СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
для учебника под редакцией В.Я.Коровина, 2021
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ЛИТЕРАТУРЕ
5 класс
2021 – 2022 учебный год
Рабочая программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами: Федеральным законом РФ от 29.12.12 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденными приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями, утв. приказом Минобрнауки от 29 декабря 2014 г. № 1644); с учетом примерной основной образовательной программы основного общего образования; с использованием авторской программы по литературе В.Я.Коровиной.
В соответствии с учебным планом на изучение литературы в 5-ом классе отводится 102 часа (34 учебные недели), 3 часа в неделю (ч/н). Рабочая программа соответствует учебно-методическому комплекту, который включает: В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. Литература – 5, ч.1, 2. ОАО «Издательство «Просвещение»; 2019г
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
5 класс
Личностные результаты, формируемые при изучении литературы:
1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважению к Отечеству); чувство ответственности и долга перед Родиной.
2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию на основе мотивации к обучению и познанию.
3. Сформированность ответственного отношения к учению, уважительного отношения к труду; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.
4. Сформированность целостного мировоззрения.
5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.
6. Интериоризация ценности «другого» как равноправного партнера.
7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни.
8.Потребность в общении с художественными произведениями.
9. Сформированность основ экологической культуры.
Метапредметные результаты
Универсальные учебные действия
Регулятивные универсальные учебные действия
1.Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
Обучающийся сможет:
• анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
• идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
• выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
• ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
• формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности.
2.Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Обучающийся сможет:
• определять необходимое действие в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
• обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
• определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи.
3.Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
Обучающийся сможет:
• определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемы х результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
• систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
• отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
• оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата.
4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
Обучающийся сможет:
• определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
• анализировать и обосновывать применение соответствующего
инструментария для выполнения учебной задачи;
• свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
• оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности.
5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной.
Обучающийся сможет:
• наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
• соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы.
Познавательные универсальные учебные действия
6.Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.
Обучающийся сможет:
• подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
• выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
• выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
• объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
• выделять явление из общего ряда других явлений;
• вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
• строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
• излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи.
7.Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
Обучающийся сможет:
• обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
• определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
• создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
• строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм.
8.Смысловое чтение.
Обучающийся сможет:
• находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
• ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
• устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
• резюмировать главную идею текста.
9. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Обучающийся сможет:
• определять свое отношение к природной среде;
• выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения.
10. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.
Обучающийся сможет:
• определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
• осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями.
Коммуникативные универсальные учебные действия
11.Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Обучающийся сможет:
• определять возможные роли в совместной деятельности;
• играть определенную роль в совместной деятельности;
• определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
• строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
• договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
• организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.).
12.Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Обучающийся сможет:
• определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
• отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
• представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
• высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
• использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;
• делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
13.Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ).
Обучающийся сможет:
• целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ.
• использовать компьютерные технологии для создания презентаций и др.
Формирование компетенций обучающихся в области использования информационно - коммуникационных технологий
Обучающийся сможет:
В рамках направления «Фиксация и обработка изображений и звуков»
• создавать презентации.
Формирование компетенций обучающихся в области использования учебно-исследовательской и проектной деятельности
Обучающийся сможет:
• планировать и выполнять учебный проект;
• выбирать тему исследования;
• составлять и реализовывать план проекта;
• знакомиться с исследовательскими методами (наблюдение, анкетирование, интервьюирование);
• отвечать на вопросы по проекту;
• анализировать полученные данные и их интерпретацию;
• оценивать работу по критериям оценивания;
• ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
- осознавать значимость чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития;
- определять тему и основную мысль произведения;
- владеть различными видами пересказа;
- характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики;
- собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, тезисного плана, конспекта, доклада, написания аннотации, сочинения, литературно-творческой работы, создания проекта на заранее объявленную или самостоятельно/под руководством учителя выбранную литературную или публицистическую тему, для организации дискуссии;
- выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения;
- выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты произведений художественной литературы, передавая личное отношение к
произведению;
- ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой;
- пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете.
Обучающийся получит возможность научиться:
- воспитанию квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом;
- находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции;
- определять родо-жанровую специфику художественного произведения;
- выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними, постепенно переходя к анализу текста;
- выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения;
- пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями как инструментом анализа и интерпретации художественного текста.
2. Содержание учебного предмета. 5 класс. 105 часов
Введение
Писатели о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка., титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик). Учебник литературы и работа с ним.
Устное народное творчество
Фольклор – коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное индивидуальное в фольклоре.
Фольклор. Устное народное творчество.
Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки)
Русские народные сказки
Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок. «Царевна-лягушка». «Иван - крестьянский сын и чудо-юдо». «Журавль и цапля», «Солдатская шинель»
Из древнерусской литературы
Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси. Летопись. «Повесть временных лет». «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле.
Из русской литературы XVIII века
Михаил Васильевич Ломоносов. «Случились вместе два астронома в пиру…»
Краткий рассказ о жизни писателя. Ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин. Научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.
Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы.
Из литературы XIX века
Русские басни
Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века). Басня, аллегория, понятие об эзоповом языке.
Иван Андреевич Крылов. «Ворона и Лисица». «Свинья под дубом». «Волк на псарне»
Василий Андреевич Жуковский. «Спящая царевна», «Кубок» Благородство и жестокость. Герои баллады.
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения). «Няне». Поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями. «У лукоморья дуб зеленый…» - пролог к поэме «Руслан и Людмила». «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители»
Всеволод Михайлович Гаршин. «Attalea Princeps»
Михаил Юрьевич Лермонтов. «Бородино»
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе. «Заколдованное место». «Вечера на хуторе близ Диканьки»
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте. «Мороз, красный нос» (отрывок из поэмы). Поэтический образ русской женщины. «Крестьянские дети»
Иван Сергеевич Тургенев. «Муму»
Афанасий Афанасьевич Фет. «Чудная картина»
Лев Николаевич Толстой. «Кавказский пленник»
Антон Павлович Чехов. «Хирургия»
Поэты XIX века о Родине и родной природе
Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.
Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Как весел грохот летних бурь», «Весенние воды»
А.Н. Плещеев «Весна»
И.С. Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне» (отрывок)
А.Н. Майков «Ласточки»
И.З. Суриков «Зима» (отрывок)
Из литературы XX века
Иван Алексеевич Бунин. «Косцы»
Владимир Галактионович Короленко. «В дурном обществе»
Сергей Александрович Есенин. «Я покинул родимый дом…». «Низкий дом с голубыми ставнями…». «С добрым утром!»
Павел Петрович Бажов. «Медной горы Хозяйка»
Константин Георгиевич Паустовский. «Теплый хлеб». «Заячьи лапы»
Самуил Яковлевич Маршак. «Двенадцать месяцев»
Андрей Платонович Платонов. «Никита»
Виктор Петрович Астафьев. «Васюткино озеро»
Поэты о Великой Отечественной войне (1941-1945)
Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.
К.М. Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете»
А.Т. Твардовский. «Рассказ танкиста»
Писатели и поэты XX века о Родине, родной природе и о себе
Конкретные пейзажные зарисовки - обобщенный образ России.
И.Бунин. «Помню долгий зимний вечер…»
А. Прокофьев. «Аленушка»
Д.Кедрин. «Аленушка»
Н. Рубцов. «Родная деревня»
Дон-Аминадо. «Города и годы»
Писатели улыбаются
Саша Черный. Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей. Юмор. «Кавказский пленник». «Игорь-Робинзон»
Юлий Черсанович Ким. «Рыба – кит»
Из зарубежной литературы
Роберт Льюис Стивенсон. «Вересковый мед». Баллада.
Даниэль Дефо. «Робинзон Крузо»
Ханс Кристиан Андерсен. «Снежная королева»
Марк Твен. «Приключения Тома Сойера»
Повторение изученного в 5 классе
3. Тематическое планирование.
Целевым приоритетом на уровне ООО является создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений школьников и, прежде всего, ценностных отношений:
1. к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;
2. к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне;
3. к своему Отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать;
4. к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;
5. к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье;
6. к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;
7. к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение;
8. к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир;
9. к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества;
10. к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.
5 класс – 105 часов
№ п/п | Тема раздела, урока | Количество часов | Характеристика основных видов деятельности обучающихся с учётом программы воспитания |
| ВВЕДЕНИЕ | 1 |
|
1. | Введение. Роль книги в жизни человека. | 1 | Объяснить значение слов А.С.Пушкина «Чтение – вот лучшее учение». Составить план статьи учебника. Чтение вводной статьи учебника; пересказ научного текста статьи учебника, ответы на вопросы; составление плана статьи «К читателям»; работа со словами. |
| УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО | 11ч. |
|
2. | Русский фольклор. Малые жанры фольклора. | 1 | «Литературное лото» - ответить на вопросы репродуктивного характера: почему у каждого народа свой фольклор? Как помогает понять разницу между пословицей и поговоркой пословица «Поговорка – цветочек, пословица-ягодка»? Придумать и описать ситуацию, используя как своеобразный вывод пословицу или поговорку. Чтение статьи учебника; создание собственного высказывания с использованием поговорки или пословицы, наблюдение над поэтикой малых жанров. |
3. | Детский фольклор. | 1 | Создавать считалки, небылицы, загадки; анализ текстов всех жанров детского фольклора. Конкурс на лучшее чтение скороговорки. Конкурс на интересную загадку. Описать любимую игру, включив в нее считалку |
4. | Сказка как особый жанр фольклора. | 1 | Определить вид сказки по названию. Ответить на вопрос: почему и волшебные сказки, и бытовые и о животных называются сказками? Чтение и составление плана статьи учебника; ответы на вопросы, сказывание любимых сказок, работа с кратким словарем литературоведческих терминов; сопоставление текстов с иллюстрациями. |
5. | «Царевна-лягушка» - встреча с волшебной сказкой. | 1 | Составлять план «Особенности волшебной сказки». Разгадывать кроссворд «Имя сказочного героя». Чтение сказки; выборочный пересказ отдельных эпизодов, ответы на вопросы; устное словесное рисование; сопоставление иллюстраций художников с текстом сказки. |
6. | Народная мораль в характерах и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. | 1 | Пересказ сказки «Царевна- лягушка» (исполнение сказочного сюжета). Самостоятельная работа «Дополни описание героя» Выразительное чтение, выборочный пересказ, рассмотрение репродукции картины В.Васнецова «Пир» |
7. | Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников. | 1 | Практическая работа. Составить план характеристики главных героев. Пересказ с изменением лица рассказчика (устами Ивана-царевича); чтение по ролям, создание собственных рассказов о сказочных героях; сопоставление иллюстраций художников с текста ми сказки; ответы на вопросы, наблюдение над языком сказки |
8. | Изобразительный характер формул волшебной сказки. Поэтика волшебной сказки. Вариативность народных сказок. | 1 | Находить отличия в вариантах сказки. Ответить на вопросы статьи учебника – фронтальная устная работа. Пересказ сказки, сообщение обучающихся о художниках, беседа, смысловое чтение статьи учебника |
9. | «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. | 1 | Выразительно читать, пересказывать, отвечать на проблемные вопросы (фронтальная работа). Определять особенности фольклорной волшебной сказки, истолковы вать смысл «необычайных ситуаций», читать волшебную сказку, пересказывать ее, сохраняя напевность сказки, |
10. | Особенности сюжета сказки. Нравственное превосходство главного героя. Тема мирного труда и защиты родной земли. | 1 | Составить в малых группах план сказки. Пересказ по плану, беседа по содержанию, словесное рисование. Развивать навыки пересказа текста, выразительного чтения, осваивать начальные навыки литературоведческого анализа |
11. | Сказка о животных «Журавль и цапля». Бытовая сказка «Солдатская шинель». | 1 | Объяснять отличие сказки о животных (животные не помощники, а главные герои) и бытовой сказки (отражен быт), повседневная жизнь) от волшебной, сопоставлять разные виды сказок. Осмысление сюжета сказок: ответы на вопросы (фронтальная работа); чтение по ролям; сопоставление бытовых сказок и сказок о животных с волшебными сказками; чтение и обсуждение (учебная дискуссия) статьи учебника «Из рассказов о сказочниках» |
12. | РР. Русские народные сказки. Обучение сочинению по теме «Сказки». | 1 | Овладевать навыком создания творческих работ; учиться сочинять свою сказку; побуждать к успешному выполнению поисковых и проблемных заданий. Строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах. |
| ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА | 2ч. |
|
13. | Возникновение древнерусской литературы. «Повесть временных лет». | 1 | Сжато передать содержание статьи учебника, выразительного читать текст, сопоставлять текст с репродукциями картин; объяснять жанровые особенности летописи (краткость, напевность, отношение автора к героям), отвечать на проблемные вопросы; читать по ролям; определять черты фольклора в летописи. |
14. | «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. | 1 | Составлять цитатный план; сопоставлять текст с репродукцией картин А. Иванова; смысловое чтение статьи учебника, отвечать на проблемные на вопросы (размышляем о прочитанном-учебная дискуссия) |
| ЛИТЕРАТУРА 18 ВЕКА | 1ч. |
|
15. | М.В.Ломоносов «Случились вместе два Астронома в пиру…». | 1 | Объяснять смысл прочитанного - рассуждение (работа в парах): согласны ли вы с тем, что псевдо учениям, размышлениям и сомнениям Ломоносов противопоставил житейский, практический опыт простого человека? Чтение статьи о Ломоносове, художественного текста, статьи «Роды и жанры литературы»; ответы на вопросы; выразительное чтение стихотворения. |
| ЛИТЕРАТУРА 19 ВЕКА | 42ч. |
|
16. | Русские басни. Басня и ее родословная. Басня как литературный жанр. | 1 | Определять, к какому роду литературы относятся басни, находить жанровые особенности басни, объяснять отличие басни от сказки. Смысловое чтение статьи учебника «Русские басни»; выступление с сообщениями о баснописцах (Эзопе, Сумарокове, Лафонтене, Майкове, Хемницере); чтение по ролям басен, сравнение басни и сказки |
17. | И.А.Крылов. Слово о баснописце. Басня «Волк на псарне». | 1 | Определять драматический конфликт, исторический контекст и мораль басни; выразительно читать, при помощи интонации выражать чувства героев (лицемерие Волка, мудрость Ловчего), устанавливать ассоциативные связи с произведениями живописи; отвечать на вопросы по содержанию басни; читать по ролям. |
18. | И.А.Крылов. Басни «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом». | 1 | Определять, что высмеивает Крылов в баснях, их общую интонацию, их смысл, находить аллегорию, мораль, объяснять их, использовать поговорки, пословицы, афоризмы из басен Крылова в речи. Инсценирование чтение басен; устное словесное рисование, сопоставление с иллюстрацией; анализ текста, сопоставление с басней Эзопа «Ворона и Лисица». |
19. | РР. Жанр басни. Повествование и мораль в басне. | 1 | На основе морали басни доказать ее сатирические истоки, приводя цитаты из текста, включать авторское отношение к героям, высказывая свою точку зрения. Блиц-турнир по басням. Сочинение басни на основе моральной сентенции одной из понравившихся басен (по желанию). |
20. | Вн.чт. Басенный мир Ивана Андреевича Крылова. | 1 | Читать по ролям любимые басни, участвовать в конкурсе «Знаете ли вы басни Крылова?», инсценирование басен, презентация иллюстраций; сопоставление басен. Оценивать отношение автора к героям, используя в доказательство цитаты из текста |
21. | В.А.Жуковский – сказочник. Сказка «Спящая царевна». | 1 | Сопоставлять литературную и фольклорную сказки. Пересказ статьи о поэте, выборочное чтение сказки, ответы на вопросы; установление ассоциативных связей с произведениями живописи. |
22. | «Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. | 1 | Составлять таблицу «Сходство и различие русской народной сказки и литературной.». Доказать, что произведение Жуковского – сказка. Выборочное чтение сказки по ролям, ответы на вопросы по содержанию (фронтальный опрос) |
23. | Баллада В.А.Жуковского «Кубок». | 1 | Чтение по ролям баллады, определять жанровые особенности; понимать поступки героев, определять реальные события и фантастические, отношение автора к героям |
24. | Роберт Льюис Стивенсон. Баллада «Вересковый мед». | 1 | Пересказать статью о писателе (инд.задание), выразительное чтение баллады; ответы на вопросы учебный диалог |
25.
| А.С.Пушкин. Слово о поэте. Стихотворение «Няне».
| 1 | Рассказать о детстве поэта (инд.задание); оценивать отношение поэта к няне, определять роль эпитетов и метафор в создании словесной картины, доказывать принадлежность стихотворения к лирике как роду литературы; выразительно читать художественный текст; устное словесное рисование |
26. | «У лукоморья…» - пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок. | 1 | Чтение учебных текстов, понимание и интегрирование информации в имеющийся запас знаний, преобразование, структурирование, воспроизведение и применение с учетом решаемых задач |
27. | А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Борьба добрых и злых сил. | 1 | Чтение эпизодов, восприятие художественного текста; осмысление сюжета, событий, характеров, выборочный пересказ эпизодов; устное словесное рисование царицы-мачехи, царевны и царицы-матери, выразительное чтение; установление ассоциативных связей с произведениями живописи |
28. | РР. Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, строфа. | 1 | Понимать отличие речи прозаической и стихотворной, аргументировать свой ответ конкретными примерами из изученных произведений, объяснить ритмическую и смысловую роль рифмы в стихотворном произведении; уметь, используя текст прозаической сказки и сказки А.С.Пушкина; фронтальная работа при ответах на вопросы; выразительное чтение. |
29. | Помощники царевны. Народная мораль, нравственность. | 1 | Выразительное чтение по ролям, художественное рассказывание эпизода, устное словесное рисование, сравнительная характеристика героев, защита иллюстраций к эпизодам; сопоставление сказок со сходным сюжетом. Давать сравнительную характеристику персонажей, определять сходство и отличия русской народной и литературной сказок, сопоставлять литературные сказки со сходным сюжетом, объяснять отношение автора к изображаемому |
30. | РР. Королевич Елисей. Победа добра над злом. Музыкальность пушкинской сказки. | 1 | Самостоятельная работа по стилистике сказки А.С.Пушкина. Выразительное чтение эпизодов, чтение статьи учебника, ответы на вопросы. |
31. | Вн.чт. Сказки А.С.Пушкина. Поэма «Руслан и Людмила». | 1 | Проверочная работа: восстанавливать деформированный текст, чувствовать логику текста. Работа с иллюстрациями в парах. |
32. | Антоний Погорельский. Страницы биографии. Сказка «Черная курица, или Подземные жители». | 1 | Пересказ (инд.задание) статьи о писателе, фронтальная работа-ответы на вопросы, комментированное чтение; разбивать большие абзацы на более маленькие отрывки, правильно интонировать, верно понимать смысловые отрывки |
33. | Мир детства в изображении А.Погорельского. | 1 | Находить фантастическое и достоверно-реальное в сказке, находить абзацы, имеющие нравоучительный характер (работа в малых группах). Краткий пересказ, выразительное чтение |
34. | В.М.Гаршин. Человек обостренной совести. Сказка «Attalea Prinseps» | 1 | Пересказ (инд.задание) статьи в учебнике, комментированное чтение сказки; установление ассоциативных связей с иллюстрацией художника И. Пчелко. |
35. | «Attalea Prinseps»: героическое и обыденное в сказке. Антитеза как основной художественный прием. Пафос произведения. | 1 | Выборочное выразительное чтение, анализ содержания, работа со статьей учебника «Поразмышляем над прочитанным» (работа в творческих группах). |
36. | М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. Стихотворение «Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения. | 1 | Пересказ (инд.задание) статьи учебника, передать сюжет стихотворения, объяснить, почему Лермонтов построил стихотворение как диалог; выразительное чтение стихотворения; фронтальная работа-ответы на вопросы; устное словесное рисование; установление ассоциативных связей с иллюстрацией |
37. | Образ простого солдата – защитника Родины в стихотворении «Бородино». | 1 | Работать над словарем нравственных понятий (патриот, патриотизм, героизм), наблюдение за речью рассказчика; устное словесное рисование портретов участников диалога, комментированное выразительное чтение; составление текста к иллюстрациям художников (работа в малых группах). Письменный ответ на один из вопросов: 1. В чем заключается основная мысль стихотворения? 2. Каким предстает перед нами защитник Родины? |
38. | Н.В.Гоголь. Слово о поэте. Понятие о повести как эпическом жанре. Сюжет повести «Заколдованное место». | 1 | Пересказ (инд.задание) статьи о писателе; ответы на вопросы, составление плана повести; составление таблицы «Язык повести», установление ассоциативных связей с иллюстрациями художников (работа в парах); чтение по ролям; анализировать своеобразие языка произведения |
39. | Реальное и фантастическое в сюжете повести Н.В.Гоголя. | 1 | Пересказ быличек, легенд, преданий, созвучных сюжету повести; краткий пересказ содержания повести, рассказ о Н.В.Гоголе (инд.задание); инсценирование эпизодов, вырази тельное чтение; установление ассоциативных связей с произведениями живописи; анализ языка повести. Составление таблицы «Способы достижения юмористического эффекта в повести» (работа в парах) |
40. | Н.В.Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки». | 1 | Урок-презентация - художественный пересказ эпизодов/инсценирование эпизодов, создание иллюстраций, фантастического рассказа, связанного с народными традициями, верованиями – индивидуальная творческая работа по выбору. |
41. | Проектная работа «Образ и костюм фантастического героя» | 1 | Подготовка и защита проектных работ (иллюстрация, макет, презентация и т.п) |
42. | Н.А.Некрасов «Есть женщины в русских селеньях…» - отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос». | 1 | Находить в тексте примеры используемых видов рифм (работа в парах). Беседа по прочитанному, выборочное выразительное чтение, ответы на вопросы |
43. | Мир детства в стихотворении Н.А.Некрасова «Крестьянские дети». | 1 | Осмысление характеров героев, ответы на вопросы; выразительное чтение по ролям сценки встречи главного героя с Власом, устное словесное рисование; комментирование художественного текста, установление ассоциативных связей с произведениями живописи. |
44. | И.С.Тургенев. Слово о писателе. История создания рассказа «Муму». Быт и нравы крепостной России в рассказе. | 1 | Пересказ (инд.задание) статьи о писателе. Составление цитатного плана рассказа. Выборочный пересказ эпизодов. Ответить на вопрос: как Тургенев изображает нравы барской усадьбы? Установление ассоциативных связей с произведениями живописи. Определять тему произведения, выделять проблемы |
45. | История отношений Герасима и Татьяны. Герасим и его окружение. | 1 | Сопоставлять главного героя с его окружением, давать характеристику героя по его поступкам, поведению, использовать цитаты из текста в связном ответе, составлять план характеристики героя; выборочное выразительное чтение эпизодов, чтение диалогов по ролям, устное словесное рисование; самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы |
46. | Герасим и Муму. Счастливый год. | 1 | Выборочно пересказывать эпизоды, составлять цитатный план. Характеризовать героев повести,- Герасима, Татьяны, Капитона, барыни, - давать оценку их поступкам, определять и формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию; пересказывать близко к тексту, выборочный пересказ; |
47. | Осада каморки Герасима. Прощание с Муму. Возвращение Герасима в деревню. | 1 | Работа с текстом (выписать из рассказа имена и должности всей челяди), выразительное чтение отрывка из рассказа, обсуждение отдельных эпизодов и сцен рассказа, работа по опорной схеме |
48. | РР. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание, великодушие, трудолюбие. Протест героя против отношений барства и рабства. Подготовка к сочинению. | 1 | Ответы на вопросы: выразительное чтение, выборочное чтение эпизодов, чтение диалогов по ролям, устное словесное рисование; комментирование художественного произведения, самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы; сопоставление главного героя с другими персонажами - составление плана характеристики литературного героя |
49. | Анализ сочинений. Работа над ошибками. | 1 | Выполнять работу над ошибками, выделять в отдельные случаи группы фактических, стилистических, речевых и грамматических ошибок |
50. | А.А.Фет. Слово о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» - радостная, яркая, динамичная картина природы. | 1 | Пересказ (инд.задание) статьи в учебнике; определять, какие художественные приемы использует автор для описания природы, анализировать лирическое произведение, выразительно читать, передавать при помощи интонации впечатления от быстро меняющихся картин и состояний природы; понимать авторское отношение к природе. |
51. | Л.Н.Толстой: детство, начало литературной деятельности. Рассказ-быль «Кавказский пленник». Сюжет рассказа. | 1 | Пересказ (инд.задание) статьи учебника о писателе, оперировать понятиями при анализе произведения, определять главных сюжетных героев, их роль в произведении, специфику жанра; понимать различие между былью Н.В.Гоголя и былью Л.Н.Толстого; краткий и выборочный пересказы, ответы на вопросы; сопоставление произведений художественной литературы, принадлежащих к одному жанру. Определить события, позволяющие сопоставить и оценить поведение Жилина и Костылина в минуты опасности. Озаглавить каждое событие, записать название в виде плана. Тест на знание содержания прочитанного произведения |
52. | Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. | 1 | Оперировать понятиями при создании сравнительной характеристики, выявлять авторскую позицию, составлять рассказ от лица героя; выполнять художественный пересказ, рассказ от лица Жилина; самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы, комментирование глав 3-6; сравнение двух литературных персонажей, устные сообщения. Дискуссия по вопросам: почему Дина перестала видеть в Жилине врага? Как проявляет себя Жилин в момент расставания с Костылиным и Диной? Характеристика Дины (детали ее портрета, поведение, отношение к Жилину). Отбирать материал из художественного произведения, определять отношение автора к Дине и Жилину, их дружбе, выражать свое мнение; понимать движение картин, эпизодов, интонаций в рассказе Л. Толстого (от войны и вражды к милосердию и духовной близости) |
53. | Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов в рассказе Л.Н.Толстого. | 1 | Выборочный пересказ; устное словесное рисование, характеристика героя; устные сообщения; комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей с произведениями живописи. |
54. | РР. Краткость и выразительность языка рассказа. Рассказ, сюжет, композиция, идея произведения. | 1 | Самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы: в чем своеобразие языка и композиции рассказа; как описания природы помогают понять переживания героев; почему Л.Н.Толстой сам считал рассказ своим лучшим произведением? Наблюдения над языком рассказа, комментирование художественного произведения; анализ художественного текста. |
55. | РР. Как работать над сочинением «Жилин и Костылин: разные судьбы» | 1 | Работать над типом речи рассуждением, над композицией сочинения, планом, над вступлением и заключением, над логическими переходами. |
56. | А.П.Чехов. Слово о писателе. «Хирургия» | 1 | Пересказ (инд.задание) статьи о писателе. Передавать содержание рассказа, акцентируя внимание на речь героя, на его действиях; понимать, на чем основан юмор рассказа, определять, какими средствами писатель создает юмористические ситуации. Фронтальная работа по вопросам; чтение по ролям; установление ассоциативных связей с иллюстрацией. |
57. | Защита проектов «Юмор и сатира в творчестве А.П.Чехова». | 1 | Выразительно чтение статьи «О смешном в литературном произведении. Юмор»; устное словесное рисование, подготовленный рассказ о писателе, инсценированное чтение; защита иллюстрации; характеризовать особенности сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств; выявлять авторскую позицию |
| РУССКИЕ ПОЭТЫ 19 ВЕКА О РОДИНЕ | 3ч. |
|
58. | Образы природы в русской поэзии. Образ весны. Ф.И.Тютчев, А.Н.Плещеев. Образ лета. И.С.Никитин, Ф.И.Тютчев | 1 | Владеть навыками выразительного чтения и анализа поэтического произведения (определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенность звукового оформления, рифму, определять настроение, которым проникнуто стихотворение). Устное словесное рисование; установление ассоциативных связей с произведениями живописи и музыки; восстановление деформированного текста, анализ стихотворения |
59. | Образ осени. Ф.И.Тютчев, А.Н.Майков. Образ зимы. И.С.Никитин, И.З.Суриков. | 1 | |
60. | Образы русской природы в поэзии. Рифма, ритм. Анализ стихотворения. | 1 | |
| РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 20 ВЕКА | 27ч. |
|
61. | И.А.Бунин: страницы биографии. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине. | 1 | Пересказ (инд.задание) статьи о писателе. Сравнить произведение Бунина со стихотворениями русских поэтов о родной природе и родине; объяснить, что их сближает, сопоставить художественное произведение с живописным полотном, проникнуться особым сочувствием к косцам, понимать их удаль и свободу, их чувство любви к родной стороне; работа в паре -ответы на вопросы: в чем заключается своеобразие языка Бунина? О чем размышляет автор в конце рассказа? Комментированное чтение; анализ текста. |
62. | В.Г.Короленко. Слово о писателе. «В дурном обществе» | 1 | Пересказ (инд.задание) статьи о писателе; наблюдать за художественными средствами, создающими образ одинокого ребенка; уметь объяснять роль пейзажа, портрета, сравнения в описании Васи, причины отчуждения между Васей и его отцом, характер Васи, его чуткую душу, попытки разорвать круг одиночества; выборочный пересказ, близкий к тексту; заочная экскурсия по Княж-городку, устное словесное рисование. Комментированное чтение главы «Я и мой отец». Фронтальная работа по вопросам: что гонит Васю из родного дома? Каковы причины отчуждения между Васей и его отцом? Устное словесное рисование «Вася и судья на скамейке». |
63. | Сюжет и композиция повести «В дурном обществе». | 1 | Выделять границы эпизодов повести, различать виды эпических произведений, определять особенности композиции произведения. Фронтальная беседа по вопросам, работа с текстом произведения, выразительное чтение, составление плана повести, работа над планом характеристики героев. |
64. | Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Путь Васи к правде и добру. | 1 | Объяснять роль противопоставления образов в повести, причины различных отношений между родителями и детьми, характеризовать литературного героя на основании его поступков, определять роль портрета и пейзажа в понимании характеров героев, позицию автора и его отношение к изображаемому, к героям, в первую очередь к Васе, определять особенности композиции произведения Пересказ, близкий к тексту; выразительное чтение заключительной сцены; комментирование художественного произведения, работа с иллюстрациями. Работа в малых группах – беседа по вопросам: как и почему изменился Вася за столь короткий промежуток времени, почему знакомство с «детьми подземелья» оказалось судьбоносным для всей семьи Васи? Составление плана ответа на вопрос: какими средствами пользуется автор, чтобы создать ужасающую картину жизни детей подземелья? |
65. | Глава «Кукла» - кульминация повести. Простота и выразительность языка повести. | 1 | Определять границы эпизода в произведении, пересказать его кратко, назвать его тему, озаглавить, обосновать: насколько эпизод важен в раскрытии темы всего произведения, его роль в композиции; дать характеристику персонажам, действующим в эпизоде, проследить динамику (развитие) их чувств, поведения, оценить их речь, выявить авторское отношение; сформулировать общий вывод о роли эпизода в произведении Выразительное чтение глав, работа над языком повести, беседа, анализ эпизодов |
66. | РР. Обучение навыкам характеристики литературного персонажа. | 1 | Охарактеризовать героев повести, давать оценку их поступкам, определять и формулировать роль пейзажа, сравнений, определять композицию. Закрепить навыки работы над сочинением: обдумывание темы, определение идеи сочинения, подбор материала, составление плана, редактирование и переписывание |
67. | С.А.Есенин. Слово о поэте. Образ родного дома в стихотворениях Есенина. | 1 | Пересказ (инд.задание) статьи о поэте, чтение стихотворений, их восприятие, ответы на вопросы, выразительное чтение. Объяснять, почему в одном стихотворении ритм быстрый, динамичный, в другом – размеренный, неторопливый; понимать, каким настроением окрашены стихотворения, передавать это настроение в процессе выразительного чтения |
68. | Стихотворение «С добрым утром!». Самостоятельная работа «Картинки из моего детства» | 1 | Анализ стихотворения, самостоятельная творческая работа «Картинка из моего детства». Владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенность звукового оформления, рифму, определять настроение, которым проникнуто стихотворение). |
69. | П.П.Бажов. Рассказ о жизни и творчестве писателя. «Медной горы Хозяйка». Отличие сказа от сказки. | 1 | Пересказ (инд.задание) статьи о писателе; комментированное чтение, отличать сказ от сказки; пересказывать сказ, аналитически читать |
70. | Язык сказа. Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. | 1 | Находить в сказе реальное и фантастическое, давать характеристику Степану, выразительное чтение, беседа по вопросам, творческий пересказ, обсуждение иллюстраций |
71. | Вн.чт. «Малахитовая шкатулка». Сказы П.П.Бажова. | 1 | Выборочный пересказ, беседа по творчеству П.П.Бажова. Обсуждение иллюстраций, выразительное чтение Викторина. Конкурс творческих работ |
72. | К.Г.Паустовский: страницы биографии. Сказка «Теплый хлеб». Герои сказки. | 1 | Пересказ (инд.задание) статьи о писателе, викторина, беседа по содержанию сказки, работа над образами главных героев сказки. Объяснять смысл названия сказки. Отличать народную сказку от литературной |
73. | Нравственные уроки сказки «Теплый хлеб». Реальные и фантастические события и персонажи сказки. | 1 | Выразительное чтение, анализ эпизода, инсценировка, беседа. |
74. | Выразительность и красочность языка. Сравнения и эпитеты в сказке К.Г.Паустовского «Теплый хлеб». | 1 | Анализ текста, работа над языком рассказа, над изобразительно-выразительными средствами языка: сравнением и эпитетами, творческая работа (сочинение-миниатюра «Я увидел чудо…»). |
75. | К.Г.Паустовский. Рассказ «Заячьи лапы». | 1 | Выборочное чтение рассказа, его восприятие; краткий пересказ; устное словесное рисование, комментирование художественного текста. Понимать взаимоотношения героев; уметь объяснять смысл названия рассказа, роль зайца в судьбе внука деда Лариона, роль описания природы в понимании событий, изображенных в рассказе |
76. | С.Я.Маршак. Слово о писателе. Пьеса-сказка С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев». | 1 | Пересказ (инд.задание) статьи о писателе, выборочное чтение отдельных сцен; ответы на вопросы; выразительное чтение, устное словесное рисование, чтение по ролям; сопоставление художественных текстов (легенды и сказки); отличать пьесу от других произведений, читать драматическое произведение |
77. | Положительные и отрицательные герои пьесы-сказки «Двенадцать месяцев». Художественные особенности пьесы-сказки. | 1 | Характеризовать героев, их характеры, изменение их поведения в зависимости от ситуации; понимать гуманистическую идею сказки, ее связь с русским фольклором, уметь объяснять, что достигает автор сочетанием фантастического и реального в пьесе, сопоставлять сказку Маршака с народными сказками, со «Снежной королевой» Г.Х. Андерсена. Инсценирование, чтение по ролям, устное словесное рисование; самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы |
78. | Роды и жанры литературы. Герои пьесы-сказки. Победа добра над злом. | 1 | Объяснять понятия «сопоставление, противопоставление»; средства раскрытия характеров действующих лиц (поступки, портрет, пейзаж, авторская оценка). Самостоятельная работа «Роды и жанры литературы». Беседа по вопросам |
79. | Х.К.Андерсен и его сказочный мир. Сказка «Снежная королева». | 1 | Пересказ (инд.задание) статьи учебника об Андерсене, выборочное чтение сказки, ее восприятие; ответы на вопросы, осмысление сюжета сказки, изображенных в ней событий, характеров (выборочный пересказ отдельных глав, составление плана, воспроизводящего композицию сказки, определение главных эпизодов); установление ассоциативных связей эпизодов с иллюстрациями. |
80. | Два мира сказки «Снежная королева». | 1 | Рассказ о сказочнике, выборочный пересказ отдельных эпизодов; выразительное чтение эпизода «Герда в чертогах Снежной королевы», сообщения о героях сказки; сопоставление со сказкой А.С.Пушкина «Сказка о мертвой царевне». |
81. | Исследование. Писатели-сказочники. Сравнение я народного и авторского | 1 | Выразительное чтение эпизодов из художественных текстов, устное словесное рисование; комментирование сказок, выбранных для самостоятельного чтения; сопоставление литературных сказок со сходным сюжетом, сопоставление литературных сказок и сказок народных. |
82. | А.П.Платонов. Слово о писателе. Маленький мечтатель Андрея Платонова в рассказе «Никита». | 1 | Пересказ (инд.задание) статьи об авторе; художественный пересказ фрагмента, составление словаря для характеристики предметов и явлений; комментирование эпизода «Встреча с отцом», установление ассоциативных связей с произведениями живописи. |
83. | Жизнь как борьба добра и зла. Тема человеческого труда в рассказе «Никита». | 1 | Выделять в содержании главное и делать выводы, находить ключевые фразы, проводить сравнительный анализ произведений. Составление плана рассказа; работа с иллюстрациями; рассказ о Никите; наблюдение над языком рассказа А.П.Платонова; сравнительный анализ произведений. |
84. | В.П.Астафьев: детство писателя. «Васюткино озеро». Сюжет рассказа, его герои. | 1 | Пересказ (инд.задание) статьи о писателе, выборочное чтение эпизодов; пересказ, ответы на вопросы; чтение по ролям; характеризовать чувства и поведение мальчика, его состояние, используя авторскую лексику; понимать смысл заглавия, значение картин природы |
85. | Человек и природа в рассказе В.П.Астафьева «Васюткино озеро». | 1 | Понимать и объяснять отношение Васютки к окружающему миру; умение объяснять: поведение героя в лесу, какие качества характера помогают ему бороться со страхом, как меняется отношение мальчика к природе на протяжении всего повествования, каково авторское отношение к изображаемому (роль пейзажа, метафор, сравнений в понимании характера Васютки). Составление киносценария на тему «Как Васютка заблудился», устное словесное рисование |
86. | Сочинение «Тайга, наша кормилица, хлипких не любит». Становление характера Васютки (по рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро»). | 1 | Давать характеристику героем повести, давать оценку их поступкам, определять и формулировать роль пейзажа, сравнений; определять композицию. Подготовка к сочинению, обсуждение планов, работа над сочинением. |
87. | Джек Лондон. Трудная, но интересная жизнь (слово о писателе). «Сказание о Кише». | 1 | Пересказ (инд.задание) статьи о писателе; характеризовать героев, давать оценку их поступкам, определять и формулировать роль пейзажа, сравнений; ответы на вопросы, пересказ (краткий, выборочный, от лица героя) |
| ПОЭТЫ О ВОВ (1941 – 1945) | 3ч. |
|
88. | Поэтическая летопись Великой Отечественной войны. А.Т.Твардовский. «Рассказ танкиста». | 1 | Выразительное чтение и частичный анализ стихотворений. Выполнять анализа поэтического произведения (определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенность звукового оформления, рифму, определять настроение, которым проникнуто стихотворение). |
89. | Подвиг бойцов крепости-героя Бреста. К.М.Симонов «Майор привез мальчишку на лафете…». Поэма-баллада «Сын артиллериста». | 1 | |
90. | РР. h Великая Отечественная война в жизни моей семьи. | 1 | Чтение стихотворений, сообщение о Великой Отечественной войне в жизни моей семьи, прослушивание песен военных лет. |
| ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ 20 ВЕКА О РОДИНЕ | 3ч. |
|
91. | Стихотворения И.А.Бунина. «Помню – долгий зимний вечер…». | 1 | Выразительно читать стихотворения, зрительно представлять картины, которые воссоздаёт поэт, находить художественные средства, помогающие авторам передать свое настроение, уметь определить их роль; отвечать на вопросы; устное словесное рисование. |
92. | Картина В.М.Васнецова «Алёнушка». А.А.Прокофьева «Аленушка». Д.Б.Кедрина. | 1 | |
93. | Н.М.Рубцов «Родная деревня». Дон –Аминадо «Города и годы». | 1 | |
| ПИСАТЕЛИ УЛЫБАЮТСЯ | 3ч. |
|
94- 95. | Саша Черный. Рассказы «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Юмор | 2 | Пересказ (инд.задание) статьи о писателе, сжато пересказывать, инсценировать; ответы на вопросы, обсуждение содержания, выразительное чтение по ролям |
96. | Вн.чт. Стихотворения-шутки. Ю.Ч. Ким. «Рыба-кит». | 1 | Пересказ (инд.задание) статьи учебника об Ю.Ч.Киме, выразительное чтение стихотворений-шуток |
| ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА | 5ч. |
|
97-98.
| Даниэль Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо» | 2 | Пересказ (инд.задание) статьи о писателе, чтение гл. 6 «Робинзон на необитаемом острове»; воспроизводить все приключения и события в жизни Робинзона; понимать авторское отношение к изображаемому, глубокое уважение к человеческому труду, изображение труда как основы жизни; пересказ (воспроизведение сюжета); сопоставление художественных произведений. |
99. | Марк Твен. Слово о писателе. «Приключения Тома Сойера». Жизнь и заботы Тома Сойера. | 1 | Пересказ (инд.задание) статьи об авторе, чтение эпизодов; пересказывать текст (гл. 12, 21 – о проделках Тома); составлять рассказ о Томе (кто он такой, где живет, кто его семья, каковы его заботы, переживания), оценивать его поступки, сопоставлять текст с иллюстрацией художника |
100- 101. | Том Сойер и его друзья. | 2 | Сообщение о писателе, пересказ эпизодов «Том и его друзья», сравнение Тома и Сида; анализ текста; пересказ любимых эпизодов |
| ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5 КЛАССЕ | 4ч. |
|
102. | Годовая контрольная работа | 1 | Выбор ответа в тестовых заданиях. Определять в тексте изобразительно-выразительные средства, отличать речь прозаическую и стихотворную, использовать первоначальные представления о стихосложении (ритм, рифма, строфа) при выборе ответа. |
103- 104. | Литературный праздник «Путешествие по стране Литературии 5 класса».
| 2 | Презентация сочинений, рисунков, иллюстраций к любимым произведениям, инсценирование самостоятельно прочитанных книг, ответы на вопросы викторины «Знаете ли вы литературных героев?». |
105. | Обобщение изученного. Летнее чтение. | 1 | Высказывать мнение о самостоятельно прочитанных произведениях, аргументируя свой ответ (определять жанр произведения, его тему, идею, замысел автора, взаимоотношения героев), защищать иллюстрации к любимым произведениям, уметь выбрать эпизод для инсценирования и объяснить его роль в композиции художественного произведения |