СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе для 10 класса

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа 10 класса максимально учитывает требования Федерального компонента государственного стандарта общего образования, опирается на концепцию систематического и планомерного ознакомления учащихся с русской литературой ( от преданий, фольклора, древнерусской литературы до  литературы  ХХ века), чётко ориентирована на последовательное углубление усвоения литературных текстов, понимание и осмысление развития творческого пути каждого писателя и развития литературы в целом, формирование умений и навыков, необходимых каждому грамотному читателю.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе для 10 класса»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №44 им. Деева В.Н.

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

на заседании кафедры русского языка и литературы

Руководитель кафедры

____________Молчанова Т.С.

Протокол №___ «___ » августа 2013г.

Заместитель директора по УВР


__________ М.Л.Ермолаева

«___» августа 2013г.

Директор МБОУ гимназии №44


_________Л.С. Жуковская-Латышева

Приказ №___от « ___»_______2013г.



Рабочая программа

Наименование учебного предмета Литература

Класс 10Л

Уровень среднее полное общее образование

Учитель Молчанова Т.С.

Срок реализации программы, учебный год 2013-2014 учебный год

Количество часов по учебному плану всего 102 часа в год; в неделю 3 часа

Планирование составлено на основе_ «Примерной программы основного общего образования по литературе и программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы». Авторы-составители Г. С. Меркин, С. И. Зинин, В. А. Чалмаев – М.: «Русское слово», 2008 г.

Учебник «Литература». 10 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2 ч. / Авт.-сост. В.И.Сахаров, С.А.Зинин. – 7-е изд., – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2011.

(название, автор, год издания, кем рекомендовано)

Рабочую программу составила __________________________ Молчанова Т.С.

подпись расшифровка подписи



Пояснительная записка

Общая характеристика учебного предмета

Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

В Концепции модернизации российского образования ос­новная цель, стоящая перед современной школой, определяет­ся так: «Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответ­ственности обучающихся, т. е. ключевые компетенции, опре­деляющие современное качество содержания образования». Речь идет не только об усвоении учащимися определенной суммы знаний, но и о развитии личности, познавательных и творческих способностей. В этих условиях основными подхо­дами к преподаванию литературы в школе являются деятельностный, культуроведческий, практико-ориентированный и личностно ориентированный подходы, что определяет соот­ветствующие требования к содержанию и методическому аппарату учебно-методических комплектов (УМК).

Программа 10 класса максимально учитывает требования Федерального компонента государственного стандарта общего образования, опирается на концепцию систематического и планомерного ознакомления учащихся с русской литературой ( от преданий, фольклора, древнерусской литературы до литературы ХХ века), чётко ориентирована на последовательное углубление усвоения литературных текстов, понимание и осмысление развития творческого пути каждого писателя и развития литературы в целом, формирование умений и навыков, необходимых каждому грамотному читателю.

В старших классах происходит обогащение, «наращивание» усвоенных в курсе основной школы понятий и одновременно с этим введение новейшей терминологии, соответствующей задаче профилизации старшей школы, её ориентированности на углублённое изучение предмета (например, понятия «карнавальный смех», «литературная антиутопия» и т.д.). В программе 10 класса основной корпус теоретико- литературных сведений представлен рубрикой «Опорные понятия», сопровождающей каждый из «персональных разделов» курса.

Изучение курса литературы в 10 классе являет собой завершающий этап школьного литературного образования. Вместе с тем это лишь определённая фаза формирования духовной и эстетической зрелости юного читателя – процесса, не прекращающегося с окончанием школы. Исходя из этого, следует выделить основные структурно-содержательные параметры и методологические принципы, положенные в основу программы.

В целях обеспечения последовательного, систематического изложения материала курс построен на историко-литературной основе, что предполагает следование хронологии литературного процесса. Выбор писательских имён и произведений обусловлен их значимостью для отечественной и мировой культуры, масштабностью их дарований, что соответствует требованиям обязательного минимума содержания основных образовательных программ по предмету.

Структура программы 10 класса отражает принцип поступательности в развитии литературы и, в частности, преемственности литературных явлений, различного рода художественных взаимодействий (этот важный аспект изучения курса представлен рубрикой «Внутрипредметные связи»). Не менее важным и значимым является культуроведческий аспект рассмотрения литературных явлений (соответствующий материал содержится в рубрике «Межпредметные связи»). Оптимальное соотношение обзорных и монографических тем позволяет на разных уровнях рассмотреть наиболее значительные явления того или иного историко-литературного периода. Применительно к русской литературе ХIХ века авторы стремились к наиболее широкому освещению литературного процесса второй половины столетия (творчество А.Н.Островского, И.А.Гончарова, И.С.Тургенева, Н.А.Некрасова, Л.Н.Толстого, Ф.М.Достоевского и др.). Литература первой половины ХIХ века представлена в начале курса обзором творчества ведущих русских классиков, углубляющим и расширяющим курс 9 класса (о принципах программного сопряжения курсов 9 и 10 классов).

Содержательная сторона программы отражает необходимость рассмотрения всех основных потоков литературы ХIХ-ХХ веков как высокого патриотического и гуманистического единства. Любовь к России и человеку - вот главный нравственно-философский стержень курса, определяющий его образовательно- воспитательную ценность. Очень высок воспитательный потенциал учебника. Вопросы и задания всех рубрик к каждой теме позволяют учителю осуществлять непрерывный процесс нравственного и патриотического воспитания. 

Цели

Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

  • совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета "Литература" на этапе среднего (полного) общего образования являются:

  • поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;

  • сравнение, сопоставление, классификация;

  • самостоятельное выполнение различных творческих работ;

  • способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

  • осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

  • владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

  • составление плана, тезисов, конспекта;

  • подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;

  • самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

Результаты обучения

Результаты изучения курса «Литература» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико- и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: воспроизводить содержание текста, анализировать и интерпретировать произведение, используя сведения по истории и теории литературы; соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи; определять род и жанр произведения; выявлять авторскую позицию, оценивать и сопоставлять, выделять и формулировать, характеризовать и определять, выразительно читать и владеть различными видами пересказа, строить устные и письменные высказывания, участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою, писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 210 часов для обязательного изучения учебного предмета "Литература на этапе среднего (полного) общего образования. В X - XI классах выделяется по 102 часов (из расчета 3 учебных часа в неделю)

Программа рассчитана на 102 часов (3 часа в неделю).

Планирование составлено на основе программы по литературе, составленной Г.С. Меркиным и др. и рекомендованной Мин. обр. РФ.

В основе содержания и структуры программы лежит концепция литературного образования на основе творческой деятельности. В целом программа ориентирована на базовый компонент литературного образования, разработанный в Министерстве образования России.

Используемая литература:

  1. Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы/ авт.-сост. Г.С. Меркин, С.А.Зинин, В.А. Чалмаев.- 6-е изд..- М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010.

  2. Меркин. Г.С. Учебник «Литература 10 класс». В двух частях. - М.: ООО «ТИД» «Русское слово»,2009.

  3. Меркин Г.С., Зыбина Т.М., Максимчук Н.А., Рябикова О.С. «Развитие речи. Выразительные средства художественной речи. Пособие для учителя», М. «Русское слово», 2008.

  4. Золотарева И.В., Михайлова Т.И. -- Поурочные разработки по русской литературе 19 века, 10 класс.- М.: «ВАКО», 2002г.

  5. Тесты к школьному курсу: Литература. 10-11 класс: Справочное пособие. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1998.


Виды контрольных работ

количество

Сочинение (кл./дом.)

4/3

тестирование

2
























































п/п

Тема раздела, тема урока

Кол-во часов (на раздел, урок)

Цели урока (учебные)

Основные виды деятельности (для стандартов 2004 г.)


Виды контроля

Домашнее задание

Дата проведения урока

план

фактически

1 четверть

1.

Введение. «Прекрасное начало…»К истокам русской литературы 19 века.

2

Познакомить учащихся со структурой учебника; дать представление об особенностях русской литературы первой половины XIX века

Создание проблемной ситуации на уроке.

Повторение понятий «жанр», «род».


Наблюдение, беседа, фронтальный опрос.

У: с.3-15

периодизация жизни А.С.Пушкина

04.09


2.

А.С.Пушкин. Образно- тематическое богатство лирики. Обращение к вечным вопросам человеческого бытия

2

Продолжить знакомство с художественным миром А.С.Пушкина

Сформировать навык сопоставительного анализа поэтического текста

Беседа по вопросам, объяснение учителя, выразительное чтение, элементы сопоставительного анализа песен

Работа в группах, чтение наизусть

С.16-27, наизусть стихотворение

12.09


3.

Историческая и «частная» темы в поэме « Медный всадник». Образ стихии и ее роль в авторской концепции истории

2

Показать конфликт личности и государства, раскрыть тему «маленького человека»

беседа по вопросам. Комментарии учителя, выразительное чтение, комментированное чтение.

Чтение наизусть

Исследовательская работа

У: с.27-45, вопросы 6 - 9


18.09


4.

М.Ю.Лермонтов. Глубина философской проблематики и драматизм звучания лирики поэта

2

Продолжить знакомство с художественным миром М.Ю. Лермонтова

Устные выступления учеников, рассказ учителя, выразительное чтение, словарная работа

Работа в группах, викторина


У: с.53-72, анализ 1 стихотворения

23.09


5.

Тема богоборчества, поединка тьмы и света в поэме М.Ю.Лермонтова «Демон»

2

Расширить представления учащихся о лирике поэта

Рассказ учителя, выразительное чтение, элементы анализа текста

Анализ текста, исследовательская работа

У: с.72 - 78, опис. картины Врубеля «Демон»

26.09


6.

Н. В Гоголь . Реальное и фантастическое в повести «Невский проспект», «Нос»

2

Продолжить знакомство с художественным миром Н.В.Гоголя

Устные выступления учеников, рассказ учителя, выразительное чтение,

Работа в группах, анализ эпизода

У: с.81-106, анализ по плану, сообщения

02.10


7.

Из литературы 19 века. Литература и журналистика 50-60 –х годов19 в

«Колумб Замоскворечья». А.Н. Островский. Очерк жизни и творчества

2

Обобщить знания учащихся по творчеству писателей 1-й половины XIX века

Познакомить с творчеством А.Н.Островского,вызвать интерес к жизни драматурга

Рассказ учителя, сообщения учеников, беседа по вопросам, выразительное чтение, комментарии учителя.

рефераты

У: с. 125-139, составить табл.

Прочитать пьесу А.Н.Островского «Гроза» (1 действие).

07.10


8.

Творческая история пьесы А.Н.Островского «Гроза». Основной конфликт и расстановка действующих лиц.

2

Познакомиться с героями пьесы, выявить особенности конфликта

Объяснение учителя, беседа по вопросам, выразительное чтение, комментарии учителя.

Работа в группах, анализ эпизода, тестирование.


У: с 158 - 172, таблица, вопросы на с 173-174, сообщения, творческое задание Прочитать пьесу А.Н.Островского «Гроза» (2 и 3 действия).

10.10


9.

Быт и нравы «темного царства». Молодое поколение в пьесе А.Н.Островского «Гроза».

2

Помочь осмыслить образы пьесы, показать неизбежность крушения «темного царства»

беседа по вопросам. Комментарии учителя, выразительное чтение, комментированное чтение.

Работа в группах, анализ эпизода


У: с 158 - 172, таблица, вопросы на с 173-174, сообщения, творческое задание

Прочитать пьесу А.Н.Островского «Гроза» (4 и 5 действия).

16.10


10.

Сила и слабость характера Катерины. Смысл названия пьесы.

2

Развить умение анализировать образы- персонажи

Обсуждение статьи Добролюбова «Луч света в темном царстве»

Анализ текста, исследовательская работа

У: с 158 - 172, таблица, вопросы на с 173-174 (№11), подготовиться к классному сочинению


21.10


11.

Рр Классное сочинение №1 по пьесе А.Н.Островского «Гроза»

2

Развивать навык написания сочинений разных жанров Контроль усвоения темы

Составление плана, подбор цитат к пунктам плана, написание сочинения.

Сочинение-рассуждение

У: с 176 - 190, таблица, творческое задание (№ 1 на с 208)

прочитать роман И.А.Гончарова «Обломов» (1-4 главы 1-ой части).


24.10


2 четверть


2

1.

Анализ сочинений. Очерк жизни и творчества И.А.Гончарова. Роман «Обломов». Утро Обломова

2

Познакомить учащихся с жизнью и творчеством И.А. Гончарова

Выделить главную тему романа, образ жизни героя

Рассказ учителя, сообщения учеников, беседа по вопросам, выразительное чтение, комментарии учителя.

Анализ текста, исследовательская работа

У: с 198 - 208, таблица, вопросы на с 208-209, сообщения, творческое задание (с 190)

Прочитать роман И.А.Гончарова «Обломов» (ч.1, гл.5-6, 9, ч.2, л.11, ч.3, гл.11, письма в ч.1, гл.8 и ч.2, гл.10)

06.11


2.

И.А.Гончарова. Роман «Обломов». К истокам обломовщины (глава «Сон Обломова»).

2

Развивать творческое мышление, формировать навык проектной деятельности

Рассказ учителя, сообщения учеников, беседа по вопросам, выразительное чтение, комментарии учителя.

Работа в группах, анализ эпизода


У: с 190 - 208, таблица, вопросы на с 208-209, сообщения, творческое задание.

Прочитать роман И.А.Гончарова «Обломов» (ч.4, гл.1, 10-11, ч.2, гл.1, 2),

11.11


3.

И.А.Гончарова. Роман «Обломов».

Обломов и Штольц. Сравнительная характеристика

2

Составить план сравнительной характеристики

Комментированное чтение, характеристика персонажей, выразительное чтение, составление таблицы.

Работа в группах, анализ эпизода


У: с 203 - 208, таблица, вопросы на с 208-209, сообщения, творческое задание (№ 9)

14.11


4.

Женские образы в романе И.А.Гончарова. Мастерство Гончарова в раскрытии психологии персонажей романа

2

Раскрыть характеры и идеалы Ольги Ильинской и Агафьи Пшеницыной

Сообщения учителя, пояснения учителя, анализ произведения, беседа по вопросам.

анализ текста, устные рассказы по плану

Подготовиться к сочинению по творчеству И.А.Гончаова


20.11


5.

Рр Классное сочинение №2 по роману И.А.Гончарова «Обломов»

2

Развивать навык написания сочинений разных жанров Контроль усвоения темы

Составление плана, подбор цитат к пунктам плана, написание сочинения.

Сочинение-рассуждение

У: с 211 - 214, таблица, сообщения, прочитать «Записки охотника» (2-3 рассказа по выбору

25.11


6.

Очерк жизни и творчества И.С.Тургенева. Цикл «Записки охотника» как отражение жизни народа

2

Познакомить учащихся с основными этапами жизни Тургенева

Объяснение учителя, работа с учебником, повторение изученного, выразительное чтение, комментированное чтение, элементы анализа текста.

Сообщения учащихся

У: с 214 -253, таблица, вопросы на с 253-254 ( № 2), сообщения, творческое задание

Прочитать роман И.С.Тургенева «Отцы и дети» (гл. 3-7, 10).

28.11


7.

Знакомство с героями и эпохой в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети». Мир «отцов» в романе И.С.Тургенева

2

Рассказать об истории написания романа, позиции Тургенева в литературной борьбе

Сообщения учителя, пояснения учителя, анализ произведения, беседа по вопросам.

Работа в группах, анализ эпизода


У: с 222 -253, таблица, вопросы на с 253-254, Прочитать роман И.С.Тургенева «Отцы и дети» (гл.17-19, 21-24,26.).

04.12


8.

И.С.Тургенева «Отцы и дети». Базаров в среде Кирсановых. Идеологические и социальные разногласия героев.

Контрольное тестирование №1

2

Рассмотреть образ жизни русского дворянства на примере семьи Кирсановых

Создать условия для выявления проблем внешнего конфликта главного героя

Сообщения учителя, пояснения учителя, анализ произведения, беседа по вопросам.

Анализ текста, исследовательская работа

У: с 222 -253, таблица, вопросы на с 253-254, сообщения, творческое задание

Прочитать роман И.С.Тургенева «Отцы и дети».


09.12


9.

Дружба и любовь в жизни героев романа И.С.Тургенева «Отцы и дети».

Художественная сила последних сцен романа.

2

Создать условия для выявления проблем внутреннего конфликта главного героя

Комментированное чтение, характеристика персонажей, выразительное чтение, составление таблицы.

Анализ текста, исследовательская работа

Подготовиться к сочинению по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»

12.12


10.

Рр Классное сочинение №3 по роману Тургенева «Отцы и дети»

2

Развивать навык написания сочинений разных жанров Контроль усвоения темы

Составление плана, подбор цитат к пунктам плана, написание сочинения.

Сочинение-рассуждение

У: с 256 -281, таблица, вопросы на с 280-281, сообщения, творческое задание

Прочитать роман «Что делать?»,

18.12


11.

Личность Н.Г. Чернышевского и история создания романа «Что делать?» Черты социальной утопии в романе. Анализ «Четвертого сна Веры Павловны».

2

Познакомить учащихся с основными положениями эстетической теории Чернышевского

Формировать навык комплексного анализа

Рассказ учителя, сообщения учеников, беседа по вопросам, выразительное чтение, комментарии учителя.

Анализ текста, исследовательская работа

У: с 283 -310, таблица, вопросы на с 330, сообщения,

творческое задание

Н.А.Некрасов

23.12


3 четверть


2

1.

Н.А. Некрасов. Основные вехи жизни и творчества. Народные характеры и типы в лирике Некрасова («В дороге», «Огородник», «Тройка» и др.).

2

Познакомить учащихся с основными этапами жизненного и творческого пути поэта


повторение изученного, выразительное чтение, комментированное чтение, элементы анализа текста.

анализ текста, устные рассказы по плану

У: с 283 -310, таблица, вопросы на с 330-331, сообщения, творческое задание (с 295)

09.01


2.

Социальные и гражданские мотивы в лирике Н.А. Некрасова. Анализ стихотворений «О погоде», «Поэт и гражданин», «Рыцарь на час», «Пророк»

2

Формировать представление учащихся о народном характере поэзии Н.А.Некрасова

Рассказ учителя, сообщения учеников, беседа по вопросам, выразительное чтение, комментарии учителя.

анализ текста, устные рассказы по плану, чтение наизусть

У: с 311 -330, таблица, вопросы на с 330-331, сообщения,

творческое задание

Прочитать поэму Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?»



3.

Поэма Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Жанр и проблематика. Господская и мужицкая Русь в поэме Некрасова.

2

Познакомить учащихся с творческой историей поэмы; выявить особенности жанра, композиции, проблематики

Работа по составлению цитатного плана, лекция учителя, выразительное чтение, анализ текста, беседа по вопросам, комментарии учителя, словарная работа.

Анализ текста, исследовательская работа

У: с 311 -330, таблица, вопросы на с 330-331, сообщения,

творческое задание

Прочитать поэму Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?»

15.01


4.

Образы крестьянок в поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».Женская доля на Руси.

2

Определить истоки сильного характера русской женщины

анализ текста, беседа по вопросам, комментарии учителя, словарная работа.

Работа в группах, анализ эпизода


У: с 311 -330, таблица, вопросы на с 330-331, сообщения,

творческое задание

20.01


5.

Фольклорные мотивы в поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

РР Подготовка к написанию домашнего сочинения №1 по творчеству Н.А. Некрасова.

2

Определить значимость творчества Н.А.Некрасова для русской литературы

Работа по составлению цитатного плана, лекция учителя, выразительное чтение, анализ текста, беседа по вопросам, комментарии учителя, словарная работа.

Рассказ, работа в группах, тест

Рр Домашнее сочинение№1

У: с 3 -27, Подготовить сообщения:

Лирика Ф.И.Тютчева

23.01


6.

Ф.И. Тютчев. Жизнь и поэзия. Мир природы в лирике Тютчева Патриотическая лирика Ф.И.Тютчева

2

Продолжить знакомство с творчеством Ф.И.Тютчева

Формировать у учащихся представления об особенностях пейзажной лирики

повторение изученного, выразительное чтение, комментированное чтение, элементы анализа текста

анализ стихотворений, устные рассказы по плану, чтение наизусть

У: с 3 -31, таблица, вопросы на с 27, сообщения, творческое задание

29.01


7.

А.А. Фет. Жизнь и творчество. Природа и человек в лирике Фета Тема любви в лирике А.А. Фета

2

Продолжить знакомство с творчеством А.А. Фета

Сформировать у учащихся представление об основных темах поэзии Фета

повторение изученного, выразительное чтение, комментированное чтение, элементы анализа текста

анализ стихотворений, устные рассказы по плану, чтение наизусть

У: с 33 -52, таблица, вопросы на с 52,

Подготовиться к анализу лирического произведения (Ф.И.Тютчев или А.А.Фет)



03.02


8.

Рр Анализ лирического произведения (Что объединяет поэзию А.А.Фета и Ф.И.Тютчева и чем они дополняют друг друга?)

2

Развивать навык написания сочинений

Составление плана, подбор цитат к пунктам плана, написание анализа лирического произведения

Анализ лирического произведения

У: с 52 -63, таблица, вопросы на с 75-76, сообщения, творческое задание с 57-58

Прочитать повесть Н.С.Лескова «Очарованный странник».

06.02


9.

Н.С. Лесков. Жизненный и творческий путь. Тема «очарованной души» в повести «Очарованный странник».

2

Формировать у учащихся представление о жизненном и творческом пути Н.С.Лескова

Формировать у учащихся навык комплексного анализа

сообщения учеников, беседа по вопросам, выразительное чтение, комментарии учителя.

Рассказ, работа в группах, тест

У: с 52 -76, таблица, вопросы на с 75-76, сообщения, творческое задание (№ 9)

Прочитать «Историю одного города»

12.02


10.

От Салтыкова к Щедрину. Жизнь и творчество великого сатирика. «История одного города». Образы градоначальников и проблема народа и власти в романе-летописи.

2

Продолжить знакомство с творчеством великого сатирика М.Е.Салтыкова-Щедрина

Формировать навык критического мышления

сообщения учеников, беседа по вопросам, выразительное чтение, комментарии учителя.

Анализ текста, исследовательская работа

У: с 78 -85, 97- 108 таблица, сообщения, творческое задание на с 100.

17.02


11.

Судьба глупцов и проблема финала романа. Сатира на «хозяев жизни» в сказках Салтыкова-Щедрина

Рр Подготовка к домашнему сочинению №2 «Сказка в традициях М.Е.Салтыкова-Щедрина»

2

Продолжить изучение «Сказок для детей изрядного возраста» с позиции взрослой личности, сравнить впечатления от прочтений

анализ текста, беседа по вопросам, комментарии учителя, словарная работа

Работа в группах, анализ эпизода

Домашнее сочинение.

Рр Домашнее сочинение№2

У: с 110 -127, таблица, вопросы на с 126-127, сообщения, вопросы на

с 119

20.02


12.

Исповедальность и лирическая проникновенность поэзии А.К.Толстого

Радость слияния

человека с природой как основной мотив «пейзажной» лирики поэта.

2

Познакомить учащихся с основными этапами творческого пути А.К.Толстого

Познакомить учащихся с творчеством А.К.Толстого

анализ лирического текста, беседа по вопросам, комментарии учителя, словарная работа

анализ стихотворений, устные рассказы по плану, чтение наизусть

У: с 129 -146, вопросы с 145, сообщения

Прочитать главы из романа Л.Н.Толстого «Война и мир»

26.02


13.

Жизненный и творческий путь Л.Н. Толстого. История создания романа-эпопеи «Война и мир». Жанрово-тематическое своеобразие.

2

Продолжить знакомство с творчеством Л.Н.Толстого

Формировать навык аналитической деятельности учащихся

Рассказ учителя, сообщения учеников, беседа по вопросам, выразительное чтение, комментарии учителя.

Анализ текста, исследовательская работа

У: с 146 -186, вопросы с 186-187 (№ 1), сообщения


03.03


14.

Испытание эпохой «поражений и срама». Тема истинного и псевдопатриотизма Этапы духовного становления Андрея Болконского.

2

Формировать у учащихся верные представления о патриотизме

Формировать у учащихся представление о романе «Война и мир» как о романе семейной хроники.

Пересказ с элементами цитирования

Анализ избранных глав.

Работа в группах, анализ эпизода


У: с 158 -186, таблица, вопросы на с 186-187, сообщения

Прочитать роман «Война и мир»


06.03


15.

Этапы духовного становления Пьера Безухова. Мысль семейная» и её развитие в романе

2

Формировать у учащихся навык сопоставительного анализа

Речевая и портретная характеристики

Комментированное чтение

Анализ избранных глав.

У: с 158 -186, таблица, вопросы на с 186-187, сообщения

Перечитать главы романа


12.03


16.

Наташа Ростова и женские образы в романе. Мысль народная» в романе. Анализ отдельных «военных» глав романа.

2

Формировать у учащихся представление о роли женских образов в романе «Война и мир»

Сопоставительный анализ

Комментированное чтение, анализ эпизода

Работа в группах, характеристика образов


У: с 158 -186, таблица, вопросы на с 186-187, сообщения


17.03


17.

Проблема личности в истории: Наполеон и Кутузов. Уроки Бородина. Анализ сцен сражения

2

Формировать навык комплексного анализа эпизода

Аспектный анализ

Цитатная, речевая характеристика

Работа в группах, анализ эпизода


перечитать главы I – XI части третьей тома четвертого, XXXI – XXXII части третьей третьего тома романа и главу XVI части первой тома четвертого романа «Война и мир»


20.03


4 четверть

1.

Тихон Щербатый и Платон Каратаев как два типа народно-патриотического сознания. Нравственно-философские итоги романа.


2

Формировать у учащихся представление о мудрости русского народа

Формировать исследовательские навыки учащихся, выявить сюжетообразующую функцию детали в романе

Выявление средств выразительности

Цитата

Работа в группах, анализ эпизода


Перечитать главы X – XIII части первой; главу XII части второй тома четвертого; главу XVII части четвертой тома четвертого; главу IV эпилога; главы X, XIV – XVI части первой эпилога романа «Война и мир»

02.04


2.

Значение романа-эпопеи Л.Т. Толстого для развития русской реалистической литературы.

Философия истории в романе. Тестирование по творчеству Л.Н.Толстого

2

Познакомить учащихся с литературной критикой, отзывами о романе; формировать у них представление о значении романа для русской и мировой литературы

Подбор цитат, выдержек из текста

Анализ текста, исследовательская работа

Подготовиться к классному сочинению по роману Л.Н.Толстого «Война и мир»

07.04


3.

РР Классное сочинение №4 по роману Л.Н.Толстого «Война и мир»

2

Формировать навыки творческого мышления учащихся

Составление плана, подбор цитат к пунктам плана, написание сочинения.

Сочинение-рассуждение

У: с 215 -227, таблица, вопросы на с 227, сообщения


Прочитать роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», ч.1.гл.7,ч.2.гл.2, 4, 6-7.

10.04


4.

Ф.М. Достоевский. Жизненный и творческий путь. Роман «Преступление и наказание». Авторский замысел. Образ Петербурга в романе.

2

Продолжить знакомство с творчеством Ф.М.Достоевского

Формировать представление у учащихся о своеобразии авторской идеи романа

Составление тезисов

Рассказ, сообщения учащихся, работа в группах.

У: с 215 -240, вопросы на с 240-242, сообщения

Подготовиться к семинару

16.04


5.

Мир «униженных и оскорбленных» в романе. Образ Раскольникова и тема «гордого человека» в романе

2

Формировать навык критического мышления

Формировать навык аналитической деятельности

Комментированное чтение

Анализ сна, обсуждение теории Раскольникова

У: с 215 -240, таблица, вопросы на с 240-242, сообщения

Прочитать роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», ч.3.гл.5, ч.4.гл.5-6, ч.6.гл.2., эпилог.

21.04


6.

«Двойники» Раскольникова: теория в действии. Образы Лужина и Свидригайлова.

2

Формировать навык публичного выступления

Публичное выступление

Выступления учащихся, анализ отдельных сцен

У: с 215 -240, таблица, вопросы на с 240-242, сообщения

24.04


7.

Раскольников и «вечная Сонечка». Сонечка как нравственный идеал автора.

Сны героя как средство его внутреннего самораскрытия.


2

Формировать представление учащихся о нравственных идеалах автора


Устное словесное описание

Диалог, монолог

Рефераты учащихся, анализ отдельных глав

У: с 215 -240, таблица, вопросы на с 240-242, сообщения

30.04


8.

Идейно-художественное своеобразие романа «Преступление и наказание».

Рр Подготовка к написанию домашнего сочинения №3 по роману Ф.М.Достоевского «Преступление м наказание»

2

Формировать навык формулирования собственного мнения

Формировать навык написания сочинений разных жанров

Составление плана, подбор цитат к пунктам плана, написание сочинения.

Выступления учащихся, работа в группах.

Рр Домашнее сочинение№3

У: с 244 -253, таблица, сообщения

Прочитать рассказы А.П.Чехова


05.05


9.

Жизнь и творчество А.П. Чехова. Трагикомедия «футлярной» жизни («Человек в футляре», «Крыжовник»)

2

Продолжить знакомство с творчеством А.П.Чехова

Развивать представления учащихся о теме»маленького человека» в творчестве А.П.Чехова

Рассказ учителя, сообщения учеников, беседа по вопросам, выразительное чтение, комментарии учителя.

Анализ текста, исследовательская работа

У: с 254 -267, таблица, вопросы на с 281-282, сообщения, творческое задание


08.05


10.

А.П.Чехов. Выбор доктора Старцева (Анализ рассказа «Ионыч»).

2

Выявить смысл заглавия рассказа

Работа со словарями

Работа в группах, анализ эпизода


У: с 267-280, таблица, вопросы на с 276, сообщения, творческое задание

Прочитать 1 и 2 действия пьесы А.П.Чехова «Вишневый сад».

14.05


11.

Своеобразие образной системы и конфликта комедии «Вишневый сад». Образ сада и философская проблематика пьесы

2

Формировать навык комплексного анализа

Формировать речеведческие комппетенуии учащихся

Чтение по ролям

Инсценировка

Работа в группах, инсценировка, исследовательская работа


У: с 267-280, таблица, вопросы на с 281-282, сообщения, творческое задание

Прочитать 3 и 4 действия пьесы «Вишневый сад».

19.05


12.

Сложность и неоднозначность авторской позиции в произведении.

Контрольное тестирование №2

2

Выявить значение творчества Чехова для русского театра

Выявить уровень соответствия знаний, умений и навыков учащихся требованиям образовательного стандарта

Сочинение-отзыв

Исследовательская работа, выступления учащихся с сообщениями

У: вопросы на с 284-285, сообщения, творческое задание

22.05


13.

Зачетная работа по курсу русской литературы 2-й половины XIX века. Итоговый урок. Что читать летом.

2

Выявить уровень соответствия знаний, умений и навыков учащихся требованиям образовательного стандарта

Подвести итоги работы за год

Сочинение-размышление

Список литературы

Рефераты учащихся

Задание на лето

28.05




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!