СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа по литературе для 5 класса на основе авторской.
программа
ОСНОВНОГО общего образования
по ЛИТЕРАТУРЕ 5 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе (базовый уровень) утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ 17 декабря 2010 года № 1897; с изменениями, внесенными приказом Минобрнауки России от 29.12.2014 года №1644, приказом Минобрнауки России от 31.12.2015 года № 1577; на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Примерной программы по литературе для 5–9 классов и на основе авторской программы В.Я. Коровиной, В.П. Журавлева, В.И. Коровина, Н.В. Беляевой (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я. Коровиной, М.: Просвещение, 2020).
Главными целями изучения предмета «Литература» являются:
• формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
• развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
• постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
• поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
• овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
• овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет, и др.);
• использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.
Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.
Вторая ступень школьного литературного образования (основная школа, 5―9 классы) охватывает три возрастные группы, образовательный и психофизиологический уровни развития которых определяют основные виды учебной деятельности.
Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, вторая владеет техникой чтения и более подготовлена к толкованию прочитанного. Именно поэтому на занятиях с первой группой важно уделять больше внимания различным видам чтения: индивидуальному чтению вслух, чтению по ролям, инсценированию, различным видам пересказов (подробному, сжатому, с изменением лица рассказчика, с сохранением стиля художественного произведения и т. д.).
В учебной работе со второй группой необходимо активизировать умения анализировать художественное произведение, воплощая результаты этой работы в филологически грамотные устные и письменные высказывания. Курсы литературы в 5―8 классах строятся на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно - тематического принципов. В 9 классе начинается линейный курс на историко-литературной основе (древнерусская литература ― литература XVIII века ― литература первой половины XIX века), который будет продолжен в старшей школе. В 9 классе активизируется связь курса литературы с курсами отечественной и мировой истории, МХК, идёт углубление понимания содержания произведения в контексте развития культуры, общества в целом, активнее привлекается критическая, мемуарная, справочная литература, исторические документы, более определённую филологическую направленность получает проектная деятельность учащихся.
Содержание каждого курса (класса) включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро, зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя и т. д.). В каждом из курсов (классов) затронута одна из ведущих проблем (например, в 5 классе ― внимание к книге; в 6 классе ― художественное произведение и автор, характеры героев; в 7 классе ― особенности труда писателя, его позиция, изображение человека как важнейшая проблема литературы; в 8 классе ― взаимосвязь литературы и истории (подготовка к восприятию курса на историко-литературной основе), в 9 классе ― начало курса на историко-литературной основе).
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА» В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ
Литература как учебный предмет играет ведущую роль в достижении личностных, предметных и метапредметных результатов обучения и воспитания школьников.
Личностные результаты:
• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;
• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
• формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты изучения литературы:
• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
• умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и
критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
• умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
• смысловое чтение;
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
• умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
• формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты по литературе:
• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы ХѴІІІ века, русских писателей ХІХ ―ХХ веков, литературы народов России и зарубежной литературы;
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно- нравственными ценностями других народов;
• формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
• понимание авторской позиции и своё отношение к ней;
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
МЕСТО КУРСА «ЛИТЕРАТУРА»
В БАЗИСНОМ УЧЕБНОМ (ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ) ПЛАНЕ
Обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования предусматривает ресурс учебного времени в объёме 385 ч, в том числе: в 5 классе ― 70 ч, в 6 классе ― 70 ч, в 7 классе ― 70 ч, в 8 классе ― 70 ч, в 9 классе ― 105 ч.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
5 класс
Введение
Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка, титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор и др.). Учебник литературы и работа с ним.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Фольклор ― коллективное устное народное творчество.
Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное и индивидуальное в фольклоре.
Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки ― повторение).
Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество (развитие представлений).
Русские народные сказки
Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые (анекдотические, новеллистические). Нравственное и эстетическое содержание сказок. Сказители. Собиратели сказок.
«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. «Величественная простота, презрение к позе, мягкая гордость собою, недюжинный ум и глубокое, полное неиссякаемой любви сердце, спокойная готовность жертвовать собою ради торжества своей мечты ― вот духовные данные Василисы Премудрой...» (М. Горький). Иван-царевич ― победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников ― Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Светлый и тёмный мир волшебной сказки. Народная мораль в сказке: добро торжествует, зло наказывается. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Изобразительный характер формул волшебной сказки. Фантастика в волшебной сказке.
« Журавль и цапля», «Солдатская шинель» ― народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках.
Теория литературы. Сказка как повествовательный жанр фольклора. Виды сказок (закрепление представлений). Постоянные эпитеты. Гипербола (начальное представление). Сказочные формулы. Вариативность народных сказок (начальные представления). Сравнение.
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ХѴІІІ―XIX ВЕКОВ
Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен). Русские баснописцы ХѴІІІ века (обзор).
Александр Петрович Сумароков. Краткий рассказ о поэте.
«Кокушка». Высмеивание незаслуженно высокого представления о себе и своих способностях.
Иван Иванович Дмитриев. Краткий рассказ о поэте.
«Муха». Противопоставление труда и безделья. Присвоение чужих заслуг. Смех над ленью и хвастовством.
Особенности литературного языка ХѴІІІ столетия.
Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о поэте.
Басни «Ворона и Лисица», «Волк на псарне». Осмеяние человеческих пороков (лесть, глупость, хитрость ради корысти, лицемерие). Образы животных. Аллегорическое отражение исторических событий в басне. «Волк на псарне» как произведение о войне 1812 года. Патриотическая позиция автора. «Крылатые выражения» в баснях И. А. Крылова.
Теория литературы. Мораль в басне, аллегория (развитие понятий). Понятие об эзоповом языке.
Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте (детство и начало творчества, Жуковский-сказочник).
«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной волшебной сказки. Особенности сюжета. Различия героев литературной и фольклорной сказки.
«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.
Теория литературы. Баллада (начальные представления).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учёбы).
«У лукоморья дуб зелёный...». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» ― собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.
«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» ― её истоки (сопоставление с русскими народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различия литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность ― красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.
Теория литературы: Стихотворная и прозаическая речь. Ритм. Рифма. Способы рифмовки. Поэма-сказка Стихотворная литературная сказка (начальные представления). Пролог (начальные представления).
Антоний Погорельский. «Чёрная курица, или Подземные жители». Сказочно условное, фантастическое и достоверно реальное в литературной сказке. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения.
Теория литературы. Литературная сказка (развитие представлений). Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, способы рифмовки. «Бродячие сюжеты» сказок разных народов.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности, интерес к истории России).
«Бородино» ― отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения.
Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с высоким патриотическим пафосом стихотворения.
Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет (развитие представлений), метафора, звукопись, аллитерация (начальные представления).
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе (детство, годы учения, начало литературной деятельности).
«Заколдованное место» ― повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.
«Ночь перед Рождеством». (Для внеклассного чтения.) Поэтические картины народной жизни (праздники, обряды, гулянья). Герои повести. Фольклорные мотивы в создании образов героев. Изображение конфликта тёмных и светлых сил.
Теория литературы. Фантастика (развитие представлений). Юмор (развитие представлений).
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности).
«Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства ― короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.
«Есть женщины в русских селеньях...» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»). Поэтический образ русской женщины.
Теория литературы. Эпитет (развитие представлений).
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).
«Муму». Реальная основа повести. Повествование о жизни в эпоху крепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя ― символ немого протеста крепостного человека.
Теория литературы. Портрет, пейзаж (развитие представлений). Литературный герой (развитие представлений).
Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте. «Чудная картина», «Весенний дождь» ― радостные, яркие, полные движения картины весенней природы. Краски, звуки, запахи как воплощение красоты жизни.
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).
«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин ― два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.
Теория литературы. Сравнение (развитие понятия). Сюжет (начальное представление).
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).
«Хирургия» ― осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.
Теория литературы. Юмор (развитие представлений). Речевая характеристика персонажей (начальные представления). Речь героев как средство создания комической ситуации.
Русские поэты XIX века о Родине, родной природе и о себе (обзор)
Ф. И. Тютчев. «Зима недаром злится...», «Весенние воды», «Как весел грохот летних бурь...», «Есть в осени первоначальной...»; А. Н. Плещеев. «Весна» (отрывок); И. С. Никитин. «Утро», «Зимняя ночь в деревне» (отрывок); А. Н. Майков. «Ласточки»; Выразительное чтение наизусть стихотворений (по выбору учителя и учащихся).
Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX―ХХ ВЕКОВ
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).
«В деревне». Воспоминания о первых детских впечатлениях от пребывания в русской деревне. Радость познания мира.
«Лапти». Подвиг простого человека ради больного мальчика и его безутешной матери. Рассказ о горячем сердце русского человека.
«Подснежник». (Для внеклассного чтения.) Тема исторического прошлого России. Праздники и будни в жизни главного героя.
Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).
«В дурном обществе». Жизнь детей из богатой и бедной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого, сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. «Дурное общество» и «дурные дела». Взаимопонимание ― основа отношений в семье.
Теория литературы. Портрет (развитие представлений). Композиция литературного произведения (начальные понятия).
Русская литературная сказка XX века (обзор)
Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).
«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.
Теория литературы. Сказ как жанр литературы (начальные представления). Сказ и сказка (общее и различное).
Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе. «Тёплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.
Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе. Сказки С. Я. Маршака.
«Двенадцать месяцев» ― пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом ― традиция русских народных сказок. Художественные особенности пьесы-сказки.
Теория литературы. Развитие жанра литературной сказки в XX веке. Драма как род литературы (начальные представления). Пьеса-сказка.
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).
«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении ― жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья.Оптимистическое восприятие окружающего мира.
Теория литературы. Фантастика в литературном произведении (развитие представлений).
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).
«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и её понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. Основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.
Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения (начальные представления).
Поэты о Великой Отечественной войне (1941―1945)
Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны.
К. М. Симонов. «Майор привёз мальчишку на лафете...»; А. Т. Твардовский. «Рассказ танкиста».
Война и дети ― обострённо трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.
Поэты ХХ века о Родине, родной природе и о себе
И. А. Бунин. «Помню ― долгий зимний вечер...»; Н. Рубцов. «Родная деревня»; Дон- Аминадо. «Города и годы».
Стихотворные лирические произведения о родине, родной природе как выражение поэтического восприятия окружающего мира и осмысление собственного мироощущения, настроения. Конкретные пейзажные зарисовки и обобщённый образ России. Сближение образов волшебных сказок и русской природы в лирических стихотворениях.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Даниель Дефо. Краткий рассказ о писателе.
«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя (смелость, мужество, находчивость, несгибаемость перед жизненными обстоятельствами). Гимн неисчерпаемым возможностям человека. Робинзонада в литературе и киноискусстве.
Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.
«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке Андерсена. Кай и Герда. Мужественное сердце Герды. Поиски Кая. Помощники Герды (цветы, ворон, олень, Маленькая разбойница и др.). Снежная королева и Герда ― противопоставление красоты внутренней и внешней. Победа добра, любви и дружбы.
Теория литературы. Художественная деталь (начальные представления).
Теория литературы. Аллегория (иносказание) в повествовательной литературе.
Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.
«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывшиеся в отношениях с друзьями. Том и Бекки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена. Причудливое сочетание реальных жизненных проблем и игровых приключенческих ситуаций.
Изобретательность в играх ― умение сделать окружающий мир интересным.
Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.
«Сказание о Кише» ― сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика ― смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства ― опора в труднейших жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.
Произведения о животных
Э. Сетон-Томпсон. Краткий рассказ о писателе, художнике, зоологе.
Арно». Своеобразие книги «Рассказы о животных»: изображение зверей как добрых знакомых, близких друзей. Героическая судьба почтового голубя. Смысл противопоставления Арно и Большого Сизого. Использование сравнений для характеристики героя.
Современная зарубежная и отечественная литература для детей
Ульф Старк. Краткий рассказ о творчестве шведского писателя.
Рассказ «Умеешь ли ты свистеть, Йоханна?». Мир ребёнка и мир старого человека. Осознание необходимости общения, духовного взаимообогащения этих миров.
Ая эН (И. Б. Крестьева). Краткий рассказ о творчестве современной писательницы.
Рассказ «Как растут ёлочные шары, или Моя встреча с Дедом Морозом». Бытовое, повседневное и волшебное в рассказе.
Теория литературы. Сочетание сказочного и научно-фантастического. Особенности композиции произведения.
«Рассказ в рассказе» как композиционный приём.
Писатели улыбаются
Ю. Ч. Ким. Рассказ о писателе.
«Рыба-кит». Словесная игра как средство создания юмористического произведения.
Учебно - тематическое планирование
Название темы, раздела | Кол-во часов в рабочей программе | В том числе контрольные работы | В том числе развитие речи | В том числе внеклассное чтение |
Введение | 1 |
|
|
|
Устное народное творчество | 5 |
|
|
|
Из литературы XVII - XIX века | 32 | 2 | 2 | 4 |
Из русской литературы XIX - XX века | 18 |
| 1 | 1 |
Из зарубежной литературы | 14 | 1 |
| 1 |
Итого | 70 |
|
|
|
Программа предусматривает проведение 6 уроков внеклассного чтения
№ п/п | Содержание |
1 | Жанр басни в мировой литературе (обзор) |
2 | М.Ю. Лермонтов «Ашик – Кериб» как литературная сказка. |
3 | Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством» |
4 | А.П. Чехов Рассказы |
5 | И.А. Бунин «Подснежник» |
6 | Мой любимый рассказ из книги Э. Сетон – Томпсона «Рассказы о животных» |
Программа предусматривает работу по развитию речи
№ п/п | Содержание | Количество часов |
1 | Сочинение по рассказу И.С. Тургенева «Муму» (классное). | 1 |
2 | Сочинение по рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» (классное). | 1 |
3 | Ответ на проблемный вопрос по произведению В.Г. Короленко «В дурном обществе» | 1 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема | Количество часов | Дата проведения |
Введение (1ч.) | |||
1 | Вступительный урок. Книга в жизни человека. | 1 |
|
Устное народное творчество (5 ч) | |||
2 | Фольклор – коллективное устное народное творчество. Малые жанры фольклора. Детский фольклор. | 1 |
|
3 | Русские народные сказки. «Царевна – лягушка» как волшебная сказка. | 1 |
|
4 | «Царевна – лягушка». Василиса Премудрая и Иван – царевич. Поэтика волшебной сказки. | 1 |
|
5 | Сказки о животных и бытовые сказки. ( «Журавль и цапля», «Солдатская шинель») | 1 |
|
6 | Итоговый урок по теме «Устное народное творчество» | 1 |
|
Из русской литературы XVIII – XIX веков (32ч.) | |||
7 | В.ч. № 1 Жанр басни в мировой литературе (обзор) | 1 |
|
8 | А.П. Сумароков «Кокушка», И.И. Дмитриев «Муха» | 1 |
|
9 | И.А. Крылов «Ворона и лисица» | 1 |
|
10 | И.А. Крылов «Волк на псарне» | 1 |
|
11 | В.А. Жуковский «Спящая царевна» | 1 |
|
12 | В.А. Жуковский. Баллада «Кубок» | 1 |
|
13 | А.С. Пушкин «У лукоморья дуб зеленый…» | 1 |
|
14 | А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»: события и герои, истоки сюжета, поэтика сказки. | 1 |
|
15 | «Сказка о мёртвой царевне…»: сравнительная характеристика героев. | 1 |
|
16 | Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, способы рифмовки. | 1 |
|
17 | Урок текущего контроля № 1. Контрольная работа по творчеству И.А. Крылова, В.А. Жуковского, А.С. Пушкина. | 1 |
|
18 | А. Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители» как литературная сказка. | 1 |
|
19 | «Чёрная курица, или Подземные жители» как нравоучительное произведение. | 1 |
|
20 | М.Ю. Лермонтов «Бородино» как отклик на 25- летнюю годовщину Бородинского сражения. | 1 |
|
21 | «Бородино»: проблематика и поэтика. | 1 |
|
22 | В. ч. № 2 М.Ю. Лермонтов «Ашик – Кериб» как литературная сказка. | 1 |
|
23 | Н.В. Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки» «Заколдованное место»: реальность и фантастика повести. | 1 |
|
24 | В. ч. № 3 Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством» | 1 |
|
25 | Н.А. Некрасов «Есть женщины в русских селеньях…» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос») | 1 |
|
26 | «Крестьянские дети». Труд и забавы крестьянских детей. Язык стихотворения. | 1 |
|
27 | И.С. Тургенев «муму» как повесть о крепостном праве. | 1 |
|
28 | «Муму»: система образов. | 1 |
|
29 | Р. р. Сочинение по рассказу И.С. Тургенева «Муму» | 1
|
|
30 | А.А. Фет «Весенний дождь», «Чудная картина» | 1 |
|
31 | Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»: русский офицер в плену горцев. | 1 |
|
32 | «Кавказский пленник»: Жилин и Костылин. | 1 |
|
33 | Р. р. Сочинение по рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» | 1 |
|
34 | Урок текущего контроля № 2 Контрольная работа по творчеству М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого. |
|
|
35 | А.П. Чехов «Хирургия» как юмористический рассказ. | 1 |
|
36 | В. ч. № 4 А.П. Чехов Рассказы | 1 |
|
37 | Ф.И. Тютчев Поэтические образы, настроения и картины в стихах о природе. | 1 |
|
38 | А.Н. Майков «Ласточки», И.С. Никитин «Утро», «Зимняя ночь в древне» (отрывок), А.Н. Плещеев «Весна» (отрывок) |
1 |
|
Из литературы XIX –XX века (18 ч.) | |||
39 | И.А. Бунин «В деревне» | 1 |
|
40 | И.А. Бунин «Лапти» | 1 |
|
41 | В. ч. № 5 И.А. Бунин «Подснежник» | 1 |
|
42 | В.Г. Короленко «В дурном обществе»: судья и его дети. | 1 |
|
43 | «В дурном обществе»: семья Тыбурция. | 1 |
|
44 | Р. р. Подготовка к ответу на проблемный вопрос. | 1 |
|
45 | П.П. Бажов «Медной горы Хозяйка»: образы Степана и Хозяйки Медной Горы. | 1 |
|
46 | К.Г. Паустовский «Тёплый хлеб»: герои сказки и их поступки, язык сказки. | 1 |
|
47 | К.Г. Паустовский «Заячьи лапы» | 1 |
|
48 | М.Я. Маршак «Двенадцать месяцев»: проблемы и герои. | 1 |
|
49 | «Двенадцать месяцев»: пьеса – сказка и её народная основа. | 1 |
|
50 | А.П. Платонов «Никита»: человек и природа. | 1 |
|
51 | В.П. Астафьев «Васюткино озеро»: юный герой в экстремальной ситуации. | 1 |
|
52 | «Васюткино озеро»: становление характера главного героя. | 1 |
|
53 | А.Т. Твардовский «Рассказ танкиста» | 1 |
|
54 | К.М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете…» | 1 |
|
55 | И.А. Бунин «Помню – долгий зимний вечер»; Дон – Аминадо «Города и годы» | 1 |
|
56 | Н. Рубцов «Родная деревня» |
1 |
|
Из зарубежной литературы (14 ч.) | |||
57 | Д. Дефо «Робинзон Крузо»: необычайные приключения героя. | 1 |
|
58 | «Робинзон Крузо»: характер героя. | 1 |
|
59 | Х.К. Андерсен «Снежная королева»: реальность и фантастика. | 1 |
|
60 | «Снежная королева»: сказка о великой силе любви. | 1 |
|
61 | М. Твен «Приключения Тома Сойера»: неповторимый мир детства. Дружба героев. | 1 |
|
62 | Д. Лондон «Сказание о Кише»: что значит быть взрослым? | 1 |
|
63 | Э. Сетон- Томпсон «Арно»: героическая судьба почтового голубя. | 1 |
|
64 | Э. Сетон – Томпсон «Арно»: противопоставление Арно и Большого Сизого. | 1 |
|
65 | В. ч. № 6 Мой любимый рассказ из книги Э. Сетон – Томпсона «Рассказы о животных» | 1 |
|
66 | У. Старк «Умеешь ли ты свистеть, Йоханна?» | 1 |
|
67 | Ая эН «Как растут ёлочные шары, или моя встреча с дедом Морозом» | 1 |
|
68 | Урок текущего контроля № 3 Итоговая контрольная работа за курс 5 класса. | 1 |
|
69 | Ю.Ч. Ким Песня «Рыба – кит» как юмористическое произведение. | 1 |
|
70 | Итоговый урок. Путешествие по стране Литературии 5 класса | 1 |
|
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
Критерии оценивания устного ответа
Отметка «5»
Оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения, умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрывать связь произведения с эпохой; свободное владение монологической литературной речью.
Отметка «4»
Оценивается ответ, который показывает прочные знания и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической литературной речью. Однако допускается одна – две неточности в ответе.
Отметка «3»
Оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; знание основных вопросов теории, но ограниченных навыком разбора и недостаточном умении привлекать текст произведений для подтверждения своих выводов. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствии уровня чтения нормам, установленным для данного текста.
Отметка «2»
Оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной техникой чтения, бедность выразительность средств языка.
Класс | Вслух | Про себя |
5 6 7 8 9 | 120 140 140 – 150 150 150 | 140 – 170 170 – 210 210 – 250 250 – 260 260 – 280 |
Критерии оценивания сочинений
С помощью сочинений проверяются:
1) умение раскрывать тему;
2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;
3) соблюдение языковых норм и правил правописания.
Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая — за грамотность, т. е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:
- соответствие работы ученика теме и основной мысли;
- полнота раскрытия темы;
- правильность фактического материала;
- последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:
- разнообразие словаря и грамматического строя речи;
- стилевое единство и выразительность речи;
- число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок — орфографических, пунктуационных и грамматических.
оценка | Основные критерии оценки | |
содержание и речь | грамотность | |
«5» | 1. Содержание работы полностью соответствует теме. 2. Фактические ошибки отсутствуют. 3. Содержание излагается последовательно. 4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. 5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1—2 речевых недочета | Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка |
«4» | 1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы). 2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности. 3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. 4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен 5. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3—4 речевых недочетов. | Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки
|
«3» | 1. В работе допущены существенные отклонения от темы. 2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. 3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения. 4. Беден словарь, и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление. 5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов. | Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок (в 5 классе - 5 орфографических ошибок и 4 пунктуационные ошибки), а также 4 грамматические ошибки |
«2» | 1. Работа не соответствует теме. 2. Допущено много фактических неточностей. 3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. 4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. 5. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов. | Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, или 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, я также 7 грамматических ошибок |
«2» | 1. Работа не соответствует теме. 2. Допущено много фактических неточностей. 3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. 4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. 5. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов. | Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, или 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, я также 7 грамматических ошибок |
Примечания.
1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.
2. Если объем сочинения в полтора-два раза больше указанного в настоящих нормах, то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2—3—2, 2—2—3; «3» ставится при соотношениях: 6—4—4, 4—6—4, 4—4—6. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.
3. Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
Примерный объем текста сочинений
класс | Объем текста для классного сочинения |
5 | 0,5 – 1,0 страницы |
6 | 1,0 – 1,5 страницы |
7 | 1,5 – 2,0 страницы |
8 | 2,0 – 3,0 страницы |
9 | 3,0 – 4,0 страницы |
Критерии и показатели, используемые при оценивании учебного реферата
Критерии | Показатели |
1.Новизна реферированного текста. Макс. - 20 баллов | - актуальность проблемы и темы; |
2. Степень раскрытия сущности проблемы. | - соответствие плана теме реферата; |
3. Обоснованность выбора источников. | - круг, полнота использования литературных источников по проблеме; |
4. Соблюдение требований к оформлению. Макс. - 15 баллов | - правильное оформление ссылок на используемую литературу; |
5. Грамотность. Макс. - 15 баллов | - отсутствие орфографических и синтаксических ошибок, стилистических погрешностей; |
Оценивание реферата
Реферат оценивается по 100 балльной шкале, балы переводятся в оценки успеваемости следующим образом:
• 86 – 100 баллов – «отлично»;
• 70 – 75 баллов – «хорошо»;
• 50 – 69 баллов – «удовлетворительно;
• менее 50 баллов – «неудовлетворительно».
Баллы учитываются в процессе текущей оценки знаний программного материала
Критерии оценки за тест
«5»- верно выполнено более 90% заданий;
«4»- верно выполнено более 70- 89 % заданий;
«3»- верно выполнено более 51- 69 % заданий;
«2»- верно выполнено 50% и менее.
Оценка | 5 | 4 | 3 | 2 |
Содержание | Работа полностью завершена | Почти полностью сделаны наиболее важные компоненты работы | Не все важнейшие компоненты работы выполнены | Работа сделана фрагментарно и с помощью учителя |
Работа демонстрирует глубокое понимание описываемых процессов | Работа демонстрирует понимание основных моментов, хотя некоторые детали не уточняются | Работа демонстрирует понимание, но неполное | Работа демонстрирует минимальное понимание | |
Даны интересные дискуссионные материалы. Грамотно используется научная лексика | Имеются некоторые материалы дискуссионного характера. Научная лексика используется, но иногда не корректно. | Дискуссионные материалы есть в наличии, но не способствуют пониманию проблемы. Научная терминология или используется мало или используется некорректно. | Минимум дискуссионных материалов. Минимум научных терминов | |
Ученик предлагает собственную интерпретацию или развитие темы (обобщения, приложения, аналогии) | Ученик в большинстве случаев предлагает собственную интерпретацию или развитие темы | Ученик иногда предлагает свою интерпретацию | Интерпретация ограничена или беспочвенна | |
Везде, где возможно выбирается более эффективный и/или сложный процесс | Почти везде выбирается более эффективный процесс | Ученику нужна помощь в выборе эффективного процесса | Ученик может работать только под руководством учителя | |
Дизайн | Дизайн логичен и очевиден | Дизайн есть | Дизайн случайный | Дизайн не ясен |
Имеются постоянные элементы дизайна. Дизайн подчеркивает содержание. | Имеются постоянные элементы дизайна. Дизайн соответствует содержанию. | Нет постоянных элементов дизайна. Дизайн может и не соответствовать содержанию. | Элементы дизайна мешают содержанию, накладываясь на него. | |
Все параметры шрифта хорошо подобраны (текст хорошо читается) | Параметры шрифта подобраны. Шрифт читаем. | Параметры шрифта недостаточно хорошо подобраны, могут мешать восприятию | Параметры не подобраны. Делают текст трудночитаемым | |
Графика | Хорошо подобрана, соответствует содержанию, обогащает содержание | Графика соответствует содержанию | Графика мало соответствует содержанию | Графика не соответствует содержанию |
Грамотность | Нет ошибок: ни грамматических, ни синтаксических | Минимальное количество ошибок | Есть ошибки, мешающие восприятию | Много ошибок, делающих материал трудночитаемым |
СПИСОК ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, НЕОБХОДИМЫХ В КАБИНЕТЕ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Мультимедийный компьютер (технические требования: графическая операционная система, привод для чтения-записи компактдисков, аудио- и видеовходы/выходы, возможности выхода в Интернет; оснащение акустическими колонками, микрофоном и наушниками; с пакетом прикладных программ (текстовых, графических и презентационных).
2. Мультимедиапроектор (может входить в материально-техническое обеспечение образовательной организации).
3. Средства телекоммуникации (электронная почта, локальная
школьная сеть, выход в Интернет; создаются в рамках материально-технического обеспечения всей образовательной организации при
наличии необходимых финансовых и технических условий).
4. Сканер.
5. Принтер лазерный.
6. Копировальный аппарат (может входить в материально-техническое обеспечение образовательной организации).
7. Диапроектор или оверхэд (графопроектор).
8. Экран на штативе или навесной (минимальные размеры 1,25 × 1,25)
9. Видеоплеер, DVD-плеер (видеомагнитофон).
10. Телевизор (диагональ не менее 72 см).
11. Аудиоцентр (с возможностью использования аудиодисков CDR).
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ В ИНТЕРНЕТЕ
www.wikipedia.ru Универсальная энциклопедия «Википедия».
www.krugosvet.ru Универсальная энциклопедия «Кругосвет».
www.rubricon.ru Энциклопедия «Рубрикон».
www.slovari.ru Электронные словари.
www.gramota.ru Справочно-информационный интернет-портал
«Русский язык».
www.feb-web.ru Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор».
www.myfhology.ru Мифологическая энциклопедия.
ЛИНИЯ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ
КОМПЛЕКТОВ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ПРОЦЕСС
ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Коровина В. Я., Журавлев В. П. ,Коровин В. И. Литература. 5 кл.: Учеб. В 2 ч. — М.: Просвещение, 2019.
Коровина В. Я., Коровин В. И., Журавлев В. П. Читаем, думаем, спорим...: Дидактические материалы: 5 кл. — М.: Просвещение, 2017, 2018, 2019.
Ахмадуллина Р. Г. Литература. 5 класс. Рабочая тетрадь. В 2 ч. — М.: Просвещение, 2019.
Беляева Н. В. Литература. Методические рекомендации и поурочные разработки. 5 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. — М.: Просвещение, 2019.
Аристова М.А. Литература. Диагностические работы.5 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций.- М.: Просвещение, 2019.
Приложение № 1
Контрольная работа № 1 по творчеству И.А. Крылова, В.А. Жуковского, А.С. Пушкина
Вариант 1.
Часть А.
А 1. Занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях:
а) басня; б) сказка; в) баллада.
А 2. Как называются последние слова сказки, завершение, рассказ о том, чем закончилась история?
а) концовка б) зачин в) мораль
А 3. Как называется вывод, помещённый в начале или в конце басни?
а) зачин; б) присказка; в) мораль.
А 4. Как звали царя из сказки В.А. Жуковского «Спящая царевна»?
а) Матвей; б) Салтан; в) Иван
А 5. Кто из сказки А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» указал королевичу Елисею путь к мёртвой царевне?
а) солнце; б) месяц; в) ветер.
А 6. Кто из перечисленных писателей не является баснописцем?
а) И.А. Крылов; б) В.А. Жуковский; в) Лафонтен
А 7. Укажите название басни, мораль которой заключается в следующих строчках:
-Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет…
а) «Волк на псарне»; б) «Ворона и Лисица»; в) «Квартет».
А 8. Кто является родоначальником басенного искусства?
а) Никон; б) Лафонтен; в) Эзоп.
Часть В.
В 1. Кому принадлежат слова: «Да работала ль ты в лето, так пойди же попляши".
В 2. Назовите жанр произведения В.А. Жуковского «Кубок».
В 3. Из какой басни эти слова: « Сыр выпал – с ним была плутовка такова».
В 4. Неученый, необразованный ученьем, книжным знанием человек – это......
В 5. Вспомните и запишите имена трех сказочных героев из пролога к поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила».
Контрольная работа № 1 по творчеству И.А. Крылова, В.А. Жуковского, А.С. Пушкина
Вариант 2.
Часть А.
А 1. Стихотворение, в основе которого чаще всего лежит историческое событие, предание с острым напряженным сюжетом:
а) басня; б) сказка; в) баллада.
А 2. Как называется короткий смешной рассказик, прибаутка, обычно предисловие к сказке?
а) зачин; б) присказка; в) мораль.
А 3. Как называется красочное определение, которое употребляется в устойчивом сочетании с одним словом («живая вода», «красна девица»)
а) присказка б) постоянный эпитет в) мораль
А 4. Как звали королевича в сказке А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»?
а) Елисей; б) Салтан; в) Матвей.
А 5. Кто в балладе В.А. Жуковского «Кубок» решил отличиться и выполнить задание царя?
а) простой латник; б) знатный рыцарь; в) молодой паж.
А 6. Кто из перечисленных писателей является баснописцем?
А) В.А. Жуковский; б) И.А. Крылов; в) А.С. Пушкин.
А 7. Укажите название басня, мораль которой заключается в следующих строчках:
Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна;
но только все не впрок, и в сердце льстец всегда отыщет уголок.
а) «Волк на псарне»; б) «Ворона и Лисица»; в) «Свинья под Дубом».
А 8. Кто является родоначальником русского басенного искусства?
а) Эзоп; б) И.А. Крылов; в) Лафонтен.
Часть В.
В 1. Кому принадлежат слова: «Ведь это дереву вредит Коль корни обнажишь, оно засохнуть может…»
В 2. Назовите жанр произведения А.С. Пушкина «Няне».
В 3. Из какой басни эти слова: «Поднялся вдруг весь псарный двор… »
В 4. Неученый, необразованный ученьем, книжным знанием человек – это......
В 5. Вспомните и запишите имена трех сказочных героев из пролога к поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила».
Ответы:
Задание | Вариант 1 | Вариант 2 |
А1 | Б | В |
А2 | А | Б |
А3 | В | Б |
А4 | А | А |
А5 | В | В |
А6 | Б | Б |
А7 | В | Б |
А8 | В | Б |
В1 | Муравей | Ворон |
В2 | Баллада | Стихотворение |
В3 | «Ворона и Лисица» | «Волк на псарне» |
В4 | Невежда | Невежда |
В5 | Кот ученый, русалка, леший, 30 витязей, королевич, колдун, Баба Яга | Кот ученый, русалка, леший, 30 витязей, королевич, колдун, Баба Яга |
Критерии оценивания:
За каждое верно выполненное задание тестовой работы начисляется 1 балл. Максимальное количество баллов за работу – 13.
«5» - 13-12 баллов;
«4» - 11–10 баллов;
«3» - 9-7 баллов;
«2» - 6 баллов и меньше.
Контрольная работа№ 2
по творчеству М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова, И.С. Тургенева,
Л.Н. Толстого.
Вариант 1.
Объедините в пары авторов и их произведения:
«Муму» Некрасов Н.А. «Бородино» Тургенев И.С. «Заколдованное место» Лермонтов М.Ю. «Крестьянские дети» Толстой Л.Н. «Кавказский пленник» Гоголь Н.В.
2. Какому событию посвящено стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино»:
а) Отечественной войне 1812 года б) первой мировой войне
в) Великой отечественной войне
3. От чьего лица ведется повествование в стихотворении «Бородино» М.Ю. Лермонтова:
а) юноши б) автора в) воина-ветерана – рядового солдата
4. Персонаж, которому принадлежат слова: «Ребята! Не Москва ль за нами? Умрёмте ж под Москвой …»:
а) старый солдат б) драгун в) полковник
5. Во фразах «французы двинулись, как тучи», « носились знамена, как тени» используется:
а) метафора б) сравнение в) эпитет
6. Восстанови пропущенное слово в названии произведения Н. В. Гоголя «Вечера на хуторе близ …»
а) лесочка б) Диканьки в) дороги
7. Какой подзаголовок имеет повесть Н. В. Гоголя «Заколдованное место»?
а) история о похождениях деда
б) сказание дьячка сельской церкви
в) быль, рассказанная дьячком ***ской церкви
8. Кто автор поэмы «Мороз, Красный нос»?
а) Н. А. Некрасов б) Н. В. Гоголь в) И. С. Тургенев
9. В основе повести И.С. Тургенева «Муму» лежит:
а) художественный вымысел
б) историческая реальность
в) нереальное событие
10. Появление Муму в жизни Герасима:
а) скрасило его одинокую жизнь
б) отдалило его от людей
в) позволило ему отдать собаке всю свою невостребованную любовь
11. Жанр произведения Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»:
а) рассказ б) повесть в) поэма
12. Что послужило материалом для рассказа Л. Н. Толстого «Кавказский пленник»?
а) события из жизни Л. Н. Толстого на Кавказе
б) события из жизни Л. Н. Толстого на Кавказе и некоторые книжные источники,
описывающие кавказскую войну и плен
в) сюжет, рассказанный жителем Кавказа
13. Жилин: а) «Не велик ростом, но удал» б) «грузный, толстый, весь красный» в) с чёрными глазами, «румяный, бородка маленькая»
14. Жилин попал в плен, потому что:
не смог противостоять врагам
его лошадь была слабой
ружье было у Костылина, а он бросил Жилина в беде
15. Создавая портрет Дины, Толстой обращает внимание на то, что «как у кошки, у Дины глаза в темноте светятся», а позже замечает, что Дина «побежала на гору, как козочка прыгает». Писатель использовал:
а) эпитеты б) олицетворение в) сравнения
Вариант 2.
Объедините в пары авторов и их произведения:
«Муму» Некрасов Н.А. «Бородино» Тургенев И.С. «Заколдованное место» Лермонтов М.Ю. «Крестьянские дети» Толстой Л.Н. «Кавказский пленник» Гоголь Н.В.
2. Какому событию посвящено стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино»:
а) Первой мировой войне
б) Отечественной войне 1812 года
в) Великой отечественной войне
3. От чьего лица ведется повествование в стихотворении «Бородино» М.Ю. Лермонтова:
а) воина-ветерана – рядового солдата б) юноши в) автора
4. Персонаж, которому принадлежат слова: «Ребята! Не Москва ль за нами? Умрёмте ж под Москвой …»:
а) старый солдат б) полковник в) драгун
5. Во фразах «французы двинулись, как тучи», « носились знамена, как тени» используется:
а) сравнение б) метафора в) эпитет
6. Восстанови пропущенное слово в названии произведения Н. В. Гоголя «Вечера на хуторе близ …»
а) лесочка б) Диканьки в) дороги
7. Какой подзаголовок имеет повесть Н. В. Гоголя «Заколдованное место»?
а) быль, рассказанная дьячком ***ской церкви
б) сказание дьячка сельской церкви
в) история о похождениях деда
8. Кто автор поэмы «Мороз, Красный нос»?
а) Н. А. Некрасов б) Н. В. Гоголь в) И. С. Тургенев
9. В основе повести И.С. Тургенева «Муму» лежит:
а) художественный вымысел
б) историческая реальность
в) нереальное событие
10. Появление Муму в жизни Герасима:
а) скрасило его одинокую жизнь
б) отдалило его от людей
в) позволило ему отдать собаке всю свою невостребованную любовь
11. Жанр произведения Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»:
а) рассказ б) повесть в) поэма
12. Что послужило материалом для рассказа Л. Н. Толстого «Кавказский пленник»?
а) сюжет, рассказанный жителем Кавказа
б) события из жизни Л. Н. Толстого на Кавказе и некоторые книжные
источники, описывающие кавказскую войну и плен
в) события из жизни Л. Н. Толстого на Кавказе
13. Жилин: а) «Не велик ростом, но удал» б) «грузный, толстый, весь красный» в) с чёрными глазами, «румяный, бородка маленькая»
14. Жилин попал в плен, потому что:
а) не смог противостоять врагам
б) его лошадь была слабой
в) ружье было у Костылина, а он бросил Жилина в беде
15. Создавая портрет Дины, Толстой обращает внимание на то, что «как у кошки, у Дины глаза в темноте светятся», а позже замечает, что Дина «побежала на гору, как козочка прыгает». Писатель использовал:
а) эпитеты б) олицетворение в) сравнения
ответы
Вариант1 | Вариант 2 |
Тургенев – Муму, Лермонтов – Бородино, Гоголь–Заколдованное место, Некрасов – Крестьянские дети, Толстой – Кавказский пленник | 1. Тургенев – Муму, Лермонтов – Бородино, Гоголь–Заколдованное место, Некрасов – Крестьянские дети, Толстой – Кавказский пленник |
2.а | 2.б |
3.в | 3. а |
4. в | 4. б |
5.б | 5. а |
6.б | 6. б |
7.в | 7. а |
8.а | 8. а |
9.б | 9. б |
10. в | 10. в |
11.а | 11. а |
12.а | 12. в |
13.а | 13. а |
14.в | 14. в |
15. в | 15. в |
Контрольная работа № 3
Итоговый тест по литературе в 5 классе
Вариант I
1. Фольклор – это …
а) устное народное творчество;
б) небольшие произведения для детей: колыбельные, загадки, считалки и т.д.
в) сказки, придуманные народом;
2. Татьяна в произведении И.С. Тургенев «Муму», уезжая с мужем в деревню, поцеловала на прощанье Герасима, потому что:
а) существовал такой обычай перед дальней дорогой;
б) они были друзьями;
в) она оценила его доброту, в знак благодарности;
3. Какой из перечисленных жанров не является фольклорным?
а) Басня б) Загадка в) Прибаутка
4. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
«Нрава она была весьма смирного, или, лучше сказать, запуганного, к самой себе она чувствовала полное равнодушие, других боялась смертельно…»
а) В.А. Жуковский «Спящая царевна»
б) Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»
в) И.С. Тургенев «Муму»
5. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
«Если бы я слушалась вас, я бы только и делала, что думала, думала, думала, и под конец, наверное, сошла бы с ума или придумала бог знает что… Но, к счастью, я вас не слушаюсь…»
а) П.П. Бажов «Медной горы Хозяйка»
б) С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев»
в) А. Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители»
6. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
«Филька был молчаливый, недоверчивый, и любимым его выражением было: «Да ну тебя!»»
а) К.Г. Паустовский «Заячьи лапы»
б) А. Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители»
в) К.Г. Паустовский «Тёплый хлеб»
7. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
«Мальчик застыл. У него даже дух захватило – так красива, так широка была его родная река! А раньше она ему почему-то казалась обыкновенной и не очень приветливой».
а) К.Г. Паустовский «Тёплый хлеб»
б) В.П. Астафьев «Васюткино озеро»
в) Н.А. Некрасов «На Волге»
8. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
«Девка небольшого росту, из себя ладная и уж такое крутое колесо – на месте не посидит… Одним словом, артуть-девка».
а) П.П. Бажов «Медной горы Хозяйка»
б) Н.В. Гоголь «Заколдованное место»
в) А. Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители»
9. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
«На Кавказе тогда была война. По дорогам ни днём, ни ночью не было проезда. Чуть кто из русских отойдёт от крепости, татары или убьют, или уведут в горы».
а) М.Ю. Лермонтов «Бородино»
б) Саша Чёрный «Кавказский пленник»
в) Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»
10. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
«Если вы подъезжаете к местечку с востока, вам прежде всего бросается в глаза тюрьма, лучшее архитектурное украшение города».
а) Г.К. Андерсен «Снежная королева»
б) В.Г. Короленко «В дурном обществе»
в) А.П. Чехов «Хирургия»
11. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
«Секунду дьячок ищет глазами икону и, не найдя таковой, крестится на бутыль с карболовым раствором…»
а) Н.В. Гоголь «Заколдованное место»
б) А.П. Чехов «Хирургия»
в) К.Г. Паустовский «Заячьи лапы»
12. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
«При мысли о своём одиночестве я заплакал, но, вспомнив, что слёзы никогда не прекращают несчастий, решил продолжать свой путь и во что бы то ни стало добраться до разбитого судна»
а) В.П. Астафьев «Васюткино озеро»
б) Н.А. Некрасов «На Волге»
в) Д. Дефо «Робинзон Крузо»
13. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
Уж сколько раз твердили миру
Что лесть гнусна, вредна; но только всё не в прок…
а) Р.Л. Стивенсон «Вересковый мёд»
б) Н.А. Некрасов «Мороз, Красный нос»
в) И.А. Крылов «Ворона и Лисица»
14. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
… Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.
а) Р.Л. Стивенсон «Вересковый мёд»
б) В.А. Жуковский «Кубок»
в) М.Ю. Лермонтов «Бородино»
15. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
«Да, вот вы говорили насчёт того, что человек может совладать, как говорят, с нечистым духом. Оно, конечно, то есть, если хорошенько подумать, бывают на свете всякие случаи… Однако ж не говорите этого. Захочет обморочить дьявольская сила, то обморочит; ей-богу, обморочит!»
а) П.П. Бажов «Медной горы Хозяйка»
б) Н.В. Гоголь «Заколдованное место»
в) Д. Дефо «Робинзон Крузо»
16. Поэт, учившийся в Царскосельском лицее.
а) А.С. Пушкин
б) М.Ю. Лермонтов
в) М.В. Ломоносов
17. Автором стихотворения «На Волге» является: а) Пушкин А. С.; б) Жуковский В. А.; в) Некрасов Н. А.;
18. Том Сойер и Джо Гарпер утверждали, что чем быть президентами Соединённых Штатов на всю жизнь, они предпочли бы сделаться на один год:
а) пиратами Карибского моря;
б) разбойниками Шервудского леса;
в) вождями индейского племени.
19. Как маленький охотник Киш расправлялся с медведями в рассказе Д.Лондона?
а) убивал их из ружья
б) убивал их копьём
в) убивал с помощью тюленьего жира и китового уса.
Итоговый тест по литературе в 5 классе
Вариант II
1. Какой из перечисленных жанров не является фольклорным?
а) Сказка б) Роман в) Пословица
2. Какой вид конфликта вы не встретите в русской народной сказке?
а) добро – зло;
б) жизнь – смерть;
в) природа – цивилизация.
3. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
«Одарённый необычайной силой, он работал за четверых – дело спорилось в его руках, и весело было смотреть на него…»
а) П.П. Бажов «Медной горы Хозяйка»
б) Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»
в) И.С. Тургенев «Муму»
4. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
«Не могу же я писать и думать в одно и то же время».
а) П.П. Бажов «Медной горы Хозяйка»
б) С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев»
в) В.М. Гаршин «Attalea princes»
5. В какой сказке вам встречалось говорящее зеркальце?
а) В.А. Жуковский «Спящая царевна»
б) А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
в) «Царевна-лягушка»
6. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
«Тайга… Тайга… Без конца и края тянулась она во все стороны, молчаливая, равнодушная».
а) К.Г. Паустовский «Тёплый хлеб»
б) В.П. Астафьев «Васюткино озеро»
в) Д. Дефо «Робинзон Крузо»
7. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
«Хворый-то придумал дробовичок завести и на охоту повадился. И всё, слышь-ко, к Красногорскому руднику ходит, а добычи домой не носит».
а) В.П. Астафьев «Васюткино озеро»
б) Н.В. Гоголь «Заколдованное место»
в) П.П. Бажов «Медной горы Хозяйка»
8. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
«Это большой человек! Он первый джигит был, он много русских побил, богатый был. У него было три жены и восемь сынов. Все жили в одной деревне. Пришли русские, разорили деревню и семь сыновей убили».
а) Саша Чёрный «Кавказский пленник»
б) Саша Чёрный «Игорь-Робинзон»
в) Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»
9. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
«Когда кавалеристы проходили через деревню Бережки, немецкий снаряд разорвался на околице и ранил в ногу вороного коня».
а) Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»
б) К.Г. Паустовский «Тёплый хлеб»
в) А.Т. Твардовский «Рассказ танкиста»
10. Назовите имя королевича из «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина.
а) Ярослав б) Елисей в) Алексей
11. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
«Что-то бесформенное, неумолимое, твёрдое и жёсткое, как камень, склонялось над маленькой головкой, высасывая из неё румянец, блеск глаз и живость движений».
а) Г.К. Андерсен «Снежная королева»
б) В.Г. Короленко «В дурном обществе»
в) В.П. Астафьев «Васюткино озеро»
12. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
«При мысли о своём одиночестве я заплакал, но, вспомнив, что слёзы никогда не прекращают несчастий, решил продолжать свой путь и во что бы то ни стало добраться до разбитого судна»
а) В.П. Астафьев «Васюткино озеро»
б) Н.А. Некрасов «На Волге»
в) Д. Дефо «Робинзон Крузо»
13. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
Уж сколько раз твердили миру
Что лесть гнусна, вредна; но только всё не в прок…
а) Р.Л. Стивенсон «Вересковый мёд»
б) Н.А. Некрасов «Мороз, Красный нос»
в) И.А. Крылов «Ворона и Лисица»
14. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
«Господин Египетский, Александр Иваныч, в Петербурге лет семь жил… образованность… один костюм рублей сто стоит… да и то не ругался… А ты что за пава такая? Ништо тебе, не околеешь!»
а) Н.В. Гоголь «Заколдованное место»
б) А.П. Чехов «Хирургия»
в) Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»
15. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
«Под плетнёвую стену сарая уходили две земляные норы. Там тоже жили тайные жители. А кто они такие были? Может быть, змеи! Они выползут ночью, приползут в избу и ужалят мать во сне, и мать умрёт».
а) А.П. Платонов «Никита»
б) А. Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители»
в) П.П. Бажов «Медной горы Хозяйка»
16. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
Унылый, сумрачный бурлак!
Каким тебя я в детстве знал,
Таким и ныне увидал:
Всё ту же песню ты поёшь,
Всё ту же лямку ты несёшь,
В чертах усталого лица
Всё та ж покорность без конца…
а) Н.А. Некрасов «На Волге»
б) Н.А. Некрасов «Крестьянские дети»
в) Н.М. Рубцов «Родная деревня»
17. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
«По воскресеньям и праздникам он весь день оставался один, и тогда единственным утешением его было чтение книг, которые учитель позволял ему брать из небольшой своей библиотеки».
а) В.М. Гаршин «Attalea princeps»
б) А.П. Платонов «Никита»
в) А. Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители»
18. К истории какой страны обращается Р.Л. Стивенсон в своем произведении "Вересковый мед"?
а) Англия б) Шотландия в) Дания
19. Сколько лет было Д. Дефо, когда он написал своё первое произведение «Робинзон Крузо»?
а) 60 б) 50 в) 70
Критерии оценки:
Количество правильных ответов | Оценка |
Менее 13 ответов | 2 (неудовлетворительно) |
13-14 | 3(удовлетворительно) |
15-17 | 4(хорошо) |
18-19 | 5 (отлично) |
Ответы:
Вариант 1 | Вариант 2 |
1.а | 1. б |
2.в | 2.в |
3.а | 3.в |
4.в | 4.б |
5.б | 5.б |
6.в | 6.б |
7.б | 7.в |
8.а | 8.в |
9.в | 9.б |
10.б | 10.б |
11.б | 11.б |
12.в | 12.в |
13.в | 13.в |
14.в | 14.б |
15.б | 15.а |
16.а | 16.а |
17.в | 17.в |
18.б | 18.б |
19.в | 19.а |