МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №7»
имени Николая Викторовича Кордюкова
ОБСУЖДЕНО на заседании МО протокол №1 от 28 августа 2015 г. | ПРИНЯТО на педсовете протокол №1 от 31 августа 2015 г. | УТВЕРЖДАЮ Приказ № 61 от 31 августа 2015 г. Директор ________________ Ларюшкина Н.И. |
Рабочая программа
кружка
«Хор»
Направленность: музыкальная
3-9 классы
Срок реализации: 1 год
140 часов (4 часа в неделю)
Педагог дополнительного образования
Земисева Ассоль Юрьевна
г. Кимовск
2015-2016 учебный год
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Приобщение к хоровому искусству всегда актуально, так как именно хоровое пение является подлинно массовым видом музыкально-эстетического, нравственного воспитания, наиболее доступным видом музыкального исполнительства. Воспитание певческих навыков – это одновременно воспитание чувств и эмоций.
Через хоровое пение и ребенок, и взрослый приобщается к сокровищнице народно-песенного творчества, к наследию русской национальной и мировой музыкальной классики.
Работа с детским хоровым коллективом отлична от работы со взрослыми, имеет свою специфику и ряд особенностей. Это фундамент всей последующей работы с взрослым хоровым коллективом.
Программа работы кружка составлена на основе знания специфики детского хорового коллектива, знания особенностей детского голоса, его развития и охраны, основных навыков вокальной работы с детьми разного возраста, принципом подбора репертуара для разных возрастных групп, методики работы над хоровым произведением.
Главная цель программы – создать условия для творческого развития ребёнка в детском хоровом коллективе (от его организации до концертных выступлений).
В программе особое внимание уделяется воспитанию навыка двухголосного пения, как под музыкальное сопровождение, так и без него, а так же навыкам сольного исполнения, что позволяет выделить следующие виды работ: вокально-хоровая работа, пение произведений, пение учебно-тренировочного материала, слушание музыки, постановка голоса (индивидуальные занятия), практическая работа.
Программа кружка, учитывая особенности психофизического развития ребенка школьного возраста, специфику его вокально-хорового развития, предусматривает практическое усвоение комплекса попевочного и репертуарного материала, необходимого в будущей вокальной деятельности.
Для составления программы мною были изучены такие мето- дические пособия, как «Работа с детским коллективом», «Хоровое искусство как средство воспитания в детской и юношеской среде», «Позитивное воспитание хором», «Значение психологических тренингов в детском хоре», «Принципы подбора репертуара в детском хоре», «Организация репетиционного процесса», «Организация детского хора», «Приемы психолого-педагогического воздействия», «Приемы развития слуха и голоса детей», «Работа над ритмической четкостью», «Особенности произношения согласных и гласных звуков», «Работа над вокально-хоровыми навыками», «Вокальные упражнения в детском хоре», «Вокальные характеристики детского голоса».
Программа рассчитана на один год. Занятия проводятся два раза в неделю.
Ожидаемые результаты программы: знать, что такое певческое дыхание, вокально-певческая постановка голоса, звукообразование и звуковедение, дикция и артикуляция, знать о гигиене голоса, петь чисто и слаженно в унисон и с элементами двухголосия, владеть навыками дыхания, чистотой интонирования, дикцией и выразительностью исполнения; уметь различать песни по жанрам, проявлять исполнительское мастерство на сцене.
Результатом работы кружка является полученный детьми определенный объем знаний, умений и навыков. Контроль кружка может проводиться в форме выступления на концертах, мероприятиях.
2.1 Учебный план программы хорового кружка
№ № | Разделы (блоки) |
11. | Введение. Владение голосовым аппаратом. Звуковедение. Использование певческих навыков. |
22. | Певческая установка и певческая позиция. Дыхание. Отработка полученных вокальных навыков. |
3. | Распевание. |
44. | Вокальные произведения разных жанров. Манера исполнения. Знаменитые хоры прошлого и настоящего. |
5 | Дикция. Артикуляция. |
6. | Гигиена певческого голоса. |
7. | Сценическая культура и сценический образ. |
2.2 Содержание изучаемого курса
Цель: раскрыть певческий голос ребенка через основы вокала, исполнение детских песенок, песен из мультфильмов и сказок, русских народных песен и произведений классической и современной музыки.
№ п/п |
Тема занятий | Часы | Формы проведения занятий | Методы контроля |
Общее кол-во | Теория | Прак- тика |
Вокально-хоровая работа |
11. | Введение, знакомство с голосовым аппаратом. | 4 | 2 | 2 | Хоровое | Наблюде ние |
22. | Певческая установка. Дыхание. | 25 | 2 | 23 | Хоровое | Наблюдение |
33. | Распевание. | 25 | 2 | 23 | Хоровое | Наблюдение |
44. | Вокальная позиция. | 25 | 2 | 23 | Хоровое | Наблюдение |
55. | Звуковедение. Использование певческих навыков. | 25 | 2 | 23 | Хоровое | Наблюдение |
66. | Знакомство с различной манерой пения. Дикция. Артикуляция. | 10 | 1 | 9 | Хоровое | Наблюдение |
77. | Беседа о гигиене певческого голоса. | 2 | 2 | 0 | Хоровое | Наблюдение |
88. | Работа над сценическим образом. | 15 | 2 | 13 | Хоровое | Наблюдение |
Концертно-исполнительская деятельность |
99. | Праздники, выступления, репетиции | 9 | | 9 | Конкурсы, праздники | Оценка зрителей, оценка жюри |
| Итого | 140 | 15 | 125 | | |
Календарно – тематическое планирование
№ | Название темы | Тип урока | Форма занятия |
1 | Вводное занятие | Урок изучения и закрепления новых знаний. | Хоровое |
2 | Знакомство по технике безопасности | Комбинированный урок. | Хоровое |
3 | Знакомство с голосовым аппаратом | Комбинированный урок. | Хоровое |
4 | Знакомство с голосовым аппаратом | Комбинированный урок. | Хоровое |
5 | Певческая установка | Комбинированный урок. | Хоровое |
6 | Певческая установка | Комбинированный урок. | Хоровое |
7 | Певческая установка | Комбинированный урок. | Хоровое |
8 | Певческая установка на сцене | Комбинированный урок. | Хоровое |
9 | Певческая установка на репетиции | Комбинированный урок. | Хоровое |
10 | Дыхание | Комбинированный урок. | Хоровое |
11 | Виды дыхания | Комбинированный урок. | Хоровое |
12 | Виды дыхания | Комбинированный урок. | Хоровое |
13 | Роль распевания | Комбинированный урок. | Хоровое |
14 | Распевание | Комбинированный урок. | Хоровое |
15 | Распевание | Комбинированный урок. | Хоровое |
16 | Роль распевания на репетиции | Комбинированный урок. | Хоровое |
17 | Роль распевания на репетиции | Комбинированный урок. | Хоровое |
18 | Роль распевания перед концертом | Комбинированный урок. | Хоровое |
19 | Дыхание в хоровом пении | Комбинированный урок. | Хоровое |
20 | Дыхание в сольном пении | Комбинированный урок. | Хоровое |
21 | Вокальная позиция | Комбинированный урок. | Хоровое |
22 | Цепное дыхание | Комбинированный урок. | Хоровое |
23 | Роль цепного дыхания. Концерт | Концерт | Хоровое |
24 | Дыхание по фразам | Комбинированный урок. | Хоровое |
25 | Вокальная позиция | Комбинированный урок. | Хоровое |
26 | Вокальная позиция | Комбинированный урок. | Хоровое |
27 | Вокальная позиция | Комбинированный урок. | Хоровое |
28 | Вокальная позиция | Комбинированный урок. | Хоровое |
29 | Вокальная позиция | Комбинированный урок. | Хоровое |
30 | Певческая установка | Комбинированный урок. | Хоровое |
31 | Певческая установка | Комбинированный урок. | Хоровое |
32 | Певческая установка | Комбинированный урок. | Хоровое |
33 | Певческая установка | Комбинированный урок. | Хоровое |
34 | Дикция | Комбинированный урок. | Хоровое |
35 | Значение дикции в хоре | Комбинированный урок. | Хоровое |
36 | Значение дикции в создании художественного образа | Комбинированный урок. | Хоровое |
37 | Значение дикции в создании художественного образа | Комбинированный урок. | Хоровое |
38 | Звукообразование | Комбинированный урок. | Хоровое |
39 | Звукообразование | Комбинированный урок. | Хоровое |
40 | Работа над звукообразованием | Комбинированный урок. | Хоровое |
41 | Работа над звукообразованием | Комбинированный урок. | Хоровое |
42 | Роль орфоэпии в хоре | Комбинированный урок. | Хоровое |
43 | Роль орфоэпии в хоре | Комбинированный урок. | Хоровое |
44 | Атака звука | Комбинированный урок. | Хоровое |
45 | Атака звука | Комбинированный урок. | Хоровое |
46 | Атака звука | Комбинированный урок. | Хоровое |
47 | Приемы звукообразования. Концерт | Концерт | Хоровое |
48 | Приемы звукообразования | Комбинированный урок. | Хоровое |
49 | Хоровой строй | Комбинированный урок. | Хоровое |
50 | Хоровой строй | Комбинированный урок. | Хоровое |
51 | Работа над хоровым строем | Комбинированный урок. | Хоровое |
52 | Работа над хоровым строем | Комбинированный урок. | Хоровое |
53 | Хоровой ансамбль | Комбинированный урок. | Хоровое |
54 | Хоровой ансамбль | Комбинированный урок. | Хоровое |
55 | Работа в ансамбле | Комбинированный урок. | Хоровое |
56 | Работа в ансамбле | Комбинированный урок. | Хоровое |
57 | Выстраивание партий | Комбинированный урок. | Хоровое |
58 | Ритмический ансамбль | Комбинированный урок. | Хоровое |
59 | Вокальный ансамбль | Комбинированный урок. | Хоровое |
60 | Состав хора | Комбинированный урок. | Хоровое |
61 | Состав хора | Комбинированный урок. | Хоровое |
62 | Нюансы. Концерт | Комбинированный урок. | Хоровое |
63 | Работа над нюансами | Комбинированный урок. | Хоровое |
64 | Артикуляция | Комбинированный урок. | Хоровое |
65 | Артикуляционные упражнения | Комбинированный урок. | Хоровое |
66 | Знакомство с различной манерой пения | Комбинированный урок. | Хоровое |
67 | Знакомство с различной манерой пения | Комбинированный урок. | Хоровое |
68 | Артикуляционные упражнения | Комбинированный урок. | Хоровое |
69 | Работа над ансамблем | Комбинированный урок. | Хоровое |
70 | Работа над цепным дыханием | Комбинированный урок. | Хоровое |
71 | Певческая установка | Комбинированный урок. | Хоровое |
72 | Распевание | Комбинированный урок. | Хоровое |
73 | Вокальная позиция | Комбинированный урок. | Хоровое |
74 | Работа над звуковедением | Комбинированный урок. | Хоровое |
75 | Певческая опора | Комбинированный урок. | Хоровое |
76 | Виды атаки звука | Комбинированный урок. | Хоровое |
77 | Работа над звукообразование | Комбинированный урок. | Хоровое |
78 | Работа с различными регистрами | Комбинированный урок. | Хоровое |
79 | Певческая установка | Комбинированный урок. | Хоровое |
80 | Недостатки звукообразования | Комбинированный урок. | Беседа |
81 | Работа над недостатками звукообразования | Комбинированный урок. | Хоровое |
82 | Работа над сценическим образом | Комбинированный урок. | Хоровое |
83 | Работа над сценическим образом | Комбинированный урок. | Хоровое |
84 | Артикуляционные упражнения | Комбинированный урок. | Хоровое |
85 | Концерт «Масленица» | Концерт | Хоровое |
86 | Работа над сценическим образом | Комбинированный урок. | Хоровое |
87 | Концерт ко Дню Защитника Отечества | Концерт | Хоровое |
88 | Распевание | Комбинированный урок. | Хоровое |
89 | Народная манера пения | Комбинированный урок. | Хоровое |
90 | Распевание | Комбинированный урок. | Хоровое |
91 | Академическая манера пения | Комбинированный урок. | Хоровое |
92 | Работа над сценическим образом | Комбинированный урок. | Хоровое |
93 | Концерт, посвященный 8 марта | Концерт | Хоровое |
94 | Певческая установка | Комбинированный урок. | Хоровое |
95 | Работа над звуковедением | Комбинированный урок. | Хоровое |
96 | Работа над сценическим образом | Комбинированный урок. | Хоровое |
97 | Работа над сценическим образом | Комбинированный урок. | Хоровое |
98 | Фестиваль хорового исполнительства | Концерт | Хоровое |
99 | Беседа о гигиене певческого голоса | Комбинированный урок. | Беседа |
100 | Работа над недостатками звукообразования | Комбинированный урок. | Хоровое |
101 | Распевание с закрытым ртом | Комбинированный урок. | Хоровое |
102 | Работа над сценическим образом | Комбинированный урок. | Хоровое |
103 | Распевание | Комбинированный урок. | Хоровое |
104 | Вокальная позиция | Комбинированный урок. | Хоровое |
105 | Работа над нюансами | Комбинированный урок. | Хоровое |
106 | Работа над звуковедением | Комбинированный урок. | Хоровое |
107 | Распевание-канон | Комбинированный урок. | Хоровое |
108 | Работа над сценическим образом | Комбинированный урок. | Хоровое |
109 | Вокальная позиция | Урок закрепления знаний | Хоровое |
110 | Вокальная позиция | Комбинированный урок. | Хоровое |
111 | Распевание | Комбинированный урок. | Хоровое |
112 | Звукообразование | Урок закрепления знаний | Хоровое |
113 | Распевание | Комбинированный урок. | Хоровое |
114 | Работа над дыханием | Комбинированный урок. | Хоровое |
115 | Распевание | Комбинированный урок. | Хоровое |
116 | Работа над сценическим образом | Комбинированный урок. | Хоровое |
117 | Распевание | Комбинированный урок. | Хоровое |
118 | Работа над сценическим образом | Комбинированный урок. | Хоровое |
119 | Распевание | Комбинированный урок. | Хоровое |
120 | Концерт к 9 мая | Концерт | Хоровое |
121 | Распевание | Комбинированный урок. | Хоровое |
122 | Работа над дыханием | Комбинированный урок. | Хоровое |
123 | Певческая установка | Комбинированный урок. | Хоровое |
124 | Работа над звуковедением | Комбинированный урок. | Хоровое |
125 | Распевание | Комбинированный урок. | Хоровое |
126 | Работа над звуковедением | Комбинированный урок. | Хоровое |
127 | Распевание | Комбинированный урок. | Хоровое |
128 | Работа над атакой звука | Комбинированный урок. | Хоровое |
129 | Распевание | Комбинированный урок. | Хоровое |
130 | Работа над дыханием | Комбинированный урок. | Хоровое |
131 | Распевание | Комбинированный урок. | Хоровое |
132 | Работа над сценическим образом | Комбинированный урок. | Хоровое |
133 | Распевание | Комбинированный урок. | Хоровое |
134 | Певческая установка | Комбинированный урок. | Хоровое |
135 | Распевание | Комбинированный урок. | Хоровое |
136 | Работа над сценическим образом | Комбинированный урок. | Хоровое |
137 | Распевание | Комбинированный урок. | Хоровое |
138 | Последний звонок концерт. | Комбинированный урок. | Хоровое |
139 | Распевание | Концерт | Хоровое |
140 | Беседа о гигиене голоса | Комбинированный урок. | Хоровое |
Список литературы
Богданова Т.С. Основы хороведения: учеб. пособие. Минск: БГПУ, 2009
Н.В.Романовский «Хоровой словарь», Издательство «МУЗЫКА» ЛЕНИНГРАДСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ 1972
Мосягина А.А. Хороведение и методика работы с хором, Тверь: «Издательство «Триада», 2002
Соколов В.Г. «Работа с хором», М.: Музыка, 1967
Струве Г.А. «Школьный хор: Книга для учителя», М.: Просвещение, 1981
Чесноков П.Г. «Хор и управление им: пособие для хоровых дирижеров», издание третье, М.: Государственное музыкальное издательство, 1961
Стулова Г.П. «Теория и практика работы с детским хором: учебное пособие для студентов пед. вузов», М.: Просвещение, 2002