СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по кружковому занятию

Нажмите, чтобы узнать подробности

В программе представлены примерные темы для кружковых занятий во 2 классе.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по кружковому занятию»

























Учитель: Магомедова М.М.





2021 год.



Пояснительная записка.

Рабочая программа «Художественное творчество» разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения. В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитание у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду

Занятия художественной практической деятельностью, по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребенка. В силу того, что каждый ребенок является неповторимой индивидуальностью со своими психофизиологическими особенностями и эмоциональными предпочтениями, необходимо предоставить ему как можно более полный арсенал средств самореализации. Освоение множества технологических приемов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные возможности и способности, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления. Важное направление в содержании программы «Художественное творчество» уделяется духовно-нравственному воспитанию младшего школьника. На уровне предметного содержания создаются условия для воспитания:

 патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;

 трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни (привитие детям уважительного отношения к труду, трудовых навыков и умений самостоятельного конструирования и моделирования изделий, навыков творческого оформления результатов своего труда и др.);

 ценностного отношения к прекрасному, формирования представлений об эстетических ценностях (знакомство обучающихся с художественно-ценными примерами материального мира, восприятие красоты природы, эстетическая выразительность предметов рукотворного мира, эстетика труда, эстетика трудовых отношений в процессе выполнения коллективных художественных проектов);

 ценностного отношения к природе, окружающей среде (создание из различного материала образов картин природы, животных, бережное отношение к окружающей среде в процессе работы с природным материалом и др.);

 ценностного отношения к здоровью (освоение приемов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга и т.д.).

Наряду с реализацией концепции духовно-нравственного воспитания, задачами привития младшим школьникам технологических знаний, трудовых умений и навыков программа «Художественное творчество» выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:

- интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий;

- формирование информационной грамотности современного школьника; - развитие коммуникативной компетентности;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

-использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно- следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие учащихся, воспитание у них интереса к различным видам деятельности, получение и развитие определенных профессиональных навыков. Программа дает возможность ребенку как можно более полно представить себе место, роль, значение и применение материала в окружающей жизни. Связь прикладного творчества, осуществляемого во внеурочное время, с содержанием обучения по другим предметам обогащает занятия художественным трудом и повышает заинтересованность учащихся. Поэтому программой предусматриваются тематические пересечения с такими дисциплинами, как математика (построение геометрических фигур, разметка циркулем, линейкой и угольником, расчет необходимых размеров и др.), окружающий мир (создание образов животного и растительного мира

Системно-деятельностный и личностный подходы в начальном обучении предполагают активизацию познавательной деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей. Исходя из этого, программа «Художественное творчество» предусматривает большое количество развивающих заданий поискового и творческого характера. Раскрытие личностного потенциала младшего школьника реализуется путём индивидуализации учебных заданий. Ученик всегда имеет возможность принять самостоятельное решение о выборе задания, исходя из степени его сложности. Он может заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами. Содержание программы нацелено на активизацию художественно-эстетической, познавательной деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей, преемственность с дошкольными видами деятельности детей, формирование мотивации детей к труду, к активной деятельности на уроке и во внеурочное время.

В программе уделяется большое внимание формированию информационной грамотности на основе разумного использования развивающего потенциала информационной среды образовательного учреждения и возможностей современного школьника. Передача учебной информации производится различными способами (рисунки, схемы, выкройки, чертежи, условные обозначения). Включены задания, направленные на активный поиск новой информации – в книгах, словарях, справочниках.

Развитие коммуникативной компетентности происходит посредством приобретения опыта коллективного взаимодействия, формирования умения участвовать в учебном диалоге, развития рефлексии как важнейшего качества, определяющего социальную роль ребенка.

Программа курса предусматривает задания, предлагающие разные виды коллективного взаимодействия: работа в парах, работа в малых группах, коллективный творческий проект, инсценировки, презентации своих работ, коллективные игры и праздники.

Социализирующую функцию учебно-методических и информационных ресурсов образования обеспечивает ориентация содержания занятий на жизненные потребности детей.

У ребёнка формируются умения ориентироваться в окружающем мире и адекватно реагировать на жизненные ситуации. Значительное внимание должно уделяться повышению мотивации. Ведь настоящий процесс художественного творчества невозможно представить без особого эмоционального фона, без состояния вдохновения, желания творить. В таком состоянии легче усваиваются навыки и приемы, активизируются фантазия и изобретательность. Произведения, возникающие в этот момент в руках детей, невозможно сравнить с результатом рутинной работы.

Для того чтобы вызвать у ребят устойчивое желание работать над данной поделкой, учебные пособия дополнены разного рода информационным содержанием для того чтобы расширять представления об изображаемых объектах, анализировать целевое назначение поделки.

Существенную помощь в достижении поставленных задач окажет методически грамотно построенная работа с учебными пособиями.

На первом этапе формируется деятельность наблюдения. Ребенок анализирует изображение поделки, пытается понять как она выполнена, из каких материалов. Далее он должен определить основные этапы работы и их последовательность, обучаясь при этом навыкам самостоятельного планирования своих действий. В большинстве случаев основные этапы работы показаны в пособиях в виде схем и рисунков. Однако дети имеют возможность предлагать свои варианты, пытаться усовершенствовать приёмы и методы, учиться применять их на других материалах.

Следует помнить, что задача занятия — освоение нового технологического приема или комбинация ранее известных приемов, а не точное повторение поделки, предложенной в пособии. Такой подход позволяет оптимально учитывать возможности каждого учащегося, поскольку допускаются варианты как упрощения, так и усложнения задания.

Дети могут изготавливать изделия, повторяя образец, внося в него частичные изменения или реализуя собственный замысел. Следует организовывать работу по поиску альтернативных возможностей, подбирать другие материалы вместо заданных, анализируя при этом существенные и несущественные признаки для данной работы.

Содержание программы представлено на 68 часов (2-4 классы). Программа имеет блочный принцип и состоит из отдельных разделов.









Содержание программы на 68 часов

п/п

Кол-во часов

Тема

Материалы



Раздел 1. Аппликация и моделирование. 24 часа. По книгам серии «Любимый образ»


2

Аппликация и мозаика из обрывных кусочков бумаги

Журнальная бумага, картон

1

Аппликация из птичьих перьев


Перья, картон

1

Аппликация из кружев


Кружева, картон

1

Аппликация из ткани


Накрахмаленная ткань, картон

2

Аппликация из деталей оригами


Бумага, картон

2

Мозаика из ватных комочков


Вата, бумага, картон

2

Прорезная аппликация


Картон, различные материалы

2

Гофрированные цепочки


Гофрированная бумага, картон

1

Складывание гармошкой


Журнальная бумага

2

Выпуклая мозаика из плотной бумаги


Цветная бумага, картон

2

Моделирование из картона.

Рамочка Картон, цветная бумага

2

Моделирование объёмного изделия из гофрокартона

Гофрированный картон

1

Моделирование из гофрированной бумаги

Гофрированная бумага

2

Моделирование из гофрированной бумаги и проволоки.

Гофрированная бумага, цветная бумага, проволока

1

Многослойное торцевание на плоскости.

Гофрированная бумага, картон



Раздел 2. Работа с пластическими материалами. 10 часов. По книгам серии «Любимый образ»


2

Раскатывание и обрубков пластилина Пластилин


2

Выпуклая аппликация из пластилина


Пластилин

2

Разрезание слоёного пластилина Пластилин, проволока


2

Торцевание на пластилине

Пластилин, гофрированная бумага

2

Лепка из теста


Солёное тесто



Раздел 3. Секреты бумажного творчества. 18 часов. По рабочей тетради «Волшебные секреты»


2

Обрывная аппликация


Бумага различная

1

Скручивание в жгут. Аппликации.


Бумага гофрированная

2

Скатывание в комок. Мозаика.

Бумага гофрированная и цветная

1

Гофрированный конструктор.


Бумага цветная

1

Моделирование из полос.


Бумага цветная

2

Плетение из бумаги. Аппликация.


Бумага цветная

1

Мозаика из объёмных деталей оригами. Коллективная работа

Бумага белая и цветная

2

Мозаика из плоских деталей оригами.


Фантики, цветная бумага

2

Сюжетная композиция из деталей оригами на плоскости

Картон, цветная бумага

1

Объёмная композиция из деталей оригами. Коллективная работа

Бумага различная


1

Оригами из кругов.

Бумага различная

2

Соединение различных техник в одной работе.

Бумага цветная



Раздел 4. Модульное оригами. 16 часов. По книге «Забавные фигурки. Модульное оригами».


2

Модуль «Трилистник». Плоскостные композиции из этого модуля по своему замыслу.

Бумага белая, цветная, журнальная

2

Объёмные цветы из модуля «Трилистник»

Бумага белая, цветная, гофрированная

3

Треугольный модуль оригами. Сказочные образы на основе формы «чаша»


Бумага цветная

2

Игрушки объёмной формы


Бумага цветная

2

Художественные образы объёмной формы

Бумага белая и цветная

3

Сборка изделия из модулей на каркасе. Коллективная работа


. Бумага цветная

2

Дополнительные материалы по выбору с сайта Страна Мастеров http://stranamasterov.ru

Бумага различная



Тематическое планирование– 68 ч.

п/п

Кол-во часов


Тема

Книги

Дата

1

Аппликация с элементами оригами «Вспомним лето»


Цветы


2

Мозаика из обрывных кусочков бумаги

Бабочки



2

Обрывная аппликация

Волшебные секреты



1

Аппликация из птичьих перьев


Бабочки


1

Многослойное торцевание. Садовые цветы


Цветы


2

Торцевание на пластилине. Времена года


Деревья



1

Скручивание в жгут. Аппликация из гофрированной бумаги

Волшебные секреты


2

Модуль «Трилистник». Плоскостные композиции из этого модуля по своему замыслу (листья, животные, цветы)

Забавные фигурки



2

Мозаика из комочков гофрированной бумаги

Волшебные секреты



1

Складывание гармошкой. Объёмные игрушки.

Бабочки


1

Гофрированный конструктор


Волшебные секреты


3

Треугольный модуль оригами. Сказочные образы на основе формы «чаша». Жар- птица

Забавные фигурки




2

Разрезание слоёного пластилина


Бабочки



1

Аппликация из кружев


Бабочки


1

Аппликация из ткани


Бабочки


1

Моделирование из полос

Волшебные секреты



2

Мозаика из ватных комочков

Собачки



2

Плетение из бумаги

Волшебные секреты



2

Модульное оригами. Ёлочные игрушки

Забавные фигурки



1

Мозаика из объёмных деталей оригами. Коллективная работа

Волшебные секреты


2

Модульное оригами. Художественные образы объёмной формы. Дед Мороз

Забавные фигурки



3

Сборка изделия из модулей на каркасе. Коллективная работа. Новогодняя ёлочка


Забавные фигурки




2

Лепка из солёного теста

Собачки



1

Портреты кошек из деталей оригами

Кошки



2

Прорезная аппликация с использованием различных материалов

Кошки



2

Выпуклая аппликация из пластилина

Кошки



2

Мозаика из плоских деталей оригами

Волшебные секреты



2

Моделирование из картона. Рамочка для фотографии

Собачки



2

Моделирование объёмных форм из гофрокартона

Кошки



2

Сюжетная композиция из деталей оригами на плоскости


Волшебные секреты



2

Гофрированные цепочки

Цветы



1

Объёмная композиция из деталей оригами. Коллективная работа

Волшебные секреты


3

Объёмное изделие с использованием модуля «Трилистник» и треугольного модуля оригами. Подснежники в вазе

Забавные фигурки




1

Моделирование из гофрированной бумаги.

Цветы



1

Моделирование из гофрированной бумаги и проволоки

Цветы


2

Выпуклая мозаика из плотной бумаги

Цветы



2

Оригами из кругов

Волшебные секреты



1

Раскатывание и обрубовка пластилина

Цветы



2

Соединение различных техник в одной работе

Волшебные секреты



1

Дополнительные материалы по выбору

Сайт Страна Мастеров http://stranamasterov.ru




ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ КУРСА «Художественное творчество»

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

- широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

- интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;

- устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;

Обучающийся получит возможность для формирования:

- внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;

- выраженной познавательной мотивации;

- устойчивого интереса к новым способам познания;

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

-принимать и сохранять учебно-творческую задачу;

- учитывать выделенные в пособиях этапы работы;

-планировать свои действия;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

- адекватно воспринимать оценку учителя;

- различать способ и результат действия;

- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

- выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Обучающийся получит возможность научиться:

- проявлять познавательную инициативу;

- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;

- преобразовывать практическую задачу в познавательную;

- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Учащиеся смогут:

- допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;

- учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться, приходить к общему решению;

- соблюдать корректность в высказываниях;

- задавать вопросы по существу;

Обучающийся получит возможность научиться:

- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

- владеть монологической и диалогической формой речи.

- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;

- высказываться в устной и письменной форме;

- анализировать объекты, выделять главное;

- осуществлять синтез (целое из частей);

- устанавливать причинно-следственные связи;

Обучающийся получит возможность научиться:

- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

- использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.

В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:

. Развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы;

. Расширить знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;

. Познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения;

. Познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов;

. Использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;

. Создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье;

. Совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;

. Оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;

Список учебных пособий:

1. «Уроки творчества», Н.А.Цирулик, Т.Н.Проснякова. Учебник для 2 класса.

2. «Волшебные секреты», Т.Н. Проснякова. Рабочая тетрадь для 2 класса.

3. Методические рекомендации для учителя. 2 класс. Т.Н.Проснякова, Е.А.Мухина.

4. «Уроки мастерства», Т.Н. Проснякова. Учебник для 3 класса.

5. Методические рекомендации для учителя. 3 класс. Т.Н.Проснякова, Е.А.Мухина.

6. «Творческая мастерская», Т.Н. Проснякова. Учебник для 4 класса.

7. Методические рекомендации для учителя. 4 класс. Т.Н.Проснякова, Е.А.Мухина.