г.Улан-Удэ, 2022г.
Данная рабочая программа рассчитана на углублённое изучение литературы в 10 классе и составлена на основе «Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования. Профильный уровень», «примерной программы по литературе» и «программы по литературе для 10–11 классов общеобразовательных учреждений. Профильный уровень (автор программы В.Я. Коровина – М., 2009)».
УМК: Программа реализуется по учебнику Лебедев Ю.В. «ЛИТЕРАТУРА. 10 класс». Учебник для общеобразовательных учреждений. Базовый и профильный уровни. В 2 ч. / Лебедев Ю.В. Л. – М.: Просвещение, 2014 г.
«Изучение литературы на профильном уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет им глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литератур. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи. При этом важное значение имеют знания по истории и теории литературы, способствующие углублению восприятия и оценки прочитанного, развитию аналитической культуры учащихся.
Профильный курс литературы рассчитан на учащихся, заинтересованных в более глубоком изучении классики, а также на школьников с выраженными гуманитарными способностями, планирующих продолжить свое образование в гуманитарных вузах. В процессе изучения литературы учителю необходимо учитывать историко-литературный контекст, в рамках которого рассматривается произведение; усиливать межпредметные и внутрипредметные связи курса, предполагающие содружество искусств, формирование у школьника культуры литературных ассоциаций, умения обобщать и сопоставлять различные литературные явления и факты, рассматривать произведения русской литературы во взаимосвязи с зарубежной классикой» («Примерная программа среднего (полного) общего образования. Профильный уровень»).
Одна из важнейших задач модернизации российского образования — воспитание самостоятельно, творчески мыслящей личности. На уровне профильного гуманитарного филологического образования эта задача может быть решена при условии уяснения учеником специфики литературы как вида искусства, понимания особенностей развития литературного процесса (как мирового, в самых общих чертах, так и отечественного, более определенно и обстоятельно), представления о сущности основных литературных течений, направлений, школ, о писательском труде, художественном мире произведения, его поэтике и стилистике. Поэтому круг изучаемых произведений расширен, с целью дать более полное представление о творческом диапазоне писателя, о его эволюции, больше внимания уделено литературной критике, журнальной полемике, дискуссиям, публицистическим выступлениям писателей, оценке их творчества современниками. С той же целью включен материал, необходимый для организации самостоятельной, творческой работы ученика, изучающего художественное произведение.
В центре изучения литературы в профильных классах по-прежнему остается художественное произведение и его анализ. Поэтому, с одной стороны, привлекается большее число произведений русской литературы по сравнению с базовым уровнем. С другой стороны, художественные произведения русской литературы сопоставляются с произведениями зарубежной литературы. Следовательно, художественные произведения русской литературы рассматриваются в историко-литературном контексте, который складывается в первую очередь из произведений русских писателей и произведений писателей зарубежных.
Авторы сочли необходимой более углубленную работу над понятием «индивидуальный стиль писателя» и продемонстрировали его наполнение в процессе анализа художественных произведений.
Изучение литературы на профильном уровне предполагает не столько расширение круга писательских имен и произведений, сколько освоение на ином, углубленном уровне литературного материала, традиционно изучаемого в курсах 10 и 11 классов. Пятичасовой курс литературы призван помочь учащемуся овладеть основами исследовательской деятельности в рамках предмета «Литература», обеспечить преемственность ступеней образования (школа — вуз гуманитарного профиля), т. е. подготовить к успешной профессиональной деятельности в гуманитарной области.
В процессе обучения используются репродуктивный и продуктивный методы обучения, информационные технологии; учебно-наглядные пособия, экранные и звуковые средства обучения, репродукции картин, иллюстрации к произведениям, справочная литература.
Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.
Программа предусматривает прочное усвоение материала.
Программа включает базовые знания и умения, которыми должны овладеть все обучающиеся.
Программа предусматривает различные формы контроля знаний обучающихся: тестирование, ответы (как письменные, так и устные) на вопросы, сочинения.
- совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности и культурном контексте с использованием понятийного языка литературоведения; выявление взаимообусловленности элементов формы и содержания литературного произведения; формирование умений сравнительно-сопоставительного анализа различных литературных произведений в их научных, критических и художественных интерпретаций; написание сочинений различных типов; определение и использование необходимых источников, включая работу с книгой, поиск информации в библиотеке, в ресурсах Интернета и др.
Технологии традиционного обучения для освоения минимума содержания образования в соответствии с требованиями стандартов; технологии, построенные на основе объяснительно-иллюстративного способа обучения. В основе – информирование, просвещение обучающихся и организация их репродуктивных действий с целью выработки у школьников общеучебных умений и навыков.
Технологии реализации метапредметных связей в образовательном процессе.
Технологии дифференцированного обучения для освоения учебного материала обучающимися, различающимися по уровню обучаемости, повышения познавательного интереса. Осуществляется путем деления ученических потоков на подвижные и относительно гомогенные по составу группы для освоения программного материала в различных областях на различных уровнях: минимальном, базовом, вариативном.
Технология проблемного обучения с целью развития творческих способностей обучающихся, их интеллектуального потенциала, познавательных возможностей. Обучение ориентировано на самостоятельный поиск результата, самостоятельное добывание знаний, творческое, интеллектуально-познавательное усвоение учениками заданного предметного материала
Личностно-ориентированные технологии обучения, способ организации обучения, в процессе которого обеспечивается всемерный учет возможностей и способностей обучаемых и создаются необходимые условия для развития их индивидуальных способностей.
- умение дать доказательное суждение о прочитанном, определить собственное отношение к прочитанному;
- осознанно продолжать формирование собственного круга чтения.
- расширение круга справочных материалов, интернет-ресурсов и навыка работы с ними;
- умение подбирать аргументы при обсуждении произведения и делать доказательные выводы.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
№ п/п | Тема урока | Тип урока | Метапредметные результаты освоения предмета | Виды и формы контроля |
коммуникативные | регулятивные | познавательные |
| Русская литература первой половины 19 века | | | | | |
1. | Русская литература 19 века - вершина гуманизма мировой литературы. | Урок усвоения новых знаний | аргументировано отвечать на вопросы, строить монологическое высказывание, отбирать необходимый материал | Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию, стремиться к читательскому самосовершенствованию | Понимать литературу как искусство слова, одну из основных национально-культурных ценностей русского народа. Осознавать эстетическую ценность литературы; уважительное отношение к ней, гордость за неё; потребность сохранить статус русской литературы как явления национальной и мировой культуры. | Беседа, конспект |
2. | Романтизм и реализм в зарубежной литературе первой половины 19 века. Э.Т. А. Гофман "Крошка Цахес по прозванию Циннобер" | Урок усвоения новых знаний | Осознавать себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции | Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию, стремиться к читательскому самосовершенствованию | Нравственные устои и быт разных слоев русского общества(дворянство, купечество, крестьянство): понятие о долге, чести и справедливости. Роль женщины в семье и общественной жизни | Ответы на вопросы |
3. | П.Мериме "Кармен" | Урок усвоения новых знаний | Строить устное и письменное высказывание в виде размышления, аргументировать, комментировать, пересказывать | Развивать умение анализировать и оценивать устное сообщение одноклассника и аргументировать свою точку зрения. | Анализировать жанр и композицию произведения, формулировать идею произведения, характеризовать героя | Тест |
4. | И.-В. Гёте "Страдания юного Вертера" | Урок усвоения новых знаний | Домашнее сочинение |
5. | "Фауст"- попытка "оптимистической трагедии" | Урок усвоения новых знаний | Строить устное и письменное высказывание в виде размышления, аргументировать, комментировать, пересказывать | Развивать умение анализировать и оценивать устное сообщение одноклассника и аргументировать свою точку зрения. | Анализировать текст с точки зрения жанра, видеть авторскую позицию, анализируя мотивы поступков героев | тест |
6. | От поэзии к прозе. Нравственные и эстетические ценности русской лирики и русской прозы в первой половине 19 века. | Урок усвоения новых знаний | Строить устное и письменное высказывание в виде размышления, аргументировать, комментировать, пересказывать | Развивать умение анализировать и оценивать устное сообщение одноклассника и аргументировать свою точку зрения. | Конспектировать лекцию, отвечать на вопросы, анализировать связь истории с литературой, сопоставлять факты, объяснять закономерности | Конспект, дополненный собственными материалами |
7. | Свобода и закон в лирике Пушкина | Урок повторения изученного и получения новых знаний | Строить устное и письменное высказывание в виде размышления, аргументировать, комментировать, пересказывать | Развивать умение анализировать и оценивать устное сообщение одноклассника и аргументировать свою точку зрения. | Знать факты жизни и творчества Пушкина, характерные особенности его поэзии. Уметь выразительно читать, выявлять авторскую позицию, определять смысловые части произведения, композицию, находить средства художественной выразительности. | Выразительное чтение стихотворения, таблица СХВ |
8. | Поэзия и любовь | Урок усвоения новых знаний | Строить устное и письменное высказывание в виде размышления, аргументировать, комментировать, пересказывать | Развивать умение анализировать и оценивать устное сообщение одноклассника и аргументировать свою точку зрения. | Воспринимать и анализировать поэтический текст, определять место стихотворения в творческой эволюции поэта, понимать сущность мировоззрения автора, его взгляда на роль поэта и назначение поэзии, любовь. | выразительное чтение, таблица СХВ |
9. | Смысл жизни человека и его путь в бессмертие | Урок усвоения новых знаний | Строить устное и письменное высказывание в виде размышления, аргументировать, комментировать, пересказывать | Развивать умение анализировать и оценивать устное сообщение одноклассника и аргументировать свою точку зрения. | Воспринимать и анализировать поэтический текст, определять место стихотворения в творческой эволюции поэта, понимать сущность мировоззрения автора, его взгляда на смысл человеческой жизни | Чтение наизусть стихотворений, сочинение-размышление |
10 | Поэма "Медный всадник" | Урок усвоения новых знаний | Видеть соотношение между текстом и эпиграфом к нему; выделять ключевые понятия, основные проблемы в эпизоде, формулировать выводы. | Применять методы информационного поиска, осознавать себя как движущую силу своего научения, мобилизовать силу и энергию, делать волевые усилия | Знать суть понятия «маленький человек», уметь объяснять роль фантастического в поэме. Уметь строить высказывание, определять конфликт, тему, идею, выявлять авторскую позицию, особенности произведения. | Конспект, письменный развернутый ответ на вопрос в формате ЕГЭ |
11 | Автор и герой в поэме "Медный всадник" | Урок усвоения новых знаний | Совершенствовать монологическую речь, навык выразительного чтения поэтического текста, учиться анализу эпизода, учиться писать сочинение по поэме. | Формировать ситуацию саморегуляции, сотрудничать в совместном решении задач. | Строить высказывание, определять тему, идею, выявлять авторскую позицию, особенности произведения. | Письменное высказывание-ответ на вопрос |
12 | Личность М.Ю. Лермонтова. Особенности лирического героя. | Урок усвоения новых знаний | Развивать навыки монологического высказывания. Уметь делать самостоятельные выводы. | Формировать ситуацию саморегуляции, сотрудничать в совместном решении задач. | Знать основные факты жизни писателя, Строить монологическое высказывание, понимать отличительные черты лирического героя Лермонтова | Ответ на вопрос |
13 | Тема жизни и смерти в лирике Лермонтова. Стихотворение "Валерик" | Урок усвоения новых знаний | Развивает навыки письменного монологического высказывания в соответствии с темой | Формировать ситуацию саморегуляции, сотрудничать в совместном решении задач. | Знать сюжет произведения. Уметь давать характеристику персонажа, выявлять отличительные признаки персонажа произведения, способы проявления авторской позиции, развернуто обосновывать свои суждения. | характеристика героя |
14-15 Р.р. | РР Сочинение-анализ лирического текста | Урок развивающего контроля | Развивать навыки монологического высказывания. Уметь делать самостоятельные выводы. | Формировать ситуацию саморегуляции, сотрудничать в совместном решении задач. | Уметь строить связное письменное высказывание, анализировать лирический текст. | сочинение |
16 | Слово о писателе. Сборник "Миргород": композиция и проблематика | Урок усвоения новых знаний | Уметь конспектировать лекцию учителя, воспринимать видео- и аудиоинформацию с электронных носителей; интерпретировать текст, развивать монологическую речь, формировать и защищать свою точку зрения. | Применять методы информационного поиска, осознавать себя как движущую силу своего научения. Формировать ситуацию саморегуляции, сотрудничать в совместном решении задач. | Знать факты жизни и творчества Н.В. Гоголя. Уметь выразительно читать, выборочно пересказывать текст, участвовать в диалоге, аргументировано выражать свою точку зрения, находить в тексте стихотворения черты романтизма, реализма. | Литературный диктант |
17 | "Петербургские повести" | Урок усвоения новых знаний | Интерпретировать текст, развивать монологическую речь, формировать и защищать свою точку зрения. | Осознавать себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции. | Знать жанровые особенности повести, уметь воспринимать и анализировать художественный текст, приводить доказательства, видеть авторскую модель мира и прослеживать по тексту, как рождается художественный образ. | Анализ эпизода |
18-19 | Контрольная работа по произведениям 19 века | Урок контроля | Интерпретировать текст, развивать монологическую речь, формировать и защищать свою точку зрения. | Осознавать себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции | Знать авторов, название, жанр изученных произведений, понимать проблематику изученных произведений, выражать собственную позицию по поводу прочитанного | Контрольная работа в формате ЕГЭ |
| Реализм. Литературные и общественные споры. Литература 70-90х гг. | | | | | |
20. | Реализм как литературное направление. Литературная критика. В.Г. Белинский о Пушкине, Лермонтове, Гоголе. | Урок усвоения новых знаний | Выступать с докладом по творчеству критика | Осознавать себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции | Видеть особенности реализма, жанра критической статьи | Доклады по творчеству В.Г Белинского |
21 | Западники и славянофилы 40-х гг. и продолжение общественного спора в литературе 50-60-х гг.19 в. | Урок усвоения новых знаний | Конспектировать лекцию, статью. Развивать навыки монологического высказывания. Уметь делать самостоятельные выводы. | Формировать ситуацию саморегуляции, сотрудничать в совместном решении задач. | Знать особенности общественного спора западников и славянофилов, знать представителей каждого направления. Уметь строить связное письменное высказывание на определенную тему. | таблица |
22 | Революционные демократы и почвенники в русской литературе. Журнальная борьба. | Урок усвоения новых знаний | Интерпретировать текст, развивать монологическую речь, формировать и защищать свою точку зрения. | Осознавать себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции | Уметь работать с разными источниками информации, строить связное монологическое высказывание, составлять план статьи учебника, обосновывать суждения и приводить доказательства. | Конспект, ответ на вопрос |
23 | Выбор пути. Литература 70-90-х гг. 19 в. | Урок усвоения новых знаний | Конспектировать статью, развивать монологическую речь, формировать и защищать свою точку зрения. | Осознавать себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции. |
| А.Н. Островский | | | | | |
24 | А.Н. Островский- открыватель новых пластов русской жизни | Урок усвоения новых знаний | Уметь слушать рассказ учителя и делать краткие записи, развивать навыки исследовательского чтения. | Осознавать себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции | Знать значение понятий (экспозиция, завязка), кульминация, конфликт, внесценические персонажи, их роль в развитии конфликта. Уметь обнаруживать связи и противоречия между персонажами, раскрывать различные черты характеров, определять основные конфликты, выявлять типические черты характера, присущие представителям отцов и детей, старого и нового времени. Уметь анализировать эпизод произведения, аргументировать, развернуто обосновывать свою точку зрения и строить монологическое высказывание, выявлять типические черты, присущие представителям патриархального мира . | таблица |
25 | Драма Островского "Гроза". Образ грозы в пьесе. | Урок усвоения новых знаний | Уметь делать краткие записи на основе услышанного, развивать навыки исследовательского чтения | Применять методы информационного поиска, осознавать себя как движущую силу своего научения. Формировать ситуацию саморегуляции, сотрудничать в совместном решении задач. | Знать текст драмы, определение развязки действия, открытого финала; о смысле названия комедии. Уметь определять основные конфликты, развернуто обосновывать суждения, объяснять образы-символы в пьесе. | Схема символов в пьесе |
26 | Законы "темного царства". Дикой и Кабаниха. | Урок усвоения новых знаний | Интерпретировать текст, развивать монологическую речь, сопоставлять образы, формировать и защищать свою точку зрения. | Применять методы информационного поиска, осознавать себя как движущую силу своего научения. Формировать ситуацию саморегуляции, сотрудничать в совместном решении задач. | Знать текст драмы, специфику драмы: традиционные и новаторские черты, признаки реализма. Анализ образов Кабанихи и Дикого. | Сочинение – анализ эпизода, выразительное чтение монолога |
27 | Попытки освобождения (Кулигин, Варвара, Кудряш, Борис) | Урок усвоения новых знаний | Понимать смысловую связь Катерины с образами Кулигина, Варвары, Кудряша, Бориса, строить монологическое высказывание. | Схема (система персонажей пьесы) |
28 | Протест и покаяние Катерины | Урок усвоения новых знаний | Интерпретировать текст, развивать монологическую речь, формировать и защищать свою точку зрения. | Осознавать себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции | Анализ финала пьесы, развернутое рассуждение на тему: поступок Катерины –сила или слабость? | Ответ на вопрос в формате ЕГЭ (анализ эпизода) |
29 | Драма Островского "Гроза" в критике | Урок развивающего контроля | Урок развивающего контроля | Развивать навыки монологического высказывания. Уметь делать самостоятельные выводы. | Формировать ситуацию саморегуляции, сотрудничать в совместном решении задач. | Знать особенности комедии. Понимать вопрос и давать ответ на него, сопоставлять анализировать, делать выводы. |
30 | "Бесприданница" | Урок усвоения новых знаний | Интерпретировать текст, развивать монологическую речь, формировать и защищать свою точку зрения. | Осознавать себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции. | Сопоставлять пьесы «Гроза» и «Бесприданница». Уметь строить высказывание, пересказывать текст, отбирать необходимый материал для обоснования суждения. Анализировать интерпретацию пьесы средствами кинематографа («Жестокий романс» Э.Рязанова) | Беседа |
31 | Мотив "горячего сердца" в пьесе Островского | Урок усвоения новых знаний | Интерпретировать текст, развивать монологическую речь, формировать и защищать свою точку зрения. | Осознавать себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции. | Знать понятие «мотив» выявлять общие мотивы и темы пьес. | выразительное чтение стихотворения |
32-33 | РР Сочинение по пьесе Островского "Гроза" | Урок усвоения новых знаний | Интерпретировать текст, развивать монологическую речь, формировать и защищать свою точку зрения. | Осознавать себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции. | Знать адресатов любовной лирики поэта, об образно-стилистическом богатстве любовной лирики Пушкина. Уметь выразительно читать стихотворения, строить устные и письменные высказывания, участвовать в диалоге. | Сочинение -интерпретация образов. |
| И.А. Гончаров | | | | | |
34 | Серьезное искусство и тихая жизнь Гончарова | Урок усвоения новых знаний | Уметь слушать рассказ учителя и делать краткие записи, работать с документальными материалами, развивать навыки исследовательского чтения. | Работать индивидуально и в группе. Осознавать себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции | Знать факты биографии Гончарова | Конспект |
35 | Роман "Обыкновенная история" -развенчание романтических иллюзий. | Урок усвоения новых знаний | Интерпретировать текст, развивать монологическую речь, формировать и защищать свою точку зрения. | Осознавать себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции. | Знать содержание повести, видеть черты реализма и романтизма | Литературный диктант |
36 | Роман "Обломов" | Урок усвоения новых знаний | Интерпретировать текст, развивать монологическую речь, формировать и защищать свою точку зрения. | Осознавать себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции. | Знать признаки реализма, сюжет романа, отличительные жанровые признаки, время и место создания произведения, жизненные впечатления, которые легли в основу романа. Уметь создавать историко-культурный и биографический комментарий, находить признаки реализма | монологический ответ |
37-38 | Образ Обломова | Урок усвоения новых знаний | Интерпретировать текст, развивать монологическую речь, формировать и защищать свою точку зрения. | Применять методы информационного поиска. Сопоставлять основную мысль произведения с собственным опытом. | Давать сопоставительную характеристику, развернуто обосновывать суждения и приводить цитаты из текста для подтверждения точки зрения. | Ответ на вопросы, литературный диктант |
39 | Обломов и Штольц | Урок усвоения новых знаний | Знать сведения о жизни и творчестве Пушкина, уметь аналитически читать драматическое произведение. Уметь работать с текстом драмы, понимать ее специфику | Применять методы информационного поиска. Сопоставлять основную мысль произведения с собственным опытом. | Знать причины «хандры» героя. Давать характеристику герою, выразительно читать, развернуто обосновывать суждения, сопоставлять персонажей, выявлять типические черты, присущие главному герою. | Литературный диктант |
40 | Любовь Обломова и Ольги Ильинской | Урок усвоения новых знаний | Осознавать себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции | Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию, стремиться к читательскому самосовершенствованию | Знать авторское отношение к Ольге. Уметь давать характеристику героям произведения, строить устные и письменные высказывания. | монологический ответ |
41 | Роль музыкальных аллюзий в романе | Урок усвоения новых знаний | Знать понятие «аллюзия». Объяснять роль сюжета упоминаемой в тексте рома оперы, объяснять роль музыкальной аллюзии в романе. | Ответ на вопрос |
42 | Почему Обломов предпочел сон пробуждению? | Урок усвоения новых знаний | Строить устное и письменное высказывание в виде размышления, аргументировать, комментировать, пересказывать | Развивать умение анализировать и оценивать устное сообщение одноклассника и аргументировать свою точку зрения. | Рассуждать по проблемному вопросу урока. Мотив сна в литературе. Объяснять нравственный выбор героя | литературный диктант |
43 | Интерпретации романа "Обломов" в критике и кино. | Урок усвоения новых знаний | Строить устное и письменное высказывание в виде размышления, аргументировать, комментировать, пересказывать | Развивать умение анализировать и оценивать устное сообщение одноклассника и аргументировать свою точку зрения. | Анализировать интерпретации романа в кинематографе. Уметь строить устные высказывания, развернуто обосновывать суждения. | Доклады |
44-45 | РР. Сочинение по роману "Обломов" | Урок развития речи | Строить устное и письменное высказывание в виде размышления, аргументировать, комментировать, пересказывать | Развивать умение анализировать и оценивать устное сообщение одноклассника и аргументировать свою точку зрения. | Знать о мнениях о романе Гончарова, текст и художественные особенности романа, его нравственно-философскую проблематику. Уметь строить сочинение-рассуждение на выбранную тему, уместно использовать цитаты. | Сочинение, тест по роману Гончарова |
46-47 | Защита проектов | Урок закрепления изученного | Строить устное и письменное высказывание в виде размышления, аргументировать, комментировать, пересказывать | Развивать умение анализировать и оценивать устное сообщение одноклассника и аргументировать свою точку зрения. | Знать содержание произведения. Уметь выражать отношение к прочитанному, составлять характеристику героя с помощью анализа деталей романа. | Защита проектов «Музей героя романа «Обломов» |
| Ф.И. Тютчев | | | | | |
48 | Ф.И. Тютчев - дипломат и философ | Урок усвоения новых знаний | Строить устное и письменное высказывание в виде размышления, аргументировать, комментировать, пересказывать | Развивать умение анализировать и оценивать устное сообщение одноклассника и аргументировать свою точку зрения. | Знать основные факты биографии Тютчева, основные мотивы его лирики. Уметь выразительно читать стихотворения, строить высказывания, давать историко-культурный и биографический комментарий. | выразительное чтение стихотворений |
49 | Время и вечность | Урок усвоения новых знаний | Строить устное и письменное высказывание в виде размышления, аргументировать, комментировать, пересказывать | Развивать умение анализировать и оценивать устное сообщение одноклассника и аргументировать свою точку зрения. | Знать тексты стихотворений, их художественные особенности. Уметь оценивать идейно-художественные искания поэта в контексте эпохи, интерпретировать стихотворение в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний, давать историко-культурный и биографический комментарий. | выразительное чтение стихотворений |
50 | Человек перед лицом природы и истории | Урок усвоения новых знаний | Видеть соотношение между текстом и эпиграфом к нему; выделять ключевые понятия, основные проблемы в эпизоде, формулировать выводы. | Применять методы информационного поиска, осознавать себя как движущую силу своего научения, мобилизовать силу и энергию, делать волевые усилия | Знать тексты стихотворений. Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения. | выразительное чтение стихотворений |
51 | Радости и трагедии любви в лирике Тютчева | Урок усвоения новых знаний | Совершенствовать монологическую речь, навык выразительного чтения поэтического текста, учиться анализу эпизода, учиться писать сочинение по поэме. | Формировать ситуацию саморегуляции, сотрудничать в совместном решении задач. | Знать время создания стихотворений, их художественное своеобразие и жанровые особенности. Уметь анализировать стихотворение по плану, оценивать идейно-художественные искания поэта в контексте эпохи, давать историко-культурный и биографический комментарий, выявлять чувства и настроения лирического героя. | выразительное чтение стихотворений |
52 | Муки слова и спасительность поэзии | Урок усвоения новых знаний | Развивать навыки монологического высказывания. Уметь делать самостоятельные выводы. | Формировать ситуацию саморегуляции, сотрудничать в совместном решении задач. | Выразительное чтение стихотворений |
53-54 | Р/Р Сочинение-анализ лирического текста | Урок контроля | Развивает навыки письменного монологического высказывания в соответствии с темой | Формировать ситуацию саморегуляции, сотрудничать в совместном решении задач. | Знать текст, художественное своеобразие произведения. Уметь анализировать лирический текст. Создавать текст-рассуждение. | сочинение |
| И.С. Тургенев | | | | | |
55 | Писатель-свидетель русских перемен: И.С. Тургенев | Урок усвоения новых знаний | Развивать навыки монологического высказывания. Уметь делать самостоятельные выводы. | Формировать ситуацию саморегуляции, сотрудничать в совместном решении задач. | Знать факты биографии И.С. Тургенева, Уметь составлять план на основе текста статьи учебника, рассказ по плану,. | Конспект,план |
56 | Трагедия любви | Урок усвоения новых знаний | Интерпретировать текст, развивать монологическую речь, формировать и защищать свою точку зрения. | Сопоставлять основную мысль произведения с собственным опытом | Знать текст произведения. Уметь выражать отношение к прочитанному, составлять сравнительную характеристику героев. | Письменный ответ на вопрос |
57 | Романы о "лишних людях" | Урок усвоения новых знаний | Уметь конспектировать лекцию учителя, воспринимать видео- и аудиоинформацию с электронных носителей; интерпретировать текст, развивать монологическую речь, формировать и защищать свою точку зрения. | Применять методы информационного поиска, осознавать себя как движущую силу своего научения. Формировать ситуацию саморегуляции, сотрудничать в совместном решении задач. | Знать значение термина «лишние люди». Уметь выражать отношение к прочитанному, составлять сравнительную характеристику героев. | Схема «Лишние люди в русской литературе» |
58 | На переломе русской жизни. Роман "Отцы и дети" | Урок усвоения новых знаний | Интерпретировать текст, развивать монологическую речь, формировать и защищать свою точку зрения. | Осознавать себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции | Знать художественное своеобразие романа, его значение в истории русской литературы. Уметь выражать отношение к прочитанному, определять жанр и художественные особенности произведения. | Ответ на вопрос |
59 | Образы аристократов в романе | Урок усвоения новых знаний | Интерпретировать текст, развивать монологическую речь, формировать и защищать свою точку зрения. | Осознавать себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции | Знать текст произведения, его особенности. Уметь применять данные знания на практике. | Сравнительная характеристика Кирсановых. |
60 | Споры "отцов" и "детей" | Урок усвоения новых знаний | Интерпретировать текст, развивать монологическую речь, формировать и защищать свою точку зрения. | Осознавать себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции. | Таблица «Отцы и дети» |
61 | "Кто победил в дуэли той?" (Поединки Базарова с аристократами) | Урок усвоения новых знаний | Уметь слушать рассказ учителя и делать краткие записи, развивать навыки исследовательского чтения. | Осознавать себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции | Знать текст поэмы, способы создания образов помещиков. Уметь составлять характеристику литературного персонажа, выявлять особенности авторского стиля и приемы сатирического изображения действительности. | Сочинение-анализ эпизода. Плакат-агитация Базарова, П.П. Кирсанова, Н.П. Кирсанова. |
62 | Базаров в кругу друзей и родных. | Урок усвоения новых знаний | Уметь делать краткие записи на основе услышанного, развивать навыки исследовательского чтения | Применять методы информационного поиска, осознавать себя как движущую силу своего научения. Формировать ситуацию саморегуляции, сотрудничать в совместном решении задач. | Знать текст поэмы, способы создания образов помещиков. Уметь составлять характеристику литературного персонажа, выявлять особенности авторского стиля и приемы сатирического изображения действительности. | Развернутый ответ на вопрос. |
63 | Система пародий в романе | Урок усвоения новых знаний | Интерпретировать текст, развивать монологическую речь, сопоставлять образы, формировать и защищать свою точку зрения. | Применять методы информационного поиска, осознавать себя как движущую силу своего научения. Формировать ситуацию саморегуляции, сотрудничать в совместном решении задач. | Понимать роль героев-двойников Базарова. Уметь создавать характеристику героя, выборочно пересказывать текст, выявлять типические черты характера героя. Выявлять отношение автора к главному герою через анализ системы двойников | Схема «Система двойников Базарова в романе» |
64 | Любовь в романе "Отцы и дети" | Урок развивающего контроля | Интерпретировать текст, развивать монологическую речь, формировать и защищать свою точку зрения. | Осознавать себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции. | Знать содержание романа, анализировать эпизоды, связанные с любовной линией романа. Уметь определять роль эпизодов в романе, выявляя проблематику, авторскую позицию. | Ответ на вопрос по эпизоду в формате ЕГЭ |
65 | Базаров -"герой своего времени?" | Урок усвоения новых знаний | Интерпретировать текст, развивать монологическую речь, формировать и защищать свою точку зрения. | Осознавать себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции. | Знать содержание романа, понимать значение образа Базарова в романе, понимать историко-литературный контекст, авторское отношение к герою. | Ответ на проблемный вопрос |
66 | Хулители и защитники романа. Статья Писарева "Базаров" | Урок усвоения новых знаний | Интерпретировать текст, развивать монологическую речь, формировать и защищать свою точку зрения. | Осознавать себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции. | Знать текст критических статей. Уметь составлять конспект статьи, доказывать свою точку зрения. | монологический ответ, конспект |
67-68 | РР. Сочинение по роману "Отцы и дети" | Урок контроля | Интерпретировать текст, развивать монологическую речь, формировать и защищать свою точку зрения. | Осознавать себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции. | Уметь создавать письменное рассуждение на заданную тему | Сочинение |
| А.А. Фет | | | | | |
69 | А.А. Фет-поэт и помещик. | Урок усвоения новых знаний | Развивать навыки монологического высказывания. Уметь делать самостоятельные выводы. | Формировать ситуацию саморегуляции, сотрудничать в совместном решении задач. | Знать факты биографии А.А. Фета | Урок усвоения новых знаний |
70 | Любовь в поэзии А.А. Фета | Урок усвоения новых знаний | Интерпретировать текст, развивать монологическую речь, формировать и защищать свою точку зрения. | Осознавать себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции. | Уметь формулировать свою точку зрения, развернуто обосновывать суждения. | Таблица СХВ |
71 | Душа человека и природа | Урок усвоения новых знаний | Интерпретировать текст, развивать монологическую речь, формировать и защищать свою точку зрения. | Осознавать себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции. | Уметь анализировать произведение с учетом творческой манеры автора и жанровой специфики, выявлять авторскую позицию. | синквейн |
72-73 | РР. Сочинение-анализ стихотворения А.А. Фета | Урок усвоения новых знаний | Интерпретировать текст, развивать монологическую речь, формировать и защищать свою точку зрения. | Применять методы информационного поиска. Сопоставлять основную мысль произведения с собственным опытом. | Уметь анализировать лирическое произведение. | развернутый письменный ответ |
74 | Ю. Шевчук "Это все…". Отзвуки лирики Тютчева и Фета в современной поэзии | Урок повторения и закрепления | Знать сведения о жизни и творчестве Шекспира, уметь аналитически читать драматическое произведение. Уметь работать с текстом драмы, понимать ее специфику | Применять методы информационного поиска. Сопоставлять основную мысль произведения с собственным опытом. | Сопоставлять лирические тексты разных авторов, видеть схожие мотивы в стихотворениях. Уметь строить связное письменное высказывание. | Таблица |
| Н.А. Некрасов | | | | | |
75 | Н.А. Некрасов. Суровая школа: борьба за жизнь. Особенности художественного мира Некрасова | Урок усвоения новых знаний | Строить устное и письменное высказывание в виде размышления, аргументировать, комментировать, пересказывать | Развивать умение анализировать и оценивать устное сообщение одноклассника и аргументировать свою точку зрения. | Знать о фактах биографии Н.А. Некрасова. Уметь рассуждать о жанрах лирических произведений, их особенностях. | Хронологическая таблица |
76 | Тема поэта и поэзии в лирике Некрасова | Урок усвоения новых знаний | Осознавать себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции | Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию, стремиться к читательскому самосовершенствованию | Знать содержание стихотворений, видеть литературную традицию (Державин, Ломоносов, Пушкин, Лермонтов, Некрасов).Уметь объяснять роль СХВ, приводя в примеры из текста. | Таблица СХВ |
77 | Горечь сердца. Тема любви в лирике Некрасова | Урок усвоения новых знаний | Строить устное и письменное высказывание в виде размышления, аргументировать, комментировать, пересказывать | Развивать умение анализировать и оценивать устное сообщение одноклассника и аргументировать свою точку зрения. | Анализировать стихотворения, объяснять роль СХВ, выявлять позицию лирического героя, позицию автора. Видеть литературные аллюзии в стихотворениях о родине Некрасова. | Таблица |
78 | Родина и народ в лирике Некрасова | Урок усвоения новых знаний | Строить устное и письменное высказывание в виде размышления, аргументировать, комментировать, пересказывать | Развивать умение анализировать и оценивать устное сообщение одноклассника и аргументировать свою точку зрения. | Таблица |
79 | Некрасов - редактор "Современника" | Урок усвоения новых знаний | Строить устное и письменное высказывание в виде размышления, аргументировать, комментировать, пересказывать | Развивать умение анализировать и оценивать устное сообщение одноклассника и аргументировать свою точку зрения. | Знать основные факты биографии Некрасова как редактора журнала, иметь представление о роли Некрасова в развитии журнала «Современник» | Беседа |
80 | Замысел и композиция поэмы "Кому на Руси жить хорошо?" | Урок усвоения новых знаний | Строить устное и письменное высказывание в виде размышления, аргументировать, комментировать, пересказывать | Развивать умение анализировать и оценивать устное сообщение одноклассника и аргументировать свою точку зрения. | Знать историю создания поэмы, содержание поэмы, иметь представление о композиции поэмы. Уметь строить план поэмы, находить элементы композиции (экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка). | Конспект, план. |
81 | Мужички-правдоискатели | Урок усвоения новых знаний | Строить устное и письменное высказывание в виде размышления, аргументировать, комментировать, пересказывать | Развивать умение анализировать и оценивать устное сообщение одноклассника и аргументировать свою точку зрения. | Уметь анализировать образы поэмы, выявлять авторскую позицию. | беседа |
82 | Несчастные властители (поп, помещики в поэме) | Урок усвоения новых знаний | Строить устное и письменное высказывание в виде размышления, аргументировать, комментировать, пересказывать | Развивать умение анализировать и оценивать устное сообщение одноклассника и аргументировать свою точку зрения. | письменнное высказывание, пересказ |
83 | Матрена Тимофеевна | Урок усвоения новых знаний | Видеть соотношение между текстом и эпиграфом к нему; выделять ключевые понятия, основные проблемы в эпизоде, формулировать выводы. | Применять методы информационного поиска, осознавать себя как движущую силу своего научения, мобилизовать силу и энергию, делать волевые усилия | Уметь анализировать произведение с учетом особенностей художественного метода, выявлять авторскую позицию. | Беседа, ответы |
84 | Гриша Добросклонов | Урок усвоения новых знаний | Совершенствовать монологическую речь, навык выразительного чтения поэтического текста, учиться анализу эпизода, учиться писать сочинение по поэме. | Формировать ситуацию саморегуляции, сотрудничать в совместном решении задач. | Знать текст произведения. Уметь пересказывать с элементами анализа фрагменты повести, выявлять авторскую позицию. | Развернутый ответ на вопрос «Какое значение имеет образ Гриши Добросклонова в поэме?» |
85 | Автор в поэме | Урок усвоения новых знаний | Развивать навыки монологического высказывания. Уметь делать самостоятельные выводы. | Формировать ситуацию саморегуляции, сотрудничать в совместном решении задач. | Способы выражения авторского отношения к героям, выявление авторской позиции | Схема «Образ автора в поэме» |
86-87 | КР, Контрольная работа по произведениям Н.А. Некрасова | Урок обобщающего контроля | Развивает навыки письменного монологического высказывания в соответствии с темой | Формировать ситуацию саморегуляции, сотрудничать в совместном решении задач. | Отвечать на поставленный вопрос, понимать содержание прочитанного, обобщать | Контрольная работа |
| Г.Р. Чернышевский | | | | | |
88 | Чернышевский в оценке современников и потомков | Урок усвоения новых знаний | Развивать навыки монологического высказывания. Уметь делать самостоятельные выводы. | Формировать ситуацию саморегуляции, сотрудничать в совместном решении задач. | Знать основные факты творческого пути Чернышевского, особенности его художественного метода. Уметь анализировать эпизод, создавать историко-культурный и биографический комментарий. | хронологическая таблица |
89 | Русская литература в оценке Н.Г.Чернышевского. "Эстетические отношения искусства и действительности". Статья "Русский человек на rendez-vous" | Урок усвоения новых знаний | Сопоставлять основную мысль статьи с прочитанными произведениями | Знать содержание статьи. Создавать историко-культурный. | Конспект |
90 | Роман "Что делать?" (обзор) | Комбинированный урок | Интерпретировать текст, развивать монологическую речь, формировать и защищать свою точку зрения. | Применять методы информационного поиска, осознавать себя как движущую силу своего научения. Формировать ситуацию саморегуляции, сотрудничать в совместном решении задач. | Анализировать эпизоды романа | беседа |
| Ф.М. Достоевский | | | | | |
91 | Ф. М. Достоевский - защитник "бедных людей". Роман "Бедные люди" | Комбинированный урок | Интерпретировать текст, развивать монологическую речь, формировать и защищать свою точку зрения. | Осознавать себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции | Знать основные факты творческого пути Достоевского, особенности его художественного метода. Анализировать эпизоды романа. | беседа |
92 | Идеи социалистов-утопистов и реальная жизнь. Роман "Униженные и оскорбленные". | Комбинированный урок | Интерпретировать текст, развивать монологическую речь, формировать и защищать свою точку зрения. | Осознавать себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции | Конспект, беседа |
93 | Роман "Преступление и наказание - опровержение идеи революции. Замысел и его воплощение. | Комбинированный урок | Интерпретировать текст, развивать монологическую речь, формировать и защищать свою точку зрения. | Осознавать себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции. | Знать историю замысла и создания романа «Преступление и наказание». Создавать историко-культурный и биографический комментарий стихотворения. | выразительное чтение наизусть |
94 | Образ Петербурга и его воплощение в романе. | Комбинированный урок | Уметь слушать рассказ учителя и делать краткие записи, развивать навыки исследовательского чтения. | Осознавать себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции | Анализировать эпизоды, сформировать представление о Петербурге Достоевского | беседа |
95 | Семейство Мармеладовых. | Комбинированный урок | Уметь делать краткие записи на основе услышанного, развивать навыки исследовательского чтения | Применять методы информационного поиска, осознавать себя как движущую силу своего научения. Формировать ситуацию саморегуляции, сотрудничать в совместном решении задач. | Анализировать эпизоды, понимать роль образов семьи Мармеладовых в романе | Анализ эпизодов |
95-96 | Причины преступления Раскольникова | Комбинированный урок | Интерпретировать текст, развивать монологическую речь, формировать и защищать свою точку зрения. | Осознавать себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции | Знать содержание романа. Уметь текст романа, историко-культурный и биографический контекст сюжета романа. | Схема «Причины преступления Раскольникова» |
97 | Раскольников и Порфирий Петрович | Комбинированный урок | Интерпретировать текст, развивать монологическую речь, формировать и защищать свою точку зрения. | Осознавать себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции. | Знать содержание романа. Уметь текст романа, историко-культурный и биографический контекст сюжета романа. Сопоставлять героев | Сравнительная таблица |
98 -99 | Двойники Раскольникова. (Двойники ли?) | Комбинированный урок | Интерпретировать текст, развивать монологическую речь, формировать и защищать свою точку зрения. | Осознавать себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции. | Знать содержание романа. Уметь текст романа, историко-культурный и биографический контекст сюжета романа. Сопоставлять героев, понимать значение двойников в романе. | Анализ эпизодов |
100 | "Вечная Сонечка" и крушение идеи сверхчеловека. | Комбинированный урок | Интерпретировать текст, развивать монологическую речь, формировать и защищать свою точку зрения. | Осознавать себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции. | Знать содержание ро-мана. Анализировать эпизоды романа, понимать значение образа Сонечки в романе. | монологический ответ, анализ эпизодов |
101 | Символы в романе "Преступление и наказание" | Урок рефлексии | Развивать навыки исследовательского чтения. | Работать индивидуально и в группе. Осознавать себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции. | Анализировать образы-символы в романе. | Доклады |
102 | Раскаяние Свидригайлова. | Урок усвоения новых знаний | Интерпретировать текст, развивать монологическую речь, формировать и защищать свою точку зрения. | Осознавать себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции. | Знать содержание ро-мана. Анализировать эпизоды романа, понимать значение образа Свидригайлова в романе. | монологический ответ, анализ эпизодов |
103 | "Явка с повинною" и смысл эпилога романа | Урок усвоения новых знаний | Интерпретировать текст, развивать монологическую речь, формировать и защищать свою точку зрения. | Осознавать себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции. | Анализ эпилога в романе | Пересказ с цититированием |
104 | "Спор о человеке (чтение и обсуждение фрагментов романа "Братья Карамазовы") | Урок усвоения новых знаний | Интерпретировать текст, развивать монологическую речь, формировать и защищать свою точку зрения. | Применять методы информационного поиска. Сопоставлять основную мысль произведения с собственным опытом. | Анализировать эпизод романа, давать оценку поступкам героя, сравнивать произведения разных эпох. | беседа |
105 | Достоевский и современная литература | Уметь делать краткие записи на основе услышанного, развивать навыки исследовательского чтения | Осознавать себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции | Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию, стремиться к читательскому самосовершенствованию | Выступать с докладом | Защита докладов |
106-107 | РР. Сочинение по роману "Преступление и наказание" | Урок развивающего контроля | Строить устное и письменное высказывание в виде размышления, аргументировать, комментировать, пересказывать | Развивать умение анализировать и оценивать устное сообщение одноклассника и аргументировать свою точку зрения. | Знать содержание романа Уметь формулировать свою точку зрения, развернуто обосновывать суждения. | Сочинение-рассуждение |
| М.Е. Салтыков-Щедрин | | | | | |
108 | Салтаков-Щедрин - чиновник и писатель-сатирик. | Урок усвоения новых знаний | Развивать навыки монологического высказывания. Уметь делать самостоятельные выводы. | Формировать ситуацию саморегуляции, сотрудничать в совместном решении задач. | Знать основные факты творческого пути Салтыкова-Щедрина, особенности его художественного метода. | Хронологическая таблица |
109 | Замысел и композиция "Истории одного города" | Урок усвоения новых знаний | Развивать навыки монологического высказывания. Уметь делать самостоятельные выводы. | Формировать ситуацию саморегуляции, сотрудничать в совместном решении задач. | Знать историю создания романа, особенности композиции произведения. Сопоставлять факты истории России с сюжетом романа «История одного города» | беседа |
110 | Анализ главы "Органчик" | Урок усвоения новых знаний | Развивать навыки монологического высказывания. Уметь делать самостоятельные выводы. | Формировать ситуацию саморегуляции, сотрудничать в совместном решении задач. | Знать значение терминов «сатира», «гипербола», «гротеск». Уметь находить приемы в тексте, анализировать эпизод. | Развернутый ответ на вопрос |
111 | Власть и народ в сатирической хронике | Урок усвоения новых знаний | Развивать навыки монологического высказывания. Уметь делать самостоятельные выводы. | Формировать ситуацию саморегуляции, сотрудничать в совместном решении задач. | Знать значение терминов «сатира», «гипербола», «гротеск». Объяснять их роль в тексте. | Беседа |
112 | Интерпретация "Истории одного города" средствами анимации | Урок обобщения | Развивать навыки монологического высказывания. Уметь делать самостоятельные выводы. | Формировать ситуацию саморегуляции, сотрудничать в совместном решении задач. | Объяснять интерпретацию романа, сопоставлять сюжет книги и мультипликационного фильма. | беседа |
113 | Трагическая сатира. Обзор романа "Господа Головлевы" | Комбинированный урок | Интерпретировать текст, развивать монологическую речь, формировать и защищать свою точку зрения. | Применять методы информационного поиска, осознавать себя как движущую силу своего научения. Формировать ситуацию саморегуляции, сотрудничать в совместном решении задач. | Анализировать эпизоды романа | беседа |
| Н.С. Лесков | | | | | |
114 | Правдоискательство и праведничество Лескова | Комбинированный урок | Интерпретировать текст, развивать монологическую речь, формировать и защищать свою точку зрения. | Осознавать себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции | Знать основные факты творческого пути Лескова, особенности его художественного метода. | конспект |
115 | «Леди Макбет Мценского уезда» | Урок усвоения новых знаний | Развивать навыки монологического высказывания. Уметь делать самостоятельные выводы. | Формировать ситуацию саморегуляции, сотрудничать в совместном решении задач. | Знать содержание произведения. Уметь анализировать эпизод. Сопоставлять литературные произведения, видеть литературные аллюзии. | Развернутый ответ на вопрос |
116 | Таланты и праведники русского народа. "Очарованный странник" | Урок усвоения новых знаний | Развивать навыки монологического высказывания. Уметь делать самостоятельные выводы. | Формировать ситуацию саморегуляции, сотрудничать в совместном решении задач. | Знать содержание произведения. Уметь анализировать эпизод. Понимать особенности героев-праведников Лескова | Развернутый ответ на вопрос |
| Л.Н. Толстой | | | | | |
117 | Л.Н. Толстой. Мир детства и дерзкие планы юности. Автобиографическая трилогия. | Урок усвоения новых знаний | Развивать навыки монологического высказывания. Уметь делать самостоятельные выводы. | Формировать ситуацию саморегуляции, сотрудничать в совместном решении задач. | Знать основные факты творческого пути Л.Н. Толстого, особенности его художественного метода. | Хронологическая таблица |
118 | Между войной и миром. "Севастопольские рассказы" | Комбинированный урок | Интерпретировать текст, развивать монологическую речь, формировать и защищать свою точку зрения. | Применять методы информационного поиска, осознавать себя как движущую силу своего научения. Формировать ситуацию саморегуляции, сотрудничать в совместном решении задач. | Анализировать эпизоды романа | беседа |
119 | Как спасти Россию? Замысел романа-эпопеи "Война и мир" | Урок усвоения новых знаний | Создавать конспект на основе лекции учителя и статьи учебника. Интерпретировать текст, развивать монологическую речь, формировать и защищать свою точку зрения. | Применять методы информационного поиска, осознавать себя как движущую силу своего научения. Формировать ситуацию саморегуляции, сотрудничать в совместном решении задач. | Знать историю создания романа, особенности жанра. Сжимать услышанный и прочитанный текст. | конспект |
120 | Знакомство с героями. Салон Шерер | Урок усвоения новых знаний | Интерпретировать текст, развивать монологическую речь, формировать и защищать свою точку зрения. | Применять методы информационного поиска, осознавать себя как движущую силу своего научения. Формировать ситуацию саморегуляции, сотрудничать в совместном решении задач. | Анализировать эпизод романа, понимать роль детали в создании образа в романе Толстого. | беседа |
121 | Борьба за наследство графа Безухова | Урок усвоения новых знаний | Интерпретировать текст, развивать монологическую речь, формировать и защищать свою точку зрения. | Применять методы информационного поиска, осознавать себя как движущую силу своего научения. Формировать ситуацию саморегуляции, сотрудничать в совместном решении задач. | Анализировать эпизод романа, понимать роль детали в создании образа в романе Толстого. | Развернутый письменный ответ |
122 | Гордые аристократы в Лысых горах | Урок усвоения новых знаний | Интерпретировать текст, развивать монологическую речь, формировать и защищать свою точку зрения. | Применять методы информационного поиска, осознавать себя как движущую силу своего научения. Формировать ситуацию саморегуляции, сотрудничать в совместном решении задач. | Анализировать эпизод романа, понимать роль детали в создании образа в романе Толстого. | беседа |
123 | Шеграбен и Аустерлиц в судьбах героев и армий | Урок усвоения новых знаний | Интерпретировать текст, развивать монологическую речь, формировать и защищать свою точку зрения. | Применять методы информационного поиска, осознавать себя как движущую силу своего научения. Формировать ситуацию саморегуляции, сотрудничать в совместном решении задач. | Анализировать эпизод романа, понимать роль детали в создании образа в романе Толстого. | Монологический ответ |
124 | Взлеты и падения мирной жизни | Урок усвоения новых знаний | Интерпретировать текст, развивать монологическую речь, формировать и защищать свою точку зрения. | Применять методы информационного поиска, осознавать себя как движущую силу своего научения. Формировать ситуацию саморегуляции, сотрудничать в совместном решении задач. | Анализировать эпизод романа, понимать роль детали в создании образа в романе Толстого. | беседа |
125-126 | Жизнь сердца и планы ума. Князь Андрей и Пьер | Урок усвоения новых знаний | Интерпретировать текст, развивать монологическую речь, формировать и защищать свою точку зрения. | Применять методы информационного поиска, осознавать себя как движущую силу своего научения. Формировать ситуацию саморегуляции, сотрудничать в совместном решении задач. | Анализировать эпизод романа, понимать роль детали в создании образа в романе Толстого. | Схемы «Путь князя Андрея», «Путь Пьера Безухова» |
127 | Образ неба в романе "Война и мир" | Комбинированный урок | Интерпретировать текст, развивать монологическую речь, формировать и защищать свою точку зрения. | Применять методы информационного поиска, осознавать себя как движущую силу своего научения. Формировать ситуацию саморегуляции, сотрудничать в совместном решении задач. | Анализировать эпизоды романа, понимать роль детали, роль пейзажа в создании образа в романе Толстого. | Выступления групп |
128 | Искусство и любовь. Наташа Ростова | Урок усвоения новых знаний | Интерпретировать текст, развивать монологическую речь, формировать и защищать свою точку зрения. | Применять методы информационного поиска, осознавать себя как движущую силу своего научения. Формировать ситуацию саморегуляции, сотрудничать в совместном решении задач. | Анализировать эпизод романа, понимать роль детали в создании образа в романе Толстого. | Ответ на вопрос |
129 | "Настоящая война" | Урок усвоения новых знаний | Интерпретировать текст, развивать монологическую речь, формировать и защищать свою точку зрения. | Применять методы информационного поиска, осознавать себя как движущую силу своего научения. Формировать ситуацию саморегуляции, сотрудничать в совместном решении задач. | Анализировать эпизод романа, понимать роль детали в создании образа в романе Толстого. | беседа |
130 | Бородинское сражение | Урок усвоения новых знаний | Интерпретировать текст, развивать монологическую речь, формировать и защищать свою точку зрения. | Применять методы информационного поиска, осознавать себя как движущую силу своего научения. Формировать ситуацию саморегуляции, сотрудничать в совместном решении задач. | Анализировать эпизод романа, понимать роль детали в создании образа в романе Толстого. | Развернутый ответ на вопрос |
131 | Смерть и возрождение | Урок усвоения новых знаний | Интерпретировать текст, развивать монологическую речь, формировать и защищать свою точку зрения. | Применять методы информационного поиска, осознавать себя как движущую силу своего научения. Формировать ситуацию саморегуляции, сотрудничать в совместном решении задач. | Обобщать и систематизировать материал, анализировать эпизоды романа | Развернутый ответ на вопрос |
132 | "Мысль народная" | Урок усвоения новых знаний | Интерпретировать текст, развивать монологическую речь, формировать и защищать свою точку зрения. | Применять методы информационного поиска, осознавать себя как движущую силу своего научения. Формировать ситуацию саморегуляции, сотрудничать в совместном решении задач. | Обобщать и систематизировать материал, анализировать эпизоды романа, сопоставлять героев, выстраивать систему персонажей романа Толстого | Развернутый ответ на вопрос |
133 | Кутузов и Наполеон в романе | Схема «Персонажи романа Толстого» |
134 | Голос совести. Роман "Анна Каренина" | Комбинированный урок | Интерпретировать текст, развивать монологическую речь, формировать и защищать свою точку зрения. | Применять методы информационного поиска, осознавать себя как движущую силу своего научения. Формировать ситуацию саморегуляции, сотрудничать в совместном решении задач. | Анализировать эпизоды романа | беседа |
135 | Труд и судьба пророка | Урок обобщения изученного | Собирать и систематизировать информацию | Обобщать и систематизировать материал по заданной теме, создавать текст выступления, выступать с докладом, отвечать на вопросы | Реферат |
135-136 | Толстой и природа (исследовательский проект) | Реферат |
137-138 | КР Контрольная работа по роману Л.Н. Толстого "Война и мир" | Урок обобщающего контроля | Урок обобщающего контроля | Формировать ситуацию саморегуляции | Отвечать на поставленный вопрос, понимать содержание прочитанного, обобщать | Контрольная работа |
139-140 | РР. Подготовка к сочинению по роману "Война и мир" | Урок обобщающего контроля | Сочинение-рассуждение |
| А.П. Чехов | | | | | |
141 | Рабство и свободный человек. А.П. Чехов | Урок усвоения новых знаний | Развивать навыки монологического высказывания. Уметь делать самостоятельные выводы. | Формировать ситуацию саморегуляции, сотрудничать в совместном решении задач. | Знать основные факты творческого пути Чехова, особенности его художественного метода. | Хронологическая таблица |
142 | В человеке все должно быть прекрасно | Урок усвоения новых знаний | Интерпретировать текст, развивать монологическую речь, формировать и защищать свою точку зрения. | Применять методы информационного поиска, осознавать себя как движущую силу своего научения. Формировать ситуацию саморегуляции, сотрудничать в совместном решении задач. | Знать историю создания произведений. Обобщать и систематизировать материал, анализировать эпизоды произведения, сопоставлять героев, анализировать детали, средства создания комического и трагического в произведениях Чехова | Развернутый ответ на вопрос |
143 | Быт и судьбы людей | Ответ в формате ЕГЭ |
145 | Футлярная жизнь в трилогии Чехова | Монологический ответ |
146 | Тоска настоящего и предчувствие будущего | Конспект |
147 | Чехов в Ялте |
148 | "Вишневый сад". Замысел, жанр пьесы. |
149 | Причины гибели вишневого сада | Ответ на проблемный вопрос |
150 | Судьба России и "недотепы" | Беседа |
151 | Образы-символы в пьесе | Схема «Символы в пьесе» |
152 – 153 | "Вишневый сад" на современной сцене | Урок обобщения изученного | Развивать монологическую речь, защищать свою точку зрения | Применять методы информационного поиска, осознавать себя как движущую силу своего научения. Формировать ситуацию саморегуляции, сотрудничать в совместном решении задач. | Сопоставлять интерпретации с исходным текстом. | Выступления по темам |
154-155 | Эхо Чехова (проект) | Прочитать книги о Чехове, знать их содержание. Собирать материал по заданной теме. | Выступления, исследовательские работы, сочинения |
156-157 | КР Контрольная работа по творчеству А.П. Чехова | Урок обобщающего контроля | Урок обобщающего контроля | Формировать ситуацию саморегуляции | Отвечать на поставленный вопрос, понимать содержание прочитанного, обобщать | Контрольная работа |
| Реализм в зарубежной литературе | | | | | |
158 | Развитие реализма в зарубежной литературе | Урок усвоения новых знаний | Конспектировать лекцию учителя, статью учебника, аргументировано отвечать на вопросы, строить монологическое высказывание, отбирать необходимый материал | Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию, стремиться к читательскому самосовершенствованию | Понимать литературу как искусство слова, одну из основных национально-культурных ценностей русского народа. Осознавать эстетическую ценность литературы; уважительное отношение к ней, гордость за неё; потребность сохранить статус русской литературы как явления национальной и мировой культуры. | Беседа, конспект |
159 | О.де Бальзак - автор "Человеческой комедии" | Урок усвоения новых знаний | Интерпретировать текст, развивать монологическую речь, формировать и защищать свою точку зрения. | Применять методы информационного поиска, осознавать себя как движущую силу своего научения. Формировать ситуацию саморегуляции, сотрудничать в совместном решении задач. | Знать историю создания произведений. Обобщать и систематизировать материал, анализировать эпизоды произведения, сопоставлять героев, анализировать детали, средства создания комического и трагического в произведениях Чехова | Развернутый ответ на вопрос |
160 | "Отец Горио" | Беседа |
161 | "Русский Диккенс" | Пересказ эпизодов, монологическое рассуждение |
162 – 163 | Роман "Большие надежды" |
164 | Г. Флобер. Грезы и жизнь Эммы Бовари |
165-166 | РР Рецензия на фильм А.Сокурова по роману | Урок обобщения изученного | Развивать монологическую речь, защищать свою точку зрения | Применять методы информационного поиска, осознавать себя как движущую силу своего научения. Формировать ситуацию саморегуляции, сотрудничать в совместном решении задач. | Сопоставлять интерпретации с исходным текстом. | Рецензия |
| Из современной литературы | | | | | |
167 | Вечные ценности в стихотворении Е.Евтушенко "Ая-ганга" | Урок усвоения новых знаний | Интерпретировать текст, развивать монологическую речь, формировать и защищать свою точку зрения. | Применять методы информационного поиска, осознавать себя как движущую силу своего научения. Формировать ситуацию саморегуляции, сотрудничать в совместном решении задач. | Знать историю создания произведений. Обобщать и систематизировать материал, анализировать эпизоды произведения, сопоставлять героев, анализировать детали, средства создания комического и трагического в произведениях Чехова | Развернутый ответ на вопрос |
168 | Автор, рассказчик, герой в рассказе Т.Толстой "Петерс" | Урок усвоения новых знаний | Интерпретировать текст, развивать монологическую речь, формировать и защищать свою точку зрения. | Применять методы информационного поиска, осознавать себя как движущую силу своего научения. Формировать ситуацию саморегуляции, сотрудничать в совместном решении задач. | Понимать отличия автора от героя и рассказчика. Обобщать и систематизировать материал, анализировать эпизоды произведения, сопоставлять героев, анализировать детали, средства создания комического и трагического в произведении Т.Толстой | Развернутый ответ на вопрос |
169 | Л. Петрушевская "Три девушки в голубом". Литературные аллюзии в пьесе. | Урок усвоения новых знаний | Интерпретировать текст, развивать монологическую речь, формировать и защищать свою точку зрения. | Применять методы информационного поиска, осознавать себя как движущую силу своего научения. Формировать ситуацию саморегуляции, сотрудничать в совместном решении задач. | Сопоставлять Сюжет пьесы «Три сестры» Чехова и «Три девушки в голубом» Петрушевской. Обобщать и систематизировать материал, анализировать эпизоды произведения, сопоставлять героев, анализировать детали, средства создания комического и трагического в произведениях. | Развернутый ответ на вопрос |
170 | КР. Итоговая контрольная работа | Урок обобщающего контроля | Урок обобщающего контроля | Формировать ситуацию саморегуляции | Отвечать на поставленный вопрос, понимать содержание прочитанного, обобщать | Контрольная работа |
1. Коровин В.И. и др. Русская литература XIX века: 10 класс: Учебник: В 2 ч. - М., Просвещение, 2010
1. Аркин И.И. Уроки литературы в 10 классе: Практическая методика: Книга для учителя, - М.: Просвещение, 2008.
2. Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе. - М.: Вербум-М, 2004.
3. Н.В.Беляева, А.Е.Иллюминарская, В.Н.Фаткуллова. Литература. 10 класс: Методические советы под ред. В.И.Коровина. Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2008
4. Коровин В.И. и др. Русская литература XIX века: 10 класс: Учебник: В 2 ч. - М., Просвещение, 2006
5. Фогельсон И.А. Русская литература второй половины 19 века. - М.: Материк Альфа. 2006.
1. http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=8
2. Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/
3. http://rus.1september.ru/topic.php?TopicID=1&Page
5. http://5litra.ru/
6. Bibliotekar.ru
7. KnigaCity - бесплатная электронная библиотека
8. tululu.org - Большая бесплатная библиотека
9. Журнальный зал
10. http://www.audiopoisk.com/
11. http://www.repetitor.org/ Система сайтов «Репетитор». Информация для школьников, абитуриентов и родителей: учебные программы по русскому языку и литературе; методика написания сочинений и различные учебные материалы; полезная справочная информация.
12. http://www.geocities.com/Athens/Ithaca/3880/osn.html Клуб любителей творчества Ф.М. Достоевского. Сайт содержит биографию, библиографию и тексты большинства произведений писателя, цитаты из его произведений, иллюстрации к произведениям, критические статьи, материалы в помощь учителю литературы.
13. http://writerstob.narod.ru/ Биографии великих русских писателей и поэтов. На сайте можно найти не только биографии писателей, но и различные материалы, связанные и не связанные с творчеством писателей и поэтов, также анализы стихотворений, стихи некоторых поэтов, основные темы их лирики, а также материалы по русскому классицизму, романтизму и сентиментализму.
14. http://literus.net/ Сайт о русском языке и литературе. На сайте можно найти правила по орфографии и пунктуации русского языка, учебники и сочинения по литературе, литературный словарь, методические материалы, материалы для подготовки к ЕГЭ.
15. Иван Сергеевич Тургенев http://www.turgenev.org.ru/
17. Современная литература https://www.google.com/url?q=http://www.vavilon.ru/&sa=D&ust=1581181291249000
18. Чернышевский https://www.google.com/url?q=http://www.cl.ru/education/lib/data/r00104.htm&sa=D&ust=1581181291260000
19. Литература 10 класса https://www.google.com/url?q=http://www.pereplet.ru/obrazovanie/shkola/PAGE1-16.html&sa=D&ust=1581181291269000