Учитель: Магомедова М.М. 2021 год. |
Пояснительная записка.
Рабочая программа «Художественное творчество» разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения. В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитание у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду
Занятия художественной практической деятельностью, по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребенка. В силу того, что каждый ребенок является неповторимой индивидуальностью со своими психофизиологическими особенностями и эмоциональными предпочтениями, необходимо предоставить ему как можно более полный арсенал средств самореализации. Освоение множества технологических приемов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные возможности и способности, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления. Важное направление в содержании программы «Художественное творчество» уделяется духовно-нравственному воспитанию младшего школьника. На уровне предметного содержания создаются условия для воспитания:
патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;
трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни (привитие детям уважительного отношения к труду, трудовых навыков и умений самостоятельного конструирования и моделирования изделий, навыков творческого оформления результатов своего труда и др.);
ценностного отношения к прекрасному, формирования представлений об эстетических ценностях (знакомство обучающихся с художественно-ценными примерами материального мира, восприятие красоты природы, эстетическая выразительность предметов рукотворного мира, эстетика труда, эстетика трудовых отношений в процессе выполнения коллективных художественных проектов);
ценностного отношения к природе, окружающей среде (создание из различного материала образов картин природы, животных, бережное отношение к окружающей среде в процессе работы с природным материалом и др.);
ценностного отношения к здоровью (освоение приемов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга и т.д.).
Наряду с реализацией концепции духовно-нравственного воспитания, задачами привития младшим школьникам технологических знаний, трудовых умений и навыков программа «Художественное творчество» выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:
- интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий;
- формирование информационной грамотности современного школьника; - развитие коммуникативной компетентности;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
-использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно- следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие учащихся, воспитание у них интереса к различным видам деятельности, получение и развитие определенных профессиональных навыков. Программа дает возможность ребенку как можно более полно представить себе место, роль, значение и применение материала в окружающей жизни. Связь прикладного творчества, осуществляемого во внеурочное время, с содержанием обучения по другим предметам обогащает занятия художественным трудом и повышает заинтересованность учащихся. Поэтому программой предусматриваются тематические пересечения с такими дисциплинами, как математика (построение геометрических фигур, разметка циркулем, линейкой и угольником, расчет необходимых размеров и др.), окружающий мир (создание образов животного и растительного мира
Системно-деятельностный и личностный подходы в начальном обучении предполагают активизацию познавательной деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей. Исходя из этого, программа «Художественное творчество» предусматривает большое количество развивающих заданий поискового и творческого характера. Раскрытие личностного потенциала младшего школьника реализуется путём индивидуализации учебных заданий. Ученик всегда имеет возможность принять самостоятельное решение о выборе задания, исходя из степени его сложности. Он может заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами. Содержание программы нацелено на активизацию художественно-эстетической, познавательной деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей, преемственность с дошкольными видами деятельности детей, формирование мотивации детей к труду, к активной деятельности на уроке и во внеурочное время.
В программе уделяется большое внимание формированию информационной грамотности на основе разумного использования развивающего потенциала информационной среды образовательного учреждения и возможностей современного школьника. Передача учебной информации производится различными способами (рисунки, схемы, выкройки, чертежи, условные обозначения). Включены задания, направленные на активный поиск новой информации – в книгах, словарях, справочниках.
Развитие коммуникативной компетентности происходит посредством приобретения опыта коллективного взаимодействия, формирования умения участвовать в учебном диалоге, развития рефлексии как важнейшего качества, определяющего социальную роль ребенка.
Программа курса предусматривает задания, предлагающие разные виды коллективного взаимодействия: работа в парах, работа в малых группах, коллективный творческий проект, инсценировки, презентации своих работ, коллективные игры и праздники.
Социализирующую функцию учебно-методических и информационных ресурсов образования обеспечивает ориентация содержания занятий на жизненные потребности детей.
У ребёнка формируются умения ориентироваться в окружающем мире и адекватно реагировать на жизненные ситуации. Значительное внимание должно уделяться повышению мотивации. Ведь настоящий процесс художественного творчества невозможно представить без особого эмоционального фона, без состояния вдохновения, желания творить. В таком состоянии легче усваиваются навыки и приемы, активизируются фантазия и изобретательность. Произведения, возникающие в этот момент в руках детей, невозможно сравнить с результатом рутинной работы.
Для того чтобы вызвать у ребят устойчивое желание работать над данной поделкой, учебные пособия дополнены разного рода информационным содержанием для того чтобы расширять представления об изображаемых объектах, анализировать целевое назначение поделки.
Существенную помощь в достижении поставленных задач окажет методически грамотно построенная работа с учебными пособиями.
На первом этапе формируется деятельность наблюдения. Ребенок анализирует изображение поделки, пытается понять как она выполнена, из каких материалов. Далее он должен определить основные этапы работы и их последовательность, обучаясь при этом навыкам самостоятельного планирования своих действий. В большинстве случаев основные этапы работы показаны в пособиях в виде схем и рисунков. Однако дети имеют возможность предлагать свои варианты, пытаться усовершенствовать приёмы и методы, учиться применять их на других материалах.
Следует помнить, что задача занятия — освоение нового технологического приема или комбинация ранее известных приемов, а не точное повторение поделки, предложенной в пособии. Такой подход позволяет оптимально учитывать возможности каждого учащегося, поскольку допускаются варианты как упрощения, так и усложнения задания.
Дети могут изготавливать изделия, повторяя образец, внося в него частичные изменения или реализуя собственный замысел. Следует организовывать работу по поиску альтернативных возможностей, подбирать другие материалы вместо заданных, анализируя при этом существенные и несущественные признаки для данной работы.
Содержание программы представлено на 68 часов (2-4 классы). Программа имеет блочный принцип и состоит из отдельных разделов.
Содержание программы на 68 часов
№ п/п | Кол-во часов | Тема | Материалы |
| | Раздел 1. Аппликация и моделирование. 24 часа. По книгам серии «Любимый образ» | |
| 2 | Аппликация и мозаика из обрывных кусочков бумаги | Журнальная бумага, картон |
| 1 | Аппликация из птичьих перьев | Перья, картон |
| 1 | Аппликация из кружев | Кружева, картон |
| 1 | Аппликация из ткани | Накрахмаленная ткань, картон |
| 2 | Аппликация из деталей оригами | Бумага, картон |
| 2 | Мозаика из ватных комочков | Вата, бумага, картон |
| 2 | Прорезная аппликация | Картон, различные материалы |
| 2 | Гофрированные цепочки | Гофрированная бумага, картон |
| 1 | Складывание гармошкой | Журнальная бумага |
| 2 | Выпуклая мозаика из плотной бумаги | Цветная бумага, картон |
| 2 | Моделирование из картона. | Рамочка Картон, цветная бумага |
| 2 | Моделирование объёмного изделия из гофрокартона | Гофрированный картон |
| 1 | Моделирование из гофрированной бумаги | Гофрированная бумага |
| 2 | Моделирование из гофрированной бумаги и проволоки. | Гофрированная бумага, цветная бумага, проволока |
| 1 | Многослойное торцевание на плоскости. | Гофрированная бумага, картон |
| | Раздел 2. Работа с пластическими материалами. 10 часов. По книгам серии «Любимый образ» | |
| 2 | Раскатывание и обрубков пластилина Пластилин | |
| 2 | Выпуклая аппликация из пластилина | Пластилин |
| 2 | Разрезание слоёного пластилина Пластилин, проволока | |
| 2 | Торцевание на пластилине | Пластилин, гофрированная бумага |
| 2 | Лепка из теста | Солёное тесто |
| | Раздел 3. Секреты бумажного творчества. 18 часов. По рабочей тетради «Волшебные секреты» | |
| 2 | Обрывная аппликация | Бумага различная |
| 1 | Скручивание в жгут. Аппликации. | Бумага гофрированная |
| 2 | Скатывание в комок. Мозаика. | Бумага гофрированная и цветная |
| 1 | Гофрированный конструктор. | Бумага цветная |
| 1 | Моделирование из полос. | Бумага цветная |
| 2 | Плетение из бумаги. Аппликация. | Бумага цветная |
| 1 | Мозаика из объёмных деталей оригами. Коллективная работа | Бумага белая и цветная |
| 2 | Мозаика из плоских деталей оригами. | Фантики, цветная бумага |
| 2 | Сюжетная композиция из деталей оригами на плоскости | Картон, цветная бумага |
| 1 | Объёмная композиция из деталей оригами. Коллективная работа | Бумага различная |
| 1 | Оригами из кругов. | Бумага различная |
| 2 | Соединение различных техник в одной работе. | Бумага цветная |
| | Раздел 4. Модульное оригами. 16 часов. По книге «Забавные фигурки. Модульное оригами». | |
| 2 | Модуль «Трилистник». Плоскостные композиции из этого модуля по своему замыслу. | Бумага белая, цветная, журнальная |
| 2 | Объёмные цветы из модуля «Трилистник» | Бумага белая, цветная, гофрированная |
| 3 | Треугольный модуль оригами. Сказочные образы на основе формы «чаша» | Бумага цветная |
| 2 | Игрушки объёмной формы | Бумага цветная |
| 2 | Художественные образы объёмной формы | Бумага белая и цветная |
| 3 | Сборка изделия из модулей на каркасе. Коллективная работа | . Бумага цветная |
| 2 | Дополнительные материалы по выбору с сайта Страна Мастеров http://stranamasterov.ru | Бумага различная |
Тематическое планирование– 68 ч.
№ п/п | Кол-во часов | Тема | Книги | Дата |
| 1 | Аппликация с элементами оригами «Вспомним лето» | Цветы | |
| 2 | Мозаика из обрывных кусочков бумаги | Бабочки | |
|
| 2 | Обрывная аппликация | Волшебные секреты | |
|
| 1 | Аппликация из птичьих перьев | Бабочки | |
| 1 | Многослойное торцевание. Садовые цветы | Цветы | |
| 2 | Торцевание на пластилине. Времена года | Деревья | |
|
| 1 | Скручивание в жгут. Аппликация из гофрированной бумаги | Волшебные секреты | |
| 2 | Модуль «Трилистник». Плоскостные композиции из этого модуля по своему замыслу (листья, животные, цветы) | Забавные фигурки | |
|
| 2 | Мозаика из комочков гофрированной бумаги | Волшебные секреты | |
|
| 1 | Складывание гармошкой. Объёмные игрушки. | Бабочки | |
| 1 | Гофрированный конструктор | Волшебные секреты | |
| 3 | Треугольный модуль оригами. Сказочные образы на основе формы «чаша». Жар- птица | Забавные фигурки | |
|
|
| 2 | Разрезание слоёного пластилина | Бабочки | |
|
| 1 | Аппликация из кружев | Бабочки | |
| 1 | Аппликация из ткани | Бабочки | |
| 1 | Моделирование из полос | Волшебные секреты | |
| 2 | Мозаика из ватных комочков | Собачки | |
|
| 2 | Плетение из бумаги | Волшебные секреты | |
|
| 2 | Модульное оригами. Ёлочные игрушки | Забавные фигурки | |
|
| 1 | Мозаика из объёмных деталей оригами. Коллективная работа | Волшебные секреты | |
| 2 | Модульное оригами. Художественные образы объёмной формы. Дед Мороз | Забавные фигурки | |
|
| 3 | Сборка изделия из модулей на каркасе. Коллективная работа. Новогодняя ёлочка | Забавные фигурки | |
|
|
| 2 | Лепка из солёного теста | Собачки | |
|
| 1 | Портреты кошек из деталей оригами | Кошки | |
| 2 | Прорезная аппликация с использованием различных материалов | Кошки | |
|
| 2 | Выпуклая аппликация из пластилина | Кошки | |
|
| 2 | Мозаика из плоских деталей оригами | Волшебные секреты | |
|
| 2 | Моделирование из картона. Рамочка для фотографии | Собачки | |
|
| 2 | Моделирование объёмных форм из гофрокартона | Кошки | |
|
| 2 | Сюжетная композиция из деталей оригами на плоскости | Волшебные секреты | |
|
| 2 | Гофрированные цепочки | Цветы | |
|
| 1 | Объёмная композиция из деталей оригами. Коллективная работа | Волшебные секреты | |
| 3 | Объёмное изделие с использованием модуля «Трилистник» и треугольного модуля оригами. Подснежники в вазе | Забавные фигурки | |
|
|
| 1 | Моделирование из гофрированной бумаги. | Цветы | |
| 1 | Моделирование из гофрированной бумаги и проволоки | Цветы | |
| 2 | Выпуклая мозаика из плотной бумаги | Цветы | |
|
| 2 | Оригами из кругов | Волшебные секреты | |
|
| 1 | Раскатывание и обрубовка пластилина | Цветы | |
| 2 | Соединение различных техник в одной работе | Волшебные секреты | |
|
| 1 | Дополнительные материалы по выбору | Сайт Страна Мастеров http://stranamasterov.ru | |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ КУРСА «Художественное творчество»
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
- широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
- устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
- выраженной познавательной мотивации;
- устойчивого интереса к новым способам познания;
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
-принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
- учитывать выделенные в пособиях этапы работы;
-планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
- выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:
- допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
- учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- владеть монологической и диалогической формой речи.
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
- высказываться в устной и письменной форме;
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез (целое из частей);
- устанавливать причинно-следственные связи;
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:
. Развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы;
. Расширить знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
. Познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения;
. Познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов;
. Использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;
. Создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье;
. Совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;
. Оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
Список учебных пособий:
1. «Уроки творчества», Н.А.Цирулик, Т.Н.Проснякова. Учебник для 2 класса.
2. «Волшебные секреты», Т.Н. Проснякова. Рабочая тетрадь для 2 класса.
3. Методические рекомендации для учителя. 2 класс. Т.Н.Проснякова, Е.А.Мухина.
4. «Уроки мастерства», Т.Н. Проснякова. Учебник для 3 класса.
5. Методические рекомендации для учителя. 3 класс. Т.Н.Проснякова, Е.А.Мухина.
6. «Творческая мастерская», Т.Н. Проснякова. Учебник для 4 класса.
7. Методические рекомендации для учителя. 4 класс. Т.Н.Проснякова, Е.А.Мухина.