Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №44 им. Деева В.Н.
Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
В старших классах происходит обогащение, «наращивание» усвоенных в курсе основной школы понятий и одновременно с этим введение новейшей терминологии, соответствующей задаче профилизации старшей школы, её ориентированности на углублённое изучение предмета (например, понятия «карнавальный смех», «литературная антиутопия» и т.д.). В программе 10 класса основной корпус теоретико- литературных сведений представлен рубрикой «Опорные понятия», сопровождающей каждый из «персональных разделов» курса.
Изучение курса литературы в 10 классе являет собой завершающий этап школьного литературного образования. Вместе с тем это лишь определённая фаза формирования духовной и эстетической зрелости юного читателя – процесса, не прекращающегося с окончанием школы. Исходя из этого, следует выделить основные структурно-содержательные параметры и методологические принципы, положенные в основу программы.
В целях обеспечения последовательного, систематического изложения материала курс построен на историко-литературной основе, что предполагает следование хронологии литературного процесса. Выбор писательских имён и произведений обусловлен их значимостью для отечественной и мировой культуры, масштабностью их дарований, что соответствует требованиям обязательного минимума содержания основных образовательных программ по предмету.
Структура программы 10 класса отражает принцип поступательности в развитии литературы и, в частности, преемственности литературных явлений, различного рода художественных взаимодействий (этот важный аспект изучения курса представлен рубрикой «Внутрипредметные связи»). Не менее важным и значимым является культуроведческий аспект рассмотрения литературных явлений (соответствующий материал содержится в рубрике «Межпредметные связи»). Оптимальное соотношение обзорных и монографических тем позволяет на разных уровнях рассмотреть наиболее значительные явления того или иного историко-литературного периода. Применительно к русской литературе ХIХ века авторы стремились к наиболее широкому освещению литературного процесса второй половины столетия (творчество А.Н.Островского, И.А.Гончарова, И.С.Тургенева, Н.А.Некрасова, Л.Н.Толстого, Ф.М.Достоевского и др.). Литература первой половины ХIХ века представлена в начале курса обзором творчества ведущих русских классиков, углубляющим и расширяющим курс 9 класса (о принципах программного сопряжения курсов 9 и 10 классов).
Содержательная сторона программы отражает необходимость рассмотрения всех основных потоков литературы ХIХ-ХХ веков как высокого патриотического и гуманистического единства. Любовь к России и человеку - вот главный нравственно-философский стержень курса, определяющий его образовательно- воспитательную ценность. Очень высок воспитательный потенциал учебника. Вопросы и задания всех рубрик к каждой теме позволяют учителю осуществлять непрерывный процесс нравственного и патриотического воспитания.
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета "Литература" на этапе среднего (полного) общего образования являются:
Результаты изучения курса «Литература» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико- и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 210 часов для обязательного изучения учебного предмета "Литература на этапе среднего (полного) общего образования. В X - XI классах выделяется по 102 часов (из расчета 3 учебных часа в неделю)
Планирование составлено на основе программы по литературе, составленной Г.С. Меркиным и др. и рекомендованной Мин. обр. РФ.
В основе содержания и структуры программы лежит концепция литературного образования на основе творческой деятельности. В целом программа ориентирована на базовый компонент литературного образования, разработанный в Министерстве образования России.
№ п/п | Тема раздела, тема урока | Кол-во часов (на раздел, урок) | Цели урока (учебные) | Основные виды деятельности (для стандартов 2004 г.) | Виды контроля | Домашнее задание | Дата проведения урока |
план | фактически |
1 четверть |
1. | Введение. «Прекрасное начало…»К истокам русской литературы 19 века. | 2 | Познакомить учащихся со структурой учебника; дать представление об особенностях русской литературы первой половины XIX века | Создание проблемной ситуации на уроке. Повторение понятий «жанр», «род». | Наблюдение, беседа, фронтальный опрос. | У: с.3-15 периодизация жизни А.С.Пушкина | 04.09 | |
2. | А.С.Пушкин. Образно- тематическое богатство лирики. Обращение к вечным вопросам человеческого бытия | 2 | Продолжить знакомство с художественным миром А.С.Пушкина Сформировать навык сопоставительного анализа поэтического текста | Беседа по вопросам, объяснение учителя, выразительное чтение, элементы сопоставительного анализа песен | Работа в группах, чтение наизусть | С.16-27, наизусть стихотворение | 12.09 | |
3. | Историческая и «частная» темы в поэме « Медный всадник». Образ стихии и ее роль в авторской концепции истории | 2 | Показать конфликт личности и государства, раскрыть тему «маленького человека» | беседа по вопросам. Комментарии учителя, выразительное чтение, комментированное чтение. | Чтение наизусть Исследовательская работа | У: с.27-45, вопросы 6 - 9 | 18.09 | |
4. | М.Ю.Лермонтов. Глубина философской проблематики и драматизм звучания лирики поэта | 2 | Продолжить знакомство с художественным миром М.Ю. Лермонтова | Устные выступления учеников, рассказ учителя, выразительное чтение, словарная работа | Работа в группах, викторина | У: с.53-72, анализ 1 стихотворения | 23.09 | |
5. | Тема богоборчества, поединка тьмы и света в поэме М.Ю.Лермонтова «Демон» | 2 | Расширить представления учащихся о лирике поэта | Рассказ учителя, выразительное чтение, элементы анализа текста | Анализ текста, исследовательская работа | У: с.72 - 78, опис. картины Врубеля «Демон» | 26.09 | |
6. | Н. В Гоголь . Реальное и фантастическое в повести «Невский проспект», «Нос» | 2 | Продолжить знакомство с художественным миром Н.В.Гоголя | Устные выступления учеников, рассказ учителя, выразительное чтение, | Работа в группах, анализ эпизода | У: с.81-106, анализ по плану, сообщения | 02.10 | |
7. | Из литературы 19 века. Литература и журналистика 50-60 –х годов19 в «Колумб Замоскворечья». А.Н. Островский. Очерк жизни и творчества | 2 | Обобщить знания учащихся по творчеству писателей 1-й половины XIX века Познакомить с творчеством А.Н.Островского,вызвать интерес к жизни драматурга | Рассказ учителя, сообщения учеников, беседа по вопросам, выразительное чтение, комментарии учителя. | рефераты | У: с. 125-139, составить табл. Прочитать пьесу А.Н.Островского «Гроза» (1 действие). | 07.10 | |
8. | Творческая история пьесы А.Н.Островского «Гроза». Основной конфликт и расстановка действующих лиц. | 2 | Познакомиться с героями пьесы, выявить особенности конфликта | Объяснение учителя, беседа по вопросам, выразительное чтение, комментарии учителя. | Работа в группах, анализ эпизода, тестирование. | У: с 158 - 172, таблица, вопросы на с 173-174, сообщения, творческое задание Прочитать пьесу А.Н.Островского «Гроза» (2 и 3 действия). | 10.10 | |
9. | Быт и нравы «темного царства». Молодое поколение в пьесе А.Н.Островского «Гроза». | 2 | Помочь осмыслить образы пьесы, показать неизбежность крушения «темного царства» | беседа по вопросам. Комментарии учителя, выразительное чтение, комментированное чтение. | Работа в группах, анализ эпизода | У: с 158 - 172, таблица, вопросы на с 173-174, сообщения, творческое задание Прочитать пьесу А.Н.Островского «Гроза» (4 и 5 действия). | 16.10 | |
10. | Сила и слабость характера Катерины. Смысл названия пьесы. | 2 | Развить умение анализировать образы- персонажи | Обсуждение статьи Добролюбова «Луч света в темном царстве» | Анализ текста, исследовательская работа | У: с 158 - 172, таблица, вопросы на с 173-174 (№11), подготовиться к классному сочинению | 21.10 | |
11. | Рр Классное сочинение №1 по пьесе А.Н.Островского «Гроза» | 2 | Развивать навык написания сочинений разных жанров Контроль усвоения темы | Составление плана, подбор цитат к пунктам плана, написание сочинения. | Сочинение-рассуждение | У: с 176 - 190, таблица, творческое задание (№ 1 на с 208) прочитать роман И.А.Гончарова «Обломов» (1-4 главы 1-ой части). | 24.10 | |
2 четверть | | 2 |
1. | Анализ сочинений. Очерк жизни и творчества И.А.Гончарова. Роман «Обломов». Утро Обломова | 2 | Познакомить учащихся с жизнью и творчеством И.А. Гончарова Выделить главную тему романа, образ жизни героя | Рассказ учителя, сообщения учеников, беседа по вопросам, выразительное чтение, комментарии учителя. | Анализ текста, исследовательская работа | У: с 198 - 208, таблица, вопросы на с 208-209, сообщения, творческое задание (с 190) Прочитать роман И.А.Гончарова «Обломов» (ч.1, гл.5-6, 9, ч.2, л.11, ч.3, гл.11, письма в ч.1, гл.8 и ч.2, гл.10) | 06.11 | |
2. | И.А.Гончарова. Роман «Обломов». К истокам обломовщины (глава «Сон Обломова»). | 2 | Развивать творческое мышление, формировать навык проектной деятельности | Рассказ учителя, сообщения учеников, беседа по вопросам, выразительное чтение, комментарии учителя. | Работа в группах, анализ эпизода | У: с 190 - 208, таблица, вопросы на с 208-209, сообщения, творческое задание. Прочитать роман И.А.Гончарова «Обломов» (ч.4, гл.1, 10-11, ч.2, гл.1, 2), | 11.11 | |
3. | И.А.Гончарова. Роман «Обломов». Обломов и Штольц. Сравнительная характеристика | 2 | Составить план сравнительной характеристики | Комментированное чтение, характеристика персонажей, выразительное чтение, составление таблицы. | Работа в группах, анализ эпизода | У: с 203 - 208, таблица, вопросы на с 208-209, сообщения, творческое задание (№ 9) | 14.11 | |
4. | Женские образы в романе И.А.Гончарова. Мастерство Гончарова в раскрытии психологии персонажей романа | 2 | Раскрыть характеры и идеалы Ольги Ильинской и Агафьи Пшеницыной | Сообщения учителя, пояснения учителя, анализ произведения, беседа по вопросам. | анализ текста, устные рассказы по плану | Подготовиться к сочинению по творчеству И.А.Гончаова | 20.11 | |
5. | Рр Классное сочинение №2 по роману И.А.Гончарова «Обломов» | 2 | Развивать навык написания сочинений разных жанров Контроль усвоения темы | Составление плана, подбор цитат к пунктам плана, написание сочинения. | Сочинение-рассуждение | У: с 211 - 214, таблица, сообщения, прочитать «Записки охотника» (2-3 рассказа по выбору | 25.11 | |
6. | Очерк жизни и творчества И.С.Тургенева. Цикл «Записки охотника» как отражение жизни народа | 2 | Познакомить учащихся с основными этапами жизни Тургенева | Объяснение учителя, работа с учебником, повторение изученного, выразительное чтение, комментированное чтение, элементы анализа текста. | Сообщения учащихся | У: с 214 -253, таблица, вопросы на с 253-254 ( № 2), сообщения, творческое задание Прочитать роман И.С.Тургенева «Отцы и дети» (гл. 3-7, 10). | 28.11 | |
7. | Знакомство с героями и эпохой в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети». Мир «отцов» в романе И.С.Тургенева | 2 | Рассказать об истории написания романа, позиции Тургенева в литературной борьбе | Сообщения учителя, пояснения учителя, анализ произведения, беседа по вопросам. | Работа в группах, анализ эпизода | У: с 222 -253, таблица, вопросы на с 253-254, Прочитать роман И.С.Тургенева «Отцы и дети» (гл.17-19, 21-24,26.). | 04.12 | |
8. | И.С.Тургенева «Отцы и дети». Базаров в среде Кирсановых. Идеологические и социальные разногласия героев. Контрольное тестирование №1 | 2 | Рассмотреть образ жизни русского дворянства на примере семьи Кирсановых Создать условия для выявления проблем внешнего конфликта главного героя | Сообщения учителя, пояснения учителя, анализ произведения, беседа по вопросам. | Анализ текста, исследовательская работа | У: с 222 -253, таблица, вопросы на с 253-254, сообщения, творческое задание Прочитать роман И.С.Тургенева «Отцы и дети». | 09.12 | |
9. | Дружба и любовь в жизни героев романа И.С.Тургенева «Отцы и дети». Художественная сила последних сцен романа. | 2 | Создать условия для выявления проблем внутреннего конфликта главного героя | Комментированное чтение, характеристика персонажей, выразительное чтение, составление таблицы. | Анализ текста, исследовательская работа | Подготовиться к сочинению по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети» | 12.12 | |
10. | Рр Классное сочинение №3 по роману Тургенева «Отцы и дети» | 2 | Развивать навык написания сочинений разных жанров Контроль усвоения темы | Составление плана, подбор цитат к пунктам плана, написание сочинения. | Сочинение-рассуждение | У: с 256 -281, таблица, вопросы на с 280-281, сообщения, творческое задание Прочитать роман «Что делать?», | 18.12 | |
11. | Личность Н.Г. Чернышевского и история создания романа «Что делать?» Черты социальной утопии в романе. Анализ «Четвертого сна Веры Павловны». | 2 | Познакомить учащихся с основными положениями эстетической теории Чернышевского Формировать навык комплексного анализа | Рассказ учителя, сообщения учеников, беседа по вопросам, выразительное чтение, комментарии учителя. | Анализ текста, исследовательская работа | У: с 283 -310, таблица, вопросы на с 330, сообщения, творческое задание Н.А.Некрасов | 23.12 | |
3 четверть | | 2 |
1. | Н.А. Некрасов. Основные вехи жизни и творчества. Народные характеры и типы в лирике Некрасова («В дороге», «Огородник», «Тройка» и др.). | 2 | Познакомить учащихся с основными этапами жизненного и творческого пути поэта | повторение изученного, выразительное чтение, комментированное чтение, элементы анализа текста. | анализ текста, устные рассказы по плану | У: с 283 -310, таблица, вопросы на с 330-331, сообщения, творческое задание (с 295) | 09.01 | |
2. | Социальные и гражданские мотивы в лирике Н.А. Некрасова. Анализ стихотворений «О погоде», «Поэт и гражданин», «Рыцарь на час», «Пророк» | 2 | Формировать представление учащихся о народном характере поэзии Н.А.Некрасова | Рассказ учителя, сообщения учеников, беседа по вопросам, выразительное чтение, комментарии учителя. | анализ текста, устные рассказы по плану, чтение наизусть | У: с 311 -330, таблица, вопросы на с 330-331, сообщения, творческое задание Прочитать поэму Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» | | |
3. | Поэма Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Жанр и проблематика. Господская и мужицкая Русь в поэме Некрасова. | 2 | Познакомить учащихся с творческой историей поэмы; выявить особенности жанра, композиции, проблематики | Работа по составлению цитатного плана, лекция учителя, выразительное чтение, анализ текста, беседа по вопросам, комментарии учителя, словарная работа. | Анализ текста, исследовательская работа | У: с 311 -330, таблица, вопросы на с 330-331, сообщения, творческое задание Прочитать поэму Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» | 15.01 | |
4. | Образы крестьянок в поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».Женская доля на Руси. | 2 | Определить истоки сильного характера русской женщины | анализ текста, беседа по вопросам, комментарии учителя, словарная работа. | Работа в группах, анализ эпизода | У: с 311 -330, таблица, вопросы на с 330-331, сообщения, творческое задание | 20.01 | |
5. | Фольклорные мотивы в поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» РР Подготовка к написанию домашнего сочинения №1 по творчеству Н.А. Некрасова. | 2 | Определить значимость творчества Н.А.Некрасова для русской литературы | Работа по составлению цитатного плана, лекция учителя, выразительное чтение, анализ текста, беседа по вопросам, комментарии учителя, словарная работа. | Рассказ, работа в группах, тест | Рр Домашнее сочинение№1 У: с 3 -27, Подготовить сообщения: Лирика Ф.И.Тютчева | 23.01 | |
6. | Ф.И. Тютчев. Жизнь и поэзия. Мир природы в лирике Тютчева Патриотическая лирика Ф.И.Тютчева | 2 | Продолжить знакомство с творчеством Ф.И.Тютчева Формировать у учащихся представления об особенностях пейзажной лирики | повторение изученного, выразительное чтение, комментированное чтение, элементы анализа текста | анализ стихотворений, устные рассказы по плану, чтение наизусть | У: с 3 -31, таблица, вопросы на с 27, сообщения, творческое задание | 29.01 | |
7. | А.А. Фет. Жизнь и творчество. Природа и человек в лирике Фета Тема любви в лирике А.А. Фета | 2 | Продолжить знакомство с творчеством А.А. Фета Сформировать у учащихся представление об основных темах поэзии Фета | повторение изученного, выразительное чтение, комментированное чтение, элементы анализа текста | анализ стихотворений, устные рассказы по плану, чтение наизусть | У: с 33 -52, таблица, вопросы на с 52, Подготовиться к анализу лирического произведения (Ф.И.Тютчев или А.А.Фет) | 03.02 | |
8. | Рр Анализ лирического произведения (Что объединяет поэзию А.А.Фета и Ф.И.Тютчева и чем они дополняют друг друга?) | 2 | Развивать навык написания сочинений | Составление плана, подбор цитат к пунктам плана, написание анализа лирического произведения | Анализ лирического произведения | У: с 52 -63, таблица, вопросы на с 75-76, сообщения, творческое задание с 57-58 Прочитать повесть Н.С.Лескова «Очарованный странник». | 06.02 | |
9. | Н.С. Лесков. Жизненный и творческий путь. Тема «очарованной души» в повести «Очарованный странник». | 2 | Формировать у учащихся представление о жизненном и творческом пути Н.С.Лескова Формировать у учащихся навык комплексного анализа | сообщения учеников, беседа по вопросам, выразительное чтение, комментарии учителя. | Рассказ, работа в группах, тест | У: с 52 -76, таблица, вопросы на с 75-76, сообщения, творческое задание (№ 9) Прочитать «Историю одного города» | 12.02 | |
10. | От Салтыкова к Щедрину. Жизнь и творчество великого сатирика. «История одного города». Образы градоначальников и проблема народа и власти в романе-летописи. | 2 | Продолжить знакомство с творчеством великого сатирика М.Е.Салтыкова-Щедрина Формировать навык критического мышления | сообщения учеников, беседа по вопросам, выразительное чтение, комментарии учителя. | Анализ текста, исследовательская работа | У: с 78 -85, 97- 108 таблица, сообщения, творческое задание на с 100. | 17.02 | |
11. | Судьба глупцов и проблема финала романа. Сатира на «хозяев жизни» в сказках Салтыкова-Щедрина Рр Подготовка к домашнему сочинению №2 «Сказка в традициях М.Е.Салтыкова-Щедрина» | 2 | Продолжить изучение «Сказок для детей изрядного возраста» с позиции взрослой личности, сравнить впечатления от прочтений | анализ текста, беседа по вопросам, комментарии учителя, словарная работа | Работа в группах, анализ эпизода Домашнее сочинение. | Рр Домашнее сочинение№2 У: с 110 -127, таблица, вопросы на с 126-127, сообщения, вопросы на с 119 | 20.02 | |
12. | Исповедальность и лирическая проникновенность поэзии А.К.Толстого Радость слияния человека с природой как основной мотив «пейзажной» лирики поэта. | 2 | Познакомить учащихся с основными этапами творческого пути А.К.Толстого Познакомить учащихся с творчеством А.К.Толстого | анализ лирического текста, беседа по вопросам, комментарии учителя, словарная работа | анализ стихотворений, устные рассказы по плану, чтение наизусть | У: с 129 -146, вопросы с 145, сообщения Прочитать главы из романа Л.Н.Толстого «Война и мир» | 26.02 | |
13. | Жизненный и творческий путь Л.Н. Толстого. История создания романа-эпопеи «Война и мир». Жанрово-тематическое своеобразие. | 2 | Продолжить знакомство с творчеством Л.Н.Толстого Формировать навык аналитической деятельности учащихся | Рассказ учителя, сообщения учеников, беседа по вопросам, выразительное чтение, комментарии учителя. | Анализ текста, исследовательская работа | У: с 146 -186, вопросы с 186-187 (№ 1), сообщения | 03.03 | |
14. | Испытание эпохой «поражений и срама». Тема истинного и псевдопатриотизма Этапы духовного становления Андрея Болконского. | 2 | Формировать у учащихся верные представления о патриотизме Формировать у учащихся представление о романе «Война и мир» как о романе семейной хроники. | Пересказ с элементами цитирования Анализ избранных глав. | Работа в группах, анализ эпизода | У: с 158 -186, таблица, вопросы на с 186-187, сообщения Прочитать роман «Война и мир» | 06.03 | |
15. | Этапы духовного становления Пьера Безухова. Мысль семейная» и её развитие в романе | 2 | Формировать у учащихся навык сопоставительного анализа | Речевая и портретная характеристики Комментированное чтение | Анализ избранных глав. | У: с 158 -186, таблица, вопросы на с 186-187, сообщения Перечитать главы романа | 12.03 | |
16. | Наташа Ростова и женские образы в романе. Мысль народная» в романе. Анализ отдельных «военных» глав романа. | 2 | Формировать у учащихся представление о роли женских образов в романе «Война и мир» | Сопоставительный анализ Комментированное чтение, анализ эпизода | Работа в группах, характеристика образов | У: с 158 -186, таблица, вопросы на с 186-187, сообщения | 17.03 | |
17. | Проблема личности в истории: Наполеон и Кутузов. Уроки Бородина. Анализ сцен сражения | 2 | Формировать навык комплексного анализа эпизода | Аспектный анализ Цитатная, речевая характеристика | Работа в группах, анализ эпизода | перечитать главы I – XI части третьей тома четвертого, XXXI – XXXII части третьей третьего тома романа и главу XVI части первой тома четвертого романа «Война и мир» | 20.03 | |
4 четверть |
1. | Тихон Щербатый и Платон Каратаев как два типа народно-патриотического сознания. Нравственно-философские итоги романа. | 2 | Формировать у учащихся представление о мудрости русского народа Формировать исследовательские навыки учащихся, выявить сюжетообразующую функцию детали в романе | Выявление средств выразительности Цитата | Работа в группах, анализ эпизода | Перечитать главы X – XIII части первой; главу XII части второй тома четвертого; главу XVII части четвертой тома четвертого; главу IV эпилога; главы X, XIV – XVI части первой эпилога романа «Война и мир» | 02.04 | |
2. | Значение романа-эпопеи Л.Т. Толстого для развития русской реалистической литературы. Философия истории в романе. Тестирование по творчеству Л.Н.Толстого | 2 | Познакомить учащихся с литературной критикой, отзывами о романе; формировать у них представление о значении романа для русской и мировой литературы | Подбор цитат, выдержек из текста | Анализ текста, исследовательская работа | Подготовиться к классному сочинению по роману Л.Н.Толстого «Война и мир» | 07.04 | |
3. | РР Классное сочинение №4 по роману Л.Н.Толстого «Война и мир» | 2 | Формировать навыки творческого мышления учащихся | Составление плана, подбор цитат к пунктам плана, написание сочинения. | Сочинение-рассуждение | У: с 215 -227, таблица, вопросы на с 227, сообщения Прочитать роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», ч.1.гл.7,ч.2.гл.2, 4, 6-7. | 10.04 | |
4. | Ф.М. Достоевский. Жизненный и творческий путь. Роман «Преступление и наказание». Авторский замысел. Образ Петербурга в романе. | 2 | Продолжить знакомство с творчеством Ф.М.Достоевского Формировать представление у учащихся о своеобразии авторской идеи романа | Составление тезисов | Рассказ, сообщения учащихся, работа в группах. | У: с 215 -240, вопросы на с 240-242, сообщения Подготовиться к семинару | 16.04 | |
5. | Мир «униженных и оскорбленных» в романе. Образ Раскольникова и тема «гордого человека» в романе | 2 | Формировать навык критического мышления Формировать навык аналитической деятельности | Комментированное чтение | Анализ сна, обсуждение теории Раскольникова | У: с 215 -240, таблица, вопросы на с 240-242, сообщения Прочитать роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», ч.3.гл.5, ч.4.гл.5-6, ч.6.гл.2., эпилог. | 21.04 | |
6. | «Двойники» Раскольникова: теория в действии. Образы Лужина и Свидригайлова. | 2 | Формировать навык публичного выступления | Публичное выступление | Выступления учащихся, анализ отдельных сцен | У: с 215 -240, таблица, вопросы на с 240-242, сообщения | 24.04 | |
7. | Раскольников и «вечная Сонечка». Сонечка как нравственный идеал автора. Сны героя как средство его внутреннего самораскрытия. | 2 | Формировать представление учащихся о нравственных идеалах автора | Устное словесное описание Диалог, монолог | Рефераты учащихся, анализ отдельных глав | У: с 215 -240, таблица, вопросы на с 240-242, сообщения | 30.04 | |
8. | Идейно-художественное своеобразие романа «Преступление и наказание». Рр Подготовка к написанию домашнего сочинения №3 по роману Ф.М.Достоевского «Преступление м наказание» | 2 | Формировать навык формулирования собственного мнения Формировать навык написания сочинений разных жанров | Составление плана, подбор цитат к пунктам плана, написание сочинения. | Выступления учащихся, работа в группах. | Рр Домашнее сочинение№3 У: с 244 -253, таблица, сообщения Прочитать рассказы А.П.Чехова | 05.05 | |
9. | Жизнь и творчество А.П. Чехова. Трагикомедия «футлярной» жизни («Человек в футляре», «Крыжовник») | 2 | Продолжить знакомство с творчеством А.П.Чехова Развивать представления учащихся о теме»маленького человека» в творчестве А.П.Чехова | Рассказ учителя, сообщения учеников, беседа по вопросам, выразительное чтение, комментарии учителя. | Анализ текста, исследовательская работа | У: с 254 -267, таблица, вопросы на с 281-282, сообщения, творческое задание | 08.05 | |
10. | А.П.Чехов. Выбор доктора Старцева (Анализ рассказа «Ионыч»). | 2 | Выявить смысл заглавия рассказа | Работа со словарями | Работа в группах, анализ эпизода | У: с 267-280, таблица, вопросы на с 276, сообщения, творческое задание Прочитать 1 и 2 действия пьесы А.П.Чехова «Вишневый сад». | 14.05 | |
11. | Своеобразие образной системы и конфликта комедии «Вишневый сад». Образ сада и философская проблематика пьесы | 2 | Формировать навык комплексного анализа Формировать речеведческие комппетенуии учащихся | Чтение по ролям Инсценировка | Работа в группах, инсценировка, исследовательская работа | У: с 267-280, таблица, вопросы на с 281-282, сообщения, творческое задание Прочитать 3 и 4 действия пьесы «Вишневый сад». | 19.05 | |
12. | Сложность и неоднозначность авторской позиции в произведении. Контрольное тестирование №2 | 2 | Выявить значение творчества Чехова для русского театра Выявить уровень соответствия знаний, умений и навыков учащихся требованиям образовательного стандарта | Сочинение-отзыв | Исследовательская работа, выступления учащихся с сообщениями | У: вопросы на с 284-285, сообщения, творческое задание | 22.05 | |
13. | Зачетная работа по курсу русской литературы 2-й половины XIX века. Итоговый урок. Что читать летом. | 2 | Выявить уровень соответствия знаний, умений и навыков учащихся требованиям образовательного стандарта Подвести итоги работы за год | Сочинение-размышление Список литературы | Рефераты учащихся | Задание на лето | 28.05 | |