СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по курсу "Литература" для 10 класса

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по курсу "Литература".Программа составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по курсу "Литература" для 10 класса»





Рабочая программа по курсу «Литература»

для 10 класса

составлена на базе программы

по литературе для 9 класса

(автор В.Я. Коровина)












Составитель программы

Созыева Г.С.























Абакан

2018






















Пояснительная записка


Настоящая программа разработана в связи с увеличением объема часов (на 34 часа) на литературу по учебному плану для специальной (коррекционной) школы II вида (приказ Министерства РФ от 10.04.2002 г. №29/2065П).

Она составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта общего образования на основании программы литературного образования для 9 класса, автор В.Я. Коровина //Сб. программ образовательных учреждений М.: Просвещение, 2008, которая является допущенной Департаментом общего среднего образования МО РФ, и учебника «Литература 9 класс», авторы: В.Я. Коровина, В.П. Полухина и др. Учебник-хрестоматия. - М.: Просвещение, 2008 и обеспечивает реализацию обязательного минимума содержания образования (базовый уровень).

Программа составлена на 136 ч. в 10 классе на 1 год в соответствии с учебным планом школы.

Предлагаемый курс не противоречит общим задачам школы и направлен на решение образовательных, воспитательных и коррекционных задач.

К задачам образовательного характера относятся овладение навыком сознательного, выразительного чтения, осмысления прочитанного, развития кругозора учащихся.

К воспитательным задачам относится морально-этическое и эстетическое воспитание школьников. Решение этих задач достигается изучением идейно-тематического содержания художественных произведений, характеров литературных персонажей и выразительности языка литературного произведения.

Коррекционные задачи уроков литературы обусловлены речевым недоразвитием слабослышащих. Это задачи максимального обогащения словаря учащихся, развития их связной устной и письменной речи, закрепления навыка грамотного и внятного произнесения всего речевого материала на уроке.

Решаемые задачи позволяют достичь цели курса - приобщения учащихся к искусству слова и богатству русской классической литературы (чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о писателях и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включённых в программу произведений).

Программа курса включает в себя изучение следующих разделов: «Из древнерусской литературы», «Из русской литературы XIX века», «Из русской литературы XX века», «Зарубежная литература».

Особенностью организации учебного процесса по данному курсу является особый контингент учащихся. Это слабослышащие и глухие дети с нейросенсорной тугоухостью I-IV степени, которая проявляется в ограниченном словарном запасе, неточном понимании и неправильном употреблении слов, ограниченном понимании устной речи и читаемого текста, в недостатках грамматического строя речи и в произношении. Все это усложняет учебный процесс по литературе, требует решения специфических задач при работе с неслышащими детьми. На каждом уроке большое внимание отводится словарной работе, лексическим упражнениям, коррекции произношения. Без этой работы обучающийся с ограниченными слухо-речевыми возможностями не сможет и уяснить содержание читаемого произведения, не говоря уже о его своеобразии и художественных особенностях.

Таким образом, учитывая психофизические возможности школьников, для более вдумчивого изучения произведений по программе В.Я. Коровиной неслышащими детьми целесообразно из нескольких произведений одного автора остановиться на изучении одного-двух (по выбору учителя). Также произведения зарубежной литературы давать обзорно, а часы, отведенные на их изучение, распределить на изучение произведений русской литературы.

Дидактические задачи программы литературного образования решаются посредством современных технологий обучения:

  • технология развивающего обучения: РКМЧ и Креативное письмо (Темпл Ч., Альтшуллер Г. С., Элбоу П.);

  • технология личностно ориентированного обучения (Якиманская И. С., Хуторской А. В., Сериков В. В.);

  • технология на основе эффективности управления и организации учебного процесса: разноуровневое обучение (Фирсов В. В.); групповые технологии (Ривин А. Г., Дьяченко В. К.) информационно-коммуникативные технологии (с включением компьютерных средств обучения).

Целесообразно курсу данной программы применяются разнообразные методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый, исследовательский (продвинутый уровень или уровень повышенной сложности).

Тематический план данной программы носит примерный характер, предполагает вариативность в зависимости от реальной подготовленности класса, что отражается в календарно-тематических планах.

Для оценки достижений учеников используются следующие виды и формы контроля: выразительное чтение наизусть поэтического или прозаического текста, сочинение, тестирование по изученному произведению, разноуровневые проверочные работы.

Тематический план по литературе

10 класс (136 часов)




Название раздела, темы


Кол-во часов




Введение


1


I.


Раздел I. Из древнерусской литературы


Самобытный характер древнерусской литературы.



4


1

1.1.

«Слово о полку Игореве».


3

II.




2.1.

Раздел II. Из русской литературы XVIII века


Характеристика русской литературы XVIII века.


М. В. Ломоносов

13


1


2


2


3

1



4



1


70


1


3


(7)

4

1

2


(13)

4




1


2


1

6


(14)

4


1

6

1

2



1


7



5




5



5



(5)

3


2


1





1



1



2.2.

Г. Р. Державин «Властителям и судиям», «Памятник».


2.3.


А. Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву».

Вн. чт.: А. Н. Радищев «История государства Российского».


Н. М. Карамзин «Бедная Лиза». «Осень».


  • Урок контроля по теме «Из древнерусской литературы. Из русской литературы XVIII века».





2.4.


III.

Раздел III. Из русской литературы XIX века


Поэзия. Проза. Драматургия в XIX веке.


В. А. Жуковский «Море». «Невыразимое». «Светлана».


А. С. Грибоедов.

«Горе от ума».

Вн. чт.: И. А. Гончаров «Мильон терзаний».

  • Сочинение по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».


А. С. Пушкин.

Жизнь и творчество. А. С. Пушкин. Лирика.


    • Урок контроля по теме «Из русской литературы XIX века. Романтическая лирика. Комедия «Горе от ума». Лирика А. С. Пушкина».


А. С. Пушкин. «Цыганы».

Вн. чт.: А. С. Пушкин. Маленькие трагедии (по выбору учителя).

А. С. Пушкин «Евгений Онегин».


М. Ю. Лермонтов.

Жизнь и творчество поэта. Основные мотивы лирики.

Вн. чт.: Конкурс чтецов по лирике М.Ю. Лермонтова

(по выбору учащихся).

«Герой нашего времени».

Роман «Герой нашего времени» в оценке В. Г. Белинского.

  • Сочинение по повести «Герой нашего времени».


    • Урок контроля по теме «Лирика М. Ю. Лермонтова. Роман «Герой нашего времени».


Н. В. Гоголь.

Жизнь и творчество писателя. «Мертвые души».


А. Н. Островский.

Жизнь и творчество драматурга. «Бедность не порок».



Ф. М. Достоевский.

Жизнь и творчество писателя. «Белые ночи».


Л. Н.Толстой.

Слово о писателе. «Юность».


А. П. Чехов.

Слово о писателе. «Смерть чиновника». «Тоска».

  • Сочинение «Художественная деталь в произведениях Чехова».


Из поэзии в XIX века.


Вн. чт.: Стихотворения Н. А. Некрасова, Ф. И. Тютчева,



А. А. Фета, А. Н. Майкова, Я. П. Полонского.


  • Урок контроля по теме «Ф. М. Достоевский «Белые ночи». Л. Н.Толстой «Юность».




3.1.


3.2.





3.3.












3.4.











3.5.



3.6.




3.7.



3.8.



3.9.









IV.







4.1.



4.2.


4.3.


4.4.












4.5.

4.6.

4.7.

4.8.

4.9.

4.10.

4.11.

4.12.






Раздел IV. Из русской литературы XX века


Богатство жанров и направлений русской литературы

XX века.

Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века.


И. А. Бунин «Тёмные аллеи».

Вн. чт.: И. А. Бунин. Рассказы.


М. А. Булгаков «Собачье сердце».


М. А. Шолохов «Судьба человека».


А. И. Солженицын «Матрёнин двор».


  • Урок контроля по теме «Из русской прозаической литературы XX века».


Из русской поэзии XX века


Поэзия Серебряного века.


Вн. чт.: Песни и романсы на стихи русских

поэтов XIX-XX веков.


А. Блок

С. Есенин

В. Маяковский

М. Цветаева

Н. Заболоцкий

А. Ахматова

Б. Пастернак

А. Твардовский


  • Сочинение по одному из произведений литературы XX века (темы предлагаются учителем).


21



1


1


(4)

1


5


4


4



1


(18)


1



1


2

2

2

2

2

2

2

2



2





V.


5.1.


5.2.


5.3.


5.4.


  • Урок контроля по курсу «Литература в 10 классе».


Раздел V. Из зарубежной литературы XX века (обзор)


Античная лирика. Г.В. Катулл. Гораций.


Д. Алигьери «Божественная комедия» (фрагменты).


У. Шекспир «Гамлет».


И. В. Гёте «Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен).

Вн. чт.: И. В. Гёте «Фауст».


Итоги года. Рекомендации для самостоятельного чтения.

Резервный урок.



Внеклассное чтение - 8

Уроки контроля - 7 (в т.ч. сочинения - 4)



1


5


1


1


1


1

1


1

1























Содержание программы по литературе в 10 классе


Введение. Литература и ее роль в духовной жизни человека

Шедевры родной литературы. Формирование по­требности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности. Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).

Из древнерусской литературы

Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разно­образие жанров. «Слово о полку Игореве». История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произведения. Значение «Слова...» для русской литературы последующих веков.

Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы.

Из литературы XVIII века

Характеристика русской литературы XVIII века. Граж­данский пафос русского классицизма. Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творче­ство. (Обзор.) Ученый, поэт, реформатор русского лите­ратурного языка и стиха. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Ве­личества государыни Императрицы Елисаветы Пет­ровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.

Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии.

Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчест­во. (Обзор.) «Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, де­кламационные интонации. «Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмер­тии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.

Александр Николаевич Радищев. Слово о писа­теле. «Путешествие из Петербурга в Москву». (Об­зор.) Широкое изображение российской действительности. Критика крепостничества. Автор и путешествен­ник. Особенности повествования. Жанр путешествия и его содержательное наполнение. Черты сентимента­лизма в произведении.

Теория литературы. Жанр путешествия.

Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе. Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень».

Из русской литературы XIX века

Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия XIX века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе.

Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творче­ство. (Обзор.) «Море». Романтический образ моря. «Невыразимое». Границы выразимого. Возможно­сти поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову. «Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковско­го: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмо­сфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роко­вые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смер­ти. Баллада «Светлана» — пример преображения тради­ционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана — пленительный образ русской девуш­ки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губи­тельным чарам.

Теория литературы. Баллада (развитие пред­ставлений).

Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. (Обзор.) Основные мотивы лирики. «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла ...», «Бесы», «Я Вас любил...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...». Поэма «Цыганы». Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир «естественный» — противоре­чие, невозможность гармонии. Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы. «Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» — роман в стихах. Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления. Онегинская строфа. Структура текста. Россия в ро­мане. Герои романа, Татьяна — нравственный идеал Пуш­кина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленско­го и Онегина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зер­кале критики (прижизненная критика — В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика — А. А. Григорьев; «почвенники» — Ф. М. Достоевский; философская крити­ка начала XX века; писательские оценки). «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейст­ва». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.

Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. (Обзор.) «Герой нашего времени». Обзор содержания. «Ге­рой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои. Особенности композиции. Печорин — «самый любо­пытный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский). Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вернер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печо­рин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о ро­мантизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В. Г. Белинского. Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Па­рус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Роди­на», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Нет, я не Байрон, я другой...», «Расстались мы, но твой портрет...», «Есть речи — значенье...» (1824), «Предсказание», «Молитва», «Нищий», «Я жить хочу! Хочу печали...». Пафос вольности, чувство одиночест­ва, тема любви, поэта и поэзии.

Теория литературы. Понятие о романтизме (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления). Психологиче­ский роман (начальные представления).

Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор.) «Мертвые души» история создания. Смысл на­звания поэмы. Система образов. Мертвые и живые ду­ши. Чичиков — «приобретатель», новый герой эпохи. Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эво­люция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволю­ция образа автора — от сатирика к пророку и проповед­нику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского.

Теория литературы. Понятие о герое и антиге­рое. Понятие о литературном типе. Понятие о коми­ческом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер комического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, дружеский смех (развитие представлений).

Александр Николаевич Островский. Слово о пи­сателе. «Бедность не порок». Любовь Гордеевна и приказчик Митя — положительные герои пьесы. Особенности сюжета. Победа любви — воскрешение патриархальности, Литература и ее роль в духовной жизни человека. Шедевры родной литературы. Формирование по­требности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности. Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений). Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире - воплощение истины, красоты.

Теория литературы. Комедия как жанр драматургии (развитие понятия).

Федор Михайлович Достоевский. Слово о писателе. «Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» — жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, не­счастного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.

Теория литературы. Повесть (развитие понятия).

Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе. «Юность». Обзор содержания автобиографической трилогии. Формирование личности юного героя по­вести, его стремление к нравственному обновлению Духовный конфликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками: самолюбованием, тще­славием, скептицизмом. Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья. Особенности поэтики Л. Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота нравственного чувства, внутренний монолог как форма раскрытия психологии героя. (Автобиографическая трилогия Л. Толстого предлагается для самостоятельного прочтения учащимися по индивидуальным заданиям учителя.)

Антон Павлович Чехов. Слово о писателе. «Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа. «Смерть чиновника». Эволюция образа маленького человека в русской литературе XIX века. Чеховское от­ношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в много­людном городе.

Теория литературы. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.

Из поэзии XIX века

Беседы о Н. А. Некрасове, Ф. И. Тютчеве, А. А Фете и других поэтах (по выбору учителя и учащихся). Много­образие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений.

Теория литературы. Развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений.

Из русской прозы XX века

Беседа о разнообразии видов и жанров прозаиче­ских произведений XX века, о ведущих прозаиках Рос­сии.

Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе. Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.

Михаил Афанасьевич Булгаков. Слово о писателе. Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов про­изведения. Умственная, нравственная, духовная недораз­витость — основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести. Теория литературы. Художественная услов­ность, фантастика, сатира (развитие понятий).

Михаил Александрович Шолохов. Слово о писа­теле. Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рас­сказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа.

Теория литературы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация (углубление по­нятия).

Александр Исаевич Солженицын. Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.

Теория литературы. Притча (углубление понятий).

Из русской поэзии XX века

Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.

Штрихи к портретам

Александр Александрович Блок. Слово о поэте. «Ветер принес издалека...», «О, весна без конца и без краю...», «О, я хочу безумно жить...». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Об­разы и ритмы поэта.

Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте. «Вот уж вечер...», «Письмо к женщине», «Не жа­лею, не зову, не плачу...», «Край ты мой заброшен­ный...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...». Тема любви в лирике поэта. Народ­но-песенная основа произведений поэта. Сквозные об­разы в лирике Есенина. Тема России — главная в есе­нинской поэзии.

Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте. «Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю» (от­рывок) и другие стихотворения по выбору учителя и уча­щихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде по­эта.

Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте. «Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной...», «Стихи к Бло­ку», «Откуда такая нежность?..», «Родина», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенно­сти поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в твор­ческих поисках поэта.

Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте. «Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст», «О кра­соте человеческих лиц», «Завещание». Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обоб­щений поэта-мыслителя.

Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте. Стихотворные произведения из книг «Четки», «Бе­лая стая», «Пушкин», «Подорожник», «ANNO DOMINI», «Тростник», «Ветер войны». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.

Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте. «Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Вес­на в лесу», «Во всем мне хочется дойти...», «Быть знаменитым некрасиво...». Философская глубина ли­рики Б. Пастернака. Одухотворенная предметность пастернаковской поэзии. Приобщение к вечным темам к совре­менности в стихах о природе и любви.

Александр Трифонович Твардовский. Слово о по­эте. «Урожай», «Весенние строчки», «Я убит подо Рже­вом». Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.

Теория литературы. Виды рифм. Способы рифмовки (углубление представлений).

Песни и романсы на стихи поэтов XIXXX веков

А. С. Пушкин. «Певец»; М. Ю. Лермонтов. «Отче­го»; В. Соллогуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гита­рой под рукою...»); Н. Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу...»); Е. А. Баратынский. «Раз­уверение»; Ф. И. Тютчев. «К. Б.» («Я встретил вас — и все былое...»); А. К. Толстой. «Средь шумного бала, случайно...»; А. А. Фет. «Я тебе ничего не скажу...»; А. А. Сурков. «Бьется в тесной печурке огонь...»; К. М. Симонов. «Жди меня, и я вер­нусь...»; Н. Заболоцкий. «Признание» и др. Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словес­ного и музыкального искусства выражающий пережива­ния, мысли, настроения человека.

Из зарубежной литературы

Античная лирика. Гай Валерий Катулл. Слово о поэте. «Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...». Любовь как выражение глубо­кого чувства, духовных взлетов и падений молодого римлянина. Целомудренность, сжатость и тщательная проверка чувств разумом. Пушкин как переводчик Катулла («Мальчику»).

Гораций. Слово о поэте. «Я воздвиг памятник...». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслугах — знакомство римлян с греческими лириками. Традиции горацианской оды в творчестве Державина и Пушкина.

Данте Алигьери. Слово о поэте. «Божественная комедия» (фрагменты). Множест­венность смыслов поэмы: буквальный (изображение за­гробного мира), аллегорический (движение идеи бытия от мрака к свету, от страданий к радости, от заблужде­ний к истине, идея восхождения души к духовным высо­там через познание мира), моральный (идея воздаяния в загробном мире за земные дела), мистический (интуитивное постижение божественной идеи через вос­приятие красоты поэзии как божественного языка, хотя и сотворенного земным человеком, разумом поэта). Универсально-философский характер поэмы.

Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристика гуманизма эпохи Возрождения. «Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: монологи Гамлета из сцены пятой (1-й акт), сцены первой (3-й акт), сцены четвертой (4-й акт). «Гамлет» — «пьеса на все века» (А. Аникст). Об­щечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гамлета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамле­та в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ ми­ровой литературы. Шекспир и русская литература.

Теория литературы. Трагедия как драматиче­ский жанр (углубление понятия).

Иоганн Вольфганг Гете. Краткие сведения о жизни и творчестве Гете. Характеристика особенностей эпохи Просвещения. «Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: «Пролог на небесах», «У городских ворог», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии). «Фауст» — философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамики бытия. Проти­востояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля. Поиски Фаустом справедливо­сти и разумного смысла жизни человечества. «Пролог на небесах» — ключ к основной идее трагедии. Смысл проти­вопоставления Фауста и Вагнера, творчества и схоласти­ческой рутины. Трагизм любви Фауста и Гретхен. Итоговый смысл великой трагедии — «Лишь тот до­стоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой». Особенности жанра трагедии «Фауст»: сочетание в ней реальности и элементов условности и фантастики. Фауст как вечный образ мировой литературы. Гете и русская литература.

Теория литературы. Философско-драматическая поэма.


Требования к результатам обучения (примерное планирование)

136 часов – 4 часа в неделю


п/п

Название раздела, темы

Кол-во часов

Обучающиеся

должны

знать

Обучающиеся

должны

уметь

Формы контроля



Введение

1




I.


Раздел I.

Из древнерусской литературы.


Самобытный характер древнерусской литературы.

«Слово о полку Игореве».



4



Знать особенности самостоятельной работы при подготовке сообщений, докладов на тему «Самобытный характер древнерусской литературы».

Знать, как работать со справочной литературой.

Знать содержание и ведущую идею произведения древнерусской литературы «Слово о полку Игореве».

Знать наизусть отрывок из «Слова о полку Игореве».

Уметь правильно, бегло и выразительно читать тексты, в том числе словари (орфографические, орфоэпические, литературные, энциклопедические) при самостоятельной подготовке сообщений, докладов на тему «Из древнерусской литературы».

Уметь рассказывать об основной идее «Слова о полку Игореве».

Уметь выразительно читать отрывок, соблюдая интонацию, логические ударения, паузы.

Чтение наизусть (отрывок по выбору учащихся):


«Слово о полку Игореве» (Вступление, «Золотое слово Святослава» или «Плач Ярославны»).


II.

Раздел II.

Из русской литературы

XVIII века.


Характеристика русской литературы XVIII века.

М. В. Ломоносов

Г. Р. Державин «Властителям и судьям».

А. Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву».

Вн. чт.: А. Н. Радищев «История государства Российского».

Н. М. Карамзин

«Бедная Лиза». «Осень».



13






Освоить основную лексику изучаемых литературных произведений М. В. Ломоносова «Вечернее размышление … при случае великого северного сияния», Г. Р. Державина «Властителям и судьям», А. Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву».

Знать содержание произведения Н. М. Карамзина «Осень», «Бедная Лиза».






Осмысленно читать тексты изучаемых художественных произведений, диалоги литературных.





Уметь выразительно читать стихотворный или прозаический отрывок, соблюдая интонацию, логические ударения, паузы.

Выразительное чтение (нотированного текста):

М. В.Ломоносов «Вечернее размышление … при случае великого северного сияния» (отрывок по выбору учащихся).


Чтение наизусть:

Г. Р. Державин «Властителям и судьям».


Урок контроля по теме «Из древнерусской литературы. Из русской литературы XVIII века».

III.















































IV.

Раздел III.

Из русской литературы

XIX века.


Поэзия. Проза. Драматургия

в XIX веке.


Из русской поэзии и прозы

XIX века.


В. А. Жуковский «Море». «Невыразимое». «Светлана».

А.С. Грибоедов.

«Горе от ума».

Вн. чт.: И. А. Гончаров «Мильон терзаний».

А. С. Пушкин. Лирика. «Цыганы».

Вн. чт.: А. С. Пушкин Маленькие трагедии (по выбору учителя).

«Евгений Онегин».

М.Ю. Лермонтов. Основные мотивы лирики.

«Герой нашего времени». Роман «Герой нашего времени» в оценке

В. Г. Белинского.

Вн. чт.: Конкурс чтецов по лирике М.Ю. Лермонтова

(по выбору учащихся).

Н. В. Гоголь «Мертвые души».

А.Н. Островский

«Бедность не порок».

Ф.М. Достоевский.

«Белые ночи».

Л.Н.Толстой «Юность».

А. П. Чехов. «Смерть чиновника». «Тоска».

Вн. чт.: А. П. Чехов «Душечка», «Попрыгунья».

Из поэзии в XIX века.

Вн. чт.: Стихотворения Н. А. Некрасова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. Н. Майкова, Я. П.Полонского.


Раздел IV. Из русской литературы XX века


Богатство жанров и направлений русской литературы

XX века.

Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века.

И. А. Бунин

«Тёмные аллеи».

Вн. чт.: И. А. Бунин. Рассказы

М. А. Булгаков

«Собачье сердце».

М. А. Шолохов

«Судьба человека».

А. И. Солженицын «Матрёнин двор».


Из русской поэзии

XX века


Поэзия Серебряного века.

Вн. чт.: Песни и романсы на стихи русских поэтов XIX-XX веков.

А. Блок

С. Есенин

В. Маяковский

М. Цветаева

Н. Заболоцкий

А. Ахматова

Б. Пастернак

А. Твардовский



70














































21




















(18)





Знать содержание произведений, изучаемых в разделе «Из русской литературы XIX века».


Знать, как создается рассказ-характеристика одного из героев или группы героев (групповая характеристика), двух ге­роев (сравнительная характеристика).

Знать ведущую идею, основной круг вопросов, тем в изучаемом произведении для изложения в устной и письменной форме: развернутый ответ на вопрос в связи с изучаемым художественным произведением, мини - сочинение, сочине­ние-миниатюра, сочинение на литературную и свобод­ную тему небольшого объема.


Знать основное на­строение и композицию изучаемого стихо­творения.

Знать основные сведения из жизни и творчества писателей и поэтов XIX века (по программе), называть изучаемые в 5- 10 классах художественные произведения Н.В.Гоголя, А.Н. Островского, Ф.М. Достоевского, Л.Н.Толстого, А. П. Чехова. Знать, что такое диалог в драматическом произведении «Бедность не порок», особенности его чтения (по ролям, в драматизации).

Знать содержание произведений, изучаемых в разделе «Из русской литературы XIX века».



Знать особенности жанров литературы.


Знать основные сведения из жизни и творчества писателей и поэтов XX века (по программе), называть изучаемые в 5- 10 классах художественные произведения И. А. Бунина, М. А. Булгакова, М. А. Шолохова,

А. И. Солженицына, произведения из поэзии

Серебряного века.

Создание небольшого отзыва на самостоятельно прочитанную книгу, картину, фильм, спектакль.






Знать о необходимости создания плана для последовательного изложения будущего сочинения, доклада (про­стого и сложного).








Уметь строить пересказ — подробный, выборочный, сжатый.

Уметь (в т.ч. с опорой на план) давать развёрнутый ответ на вопрос, рассказ о литературном герое, характеристику героя или героев (в том числе сравнительную).

Уметь выразительно читать стихотворения, соблюдая интонацию, логические ударения, паузы.

Уметь излагать в устной и письменной форме: развернутый ответ на вопрос в связи с изучаемым художественным произведением, мини - сочинение, сочине­ние-миниатюра, сочинение на литературную и свобод­ную тему небольшого объема.

Уметь самостоятельно делать выбор для чтения поэзии, пользоваться каталогом библиотеки, консультироваться у школьного библиотекаря, читать стихотворения, соблюдая интонацию, логические ударения, паузы.

Уметь самостоятельно читать изучаемые художественные произведения.



Уметь выразительно читать стихотворения, соблюдая орфоэпические нормы, интонацию, логические ударения, паузы.









Уметь практически определять принадлежность произведений к одному из литературных жанров.




Уметь делать краткий пересказ

(в т.ч. от другого лица) небольшого отрывка, главы повести.




Уметь составлять небольшого отзыва на самостоятельно прочитанную книгу, картину, фильм, спектакль;






Уметь составлять план последовательного изложения будущего сочинения, доклада (про­стого и сложного).


Уметь выразительно читать стихотворения, соблюдая орфоэпические нормы, интонацию, логические ударения, паузы.





Чтение наизусть одного из монологов Чацкого («Горе от ума»).


• Сочинение по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».


Наизусть лирика А.А.Пушкина

(по выбору учащихся), например:

«Я вас любил»,

«Анчар», «Мадонна, «Пророк».


Урок контроля по теме «Из русской литературы XIX века. Романтическая лирика. Комедия «Горе от ума». Лирика А. С. Пушкина».


Наизусть один из отрывков из романа «Евгений Онегин»:

«Письмо Онегина», «Письмо Татьяны».


Наизусть лирика

М. Ю. Лермонтова (по выбору учащихся), например:

«Смерть Поэта», «И скучно и грустно», «Выхожу один я на дорогу».


• Сочинение по повести «Герой нашего времени».


Урок контроля по теме «Лирика М. Ю. Лермонтова. Роман «Герой нашего времени».


• Сочинение «Художественная деталь в произведениях Чехова».


Урок контроля по теме «Ф. М. Достоевский «Белые ночи». Л. Н.Толстой «Юность».


Чтение наизусть (по выбору учащихся) по 1 стихотворению каждого из поэтов:

А. Блок

С. Есенин

В. Маяковский

М. Цветаева

Н. Заболоцкий

А. Ахматова

Б. Пастернак

А. Твардовский


Урок контроля по теме «Из русской прозаической литературы XX века»


• Сочинение по одному из произведений литературы XX века (темы предлагаются учителем).

V.

Раздел V.

Из зарубежной литературы XX века (обзор)


Античная лирика.

Г.В. Катулл. Гораций.

Д. Алигьери «Божественная комедия» (фрагменты).

У. Шекспир «Гамлет».

И. В. Гёте «Фауст»

Вн. чт.: И. В. Гёте «Фауст».


Итоги года. Рекомендации для самостоятельного чтения.


Резервный урок.



5










1



1







Знать содержание произведений, изучаемых в разделе «Из зарубежной литературы XX века».


Знать ведущую идею, основной круг вопросов, тем в изучаемом произведении.





Уметь самостоятельно читать изучаемые художественные произведения.



Уметь излагать в устной и письменной форме: развернутый ответ на вопрос в связи с изучаемым художественным произведением.






Урок контроля по курсу «Литература

в 10 классе».


Список литературы


Для учителя

  1. Аркин, И. И. Уроки литературы в 9 классе. Практическая методика: Книга для учителя /Текст/ Аркин И.И. - М.: Просвещение, 2005.

  2. Еремина, О. А. Поурочное планирование по литературе. 9 класс. К учебнику- хрестоматии В.Я Коровиной и др. «Литература. 9 класс» /Текст/ Еремина О. А. -М.: «Экзамен», 2005.

  3. Золотарева, И. В., Универсальные поурочные разработки по литературе. 9 класс /Текст/ Золотарева И.В., Егорова Н.В. - М: «BAKО», 2008.

  4. Коровина, В. Я. Литература 9 класс. Методические советы. /Текст/ Коровина В. Я. - М.: Просвещение, 2003.

  5. Миронова, Н. А. Тематическое и поурочное планирование. К учебнику-хрестоматии В. Я. Коровиной и др. «Литература. 9 класс» /Текст/ Миронова Н.А. - М.: «Экзамен», 2003.

  6. Программа общеобразовательных учреждений. Литература 5-10 классы (Базовый уровень) /Текст/ Коровина В. Я., Журавлёв В.П., Полухина В.И. и др.: Под ред. В. Я. Коровиной. - М.: Просвещение, 2008.

Для обучающихся


  1. Коровина В. Я. Литература: 9 класс: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений: В 2 ч.. /Текст/ Авторы-составители В.Я. Коровина и др. – М.: Просвещение, 2008.


  1. Коршунова Н. Н. Литература 5-8 классы. Тесты. /Текст/ Коршунова Н.Н. – М.: Дрофа, 2005.


4