СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по химии для 9 класса

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по химии для 9 класса

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по химии для 9 класса»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «БОДЕЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»




Рассмотрено на заседании

Согласовано

Утверждаю

методического объединения

с зам. директора школы по УВР

И.о директора школы

учителей предметов

естественнонаучного цикла

_______________________

______________________

Протокол №____________



от «_____» _______ 20____г.

«______» __________20____ г.

Приказ № _____________

Руководитель МО



________________________


от «___» _____________20____ г.


















РАБОЧАЯ ПРОГРАМА


по ХИМИИ

для 9 класса


(ФГОС ООО)





Разработана

учителем химии Зайчиковым В.В.





2019 – 2020 учебный год


Пояснительная записка

Программа разработана на основе следующих документов:


1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» с изменениями, утвержденными приказами Минобрнауки России от 29 декабря 2014 года № 1644, от 31 декабря 2015 года № 1577;


2. ООП ООО МКОУ «Бодеевская СОШ»;


3. Авторской программы предметной линии учебников О. С. Габриеляна, И. Г. Остроумова, С. А. Сладкова. 8—9 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций / О. С. Габриелян, С. А. Сладков — М.: Просвещение, 2019:


в соответствии с « Положением о структуре, порядке разработки и утверждении рабочих программ учебных предметов, элективных курсов, курсов по выбору, факультативных занятий, учебных модулей, кружков, индивидуальных занятий во внеурочное время, рабочих программ для работы с детьми с ОВЗ муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Бодеевская средняя общеобразовательная школа».


УМК: Учебник: Габриелян, О. С., Остроумов И,Г., Сладков С.А. Химия. 9 класс. М.: Просвещение, 2019 г.

Объем часов: - в неделю 2ч

- общий объем часов – 68ч


 Цели обучения химии в основной школе являются:

1) формирование у обучающихся умения видеть и понимать ценность образования, значимость химического знания для каждого человека независимо от его профессиональной деятельности; умения различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей, формулировать и обосновывать собственную позицию;
2) формирование у обучающихся целостного представления о мире и роли химии в создании современной естественно-научной картины мира; умения объяснять объекты и процессы окружающей действительности — природной, социальной, культурной, технической среды, используя для этого   химические знания;
3) приобретение обучающимися опыта разнообразной деятельности, познания и самопознания; ключевых навыков (ключевых компетентностей), имеющих универсальное значение для различных видов деятельности: решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, навыков измерений, сотрудничества, безопасного обращения с веществами в повседневной жизни.

Задачами изучения учебного предмета «Химия» в 9 классе являются:

учебные: формирование системы химических знаний как компонента естественнонаучной картины мира;

развивающие: развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения в быту и в трудовой деятельности;

воспитательные: формирование умений безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни; выработка понимания общественной потребности в развитии химии, а также формирование отношения к химии как к возможной области будущей практической деятельности.

Форма организации образовательного процесса: классно-урочная система.

Технологии, используемые в обучении: развивающего обучения, обучения в сотрудничестве, проблемного обучения, развития исследовательских навыков, информационно-коммуникационные, здоровьесбережения и др.

Методы и приёмы обучения: проблемное обучение, исследовательское методическое обучение, метод проектов, индивидуальные, групповые, фронтальные, а также коллективные, парные приемы обучения со сменным соста­вом учеников.

Основными формами и видами контроля, используемыми учителем, являются: текущий контроль в форме устного, фронтального опроса, контрольных работ, химических диктантов, тестов, проверочных работ; итоговый контроль – тестирование по КИМ ОГЭ.

Срок реализации программы 2019-2020 учебный год




































Планируемые результаты освоения учебного предмета.



Личностными результатами изучения предмета «Химия» в 9 классе являются следующие умения:



  • Понимание необходимости образования, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний.

  • Определение личной позиции, личного мнения по теме обсуждения, по решению задачи, по информационному материалу.

  • Умение идти на компромисс, уступки в разных ситуациях.

  • Оценивание важности образования и познания нового.

  • Уважительное и доброжелательное отношение к людям.

  • Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.

  • Проявление инициативности, находчивости в решении поставленных задач.

  • Умение контролировать и корректировать образовательный процесс и результаты деятельности.

  • Формирование способности эмоционального восприятия учебной задачи, ситуации, решений, обсуждений.

  • Развитие учебно-познавательной мотивации - самостоятельные действия по поиску разных способов решения, вопросы к учителю о сравнении разных способов решения, о сравнении разных способов работы.

  • Объединение учебных действий в целостный акт учебной деятельности, устойчивость познавательного интереса и становление смыслообразующей функции познавательного мотива.

  • Система учебной деятельности, обобщенность, устойчивость и избирательность познавательных интересов, доминирование познавательных интересов в иерархии мотивационной системы, принятие познавательным мотивом функций побуждения и смыслообразования.

  • Формирование навыков самообразования - обращение к учителю по поводу рациональной организации учебного труда, в вопросах о дополнительных источниках информации – самообразование.

Метапредметными результатами изучения курса «Химия» является формирование универсальных учебных действий (УУД).


Регулятивные УУД

  • целеполагание, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;

  • самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

  • планировать пути достижения целей;

  • устанавливать целевые приоритеты;

  • уметь самостоятельно контролировать свое время и управлять им;

  • принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;

  • адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации;

  • овладеть основами прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.




Получит возможность научиться:

  • при поддержке учителя самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;

  • при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;

  • выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный при поддержке учителя;

  • овладеть основами осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;

  • овладению основами саморегуляции эмоциональных состояний;

Коммуникативные УУД

• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

• формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

• устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

• аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;

• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

• адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;

• организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;

• осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;

• работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

Получит возможность научиться:

  • учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве;• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

• брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);

• оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;

• вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

• следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;

• устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;

• в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.

Познавательные УУД

• проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;

• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

• осуществлять поиск и выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

• давать определение понятиям;

• устанавливать причинно-следственные связи;

• осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия;

• обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;

• самостоятельно или в паре осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

• объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;

• структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;

Получит возможность научиться:

• самостоятельно ставить проблему, аргументировать её актуальность;

•  в паре или индивидуально самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;

• в паре или самостоятельно делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.

Предметные результаты

Выпускник научится:

• описывать свойства твёрдых, жидких, газообразных веществ, выделяя их существенные признаки;

• характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;

• раскрывать смысл основных химических понятий «атом», «молекула», «химический элемент», «простое вещество», «сложное вещество», «валентность», используя знаковую систему химии;

• изображать состав простейших веществ с помощью химических формул и сущность химических реакций с помощью химических уравнений;

• вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ, а также массовую долю химического элемента в соединениях для оценки их практической значимости;

• сравнивать по составу оксиды, основания, кислоты, соли;

• классифицировать оксиды и основания по свойствам, кислоты и соли по составу;

• пользоваться лабораторным оборудованием и химической посудой;

• проводить несложные химические опыты и наблюдения за изменениями свойств веществ в процессе их превращений; соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;

• различать экспериментально кислоты и щёлочи, пользуясь индикаторами; осознавать необходимость соблюдения мер безопасности при обращении с кислотами и щелочами.

• раскрывать смысл периодического закона Д. И. Менделеева;

• описывать и характеризовать табличную форму периодической системы химических элементов;

• характеризовать состав атомных ядер и распределение числа электронов по электронным слоям атомов химических элементов малых периодов периодической системы, а также калия и кальция;

• различать виды химической связи: ионную, ковалентную полярную, ковалентную неполярную и металлическую;

• изображать электронно-ионные формулы веществ, образованных химическими связями разного вида;

• выявлять зависимость свойств веществ от строения их кристаллических решёток: ионных, атомных, молекулярных, металлических;

• характеризовать химические элементы и их соединения на основе положения элементов в периодической системе и особенностей строения их атомов;

• характеризовать научное и мировоззренческое значение периодического закона и периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева; • объяснять суть химических процессов и их принципиальное отличие от физических;

• называть признаки и условия протекания химических реакций;

• устанавливать принадлежность химической реакции к определённому типу по одному из классификационных признаков: 1) по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции (реакции соединения, разложения, замещения и обмена); 2) по выделению или поглощению теплоты (реакции экзотермические и эндотермические); 3) по изменению степеней окисления химических элементов (реакции окислительно-восстановительные); 4) по обратимости процесса (реакции обратимые и необратимые);

• составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей, солей; полные и сокращённые ионные уравнения реакций обмена; уравнения окислительно-восстановительных реакций;

• прогнозировать продукты химических реакций по формулам/названиям исходных веществ; определять исходные вещества по формулам/названиям продуктов реакции;

• составлять уравнения реакций, соответствующих последовательности («цепочке») превращений неорганических веществ различных классов;

• выявлять в процессе эксперимента признаки, свидетельствующие о протекании химической реакции;

• приготовлять растворы с определённой массовой долей растворённого вещества;

• определять характер среды водных растворов кислот и щелочей по изменению окраски индикаторов;

• проводить качественные реакции, подтверждающие наличие в водных растворах веществ отдельных ионов

• определять принадлежность неорганических веществ к одному из изученных классов/групп: металлы и неметаллы, оксиды, основания, кислоты, соли;

• составлять формулы веществ по их названиям;

• определять валентность и степень окисления элементов в веществах;

• составлять формулы неорганических соединений по валентностям и степеням окисления элементов, а также зарядам ионов, указанным в таблице растворимости кислот, оснований и солей;

• объяснять закономерности изменения физических и химических свойств простых веществ (металлов и неметаллов) и их высших оксидов, образованных элементами второго и третьего периодов;

• называть общие химические свойства, характерные для групп оксидов: кислотных, оснóвных;

• называть общие химические свойства, характерные для каждого из классов неорганических веществ: кислот, оснований, солей;

• приводить примеры реакций, подтверждающих химические свойства неорганических веществ: оксидов, кислот, оснований и солей;

• определять вещество-окислитель и вещество-восстановитель в окислительно-восстановительных реакциях;

• составлять окислительно-восстановительный баланс (для изученных реакций) по предложенным схемам реакций;

• проводить лабораторные опыты, подтверждающие химические свойства основных классов неорганических веществ;




Выпускник получит возможность научиться:

• грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни;

• осознавать необходимость соблюдения правил экологически безопасного поведения в окружающей природной среде;

• понимать смысл и необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др.;

• использовать приобретённые ключевые компетентности при выполнении исследовательских проектов по изучению свойств, способов получения и распознавания веществ;

• развивать коммуникативную компетентность, используя средства устной и письменной коммуникации при работе с текстами учебника и дополнительной литературой, справочными таблицами, проявлять готовность к уважению иной точки зрения при обсуждении результатов выполненной работы;

• объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах, критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе, касающейся использования различных веществ.

• осознавать значение теоретических знаний для практической деятельности человека;

• описывать изученные объекты как системы, применяя логику системного анализа;

• применять знания о закономерностях периодической системы химических элементов для объяснения и предвидения свойств конкретных веществ;

• развивать информационную компетентность посредством углубления знаний об истории становления химической науки, её основных понятий, периодического закона как одного из важнейших законов природы, а также о современных достижениях науки и техники.

• составлять молекулярные и полные ионные уравнения по сокращённым ионным уравнениям;

• приводить примеры реакций, подтверждающих существование взаимосвязи между основными классами неорганических веществ;

• прогнозировать результаты воздействия различных факторов на изменение скорости химической реакции;

• прогнозировать результаты воздействия различных факторов на смещение химического равновесия.

• прогнозировать химические свойства веществ на основе их состава и строения;

• прогнозировать способность вещества проявлять окислительные или восстановительные свойства с учётом степеней окисления элементов, входящих в его состав;

• выявлять существование генетической взаимосвязи между веществами в ряду: простое вещество — оксид — гидроксид — соль;

• организовывать, проводить ученические проекты по исследованию свойств веществ, имеющих важное практическое значение.















Содержание программы

Химия 9 класс

(68 часов, 2 часа в неделю)

Повторение и обобщение сведений по курсу 8 класса

Бинарные соединения. Оксиды солеобразующие и несолеобразующие. Гидроксиды: основания, амфотерные, кислоты. Средние, кислые, основные соли.

Обобщение сведений о химических реакциях. Классификация химических реакций по различным основаниям: составу и числу реагирующих и образующихся веществ, тепловому эффекту, направлению, изменению степеней окисления элементов, образующих реагирующие вещества, фазе, использованию катализатора.

Понятие о скорости химической реакции. Факторы, влияющие на скорость химических реакций: природа реагирующих веществ, их концентрация, температура, площадь соприкосновения, наличие катализатора. Катализ.

Демонстрации

  • Ознакомление с коллекциями металлов и неметаллов.

  • Ознакомление с коллекциями оксидов, кислот и солей.

  • Зависимость скорости химической реакции от природы реагирующих веществ.

  • Зависимость скорости химической реакции от концентрации реагирующих веществ.

  • Зависимость скорости химической реакции от площади

соприкосновения реагирующих веществ («кипящий слой»).

  • Зависимость скорости химической реакции от температуры реагирующих веществ.

Лабораторные опыты

  1. Взаимодействие аммиака и хлороводорода.

  2. Реакция нейтрализации.

  3. Наблюдение теплового эффекта реакции нейтрализации.

  4. Взаимодействие серной кислоты с оксидом меди (II).

  5. Разложение пероксида водорода с помощью каталазы картофеля

  6. Зависимость скорости химической реакции от природы реагирующих веществ на примере взаимодействия растворов тиосульфата натрия и хлорида бария, тиосульфата натрия и соляной кислоты.

  7. Зависимость скорости химической реакции от природы металлов при их взаимодействии с соляной кислотой.

  8. Зависимость скорости химической реакции от природы кислот при взаимодействии их с железом.

  9. Зависимость скорости химической реакции от температуры.

  10. Зависимость скорости химической реакции от концентрации.

  11. Зависимость скорости химической реакции от площади соприкосновения реагирующих веществ.

  12. Зависимость скорости химической реакции от катализатора.


Химические реакции в растворах электролитов


Понятие об электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Механизм диссоциации электролитов с различным характером связи. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты.

Основные положения теории электролитической диссоциации. Классификация ионов и их свойства. Кислоты, основания и соли как электролиты. Их классификация и диссоциация.

Общие химические свойства кислот: изменение окраски индикаторов, взаимодействие с металлами, оксидами и гидроксидами металлов и солями. Молекулярные и ионные (полные и сокращённые) уравнения реакций.

Химический смысл сокращённых уравнений. Условия протекания реакций между электролитами до конца. Ряд активности металлов.

Общие химические свойства щелочей: взаимодействие с кислотами, оксидами неметаллов, солями. Общие химические свойства нерастворимых оснований: взаимодействие с кислотами, разложение при нагревании.

Общие химические свойства средних солей: взаимодействие с кислотами, щелочами, солями и металлами. Взаимодействие кислых солей со щелочами.

Гидролиз, как обменное взаимодействие солей с водой. Гидролиз соли сильного основания и слабой кислоты. Гидролиз соли слабого основания и сильной кислоты. Шкала pH.

Свойства кислот, оснований, оксидов и солей в свете теории электролитической диссоциации и окислительно-восстановительных реакций.

Демонстрации.

  • Испытание веществ и их растворов на электропроводность.

  • Зависимость электропроводности уксусной кислоты от концентрации.

  • Движение окрашенных ионов в электрическом поле.

  • Определение характера среды в растворах солей.

Лабораторные опыты.

  1. Диссоциация слабых электролитов на примере уксусной кислоты.

  2. Изменение окраски индикаторов в кислотной среде.

  3. Реакция нейтрализации раствора щёлочи различными кислотами.

  4. Получение гидроксида меди (II).и его взаимодействие с различными кислотами.

  5. Взаимодействие сильных кислот с оксидом меди (II).

18-20. Взаимодействие кислот с металлами.

  1. Качественная реакция на карбонат-ион.

  2. Получение студня кремниевой кислоты.

  3. Качественная реакция на хлорид - или сульфат-ионы

  4. Изменение окраски индикаторов в щелочной среде.

  5. Взаимодействие щелочей с углекислым газом.

  6. Качественная реакция на катион аммония.

  7. Получение гидроксида меди (II) и его разложение.

  8. Взаимодействие карбонатов с кислотами.

  9. Получение гидроксида железа(III).

  10. Взаимодействие железа с раствором сульфата меди (II)

Практические работы

  1. Свойства кислот, оснований, оксидов и солей в свете теории электролитической диссоциации и окислительно -восстановительных реакций


Неметаллы и их соединения

Строение атомов неметаллов и их положение в Периодической системе. Ряд электроотрицательности. Кристаллические решётки неметаллов — простых веществ. Аллотропия и её причины. Физические свойства неметаллов. Общие химические свойства неметаллов: окислительные и восстановительные.

Галогены, строение их атомов и молекул. Физические и химические свойства галогенов. Закономерности изменения свойств галогенов в зависимости от их положения в Периодической системе. Нахождение галогенов в природе и их получение. Значение и применение галогенов.

Галогеноводороды и соответствующие им кислоты: плавиковая, соляная, бромоводородная, иодоводородная. Галогениды. Качественные реакции на галогенид-ионы. Применение соединений галогенов и их биологическая роль.

Общая характеристика элементов VIA-группы. Сера в природе и её получение. Аллотропные модификации серы и их свойства. Химические свойства серы и её применение.

Сероводород: строение молекулы, физические и химические свойства, получение и значение. Сероводородная кислота. Сульфиды и их значение. Люминофоры.

Оксид серы (IV), сернистая кислота, сульфиты. Качественная реакция на сульфит-ион.

Оксид серы (VI), серная кислота, сульфаты. Кристаллогидраты. Качественная реакция на сульфат-ион.

Серная кислота - сильный электролит. Свойства разбавленной серной кислоты, как типичной кислоты: взаимодействие с металлами, основными и амфотерными оксидами, основаниями и амфотерными гидроксидами, солями. Качественная реакция на сульфат-ион.

Общая характеристика элементов VA-группы. Азот, строение атома и молекулы. Физические и химические свойства и применение азота. Азот в природе и его биологическая роль.

Аммиак, строение молекулы и физические свойства. Аммиачная вода, нашатырный спирт, гидрат аммиака. Донорно -акцепторный механизм образования катиона аммония. Восстановительные свойства аммиака. Соли аммония и их применение. Качественная реакция на катион аммония.

Оксиды азота: несолеобразующие и кислотные. Азотистая кислота и нитриты. Азотная кислота, её получение и свойства. Нитраты.

Фосфор, строение атома и аллотропия. Фосфиды. Фосфин. Оксид фосфора(V) и ортофосфорная кислота. Фосфаты. Фосфорные удобрения. Инсектициды.

Общая характеристика элементов IV A-группы: особенности строения атомов, простых веществ и соединений в зависимости от положения элементов в Периодической системе. Углерод. Аллотропные модификации: алмаз, графит. Аморфный углерод и его сорта: сажа, активированный уголь. Адсорбция. Химические свойства углерода. Коксохимическое производство и его продукция. Карбиды.

Оксид углерода(II): строение молекулы, получение и его свойства. Оксид углерода(IV): строение молекулы, получение и его свойства. Угольная кислота. Соли угольной кислоты: карбонаты и гидрокарбонаты. Техническая и пищевая сода.

Неорганические и органические вещества. Углеводороды. Химическое строение органических веществ, как порядок соединения атомов в молекуле по валентности.

Метан, этан, как предельные углеводороды. Этилен и ацетилен, как непредельные (ненасыщенные) углеводороды. Горение углеводородов. Качественные реакции на непредельные соединения.

Этиловый спирт, его получение, применение и физиологическое действие. Трёхатомный спирт глицерин. Качественная реакция на многоатомные спирты. Уксусная - представитель класса карбоновых кислот.

Кремний, строение его атома и свойства. Кремний в природе. Силициды и силан. Оксид кремния(1У). Кремниевая кислота и её соли.

Производство стекла и цемента. Продукция силикатной промышленности: оптическое волокно, керамика, фарфор, фаянс.

Оптическое волокно.

Неметаллы в природе. Фракционная перегонка жидкого воздуха как способ получения кислорода, азота, аргона. Получение фосфора, кремния, хлора, йода. Электролиз растворов.

Получение серной кислоты: сырьё, химизм, технологическая схема, метод кипящего слоя, принципы теплообмена, противотока и циркуляции. Олеум. Производство аммиака: сырьё, химизм, технологическая схема.

Демонстрации

  • Коллекция неметаллов.

  • Модели кристаллических решёток неметаллов: атомные и молекулярные.

  • Озонатор и принципы его работы.

  • Горение неметаллов - простых веществ: серы, фосфора, древесного угля.

  • Образцы галогенов - простых веществ.

  • Взаимодействие галогенов с металлами.

  • Вытеснение хлора бромом или йода из растворов их солей

  • Коллекция природных соединений хлора.

  • Взаимодействие серы с металлами.

  • Горение серы в кислороде

  • Коллекция сульфидных руд.

  • Качественная реакция на сульфид-ион

  • Обесцвечивание окрашенных тканей и цветов сернистым газом.

  • Взаимодействие концентрированной серной кислоты с медью.

  • Обугливание органических веществ концентрированной серной кислотой.

  • Диаграмма «Состав воздуха».

  • Видеофрагменты и слайды «Птичьи базары».

  • Получение, собирание и распознавание аммиака.

  • Разложение бихромата аммония.

  • Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью.

  • Горение черного пороха

  • Разложение нитрата калия и горение древесного уголька в нём

  • Образцы природных соединений фосфора.

  • Горение фосфора на воздухе и в кислороде.

  • Получение белого фосфора и испытание его свойств

  • Коллекция «Образцы природных соединений углерода»

  • Портрет Н. Д. Зелинского. Поглощение активированным углём растворённых веществ или газов.

  • Устройство противогаза.

  • Модели молекул метана, этана, этилена и ацетилена.

  • Взаимодействие этилена с бромной водой и раствором перманганата калия.

  • Общие химические свойства кислот на примере уксусной кислоты.

  • Качественная реакция на многоатомные спирты.

  • Коллекция «Образцы природных соединений кремния».

  • Коллекция стекла, керамики, цемента и изделий из них.

  • Коллекция продукции силикатной промышленности.

  • Видеофрагменты и слайды «Производство стекла и цемента».

  • Коллекция «Природные соединения неметаллов».

  • Видеофрагменты и слайды «Фракционная перегонка жидкого воздуха»

  • Видеофрагменты и слайды «Получение водорода, кислорода и галогенов электролитическим способом».

  • Модели аппаратов для производства серной кислоты.

  • Модель кипящего слоя.

  • Модель колонны синтеза аммиака.

  • Видеофрагменты и слайды «Производство серной кислоты».

  • Видеофрагменты и слайды «Производство аммиака».

  • Коллекция «Сырьё для получения серной кислоты».


Лабораторные опыты

  1. Распознавание галогенид-ионов.

  2. Качественные реакции на сульфат-ионы.

  3. Качественная реакция на катион аммония.

  4. Химические свойства азотной кислоты, как электролита.

  5. Качественные реакции на фосфат-ион.

  6. Получение и свойства угольной кислоты.

  7. Качественная реакция на карбонат-ион.

  8. Пропускание углекислого газа через раствор силиката натрия.

Практические работы

  1. Изучение свойств соляной кислоты.

  2. Изучение свойств серной кислоты.

  3. Получение аммиака и изучение его свойств.

  4. Получение углекислого газа и изучение его свойств.


Металлы и их соединения


Положение металлов в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева, строение их атомов и кристаллов. Металлическая связь и металлическая кристаллическая решётка. Физические свойства металлов: электро- и теплопроводность, отражающая способность, пластичность. Сплавы чёрные и цветные.

Металлы как восстановители. Электрохимический ряд напряжений. Взаимодействие металлов с неметаллами, оксидами, кислотами, солями. Алюминотермия.

Строение атомов и простых веществ щелочных металлов. Зависимость физических и химических свойств щелочных металлов от зарядов ядер их атомов. Оксиды и гидроксиды щелочных металлов, их получение, свойства, применение. Важнейшие соли щелочных металлов, их значение в живой и неживой природе и в жизни человека.

Строение атомов и простых веществ щелочноземельных металлов. Зависимость физических и химических свойств щелочноземельных металлов от зарядов ядер их атомов. Оксиды и гидроксиды щелочноземельных металлов, их получение, свойства и применение. Важнейшие соли щёлочно - земельных металлов, их значение в природе и жизни человека. Карбонаты и гидрокарбонаты кальция.

Жёсткость воды: временная и постоянная. Способы устранения временной жёсткости. Способы устранения постоянной жёсткости. Иониты. Соединения алюминия в природе. Химические свойства алюминия. Особенности оксида и гидроксида алюминия как амфотерных соединений. Важнейшие соли алюминия (хлорид, сульфат).

Особенности строения атома железа. Железо в природе. Важнейшие руды железа. Оксиды и гидроксиды железа(II) и железа(III). Соли железа(II) и железа(III). Обнаружение ионов катионов железа в растворе. Значение соединений железа.

Коррозия химическая и электрохимическая. Защита металлов от коррозии. Металлы в природе: в свободном виде и в виде соединений. Понятие о металлургии. Чёрная и цветная металлургия. Пирометаллургия, гидрометаллургия, электрометаллургия. Доменный процесс. Переработка чугуна в сталь. Электролиз расплавов.

Демонстрации

  • Взаимодействие натрия, лития и кальция с водой.

  • Горение натрия, магния и железа в кислороде.

  • Вспышка термитной смеси.

  • Взаимодействие смеси порошков серы и железа, цинка и серы.

  • Взаимодействие алюминия с кислотами, щелочами и водой.

  • Взаимодействие железа и меди с хлором.

  • Взаимодействие меди с концентрированной серной кислотой и азотной кислотой (разбавленной и концентрированной).

  • Окраска пламени соединениями щелочных металлов.

  • Окраска пламени соединениями щёлочноземельных металлов .

  • Гашение извести водой.

  • Получение жёсткой воды взаимодействием углекислого газа с известковой водой.

  • Устранение временной жёсткости кипячением и добавкой соды.

  • Устранение постоянной жёсткости добавкой соды.

  • Иониты и принцип их действия (видеофрагмент).

  • Коллекция природных соединений алюминия.

  • Видеофрагменты и слайды «Оксид алюминия и его модификации».

  • Получение амфотерного гидроксида алюминия и исследование его свойств.

  • Коллекция «Химические источники тока».

  • Результаты длительного эксперимента по изучению коррозии стальных изделий в зависимости от условий процессов.

  • Восстановление меди из оксида меди(II) водородом.

  • Видеофрагменты и слайды «Производство чугуна и стали».

  • Видеофрагменты и слайды «Изделия из чугуна и стали».

  • Видеофрагменты и слайды «Производство алюминия».

Лабораторные опыты

  1. Взаимодействие железа с раствором сульфата меди(II).

  2. Получение известковой воды и опыты с ней.

  3. Получение гидроксидов железа(II) и (III).

  4. Качественные реакции на катионы железа

Практические работы

  1. Получение жесткой воды и способы её устранения.

  2. Решение экспериментальных задач по теме «Металлы».

Химия и окружающая среда


Строение Земли: ядро, мантия, земная кора, их химический состав. Литосфера и её химический состав. Минералы. Руды. Осадочные породы. Полезные ископаемые. Химический состав гидросферы. Химический состав атмосферы.

Источники химического загрязнения окружающей среды. Глобальные экологические проблемы человечества: парниковый эффект, кислотные дожди, озоновые дыры. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды от химического загрязнения. «Зелёная химия».

Демонстрации

  • Видеофрагменты и слайды «Строение Земли и её химический состав».

  • Коллекция минералов и горных пород.

  • Коллекция «Руды металлов».

  • Видеофрагменты и слайды «Глобальные экологические проблемы человечества».

Лабораторные опыты

  1. Изучение гранита.


Обобщение знаний по химии за курс основной школы.

Подготовка к Основному государственному экзамену

Строение атома в соответствии с положением химического элемента в Периодической системе. Строение вещества: химическая связь и кристаллические решётки. Зависимость свойств образованных элементами простых веществ (металлов, неметаллов, благородных газов) от положения элементов в Периодической системе. Типология неорганических веществ, деление их на классы и группы. Представители.

Признаки и условия протекания химических реакций. Типология химических реакций по различным основаниям. Реакции ионного обмена. Окислительно-восстановительные реакции.

Химические свойства простых веществ. Характерные химические свойства солеобразующих оксидов, гидроксидов (оснований, кислот и амфотерных гидроксидов), солей.










































Тематическое планирование

Наименование разделов (тем)

Количество часов по программе

П/р

К/р

1

Повторение и обобщение сведений по курсу 8 класса. Химические реакции


5


1

2

Химические реакции в растворах

10

1

1

3

Неметаллы и их соединения

25

4

1

4

Металлы и их соединения

17

2

1

5

Химия и окружающая среда

2



6

Обобщение знаний по химии за курс основной школы. Подготовка к Основному государственному экзамену (ОГЭ)

7


1

Резерв

2



Итого

68

7

5































Календарно- тематическое планирование

9 класс

п/п

Дата

Тема урока

Примечание

План

Факт

Повторение и обобщение сведений по курсу 8 класса. Химические реакции 5ч


1



Классификация неорганических веществ и их номенклатура


2



Классификация химических реакций по различным основаниям


3



Входная диагностическая работа


4



Понятие о скорости химической реакции.


5



Катализ


Химические реакции в растворах 10ч

6



Электролитическая

диссоциация


7



Основные положения теории электролитической диссоциации (ТЭД)


8



Химические свойства кислот в свете ТЭД


9



Химические свойства кислот в свете ТЭД


10



Химические свойства оснований в свете теории электролитической диссоциации


11



Химические свойства солей в свете теории электролитической диссоциации


12



Понятие о гидролизе солей


13



П.р. № 1. Решение экспериментальных задач по теме «Электролитическая диссоциация»


14



Обобщение и систематизация знаний по теме «Химические реакции в растворах электролитов»


15



К.р.№ 1 по теме «Химические реакции в растворах электролитов»


Неметаллы и их соединения 25ч

16



Общая характеристика

неметаллов


17



Общая

характеристика элементов VIIA группы — галогенов


18



Соединения галогенов


19



П.р.№ 2. «Изучение свойств соляной кислоты»


20



Общая характеристика элементов VI А - халькогенов. Сера


21



Сероводород и сульфиды


22



Кислородные соединения серы


23



П.р. № 3. «Изучение свойств серной кислоты»


24



Общая

характеристика химических элементов VA группы. Азот


25



Аммиак. Соли аммония


26



П.р.№ 4 «Получение аммиака и изучение его свойств»


27



Кислородсодержащие соединения азота








28



Кислородсодержащие соединения азота


29



Фосфор и его соединения


30



Общая

характеристика элементов IV А- группы. Углерод


31



Кислородсодержащие соединения углерода


32



П.р. № 5. «Получение углекислого газа и изучение его свойств»


33



Углеводороды


34



Кислородсодержа­щие органические соединения


35



Кремний и его соединения


36



Силикатная

промышленность


37



Получение неметаллов


38



Получение важнейших

химических соединений


39



Обобщение по теме «Неметаллы и их соединения»


40



К.р. №2 по теме: «Неметаллы и их соединения»


Металлы и их соединения 17ч

41



Положение металлов в Периодической системе, строение атомов и кристаллов


42



Общие химические свойства металлов


43



Общая характеристика

щелочных металлов




44



Общая характеристика

щелочных металлов


45



Общая характеристика

щелочноземельных

металлов


46



Общая характеристика

щелочноземельных

металлов


47



Жёсткость воды и способы её устранения


48



П.р.№ 6. «Получение жесткой воды и способы её устранения»


49



Алюминий и его соединения


50



Железо


51



Соединения железа


52



П.р. № 7 «Решение

экспериментальных задач по теме «Металлы»


53



Коррозия металлов и способы защиты от неё


54



Металлы в природе.


55



Понятие о металлургии


56



Обобщение знаний по теме «Металлы»


57



Контрольная работ 3 по теме «Металлы»


Химия и окружающая среда 2ч

58



Химическая организация планеты Земля


59



Охрана

окружающей среды от химического загрязнения


Обобщение знаний по химии за курс основной школы. Подготовка к Основному государственному экзамену (ОГЭ) 7ч

60



Вещества


61



Химические реакции


62



Основы

неорганической

химии


63



Основы

неорганической

химии


64



Повторение и обобщение по теме. Подготовка к контрольной работе


65



Контрольная работа№4 «Итоговая по курсу основной школы»


66



Анализ контрольной работы. Подведение итогов года.


67-68



Резервное время





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!