Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа N6» г. Сасово Рязанской области
Рассмотрено на МО учителей Протокол №_____ От « » _______ 2021г. Руководитель МО _____________/Замотина О.В./ | Согласовано на МС школы Протокол №_____ От « » _______ 2021г. Председатель МС ___________/Чельманова И.Е./ | Утверждено Директор школы МБОУ СОШ №6 __________Габидулина Е.П. Приказ №_____ от « » _______ 2021г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
«Литература»
10 Б класс
Год разработки: 2021 г.
Срок реализации программы: 2021-2022 уч. год
Рабочая программа по литературе для 10 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта базового (профильного) уровня общего образования, утвержденного приказом МОиН РФ № 1897 от 17.12.2010 г., примерной программы основного общего образования по литературе, программы по литературе Г.С. Меркина, С.А. Зинина, В.А. Чалмаева для 5-11 классов общеобразовательной школы, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации (М.: Русское слово, 2011), рабочей программы воспитания МБОУ СОШ № 6.
Программу составила: Миллер Наталья Александровна
Педстаж 9 лет, первая квалификационная категория
г. Сасово
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 10 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта базового (профильного) уровня общего образования, утвержденного приказом МОиН РФ № 1897 от 17.12.2010 г., примерной программы основного общего образования по литературе, программы по литературе Г.С. Меркина, С.А. Зинина, В.А. Чалмаева для 5-11 классов общеобразовательной школы, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации (М.: Русское слово, 2011); рабочей программы воспитания МБОУ СОШ № 6, рассчитанной на 102 часа в год (3 часа в неделю).
Рабочая программа обеспечена учебно-методическим комплектом, используемым в соответствии с образовательной программой МБОУ СОШ № 6 перечнем, утвержденным приказом Минобрнауки РФ № 253 от 31.01.2014 г. Для реализации программы используются учебники: Сахаров В.И., Зинин С.А. Литература. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: В 2-х частях. ООО «ТИД «Русское слово-РС», 2019.
Рабочая программа рассчитана на реализацию за 102 часа (из расчёта 3 часа в неделю), из которых 12 часов отведено на развитие устной и письменной речи обучающихся. В течение учебного года возможна корректировка распределения часов по темам с учетом хода усвоения учебного материала обучающимися или в связи с другими объективными причинами.
Изучение литературы в 10 классе направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Цель литературного образования определяет характер конкретных задач, которые решаются на уроках литературы:
формирование представления о художественной литературе как искусстве слова и ее месте в культуре страны и народа;
осознание своеобразия и богатства литературы как искусства;
осваивание теоретических понятий, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений;
овладение знаниями и умениями аналитического характера и теми, которые связаны с развитием воссоздающего воображения и творческой деятельностью самого ученика;
использование различных форм общения с искусством слова для совершенствования собственной устной и письменной речи.
Выбор примерной программы мотивирован тем, что она
-соответствует стандарту основного общего образования по литературе;
-построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности;
-способствует развитию коммуникативной компетенции учащихся;
-обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию учащихся;
-сохраняет единое образовательное пространство, предоставляет широкие возможности для реализации.
Рабочая программа среднего (полного) общего образования сохраняет преемственность с рабочей программой для основной школы, опираясь на традицию рассмотрения художественного произведения как незаменимого источника мыслей и переживаний читателя, как основы эмоционального и интеллектуального развития личности школьника. Основными критериями отбора художественных произведений для изучения в школе являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.
В практику домашних заданий наряду с традиционными видами работы с текстом включены следующие: составление речевых, цитатных характеристик героев, хронологических таблиц, словарей персоналиев, подготовка эскизов театральных афиш, программ и др.
При планировании части уроков предусматривается использование ИКТ (электронные наглядные пособия, учебники и словари, виртуальные музейные экспозиции, электронные библиотеки и др.). Ресурсы электронных библиотек позволяют ликвидировать недостаток художественной литературы в школьной и районной библиотеках.
Уроки контроля представлены рядом зачетных уроков, на которых предполагается использование тестов (мини-тест, экспресс-тест, цифровой, по типу ЕГЭ с развернутым ответом), что будет способствовать подготовке учащихся к экзамену в форме ЕГЭ, например, развивать умения работать с различными типами тестовых заданий, умением отвечать на проблемные вопросы, анализировать произведения малых жанров.
В основу обучения будут положены деятельностный, практико-ориентированный и личностно-ориентированный подходы.
Преподавание ведется с использованием УМК В.И. Сахарова, С.А. Зинина.
Общая характеристика учебного курса
Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Учебный предмет «литература» - одна из важнейших частей образовательной области «филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.
Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и других) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления.
Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.
Современное школьное литературное образование выполняет важнейшие культуросберегающие, развивающие и воспитательные функции, являясь неотъемлемой частью общего процесса духовного развития нации. Золотой фонд русской классики, а также шедевры мировой литературы и по сей день остаются животворным источником познания мира и человека, своеобразным «культурным кодом», без которого невозможно полноценное «самостояние» личности. Не случайно в концептуальной части Федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе (2004) особое внимание уделено необходимости формирования у учащихся ценностных ориентиров, художественного вкуса, эстетических и творческих способностей. Решение этих важных задач требует сбалансированного, ориентированного на логику предмета подхода к планированию учебного материала.
Процесс усвоения теоретико-литературных явлений представлен в виде обогащения уже усвоенных в курсе основной школы понятий и одновременно с этим введения новейшей терминологии. Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению литературных произведений и теоретико-литературных понятий:
осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
выразительное чтение, заучивание наизусть, различные виды пересказа;
определение принадлежности литературного текста к тому или иному роду, жанру, художественному методу;
анализ текстов;
устные и письменные интерпретации художественных произведений;
выявление языковых средств художественной образности и их роль;
самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос;
участие в дискуссиях;
подготовка рефератов, докладов, учебно-исследовательских и проектных работ;
написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.
Содержательная сторона программы отражает необходимость рассмотрения всех основных потоков литературы XIX – XX веков как высокого патриотического и гуманистического единства. Любовь к России и человеку – вот главный нравственно-философский стержень курса, определяющий его образовательно-воспитательную ценность.
Структура программы старшей школы отражает принцип поступательности в развитии литературы и, в частности, преемственности литературных явлений, различного рода художественных взаимодействий (этот важный аспект изучения курса представлен рубрикой «Внутрипредметные связи»). Не менее важным и значимым является культуроведческий аспект рассмотрения литературных явлений (соответствующий материал содержится в рубрике «Межпредметные связи») Оптимальное соотношение обзорных и монографических тем позволяет на разных уровнях рассмотреть наиболее значительные явления того или иного историко-литературного периода.
Для реализации задач литературного образования изучение историко-литературного материала будет проводиться «линейно», что предполагает следование хронологии литературного процесса, и опираться на концепцию систематического и планомерного ознакомления учащихся с русской литературой XX века. Выбор писательских имен и произведений обусловлен их значимостью для отечественной и мировой культуры, масштабностью их дарований, что соответствует требованиям обязательного минимума содержания образовательной программы по литературе.
Культуроведческий аспект рассмотрения литературных явлений прослеживается в межпредметных связях с уроками истории (при изучении обзорных тем общественно-политической ситуации в стране в отдельные периоды), изобразительного искусства и музыки (при использовании наглядно-иллюстративных методов преподавания литературы); мировой художественной культуры.
МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Предполагаемый курс литературы в 10 классе рассчитан 102 часа (три часа в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
10 класс
Введение.
Введение. «Прекрасное начало…» (К истории русской литературы XIX века).
Из литературы 1-й половины XIX века
А.С. Пушкин.
Социально-историческая тема в лирике поэта. Ода «Вольность». Лирика «южного» и «михайловского» периодов. Анализ стихотворения «К морю» и др. «Я думал стихами…» Тема призвания поэта в лирике Пушкина («Пророк», «Поэт», «Поэт и толпа» и др.). Историческая и «частная» темы в поэме А.С.Пушкина «Медный всадник». Конфликт между интересами личности и государства в поэме «Медный всадник».
М.Ю. Лермонтов.
Особенности поэтического мира. Образ поэта в лирике М.Ю. Лермонтова и А.С. Пушкина (сравнительный анализ стихотворений «Пророк» и «Поэт»). «Когда
мне ангел изменил…» (Мотивы интимной лирики Лермонтова). «Я не унижусь пред тобою…», «Молитва» и др. Нравственно-философская проблематика поэмы «Демон».
Н.В. Гоголь.
Художественный мир Н.В. Гоголя. Художник и «страшный мир» в повести «Невский проспект». Проблематика и художественное своеобразие повести «Нос». Повторение и обобщение по теме «Из литературы 1-й половины XIX века». Зачетная работа по теме «Из литературы 1-й половины XIX века».
Из литературы 2-й половины XIX века
Социально-политическая ситуация в России 2-й половины XIX века. Литература и журналистика 50-80х г.г. XIX века.
Социально-политическая ситуация в России 2-й половины XIX века. Литература и журналистика 50-80х г.г. XIX века.
А.Н. Островский.
Жизненный и творческий путь. Пьеса «Свои люди – сочтемся!». Драма «Гроза». Мир города Калинова. Анализ экспозиции и образной системы. Катерина и Кабаниха: два полюса нравственного противостояния. Трагедия совести и ее разрешение в пьесе. Образ Катерины в свете критики. Роль второстепенных и внесценических персонажей в драме «Гроза» Образная символика и смысл названия драмы «Гроза».
И.А. Гончаров.
Личность и творчество. Роман «Обломов». Утро Обломова. К истокам обломовщины (глава «Сон Обломова»). Любовная тема в романе (Образы Ольги Ильинской и Агафьи Пшеницыной). Обломов и Штольц: два вектора русской жизни.
И.С. Тургенев. Жизненный и творческий путь И.С. Тургенева. Цикл «Записки охотника» (обзор). Знакомство с героями и эпохой в романе «Отцы и дети».
Мир «отцов» в романе. Нигилизм Базарова, его социальные и нравственно-философские истоки. Евгений Базаров: протагонист или антигерой?
Философские итоги романа. Смысл заглавия. Гимн вечной жизни: поэтика стихотворений в прозе Тургенева.
Н.Г. Чернышевский.
Личность Н.Г. Чернышевского и история создания романа «Что делать?» Дискуссия «Разумна ли теория «разумного эгоизма»?» Черты социальной утопии в романе. Анализ «Четвертого сна Веры Павловны».
Н.А. Некрасов.
Основные вехи жизни и творчества. Народные характеры и типы в лирике Некрасова («В дороге», «Огородник», «Тройка» и др.). Социальные и гражданские мотивы в лирике Некрасова («О погоде», «Поэт и гражданин», «Рыцарь на час», «Пророк» и др.) Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Жанр и проблематика. Господская и мужицкая Русь в поэме Некрасова. Анализ отдельных глав. Образы крестьянок в поэме. Женская доля на Руси. Фольклорные мотивы в поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». «Пел он воплощение счастия народного…»: образ Гриши Добросклонова.
Ф.И. Тютчев.
Жизнь и поэзия. Мир природы в лирике Тютчева («Не то, что мните вы, природа…», «Полдень», «Тени сизые смесились» и др.). Личность и мироздание в лирике Тютчева («Silentium!», «Певучесть есть в морских волнах…» и др.). Защита творческих проектов «Женщины в жизни Ф.И. Тютчева». «Умом Россию не понять». Патриотическая лирика Ф.И.Тютчева
А.А. Фет.
Жизнь и творчество. Природа и человек в лирике Фета («Заря прощается с землею…», «Это утро, радость эта…», «Учись у них – у дуба, у березы…» и др.). Тема любви в лирике А.А. Фета («Сияла ночь. Луной был полон сад…», «Я пришел к тебе с приветом…» и др.).
Н.С. Лесков.
Жизненный и творческий путь. Тема «очарованной души» в повести «Очарованный странник».
М. Е. Салтыков-Щедрин.
От Салтыкова к Щедрину. Жизнь и творчество великого сатирика. «История одного города». Образы градоначальников и проблема народа и власти в романе-летописи. Судьба глуповцев и проблема финала романа. Сатира на «хозяев жизни» в сказках Салтыкова-Щедрина («Дикий помещик», «Медведь на воеводстве», «Премудрый пескарь»).
А.К. Толстой
Интимная лирика А.К. Толстого («Средь шумного бала, случайно…», «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре…» и др.). А.К. Толстой. Мир природы в его лирике («Прозрачных облаков спокойной движенье…», «Когда природа вся трепещет и сияет…» и др.).
Л.Н. Толстой.
Жизненный и творческий путь Л.Н. Толстого. Жанрово-тематическое своеобразие романа-эпопеи «Война и мир». История создания романа-эпопеи «Война и мир». Жанрово-тематическое своеобразие. Испытание эпохой «поражений и срама». Тема истинного и псевдопатриотизма. Этапы духовного становления Андрея Болконского. Анализ избранных глав. Этапы духовного становления Пьера Безухова. Анализ избранных глав. «Мысль семейная» и её развитие в романе. Наташа Ростова и женские образы в романе. «Мысль народная» в романе. Анализ отдельных «военных» глав романа. Проблема личности в истории: Наполеон и Кутузов. Уроки Бородина. Анализ сцен сражения. Тихон Щербатый и Платон Каратаев как два типа народно-патриотического сознания. Нравственно-философские итоги романа. Подготовка к сочинению.
Ф.М. Достоевский.
Жизненный и творческий путь. Роман «Преступление и наказание». Авторский замысел. Образ Петербурга в романе. Мир «униженных и оскорбленных» в романе. Образ Раскольникова и тема «гордого человека» в романе. «Двойники» Раскольникова: теория в действии. Образы Лужина и Свидригайлова. Сонечка как нравственный идеал автора. Роман «Преступление и наказание»: за и против
А.П.Чехов.
Жизнь и творчество А.П. Чехова. Трагикомедия «футлярной» жизни («Человек в футляре», «Крыжовник»). Выбор доктора Старцева (Анализ рассказа «Ионыч»). Своеобразие образной системы и конфликта комедии «Вишневый сад». Образ сада и философская проблематика пьесы. Сложность и неоднозначность авторской позиции в произведении. Новаторство Чехова-драматурга.
Обобщение материала историко-литературного курса.
Обобщение материала историко-литературного курса. Что читать летом.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностными результатами учащихся при изучении предмета «Литература» являются:
совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
Метапредметными результатами учащихся при изучении предмета «Литература» являются:
умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметными результатами учащихся при изучении предмета «Литература» являются:
1) в познавательной сфере:
понимание ключевых проблем изученных произведений русской литературы, литературы народов России и зарубежной литературы;
понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать
его героев, сопоставлять его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе среднего (полного) общего образования являются:
• поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей
• сравнение, сопоставление, классификация, самостоятельное выполнение различных творческих работ
• способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде,
• осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.),
• владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей
• составление плана, тезисов, конспекта
• подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности
•использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных
• самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
В результате изучения литературы в 10 классе обучающийся должен знать /понимать
образную природу словесного искусства;
содержание изученных литературных произведений;
основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX—XX веков;
основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
основные теоретико-литературные понятия
уметь
воспроизводить содержание литературного произведения;
анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
определять род и жанр произведения;
сопоставлять литературные произведения;
выявлять авторскую позицию;
выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.
10 класс
Программно-методические материалы
Авторы программы: Г.С. Меркин, С.А.Зинин, В.А. Чалмаев, «Программа по литературе для 5 – 11 классов общеобразовательной школы»/ -6-е издание – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2012.
Учебник: Литература 10 класс В.И. Сахаров, С.А. Зинин – М.: «ТИД «Русское слово – РС», 2019
Почасовая сетка
Количество часов в неделю | Количество учебных недель | Всего часов в год |
3 часа | 34 | 102 часа |
Тематическое прохождение программы
Разделы программы | Кол-во часов | Контроль |
Введение | 1 | |
Из литературы первой половины XIX века | 13 | 3 |
Из литературы второй половины XIX века | 87 | 9 |
Обобщение материала | 1 | 1 |
Произведения для заучивания наизусть:
1. А.С. Пушкин Поэма «Медный всадник» (отрывок)
2. М.Ю. Лермонтов «Выхожу один я на дорогу…» (1841г.)
3. И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе (на выбор)
4. Ф.И. Тютчев (на выбор)
5. А.А. Фет (на выбор)
6. Н.А. Некрасов «Поэт и гражданин» (отрывок).
7. Н.А. Некрасов Поэма «Кому на Руси жить хорошо» (отрывок).
8. А. К. Толстой «Средь шумного бала, случайно…»
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Программный материал Тема урока | Дата | Предметные УУД | Метапредметные УУД | Опорные понятия | Домаш-нее задание |
План | Факт |
I полугодие (48 часов) |
Введение (1 ч) |
1 | Введение. К истории русской литературы ХIХ века. | | | понимать связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания | структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции | Историко-литературный процесс Вечные темы русской классики | |
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА (13 часов) |
Александр Сергеевич Пушкин (4 ч) |
2 | А. С. Пушкин. Стихотворения. Образно-тематическое богатство и художественное совершенство лирики. | | | понимать ключевые проблемы изученных произведений русской литературы уметь анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения | уметь самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов; | Философская лирика, поэма как лироэпический жанр | |
3 | Поэма «Медный всадник». Историческая и «частная» темы в поэме. Конфликт между интересами личности и государства. | | | Отрывок из поэмы наизусть |
4 | Образ стихии и его роль в авторской концепции истории. | | | |
5 | Развернутый ответ на вопрос: «В чем заключается принципиальная неразрешимость конфликта великого Петра и «бедного» Евгения? | | | Знать содержание изученных литературных произведений; самостоятельно искать ответ на проблемный вопрос. | структурировать материал | | Задание в группах: составление ментальной карты «Образ маленького человека литературе 19века». |
Михаил Юрьевич Лермонтов (4 ч) |
6 | М. Ю. Лермонтов. Стихотворения. Глубина философской проблематики и драматизм звучания лирики Лермонтова. Мотивы одиночества, неразделенной любви, невостребованности высокого поэтического дара. | | | уметь анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений определять в произведении элементы сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимать их роль в раскрытии идейно-художественного содержания произведения | понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы уметь работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. | Тематические жанры лирики, романтическая поэма, байронические мотивы и образы. | Прочитать поэму «Демон». Наизусть одно стихотворение на выбор. |
7 | Особенности богоборческой темы в поэме «Демон». | | | |
8 | Романтический колорит поэмы, ее образно-эмоциональная насыщенность. | | | Подготовиться к письменной работе. |
9 | Классное сочинение по творчеству М. Ю. Лермонтова. | | | анализировать и интерпретировать художественное произведение; анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения | подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции | | |
Николай Васильевич Гоголь (4 ч) |
10 | Н. В. Гоголь. Повести «Невский проспект», «Нос». Реальное и фантастическое в «Петербургских повестях». | | | понимать ключевые проблемы изученных произведений русской литературы; определять род и жанр произведения; сопоставлять литературные произведения; выявлять авторскую позицию | уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками | Ирония, гротеск, фантасмагория. | |
11 | Тема одиночества и затерянности «маленького человека» в большом городе. | | | |
12 | Ирония и гротеск как приемы авторского осмысления абсурдности существования человека в пошлом мире. | | | |
13 | Соединение трагического и комического в судьбе гоголевских героев. | | | |
14 | Обобщение изученного по разделу "Литература первой половины XIX века". Контрольное тестирование № 1 | | | понимать связь литературных произведений с эпохой их написания, выявлять заложенные в них вневременные, непреходящие нравственные ценности | структурировать материал | | Устные сообщения, защита ментальных карт |
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА (87 часов) Литература и журналистика 50-х – 80-х годов XIX века (2 ч) |
15 | Литература и журналистика 50-х – 80-х годов ХIХ века. | | | Знать новые типы героев и различные концепции обновления российской жизни. Устанавливать историко-биографические связи писателей эпохи. | структурировать материал | Литературный процесс, литературная критика. | |
16 | Социально-политическая ситуация в России второй половины XIX века. | | | Прочитать драму «Гроза». |
Александр Николаевич Островский (8 ч) |
17 | А. Н. Островский. Жизненный и творческий путь великого русского драматурга. | | | Подбор и обобщение дополнительного материала о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, его прототипах. | уметь самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов; умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности | | Описать уклад жизни в городе Калинове. |
18 | Изображение «затерянного мира» города Калинова в драме «Гроза». Тест. | | | уметь анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, характеризовать его героев, сопоставлять его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений определять в произведении элементы сюжета, композиции. | понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками | Семейно-бытовой конфликт, речевой жест, драма, ремарка, реплика. | Характеристика героев пьесы |
19 | Катерина и Кабаниха как два нравственных полюса народной жизни. | | | Характеристика Кабанихи и Катерины. |
20 | Трагедия совести и ее разрешение в пьесе. | | | |
21 | Роль второстепенных и внесценических персонажей. | | | Сообщение о смысле названия пьесы; о символах в драме. |
22 | Многозначность названия пьесы, символика деталей и специфика жанра. «Гроза» в русской критике. | | | определение изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа) | Совершенствование духовно-нравственных качеств личности | | Конспект статьи Добролюбова «Луч света в тёмном царстве».» |
23 | Русская критика о пьесе А.Н. Островского «Гроза». | | | Формирование представлений о нравственных ценностях гуманизма: добре и справедливости, самоотверженности, смелости | Умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различные источники информации | | Сбор материала к написанию сочинения по драме «Гроза» |
24 | Классное сочинение по пьесе А.Н. Островского «Гроза». | | | Уметь составлять план сочинения, подбирать цитаты; писать сочинения на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений | понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции | | |
Иван Александрович Гончаров (6 ч) |
25 | И. А. Гончаров. Личность и творчество. Роман «Обломов». | | | Подбор и обобщение дополнительного материала о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, его прототипах. | Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе | | |
26 | Быт и бытие Ильи Ильича Обломова. Внутренняя противоречивость натуры героя, ее соотнесенность с другими характерами. | | | уметь анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, характеризовать его героев, сопоставлять его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений определять в произведении элементы сюжета, композиции. | Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (Л) | Образная типизация, символика детали, роман, портрет героя, характеристика героя. | |
27 | Любовная история как этап внутреннего самоопределения героя. | | | |
28 | Образ Захара и его роль в характеристике «обломовщины». | | | |
29 | Роль детали в раскрытии психологии персонажей романа. Отражение в судьбе Обломова глубинных сдвигов русской жизни. | | | Сообщение на тему роман «Обломов» в русской критике. |
30 | Роман «Обломов» в русской критике (Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.В. Дружинин). | | | Онегин и Печорин как литературные предшественники Обломова. И.С. Тургенев и Л.Н. Толстой о романе «Обломов». | Умение понимать проблему, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различные источники информации | | Домашнее сочинение № 1 |
Иван Сергеевич Тургенев (8 ч) |
31 | И. С. Тургенев. Яркость и многообразие народных типов в рассказах цикла «Записки охотника». Отражение различных начал русской жизни, внутренняя красота и духовная мощь русского человека как центральная тема цикла. | | | Подбор и обобщение дополнительного материала о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, его прототипах. | Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе | | Наизусть стихотворение в прозе (на выбор). |
32 | Стихотворения в прозе, их художественная выразительность, лаконизм и философская насыщенность. | | | Композиционный анализ, характеристика героев романа |
33 | «Отцы и дети». Отражение в романе проблем эпохи. Противостояние двух поколений русской интеллигенции как главный «нерв» тургеневского повествования. | | | уметь анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, характеризовать его героев, сопоставлять его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений определять в произведении элементы сюжета, композиции. | Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам | Социально-психологический роман; принцип «тайной психологии» в изображении внутреннего мира героев; роман, пейзаж, портрет героя. | |
34 | Нигилизм Базарова, его социальные и нравственно-философские истоки. Базаров и Аркадий. | | | |
35 | Черты «увядающей аристократии» в образах братьев Кирсановых. | | | |
36 | Любовная линия в романе и ее место в произведении. Философские итоги романа, смысл названия. Русская критика о романе и его герое. | | | Конспект фрагментов статьи Д.И. Писарева «Базаров»Подготовиться к сочинению. |
37 | Контрольное классное сочинение № 1 по творчеству И. С. Тургенева. | | | Уметь составлять план сочинения, подбирать цитаты; писать сочинения на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений | Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации | | |
38 | Контрольное классное сочинение № 1 по творчеству И.С. Тургенева. | | | Уметь составлять план сочинения, подбирать цитаты; писать сочинения на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений | Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации | | . |
Николай Гаврилович Чернышевский (4 ч) 38 Сочинение по творчеству И. С. Тургенева. 03.12 04.12 |
39 | Роман «Что делать?» (обзор). «Что делать?» Н.Г. Чернышевского как полемический отклик на роман И.С. Тургенева «Отцы и дети». | | | Подбор и обобщение дополнительного материала о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, его прототипах. уметь анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, характеризовать его героев. | Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам | Идеологический роман, литературная утопия, ложная интрига, портрет героя, характеристика героя. | |
40 | «Новые люди» и теория «разумного эгоизма» как важнейшие составляющие авторской концепции переустройства России. | | | |
41 | Глава «Четвертый сон Веры Павловны» в контексте общего звучания произведения. | | | Самостоятельный анализ эпизода |
42 | Образное и сюжетное своеобразие «идеологического» романа Чернышевского. | | | определять в произведении элементы сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимать их роль в раскрытии идейно-художественного содержания произведения | Уметь самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов (Р) | | Подготовить сообщения на тему «Роман «Что делать?» и революционно-демократическое движение в России». |
Николай Алексеевич Некрасов (9 ч) |
43 | Н.А. Некрасов. Стихотворения («Тройка», «В дороге»). Судьбы простых людей и общенациональная идея в лирике Некрасова разных лет. | | | умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения Составление плана анализа лирического стихотворения. Определение жанра, основной темы и настроения лирического героя. Наблюдения над особенностями лексики и поэтического синтаксиса. Объяснение смысла отдельных строк лирического произведения. | формирование нравственных чувств и нравственного поведения; понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса; понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений | Народность литературного творчества, демократизация поэтического языка, тропы, фольклорные мотивы, стихотворный размер, поэма-эпопея, портрет героя, речевая характеристика героя. | |
44 | «Муза мести и печали» в лирике Н. А. Некрасова (Блажен незлобивый поэт…», «Вчерашний день, часу в шестом…» и др.) | | | Наизусть отрывок из стихотворения «Поэт и гражданин». |
45 | Лирический эпос как форма объективного изображения народной жизни в творчестве поэта. Гражданские мотивы в некрасовской лирике. | | | Прочитать поэму «Кому на Руси жить хорошо». |
46 | Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Отражение в поэме коренных сдвигов в русской жизни. | | | |
47 | Сказочно-мифологические приемы построения сюжета поэмы и мотив правдоискательства | | | |
48 | Представители помещичьей Руси в поэме (образы Оболт-Оболдуева, князя Утятина и др.). Стихия народной жизни и ее яркие представители (Яким Нагой, Ермил Гирин, дед Савелий и др.). | | | |
II полугодие (54 часа) |
49 | Тема женской доли и образ Матрены Корчагиной в поэме. Проблема счастья и ее решение в поэме. | | | понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения | самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос | | Наизусть отрывок из поэмы «Кому на Руси жить хорошо». |
50 | Роль вставных сюжетов в поэме (легенды, притчи, и т.п.). Образ Гриши Добросклонова, его идейно-композиционное звучание. | | | анализировать особенности лексики и поэтического синтаксиса. Объяснять роль вставных сюжетов в произведения. | Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе | | Подготовиться к сочинению. |
51 | Классное сочинение по поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». | | | Писать сочинения на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений | Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации | | Сообщения о Ф. И. Тютчеве. |
Федор Иванович Тютчев (3 ч) |
52 | Мыслящая поэзия Ф.И. Тютчева, её философская глубина и образная насыщенность. Развитие традиций русской романтической лирики в творчестве поэта. | | | умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения Составление плана анализа лирического стихотворения. Определение жанра, основной темы и настроения лирического героя. Наблюдения над особенностями лексики и поэтического синтаксиса. Объяснение смысла отдельных строк лирического произведения. | формирование нравственных чувств и нравственного поведения; понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса; понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений | Интеллектуальная лирика, лирическая миниатюра, тропы (развитие представлений). | |
53 | Природа, человек, Вселенная как главные объекты художественного постижения в лирике Тютчева. («И ропщет мыслящий тростник…», «Silentium!», «Певучесть есть в морских волнах…»). | | | Наизусть, анализ одного стихотворения из «Денисьевского цикла». |
54 | Тема величия России, её судьбоносной роли в мировой истории. («Цицерон», «Умом Россию не понять…»). Драматизм звучания любовной лирики поэта. («О, как убийственно мы любим», «Нам не дано предугадать…»). | | | Сообщения об А.А. Фете. |
Афанасий Афанасьевич Фет (5 ч) |
55 | А. А. Фет. Эмоциональная глубина и образно-стилистическое богатство лирики поэта. | | | умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения Составление плана анализа лирического стихотворения. Определение жанра, основной темы и настроения лирического героя. Наблюдения над особенностями лексики и поэтического синтаксиса. Объяснение смысла отдельных строк лирического произведения | формирование нравственных чувств и нравственного поведения; понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса; понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений | Лирический образ-переживание, поэтический синтаксис, лирическая исповедальность, размер стиха, ритм. Музыкально-мелодический принцип организации стиха и роль звукописи в лирике поэта. | |
56 | «Культ мгновенья» в творчестве поэта. Яркость и осязаемость пейзажа, гармоничность слияния человека и природы. («Шепот, робкое дыханье…», «На заре ты ее не буди…») | | | Анализ стихотворения «На заре ты ее не буди…» |
57 | Красота и поэтичность любовного чувства в интимной лирике А. А. Фета. («Сияла ночь. Луной был полон сад…», «Я пришел к тебе с приветом…») | | | Наизусть (на выбор). |
58 | Служение гармонии и красоте окружающего мира как творческая задача Фета-художника. («Одним толчком согнать ладью живую...» и др.) | | | |
59 | Контрольное тестирование № 2 по творчеству Н.А. Некрасова, Ф. И. Тютчева и А. А. Фета. | | | письменно интерпретировать художественное произведение; выявлять языковых средств художественной образности и их роль | Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации | | Сообщения о Лескове. Стр. 52-63, прочитать. |
Николай Семенович Лесков (4 ч) |
60 | Н.С. Лесков. Повесть «Очарованный странник». Стремление Лескова к созданию «монографий» народных типов. | | | Подбор и обобщение дополнительного материала о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, его прототипах. Уметь анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, характеризовать его героев | Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам | Литературный сказ, жанр путешествия, литературный тип, фольклорные традиции. | |
61 | Образ Ивана Флягина и национальный колорит повести. «Очарованность» героя, его богатырство, духовная восприимчивость и стремление к подвигам. | | | |
62 | Соединение святости и греховности, наивности и душевной глубины в русском национальном характере. | | | |
63 | Сказовый характер повествования, стилистическая и языковая яркость повести. | | | определять в произведении элементы сюжета, композиции; изобразительно-выразительных средств языка, понимать их роль в раскрытии идейно-художественного содержания произведения | использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.). | | Домашнее сочинение № 2 |
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (6 ч) |
64 | М.Е. Салтыков-Щедрин «Сказки для детей изрядного возраста» как вершинный жанр в творчестве Щедрина-сатирика. | | | Подбор и обобщение дополнительного материала о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, его прототипах. Уметь анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, характеризовать его героев | Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам | Сарказм, ирония, гротеск, сатирическая литературная сказка. | |
65 | Сатирическое осмысление проблем государственной власти, помещичьих нравов, народного сознания в сказках Салтыкова-Щедрина «Медведь на воеводстве», «Дикий помещик». | | | |
66 | Развенчание обывательской психологии, рабского начала в человеке («Премудрый пескарь», «Богатырь»). | | | |
67 68 | Приемы сатирического воссоздания действительности в щедринских сказках (фольклорная стилизация, гипербола, гротеск, эзопов язык). | | | |
69 | Соотношение идеала и действительности в сатире М.Е. Салтыкова-Щедрина. Тестирование | | | |
Алексей Константинович Толстой (3 ч) |
70 | Исповедальность и лирическая проникновенность поэзии А.К. Толстого. Жанрово-тематическое богатство творчества: многообразие лирических мотивов, обращение к историческому песенному фольклору и политической сатире. | | | понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения анализировать особенности лексики и поэтического синтаксиса | формирование нравственных чувств и нравственного поведения; понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса; понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений | Лирика позднего романтизма, историческая поэзия. | |
71 | Радость слияния человека с природой как основной мотив «пейзажной» лирики поэта. («Прозрачных облаков спокойное движенье…», «Когда природа вся трепещет и сияет…» и др.) | | | |
72 | Романтический колорит интимной лирики поэта, отражение в ней идеальных устремлений художника. («Коль любить, так безрассудку…», «Средь шумного бала, случайно…», «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре…»). | | | Анализ одного романтического стихотворения. |
Лев Николаевич Толстой (14 ч) |
73 | Л.Н. Толстой. Роман «Война и мир». Жанрово- тематическое своеобразие романа-эпопеи: масштабность, переплетение различных сюжетных линий. | | | уметь анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, характеризовать его героев, сопоставлять его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений определять в произведении элементы сюжета, композиции. | совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов; использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы). | Роман-эпопея, «диалектика души», историко-философская концепция. | |
74 | Художественно-философское осмысление сущности войны в романе. Патриотизм скромных тружеников войны и псевдопатриотизм «военных трутней». | | | |
75 | Критическое изображение высшего света в романе, противопоставление мертвенности светских отношений «диалектике души» любимых героев автора. | | | Характеристика героев, представителей высшего света. |
76 | Этапы духовного самосовершенствования Андрея Болконского и Пьера Безухова. | | | |
77 | Сложность и противоречивость жизненного пути героев. | | | |
78 | «Мысль семейная» и её развитие в романе: семьи Болконских и Ростовых и семьи-имитации (Берги, Друбецкие, Курагины...) | | | |
79 | Черты нравственного идеала автора в образах Наташи Ростовой и Марии Болконской. | | | Характеристика Наташи Ростовой и Марии Болконской. |
80 | «Мысль народная» как идейно-художественная основа толстовского эпоса. | | | приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры; понимание ключевых проблем изученных произведений русской литературы, литературы народов России и зарубежной литературы; понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания; | Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам | | |
81 | Противопоставление образов Кутузова и Наполеона в свете авторской концепции личности в истории. | | | |
82 | Феномен «общей жизни» и образ «дубины народной войны» в романе. | | | Сообщения о Тихоне Щербатом и Платоне Каратаеве. |
83 | Тихон Щербатый и Платон Каратаев как два типа народно-патриотического сознания. | | | . |
84 | Значение романа-эпопеи Толстого для развития русской реалистической литературы. | | | Подготовиться к сочинению. |
85 86 | Классное контрольное сочинение № 2 по роману Л.Н. Толстого «Война и мир». | | | Писать сочинения на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений (самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос) | Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации | | |
Федор Михайлович Достоевский (8 ч) |
87 | Ф. М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание». Эпоха кризиса в «зеркале» идеологического романа. | | | уметь анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, характеризовать его героев, сопоставлять его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений определять в произведении элементы сюжета, композиции. | совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов; использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы). | Идеологический роман, полифония, герой-идея, герои-двойники, характеристика героя, роль сновидений в тексте. | |
88 | Образ Петербурга и средства его воссоздания в романе. Мир «униженных и оскорбленных» и бунт личности против жестоких законов социума. | | | Характеристика Раскольникова. |
89 | Образ Раскольникова и тема «гордого человека» в романе. | | | |
90 | Теория Раскольникова и идейные «двойники» героя (Лужин, Свидригайлов и др.). | | | |
91 | Принцип полифонии в решении философской проблематики романа. Сны героя как средство его внутреннего самораскрытия. | | | |
92 | Раскольников и «вечная Сонечка». Нравственно-философский смысл преступления и наказания Родиона Раскольникова. | | | |
93 | Роль эпилога в раскрытии авторской позиции в романе. | | | |
94 | Классное сочинение по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». | | | Писать сочинения на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений (самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос) | Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации | | |
|
95 | А.П. Чехов. Разведение понятий «быт» и «бытие» в прозе писателя. | | | уметь анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, характеризовать его героев, сопоставлять его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений определять в произведении элементы сюжета, композиции. | Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам | Чеховский сюжет, чеховская деталь, «бессюжетное» действие, подтекст, лирическая комедия, символическая деталь, чеховская ремарка. | |
96 | Образы «футлярных» людей в чеховских рассказах и проблема «самостояния» человека в мире жестокости и пошлости. Рассказы «Человек в футляре», «Студент», «Ионыч». | | | |
97 | Лаконизм, выразительность художественной детали, глубина психологического анализа как отличительные черты чеховской прозы. | | | |
98 | Новаторство Чехова-драматурга. Соотношение внешнего и внутреннего сюжетов в комедии «Вишневый сад». | | | |
99 | Лирическое и драматическое начала в пьесе. Фигуры героев- «недотеп» и символический образ сада. Роль второстепенных и внесценических персонажей в комедии. | | | |
100 | Функция ремарок, звука и цвета в «Вишневом саде». | | | |
101 | Сложность и неоднозначность авторской позиции в произведении. | | | | | | Развернутый ответ на вопрос. |
Обобщение пройденного материала (1 ч) |
102 | Обобщение материала историко-литературного курса. Контрольное тестирование № 3 | | | Знать содержание изученных литературных произведений | структурировать материал | | |
Итого: 102 часа
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | ТЕМА | Форма контроля | Дата |
План | Факт |
I полугодие (48 часов) Введение (1 ч) |
1. | К истории русской литературы ХIХ века. | | | |
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА (13 часов) Александр Сергеевич Пушкин (4 ч) |
2. | А. С. Пушкин. Стихотворения. Образно-тематическое богатство и художественное совершенство лирики. | | | |
3. | Поэма «Медный всадник». Историческая и «частная» темы в поэме. Конфликт между интересами личности и государства. | | | |
4. | Образ стихии и его роль в авторской концепции истории. | | | |
5. | Развернутый ответ на вопрос: «В чем заключается принципиальная неразрешимость конфликта великого Петра и «бедного» Евгения? | | | |
Михаил Юрьевич Лермонтов (4 ч) |
6. | М. Ю. Лермонтов. Стихотворения. Глубина философской проблематики и драматизм звучания лирики Лермонтова. Мотивы одиночества, неразделенной любви, невостребованности высокого поэтического дара. | | | |
7. | Особенности богоборческой темы в поэме «Демон». | | | |
8 | Романтический колорит поэмы, ее образно-эмоциональная насыщенность. | | | |
9 | Классное сочинение по творчеству М. Ю. Лермонтова. | | | |
Николай Васильевич Гоголь (4 ч) |
10 | Н. В. Гоголь. Повести «Невский проспект», «Нос». Реальное и фантастическое в «Петербургских повестях». | | | |
11 | Тема одиночества и затерянности «маленького человека» в большом городе. | | | |
12 | Ирония и гротеск как приемы авторского осмысления абсурдности существования человека в пошлом мире. | | | |
13 | Соединение трагического и комического в судьбе гоголевских героев. | | | |
14 | Обобщение изученного по разделу "Литература первой половины XIX века". Контрольное тестирование № 1 | | | |
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА (87 часов) Литература и журналистика 50-х – 80-х годов XIX века (2 ч) |
15 | Литература и журналистика 50-х – 80-х годов ХIХ века. | | | |
16 | Социально-политическая ситуация в России второй половины XIX века. | | | |
Александр Николаевич Островский (8 ч) |
17 | А. Н. Островский. Жизненный и творческий путь великого русского драматурга. | | | |
18 | Изображение «затерянного мира» города Калинова в драме «Гроза». Тест. | | | |
19 | Катерина и Кабаниха как два нравственных полюса народной жизни. | | | |
20 | Трагедия совести и ее разрешение в пьесе. | | | |
21 | Роль второстепенных и внесценических персонажей. | | | |
22 | Многозначность названия пьесы, символика деталей и специфика жанра. «Гроза» в русской критике. | | | |
23 | Русская критика о пьесе А.Н. Островского «Гроза». | | | |
24. | Классное сочинение по пьесе А.Н. Островского «Гроза». | | | |
Иван Александрович Гончаров (6 ч) |
25 | И. А. Гончаров. Личность и творчество. Роман «Обломов». | | | |
26 | Быт и бытие Ильи Ильича Обломова. Внутренняя противоречивость натуры героя, ее соотнесенность с другими характерами. | | | |
27 | Любовная история как этап внутреннего самоопределения героя. | | | |
28 | Образ Захара и его роль в характеристике «обломовщины». | | | |
29 | Роль детали в раскрытии психологии персонажей романа. Отражение в судьбе Обломова глубинных сдвигов русской жизни. | | | |
30 | Роман «Обломов» в русской критике (Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.В. Дружинин). | | | |
Иван Сергеевич Тургенев (8 ч) |
31 | И. С. Тургенев. Яркость и многообразие народных типов в рассказах цикла «Записки охотника». Отражение различных начал русской жизни, внутренняя красота и духовная мощь русского человека как центральная тема цикла. | | | |
32 | Стихотворения в прозе, их художественная выразительность, лаконизм и философская насыщенность. | | | |
33 | «Отцы и дети». Отражение в романе проблем эпохи. Противостояние двух поколений русской интеллигенции как главный «нерв» тургеневского повествования. | | | |
34 | Нигилизм Базарова, его социальные и нравственно-философские истоки. Базаров и Аркадий. | | | |
35 | Черты «увядающей аристократии» в образах братьев Кирсановых. | | | |
36 | Любовная линия в романе и ее место в произведении. Философские итоги романа, смысл названия. Русская критика о романе и его герое. | | | |
37 | Контрольное классное сочинение № 1 по творчеству И. С. Тургенева. | | | |
38 | Контрольное классное сочинение № 1 по творчеству И.С. Тургенева. | | | |
Николай Гаврилович Чернышевский (4 ч) |
39 | Роман «Что делать?» (обзор). «Что делать?» Н.Г. Чернышевского как полемический отклик на роман И.С. Тургенева «Отцы и дети». | | | |
40 | «Новые люди» и теория «разумного эгоизма» как важнейшие составляющие авторской концепции переустройства России. | | | |
41 | Глава «Четвертый сон Веры Павловны» в контексте общего звучания произведения. | | | |
42 | Образное и сюжетное своеобразие «идеологического» романа Чернышевского. | | | |
Николай Алексеевич Некрасов (9 ч) |
43 | Н.А. Некрасов. Стихотворения («Тройка», «В дороге»). Судьбы простых людей и общенациональная идея в лирике Некрасова разных лет. | | | |
44 | «Муза мести и печали» в лирике Н. А. Некрасова (Блажен незлобивый поэт…», «Вчерашний день, часу в шестом…» и др.) | | | |
45 | Лирический эпос как форма объективного изображения народной жизни в творчестве поэта. Гражданские мотивы в некрасовской лирике. | | | |
46 | Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Отражение в поэме коренных сдвигов в русской жизни. | | | |
47 | Сказочно-мифологические приемы построения сюжета поэмы и мотив правдоискательства | | | |
48 | Представители помещичьей Руси в поэме (образы Оболт-Оболдуева, князя Утятина и др.). Стихия народной жизни и ее яркие представители (Яким Нагой, Ермил Гирин, дед Савелий и др.). | | | |
II полугодие (54 часа) |
49 | Тема женской доли и образ Матрены Корчагиной в поэме. Проблема счастья и ее решение в поэме. | | | |
50 | Роль вставных сюжетов в поэме (легенды, притчи, и т.п.). Образ Гриши Добросклонова, его идейно-композиционное звучание. | | | |
51 | Классное сочинение по поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». | | | |
Федор Иванович Тютчев (3 ч) |
52 | Мыслящая поэзия Ф.И. Тютчева, её философская глубина и образная насыщенность. Развитие традиций русской романтической лирики в творчестве поэта. | | | |
53 | Природа, человек, Вселенная как главные объекты художественного постижения в лирике Тютчева. («И ропщет мыслящий тростник…», «Silentium!», «Певучесть есть в морских волнах…»). | | | |
54 | Тема величия России, её судьбоносной роли в мировой истории. («Цицерон», «Умом Россию не понять…»). Драматизм звучания любовной лирики поэта. («О, как убийственно мы любим», «Нам не дано предугадать…»). | | | |
Афанасий Афанасьевич Фет (5 ч) |
55 | А. А. Фет. Эмоциональная глубина и образно-стилистическое богатство лирики поэта. | | | |
56 | «Культ мгновенья» в творчестве поэта. Яркость и осязаемость пейзажа, гармоничность слияния человека и природы. («Шепот, робкое дыханье…», «На заре ты ее не буди…») | | | |
57 | Красота и поэтичность любовного чувства в интимной лирике А. А. Фета. («Сияла ночь. Луной был полон сад…», «Я пришел к тебе с приветом…») | | | |
58 | Служение гармонии и красоте окружающего мира как творческая задача Фета-художника. («Одним толчком согнать ладью живую...» и др.) | | | |
59 | Контрольное тестирование № 2 по творчеству Н.А. Некрасова,Ф. И. Тютчева и А. А. Фета. | | | |
Николай Семенович Лесков (4 ч) |
60 | Н.С. Лесков. Повесть «Очарованный странник». Стремление Лескова к созданию «монографий» народных типов. | | | |
61 | Образ Ивана Флягина и национальный колорит повести. «Очарованность» героя, его богатырство, духовная восприимчивость и стремление к подвигам. | | | |
62 | Соединение святости и греховности, наивности и душевной глубины в русском национальном характере. | | | |
63 | Сказовый характер повествования, стилистическая и языковая яркость повести. | | | |
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (6 ч) |
64 | М.Е. Салтыков-Щедрин «Сказки для детей изрядного возраста» как вершинный жанр в творчестве Щедрина-сатирика. | | | |
65 | Сатирическое осмысление проблем государственной власти, помещичьих нравов, народного сознания в сказках Салтыкова-Щедрина «Медведь на воеводстве», «Дикий помещик». | | | |
66 | Развенчание обывательской психологии, рабского начала в человеке («Премудрый пескарь», «Богатырь»). | | | |
67 | Приемы сатирического воссоздания действительности в щедринских сказках (фольклорная стилизация, гипербола, гротеск, эзопов язык). | | | |
68 | Приемы сатирического воссоздания действительности в щедринских сказках (фольклорная стилизация, гипербола, гротеск, эзопов язык). | Тест на восприятие | | |
69. | Соотношение идеала и действительности в сатире М.Е. Салтыкова-Щедрина. Тестирование | Викторина | | |
Алексей Константинович Толстой (3 ч) |
70 | Исповедальность и лирическая проникновенность поэзии А.К. Толстого. Жанрово-тематическое богатство творчества: многообразие лирических мотивов, обращение к историческому песенному фольклору и политической сатире. | | | |
71 | Радость слияния человека с природой как основной мотив «пейзажной» лирики поэта. («Прозрачных облаков спокойное движенье…», «Когда природа вся трепещет и сияет…» и др.) | | | |
72 | Романтический колорит интимной лирики поэта, отражение в ней идеальных устремлений художника. («Коль любить, так безрассудку…», «Средь шумного бала, случайно…», «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре…»). | | | |
Лев Николаевич Толстой (14 ч) |
73 | Л.Н. Толстой. Роман «Война и мир». Жанрово- тематическое своеобразие романа-эпопеи: масштабность, переплетение различных сюжетных линий. | | | |
74 | Художественно-философское осмысление сущности войны в романе. Патриотизм скромных тружеников войны и псевдопатриотизм «военных трутней». | | | |
75 | Критическое изображение высшего света в романе, противопоставление мертвенности светских отношений «диалектике души» любимых героев автора. | | | |
76 | Этапы духовного самосовершенствования Андрея Болконского и Пьера Безухова. | | | |
77 | Сложность и противоречивость жизненного пути героев. | | | |
78 | «Мысль семейная» и её развитие в романе: семьи Болконских и Ростовых и семьи-имитации (Берги, Друбецкие, Курагины...) | | | |
79 | Черты нравственного идеала автора в образах Наташи Ростовой и Марии Болконской. | | | |
80 | «Мысль народная» как идейно-художественная основа толстовского эпоса. | | | |
81 | Противопоставление образов Кутузова и Наполеона в свете авторской концепции личности в истории. | | | |
82 | Феномен «общей жизни» и образ «дубины народной войны» в романе. | | | |
83 | Тихон Щербатый и Платон Каратаев как два типа народно-патриотического сознания. | | | |
84 | Значение романа-эпопеи Толстого для развития русской реалистической литературы. | | | |
85 | Классное контрольное сочинение № 2 по роману Л.Н. Толстого «Война и мир». | | | |
86 | Классное контрольное сочинение № 2 по роману Л.Н. Толстого «Война и мир». | | | |
Федор Михайлович Достоевский (8 ч) |
87 | Ф. М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание». Эпоха кризиса в «зеркале» идеологического романа. | | | |
88 | Образ Петербурга и средства его воссоздания в романе. Мир «униженных и оскорбленных» и бунт личности против жестоких законов социума. | | | |
89 | Образ Раскольникова и тема «гордого человека» в романе. | | | |
90 | Теория Раскольникова и идейные «двойники» героя (Лужин, Свидригайлов и др.). | | | |
91 | Принцип полифонии в решении философской проблематики романа. Сны героя как средство его внутреннего самораскрытия. | | | |
92 | Раскольников и «вечная Сонечка». Нравственно-философский смысл преступления и наказания Родиона Раскольникова. | | | |
93 | Роль эпилога в раскрытии авторской позиции в романе. | | | |
94 | Классное сочинение по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». | | | |
АНТОН ПАВЛОВИЧ ЧЕХОВ (7 Ч) |
95 | А.П. Чехов. Разведение понятий «быт» и «бытие» в прозе писателя. | | | |
96 | Образы «футлярных» людей в чеховских рассказах, и проблема «самостояния» человека в мире жестокости и пошлости. Рассказы «Человек в футляре», «Студент», «Ионыч». | | | |
97 | Лаконизм, выразительность художественной детали, глубина психологического анализа как отличительные черты чеховской прозы. | | | |
98 | Новаторство Чехова-драматурга. Соотношение внешнего и внутреннего сюжетов в комедии «Вишневый сад». | | | |
99 | Лирическое и драматическое начала в пьесе. Фигуры героев- «недотеп» и символический образ сада. Роль второстепенных и внесценических персонажей в комедии. | | | |
100 | Функция ремарок, звука и цвета в «Вишневом саде». | | | |
101 | Сложность и неоднозначность авторской позиции в произведении. | | | |
Обобщение пройденного материала (1 ч) |
102 | Обобщение материала историко-литературного курса. Контрольное тестирование № 3 | | | |
ИТОГО: 102 ЧАСА