СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по курсу «Литературное чтение»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по курсу «Литературное чтение»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Орешковская средняя общеобразовательная школа»

Рузский р-н, д. Орешки







УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУ «Орешковская СОШ»

_________________________________

«____»________________2016 г.

М.П.





Рабочая программа

по литературному чтению

4 класс





Составитель: Грунина О.А.

учитель начальных классов







2016-2017 гг.



ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

Содержание

Программа построена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и на основе ООО НОО МБОУ «Орешковская СОШ» и реализуется с помощью УМК «Школа России».

Литературное чтение — один из основных предметов в об­учении младших школьников. Он формирует общеучебный на­вык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.

Успешность изучения курса литературного чтения обеспечи­вает результативность по другим предметам начальной школы.

Курс литературного чтения направлен на достижение следу­ющих целей:

— овладение осознанным, правильным, беглым и вырази­тельным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными ви­дами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формиро­вание читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;

— развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художе­ственных произведений; формирование эстетического отноше­ния к слову и умения понимать художественное произведение;

— обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нрав­ственных представлений о добре, дружбе, правде и ответствен­ности; воспитание интереса и уважения к отечественной куль­туре и культуре народов многонациональной России и других стран.

Литературное чтение как учебный предмет в начальной шко­ле имеет большое значение в решении задач не только обуче­ния, но и воспитания. Знакомство учащихся с доступными их возрасту художе­ственными произведениями, духовно-нравственное и эстети­ческое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценно­стям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими прин­ципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества. Важнейшим аспектом литературного чтения является фор­мирование навыка чтения и других видов речевой деятельно­сти учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окру­жающем мире.

В процессе освоения курса у младших школьников повыша­ется уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различ­ными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, спра­вочниках и энциклопедиях.

На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами рабо­ты с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.

Курс литературного чтения пробуждает интерес учащих­ся к чтению художественных произведений. Внимание начи­нающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.

Изучение предмета «Литературное чтение» решает множество важнейших задач начального обучения и готовит младшего школьника к успешному обучению в средней школе.

Место курса «Литературное чтение» в учебном плане

Курс «Литературное чтение» рассчитан на 102 ч (3 ч в неделю, 34 учебные недели в 4 классе).


Планируемые результаты

Личностные :

  • формирование чувства гордости за свою Родину, её исто­рию, российский народ, становление гуманистических и де­мократических ценностных ориентации многонационального российского общества;

  • формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

  • воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетиче­ских потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слу­шания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмо­ционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопере­живания чувствам других людей;

  • формирование уважительного отношения к иному мне­нию, истории и культуре других народов, выработка умения тер­пимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

  • овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;

  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование лич­ностного смысла учения;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверст­никами в разных социальных ситуациях, умения избегать кон­фликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения срав­нивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

  • наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формиро­вание установки на безопасный, здоровый образ жизни.


Метапредметные:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

  • освоение способами решения проблем творческого и по­искового характера;

  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эф­фективные способы достижения результата;

  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

  • использование знаково-символических средств представ­ления информации о книгах;

  • активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

  • использование различных способов поиска учебной ин­формации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интер­претации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

  • овладение навыками смыслового чтения текстов в соот­ветствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и со­ставления текстов в устной и письменной формах;

  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым призна­кам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

  • готовность слушать собеседника и вести диалог, при­знавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  • умение договариваться о распределении ролей в совмест­ной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совмест­ной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмыс­ливать собственное поведение и поведение окружающих;

  • готовность конструктивно разрешать конфликты посред­ством учёта интересов сторон и сотрудничества.


Предметные:

  • понимание литературы как явления национальной и ми­ровой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

  • осознание значимости чтения для личного развития; фор­мирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, по­нятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потреб­ности в систематическом чтении;

  • достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого разви­тия, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературо­ведческих понятий;

  • использование разных видов чтения (изучающее (смысло­вое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, уча­ствовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

  • умение самостоятельно выбирать интересующую литера­туру, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самосто­ятельно краткую аннотацию;

  • умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и опре­делять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;

  • умение работать с разными видами текстов, находить ха­рактерные особенности научно-познавательных, учебных и ху­дожественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — созда­ние текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;

  • развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного про­изведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.







СОДЕРЖАНИЕ КУРСА


Виды речевой и читательской деятельности

Умение слушать (аудирование)

Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собесед­ника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение после­довательности событий, осознание цели речевого высказыва­ния, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям.

Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля.

Чтение. Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков.

Развитие навыков чтения. Развитие навыков правильного, сознательного чтения вслух, выработка ускоренного темпа чтения за счет отработки приёмов целостного и точного зрительного восприятия слова, быстрота понимания прочитанного. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подго­товиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы). Углубленное понимание прочитанного. Развитие умения быстро улавливать главную мысль произведения, логику повествования, смысловые и интонационные связи в тексте. Развитие умения переходить от чтения вслух и чтению про себя. Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выбо­рочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей. Осознанное чте­ние про себя лю­бого по объему и жанру текста. Темп чтения — не меньше 100 слов в минуту. Самостоятель­ная подготовка к выразительно­му чтению(4 класс).


Библиографическая культура

Книга как особый вид искусства. Книга как источник не­обходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, ти­тульный лист, аннотация, иллюстрации.

Умение самостоятельно составить аннотацию.

Виды информации в книге: научная, художественная (с опо­рой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал.

Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные изда­ния (справочники, словари, энциклопедии).

Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога. Самостоятель­ное пользование соответствующими возрасту словарями и дру­гой справочной литературой.



Работа с текстом художественного произведения

Соблюдение при пересказе логи­ческой последо­вательности и точности изло­жения. Воспроизведе­ние содержания текста с эле­ментами описа­ния (природы, внешнего вида героя, обстанов­ки) и рассужде­ния, с заменой диалога повествованием. Выявление осо­бенностей речи действующих лиц рассказа, сопо­ставление их по­ступков, отно­шения к окру­жающим (по од­ному или ряду произведений), выявление мо­тивов поведения героев и опре­деление своего и авторского от­ношения к со­бытиям и пер­сонажам. Различение от­тенков значения слов в тексте, использование их в речи, на­хождение в про­изведении и ос­мысление зна­чения слов и вы­ражений, ярко изображающих события, геро­ев, окружающую природу (срав­нений, эпитетов, метафор, фразе­ологических обо­ротов). Составление творческих пересказов от имени одного из героев, с вымышленным продолжением рассказов о случае из жизни по наблюдениям, с элементами описания или рассуждения. Обогащение и активизация словаря учащихся, развитие устной речи, её содержательности, последовательности, точности, ясности и выразительности. Ориентировка в учебной книге по содержанию, самостоятельное пользование методическим и ориентировочно-справочным аппаратом учебника, вопросами и заданиями к тексту, сносками. Осо­знание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием вы­разительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение эпизодов с ис­пользованием специфической для данного произведения лекси­ки (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.

Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фраг­менту: характеристика героя произведения (выбор слов, выраже­ний в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.

Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сю­жета, последовательности событий.


Умение говорить (культура речевого общения)

Умение построить монологическое речевое высказывание не­большого объёма с опорой на авторский текст, по предложен­ной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грам­матически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в вы­сказывании. Передача содержания прочитанного или прослу­шанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Передача впечатлений (из повседнев­ной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказыва­ния. Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания.


Круг детского чтения

Продолжается работа с произведениями фольклора, с былинами.

Знакомство с культурно-историческим наследием России, с общечеловеческими ценностями. Расширяется круг произведений современной отечественной (с учётом многона­ционального характера России) и зарубежной литературы, до­ступными для восприятия младших школьников. Тематика чтения обогащена введением в круг чтения млад­ших школьников мифов Древней Греции, житийной литературы и произведений о защитниках и подвижниках Отечества.

Книги разных видов: художественная, историческая, при­ключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания.


Литературоведческая пропедевтика

Самостоятельное нахождение в тексте художественного произведения средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор и осмысление их значения Общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания (пей­заж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев).

Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение особенностей стихотворного произве­дения (ритм, рифма).


Творческая деятельность обучающихся

(на основе литературных произведений)

Интерпретация текста литературного произведения в творче­ской деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, знакомство с раз­личными способами работы с деформированным текстом и ис­пользование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, изложение с элементами сочине­ния, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин худож­ников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта). Развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи. Сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями, находить ли­тературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор.







Учебно-методическое обеспечение

реализации учебной программы:



Учебник для 4 класса. Литературное чтение. Климанова Л.Ф. Голованова М.В., Горецкий В.Г., М., Просвещение. 2014


Литературное чтение. Проверочные работы.4 класс, Экзамен. О.Б.Панкова,2013


Рабочая тетрадь для 4 класса. Литературное чтение. М.В. Бойкина, Л.А. Виноградская, М., Просвещение, 2015





































Календарно-тематическое планирование по ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ (Л.Ф. Климанова)

(102 часа)


№ п/п

Содержание

Количество часов

Дата

Корректировка

план

факт


I

Вводный урок по курсу литературного чтения

1




1/1

Знакомство с учебником.

1




II

Летописи, былины, жития

7




2/1

Летописи.

«И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда».

1




3/2

«И вспомнил Олег коня своего»


1




4/3

Былина – жанр устного народного творчества. «Иль­ины три поездочки»

1




5/4

«Иль­ины три поездочки»

1




6/5

«Житие Сергия Радонежского» - памятник древне­русской литера­туры

1




7/6

«Житие Сергия Радонежского».

Тест №1

1




8/7

Обобщение по разделу «Летописи. Былины. Жития».

Проверка навыка чтения

1




III

Чудесный мир классики

15




9/1

10/2

П.П.Ершов «Конёк-

Горбунок»

2











11/3


А.С. Пушкин «Няне», «Туча», «Унылая пора!»

1






12/4

13/5

14/6

А.С. Пушкин.
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

3
















15/7

М.Ю. Лермонтов «Дары Терека»


1




16/8

17/9

18/10

М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб»

3



















19/11

Л.Н. Толстой «Детство»

1







20/12

Л.Н.Толстой «Как мужик камень убрал»

1







21/13

А.П. Чехов «Мальчики».


Тест №2


1




22/14

А.П. Чехов «Мальчики».


Проверка навыка чтения


1




23/15

Обобщение по разделу «Чудесный мир классики».


Контрольная работа № 1


1




IV

Поэтическая тетрадь

11




24/1

Ф. И. Тютчев «Еще земли печален вид...», «Как неожиданно и ярко…»

1




25/2

А.А. Фет. «Весенний дождь»

1




26/3

А.А. Фет. «Бабочка»

1




27/4

Е.А. Баратынский «Весна, весна!

Как воздух чист!..»

1




28/5

Е.А. Баратынский

«Где сладкий шепот...»

1




29/6

А.Н. Плещеев «Дети и птичка»

1




30/7

И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями...»

1




31/8

Н.А. Некрасов «Школьник»

1




32/9

Н.А. Некрасов «В зимние сумерки нянины сказки...»

1




33/10

И.А. Бунин «Листопад».


Тест № 3

1




34/11

Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь».


Контрольная работа № 2

1




V

Литературные сказки

10




35/1

36/2

В.Ф. Одоевский «Городок в таба­керке»

2







37/3

38/4

В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе»

2







39/5

40/6

П.П. Бажов «Серебряное копытце»

2







41/7

42/8

С.Т. Аксаков

«Аленький цветочек»

2







43/9

С.Т. Аксаков

«Аленький цветочек».

Проверка навыка чтения

1




44/10

Обобщение по разделу «Литературные сказки».

Контрольная работа №3


1




VI

Делу время – потехе час

9




45/1

46/2

Е.Л. Шварц

«Сказка о потерянном времени»

2







47/3

48/4

В.Ю. Драгунский

«Главные реки»

2







49/5

50/6

В.Ю. Драгунский «Что любит Мишка»

2








51/7

52/8

В.В. Галявкин «Никакой я горчицы не ел»

2









53/9

Обобщение по разделу «Делу время – потехе час».

Контрольная работа № 4

1




VII

Страна детства

8




54/1

55/2

56/3

Б.С. Житков «Как я ловил человечков»

3










57/4

58/5

59/6

К.Г. Паустовский

«Корзина с еловыми шишками»

3










60/7

М.М. Зощенко «Елка».


Тест № 4

1




61/8


Обобщение по разделу «Страна детства».


Контрольная работа № 5

1




VIII

Поэтическая тетрадь

5




62/1

В.Я. Брюсов «Опять сон», «Детская»

1




63/2

С.А. Есенин «Ба­бушкины сказки»

1




64/3

М.И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка»

1




65/4

М.И. Цветаева «Наши царства»

1




66/5

Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь».

Контрольная работа № 6

1




IX

Природа и мы

10




67/1

68/2

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш»

2







69/3

70/4

А.И. Куприн

«Барбос и Жулька»

2







71/5

72/6

М.М. Пришвин «Выскочка»

2







73/7

Е.И. Чарушин «Кабан»

1




74/8

В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип»

1




75/9

В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип»

Тест № 5

1




76/10

Обобщение по разделу «Природа и мы».

Контрольная работа № 7

1




X

Поэтическая тетрадь

6




77/1

Б.Л. Пастернак «Золотая осень»

1




78/2

С.А. Клычков «Весна в лесу»

1




79/3

Д.Б. Кедрин «Бабье лето»

1




80/4

Н.М. Рубцов «Сентябрь»

1





81/5

С.А. Есенин «Лебедушка»


Проверка навыка чтения

1




82/6

Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь».

Контрольная работа № 8

1




XI

Родина

4




83/1

И.С. Никитин

«Русь»

1




84/2

С.Д. Дрожжин

«Родине»

1




85/3

А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске»


1




86/4

Обобщение по разделу «Родина».

Контрольная работа № 9

1




XII

Страна Фантазия

4




87/1

Е. С. Велтистов «Приключения Электроника»


1






88/2

89/3

Кир Булычёв «Путешествие Алисы»

1














90/4

Обобщение по разделу «Страна Фантазия».

Контрольная работа № 10

1




XIII

Зарубежная литература

12




91/1

92/2

Д. Свифт

«Путешествие Гулливера»

2







93/3

94/4

Г.Х. Андерсен «Русалочка»

2







95/5

М. Твен «Приключения Тома Сойера»

1




96/6

М. Твен «Приключения Тома Сойера»

1




97/7

Проверка навыка чтения

1




98/8

99/9

С. Лагерлеф «Святая ночь»


2







100/10

101/11

С. Лагерлеф «В Назарете»

2







102/12

Обобщение по разделу «Зарубежная литература»


1
































Согласовано:

Заместитель директора по УВР:

______________/Т.И.Серкова /

_____________2016г.







6



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!