
Пояснительная записка
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы.
Статус документа
Рабочая программа по литературе 11 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
Приказ Министерства образования РФ № 1312 от 09.03.2004 г. «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (в редакции приказа Министерства образования Российской Федерации от 03.06.2008 № 164).
Приказ Министерства образования и науки РФ от 05 03 2004 года № 1089«Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями в редакции от 20.08.2008 № 241)
Программы Общеобразовательных учреждений. «Литература. 5-11 классы» авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В. И. Коровин, И.С. Збарский, В. П. Полухина; под редакцией В.Я. Коровиной. М: Просвещение, 2008г.
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004г.) и Программы по литературе для 10-11 классов (авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В. И. Коровин, И.С. Збарский, В. П. Полухина; под редакцией В.Я. Коровиной. М: Просвещение, 2008г.)
Авторская программа полностью соответствует Госстандарту (его федеральному компоненту).
Данная рабочая программа ориентирована на содержание авторской программы, учебник-хрестоматию для 11 класса, обеспечивающие процесс обучения.
Вид реализуемой рабочей программы: основная общеобразовательная программа
Цели обучения: Изучение литературы в старшей школе направлено на достижение следующих целей:
• воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
• развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
• освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
• овладение умениями анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.
Главной целью литературного образования в 11 классе является изучение литературного процесса в России ХХ века, овладение элементами историко-функционального анализа.
Материал в планировании расположен по литературным темам, что обеспечивает последовательность изучения литературных явлений, обобщение, закрепление и развитие литературных знаний.
Преемственность, межпредметные связи: В результате освоения содержания курса литературы учащийся получает возможность совершенствовать и расширить круг
общих учебных умений, навыков и способов деятельности, овладение которыми является необходимым условием развития и социализации школьников. К числу основных общих учебных умений, навыков и способов деятельности, формируемых на уроках литературы,
относятся:
использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа,
определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов,
самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера,
поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа; отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно),
умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в т.ч. от противного);
объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах; владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога
(диспута),
выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.). Умение понимать язык художественного произведения, работать с критическими статьями,
владение навыками редактирования текста, создания собственного текста (сочинения различных жанров),
определение собственного отношения к явлениям прошлого и современной жизни.
умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои взгляды,
осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Главным при изучении предмета остается работа с художественным текстом, что закономерно является важнейшим приоритетом в преподавании литературы.
Планированием предусматривается проведение уроков различных типов: уроки-лекции (при изучении тем, знакомящих с основными закономерностями историко-литературного процесса; этапами творческой эволюции писателей; историко-культурным контекстом и творческой историей изучаемых произведений; основными литературными направлениями и течениями и реализацией их в художественном произведении), семинары (при анализе и интерпретации изучаемых литературных произведений, сопоставлении литературных произведений и их критических и научных интерпретаций с целью выявления их типологической общности и художественного своеобразия, при характеристике стиля писателя), аналитические беседы, направленные на формирование умения аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению, выявлять авторскую позицию; эвристические беседы, обучающие умению выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы, связывать изучаемое произведение с современностью и литературной традицией, эпизод или сцену – с проблематикой произведения в целом. Большое внимание уделяется комплексному анализу текста, выявляющему авторский замысел и различные средства его воплощения, в том числе и языковые, их роль в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.
Содержание стандарта может быть реализовано следующими видами усложняющейся учебной деятельности:
рецептивная деятельность: чтение и полноценное восприятие художественного текста, заучивание наизусть (важна на всех этапах изучения литературы);
репродуктивная деятельность: осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий, характеров, реалий (осуществляется в виде разного типа пересказов (близких к тексту, кратких, выборочных, с соответствующими лексико-стилистическими заданиями и изменением лица рассказчика); ответов на вопросы репродуктивного характера);
продуктивная творческая деятельность: сочинение разных жанров, выразительное чтение художественных текстов, устное словесное рисование, инсценирование произведения, составление киносценария;
поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства;
исследовательская деятельность: анализ текста, сопоставление произведений художественной литературы и выявление в них общих и своеобразных черт.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
выразительное чтение художественного текста;
различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
анализ и интерпретация произведения;
составление планов и написание отзывов о произведениях;
написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.
Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по литературе за курс 11 класса.
Учащиеся должны знать/понимать:
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творчества писателей-классиков ХХ века;
- авторов и названия изученных художественных произведений;
- основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
- основные теоретические понятия.
Учащиеся должны уметь:
анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь);
анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой;
раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений;
выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы;
соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
определять род и жанр произведения;
выявлять авторскую позицию;
выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.
Содержание учебного предмета
Основными критериями отбора художественных произведений для изучения в старшей школе являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а так же культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.
Курс литературы в старшей школе направлен на систематизацию представлений учащихся об историческом развитии литературы, что позволяет глубже осознать диалог классической и современной литературы.
Поскольку программа изучения литературы допускает известное варьирование количества часов, отводимых на изучение литературных тем, в данном планировании предлагаемый программой под редакцией В. Я. Коровиной литературный материал систематизирован с целью отбора произведений, обладающих несомненной эстетической ценностью, доступных читательскому восприятию обучающихся, соответствующих образовательным целям программы, способствующих решению обозначенных в программе задач. Весь литературный материал скомпонован вокруг центральной проблемы 11 класса – «Национальное своеобразие и история русской литературы ХХ века». Подробно изучаются произведения, включенные в «Обязательный минимум содержания основных образовательных программ» и предназначенные для обязательного изучения на базисном уровне среднего (полного) общего образования. Реализация принципа вариативности в изучении литературы заключается в расширении списка писательских имен и произведений для обзорного изучения, расширяющих читательский кругозор обучающихся, позволяющих глубже осознать основные закономерности историко-литературного процесса, множественность литературно-художественных стилей.
С целью преодоления недостаточной сформированности навыков владения художественным словом в раскрытии мысли школьников большое внимание уделяется читательскому комментарию изучаемого произведения, формирующему самостоятельность мышления обучающихся, навыкам коррекции стилистических недочетов в письменной и устной речи, умению употреблять с наибольшей художественной выразительностью слова, формы слов, видеть их порядок, отношения между ними.
11 КЛАСС
102 ч (3 ч в неделю)
Русская литература XX века
И.А. Бунин «Перед закатом набежало…», « На окне, серебряном от инея…», «Собака».
Рассказ "Господин из Сан-Франциско". Рассказ "Чистый понедельник", «Лёгкое дыхание» .
А.И. Куприн «Гранатовый браслет».
М. Горький Пьеса "На дне". Сказки Италии.
Поэзия конца XIX - начала XX вв.
В.Я. Брюсов «Хвала человеку». Ф.К. Сологуб «Всё дано в переизбытке». К.Д. Бальмонт «Будем как Солнце!» Н.С. Гумилёв «Жираф», «Змей»
А.А. Блок Стихотворения: "Незнакомка", "Россия", "Ночь, улица, фонарь, аптека...", "В ресторане", "Река раскинулась. Течет, грустит лениво..." (из цикла "На поле Куликовом"), "На железной дороге", а также три стихотворения по выбору. Поэма "Двенадцать".
В.В. Маяковский Стихотворения: "А вы могли бы?", "Послушайте!", "Скрипка и немножко нервно", "Лиличка!", "Юбилейное", "Прозаседавшиеся", а также три стихотворения по выбору.
Поэма "Облако в штанах".
С.А. Есенин Стихотворения: "Гой ты, Русь, моя родная!..", "Не бродить, не мять в кустах багряных...", "Мы теперь уходим понемногу...", "Письмо матери", "Спит ковыль. Равнина дорогая...", "Шаганэ ты моя, Шаганэ...", "Не жалею, не зову, не плачу...", "Русь Советская", а также три стихотворения по выбору.
М.И. Цветаева Стихотворения: "Моим стихам, написанным так рано...", "Стихи к Блоку" ("Имя твое - птица в руке..."), "Кто создан из камня, кто создан из глины...", "Тоска по родине! Давно...", а также два стихотворения по выбору.
О.Э. Мандельштам Стихотворения: "Notre Dame", "Бессонница. Гомер. Тугие паруса...", "За гремучую доблесть грядущих веков...", "Я вернулся в мой город, знакомый до слез...", а также два стихотворения по выбору.
А.А. Ахматова Стихотворения: "Песня последней встречи", "Сжала руки под темной вуалью...", "Мне ни к чему одические рати...", "Мне голос был. Он звал утешно...", "Родная земля", а также два стихотворения по выбору. Поэма "Реквием".
Б.Л. Пастернак Стихотворения: "Февраль. Достать чернил и плакать!..", "Определение поэзии", "Во всем мне хочется дойти...", "Гамлет", "Зимняя ночь", а также два стихотворения по выбору. Роман "Доктор Живаго" (обзор).
М.А. Булгаков Романы: "Белая гвардия" или "Мастер и Маргарита".
А.П. ПЛАТОНОВ «Усомнившийся Макар».
М.А. Шолохов Роман-эпопея "Тихий Дон" (обзорное изучение).
А.Т. Твардовский Стихотворения: "Вся суть в одном-единственном завете...", "Памяти матери", "Я знаю, никакой моей вины...", а также два стихотворения по выбору.
В.Т. ШАЛАМОВ "Колымские рассказы" «Причал Ада», «Очерки преступного мира».
А.И. Солженицын Повесть "Один день Ивана Денисовича". Рассказ "Матренин двор".
Проза второй половины XX века
В.П. Астафьев, В.Л. Кондратьев, В.П. Некрасов, Е.И. Носов, В.Г. Распутин, В.М. Шукшин.
Поэзия второй половины XX века
Б.А. Ахмадулина, А.А. Вознесенский, B.C. Высоцкий, Е.А. Евтушенко, Б.Ш. Окуджава, Н.М. Рубцов
Драматургия второй половины XX века
А.В. Вампилов «Старший сын».
Литература последнего десятилетия
Литература народов России
Р. Гамзатов, М. Джалиль, поэзия.
Зарубежная литература
Проза Э.М. Ремарк, Дж. Сэлинджер, Э. Хемингуэй, Рэй Брэдбэри.
Поэзия Г. Гейне, Т.С. Элиот.
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Содержание (разделы, темы) | Кол-во час. | Даты проведения | Оборудование |
план | факт |
| Введение | 2 | | | |
1. | Судьба России в XX веке. Основные направления, темы и проблемы русской литературы | 1 | 03.09 | | Презентация |
2 | Характеристика литературного процесса начала XX века. Направления философской мысли начала столетия | 1 | 04.09 | | |
| Литература начала XX века | | | | |
| Писатели-реалисты начала XX века | 15 | | | |
3. | И. А. Бунин. Жизнь и творчество. Стихотворения: «Крещенская ночь», «Собака», «Одиночество» | 1 | 05.09 | | Портрет |
4. | Лирика И. А. Бунина. Её филисофичность, лаконизм и изысканность Кубан. Ю. П. Кузнецов. Основные мотифы лирики | 1 | 10.09 | | Презентация |
5. | «Господин из Сан-Франциско». Обращение писателя к широчайшим социально-философским обобщениям. | 1 | 11.09 | | Карточки с тестами |
6. | Тема любви в рассказе И.А. Бунина «Чистый пондельник» | 1 | 12.09 | | Презентация |
7. | Психологизм бунинской прозы и особенности «внешней изобразительности» | 1 | 17.09 | | Таблицы |
8. | А.И. Куприн. Жизнь и творчество. Проблема самопознания личности в повести «Поединок». | 1 | 18.09 | | Портрет |
9. | Поэтические изображения природы в повести «Олеся», богатства дуовного мира лирического героини | 1 | 19.09 | | Карточки с тестами |
10. | Любовь как высшая ценность мира в рассказе «Гранатовый браслет» | 1 | 24.09 | | Таблица |
11. | Трагическая история любви Желтковаи пробуждение души Веры Шеиной. Поэтика рассказа.. | 1 | 25.09 | | Материалы медиатеки |
| Домашнее сочинение по творчеству И.А. Бунина и А.И. Куприна | 1 | | | |
12. | М. Горький. Жизнь и творчество. Ранние романтические рассказы | 1 | 26.09 | | Портрет |
13. | «Старуха Изергиль». Проблематика и особенности композиции рассказа | 1 | 01.10 | | Презентация |
14. | «На дне» как социально-философская драма. Смысл названия произведения. | 1 | 02.10 | | Таблица |
15. | «Три правды» в пьесе и их трагическое столкновение | 1 | 03.10 | | Таблица |
16. | Новаторство горького-драматурга. Сценическая судьба пьесы. Кубан. Кубань в творчестве Горького. | 1 | 08.10 | | Презентация |
17. | Классное сочинение по творчеству М. Горького. | 1 | 09.10 | | |
| Серебряный век русской поэзии | | | | |
| Симфолизм | 4 | | | |
18. | Русский символизм и его истоки. | 1 | 10.10 | | Таблица |
19. | В.Я. Брюсов как основоположник русского симфолизма. Проблематика и стиль произведений поэта. | 1 | 15.10 | | Портрет |
20. | К. Д. Бальмонт. Поэзия как выразительница «говора стихий» | 1 | 16.10 | | Презентация |
21. | А. Белый. Ликующие мироощущение, философские раздумья поэта. | 1 | 17.10 | | Презентация |
| Акмеизм | 3 | | | |
22. | Западноевропейские и отечественные истоки акмеизма. | 1 | 22.10 | | Таблица |
23. | Н.С. Гумилёв. Слово о поэте. Романтический герой. Лирика Гумилёва. | 1 | 23.10 | | Материалы медиатеки |
24. | Проблематика и поэтика лирики Н.С. Гумилёва. Кубан. И.Ф. Варавва. Темы и мотивы лирики. | 1 | 24.10 | | Презентация |
| Футуризм | 1 | | | |
25. | Футуризм как литературное направление. Игорь северянин. Поиски новых поэтических форм. | 1 | 29.10 | | Таблица |
| А.А. Блок | 5 | | | |
26. | А.А. Блок. Жизнь и творчество. Блок и символизм. Темы и образы ранней лирики. «Стихи о Прекрасной Даме» | 1 | 30.10 | | Презентация |
27. | Тема старинного мира в лирике А. Блока. «Незнакомка», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Фабрика» | 1 | 31.10 | | Презентация |
28. | Тема Родины в лирике А. Блока. «Россия», «Река раскинулась», «На железной дороге» | 1 | 12.11 | | Материалы медиатеки |
29. | Поэма «Двенадцать». История создания поэмы. Герои, сюжет, композиция | 1 | 13.11 | | Таблица |
30. | Многоплановость, сложность художественного мира поэмы. Многозначность финала. | 1 | 14.11 | | Презентация |
| Новокрестьянская поэзия. (Обзор) | 7 | | | |
31. | Художественные и идейно-нравственные аспекты новокрестьянской поэзии. Н.А. Клюев. Жизнь и творчество. | 1 | 19.11 | | Таблица |
32. | С.А. Есенин. Жизнь и творчество. Ранняя лирика. «Гой ты, Русь моя родная!...», «Письмо матери» | 1 | 20.11 | | Материалы медиатеки |
33. | Тема России в лирике Есенина. «Я покинул родимый дом…», «Русь советская», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Возвращение на Родину…» | 1 | 21.11 | | Карточки с тестами |
34. | Любовная тема в лирике Есенина. «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Собаке Качалова», «Шаганэ, ты моя, Шаганэ!...» | 1 | 26.11 | | Презентация |
35. | Тема быстротечности человеческого бытия в лирике Есенина. Трагизм восприятия гибели русской деревне. «Не жалею, не зову, не плачу…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Сорокоуст» | 1 | 27.11 | | Таблица |
36. | Поэтика Есенинского цикла «Персидские мотивы» | 1 | 28.11 | | Таблица |
37. | Классное сочинение по творчеству А.А. Блока и С.А. Есенина. | 1 | 03.12 | | Таблица |
| Литературы 20-х годов XX века | 7 | | | |
38. | Литературный процесс 20-х годов XX века | 1 | 04.12 | | Презентация |
39. | Тема России и революции: трагическое осмысление темы в творчестве поэтов старшего поколения (А. Блок, 3. Гиппиус, А. Белый, В. Ходасевич, И. Бунин, Д. Мережковский, А. Ахматова, М. Цветаева, О. Мандельштам и др.). | 1 | 05.12 | | Презентация |
40. | Русская эмигрантская сатира, ее направленность («Дюжина ножей в спину революции» А. Аверченко, «Ностальгия» Тэффи). | 1 | 10.12 | | Таблица |
41. | В.В. Маяковский. Жизнь и творчество. Художественный мир ранней лирики. «А Вы могли бы?», «Послушайте», «Скрипка и немножко нервно» | 1 | 11.12 | | Презентация |
42. | Пафос революционного переустройства мира. Сатирический пафос лирики. «Празаседавшиеся» | 1 | 12.12 | | Материалы медиатеки |
43. | Своеобразие любовной лирики Маяковского. «Лиличка!», «Письмо Татьяне Яковлевой» | 1 | 17.12 | | Таблица |
44. | Тема поэта и поэзии в творчестве Маяковского. «Юбилейное», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Сергею Есенину» | 1 | 18.12 | | Материалы медиатеки |
| Литературы 30-х годов XX века | 24 | | | |
45. | Сложность творческих поисков и писательских судеб в 30-е годы. Кубан. В.П. Неподоба. Стихотворения. | 1 | 19.12 | | Таблица |
46. | М.А. Булгаков. Жизнь и творчество. Роман «Белая гвардия». Система образов. | 1 | 24.12 | | Презентация |
47. | История создания и публикации романа «Мастер и Маргарита» | 1 | 25.12 | | Материалы медиатеки |
48. | Проблемы и герои романа Булгакова «Мастер и Маргарита». Роль эпиграфа | 1 | 26.12 | | Таблица |
49. | «Мастер и Маргарита» - апология творчества и идеальной любви в атмосфере отчаяния и мрака. | 1 | | | Презентация |
50. | Своеобразие жанра и композиции романа. Сочетание реальности и фантастики. | 1 | | | Таблица |
| Домашнее сочинение по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». | | | | |
51. | А.П. Платонов. Жизнь и творчество. Повесть «Котлаван». Высокий пафос и острая сатира. | 1 | | | Презентация |
52. | Тип платоновского героя – мечтателя и правдоискателя. | 1 | | | Таблица |
53. | А.А. Ахматова. Жизнь и творчество. Художественное своеобразие и поэтическое мастерство любовной лирики. «Песня последней встречи», «Сжала руки под тёмной вуалью…» | 1 | | | Презентация |
54. | Судьба России и судьба поэта в лирике Ахматовой. «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля», «Приморский сонет» | 1 | | | Карточки с тестами |
55. | Поэма «Реквием». Трагедия народа и поэта. Кубан. Лирика В.Г. Сааковой. | 1 | | | Презентация |
56. | Тема суда времени и исторической памяти. Особенности жанра и композиции поэмы. | 1 | | | Таблица |
57. | О. Мандельштам. Жизнь и творчество. Культурологические истоки и музыкальная природа стихотворений поэта. «NotreDame», «Бессоница. Гомер. Тугие паруса.» | 1 | | | Презентация |
58. | Философичность поэзии Мандельштама. Поэт и «век-волкодав». «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в свой город, знакомый до слёз…» | 1 | | | Таблица |
59. | М.И. Цветаева. Жизнь и творчество. Тема поэта и поэзии в лирике Цветаевой. «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку», («Имя твоё – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто из глины…», «Попытка ревности», «Стихи к Пушкину» | 1 | | | Презентация |
60. | Тема родины. Своеобразие поэтического стиля. «Тоска по Родине! Давно…», «Стихи о Москве». Кубан. Поэтический мир Т. Голуб | 1 | | | Карточки с тестами |
| Домашнее сочинение по творчеству А.А. Ахматовой, М.И. Цветаевой, О.Э. Мандельштама | 1 | | | |
61 | М.А. Шолохов. Жизнь. Творчество. Личность. «Донские казаки». | | | | Портрет |
62. | «Тихий Дон» - роман-эпопея о всенародной трагедии. Широта эпического повествования. | 1 | | | Презентация |
63. | Проблемы и герои романа. Система образов романа. | 1 | | | Таблица |
64. | Образ главного героя. Проблема гуманизма в эпопее. | 1 | | | Карточки с тестами |
65. | Трагедия целого народа и судьба Григория Мелехова в романе «Тихий Дон» | 1 | | | Таблица |
66. | Женские судьбы в романе «Тихий Дон». | 1 | | | Таблица |
67. | Мастерство М.А. Шолохова в романе «Тихий Дон» Кубан. В.И. Лихоносов «Наш маленький Париж» | 1 | | | Презентация |
68. | Классное сочинение по творчеству Шолохова. | 1 | | | |
|
Литература периода Великой Отечественной Войны. | 3 | | | |
69. | Литература «предгрозья». Поэзия как самый оперативный жанр. | | | | Таблица |
70. | Человек на войне, правда о ней. Реалии и романтика в описании войны. | | | | Презентация |
71. | Драматургия К. Симонова, Л. Леонова. Пьеса-сказка Шварца «Дракон» | | | | Материалы медиатеки |
| Литературы 50-90-х годов. | 24 | | | |
72. | Новое осмысление военной темы в литературе 50-90-х годов. | 1 | | | Презентация |
73. | Поэзия периода «оттепели». Авторская песня. Кубан. Лирика К.А. Обойщикова. | 1 | | | Карточки с тестами |
74. | Темы и проблемы русской прозы и драматургии второй половины XX века | 1 | | | Таблица |
75. | А.Т. Твардовский. Жизнь и творчество. Размышление о настоящем и будущем Родины. «Вся суть в одном единственном завете…», «Памяти матери», «Памяти Гагарина» | 1 | | | Презентация |
76. | Осмысление темы войны. «Я знаю, никакой моей вины…», «В тот день, когда закончилась война» | 1 | | | Карточки с тестами |
77. | Б.А. Пастернак. Жизнь и творчество. Основные темы и мотивы поэзии. «Февраль. Достань чернил и плакать!...», «Зимняя ночь», «Гамлет» | 1 | | | Презентация |
78. | Философский характер лирики Пастернака. «Определение поэзии», «Во всём мне хочется дойти…» | 1 | | | Таблица |
79. | Роман «Доктор Живаго». История создания, жанровое своеобразие и композиция романа | 1 | | | Презентация |
80. | Образ главного героя – Юрия Живаго. Женские образы в романе. | 1 | | | Материалы медиатеки |
81. | А.И. Жизнь и творчество. Повесть «Один день из жизни Ивана Денисовича». Своеобразие раскрытия «лагерной» темы. | 1 | | | Презентация |
82. | Образ Ивана Денисовича Шухова. Нравственная прочность и устойчивость героя | 1 | | | Таблица |
83. | «Архипелаг ГУЛАГ» - летопись стаданий | 1 | | | Презентация |
84. | В.Т. Шаламов. Жизнь и творчество. Проблематика и поэтика рассказов «На представку», «Сентенция» | 1 | | | Презентация |
85. | Н.М. Рубцов. Основные темы и мотивы лирики поэта и её художественное своеобразие. «Видение на холме», «Русский огонёк», «Звезда полей», «В горнице» | 1 | | | Таблица |
86. | В.П. Астафьев. Взаимоотношения человека и природы в романе «Царь-рыба» | 1 | | | Материалы медиатеки |
87. | Мифологические мотивы одушевления природы, её возмездия за безнравственность | 1 | | | Карточки в тестами |
88. | В.Г. Распутин. Народ, его история, его земля в повести «Прощание с Матёрой» | 1 | | | Презентация |
89. | Нравственные проблемы повести «Прощание с Матёрой» Кубан. Ю.В. Сальников «Рано или поздно» | 1 | | | Карточки в тестами |
90. | И.А. Бродский. Проблемно-тематический диапозон лирики поэта. | 1 | | | Таблица |
91. | Б.Ш. Окуджава Слово о поэте. Память о войне в лирике поэта. | 1 | | | Таблица |
92. | Ю.В. Трифонов. «Вечные темы и нравственные проблемы в повести «Обмен» | 1 | | | Материалы медиатеки |
93. | А.В. Вампилов. «Утиная охота». Проблематика, конфликт, система образов, концепция пьесы | 1 | | | Таблица |
94. | М. Карим. Жизнь и творчество. Тема памяти о родных местах, вечности движения жизни | 1 | | | Презентация |
95. | Классное сочинение по литературе 50-90-х годов | 1 | | | |
| Литература конца XX- начала XXI века | 2 | | | |
96. | Общий обзор произведений последнего десятилетия. Проза на современном этапе. | 1 | | | Таблица |
97. | Поэзия на современном этапе. Кубан. В.Б. Бакалдин. Своеобразие поэзии. | 1 | | | Карточки с тестами |
| Из зарубежной литературы | 5 | | | |
98. | Д.Б. Шоу «Дом, где разбиваются сердца». Духовно- нравственные проблемы пьесы | 1 | | | Презентация |
99. | Т.С. Элиот. Слово о поэте. «Любовная песнь Дж. Альфреда Пруфрока». Многообразие мыслей и настроений стихотворения. | 1 | | | Таблица |
100 | Э.М. Хемингуэй. Слово о писателе и его романах «И восходит солнце», «Прощай, оружие!». | 1 | | | Презентация |
101 | Духовно-нравственные проблемы повести «Старик и море». | 1 | | | Карточки с тестами |
102 | Э.М. Ремарк. «Три товарища». Трагедия и гуманизм повествования. | 1 | | | Презентация |
| ИТОГО: | 102 часа 7соч | | | |
Обеспеченность учебно-методическими комплектами и методическими пособиями.
Тематическое планирование по литературе составлено по учебно-методическому комплекту:
Коровин В.И. Литература: 11 класс: Учебник: В 2ч. – М.: Просвещение 2011
2. Еремина, О. А. Литература. 11 класс. Поурочные разработки : книга для учителя / О. А. Еремина. – М. : Просвещение, 2010. – 192 с.
3. Кунарев, А. А. Русская литература ХХ века. 11 кл. : практикум / А. А. Кунарев, О. Н. Михайлов, В. А. Чалмаев ; под ред. В. П. Журавлева. – М. : Просвещение, 2006. – 318 с.
4. Литература. 11 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений : в 2 ч. / Л. А. Смирнова [и др.] ; сост. Е. П. Пронина ; под ред. В. П. Журавлева. – М. : Просвещение, 2011.
Учебно-методический комплект дополняет литература, используемая при реализации данной программы:
1. Мещерякова, М. И. Литература в таблицах и схемах / М. И. Мещерякова. – М. : Айрис-Пресс, 2010.
2. Крутецкая, В. А. Русская литература в таблицах и схемах. 9–11 кл. / В. А. Крутецкая. – М. : Литера, 2010.
3. Харитонова, О. Н. Сборник литературных игр для учащихся 5–9 кл. / О. Н. Харитонова. – М. : Феникс, 2010.
4. Харитонова, О. Н. Сборник литературных игр для учащихся 10–11 кл. / О. Н. Харитонова. – М. : Феникс, 2010.
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:
– электронный репетитор «Литература» (система обучающих тестов);
– репетитор по литературе (Кирилла и Мефодия);
– репетитор «Литература» (весь школьный курс);
– программа «Домашний репетитор».
Организация текущего и промежуточного контроля знаний.
Формой контроля, предусмотренной курсом, является письменный и устный анализ литературных произведений по выбору учителя или обучающегося (что наполняет работу личностным смыслом для обучающегося), написание сочинений на литературные темы, беседы по материалам уроков, в которых обучающиеся имеют возможность продемонстрировать знание специфических средств жанрово-ситуативных стилей, умение анализировать образцы публицистической и ораторской речи, а также обсуждать первые опыты самостоятельной творческой работы.
Промежуточный:
- устный пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменением лица рассказчика, художественный) главы, нескольких глав повести, романа, стихотворения в прозе, пьесы, критической статьи;
- выразительное чтение текста художественного произведения;
- заучивание наизусть стихотворных текстов;
- устный или письменный развернутый ответ на вопрос;
- устное словесное рисование;
- комментированное чтение;
- характеристика литературного героя или героев (индивидуальная, групповая, сравнительная);
- установление ассоциативных связей с произведениями различных видов искусств;
- определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру;
- анализ ( в том числе сравнительный) текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта;
- выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания;
- подготовка доклада, лекции на литературную или свободную тему, связанную с изучаемым художественным произведением;
- работа с внетекстовыми источниками (словарями различных типов, воспоминаниями и мемуарами современников, дневниковыми записями писателей, статьями и т.д.);
- составление конспектов критических статей, лекции учителя, статей учебника; составление планов, тезисов, рефератов, аннотаций к книге фильму, спектаклю;
- создание сценариев литературных или литературно-музыкальных композиций, киносценариев;
- сочинение на литературную тему, сообщение на литературную и историко-культурную темы, презентация проектов;
- участие в дискуссии, заседании круглого стола, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонентов.
Итоговый:
- написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений;
- письменный развернутый ответ на проблемный вопрос;
- творческий зачёт;
- защите проектов.