание стекла.

Лабораторные опыты:

Изучение свойств соляной кислоты как электролита. Качественная реакция на хлорид-ион. Взаимодействие бромида натрия с хлорной водой; иодида натрия с бромной водой. Рассмотрение образцов природных галогенидов. Качественная реакция на сульфид-ион. Рассмотрение образцов природных сульфидов. Изучение свойств раствора серной кислоты. Качественная реакция на сульфат-ион. Рассмотрение образцов природных сульфатов. Изменение окраски индикаторов в растворе фосфорной кислоты. Качественная реакция на фосфат-ион. Описание физических свойств образцов природных фосфатов. Адсорбция углём растворённых веществ. Взаимодействие оксида углерода(IV) с раствором гидроксида кальция с образованием карбоната и гидрокарбоната кальция. Разложение гидрокарбонатов при нагревании. Качественная реакция на карбонаты. Описание физических свойств образцов природных карбонатов. Ознакомление с образцами природных и искусственных силикатов.

Практические занятия

1.Решение экспериментальных задач «Неметаллы VI–VII групп и их соединения».

2.Получение аммиака и изучение его свойств. Карбонаты.

3.Решение экспериментальных задач «Неметаллы IV–V групп и их соединения».

Обучающийся научится:

- давать название изученным соединениям элементов IV-VII групп А;

- составлять: уравнения изученных реакций в молекулярной форме; уравнения изученных реакций ионного обмена в молекулярной, полной и краткой ионных формах; уравнения изученных окислительно-восстановительных реакций;

- давать характеристику форм нахождения изученных элементов в природе и их распространенности; изученным химическим элементам по положению в периодической системе; физическим и химическим свойствам простых веществ, оксидов, кислот и солей элементов IV-VII А групп.

- определять: степень окисления изученных химических элементов в веществах; среди изученных химических реакций - окислительно-восстановительные реакции, а также окислитель и восстановитель и процесс окисления и восстановления.

- объяснять причину изменения свойств химических элементов групп IV-VII А групп и веществ ими образованных; возможность протекания изученных реакций ионного обмена; возможность протекания изученных окислительно-восстановительных реакций; причину применения изученных веществ; необходимость внесения в почву азотных и фосфорных удобрений;

Обучающийся получит возможность:

- проводить расчеты по формулам изученных веществ и уравнениям изученных реакций;

массы полученного вещества при известном выходе реакции.

- проводить экспериментально ряд изученных химических реакций.

- соблюдать правила работы с растворами кислот и щелочей.

Тема 4. Многообразие веществ. Металлы и их соединения (15 часов)

Первоначальные представления о металлической связи и металлической кристаллической решётке. Общие свойства металлов: ковкость, плотность, твёрдость, электро- и теплопроводность, цвет, «металлический» блеск. Металлы как восстановители: реакции с кислородом, растворами кислот, солями. Ряд активности металлов.

Щелочные металлы. Положение в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, строение атомов. Химические свойства: взаимодействие с кислородом, галогенами, серой, водой, раствором сульфата меди(III). Гидроксиды щелочных металлов: физические свойства, диссоциация. Соли щелочных металлов. Кальций. Положение в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, строение атома. Физические свойства кальция. Химические свойства кальция: горение, взаимодействие с водой. Оксид кальция: физические свойства, получение, взаимодействие с водой. Гидроксид кальция. Соли кальция. Жёсткость воды. Состав природных вод. Свойства жёсткой воды. Временная (карбонатная), постоянная (некарбонатная) и общая жёсткость воды. Способы устранения жёсткости воды.

Алюминий. Положение в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Физические свойства алюминия. Взаимодействие алюминия с кислородом, водой, оксидами металлов, солями, растворами кислот и щелочей. Оксид алюминия: физические свойства, амфотерность. Гидроксид алюминия: физические свойства, амфотерность. Соли алюминия.

Железо. Положение в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Особенности строения атома железа. Физические свойства железа. Реакции железа с кислородом, хлором, серой, растворами кислот-неокислителей, солей. Соединения железа(II). Оксид железа(II): получение; физические свойства; реакция с растворами кислот. Гидроксид железа(II): получение; физические свойства; взаимодействие с растворами кислот, с кислородом. Соли железа(II): получение; восстановительные свойства. Соединения железа(III). Оксид железа(III): получение; физические свойства; реакции с оксидом углерода(II), растворами кислот. Гидроксид железа(III): получение; физические свойства; разложение при нагревании; взаимодействие с кислотами. Качественные реакции на ион железа(II) (с красной кровяной солью) и на ион железа(III) (с жёлтой кровяной солью и роданид-ионом).

Сплавы. Сплавы железа: чугун и сталь. Сплавы меди: бронза, латунь, мельхиор. Дюралюминий. Сплавы золота, серебра, платины. Области применения сплавов.

Демонстрации:

Горение железа. Взаимодействие цинка с раствором соляной кислоты. Вытеснение меди железом из раствора сульфата меди(II). Горение натрия. Взаимодействие натрия с серой, водой, концентрированным раствором соляной кислоты, раствором сульфата меди(II). Взаимодействие кальция с водой. Гашение негашёной извести. Свойства жёсткой воды. «Алюминиевая борода». Взаимодействие алюминия с водой. Алюмотермия. Механическая прочность оксидной плёнки алюминия. Горение железа в хлоре. Взаимодействие железа с серой. Пассивирование железа концентрированной азотной кислотой.

Лабораторные опыты:

Описание физических свойств образцов металлов. Ряд активности металлов. Рассмотрение образцов природных соединений щелочных металлов. Рассмотрение образцов природных соединений щелочных металлов. Амфотерность гидроксида алюминия. Взаимодействие железа с раствором сульфата меди(II). Получение сульфата железа(II). Получение гидроксида железа(II). Получение гидроксида железа(III). Взаимодействие гидроксида железа(III) с раствором соляной кислоты.

Качественная реакция на ионы железа(II). Качественные реакции на ионы железа(III). Ознакомление с физическими свойствами металлов и их сплавов.

Практические занятия:

  1. Общие химические свойства металлов.

  2. Решение экспериментальных задач «Металлы и их соединения».

Обучающийся научится:

- давать название изученным соединениям элементов I-II групп А, алюминия и железа.

- составлять уравнения изученных реакций в молекулярной форме; уравнения изученных реакций ионного обмена в молекулярной, полной и краткой ионных формах; уравнения изученных окислительно-восстановительных реакций;

- давать характеристику форм нахождения металлов в природе и их распространенности; изученным химическим элементам по положению в периодической системе; физическим и химическим свойствам простых веществ, оксидов, оснований и солей элементов I-II групп, алюминия, и железа.

- определять степень окисления изученных химических элементов в веществах; среди изученных химических реакций - окислительно-восстановительные реакции, а также окислитель и восстановитель и процесс окисления и восстановления.

Обучающийся получит возможность:

- объяснять причину окрашивания пламени солями щелочных и щелочноземельных металлов; причину изменения свойств химических элементов групп I и II А и веществ ими образованных; возможность протекания изученных реакций ионного обмена; возможность протекания изученных окислительно-восстановительных реакций; причину применения металлов и сплавов; необходимость внесения в почву калийных удобрений;

- проводить расчеты по формулам изученных веществ и уравнениям изученных реакций; массы полученного вещества, если известно содержание примеси в исходном веществе.

- проводить экспериментально ряд изученных химических реакций.

- соблюдать правила работы с растворами кислот и щелочей.

Тематическое планирование в 8 классе

п/п

Наименование раздела и тем урока

Кол-во

часов


Тема 1. Введение в химию

18 ч

Инструктаж по ТБ при работе кабинете-лаборатории. Предмет химии.

1

Практическая работа №1 Ознакомление с правилами ТБ. Химическая посуда и нагревание веществ.

1

Чистые вещества и смеси. Методы разделения и очистки веществ

1

Практическая работа № 2 «Разделение смеси»

1

Превращение веществ.

1

Практическая работа №3 «Признаки хим. реакций»

1

Химический элемент. Знаки хим. элементов

1

Химические формулы.

1

Простые и сложные вещества.

1

Относительная атомная масса. Относительная молекулярная масса.

1

Массовая доля хим. элемента в сложном веществе

1

Валентность. Определение валентности хим. эл-тов по хим. формуле

1

Составление формул бинарных соединений по валентности. Их названия

1

Химические уравнения. Закон сохранения массы веществ.

1

Закон постоянства состава веществ. Границы применимости закона.

1

Атомно-молекулярное учение в химии.

1

Урок закрепления и применения знаний и умений.

1

Контрольная работа №1 «Введение в химию»

1


Тема 2. Количественные отношения в химии

9 ч

Количество вещества. Моль. Число Авогадро.

1

Молярная масса.

1

Расчёт количества вещества по уравнению хим. реакции.

1

Расчёты по химическим уравнениям (для твердых и жидких веществ)

1

Закон Авогадро. Молярный объём газов. Плотность газов.

1

Расчёты по химическим уравнениям (для газообразных веществ)

1

Объёмные отношения газов при химических реакциях.

1

Решение расчётных задач.

1

Контрольная работа № 2 «Количественные отношения в химии»

1


Тема 3. Важнейшие классы неорганических веществ

27 ч

Простые вещества металлы и неметаллы. Первоначальное представление об аллотропии на примере простых веществ, образованных кислородом и углеродом.

1

Кислород. История открытия кислорода. Состав воздуха. Применение кислорода.

1

Химические свойства кислорода. Реакция горения.

1

Практическая работа №4 «Получение кислорода и изучение его свойств».

1

Расчеты по уравнению химической реакции.

1

Простые вещества металлы и неметаллы. Первоначальное представление об аллотропии на примере простых веществ, образованных кислородом и углеродом.

1

Кислород. История открытия кислорода. Состав воздуха. Применение кислорода.

1

Химические свойства кислорода. Реакция горения.

1

Практическая работа №4 «Получение кислорода и изучение его свойств».

1

Расчеты по уравнению химической реакции.

1

Оксид водорода — вода. Ее состав, физические свойства. Растворимость веществ. Массовая доля

растворённого вещества в растворе. Растворы.

1

Взаимодействие воды с металлами. Ряд активности металлов

1

Взаимодействие воды с оксидами металлов. Основания. Индикаторы.

1

Взаимодействие воды с оксидами неметаллов. Гидроксиды металлов и

неметаллов.

1

Кислоты, их классификация, номенклатура. Кислотный остаток. Особые свойства некоторых кислот.

1

Соли. Номенклатура солей. Получение и применение. Р. нейтрализации.

1

Урок закрепления и применения знаний и умений.

1

Химические свойства кислот

1

Особые свойства конц. серной кислоты (растворение в воде; взаимодействие с медью,

обугливание орг. веществ),

конц. и раствора азотной кислоты (взаимодействие с медью).Химические свойства солей.

1

Практическая работа №6 «Химические свойства кислот».

1

Химические свойства оснований. Р. разложения

1

Свойства амфотерных гидроксидов.

1

Генетический ряд типичного металла.

1

Генетический ряд типичного неметалла.

1

Генетическая связь между классами неорганических веществ.

1

Обобщение темы.

1

Контрольная работа №3 «Классы неорганических веществ».

1


Тема 4. Периодический закон и периодическая система

Д.И. Менделеева

14 ч

Анализ контрольной работы. Первоначальное представление о строение атома. Состав атомных ядер. Изотопы.

1

Электронные оболочки атомов.

1

Закономерности изменений в строении электронных оболочек атома.

1

Естественно-научная классификация хим. элементов. Попытки классификации элементов.

1

Открытие периодического закона. Объяснительная и предсказательная функции периодического закона. Структура периодической системы химических элементов.

1

Изменение свойств гидроксидов с увеличением зарядов атомных ядер химических элементов.

1

Практическая работа № 7 «Изменение свойств гидроксидов с увеличением зарядов атомных ядер химических элементов»

1

Описание элемента по положению в периодической системе элементов Д.И. Менделеева.

1

Научный подвиг Д.И. Менделеева.

1

Урок закрепления и применения знаний и умений.

1

Решение расчетных задач.

1

Обобщение темы.

1

Контрольная работа 4 «Периодический закон и периодическая система Д.И. Менделеева»

1

Анализ К.Р. и работа над ошибками.

1

Решение задач и УХР

1

Коррекция знаний

1


Тематическое планирование в 9 классе

п/п

Наименование раздела и тем урока

Кол-во

часов


Повторение курса химии за 8 класс

5 ч

ПЗ. Строение атома, электронной оболочки

1

Многообразие хим. реакций

1

Решение задач

1

Решение задач на «растворы» и «избыток-недостаток»

1

Решение задач на нахождение массовой доли выхода продукта реакции

1


Тема 1. Строение веществ

6

Ковалентная связь

1

Химическая связь между атомами разных неметаллов

1

Химическая связь между атомами металлов и неметаллов

1

Степень окисления атомов. Процессы окисления и восстановления

1

Строение кристаллов. Свойства веществ в зависимости от типа кристаллической решетки

1

Обобщение и закрепление темы «Строение веществ»

1


Тема 2. Многообразие химических реакций

11

ОВР

1

Скорость хим. реакций

1

Обратимые реакции

1

Электролитическая диссоциация

1

Свойства растворов электролитов. РИО

1

Практическое занятие № 1 «Условия течения реакций в растворах электролитов до конца»

1

Кислоты и основания, их хим. свойства в свете ТЭД

1

Свойства солей в свете ТЭД

1

Классификация хим. реакций

1

Повторение и обощение по теме «Многообразие хим. реакций»

1

Контрольная работа № 1 по темам 1 и 2

1

Контрольная работа № 1 (практическая часть)

1


Тема 3. Многообразие веществ. Неметаллы и их соединения

27

Общие свойства неметаллов

1

Галогены

1

Хлороводород и соляная кислота

1

Фтор, бром, иод

1

Кислород и сера

1

Сероводород. Сульфиды

1

Оксиды серы

1

Серная кислота и ее соли

1

Повторение и обобщение по неметаллам VII, VI групп

1

Практическая работа № 2 «Решение экспериментальных задач «Неметаллы VII, VI групп и их соединения»»

1

Контрольная работа № 2 «Неметаллы VII, VI групп и их соединения»»

1

Азот и Фосфор

1

Аммиак

1

Практическая работа № 3 «Получение аммиака и изучение его свойств»

1

Оксиды Азота

1

Азотная кислота и нитраты

1

Важнейшие соединения фосфора

1

Обобщение и закрепление «Неметаллы V группы»

1

Углерод

1

Водородные соединения углерода

1

Оксиды углерода

1

Угольная кислота и ее соли

1

Практическая работа № 4 «Карбонаты»

1

Кремний и его соединения

1

Повторение и обобще6ние. Сравнение свойств неметаллов IV–V групп и их соединений.

1

Практическая работа № 5 «Решение экспериментальных задач «Неметаллы IV–V групп и их соединения»».

1

Контрольная работа № 3

1


Тема 4. Многообразие веществ. Металлы и их соединения

15

Общие физические свойства металлов

1

Общие химические свойства металлов

1

Практическая работа № 6 «Общие химические свойства металлов»

1

Щелочные металлы, их соединения

1

Кальций

1

Жесткость воды

1

Алюминий

1

Соединения алюминия

1

Железо

1

Соединения железа (II)

1

Соединения железа (III)

1

Сплавы металлов

1

Практическая работа № 7 «Решение экспериментальных задач «Металлы и их соединения»»

1

Повторение и обобщение по теме «Металлы и их соединения»

1

Контрольная работа № 4 «Металлы и их соединения»

1

Анализ КР. Работа над ошибками

1

Резерв. Решение задач

1

Резерв. Решение цепочек превращения

1


Методические обеспечение:

  1. А.А. Журин. Химия. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.

  2. А.А. Журин. Химия. 8 класс. Тетрадь-тренажер.

  3. А.А. Журин. Химия. 8 класс. Тетрадь для лабораторных работ.

  4. А.А. Журин. Химия. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.


Перечень цифровых информационных ресурсов Интернета:

1. http://ege.yandex.ru/chemistry/

2. http://chem.reshuege.ru/

3. http://himege.ru/

4. http://pouchu.ru/

5. http://enprophil.ucoz.ru/index/egeh_alkeny_alkadieny/0-358

6. http://ximozal.ucoz.ru/_ld/12/1241___4_.pdf

8. http://www.zavuch.info/methodlib/134/

9. http://keramikos.ru/table.php?ap=table1000405 http://sikorskaya-olja.narod.ru/EGE.htm

10.www.olimpmgou.narod.ru.

11.http://mirhim.ucoz.ru/index/khimija_8_3/0-41

1 Понятие о молярной концентрации не формируется.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!