СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до 24.05.2025
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа по литературе разработана для обучающихся 9а класса МОУ Удельнинская гимназия на основе федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования (часть 1. Основное общее образование), Рабочая программа по литературе для 5-9 классов (базовый уровень) под ред. В.Я. Коровиной (2014 г), Методического письма Министерства образования и науки РФ «О преподавании учебного предмета «Литература» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования», в соответствии с учебным планом образовательного учреждения, предусматривающим обязательное изучение учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования в 9 классе 102 часа (из расчёта 3 учебных часа в неделю).
МОУ Удельнинская гимназия
Раменского муниципального района
Московской области
«УТВЕРЖДАЮ» Директор МОУ Удельнинская гимназия _____________________/Н.А. Арюлина/ Приказ № _____от «___» ______2020 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ
9 а класс
на 2020 – 2021 учебный год
Составитель: Мирошниченко Ирина Михайловна,
учитель русского языка и литературы,
высшей категории
– 2021 учебный год
2. Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе разработана для обучающихся 9а класса МОУ Удельнинская гимназия на основе федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования (часть 1. Основное общее образование), Рабочая программа по литературе для 5-9 классов (базовый уровень) под ред. В.Я. Коровиной (2014 г), Методического письма Министерства образования и науки РФ «О преподавании учебного предмета «Литература» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования», в соответствии с учебным планом образовательного учреждения, предусматривающим обязательное изучение учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования в 9 классе 102 часа (из расчёта 3 учебных часа в неделю).
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, освоенный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
Достижение поставленных целей предусматривает решение следующих основных задач:
сформировать представление о художественной литературе как об искусстве слова и её месте в культуре страны и народа;
освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению литературных произведений;
сформировать потребность в чтении;
воспитывать культуру чтения;
совершенствовать устную и письменную речь.
Планируемые результаты
Личностные результаты
Обучающийся научится
определять российскую гражданскую идентичности: патриотизм, любовь и уважение к Отечеству, чувство гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;
осознавать свою этническую принадлежность, знать историю, язык, культуру своего народа, своего края, основы культурного наследия народов России и человечества; усваивать гуманистические, демократические и традиционные ценности многонационального российского общества;
воспитывать чувство ответственности и долга перед Родиной;
формировать ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;
формировать целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формировать осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
осваивать социальные нормы, правила поведения, роли и формы социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участвовать в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
развивать моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формировать основы экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
осознавать значение семьи в жизни человека и общества, принимать ценности семейной жизни, уважительно и заботливо относиться к членам своей семьи;
развивать эстетическое сознание через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты
Обучающийся научится
самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
овладевать основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
владеть смысловое чтение;
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;
владеть устной и письменной речью; монологической контекстной речью; • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты освоения учебного предмета
Обучающийся научится
базовым теоретико-литературным понятиям;
осмысленно читать программные произведения;
воспринимать и анализировать художественный текст;
выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
определять род и жанр литературного произведения;
выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения;
давать характеристику героев;
владеть различными видами пересказа;
характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
оперировать основными фактами жизни и творчества писателей-классиков 19 века, 20 века;
понимать закономерности происхождения литературы;
понимать жанровые особенности произведений,
умениям выразительного чтения;
Обучающийся получит возможность научиться:
выявлять авторскую позицию;
выражать своё отношение к прочитанному;
выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинениях (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения);
видеть в произведении автора и авторское отношение к героям и событиям, к читателю;
видеть эстетическую функцию языковых средств и художественных деталей произведения;
самостоятельно анализировать литературно-художественные произведения и их фрагменты соответственно уровню подготовки;
грамотно строить монологические высказывания различных форм и жанров, владеть культурой диалогической речи;
выполнять элементарные исследовательские работы;
определять свой круг чтения и давать оценку литературным произведениям;
осуществлять поиск нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).
Содержание учебного предмета
Введение (1ч)
Литература и ее роль в духовной жизни человека. Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.
Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).
Из древнерусской литературы (3 ч)
Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.
«Слово о полку Игореве» . Слово о полку Игореве» – величайший памятник литературы Древней Руси. «История открытия «Слова…». Проблема авторства. Историческая основа памятника, его сюжет. Образы русских князей. Ярославна как идеальный образ русской женщины. Образ Русской земли. Авторская позиция в «Слове…». «Золотое слово» Святослава и основная идея произведения. Соединение языческой и христианской образности. Язык произведения. Переводы «Слова…»
Из литературы XVIII века (8 ч)
Характеристика русской литературы XVIII века. Гражданский пафос русского классицизма.
Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество (обзор.)
Учёный, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.
«Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.
Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии.
Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчество (обзор.)
«Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации.
«Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства. Тема поэта и поэзии в творчестве Г.Р. Державина.
Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе.
Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень».
Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.
Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).
Из русской литературы XIX века (54 ч)
Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество (обзор.)
«Море». Романтический образ моря.
«Невыразимое». Границы выразимого. Возможности поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.
«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» — пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана — пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений). Фольклоризм литературы(развитие представлений).
Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творчество (обзор.)
Комедия «Горе от ума». История создания, публикации первых постановок комедии. Прототипы. Смысл названия и проблема ума в пьесе. Особенности развития комедийной интриги. Своеобразие конфликта. Система образов. Чацкий как необычный резонёр, предшественник «странного» человека в русской литературе. Своеобразие любовной интриги. Образ фамусовской Москвы. Художественная функция внесценических персонажей. Образность и афористичность языка. Мастерство драматурга в создании речевых характеристик действующих лиц. Конкретно историческое и общечеловеческое в произведении. Необычность развязки, смысл финала комедии. Критика о комедии (И. А. Гончаров, «Мильон терзаний»).
Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь ещё, быть может...», «Бесы», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...», «Два чувства дивно близки нам…».
Многообразие жанров, тем, мотивов лирики Пушкина. Мотивы дружбы, прочного союза друзей. Одухотворённость и чистота чувства любви. Слияние личных, философских и гражданских мотивов в лирике поэта. Единение красоты природы, красоты человека, красоты жизни в пейзажной лирике. Особенности ритмики, метрики и строфики пушкинской поэзии.
«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» — роман в стихах. Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления.
Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна — нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа.
Пушкинский роман в зеркале критики (прижизненная критика — В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика — А. А.Григорьев; «почвенники» — Ф. М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки).
«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворённые в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.
Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество (обзор.)
«Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои.
Особенности композиции. Печорин — «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский).
Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вернер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина».
Повесть «Фаталист» и её философско-композиционное значение. Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В. Г. Белинского.
Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Нет, я не Байрон, я другой...», «Расстались мы, но твой портрет...», «Есть речи — значенье...»(1824), «Предсказание», «Молитва», «Нищий».
Основные мотивы, образы и настроения поэзии Лермонтова. Чувство трагического одиночества. Любовь как страсть, приносящая страдания. Чистота и красота поэзии как заповедные святыни сердца.
Трагическая судьба поэта и человека в бездуховном мире. Характер лирического героя лермонтовской поэзии. Тема Родины, поэта и поэзии.
Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Мёртвые души». История создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мёртвые и живые души. Чичиков — «приобретатель», новый герой эпохи.
Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора — от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского.
Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер комического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издёвка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений).
Фёдор Михайлович Достоевский. Слово о писателе.
«Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» — жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.
Теория литературы. Повесть (развитие понятия). Психологизм литературы (развитие представлений).
Антон Павлович Чехов. Слово о писателе.
«Тоска». «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа.
«Смерть чиновника». Эволюция образа маленького человека в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.
Теория литературы . Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.
Из русской литературы XX века (28 ч)
Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века.
Из русской прозы XX века
Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.
Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе.
Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.
Теория литературы. Психологизм повествования (развитие представлений). Роль художественной детали в характеристике героя
Михаил Афанасьевич Булгаков. Слово о писателе.
Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость – основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэтика Булгакова-сатирика. Приём гротеска в повести.
Теория литературы. Художественная условность, фантастика, сатира (развитие понятий).
Михаил Александрович Шолохов. Слово о писателе.
Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.
Теория литературы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация (углубление понятия).
Александр Исаевич Солженицын. Слово о писателе.
Рассказ «Матрёнин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.
Теория литературы. Притча (углубление понятия).
Из русской поэзии XX века
Общий обзор. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии ХХ века.
Штрихи к портретам
Александр Александрович Блок. Слово о поэте.
«Ветер принес издалёка...», «О, весна без конца и без краю...», «О, я хочу безумно жить...», цикл «Родина». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.
Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте.
«Вот уж вечер...», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Край ты мой заброшенный...», «Гой ты, Русь моя родная…», «Нивы сжаты, рощи голы…», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Письмо к женщине». Драматизм любовного чувства. Соединение в сознании лирического героя личной трагедии и трагедии народа. Народно-песенная основа произведений поэта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России. Олицетворение как основной художественный приём. Своеобразие метафор и сравнений.
Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте.
«Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю» (отрывок). Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта. Самоотверженность любовного чувства. Патриотизм поэта.
Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте.
«Идёшь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной...», «Стихи к Блоку», «Откуда такая нежность?..», «Родина», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.
Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте.
«Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст», «О красоте человеческих лиц», «Завещание». Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.
Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте. Стихотворные произведения из книг «Чётки», «Белая стая», «Пушкин», «Подорожник», «ANNO DOMINI»,«Тростник», «Ветер войны». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии.
Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте.
«Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Во всем мне хочется дойти...», «Быть знаменитым некрасиво...». Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная предметность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.
Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте.
«Урожай», «Весенние строчки», «Я убит подо Ржевом». Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.
Теория литературы. Силлабо-тоническая и тоническая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки (углубление представлений).
Песни и романсы на стихи поэтов XIX—XX веков
А. С. Пушкин. «Певец»; М. Ю. Лермонтов. «Отчего»; В. Соллогуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарой под рукою...»); Н. Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу...»); Е. А. Баратынский. «Разуверение»; Ф. И. Тютчев. «К. Б.» («Я встретил вас — и всё былое...»); А. К. Толстой. «Средь шумного бала, случайно...»; А. А. Фет. «Я тебе ничего не скажу...»; А. А. Сурков. «Бьётся в тесной печурке огонь...»; К. М. Симонов. «Жди меня, и я вернусь...»; Н. Заболоцкий. «Признание» и др. Романсы и песни как синтетический жанр, выражающий переживания, мысли, настроения человека.
Из зарубежной литературы (4 ч)
Античная лирика.
Гораций. Слово о поэте.
«Я воздвиг памятник...». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслугах — знакомство римлян с греческими лириками. Традиции горацианской оды в творчестве Державина и Пушкина.
Данте Алигьери. Слово о поэте.
«Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы: буквальный (изображение загробного мира), аллегорический (движение идеи бытия от мрака к свету, от страданий к радости, от заблуждений к истине, идея восхождения души к духовным высотам через познание мира), моральный (идея воздаяния в загробном мире за земные дела), мистический (интуитивное постижение божественной идеи через восприятие красоты поэзии как божественного языка, хотя и сотворенного земным человеком, разумом поэта).
Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристика гуманизма эпохи Возрождения.
«Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен: монологи Гамлета из сцены пятой (1-й акт),сцены первой (3-й акт), сцены четвертой (4-й акт). «Гамлет» — «пьеса на все века» (А. Аникст). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гамлета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой литературы. Шекспир и русская литература.
Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).
Иоганн Вольфганг Гёте. Краткие сведения о жизни и творчестве Гёте. Характеристика особенностей эпохи Просвещения.
«Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен: «Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии).
«Фауст» — философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамики бытия. Противостояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля. Поиски Фаустом справедливости и разумного смысла жизни человечества. «Пролог на небесах» — ключ к основной идее трагедии. Смысл противопоставления Фауста и Вагнера, творчества и схоластической рутины. Трагизм любви Фауста и Гретхен.
Итоговый смысл великой трагедии — «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой». Особенности жанра трагедии «Фауст»: сочетание в ней реальности и элементов условности и фантастики. Фауст как вечный образ мировой литературы. Гёте и русская литература.
Теория литературы. Философско-драматическая поэма.
Тематическое планирование
| 1 час 3 часа 8 часов 54 часа 28 часов 4 часа |
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Наименование разделов и тем | Плановые сроки прохождения | Фактические сроки прохождения |
I четверть | |||
Введение (1 ч) | |||
1 | Литература и её роль в духовной жизни человека.
| 01.09-04.09 |
|
Из древнерусской литературы (3 ч) | |||
2 | Литература Древней Руси . «Слово о полку Игореве» – величайший памятник древнерусской литературы. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров. «История открытия „Слова…“». Проблема авторства. Историческая основа памятника, его сюжет. Фрагменты поэмы в актёрском исполнении (пер. Н. А. Заболоцкого) | 01.09-04.09
|
|
3
| Центральные образы «Слова…» Образы русских князей. Ярославна как идеальный образ русской женщины. Образ Русской земли. Образ автора. Авторская позиция в «Слове…» | 07.09-11.09 |
|
4 | Основная идея и поэтика «Слова…». «Золотое слово» Святослава и основная идея произведения. Соединение языческой и христианской образности. Язык произведения. Переводы «Слова…» | 07.09-11.09 |
|
Из русской литературы XVIII века (8 ч) | |||
5 | Классицизм в русском и мировом искусстве . Характеристика русской литературы XVIII века. Гражданский пафос русского классицизма | 07.09-11.09
|
|
6 | М.В. Ломоносов. Жизнь и творчество (обзор). «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». М. В. Ломоносов – учёный, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха. Особенности содержания и формы оды. Стихотворение в актёрском исполнении | 14.09-18.09 |
|
7 | М.В. Ломоносов. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Ода как жанр лирической поэзии. Прославление родины, мира, науки и просвещения в произведениях М.В. Ломоносова | 14.09-18.09 |
|
8 | Г.Р. Державин. Жизнь и творчество (обзор). «Властителям и судиям». Идеи просвещения и гуманизма в лирике Г.Р. Державина. Тема несправедливости сильных мира сего. Высокий слог и ораторские, декламационные интонации. Ода в актёрском исполнении | 14.09-18.09 |
|
9 | Г.Р.Державин. «Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства. Тема поэта и поэзии в творчестве Державина. Стихотворение в актёрском исполнении | 21.09-25.09 |
|
10 | Квинт Гораций Флакк. «К Мельпомене» («Я воздвиг памятник…»). Слово о поэте. Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслугах – знакомство римлян с греческими лириками. Традиции античной оды в творчестве Державина. Ода в актёрском исполнении | 21.09-25.09 |
|
11 | Н.М.Карамзин. «Бедная Лиза». Слово о писателе. Понятие о сентиментализме. «Бедная Лиза»: сюжет и герои | 21.09-25.09 |
|
12 | Н.М.Карамзин. «Бедная Лиза». Утверждение общечеловеческих ценностей. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы | 28.09-02.10 |
|
13 ВЧ1 | Н.М.Карамзин. «Осень» и др.произведения писателя. «Осень» как произведение сентиментализма. Стихотворение в актёрском исполнении | 28.09-02.10 |
|
14 РР1 | Контрольное сочинение «Чем современна литература XVIII века?» | 28.09-02.10 |
|
Из русской литературы XIX века (54 ч) | |||
15 ВЧ2 | Русские поэты первой половины XIХ века: К.Н. Батюшков, В.К. Кюхельбеккер, К.Ф. Рылеев, А.А. Дельвиг, Н.М. Языков,П.А. Вяземский, Е.А. Боратынский | 05.10-09.10 |
|
16 | В.А.Жуковский – поэт-романтик. Слово о поэте. Основные этапы его творчества. «Море»: романтический образ моря. Образы моря и неба: единство и борьба. Особенности языка и стиля стихотворения. Понятие об элегии. Черты элегии в стихотворении. | 05.10-09.10 |
|
17 | В.А.Жуковский. «Невыразимое». Границы выразимого. Возможности поэтического языка и трудности, встречающиеся на пути поэта. Отношение романтика к слову. | 05.10-09.10 |
|
18 | В.А.Жуковский. «Светлана»: черты баллады . Развитие представлений го балладе. Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. «Светлана» как пример преображения традиционной фантастической баллады. Баллада в актёрском исполнении | 12.10-16.10 |
|
19 | В.А.Жуковский. «Светлана»: образ главной героини. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана – пленительный образ русской девуш сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам. Развитие представлений о фольклоризме литературы | 12.10-16.10 |
|
Александр Сергеевич Грибоедов | |||
20 | А.С.Грибоедов. «Горе от ума». Жизнь и творчество писателя (обзор). Многогранный талант, блестящее образование и дипломатическая карьера Грибоедова. Его связи с декабристами. Отношения с правительством. Любовь и смерть писателя. История создания, публикации первых постановок комедии. Герои и прототипы. | 12.10-16.10
|
|
21 | А.С.Грибоедов. «Горе от ума»: проблематика и конфликт. Фамусовская Москва. Обзор содержания комедии. Смысл названия и проблема ума в пьесе. Особенности развития комедийной интриги. Своеобразие общественного и личного конфликта в пьесе. Образ фамусовской Москвы. Система образов. Анализ ключевых монологов Фамусова. Скалозуб и Молчалин. Образ Софьи. Гости Фамусова. Фрагменты комедии в актёрском исполнении | 19.10-23.10 |
|
22 | А.С.Грибоедов. «Горе от ума»: образ Чацкого. Чацкий как необычный резонёр, предшественник «странного» человека в русской литературе. . Анализ ключевых монологов Чацкого. Особенности любовной интриги. Художественная функция внесценических персонажей. Необычность развязки, смысл финала комедии. Фрагменты комедии в актёрском исполнении | 19.10-23.10 |
|
23 | А.С.Грибоедов. «Горе от ума»: язык комедии. Образность и афористичность языка. Мастерство драматурга в создании речевых характеристик действующих лиц. Конкретно историческое и общечеловеческое в произведении. | 19.10-23.10 |
|
24 | А.С.Грибоедов. «Горе от ума» в критике. И.А. Гончаров «Мильон терзаний» | 26.10-30.10 |
|
25 РР2 | А.С.Грибоедов. «Горе от ума». Ответ на проблемный вопрос | 26.10-30.10 |
|
26,27 КР1,2 | Контрольная работа за I четверть по проблематике изученных произведений | 26.10-30.10 09.11-13.11 |
|
II четверть | |||
Александр Сергеевич Пушкин | |||
28 | А.С.Пушкин. Жизнь и творчество (обзор). Лицейская лирика. Хронология жизни и творчества поэта. Многообразие жанров, тем, мотивов лирики: тема человека и природы, тема любви и дружбы, тема свободы, историческая тема. Мотив дружбы, прочного союза друзей. Верность лицейской дружбе на протяжении всей жизни поэта. Пушкин и декабристы. | 09.11-13.11 |
|
| |||
29 | А.С.Пушкин. Лирика петербургского, южного и Михайловского периодов: «К Чаадаеву», «К морю», «Анчар». Проблема свободы, служения родине. Тема свободы и власти. . Единение красоты природы, красоты человека, красоты жизни в пейзажной лирике. Стихотворения в актёрском исполнении | 16.11-20.11 |
|
30 | А.С.Пушкин. Любовь как гармония душ в интимной лирике поэта: «На холмах Грузии…», «Я вас любил…». Одухотворённость и чистота чувства любви. Адресаты любовной лирики. Стихотворения в актёрском исполнении | 16.11-20.11 |
|
31 | А.С.Пушкин. Тема поэта и поэзии. «Пророк». Раздумья о смысле жизни, о поэзии. Библейские параллели в интерпретации темы творчества. Стихотворения в актёрском исполнении | 16.11-20.11 |
|
32 | А.С.Пушкин. Две Болдинские осени в творчестве поэта. «Бесы», «Два чувства дивно близки нам…» и другие стихотворения. Две Болдинские осени в творчестве поэта. Душевное смятение и угнетённое внутреннее состояние лирического «я» в стихотворении «Бесы». Его отражение в картинах природы. Слияние личных, философских и гражданских мотивов в лирике поэта. Особенности ритмики, метрики и строфики пушкинской поэзии. Стихотворения в актёрском исполнении
| 23.11-27.11 |
|
33 | А.С.Пушкин. «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»: самооценка творчества в стихотворении. Вечность темы памятника в русской и мировой поэзии: Гораций, Державин, Ломоносов, Пушкин, Маяковский, Ахматова, Бродский и др.. Стихотворения в актёрском исполнении | 23.11-27.11 |
|
34 РР3 | А.С.Пушкин. Письменный ответ на проблемный вопрос по лирике. | 23.11-27.11 |
|
35 | А.С.Пушкин. «Моцарт и Сальери». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворённые в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества. Проблема «гения и злодейства». Развитие понятия о трагедии как жанре драмы. Трагедия в актёрском исполнении | 30.11-04.12
|
|
36 | А.С.Пушкин. «Евгений Онегин» как новаторское произведение. Творческая история романа. Обзор содержания. История создания. Начальные представления о жанре романа в стихах. Образы главных героев. Онегинская строфа. Структура текста. Основная сюжетная линия и лирические отступления. Фрагменты романа в стихах в актёрском исполнении | 30.11-04.12 |
|
37 | А.С.Пушкин. «Евгений Онегин»: главные мужские образы романа. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина. Трагические итоги жизненного пути | 30.11-04.12 |
|
38 | А.С.Пушкин. «Евгений Онегин»: главные женские образы романа. Татьяна Ларина — нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга | 07.12-11.12 |
|
39 | А.С.Пушкин. «Евгений Онегин»: взаимоотношения главных героев. Эволюция взаимоотношений Татьяны и Оенгина. Анализ двух писем. Письма Татьяны и Онегина в актёрском исполнении | 07.12-11.12 |
|
40 | А.С.Пушкин. «Евгений Онегин»: образ автора. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Автор-повестователь и автор-персонаж | 07.12-11.12 |
|
41 | А.С.Пушкин. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. Россия и пушкинская эпоха в романе. Реальные исторические личности как герои романа. Реализм романа. Развитие понятие о реализме литературы | 14.12-18.12 |
|
42 | А.С.Пушкин. «Евгений Онегин» в зеркале критики. Литературная критика о романе: В. Г. Белинский, Д. И. Писарев, А. А.Григорьев, Ф. М. Достоевский, философская критика начала XX века; писательские оценки. Роман А.С. Пушкина и опера П.И. Чайковского | 14.12-18.12 |
|
43 РР4 | А.С.Пушкин. «Евгений Онегин». Письменный ответ на проблемный вопрос | 14.12-18.12
|
|
Михаил Юрьевич Лермонтов | |||
44 | М.Ю.Лермонтов. Хронология жизни и творчества (обзор). Многообразие тем, жанров мотивов лирики поэта (с повторением ранее изученного). Тема одиночества, мотив скитаний, гармония мира и природы и счастье на небесах, интерес поэта к отечественной истории. Мотивы вольности и одиночества в лирике поэта: «Парус». Тема трагического одиночества в зрелой лирике поэта. Философские размышления о быстротечности жизни, иллюзорности любви и предназначении человека: «И скучно и грустно». Стихотворения в актёрском исполнени | 21.12-25.12
|
|
45 | М.Ю.Лермонтов. Образ поэта-пророка в лирике Лермонтова. Своеобразие воплощения тема поэта и поэзии в лирике Лермонтова: «Нет, я не Байрон, я другой...», «Есть речи — значенье...», «Я жить хочу! Хочу печали…». Поэтический дар как символ избранности и как источник страдания: «Смерть Поэта», «Поэт», «Молитва» «(«Не обвиняй меня, Всесильный…»). Трагическая судьба поэта и человека в бездуховном мире («Пророк» ). Стихотворения в актёрском исполнении | 21.12-25.12 |
|
46,47 КР3,4 | Контрольная работа за II четверть по проблематике изученных произведений | 21.12-25.12 28.12-29.12 |
|
III четверть | |||
48 | М.Ю.Лермонтов. Любовь как страсть, приносящая страдания. В лирике поэта: «Нищий», «Расстались мы, но твой портрет…», «Нет, не тебя так пылко я люблю…». Адресаты любовной лирики Лермонтова и послания к ним. Стихотворения в актёрском исполнении | 11.01-15.01 |
|
49 | М.Ю.Лермонтов. Тема родины в лирике поэта. Эпоха безвременья в лирике поэта: «Предсказание», «Дума». Тема России и её своеобразие: «Родина». Характер лирического героя лермонтовской поэзии. Поэзия Лермонтова в критике В.Г. Белинского. Стихотворения в актёрском исполнении | 11.01-15.01 |
|
50 РР5 | М.Ю.Лермонтов. Письменный ответ на один их проблемных вопросов по лирике поэта. | 11.01-15.01 |
|
51 | М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени»: общая характеристика романа. «Герой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Обзор содержания романа. Главные и второстепенные герои. Особенности композиции. | 18.01-22.01 |
|
52 | М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени» (главы «Бэла», «Максим Максимыч»): загадки образа Печорина. Печорин — «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский). Загадки образа Печорина: взгляд со стороны. Смысл смены рассказчиков | 18.01-22.01 |
|
53 | М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени» (главы «Тамань», «Княжна Мери»). «Журнал Печорина» как самораскрытия его характера. Характер Печорина в его собственных оценках. Печорин как человек, причиняющий страдания другим людям | 18.01-22.01 |
|
54 | М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени» (глава «Фаталист»): философско-композиционное значение повести. Мотив предопределения и судьбы. Образ Печорина в повести | 25.01-29.01 |
|
55 | М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени»: дружба в жизни Печорина. Главные и второстепенные герои. Печорин в системе мужских образов романа (Печорин и Максим Максимыч, Печорин и доктор Вернер, Печорин и Грушницкий, Печорин и Вулич) | 25.01-29.01 |
|
56 | М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени»: любовь в жизни Печорина. Главные и второстепенные герои. Печорин в системе женских образов романа (Печорин и Мери, Печорин и Вера) | 25.01-29.01
|
|
57 | М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени» в оценке критиков. Споры о романтизме и реализме романа. Роман в оценке В. Г. Белинского, Н.А. Добролюбова и в современном литературоведении | 01.02-05.02 |
|
58 РР6 | М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени». Письменный ответ на проблемный вопрос | 01.02-05.02 |
|
Николай Васильевич Гоголь | |||
59 | Данте Алигьери. «Божественная комедия» (фрагменты). Слово о поэте. Множественность смыслов поэмы: буквальный, аллегорический, моральный, мистический. Универсально-философский характер поэмы. Отражение в поэме научной картины мира, характерной для эпохи Данте | 01.02-05.02
|
|
60 | Н.В.Гоголь. Жизнь и творчество (обзор). «Мёртвые души». Обзор содержания, история создания поэмы . Хронология жизни и творчества писателя. Проблематика и поэтика первых сборников: «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород». Первоначальный замысел и идея Гоголя. Смысл названия поэмы и причины её незавершенности. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, плутовским романом, романом-путешествием | 08.02-12.02 |
|
61 | Н.В.Гоголь. «Мёртвые души»: образы помещиков. Система образов поэмы. Образы помещиков. Обличительный пафос автора. Понятие о литературном типе. Фрагмент поэмы в актёрском исполнении | 08.02-12.02 |
|
62 | Н.В.Гоголь. «Мёртвые души»: образ города. Образ города в поэме. Сатира на чиновничество | 08.02-12.02 |
|
63 | Н.В.Гоголь. «Мёртвые души»: образ Чичикова. Чичиков — «приобретатель», новый герой эпохи и антигерой. Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Понятие о герое и антигерое. Образ героя в поэме | 15.02-19.02 |
|
64 | Н.В.Гоголь. «Мёртвые души»: образ России, народа и автора в поэме. «Мёртвые души» - поэма о величии России. Мёртвые и живые души. Образ народа в поэме. Эволюция образа автора — от сатирика к пророку и проповеднику. Лирические отступления в поэме | 15.02-19.02 |
|
65 | Н.В.Гоголь. «Мёртвые души»: специфика жанра. Жанровое своеобразие поэмы. Соединение комического и лирического начал. Поэма в оценке В.Г. Белинского. Развитие понятия о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Ответ Гоголя на критику Белинского. | 15.02-19.02 |
|
66 РР7 | Н.В.Гоголь. «Мёртвые души». Письменный ответ на проблемный вопрос | 22.02-26.02 |
|
Фёдор Михайлович Достоевский | |||
67 | Ф.М.Достоевский. «Белые ночи»: образ главного героя. Слово о писателе. Тип «петербургского мечтателя» — жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. Черты его внутреннего мира. | 22.02-26.02 |
|
68 | Ф.М.Достоевский. «Белые ночи»: образ Настеньки. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского. Развитие понятия о повести и психологизме литературы | 01.03-05.03
|
|
Антон Павлович Чехов | |||
69 | А.П.Чехов. «Смерть чиновника»: проблема истинных и ложных ценностей. Слово о писателе. Эволюция образа маленького человека в русской литературе XIX века и чеховское отношение к нему. Истинные и ложные ценности героев рассказа. Боль и негодование автора. Рассказ в актёрском исполнении | 01.03-05.03 |
|
70 | А.П.Чехов. «Тоска»: тема одиночества человека в многолюдном городе. Роль образа города в рассказе. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа. Рассказ в актёрском исполнении | 01.03-05.03 |
|
Из русской литературы XX века (24 часа) | |||
71 | Русская литература ХХ века: богатство и разнообразие жанров и направлений. И.А.Бунин. «Тёмные аллеи»: проблематика и образы. Слово о писателе. Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Рассказ в актёрском исполнении | 09.03-12.03 |
|
72 | И.А.Бунин. «Тёмные аллеи»: мастерство писателя в рассказе. Лиризм повествования. Развитие представлений о психологизме литературы. Роль художественной детали в характеристике героя | 09.03-12.03 |
|
73 | Общий обзор русской поэзии ХХ века. Поэзия Серебряного века. А.А.Блок. «Ветер принёс издалёка…», «О, весна, без конца и без краю…». Слово о поэте. Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Своеобразие лирических интонаций Блока. Стихотворения в актёрском исполнении | 15.03-19.03 |
|
74 | А.А.Блок. «О, я хочу безумно жить…», стихотворения из цикла «Родина». ». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Образы и ритмы поэта. Стихотворения в актёрском исполнении | 15.03-19.03 |
|
75 | С.А.Есенин. Тема России – главная в есенинской поэзии: «Вот уж вечер…», «Гой ты, Русь моя родная…», «Край ты мой заброшенный…», «Разбуди меня завтра рано…». Слово о поэте. Чувство пронзительной любви к родине, к её неброской красоте. Сквозные образы в лирике Есенина. | 15.03-19.03
|
|
76 | С.А.Есенин. Размышления о жизни, природе, предназначении человека: «Отговорила роща золотая…», «Не жалею, не зову, не плачу…». Народно-песенная основа произведений поэта. Олицетворение как основной художественный приём. Своеобразие метафор и сравнений. Стихотворения, песни и романсы в актёрском исполнении
| 22.03-26.03 |
|
77,78 КР5,6 | Контрольная работа за III четверть по проблематике изученных произведений | 22.03-26.03 |
|
IV четверть | |||
79 | С.А.Есенин. Стихи о любви. «Письмо к женщине». Драматизм любовного чувства. Соединение в сознании лирического героя личной трагедии и трагедии народа. «Шаганэ ты моя, Шаганэ…». Исповедальность и искренность стихов о любви. Родина и чужбина в стихотворении | 05.04-09.04 |
|
80 | В.В.Маяковский. «А вы могли бы…», «Послушайте!» Слово о поэте. Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта. Углубление представления о силлабо-тонической и тонической системах стихосложения. | 05.04-09.04 |
|
81 | В.В.Маяковский. «Люблю» (отрывок), «Прощанье». Самоотверженность любовного чувства. Патриотизм поэта | 05.04-09.04 |
|
82 | М.А.Булгаков. «Собачье сердце»: проблематика и образы. Слово о писателе. История создания и судьба повести. Социально-философская сатира на современное общество. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость – основа живучести «шариковщины», «швондерства». Смысл названия повести | 12.04-16.04 |
|
83 | М.А.Булгаков. «Собачье сердце»: поэтика повести. Поэтика Булгакова-сатирика. Приём гротеска в повести. Развитие понятий о художественной условности, фантастике, сатире | 12.04-16.04 |
|
84 | М.И.Цветаева. Стихи о поэзии, о любви, о жизни и смерти: «Идёшь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной...», «Стихи к Блоку», «Откуда такая нежность?..» Слово о поэте. Особенности поэтики Цветаевой. Углубление представлений о видах рифм и способах рифмовки. Стихотворение и романс на стихи поэта в актёрском исполнении | 12.04-16.04 |
|
85 | М.И.Цветаева. Стихи о о поэзии и о России: «Стихи к Блоку», «Родина», «Стихи о Москве». Образы Родины и Москвы в лирике Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта | 19.04-23.04 |
|
86 | А.А.Ахматова. Стихи из разных книг «Чётки» («Стихи о Петербурге»), «Белая стая» («Молитва»), «Подорожник» («Сразу стало тихо в доме…», «Я спросила у кукушки…»), «ANNO DOMINI» («Сказал, что у меня соперниц нет…», «Не с теми я, кто бросил землю…», «Что ты бродишь неприкаянный…»). Слово о поэте. Стихотворения о родине и о любви. Трагические интонации в любовной лирике. Стихотворения в актёрском исполнении | 19.04-23.04 |
|
87 | А.А.Ахматова. Стихи из книг «Тростник» («Муза»), «Седьмая книга» («Пушкин»), «Ветер войны» («И та, что сегодня прощается с милым…»), из поэмы «Реквием» («И упало каменное слово…»). Стихи о поэте и поэзии. Трагические, благоговейно-трепетные, мужественные интонации. Особенности поэтики стихотворений Ахматовой. Стихотворения в актёрском исполнении | 19.04-23.04 |
|
88 | Н.А.Заболоцкий. Стихи о человеке и природе: «Я не ищу гармонии в природе...», «Завещание». Слово о поэте. Тема гармонии с природой, её красоты и бессмертия. Стихотворения в актёрском исполнении | 26.04-30.04 |
|
89 | Н.А.Заболоцкий. Тема любви и смерти в лирике поэта: «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст», «О красоте человеческих лиц». Философская глубина обобщений поэта-мыслителя .Стихотворения в актёрском исполнении | 26.04-30.04 |
|
90 | М.А.Шолохов. «Судьба человека»: проблематика и образы. Слово о писателе. Судьба Родины и судьба человека. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Тема воинского подвига, непобедимости человека. Фрагмент рассказа в актёрском исполнении | 26.04-30.04 |
|
91 | М.А.Шолохов. «Судьба человека»: поэтика рассказа. Особенности авторского повествования. Композиция рассказа. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Смысл названия рассказа. Широта типизации, особенности жанра. Реализм Шолохова в в рассказе-эпопее. Углубление понятия о реалистической типизации | 26.04-30.04 |
|
92 | Б.Л. Пастернак. Стихи о природе и любви: «Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу». Слово о поэте. Вечные темы и современность в стихах о природе и любви | 26.04-30.04 |
|
93 | Б.Л. Пастернак. Философская лирика поэта: «Быть знаменитым некрасиво...», «Во всем мне хочется дойти...». . Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная предметность пастернаковской поэзии. Стихотворения в актёрском исполнении | 03.05-07.05 |
|
94 | А.Т.Твардовский. Стихи о родине и природе: «Урожай», «Весенние строчки», «О сущем» и др. стихотворения. Слово о поэте. Раздумья о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений. | 03.05-07.05 |
|
95 | А.Т.Твардовский. Стихи поэта-воина: «Я убит подо Ржевом…», «Я знаю, никакой моей вины…». Образ воина в стихотворении. Особенности восприятия мира лирическим «я». Проблематика стихотворений. Стихотворения в актёрском исполнении | 03.05-07.05 |
|
96 | А.И.Солженицын. «Матрёнин двор»: проблематика, образ рассказчика. Слово о писателе. Картины послевоенной деревни и их авторская оценка. Образ рассказчика. Фрагменты рассказа в актёрском исполнении | 11.05-14.05 |
|
97 | А.И.Солженицын. «Матрёнин двор»: образ Матрёны, особенности жанра рассказа-притчи. Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа рассказа-притчи. Углубление понятия о жанре притчи | 11.05-14.05 |
|
98, 99 | Песни и романсы на стихи русских поэтов XIХ и ХХ веков | 11.05-14.05 |
|
100 КР7,8 | Контрольная работа за IV четверть по проблематике изученных произведений | 17.05-21.05 |
|
Из зарубежной литературы (2 часа) | |||
101 | У.Шекспир. «Гамлет»: образ главного героя, тема любви в трагедии (обзор с чтением отдельных сцен). Слово о поэте. Характеристика гуманизма эпохи Возрождения. Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гамлета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагедия как драматический жанр. Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой литературы. Шекспир и русская литература. | 17.05-21.05
|
|
102 | И.- В.Гёте. «Фауст»: сюжет и проблематика, идейный смысл трагедии (обзор с чтением отдельных сцен). Краткие сведения о жизни и творчестве Гёте. Характеристика особенностей эпохи Просвещения. Итоговый смысл великой трагедии — «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой». | 17.05-21.05
|
|
Итого: 102 часа |
| |
Перечень учебно-методического, материально-технического обеспечения
Мультимедийный компьютер
Мультимедиапроектор
Сканер.
Коровина В. Я., Журавлев В. П., Збарский И. С., Коровин В. И. Литература. 9 кл.: Учеб. В 2 ч. с прил. на электронном носителе (фонохрестоматия). — М.: Просвещение, 2014
Коровина В. Я., Коровин В. И., Збарский И. С. Читаем, думаем, спорим...: Дидактические материалы: 9 кл. — М.: Просвещение, 2004, 2009, 2010, 2012. Литература: 9 кл.: Хрест оматия / сост. В. Я. Кор овина, В. П. Жу равлев, В. И. Коро вин. — М.: Про све щение, 2007.
Журавлев В. П., Збарский И. С., Коровин В. И. Литература. 9 кл.: Учеб. В 2 ч. с прил. на электронном носителе (фонохрестоматия). — М.: Просвещение, 2012, 2013.
Коровина В. Я., Коровин В. И., Збарский И. С. Читаем, думаем, спорим...: Дидактические материалы: 9 кл. — М.: Просвещение, 2004, 2009, 2010, 2012. Литература: 9 кл.: Хрест оматия / сост. В. Я. Кор овина, В. П. Жу равлев, В. И. Коро вин. — М.: Про све щение, 2007.
Беляева Н. В., Ерёмина О. А. Уроки литературы в 9 класс е. Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 2013
www.wikipedia.ru Универсальная энциклопедия «Википедия».
www.krugosvet.ru Универсальная энциклопедия «Кругосвет».
www.rubricon.ru Энциклопедия «Рубрикон». www.slovari.ru Электронные словари.
www.gramota.ru Справочно-информационный интернет-портал «Русский язык».
www.feb-web.ru Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор».
www.myfhology.ru Мифологическая энциклопедия.
Диагностические материалы
Диагностические материалы для подготовки к ВПР, РДР, ОГЭ, ЕГЭ взяты с ресурса СтатГрад.
СОГЛАСОВАНО
Протокол №___ заседания кафедры
учителей русского языка и литературы
от «___» _______________2020 года
СОГЛАСОВАНО
Зам.директора по УМР________________
от «___» _______________2020 года
© 2020, Мирошниченко Ирина Михайловна 3032 73