МКОУ «Бодеевская СОШ»
принято на заседании методического объединения учителей гуманитарного цикла Протокол №________ от «____»________________2017 г. Руководитель МО________________ | согласовано Заместитель директора по учебно – воспитательной работе ______________________________ «____»__________________2017 г. | утверждаю Директор ________________________________ И. Н. Воронина Приказ №_______ от «____»________________2017 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по ________________химии___________________
учебный предмет
______________2017 – 2018 уч. год______________
учебный год
____________9 класс (2 часа в неделю)_____________
класс, количество часов в неделю
Составил:
Учитель_химии
Зайчиков В.В.
с. Бодеевка- 2017
Пояснительная записка
Рабочая учебная программа по химии для 9 класса составлена на основании документов:
- Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений / О.С. Габриелян.-
5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008;
- Приказ Минобразования России от 5 марта 2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (//Вестник образования России, 2004, - №№ 12, 13, 14),
- Письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005 г. №03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»
Календарно-тематическое планирование соответствует учебнику:
- «Химия. 9 класс. Базовый уровень»: Учебник для общеобразовательных учреждений. О.С.Габриелян. — М.: Дрофа, 2010 -210 с. Содержание учебника соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).
Общие цели основного общего образования с учетом специфики химии
Основное общее образование — вторая ступень общего образования. Одной из важнейших задач этого этапа является подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. Обучающиеся должны научиться самостоятельно ставить цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса.
Большой вклад в достижение главных целей основного общего образования вносит изучение химии, которое призвано обеспечить:
1) формирование системы химических знаний как компонента естественно-научной картины мира;
2) развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности;
3) выработку понимания общественной потребности в развитии химии, а также формирование отношения к химии как к возможной области будущей практической деятельности;
4) формирование умений безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни.
Целями изучения химии в основной школе являются:
1) формирование у обучающихся умения видеть и понимать ценность образования, значимость химического знания для каждого человека независимо от его профессиональной деятельности; умения различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей, формулировать и обосновывать собственную позицию;
2) формирование у обучающихся целостного представления о мире и роли химии в создании современной естественно-научной картины мира; умения объяснять объекты и процессы окружающей действительности — природной, социальной, культурной, технической среды, используя для этого химические знания;
3) приобретение обучающимися опыта разнообразной деятельности, познания и самопознания; ключевых навыков (ключевых компетентностей), имеющих универсальное значение для различных видов деятельности: решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, навыков измерений, сотрудничества, безопасного обращения с веществами в повседневной жизни.
Общая характеристика учебного предмета «ХИМИЯ»
Особенности содержания обучения химии в основной школе обусловлены спецификой химии как науки и поставленными задачами. Основными проблемами химии являются изучение состава и строения веществ, зависимости их свойств от строения, получение веществ с заданными свойствами, исследование закономерностей химических реакций и путей управления ими в целях получения веществ, материалов, энергии. Поэтому в примерной программе по химии нашли отражение основные содержательные линии:
· вещество — знания о составе и строении веществ, их важнейших физических и химических свойствах, биологическом действии;
· химическая реакция — знания об условиях, в которых проявляются химические свойства веществ, способах управления химическими процессами;
· применение веществ — знания и опыт практической деятельности с веществами, которые наиболее часто употребляются в повседневной жизни, широко используются в промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте;
· язык химии — система важнейших понятий химии и терминов, в которых они описываются, номенклатура неорганических веществ, т. е. их названия (в том числе и тривиальные), химические формулы и уравнения, а также правила перевода информации с естественного языка на язык химии и обратно.
Место курса «Химия» в базисном учебном (образовательном) плане
Федеральный базисный учебный план (Приказ Минобрнауки РФ от 9 марта 2004 г. N 1312, с изменениями и дополнениями) на изучение химии в 8-9 классах отводит 70 учебных часов в год (2 учебных часа в неделю).
Срок реализации рабочей учебной программы 1 год.
Данная рабочая учебная программа рассчитана на 67 часов в год и 1 часа резервного времени, всего 68 часов, 2 часа в неделю (34 недель).
Ведущие формы, методы и технологии обучения
Для организации процесса обучения используются различные формы учебных занятий: беседы, интегрированные уроки, семинары, уроки-практикумы и объяснительно-иллюстративные, частично –поисковые, проблемные методы, технологии уровневой дифференциации и элементы коллективных способов обучения КСО (работа в парах).
Формы, средства и способы проверки и оценки результатов обучения по данной рабочей программе: фронтальный и индивидуальный устный опрос, контрольные работы, тесты, химические диктанты, самостоятельные работы, химические практикумы (практические работы)
Итоговая и промежуточная аттестации в виде уровневой контрольной работы.
Требования к уровню подготовки выпускников
Знать.
Основные понятия химии (уровень атомно-молекулярных представлений):
Предмет химии. Методы познания в химии: наблюдение, эксперимент, измерение. Источники химической информации: химическая литература, Интернет.
Чистые вещества и смеси. Очистка веществ. Простые и сложные вещества. Металлы и неметаллы. Химический элемент, атом, молекула. Знаки химических элементов. Химическая формула. Валентность химичес-ких элементов. Составление формул бинарных соединений по валентности атомов химических элементов и определение валентности атомов химических элементов по формулам бинарных соединений.
Относительная атомная масса. Относительная молекулярная масса. Массовая доля химического элемента в сложном веществе. Количество вещества. Моль. Молярная масса и молярный объём.
Физические явления и химические реакции. Признаки и условия протекания химических реакций. Закон сохранения массы веществ при химических реакциях. Химические уравнения. Коэффициенты в уравнениях химических реакций как отношения количества веществ, вступающих и образующихся в результате химической реакции. Простейшие расчёты по уравнениям химических реакций.
Основные классы неорганических соединений. Номенклатура неоргани-ческих веществ. Кислород. Воздух. Горение. Оксиды. Оксиды металлов и неметаллов. Водород. Вода. Очистка воды. Аэрация воды. Взаимодействие воды с оксидами металлов и неметаллов. Кислоты, классификация и свойства: взаимодействие с металлами, оксидами металлов. Основания, классификация и свойства: взаимодействие с оксидами неметаллов, кислотами. Амфотерность. Кислотно-основные индикаторы. Соли. Средние соли. Взаимодействие солей с металлами, кислотами, щелочами. Связь между основными классами неорганических соединений.
Первоначальные представления о естественных семействах (группах) химических элементов: щелочные металлы, галогены.
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение вещества
Периодический закон. История открытия периодического закона. Значение периодического закона для развития науки.
Периодическая система как естественно-научная классификация химических элементов. Табличная форма представления классификации химических элементов. Структура таблицы «Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева». Физический смысл порядкового (атомного) номера, номера периода и номера группы (для элементов А-групп).
Строение атома: ядро и электронная оболочка. Состав атомных ядер: протоны и нейтроны. Изотопы. Заряд атомного ядра, массовое число и относительная атомная масса. Электронная оболочка атома. Электронные слои атомов элементов малых периодов.
Химическая связь. Электроотрицательность атомов. Кова- лентная неполярная и полярная связь. Ионная связь. Валентность, степень окисления, заряд иона.
Многообразие химических реакций
Классификация химических реакций: реакции соединения, разложения, замещения, обмена, экзотермические, эндотермические, окислительно-восстановительные, необратимые, обратимые.
Скорость химических реакций. Факторы, влияющие на скорость хими-ческих реакций.
Растворы. Электролитическая диссоциация. Электролиты и неэлектро-литы. Катионы и анионы. Диссоциация солей, кислот и оснований в водных растворах. Реакции ионного обмена в растворах электролитов.
Многообразие веществ
Естественные семейства химических элементов металлов и неметаллов. Общая характеристика неметаллов на основе их положения в периодической системе. Закономерности изменения физических и химических свойств неметаллов — простых веществ, их водородных соединений, высших оксидов и кислородсодержащих кислот на примере элементов второго и третьего периодов.
Общая характеристика металлов на основе их положения в перио-дической системе. Закономерности изменения физических и химических свойств металлов — простых веществ, их оксидов и гидроксидов на примере элементов второго и третьего периодов. Амфотерные соединения алюминия. Общая характеристика железа, его оксидов и гидроксидов.
Уметь:
Соблюдать правила:
— техники безопасности при обращении с химической посудой и лабораторным оборудованием (пробирками, химическими стаканами, воронкой, лабораторным штативом, спиртовкой); растворами кислот, щелочей,
негашеной известью, водородом, метаном, минеральными удобрениями;
— личного поведения, способствующего защите окружающей среды от загрязнения;
— оказания помощи пострадавшим от неумелого обращения с веществами.
Проводить:
— нагревание, отстаивание, фильтрование и выпаривание;
— опыты по получению и собиранию оксида углерода (IV);
— распознавание кислорода, водорода, углекислого газа, растворов кислот и щелочей, хлорид-, сульфат- и карбонат-ионов;
— изготовление моделей молекул веществ (Н20, С02, НС1);
— вычисления:
а) массовой доли химического элемента по формуле вещества,
б) количества' вещества (массы) по количеству вещества (массе) одного из вступивших в реакцию или полученных веществ,
в) массовой доли растворенного вещества.
Называть:
— химический элемент по его символу;
— вещества по их химическим формулам;
— свойства неорганических веществ;
— признаки и условия осуществления химических реакций;
— типы химических реакций;
Определять:
— простые и сложные вещества;
— принадлежность веществ к определенному классу;
— валентность и (или) степень окисления химических элементов в бинарных соединениях;
— вид химической связи между атомами в типичных случаях: а) щелочной металл — галоген, б) водород — типичные неметаллы, в) в молекулах простых веществ;
— тип химической реакции: а) по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции, б) по характеру теплового эффекта, в) по изменению степеней окисления химических элементов.
Составлять:
— формулы неорганических соединений (по валентности химических элементов или степени окисления);
— схемы распределения электронов в атомах химических элементов с порядковыми номерами 1—20;
— уравнения химических реакций различных типов;
Характеризовать:
— качественный и количественный состав вещества;
— химические элементы малых периодов, а также калий и кальций по положению в периодической системе Д. И. Менделеева и строению их атомов;
— свойства высших оксидов элементов с порядковыми номерами 1—20, а также соответствующих им кислот и оснований;
— химические свойства неорганических веществ;
— химическое загрязнение окружающей среды как неправильного использования веществ в быту, сельском хозяйстве;
— способы защиты окружающей среды от загрязнений;
— строение и общие свойства металлов;
— связь между составом, строением, свойствами веществ и их применением;
— свойства и физиологическое действие на организм оксида углерода (II), аммиака, хлора, озона
— состав и применение веществ: пищевой соды, медного купороса, йода (спиртовой раствор)
Объяснять:
— физический смысл порядкового (атомного) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым он принадлежит в периодической системе Д. И. Менделеева;
— закономерности изменения свойств химических элементов малых периодов и главных подгрупп;
— причины сходства и различия в строении атомов химических элементов одного периода и одной главной подгруппы периодической системы Д. И. Менделеева;
— сущность процессов окисления и восстановления;
— условия горения и способы его прекращения;
— зависимость свойств веществ от вида химической связи.
Перечень химических элементов, веществ и их свойств, включенных в требования к уровню подготовки выпускников
Химические элементы: Н, Не, Li, Be, В, С, N, О, F, Ne, Na, Mg, Al, Si, P, S, CI, At, K, Ca, Fe, Cu, Ag, Zn.
Простые вещества
Неметаллы: водород (взаимодействие с кислородом, оксидом меди (II)), получение в лаборатории при взаимодействии цинка (железа) с соляной кислотой;
кислород (взаимодействие с водородом, серой, фосфором, магнием, медью, железом, метаном), получение из пероксида водорода и перманганата калия, аллотропия; сера (взаимодействие с кислородом, цинком, железом и магнием);
углерод (аллотропия, взаимодействие с кислородом с образованием оксидов углерода (II) и (IV)), восстановление меди углем и водородом из оксида меди (II).
Металлы: натрий, калий, кальций (взаимодействие с серой и водой); магний и алюминий (взаимодействие с серой, соляной кислотой); железо, цинк (взаимодействие с серой, соляной кислотой, растворами солей СuCl2, CuS04).
Сложные вещества.
Оксиды неметаллов: S02, S03, Р205, С02, Si02 (отношение к воде, щелочам).
Оксиды металлов: Na20, MgO, CaO, А1203, Fe203, CuO (отношение к воде, кислотам).
Основания: NaOH, КОН, Са(ОН)2 (взаимодействие с кислотами, с оксидами неметаллов); Cu(OH)2, Fe(OH)3 (взаимодействие с кислотами, разложение при нагревании).
Амфотерные гидроксиды: Zn(OH)2, А1(ОН)3 (взаимодействие с растворами кислот и щелочей, разложение при нагревании).
Кислоты: НС1, H2S04 (отношение к индикаторам, взаимодействие с некоторыми металлами, основными оксидами, основаниями, солями — СаС03, ВаС12, AgN03).
Соли: хлориды, нитраты, сульфаты, сульфиды железа (II), меди (II), фосфаты; химические реакции замещения и ионного обмена.
Реакции окисления-восстановления: металл + неметалл, металл + кислота, металл + соль, водород + оксид металла.
Требования к результатам обучения
Деятельность образовательного учреждения общего образования в обучении химии должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:
1) в ценностно-ориентационной сфере — чувство гордости за российскую химическую науку, гуманизм, отношение к труду, целеустремленность;
2) в трудовой сфере — готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;
3) в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере — умение управлять своей познавательной деятельностью.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по химии являются:
1) использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование) для изучения различных сторон окружающей действительности;
2) использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;
3) умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
4) умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;
5) использование различных источников для получения химической информации.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по химии являются:
1. В познавательной сфере:
· давать определения изученных понятий: вещество (химический элемент, атом, ион, молекула, кристаллическая решетка, вещество, простые и сложные вещества, химическая формула, относительная атомная масса, относительная молекулярная масса, валентность, оксиды, кислоты, основания, соли, амфотерность, индикатор, периодический закон, периодическая система, периодическая таблица, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, степень окисления, электролит); химическая реакция (химическое уравнение, генетическая связь, окисление, восстановление, электролитическая диссоциация, скорость химической реакции);
· описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя для этого естественный (русский, родной) язык и язык химии;
· описывать и различать изученные классы неорганических соединений, простые и сложные вещества, химические реакции;
· классифицировать изученные объекты и явления;
· наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты, химические реакции, протекающие в природе и в быту;
· делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных химических закономерностей, прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со свойствами изученных;
· структурировать изученный материал и химическую информацию, полученную из других источников;
· моделировать строение атомов элементов первого — третьего периодов (в рамках изученных положений теории Э. Резерфорда), строение простейших молекул.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
· анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ.
3. В трудовой сфере:
· проводить химический эксперимент.
4. В сфере безопасности жизнедеятельности:
· оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.
Содержание учебного материала
Программа курса 9 класса состоит из 5 тем-блоков. Практикумы включены в темы «Металлы» и «Неметаллы», поэтому количество часов отведенных на соответствующие блок-темы, увеличилось, кроме того, сюда же добавлено по 1часу за счет темы «Обобщение знаний по химии за курс основной школы» для проведения коррекции ЗУН.
В содержании курса раскрыты сведения о свойствах классов веществ - металлов и неметаллов, а затем подробно освещены свойства щелочных и щелочноземельных металлов и галогенов. Наряду с этим в курсе раскрываются также и свойства отдельных важных в народнохозяйственном отношении веществ. Заканчивается курс кратким знакомством с органическими соединениями, в основе отбора которых лежит идея генетического развития органических веществ от углеводородов до биополимеров (белков и углеводов).
В каждом блоке-теме соблюдается определенная логическая структура – за уроками формирования новых знаний и способов действия, следуют уроки отработки знаний (лабораторные работы, уроки комплексного применения знаний), уроки контроля.
Перечень обязательных практических работ
1. Осуществление цепочки превращений металлов
2. Получение и свойства соединений металлов
3. Решение экспериментальных задач по теме «Получение соединений металлов и изучение их свойств
4. Решение экспериментальных задач по теме «Получение соединений неметаллов и изучение их свойств»
5. «Получение, собирание и распознавание газов (углекислого газа, аммиака)
6. Изготовление моделей углеводородов
Перечень обязательных контрольных работ
1.Контрольная работа №1 (вход)
2. Контрольная работа №2 «Металлы»
3. Контрольная работа №3 «Неметаллы» (рубеж)
4. Контрольная работа №4«Органические соединения».
5.Контрольная работа №5 «Итоговая» (выход)
Блок-тема №1 «Повторение основных вопросов курса 8 класса»- 4 часа
КДЦ:
Обобщить знания уч-ся о строении атома, хим.элементах, их классификации и формах их существования в виде величайшего закона природы -Периодического закона и его графического отображения- Периодической системы. Раскрыть научное и мировоззренческое значение ПЗ.
В результате изучения темы ученик 9 класса должен
Знать/понимать:
-строение атома, характер простого вещества; состав и характер высшего оксида; состав и характер высшего гидроксида; состав летучего водородного соединения (для неметалла); свойства электролитов в свете ТЭД; генетические ряды металла и неметалла
Уметь:
-сравнивать свойства простого вещества со свойствами простых веществ, образованных соседними
по периоду и подгруппе элементами;
- характеризовать химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе и особенностей строения их атомов
Развивать познавательные интересы учащихся, общеучебные и интеллектуальные умения (выделять главное в рассказе учителя, тексте учебника, кратко излагать мысли в письменной форме, сравнивать факты, обобщать);
Воспитывать убежденность в познаваемости мира, содействовать воспитанию аккуратности, ответственности.
Блок-тема №2 «Металлы»-18 часов
КДЦ:
Повторить с уч-ся положение металлов в ПСХЭ, особенности строения их атомов и кристаллов (металлическую хим.связь и кристаллическую металлическую решетку), основные закономерности изменения свойств элементов в ПС по вертикали, металлическую связь и металлическую кристаллическую решетку, физ. и хим.свойства Ме, свойства основных оксидов и щелочей; обобщить и расширить сведения о физ.свойствах металлов и их классификации; познакомить с природными соединениями металлов и с самородными металлами; дать понятие о рудах и металлургии, рассмотреть пиро-,гидро- и электрометаллургию; дать понятие о коррозии металлов, классификации коррозионных процессов и способах защиты от коррозии;
В результате изучения темы ученик 9 класса должен
Знать/понимать:
- особенности строения их атомов и кристаллов
- физические и химические свойства металлов, свойства основных оксидов и щелочей
- формулы химических веществ и уравнения хим.реакций;
- способы защиты от коррозии;
- качественные реакции на ионы металлов
Уметь:
- составлять схемы строения атомов металлов4
- объяснять физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы
и периода, к которым принадлежит металл;
- объяснять закономерности изменения свойств металлов
Развивать логические операции мышления при обобщении знаний и конкретизации общих свойств металлов.
Воспитывать убежденность, что наука и практика взаимосвязаны: требования практики - движущая сила науки, успехи практики обусловлены достижениями науки; развитие химии и химизация народного хозяйства служат интересам человека и общества в целом.
Блок-тема №3 «Неметаллы» -26 часов
КДЦ: развитие теоретических основ химического знания важнейших фактов, понятий, химических законов и теорий, языка науки на примере элементов - неметаллов, а также их соединений;
В результате изучения темы ученик 9 класса должен
Знать/понимать:
- особенности строения их атомов и молекул неметаллов
- физические и химические свойства неметаллов, свойства кислотных оксидов и кислот
- формулы химических веществ и уравнения хим.реакций;
- качественные реакции на
Уметь:
- составлять схемы строения атомов неметаллов;
- объяснять физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы
и периода, к которым принадлежит неметалл;
- объяснять закономерности изменения свойств неметаллов;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
для:
- безопасного обращения с веществами и материалами;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- объяснения химических явлений, происходящих в лаборатории, на производстве,
в повседневной жизни;
Развивать логические операции мышления при обобщении знаний и конкретизации общих свойств неметаллов.
Воспитывать убежденность в общественной потребности в развитии химии, а также формирование у отношения к химии как возможной области будущей практической деятельности;
Блок-тема №4 «Органические соединения» -14 часов
КДЦ: сформировать понятие о предмете органической химии, о валентности в сравнении со степенью окисления, о реакциях дегидрирования, реакциях гидрирования как противоположном процессе; раскрыть основные положения теории строения орг.соединений Бутлерова, ее значение для орг.химии; взаимосвязь понятий «строение- свойства -применение» на примере углеводородов; познакомить с гомологическими рядоми алканов, алкенов, одноосновных карбоновых кислотах и сложных эфиров, мылов и СМС, аминокислот, углеводов, белков (их представителями, свойствами и применением).
В результате изучения темы ученик 9 класса должен
Знать/понимать:
- понятия: «гомологический ряд», «гомологи», «общая формула», «изомерия»,
- номенклатуру углеводородов на примере алканов, алкенов.
Уметь
- характеризовать химические свойства веществ;
- называть соединения по ИЮПАК;
- определять состав веществ по их формулам
- раскрывать особенности орг.веществ в сравнении с неорганическими.
Развивать общеучебные, интеллектуальные и специальные умения учащихся.
Воспитывать убежденность в гуманистическом характере химической науки, развитие которой призвано решать глобальные проблемы человечества; содействовать воспитанию коммуникабельности, ответственности, трудолюбия, самостоятельности.
Блок-тема №5 «Обобщение и систематизация знаний за курс основной школы»
5 часов +1 ч- резервное время
КДЦ: обобщить и систематизировать знания за курс основной школы
В результате изучения темы ученик 9 класса должен
Знать/понимать:
- закономерности изменения свойств элементов и их соединений в свете представлений о строении
атома;
- типы химических связей и типы кристаллических решёток;
- классификацию химических реакций;
- изученные в курсе основной школы простые и сложные вещества (неорганические и органические);
- генетические ряды металла, неметалла.
Уметь
- характеризовать химические свойства веществ в свете ТЭД и представлений о процессах
окисления-восстановления;
- называть важнейших неорганических и органических соединений;
- определять состав веществ по их формулам
- составлять уравнения химических реакций различных типов.
Развивать общеучебные, интеллектуальные и специальные умения учащихся.
Воспитывать убежденность в гуманистическом характере химической науки, развитие которой призвано решать глобальные проблемы человечества; содействовать воспитанию коммуникабельности, ответственности, трудолюбия
Тематический план
№ блок -темы | Название блок-темы | Кол-во часов | В том числе лабораторных и практ.работ, конт. работ, зачетов |
Л /работ | П/работ | контрольных | зачетов |
1 | Повторение основных вопросов курса 8 класса | 4 | 1 | - | 1 | |
2 | Металлы | 18 | 3 | 3 | 1 | |
3 | Неметаллы | 26 | 4 | 2 | 1 | |
4 | Органические соединения | 14 | 3 | 1 | 1 | |
5 | Обобщение и систематизация знаний за курс основной школы | 5 | - | - | 1 | |
| Резервное время | 1 | | | | |
| Итого | 68 | 11 | 6 | 5 | |
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | № в разделе | Название раздела, тема урока. | дата | примечание |
план | факт |
Блок-тема №1 Повторение основных вопросов курса 8 класса- 4 часа |
1 | 1 | Характеристика химического элемента металла на основании его положения в периодической системе Д.И.Менделеева. | | | |
2 | 2 | Характеристика химического элемента неметалла на основании его положения в периодической системе в Д.И.Менделеева | | | |
3 | 3 | Периодический закон и Периодическая система | | | |
4 | 4 | Решение расчетных задач. | | | |
ТЕМА №2. МЕТАЛЛЫ -18 часов |
5 | 1 | Положение металлов в периодической системе Химических элементов Д.И. Менделеева и особенности строения их атомов. Физические свойства металлов. | | | |
6 | 2 | Химические свойства металлов. | | | |
7 | 3 | Химические свойства металлов. | | | |
8 | 4 | Общие понятие о коррозии металлов. Сплавы, их свойства и значение. | | | |
9 | 5 | Металлы в природе. Общие способы их получения.. | | | |
10 | 6 | Щелочные металлы | | | |
11 | 7 | Общая характеристика элементов главной подгруппы II группы. | | | |
12 | 8 | Соединения щелочноземельных металлов. | | | |
13 | 9 | Контрольная работа №1 «Металлы: строение атомов и свойства» | | | |
14 | 10 | Алюминий, его физические и химические свойства. | | | |
15 | 11 | Соединения алюминия. | | | |
16 | 12 | Железо, его физические и химические свойства. | | | |
17 | 13 | Генетические ряды железа (II) и железа (III). | | | |
18 | 14 | Решение задач на определение выхода продукта. | | | |
19 | 15 | П/р№1 Осуществление цепочки превращений металлов | | | |
20 | 16 | П/Р№2 Получение и свойства соединений металлов | | | |
21 | 17 | П/р№3 Решение экспериментальных задач по теме «Получение соединений металлов и изучение их свойств | | | |
22 | 18 | Контрольная работа №2 по теме «Металлы: свойства и соединения» | | | |
Тема№3. «Неметаллы»- 26 часов |
23 | 1 | Общая характеристика неметаллов. | | | |
24 | 2 | Химические элементы в клетках живых организмов | | | |
25 | 3 | Водород | | | |
26 | 4 | Общая характеристика галогенов. Получение галогенов | | | |
27 | 5 | Важнейшие соединения галогенов. | | | |
28 | 6 | Кислород. | | | |
29 | 7 | Сера, её физические и химические свойства. | | | |
30 | 8 | Оксиды серы (4 и 6). | | | |
31 | 9 | Серная кислота и её соли. | | | |
32 | 10 | Азот и его свойства. | | | |
33 | 11 | Аммиак и его свойства. | | | |
34 | 12 | Соли аммония, их свойства | | | |
35 | 13 | Азотная кислота и её свойства | | | |
36 | 14 | Соли азотной и азотистой кислот. Азотные удобрения. | | | |
37 | 15 | Фосфор, его физические и химические свойства. | | | |
38 | 16 | Соединения фосфора. | | | |
39 | 17 | Углерод, его физические и химические свойства. | | | |
40 | 18 | Оксиды углерода. Сравнение физических и химических свойств | | | |
41 | 19 | Угольная кислота и её соли | | | |
42 | 20 | Кремний, его физические и химические свойства | | | |
43 | 21 | Силикатная промышленность | | | |
44 | 22 | Химия неметаллов. | | | |
45 | 23 | Контрольная работа №3 по теме «Неметаллы» | | | |
46 | 24 | Работа над ошибками | | | |
47 | 25 | П/р№4 Решение экспериментальных задач по теме «Получение соединений неметаллов и изучение их свойств» | | | |
48 | 26 | П/р№5 «Получение, собирание и распознавание газов (углекислого газа, аммиака)» | | | |
Тема № 4. «Органические соединения» -14 часов |
49 | 1 | . Предмет органической химии. Строение атома углерода. | | | |
50 | 2 | Предельные углеводороды – метан и этан. | | | |
51 | 3 | Непредельные углеводороды – этилен. | | | |
52 | 4 | Понятие о предельных одноатомных спиртах. Глицерин | | | |
53 | 5 | Одноосновные предельные карбоновые кислоты на примере уксусной кислоты. | | | |
54 | 6 | П/р№6 . Изготовление моделей углеводородов | | | |
55 | 7 | Реакция этерификации и понятие о сложных эфирах. | | | |
56 | 8 | Жиры. | | | |
57 | 9 | Понятие об аминокислотах и белках. Реакции поликонденсации. | | | |
58 | 10 | Понятие об углеводах. | | | |
59 | 11 | Полимеры. | | | |
60 | 12 | Лабораторный практикум «Свойства органических соединений» | | | |
61 | 13 | Органические соединения | | | |
62 | 14 | Контрольная работа № №4 по теме «Органические соединения» | | | |
Тема №5 Обобщение и систематизация знаний за курс основной школы -5часов + 1час- резервное время |
63 | 1 | Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в свете представлений о строении атома | | | |
64 | 2 | Типы химических связей и типы кристаллических решёток. | | | |
65 | 3 | Классификация химических реакций | | | |
66 | 4 | Генетические ряды металла, неметалла | | | |
67 | 5 | Контрольная работа №5 «Итоговая» | | | |
68 | 6 | Резервное время | | | |